Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика», основной образовательной программы школы.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В 3 классе на изучение математики отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе учебно – воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов. Процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе; математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека; владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения)
Личностные, метапредметные, предметные планируемые результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100
Сложение и вычитание (продолжение) (8 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами.
Табличное умножение и деление (55 ч)
Связь умножения и деления, таблицы умножения и деления с числами 2 и 3, четные и нечетные числа, зависимости между величинами: цена, количество, стоимость, порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4,5,6,7, 8,9.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: см2, дм2, м2. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида а : а, 0 : а при а ≠ 0. Текстовые задачи в 3 действия. Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля.
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
Внетабличное умножение и деление (27 ч)
Умножение суммы на число. Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23. Приемы умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3, 80 : 20. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления. Приемы деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + в, а – в, а ∙ в, с : d ( d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Деление с остатком: приемы нахождения частного и остатка, проверка деления с остатком, решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Числа от 1 до 1 000
Нумерация (13 ч)
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.
Единицы массы: килограмм, грамм.
Числа от 1 до 1 000
Сложение и вычитание чисел (10 ч)
Приемы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (900 + 20, 500 – 80, 120 ∙ 7, 300 : 6 и др.). Приемы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения, вычитания.
Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Числа от 1 до 1 000
Умножение и деление (12 ч)
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения на однозначное число, прием письменного деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (11 ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата |
планир. | фактич. |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение) (8 ч) 1 четверть |
1-2 | Устные и письменные приемы сложения и вычитания | Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Обозначать геометрические фигуры буквами. Решать задачи логического и поискового характера. | 2 | 2.09 3.09 | |
3 | Выражения с переменной | 1 | 4.09 | |
4-5 | Решение уравнений | 2 | 8.09 9.09 | |
6 | Обозначение геометрических фигур буквами | 1 | 10.09 | |
7 | Закрепление пройденного. Решение задач | 1 | 11.09 | |
8 | Контрольная работа по теме « Повторение. Сложение и вычитание» | 1 | 16.09 | |
Табличное умножение и деление. (55 ч) |
9 | Анализ контрольной работы. Связь между компонентами и результатом умножения | Применять правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в 2—3 действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий).
Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать зависимости между величинами с помощью схематических чертежей. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решений. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Выполнять задания логического и поискового характера. Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2—7. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Выполнять задания творческого и поискового характера. Составлять план успешной игры Собирать и классифицировать информацию. Работать в паре. Оценивать результат и ход работы. | 1 | 17.09 | |
10 | Связь между компонентами и результатом умножения | 1 | 15.09 | |
11 | Четные и нечетные числа. | 1 | 18.09 | |
12 | Таблица умножения и деления на 3 | 1 | 22.09 | |
13 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость | 1 | 23.09 | |
14 | Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов | 1 | 24.09 | |
15-17 | Порядок выполнения действий | 3 | 25.09 29.09 30.09 | |
18 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились | 1 | 1.10 | |
19 | Контрольная работа по теме « Умножение и деление на 2 и 3» | 1 | 2.10 | |
20 | Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления на 4 | 1 | 6.10 | |
21 | Закрепление изученного. | 1 | 7.10 | |
22-23 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 2 | 8.10 9.10 | |
24 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | 1 | 13.10 | |
25 | Решение задач. | 1 | 14.10 | |
26 | Таблица умножения и деления с числом 5 | 1 | 15.10 | |
27-28 | Задачи на кратное сравнение чисел | 2 | 16.10 20.10 | |
29 30 | Решение задач Таблица умножения и деления с числом 6 | 1 | 21.10 | |
1 | 22.10 | |
31-32 | Решение задач | 2 | 23.10 27.10 | |
33 | Таблица умножения и деления с числом 7 | 1 | 28.10 | |
34 | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление» | 1 | 29.10 | |
35 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных | 1 | 30.10 | |
2 четверть |
36 (1) | Площадь. Способы сравнения фигур по площади | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравнивать геометрические фигуры по площади. Находить площадь прямоугольника разными способами Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию. Находить долю величины и величину по ее доле. Сравнить разные доли одной и той же величины. Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие. Дополнять задачи-расчеты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими | 1 | 12.11 | |
37 (2) | Квадратный сантиметр | 1 | 13.11 | |
38 (3) | Площадь прямоугольника | 1 | 17.11 | |
39 (4) | Таблица умножения и деления с числом 8 | 1 | 18.11 | |
40 (5) | Закрепление изученного | 1 | 19.11 | |
41 (6) | Таблица умножения и деления с числом 9 | 1 | 20.11 | |
42 (7) | Квадратный дециметр | 1 | 24.11 | |
43 (8) | Таблица умножения. Закрепление | 1 | 25.11 | |
44 (9) | Решение задач | 1 | 26.11 | |
45 (10) | Квадратный метр | 1 | 27.11 | |
46 (11) | Закрепление изученного | 1 | 1.12 | |
47-48 (12-13) | Странички для любознательных Что узнали. Чему научились | 2 | 2.12 3.12 | |
49 (14) | Умножение на 1 | 1 | 4.12 | |
50 (15) | Умножение на 0 | 1 | 8.12 | |
51 (16) | Закрепление изученного | 1 | 9.12 | |
52 (17) | Деление нуля на число | 1 | 10.12 | |
53 (18) | Задачи в 3 действия | 1 | 11.12 | |
54 (19) | Доли. Образование и сравнение долей | 1 | 15.12 | |
55-56 (20-21) | Круг. Окружность Диаметр окружности | 2 | 16.12 17.12 | |
57 (22) | Решение задач | 1 | 18.12 | |
58-59 (23-24) | Единицы времени – год, месяц Единица времени - сутки | 2 | 22.12 23.12 | |
60 (25) | Что узнали. Чему научились | 1 | 24.12 | |
61 (26) | Итоговая контрольная работа за первое полугодие | 1 | 25.12 | |
62 (27) | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных | 1 | 29.12 | |
63 (28) | Закрепление изученного | 1 | 30.12 | |
Внетабличное умножение и деление (27 ч) 3 четверть |
64 (1) | Приемы умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 69 : 3 | Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и проверять правильность деления с остатком. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Вычислять значение выражений с двумя переменными при заданных числовых значениях входящих в него букв. Решать задачи логического и поискового характера, выполнять задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки:«если не …, то», «если не …, то не …»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Анализировать и оценивать результат работы | 1 | 12.01 | |
65 (2) | Прием деления для случаев вида 80 : 20 | 1 | 13.01 | |
66 (3) | Умножение суммы на число | 1 | 14.01 | |
67 (4) | Решение задач | 1 | 15.01 | |
68 (5) | Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23 | 1 | 19.01 | |
69-71 (6- 8) | Решение задач. Закрепление изученного | 3 | 20.01 21.01 22.01 | |
72-73 (9-10) | Деление суммы на число | 2 | 26.01 27.01 | |
74 (11) | Связь между числами при делении | 1 | 28.01 | |
75 (12) | Проверка деления | 1 | 29.01 | |
76 (13) | Прием деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22 | 1 | 2.02 | |
77 (14) | Проверка умножения | 1 | 3.02 | |
78-79 (15-16) | Решение уравнений | 2 | 4.02 5.02 | |
80 (17) | Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных | 1 | 9.02 | |
81 (18) | Контрольная работа по теме «Деление и умножение» | 1 | 10.02 | |
82 (19) | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных | 1 | 11.02 | |
83-84 (20-21) | Деление с остатком | 2 | 12.02 16.02 | |
85-87 (22-24) | Приемы нахождения частного и остатка | 3 | 17.02 18.02 19.02 | |
88 (25) | Деление меньшего числа на большее | 1 | 24.02 | |
89 (26) | Проверка деления с остатком | 1 | 25.02 | |
90 (27) | Что узнали. Чему научились | 1 | 26.02 | |
Числа от 1 до 1 000 Нумерация (13 ч) |
91 (28) | Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных. | Читать и записывать трехзначные числа. Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трехзначное числа суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы в другие. Сравнивать предметы по массе. Читать и записывать числа римскими цифрами. Сравнивать позиционную десятичную систему счисления с Римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков, представленные римскими цифрами. | 1 | 2.03 | |
92 (29) | Контрольная работа по теме «Деление с остатком» | 1 | 3.03 | |
93 (30) | Анализ контрольной работы. Устная нумерация. Тысяча | 1 | 4.03 | |
94 (31) | Образование и название трехзначных чисел | 1 | 5.03 | |
95 (32) | Запись трехзначных чисел. Разряды счетных единиц | 1 | 9.03 | |
1 | 10.03 | |
96 (33) | Натуральная последовательность трехзначных чисел |
97 (34) | Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз | 1 | 11.03 | |
98 (35) | Замена числа суммой разрядных слагаемых | 1 | 12.03 | |
99 (36) | Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений | 1 | 16.03 | |
100 (37) | Сравнение трехзначных чисел | 1 | 17.03 | |
101 (38) | Письменная нумерация в пределах 1000 | 1 | 18.03 | |
102 (39) | Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000» | 1 | 19.03 | |
103 (40) | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных | 1 | 23.03 | |
Числа от 1 до 1 000 Сложение и вычитание чисел (10 ч) 4 четверть |
104 (1) | Единицы массы – килограмм, грамм | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений. Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди последних — равносторонние) и называть их. Решать задачи творческого и поискового характера. | 1 | 2.04 | |
105-106 (2-3) | Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных | 2 | 6.04 7.04 | |
107 (4) | Приемы устных вычислений | 1 | 8.04 | |
108 (5) | Приемы устных вычислений вида 450+30, 620- 200 | 1 | 9.04 | |
109 (6) | Приемы устных вычислений вида 470+80, 560- 90 | 1 | 13.04 | |
110 (7) | Приемы устных вычислений вида 260+310, 670- 140 | 1 | 14.04 | |
111 (8) | Приемы письменных вычислений | 1 | 15.04 | |
112 (9) | Алгоритм письменного сложения | 1 | 16.04 | |
113 (10) | Алгоритм письменного вычитания | 1 | 20.04 | |
Числа от 1 до 1 000. Умножение и деление (12 ч) |
114 (11) | Виды треугольников | Использовать различные приемы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений, в том числе и калькулятор | 1 | 21.04 | |
115 (12) | Закрепление изученного | 1 | 22.04 | |
116 (13) | Что узнали. Чему научились | 1 | 23.04 | |
117 (14) | Контрольная работа по теме « Письменное сложение и вычитание» | 1 | 28.04 | |
118 (15) | Анализ контрольной работы | 1 | 29.04 | |
119-121 (16-18) | Приемы устных вычислений | 3 | 27.04 30.04 4.05 | |
122 (19) | Виды треугольников | 1 | 5.05 | |
123-125 (20-22) | Прием письменного умножения на однозначное число | 3 | 6.05 7.05 11.05 | |
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (11 ч) |
126-127 (23-24) | Прием письменного деления на однозначное число | Выполнять сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000. Решать выражения и уравнения Обозначать геометрические фигуры буквами. Решать задачи логического и поискового характера | 2 | 12.05 13.05 | |
128 (25) | Проверка деления умножением | 1 | 14.05 | |
129 (26) | Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором | 1 | 18.05 | |
130 (27) | Повторение изученного | 1 | 19.05 | |
131 (28) | Итоговая контрольная работа | 1 | 20.05 | |
132 (29) | Анализ контрольной работы. | 1 | 21.05 | |
133-136 (30-33) | Повторение изученного | 4 | 25.05 26.05 27.05 28.05 | |
Материально - техническое обеспечение
Рабочия программа. Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 1-4 классы. Москва. «Просвещение», 2011 г.
Моро М.И. и др. Учебник. Математика 3 класс, в 2 ч. М.: Просвещение, 2012 г.
Моро М. И., Волкова С. И. Тетрадь по математике для 3 класса в 2 ч. Просвещение, 2014г.
Электронное приложение к учебникам Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В. Математика (3 класс).
Волкова С. И. Проверочные работы к учебнику «Математика. 3 класс». – М.: Просвещение, 2014 г.
Волкова С. И. Контрольные работы по математике: 1 -4 класс: М.: Просвещение, 2011 г.
Волкова С. И. Устные упражнения. «Математика. 3 класс». – М.: Просвещение, 2008 г.
Т. Н. Ситникова. Н. Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике: 3 класс. – М.: «ВАКО» 2012 г.
Компьютер, мультимедиа проектор.
Интернет-ресурсы
http://www.edu.ru (Российское образование. Федеральный портал)
http://www.lessons.irk.ru (Нестандартные уроки)
http://www.intergu.ru (Интернет-государство учителей)
http://www.school-collection.edu.ru : Единые образовательные ресурсы
9