СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 3 класса по системе Занкова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Количество часов: всего – 136ч, в неделю – 4ч.

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО по математике и составлена на основе  программы И.И.Аргинской, С.Н.Кормишиной  «Математика» из сборника «Программы начального общего образования». Система Л.В.Занкова /  Сост.Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 3 класса по системе Занкова.»

Класс: 3А

Количество часов: всего – 136ч, в неделю – 4ч.

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО по математике и составлена на основе программы И.И.Аргинской, С.Н.Кормишиной «Математика» из сборника «Программы начального общего образования». Система Л.В.Занкова / Сост.Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.



Учебник: Аргинская И. И.,Ивановская Е. И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 3 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.

































Планируемые результаты освоения предмета

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:



– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе;

– понимание значения математики в собственной жизни;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;

– понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– восприятие нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– общее представление о понятиях «истина», «поиск истины».

Обучающийся получит возможность для формирования:

- широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики;

восприятия эстетики логического умозаключения, точности математического языка;

- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

чувства сопричастности к математическому наследию России, гордости за свой народ;

ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

понимание важности осуществления собственного выбора.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир;

– осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;

– осуществлять самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности;

– принимать участие в групповой работе;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч. заданий, развивающих смекалку;

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

на основе результатов решения практических задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делать несложные теоретические выводы о свойствах изучаемых математических объектов;

контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в т.ч. под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернета;

– кодировать информацию в знаково - символической или графической форме;

– на основе кодирования информации самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;

– строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме;

– проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление), самостоятельно строить выводы на основе сравнения;

– осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);

– проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

– выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;

– проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;

– строить индуктивные и дедуктивные рассуждения (формулирование общего вывода на основе сравнения нескольких объектов о наличии у них общих свойств; на основе анализа учебной ситуации и знания общего правила формулировать вывод о свойствах единичных изучаемых объектов);

– понимать действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);

– с помощью педагога устанавливать отношения между понятиями (родовидовые, отношения пересечения, причинно-следственные).

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации в открытом информационном пространстве;

моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

самостоятельно формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

расширять свои представления о математических явлениях;

проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов;

осуществлять действие подведения под понятие (для изученных матема- тических понятий; в новых для учащихся ситуациях);

пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;

– допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении;

– координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве; приходить к общему решению в спорных вопросах;

– использовать правила вежливости в различных ситуациях;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;

– контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат);

– задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;

– понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для партнера высказывания;

адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач;

аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров;

понимать относительность мнений и подходов к решению задач;

стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;

осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;

активно участвовать в учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во вне урочной деятельности.

Предметные результаты

Числа и величины

Обучающийся научится:

– читать и записывать любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду;

– устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков;

– выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью;

– классифицировать числа по разным основаниям, объяснять свои действия;

– представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;

– находить долю от числа и число по его доле;

– выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну;

– применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц,1 т = 1000 кг.



Обучающийся получит возможность научиться:

читать и записывать дробные числа, понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;

находить часть числа (две пятых, семь девятых и т.д.);

изображать изученные целые числа на числовом (координатном) луче;

изображать доли единицы на единичном отрезке координатного луча;

записывать числа с помощью цифр римской письменной нумерации C, L, D, М.

Арифметические действия

Обучающийся научится:

– выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;

– выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;

– выполнять деление с остатком;

– находить значения сложных выражений, содержащих 2–3 действия.

Обучающиийся получит возможность научиться:

выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости,

времени, площади);

изменять результат арифметического действия при изменении одного или двух компонентов действия;

находить значение выражения с переменной при заданном ее значении (сложность выражений 1–3 действия);

находить решения неравенств с одной переменной разными способами;

проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений;

выбирать верный ответ задания из предложенных.

Работа с текстовыми задачами

Обучающийся научится:

– выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертеж, схему и т.д.;

– выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2–3 действия;

– решать задачи, рассматривающие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы);

– преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия;

– составлять задачу по ее краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертеж и т.д.).

Обучающийся получит возможность научиться:

сравнивать задачи по сходству и различию в сюжете и математическом смысле;

изменять формулировку задачи, сохраняя математический смысл;

находить разные способы решения одной задачи;

преобразовывать задачу с недостающими или избыточными данными в задачу с необходимым и достаточным количеством данных;

решать задачи на нахождение доли, части целого и целого по значению его доли;

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

– различать окружность и круг;

– строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;

– строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать транспортир для измерения и построения углов;

- делить круг на 2, 4, 6, 8 равных частей;

- изображать простейшие геометрические фигуры ( отрезки, прямоугольники ) в заданном масштабе;

- выбирать масштаб, удобный для данной задачи;

- изображать пространственные тела ( четырёхугольные призмы, пирамиды ) на плоскости.

Геометрические величины

Обучающийся научится:

– находить площадь фигуры с помощью палетки;

– вычислять площадь прямоугольника по значениям его длины и ширины;

– выражать длину, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними;

– применять единицу измерения длины – километр (км) и соотношения: 1 км = 1000 м, 1 м = 1000 мм;

– использовать единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2), квадратный километр (км2) и соотношения между ними: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2.

Обучающийся получит возможность научиться:

находить площади многоугольников разными способами: разбиением на прямоугольники, дополнением до прямоугольника, перестроением частей

фигуры;

использовать единицу измерения величины углов – градус и его обозначение (°).

Работа с информацией

Обучающийся научится:

– использовать данные готовых таблиц для составления чисел, выполнения действий, формулирования выводов;

– устанавливать закономерность по данным таблицы, заполнять таблицу в соответствии с закономерностью;

– использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении текстовых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

читать несложные готовые круговые диаграммы, использовать их данные для решения текстовых задач;

соотносить информацию, представленную в таблице и столбчатой диаграмме; определять цену деления шкалы столбчатой и линейной диаграмм;

дополнять простые столбчатые диаграммы;

понимать, выполнять, проверять, дополнять алгоритмы выполнения изучаемых действий;

понимать выражения, содержащие логические связки и слова («… и …», «…или …», «не», «если .., то … », «верно/неверно, что …», «для того, чтобы… нужно …», «каждый», «все», «некоторые»).





Содержание учебного предмета



Числа и величины (30 часов )

Координатный луч

Понятие о координатном луче. Единичный отрезок. Определение положения натурального числа на числовом луче.

Определение точек числового луча, соответствующих данным натуральным числам, и обратная операция.

Разряды и классы

Завершение изучения устной и письменной нумерации трехзначных чисел.

Образование новой единицы счета - тысячи. Разные способы образования этой единицы счета.

Счет тысячами в пределах единиц тысяч. Чтение и запись получившихся чисел. Разряд тысяч и его место в записи чисел.

Устная и письменная нумерация в пределах разряда единиц тысяч.

Образование следующих единиц счета - десятка тысяч и сотни тысяч. Счет этими единицами. Запись получившихся чисел. Разряды десятков тысяч и сотен тысяч, их место в записи числа.

Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч. Таблица разрядов и классов. Представление изученных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Устная и письменная нумерация в пределах двух первых классов. Общий принцип образования количественных числительных в пределах изученных чисел. Сравнение и упорядочивание чисел классов тысяч и единиц.

Римская письменная нумерация

Продолжение изучения римской письменной нумерации. Знакомство с цифрами L, C, D, M. Запись чисел с помощью всех изученных знаков.

Сравнение римской и современной письменных нумераций (продолжение).

Дробные числа



Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел, дроби вокруг нас.

Понятие о дроби как части целого. Запись дробных чисел. Числитель и знаменатель дроби, их математический смысл с точки зрения рассматриваемой интерпретации дробных чисел.

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и разными числителями.

Расположение дробных чисел на числовом луче.

Нахождение части от числа и восстановление числа по его доле.

Величины

Скорость движения. Единицы измерения скорости: см/мин, км/ч, м/мин.

Единицы измерения массы: грамм (г), центнер (ц), тонна (т). Соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц =100 кг, 1 т = 10 ц = 1000 кг.

Сравнение и упорядочивание однородных величин.



Арифметические действия (50 часов)

Сложение и вычитание

Сложение и вычитание в пределах изученных чисел. Связь выполнения этих действий с таблицей сложения и разрядным составом чисел.

Умножение и деление

Кратное сравнение чисел.

Распределительное свойство умножения относительно сложения. Его формулировка и запись в общем виде (буквенная запись).

Деление суммы на число (рассмотрение случая, когда каждое слагаемое делится без остатка на делитель).

Использование свойств арифметических действий для рационализации вычислений.

Внетабличное умножение и деление на однозначное число в пределах изученных чисел.



Использование таблицы умножения при выполнении внетабличного умножения и деления на однозначное число. Роль разрядного состава многозначного множителя и делимого при выполнении этих действий.

Понятие о четных и нечетных числах с точки зрения деления. Признаки четных и нечетных чисел.

Деление с остатком. Расположение в натуральном ряду чисел, делящихся на данное число без остатка.

Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наименьший и наибольший из возможных остатков.

Расположение в натуральном ряду чисел, дающих при делении на данное число одинаковые остатки.

Связь делимого, делителя, значения неполного частного и остатка между собой.

Определение делимого по делителю, значению неполного частного и остатку.

Различные способы внетабличного деления на однозначное число: разбиением делимого на удобные слагаемые и на основе деления с остатком.

Выполнение внетабличного умножения и деления в строку и в столбик. Знаки умножения и деления, используемые при выполнении этих действий в столбик.

Определение числа знаков в значении частного до выполнения операции.

Нахождение значений сложных выражений со скобками и без скобок, содержащих 3-5 действий.

Нахождение неизвестных компонентов действия в неравенствах с помощью решения соответствующих уравнений.

Нахождение неизвестных компонентов действия в уравнениях на основе использования свойств равенств и взаимосвязи между компонентами действия.



Выражения с одной переменной. Определение значений выражений при заданных значениях переменной.

Построение математических выражений с помощью словосочетания «для того, что бы … , надо …».

Работа с текстовыми задачами (в течение года) .

Таблица, чертеж, схема и рисунок как формы краткой записи задачи. Выбор формы краткой записи в зависимости от особенностей задачи.

Обратные задачи (продолжение). Установление числа обратных задач к данной. Составление всех возможных обратных задач к данной, их решение или определение причины невозможности выполнить решение.

Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полным набором данных (дополнение условия задачи недостающими данными, изменение вопроса в соответствии с имеющимися данными, комбинация этих способов).

Задачи с избыточными данными. Различные способы их преобразования в задачи с необходимым и достаточным количеством данных.

Сравнение и решение задач, близких по сюжету, но различных по математическому содержанию.

Упрощение и усложнение исходной задачи. Установление связей между решениями таких задач.

Анализ и решение задач, содержащих зависимости, характеризующие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы).

Оформление решения задачи сложным выражением.

Решение задач на нахождение части от целого и целого по значению его доли.



Пространственные отношения.

Геометрические фигуры (16 часов)

Знакомство с окружностью. Центр окружности. Свойство точек окружности.

Радиус окружности. Свойство радиусов окружности.

Построение окружностей с помощью циркуля.

Взаимное расположение точек плоскости и окружности (на окружности, вне окружности).

Окружность и круг, связь между ними.

Масштаб и разные варианты его обозначения. Выбор масштаба для изображения данного объекта. Определение масштаба, в котором изображен объект. Определение истинных размеров объекта по его изображению и данному масштабу.

Продолжение знакомства с пространственными телами: шаром, цилиндром, конусом, призмой и пирамидой. Установление сходства и различий между ними как внутри каждого вида, так и между видами этих тел. Частный случай четырехугольной призмы - прямоугольный параллелепипед.

Знакомство с различными способами изображения пространственных тел на плоскости.



Геометрические величины (30 часов)

Сравнение углов без измерений (на глаз, наложением).

Сравнение углов с помощью произвольно выбранных мерок.

Знакомство с общепринятой единицей измерения углов градусом и его обозначением.

Транспортир как инструмент для измерения величины углов, его использование для измерений и построения углов заданной величины.

Единица измерения длины - километр (км). Соотношения между единицами длины: 1м = 1000мм, 1км = 1000м.

Понятие о площади. Сравнение площадей способами, не связанными с измерениями (на глаз, наложением).

Выбор произвольных мерок и измерение площадей с их помощью.

Палетка как прибор для измерения площадей. Использование палетки с произвольной сеткой.

Знакомство с общепринятыми единицами измерения площади: квадратным миллиметром (мм2), квадратным сантиметром (см2), квадратным дециметром (дм2), квадратным метром (м2), квадратным километром (км2); их связь с мерами длины.

Соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 =100 дм2.

Нахождение площади прямоугольника (знакомство с формулой S=а·b) различными способами: разбиением на квадраты, с помощью палетки, по значениям длины и ширины.

Нахождение площади фигуры различными способами: разбиением на прямоугольники, дополнением до прямоугольника, с помощью перестроения частей фигуры.



Работа с информацией (10 часов)

Чтение готовых таблиц. Использование данных таблицы для составления чисел (таблица разрядов и классов), выполнения действий, формулирования выводов.

Определение закономерности по данным таблицы, заполнение таблицы в соответствии с закономерностью (деление с остатком).

Решение логических задач с помощью составления и заполнения таблицы.

Соотнесение данных таблицы и столбчатой диаграммы. Определение цены деления шкалы столбчатой диаграммы на основе данных задачи.

Дополнение столбчатой и линейной диаграмм.

Решение текстовых задач с использованием данных столбчатой и линейной диаграмм.

Чтение готовой круговой диаграммы.

Чтение, дополнение, проверка готовых простых алгоритмов. Составление простых алгоритмов по схеме (деление с остатком, деление многозначного числа на однозначное и др.).

Построение математических выражений с помощью логических связок и слов («и», «или», «не», «если … , то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «некоторые»).

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

Площадь и её измерение ( 16ч )

1

Понятие о площади



2

Решение задач, связанных с действием умножения.



3

Визуальное сравнение площадей различных фигур.



4

Сравнение площадей различных прямоугольников без измерений; квадрат – мерка для измерения площади.



5

Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.



6

Измерение площади прямоугольника произвольными мерками квадратной формы.



7

Измерение площади фигуры с помощью палетки.



8

Входная контрольная работа.



9

Работа над ошибками. Таблица разрядов.



10

Единицы измерения длины; соотношение между метром и сантиметром.



11

Знакомство с единицами измерения площади, их записью.



12

Новый вид краткой записи задачи − рисунок-схема.



13

Определение площади прямоугольника косвенным путем − умножением его длины на ширину.



14

Грамм – новая единица измерения массы.



15

Нахождение площади прямоугольника. Проверь себя.



16

Контрольная работа по теме «Площадь и ее измерение».



Деление с остатком ( 12 ч)

17

Расположение в натуральном ряду чисел, делящихся на заданное число без остатка.



18

Деление с остатком; запись действия.



19

Единицы измерения массы: центнер и тонна; соотношения

1 ц = 100 кг,

1 т = 10 ц.



20

Определение остатков при делении на одно и то же число; количество возможных остатков.



21

Решение задач на кратное сравнение.



22

Расположение в натуральном ряду чисел, дающих при делении на данное число одинаковые остатки.



23

Наибольший и наименьший из возможных остатков при делении.



24

Определение делимого по делителю, значению неполного частного и остатку.



25

Решение задач на деление с остатком.



26

Самостоятельная работа «Проверь себя» с последующей проверкой.



27

Контрольная работа по теме «Деление с остатком».



28

Работа над ошибками.



Сложение и вычитание трехзначных чисел (14 ч)

29

Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд.



30

Четные и нечетные числа.



31

Сложение трехзначных чисел с переходом и без перехода через разрядную единицу.



32

Соотношение между единицами площади:

1 дм² = 100 см²,

1 см² = 100 мм²,

1 м² = 100 дм².



33

Вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд (подробная запись и решение в столбик).



34

Нахождение площади прямоугольника; определение

площади фигуры сложной конфигурации, которую можно разбить на прямоугольники.



35

Контрольная работа «Сложение трёхзначных чисел».



36

Вычитание трехзначных чисел с переходом и без перехода через разряд.



37

Использование таблицы для краткой записи задачи.

Задачи с недостаточными данными.



38

Окружность и круг; связь между ними; центр окружности; циркуль – инструмент для построения окружностей.



39

Определение площади фигур сложной конфигурации.

Лабораторно- исследовательская работа.



40

Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходами и без переходов через разряд десятков и разряд единиц.



41

Радиус окружности.

Самостоятельная работа «Проверь себя».



42

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел».



Сравнение и измерение углов ( 10 ч )

43

Сравнение углов по величине визуально.

Сравнение углов при помощи произвольной мерки.



44

Понятие о центральном угле.



45

Основное свойство радиусов одной окружности.

Цифры римской нумерации L, C.



46

Единица измерения углов градус.



47

Распределительное свойство умножения относительно

сложения.



48

Знакомство с транспортиром; геометрические инструменты.



49

Величина прямого угла; определение величины углов при помощи транспортира.



50

Построение углов заданной величины с помощью транспортира.

Практическая работа.



51

Деление суммы на число.



52

Самостоятельная работа «Проверь себя».



Внетабличное умножение и деление (28 ч )

53

Поиск способов определения значения произведения, в котором один множитель – двузначное число.



54

Умножение разрядной единицы на однозначное натуральное число.



55

Умножение разрядных единиц на однозначное число.



56

Умножение десятков и сотен на однозначное число.



57

Умножение двузначного числа на однозначное.



58

Умножение многозначного числа на однозначное; подробная запись выполнения такого умножения.



59

Неравенства с переменной.



60

Контрольная работа за первое полугодие.



61

Работа над ошибками.



62

Деление круглых десятков и сотен на однозначное число с помощью таблицы умножения.



63

Знакомство с системами неравенств (материал ознакомительного уровня).



64

Деление многозначного числа на однозначное.



65

Сокращения записи умножения многозначного числа на однозначное.



66

Умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд.



67

Умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд.



68

Умножение многозначного числа на однозначное с переходами через разряды.



69

Промежуточная диагностика. к/р



70

Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд; использование стрелки при записи в столбик.



71

Разбиение делимого на удобные слагаемые.



72

Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд.



73

Решение неравенств с переменной.



74

Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд.



75

Разбиение делимого на удобные слагаемые.



76

Запись деления в столбик.



77

Изображение объемного тела на плоскости.



78

Деление столбиком многозначных чисел на однозначное.



79

Самостоятельная работа «Проверь себя».



80

Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление».



Числовой (координатный) луч ( 12 ч )

81

Знакомство с числовым (координатным) лучом.



82

Понятие «числовой луч».



83

Способы построения числового луча.

Практическая работа.



84

Понятие производительности труда.



85

Единичный отрезок и его выбор.



86

Место числового множителя в выражении с переменной.



87

Понятие о координате точки и знакомство с термином

«координатный луч».



88

Понятие «скорость движения».



89

Восстановление единичного отрезка по координатам данных на луче точек.



90

Восстановление единичного отрезка по координатам данных на луче точек.



91

Самостоятельная работа «Проверь себя».



92

Контрольная работа по теме «Числовой (координатный) луч».



Масштаб (6 ч )

93

Масштаб и разные варианты его обозначения.



94

Представление об изображении предметов в масштабе.



95

Выбор масштаба для изображения данного объекта.



96

Изображение предметов в масштабе.



97

Определение масштаба, в котором изображен объект.



98

Определение истинных размеров объекта по его изображению и данному масштабу.



Дробные числа (16 ч)

99

Знакомство с понятием дробного числа.



100

Запись дроби; смысл каждого числа в записи дроби.



101

Числитель и знаменатель дроби.



102

Запись дробей по рисункам.



103

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.



104

Контрольная работа «Решение задач»



105

Сложное (двойное) неравенство.



106

Задачи на нахождение доли числа.



107

Определение части числа.



108

Расположение точек с дробными координатами на числовом луче.



109

Порядок действий в выражениях с несколькими скобками.



110

Решение задач на движение; понятие «пройденный путь».



111

Задачи на нахождение числа по его доле.



112

Распределительное свойство умножения.



113

Понятие «скорость движения».



114

Самостоятельная работа «Проверь себя».



Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч (18 ч)

115

Образование новой единицы счета – тысяча.



116

Счет тысячами, название и запись получившихся чисел, таблица разрядов.



117

Образование тысячи как следующего числа натурального ряда.



118

Образование тысячи при счете десятками.



119

Соотношения величин:

1 м = 1000 мм,

1 км = 1000 м.



120

Соотношения величин:

1 кг = 1000 г,

1 т = 1000 кг.



121

Образование новой единицы счета – десятка тысяч.



122

Образование десятка тысяч различными способами.



123

Сложение многозначных чисел.



124

Образование сотни тысяч при счете разными единицами.



125

Знакомство с римскими цифрами D и M.



126

Вычитание многозначных чисел.



127

Итоговая диагностика.

Контрольная работа за год.



128

Таблица разрядов первых двух классов.



129

Умножение многозначного числа на однозначное.



130

Деление многозначного числа на однозначное.



131

Самостоятельная работа «Проверь себя».



132

Контрольная работа по теме «Разряды и классы».



133

Работа над ошибками.



134

Деление многозначного числа на однозначное.



135

Резервные уроки.



136

Резервные уроки.