СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 4 клас для учащихся с умеренной умственной отсталостью

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по математике 4 класс коррекционной школы 8 вида ,составленная на основе авторской программы Худенко Л.Е и Баряевой Л.Б  " Формирование элементарных математических представлений 4 класс и в соответствии с  Программами 0-4 класс" Особьый ребенок"разработанных Аналитическим научно-методическим центром "Развитие и коррекция".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 4 клас для учащихся с умеренной умственной отсталостью»

Пояснительная записка


Адаптированная рабочая «Математические представления, основы арифметики» составлена на основе авторской программы Худенко Е.Д. и Баряева Л.Б « Формирование элементарных математических представлений» 4 класс и в соответствии с Программами для 0-4 классов « Особый ребенок» разработанных Аналитическим научно-методическим центром « Развитие и коррекция» .

На уроках по развитию элементарных математических представлений создаются условия для воспитания у ребенка личностных качеств, самостоятельности, активности, развитие зрительно – пространственного восприятия и зрительно – моторных координаций, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности. Детей учат анализировать содержание заданий и выполнять их, обосновывать выбор каждого действия, делать доступные обобщения на основе рассматриваемых фактов. Эти умения составляют основу успешного изучения и других предметов

Особенности данной программы

  1. Дети с глубокими нарушениями интеллекта усваивают новые знания медленно, с большим трудом, затрачивая при этом много усилий и времени, поэтому программный материал дан в сравнительно небольшом объеме и «привязан» к режимным моментам.

  2. Особенностью расположения материала в программе является «забегание» вперед, наличие подготовительных упражнений, которые исподволь подводят учащихся к формированию того или иного понятия.

  3. Учитывая, что дети с глубокими нарушениями интеллекта с трудом выделяют в формируемых понятиях существенные признаки, отличающие эти понятия от других, сходных или противоположных и склонны к употреблению понятий, программа нацеливает учителя на то, чтобы в процессе обучения он опирался на приемы сравнения, сопоставления и противопоставления.

  4. Учитывая, что дети данной категории склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию, программа предусматривает наряду с изучением нового материала небольшими порциями постоянное закрепление и повторение изученного.

  5. Программа начинается с повторения основного материала предыдущих лет обучения. Причем повторение предполагает постепенное расширение, а главное углубление ранее полученных знаний.

  6. Учитывая, что отвлеченное, абстрактное мышление у школьников с глубокими нарушениями интеллекта развито слабо, что подвести учащихся к определенным обобщениям, выводам, правилам, установлению закономерностей, сформировать то или иное понятие возможно только на основе неоднократных наблюдений реальных объектов, практических операций с конкретными предметами, программа нацеливает учителя на широкое использование наглядности, дидактического материала.

  7. Коррекционное специальное образование ставит одной из основных задач подготовку ребенка к жизни, к максимальной независимости от посторонней помощи. Поэтому в программе большое место отводится привитию учащимся практических умений и навыков.

Программа нацеливает учителя на решение основной задачи – коррекционно-развивающей. Процесс обучения использовать в целях повышения уровня общего развития и коррекции недостатков познавательной деятельности детей с глубокими нарушениями интеллекта. Добиться овладения детьми с глубокими нарушениями интеллекта системой доступных элементарных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, так прочно, чтобы они стали достоянием на всю жизнь.

Цель:

Формировать элементарные математические представления, обеспечивающие получение знаний на других учебных занятиях и в повседневной жизни детей.

Задачи:

  1. Учить образованию чисел в натуральном ряду, устанавливать соотношение между любым числом и всеми предыдущими и последующими

Числами.

  1. Учить сравнивать числа различными способами (на основе сравнения групп предметов, по месту сравнивания чисел в ряду).

  2. Учить считать до 5.

  3. Учить составлять и решать простые арифметические задачи (в пределах 5).

  4. Учить понимать связь между целым и его частью.

  5. Учить конструировать модели геометрических фигур.

  6. Учить ориентироваться в трехмерном пространстве с использованием общепринятых обозначений (знаков, указателей движения).

  7. Учить ориентироваться в двухмерном пространстве (на листе бумаги, странице тетради, на альбомном листе и т.п.).

  8. Учить моделировать пространственные отношения, правильно обозначать их словами: правее – левее, выше – ниже, правый верхний (угол),

левый нижний (угол), над, под, за, перед, сзади, впереди, напротив, между, в середине, вокруг и т.д.

10.Учить элементарным представлениям о времени, его периодичности, сменяемости и необратимости, развивать чувство времени (беречь время, соблюдать режим дня).

11.Учить самостоятельно готовить рабочее место к уроку, убирать его, приводить в порядок после занятия.

12.Учить делиться своими впечатлениями, оценивать результаты своего труда, своей работы.


Учебно – тематическое планирование


четверти

Кол-во часов в том числе контрольная работа

Тема


Количество

часов


1четверть


26 ч


Понятие «множество» (много).

Число и цифра1, 2, 3, 4.

Число и цифра 5.

5 ч

Сравнение рядом стоящих чисел в пределах 5.

Счет в пределах 5 на конкретном материале.

2 четверть

21ч

Сравнение двух предметов по величине.

5 ч

Размерные отношения между предметами.

Геометрические фигуры

Анализ и сравнение предметов по форме.

3 четверть

31 ч

Фигуры разных размеров.

Определение пространственных отношений.

11ч

Число и цифра 1, 2, 3, 4, 5.Состав чисел из единиц в пределах 4.

5 ч

Отношения между числами натурального ряда в пределах 5 .

Деление предмета на равные части. Сравнение целого и части.

Сложение и вычитание в пределах 5.

Знакомство с монетами1к., 5к; 1р., 2р.,5р.

4 четверть

24ч

Части суток. Ориентировка в происходящих событиях в определенный временной отрезок. Режим дня.

16ч

Расширение опыта ориентировки в понятиях: далеко, близко, ближе, дальше.

Соотнесение простейших явлений природы с временами года.

Всего

102 ч









































Содержание программы.

Количество и счет:

Развивать общие представления о множестве: умения формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упражнения в операциях объединения, дополнения множеств, удаление из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составление пар предметов и соединение предметов стрелками.

Учить соотносить навыки количественного и порядкового счета в пределах 5. Знакомство с числом и цифрой 5. Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (5 больше 4 на 1, а 4 меньше 5 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 5). Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число. Познакомить с составом чисел первого пятка из единиц. Учить раскладывать число на 2 меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 5, на наглядной основе).

Познакомить с монетами достоинства 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет).

Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавлять меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка). При решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

Представление о величине:

Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

Учить делить предмет на 2 и 4 равные части путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.). Правильно обозначать части целого предмета: половина, одна часть из двух. Устанавливать соотношение целого и части, размера частей. Находить части целого и целое по известным частям.

Формировать первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).

Представление о форме:

Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (углы, стороны) и некоторые их свойства.

Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного расположения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, цветам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

Моделировать геометрические фигуры: составлять из нескольких маленьких квадратиков – один большой прямоугольник, из частей круга – круг и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; пробовать составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Учить воссоздавать форму предмета в целом, предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Представление о пространстве:

Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги, и т.д.). Располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.

Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки, символы).

Временные представления:

Дать элементарные представления о времени: его текучести, периодичности. Необратимости, последовательности всех дней недели, времен года. Учить пользоваться в речи слова – понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Развивать «чувство времени», уметь беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем. Различать длительность временных интервалов (1 минута, 1 час). Выполнять практическую работу за 1,2,3,4 и 5 минут. Знакомит с различными видами часов (часами со стрелками, песочными часами (1минута, 5минут), будильником, электронными часами). Вести в течение года календарь природы.


Основные требования к знаниям и умениям учащейся

Учащая должна знать:

1. Режим дня учащегося IV класса.

2. Название текущего месяца, последовательность дней недели, времен года.

3. Состав чисел первой пятерки (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

4. Как получить каждое число первой пятерки, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

5. Монеты достоинством 1,5 копеек, 1, 2, 5 рублей.

Учащаяся должна уметь:

  1. С помощью учителя объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из

множества отдельные его части (часть предметов). Находить части целого множества и целое по известным частям.

  1. Считать до 5 (количественный, порядковый счет).

  2. Называть числа в прямом (обратном) порядке до 5, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 5).

  3. Соотносить цифру (1 – 5) и количество предметов.

  4. С помощью учителя решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками

(+,-,=).

  1. С помощью учителя делить предметы на равные части (на 2 и 4), сравнивать целый предмет и его часть, соотносить величину

предметов и частей.

  1. Различать, называть: круг, треугольник, четырехугольники (квадрат, прямоугольник), шар, куб. С помощью учителя проводить их

сравнение.

  1. С помощью учителя составлять из малых форм большие, воссоздавать из частей геометрические фигуры по условию и конечному

результату.

  1. Сравнивать предметы по форме, узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.

10.С помощью учителя ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.),

обозначать взаимное

расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.

11.С помощью учителя определять временные отношения (день – неделя - месяц), выполнять работу за определенный отрезок

времени.



Учебно – методический комплекс


Предметы в соответствии с учебным планом

Программа

Учебник

Математика

Программа

разработанная Аналитическим научно-методическим центром « Развитие и коррекция» « Особый ребенок».Авторы: Худенко Е.Д.; Баряева Л.Б.


Алышева Т.В. Математика. В 2-х ч. 1 класс

Просвещение 2012




Литература

1.Алышева Т.В. Математика. В 2-х ч. 1 класс. Просвещение ,2012

2.Л.Б.Баряева, Н.Н.Яковлев. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, Санкт-Петербург, 2011

3.Л.Б.Баряевая Формирование элементарных математических представлений у умственно отсталых детей. СПб РГПУ им. А.И.Герцена 1998









Календарно – тематическое планирование по математике










4.Ю.А.Захарова Готовимся к школе. Тетрадь по математике 1,2,3.



Календарно-тематическое планирование по математике

Тема урока

Кол. часов

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к ЗУН учащихся

Вид контроля

Геометрический материал

Коррекционный компонент

Дата проведения

План

Факт

1 четверть



1. Установление отношений между целым и множеством.

1

Комб.

Счет 1-4 . Рассматривание картинок, ответы на вопросы, понятия: « больше»- « меньше», « много»- « мало». Решение задачи. Работа с геометрическими фигурами.


Знать: понятия « много»- «мало», показывать на наглядном материале

Текущий контроль

Построение прямой, кривой линий.

Коррекция зрительного восприятия

01.09


2.Сравнение разных частей множества.

1

Комб.

Счет 1-4 Рассматривание картинок, ответы на вопросы, понятия:

«несколько», « столько же».

Работа с треугольниками.

Текущий контроль

Треугольники. Различение , обводка по шаблону.

Коррекция вербальной памяти

02.09


3. Определение большей(меньшей) части множества или их равенство.

1

Комб.

Счет 1-4 Работа со счетным материалом. Решение задачи. Работа с геометрическим материалом.

Текущий контроль

Квадраты. Различение , обводка по шаблону.

Коррекция логического мышления

07.09


4.Формирование множества по заданным основаниям.

1

Комб.

Счет 1-4 в прямом и обратном порядке.

Работа с геометрическим материалом, решение задачи. Выделение группы предметов из множества. Ответы на вопросы учителя по картинке. Число и цифра 1, работа с трафаретом, запись цифр в тетрадь.

Текущий контроль

Построение предметов из геометр фигур.

Коррекция познавательной активности

08.09


5. Формирование множества по заданным основаниям

1

Комб.

Текущий контроль.

Круг. Различение , обводка по шаблону.

Коррекция свойств внимания

09.09


6.Части множества , в которых предметы отличаются определенными признаками.

1

Комб.

Текущий контроль

Построение отрезков.

Коррекция мелкой моторики

14.09


7. Число и цифра 1,2

1

Комб.



Числовой ряд 1-4.Счет в прямом и обратном порядке. Присчитывание по 1. Решение задачи на наглядном материале. Работа с геометрическими фигурами. Работа с трафаретом. Запись цифр в тетрадь. Лото « Сколько здесь предметов?»

Знать:

Цифры 1, 2, 3.

Уметь:

Считать в прямом и обратном порядке.

Текущий контроль

Построение предметов из геометр фигур.

Коррекция мускульной и тактильной памяти

15.09


8.Число и цифра 2,3.

1

Комб.

Текущий контроль

Сравнение геометрических фигур.

Коррекция зрительного восприятия

16.09


9.Число и цифра 3, 4.

1

Комб.

Текущий контроль

Построение предметов из геометрических фигур

Коррекция вербальной памяти

21.09


10.Число и цифра 5.Образование количества 5.

1

Изучение нового

Числовой ряд 1-5. Счет в прямом и обратном порядке. Решение задачи по картинке.

Арифметическое лото. Соотнесение количества и цифры. Работа с прямоугольниками. квадратами. Задания с палочками. Работа с пластилином, запись цифры в тетрадь.


Знать: Число и цифру 4.


Уметь: считать от 1 до 4 в прямом и обратном порядке. Писать числа в тетрадь.

Текущий контроль

Прямоугольник-квадрат

Коррекция логического мышления

22.09


11. Выделение пяти предметов из группы.

1

Изучение нового

Текущий контроль


Коррекция познавательной активности

23.09


12.Прямой и обратный счет в пределах 5.

1

Изучение нового

Текущий контроль

Сравнение геометрических фигур.

Коррекция внимания

28.09


13.Соотнесение количества и цифры 5.

1

Изучение нового

Текущий контроль

Построение прямой, кривой линий.

Коррекция зрительного восприятия

29.09


14.Сравнение рядом стоящих чисел в пределах 4.

1

Комб.

Счет 1-5 в прямом и обратном порядке. Решение задачи. Работа с объемными цифрами. Сравнение двух групп предметов на наглядном материале. Запись знаков « больше» -«меньше».

Арифметическое лото. Ответы на вопросы учителя по картинкам. Работа в тетради.


Уметь: Сравнивать группы предметов, оперировать понятиями « больше»- «меньше».

Текущий контроль

Сравнение геометрических фигур

Коррекция вербальной памяти

30.09


15.Равное количество в группах из нескольких предметов в пределах 4.


1

Изучение нового

Текущий контроль

Построение прямой, кривой линий.

Коррекция мелкой моторики

05.10


16.Обобщение числовых значений на основе счета и сравнения групп.

1

Комб.

Текущий контроль

Построение прямой линии

Коррекция мускульной и тактильной памяти

06.10


17.Объединение, дополнения множеств в пределах5.

1

Изучение нового

Числовой ряд 1-5. Счет в прямом и обратном порядке. Решение задачи по картинке.

Арифметическое лото. Соотнесение количества и цифры. Работа с прямоугольниками. квадратами. Задания с палочками. Сравнение двух групп предметов. Работа в тетради Запись знаков « больше» -«меньше», «равно».



Уметь:сравнивать числа в пределах 4, называть большее, меньшее число.


Текущий контроль


Коррекция зрительного восприятия

07.10


18.Операция удаления из множества части или отдельных его частей.

1

Изучение нового

Текущий контроль


Коррекция познавательной активности

12.10


19.Отношения между отдельными частями множества на основе счета в пределах 5.

1

Изучение нового

Текущий контроль

Построение отрезков.

Коррекция образной памяти

13.10


20.Отношения между целым множеством и каждой его частью на основе счета в пределах 5.

1

Изучение нового

Текущий контроль

Построение предметов из геометрических фигур

Коррекция наглядно- образного мышления

14.10


21.Счет в пределах 4 на конкретном материале.

1

Комб.

Числовой ряд 1-5.Счет в прямом и обратном порядке. Арифметическое лото. Соотнесение количества и цифры. Работа по трафарету, работа в тетради. Логические задания с геометрическими фигурами.

Уметь:

Считать в пределах 3 на конкретном материале.

Текущий контроль

Построение предметов из геометрических фигур

Коррекция наглядно- образного мышления

19.10


22.Счет в пределах 4 на конкретном материале.

1

Комб.

Текущий контроль

Построение предметов из геометрических фигур

Коррекция мускульной и тактильной памяти

20.10


23.Счет в пределах 4 на конкретном материале.


1

Комб.

Текущий контрол.

Построение прямой, кривой линий.

Коррекция вербальной памяти

21.10


24.Счет в пределах 5 на конкретном материале.


1

Изучение нового

Числовой ряд 1-4. Счет в прямом и обратном порядке. Решение задачи по картинке.

Арифметическое лото. Соотнесение количества и цифры. Работа с геометрическими фигурами. Задания с палочками. Работа в тетради. Логические задания с геометрическими фигурами.

Уметь:

Считать в пределах 4 на конкретном материале.


Текущий контроль

Построение прямоугольников и квадратов по шаблону.

Коррекция логического мышления

26.10


25.Соотнесение количественного и порядкового счета в пределах 5.

1

Изучение нового

Текущий контроль

Построение геометрических фигур по шаблону.

Коррекция слухового и зрительного восприятия

27.10


26.Контрольная работа за 1 четверть.

1

Итоговый

Выполнение контрольной работы с помощью учителя. Числовой ряд 1-5. Сравнение чисел. Построение геометрических фигур по шаблону.

Уметь:

Записывать числа от 1 до 5. Сравнивать их. Строить геометрические фигуры с помощью шаблона.

контрольная работа.

Построение геометрических фигур по шаблону.

Коррекция образной памяти

28.10



2 четверть

27 Сравнение двух предметов по длине, ширине, высоте величине путем наложения.


1

Комб.

Работа с геометрическим материалом. Понятия «больше»- «меньше», «уже»- « шире», с « толще»- « тоньше», « выше»- «ниже», « одинаковые»- «равные».Измерение предметов путем наложения друг на друга. Работа с задачей.

Уметь:

Сравнивать предметы по величине путем наложения


Текущий контроль


Коррекция мускульной и тактильной памяти

09.11


28 Сравнение двух предметов по длине, ширине, высоте величине путем наложения.


1

Изучение ново

Текущий контроль

Построение геометрических фигур по шаблону.

Коррекция зрительного восприятия

10.11


29Сравнение двух предметов по величине с помощью условной меры.

1

Изучение нового


Числовой ряд 1-5. Счет в прямом и обратном порядке. Решение задачи по картинке.

Арифметическое лото. Соотнесение количества и цифры. Работа с геометрическими фигурами. Задания с палочками. Работа в тетради .Сравнение предметов с помощью условной меры –клеточка, линейка. Практическая работа по сравнению предметов.

Уметь:

Сравнивать предметы по величине с помощью клеточки, линейки.


Текущий контроль



Коррекция вербальной памяти

11.11


30 Сравнение двух предметов по величине с помощью условной меры. Практическая работа по развитию глазомера детей.

1

Изучение нового

Текущий контроль


Сравнение геометрических фигур.

Коррекция логического мышления

16.11


31 Сравнение двух предметов по величине с помощью условной меры.

1

Изучение нового

Текущий контроль


Построение квадрата

Коррекция познавательной активности

17.11


32.Анализ и сравнение предметов по форме. Практическая работа: находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и различной формы.

1

Комб.

Числовой ряд 1-5. Счет в прямом и обратном порядке .Работа с геометрическими фигурами. Сравнение трех различных предметов по толщине, высоте, размеру.




.

Уметь:

Выстраивать в ряд 4 предмета по нарастающей-убывающей признака.


Текущий контроль


Сравнение геометрических фигур.

Коррекция мелкой моторики

18.11


33. Анализ и сравнение предметов по форме

1

Изучение нового

Числовой ряд 1-5. Счет в прямом и обратном порядке. Решение задач. Распознавание геометрических фигур, классификация их по форме..

Знать: названия форм предметов (треугольная, квадратная, круглая,овальная, прямоугольная)



Уметь: Сравнивать предметы по форме.

Текущий контроль


Построение отрезков.

Коррекция вербальной памяти

23.11


34. Анализ и сравнение предметов по форме

1

Изучение нового

Работа с геометрическими фигурами. Сравнение трех различных предметов по толщине, высоте, размеру.

Текущий контроль


Построение предметов из геометрических фигур

Коррекция познавательной активности

24.11


35.Анализ и сравнение предметов по форме

1

Комб.

Работа в тетради по шаблону, работа с трафаретом. Логические задачи с палочками. Арифметическое лото. Развивающие игры.


Текущий контроль


Построение прямой линии.

Коррекция мелкой моторики

25.11


36. Анализ и сравнение предметов по форме

1

Комб.

Числовой ряд 1-5. Счет в прямом и обратном порядке. Решение задач. Работа с геометрическими фигурами.

Текущий контроль


Построение предметов из геометрических фигур

Коррекция зрительного восприятия

30.11


37.Геометрические фигуры и их элементы (углы, стороны).

1

Комб.

Распознавание геометрических фигур, классификация их по форме. Работа над элементами фигур- угол, сторона

Знать: Названия геометрических фигур и их элементов.

Текущий контроль


Построение прямой, кривой линий.

Коррекция вербальной памяти

01.12


38.Распознавание фигур независимо от их пространственного расположения.

1

Комб.

Числовой ряд 1-5. Счет в прямом и обратном порядке.. Работа с геометрическими фигурам. Работа в тетради по шаблону, работа с трафаретом. Логические задачи с палочками. Арифметическое лото. Развивающие игры.

Уметь:

Выстраивать в ряд 4 предмета по нарастающей-убывающей признака.


Текущий контроль


Построение квадратов разных по величине.

Коррекция слухового восприятия

02.12


39. Распознавание фигур независимо от их пространственного расположения.

1

Комб.

Числовой ряд 1-5. Счет в прямом и обратном порядке.

Работа с геометрическими фигурами.

Текущий контроль



Коррекция образной памяти

07.12


40.Изображение фигур, расположение их на плоскости.

1

Комб.

Распознавание геометрических фигур. Развивающие игры и упражнения. Работа в тетради

Текущий контроль


Построение кругов разных по величине.

Коррекция мелкой моторики

08.12


41.Упорядочивание фигур пот размеру, цвету. Группирование по цвету, форме, размерам.

1

Комб.


Виды геометрических фигур. Выделение видов из множества. Называние и построение геометрических фигур по шаблонам. Логические задания с геометрическими фигурами. Игры и задачи с геометрическими фигурами.

Классификация фигур по форме.

Знать:

Название геометрических фигур.


Уметь:

Строить геометрические фигуры с помощью шаблона.


Текущий контроль




Построение геометрических фигур по шаблону.


Коррекция памяти

09.12


42.Круг, треугольник, четырехугольники (квадрат, прямоугольник)

1

Комб.

Виды геометрических фигур. Выделение видов из множества. Называние и построение геометрических фигур по шаблонам.

Текущий контроль


Коррекция восприятия

14.12


43 Круг, треугольник, четырехугольники (квадрат, прямоугольник)

1

Комб.

Коррекционно-развивающие упражнения с геометрическими фигурами. Выделение круга, треугольника, четырехугольника. Работа в тетради.

Текущий контроль


Коррекция логического мышления

15.12


44.Моделирование геометрических фигур.

1

Изучение нового

Геометрические фигуры. Соотнесение фигуры и цифры. Решение логических задач с использованием геометрических фигур. Прямоугольник- его особенности. Сравнение прямоугольника с треугольником Построение прямоугольников по шаблону. Работа с трафаретом. Конструирование.

Знать: Отличительные особенности прямоугольника

Уметь:

Строить прямоугольник по шаблону.

Текущий контроль


Прямоугольник

Коррекция долговременной памяти

16.12


45.Составление квадрата из нескольких квадратов, прямоугольника.

1

Изучение нового

Текущий контроль


Построение Прямоугольника по шаблону.


21.12


46.Составление круга из частей.

1

Изучение нового

Геометрические фигуры. Соотнесение фигуры и цифры. Решение логических задач с использованием геометрических фигур. Четырехугольники. Работа с трафаретом и по шаблону в тетради. Конструирование.

Знать:

Отличительные особенности четырехугольников.

Уметь:

Строить

Четырехугольник по шаблону.

Текущий контроль


Работа с четырехугольниками.

Коррекция познавательной активности

22.12


47. Контрольная работа за 2четверть

1

Итоговый

Работа в тетради с помощью учителя. Числовой ряд 1-4: соотнесение количества и цифры на примере квадрата и треугольника. Построение геометрических фигур по шаблону. Расположение чисел по убыванию.

Уметь:

Производить записи в тетрадь, работать по инструкции учителя.

Контрольная работа


Коррекция долговременной памяти

23.12


3 четверть

48.Фигуры разных размеров. Практическая работа: обводка трафаретов геометрических фигур разных размеров.

1

Комб.

Числовой ряд 1-5: соотнесение количества и цифры. Выделение геометрических фигур в группы по одному из признаков. Признак -«размер».Логические задания с геометрическими фигурами. Задачи с геометрическими фигурами. Конструирование.


Знать: геометрические фигуры.



Уметь:

Строить геометрические фигуры разного размера с помощью шаблона.



Текущий контроль


Построение прямой, кривой линий

Коррекция зрительного восприятия

11.01


49. Фигуры разных размеров. Практическая работа: конструирование геометрических фигур разных размеров.

1

Комб.

Числовой ряд 1-5: соотнесение количества и цифры. Признак -«размер». Конструирование.

Текущий контроль


Построение предметов из геометрических фигур.

Коррекция свойств внимания

12.01


50.Составление тематических композиций из фигур.

1

Изучение нового

Числовой ряд 1-5: соотнесение количества и цифры. Выделение геометрических фигур в группы по одному из признаков. Признак -«размер».Четырехугольники, виды четырехугольников. Практическая работа «Сравнение размера путем наложения». Работа в тетради. Конструирование.

Уметь:

Строить

Четырехугольники разных размеров по шаблону

Знать:

Отличительные особенности четырехугольников.














Текущий контроль


Построение предметов из геометрических фигур

Коррекция долговременной памяти

13.01


51.Воссоздание предметов из отдельных частей по описанию.




1

Изучение нового


Текущий контроль


Построение четырехугольников по шаблону.

Коррекция познавательной активности

18.01


52.Определение пространственных отношений: вверху -внизу, впереди –сзади.

1

Комб.

Работа с картинками. Соотнесение количества и цифры. Понятия «с права»- «слева», «выше»- «ниже», «вверху»- «внизу», «спереди»- «сзади», «дальше»- «ближе». Работа по заданию учителя на координацию движений. Работа по вопросам учителя по картинкам. Работа в тетради.

Уметь:ориентироваться в пространстве по требованию учителя.

Текущий контроль


Построение прямой, кривой линий

Коррекция свойств внимания

19.01


53.Определение пространственных отношений: слева –справа, рядом, с, около.

1

Комб.

Текущий контроль


Сравнение геометрических фигур

Коррекция зрительного и слухового восприятия

20.01


54.Ориентировка в окружающем пространстве: «чтение» простейшей графической информации.

1

Изучение нового

Работа с картинками. Соотнесение количества и цифры. Понятия « права»- «лева», «выше»- «ниже», «дальше»- «ближе».Работа по заданию учителя на координацию движений. Работа по вопросам учителя по картинкам. Работа в тетради. Графический диктант.


Знать:

Понятия « права»- «лева», «выше»- «ниже», «дальше»- «ближе».

Уметь:ориентироваться в пространстве по требованию учителя.

Текущий контроль


Работа с различными геометрическими фигурами.

Коррекция познавательной активности

25.01


55. Ориентировка в окружающем пространстве: пространственные отношения объектов.

1

Изучение нового

Текущий контроль



Коррекция свойств внимания

26.01


56.Число и цифра 1,2,3,4,5.

1

Комб.

Числовой ряд1-5. Счет в прямом и обратном порядке. Место чисел в числовом ряду. Соотнесение количества и цифры. Образование чисел. Зрительный образ цифры.

Место цифры в ряде цифр. Зрительный образ цифры. Работа пластилином, элементы цифры. Работа по трафарету , с шаблоном.

Знать :

Числовой ряд 1-4.

Уметь : Записывать числа в тетрадь.

Текущий контроль


Построение прямой, кривой линий

Коррекция зрительного восприятия

27.01


57.Образование чисел в пределах 5.

1

Изучение нового

Текущий контроль


Сравнение геометрических фигур

Коррекция долговременной памяти

01.02


58.Количественный состав числа из единиц на конкретном материале.

1

Изучение нового

Текущий контроль



Коррекция познавательной активности

02.02


59.Отношения между числами в пределах 5 (больше на, меньше на)


1

Изучение нового

Числовой ряд1-5. Счет в прямом и обратном порядке. Место чисел в числовом ряду. Соотнесение количества и цифры. Работа с геометрическим материалом. Задачи на наглядном материале (больше на , меньше на). Работа с пластилином. Запись примеров в тетрадь. Состав чисел на наглядном материале.

Уметь:

Считать от 1 до 4 в прямом и обратном порядке.

Текущий контроль


Построение предметов из геометрических фигур


Коррекция свойств внимания

03.02


60.Увеличение-уменьшение чисел на единицу.

1

Изучение нового

Текущий контроль



Коррекция зрительного и слухового восприятия

08.02


61.Счет в прямом и обратном порядке. Состав числа первого пятка из единиц.

1

Изучение нового

Текущий контроль


Построение прямой, кривой линий

Коррекция познавательной активности

09.02


62.Деление предмета на равные части.

1

Комб.

Счет от 1 до 5. Сравнение групп предметов, соотнесение количества и числа. Деление предметов на равные части путем сгибания. Сравнение целого и части. Решение задач. Уравнивание групп и предметов прибавлением или вычитанием предмета. Равные количества предметов. Работа с геометрическим материалом.

Уметь:

Уравнивать группы предметов путем прибавления и отнимания предмета.

Текущий контроль



Коррекции образного мышления

10.02


63.Сравнение целого и части.

1

Комб.

Текущий контроль


Сравнение геометрических фигур

Коррекция свойств внимания

15.02


64.Деление предмета на 2 и 4 равные части.

1

Изучение нового

Работа с геометрическим материалом. Построение кругов по шаблонам. Деление кругов на равные части путем складывания, наложение частей. Термин « равные части», -половина. Игра « Равные -неравные».

Уметь:

Делить предмет а равные части

Текущий контроль


Построение предметов из геометрических фигур

Коррекция зрительного восприятия

16.02


65.Обозначение части целого предмета в речи: половина, одна часть из двух.

1

Изучение нового

Текущий контроль



Коррекция свойств мышления

17.02


66.Тетрадь: умение ориентироваться в тетради.

1

Комб.

Логические задания с геометрическим материалом. Работа на альбомном листе, разлинованном на крупные клетки. Работа в тетради, ориентировка: верх-низ, право-лево, угол, правый угол, левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, верхний правый угол, верхний левый угол. Работа с клеточкой. Игра « Муха».

Уметь:

Ориентироваться в тетради по клеточкам.


Текущий контроль


Построение прямой, кривой линий

Коррекция долговременной памяти и пространственной ориентировки

22.02


67.Арифметические знаки +,-,=. Прибавить, отнять, получится.


1

Комб.

Числовой ряд 1-5 .Знаки + - =. Коррекционно-развивающие задания.

Текущий контроль

Работа с треугольниками.

Коррекция пространственной ориентировки

24.02


68. Сложение и вычитание в пределах 5.

1

Изучение нового

Числовой ряд 1-5. Коррекционно-развивающие задания. Сложение и вычитание чисел в пределах 5 на наглядном материале путем пересчитывания.



Уметь:

Складывать и вычитать числа в пределах 5 на конкретном материале.


Текущий контроль

Построение отрезков.

Коррекция зрительного восприятия

01.03


69.Составление и решение простых арифметических задач.

1

Изучение нового

Числовой ряд 1-5. Работа со счетным материалом. Составление задач, используя счетный материал. Работа в тетради.

Текущий контроль


Построение предметов из геометрических фигур

Коррекция вербальной памяти

02.03


70.Число и цифра 1,2,3,4,5.

1

Комб.

Числовой ряд 1-5. Коррекционно-развивающие задания. Работа со счетным материалом. Образование чисел путем присчитывания единицы. Коррекционно-развивающие задания с геометрическим материалом.

Знать:

Способ образования чисел в пределах 5, путем присчитывания 1.

Текущий контроль


Коррекция свойств памяти

03.03


71.Образование каждого числа в пределах 5 (на наглядной основе).

1

Изучение нового

Текущий контроль


Сравнение геометрических фигур.

Коррекция логического мышления

09.03


72.Знакомство с монетами достоинством 1, 5 копеек.

1

Изучение нового

Числовой ряд 1-5. Коррекционно-развивающие задания. Работа с монетами. Игра « Магазин».Практическая работа. Решение примеров и задач в тетради.

Уметь:

Различать монеты, называть их достоинство.

Текущий контроль


Построение квадрата

Коррекция познавательной активности

10.03


73. Знакомство с монетами достоинством 1,2, 5 рублей. Практическая работа: различение, набор и размен монет.

1

Изучение нового

Текущий контроль


Сравнение геометрических фигур.

Коррекция мелкой моторики

15.03


74.Ориентировка на листе бумаги.

1

Комб.

Работа с картинками. Соотнесение количества и цифры. Понятия « права»- «лева», «выше»- «ниже», «дальше»- «ближе».Работа по заданию учителя на координацию движений. Работа по вопросам учителя по картинкам. Работа в тетради. Практическая работа по определению предметов в пространстве по заданию учителя.

Уметь:

Ориентироваться в пространстве по инструкции учителя.



Текущий контроль


Построение прямых линий.

Коррекция вербальной памяти

16.03


75.Практическая отработка навыков: справа- слева , вверху -внизу , в середине, в углу.

1

Комб.

Текущий контроль


Построение предметов из геометрических фигур

Коррекция познавательной активности

17.03


76.Ориентировка на ограниченной территории -лист тетради.

1

Изучение нового

Логические задания с геометрическим материалом. Работа с клеточкой. Игра « Муха». Коррекционно-развивающие задания.

Знать: направления верх-низ, право-лево, угол, правый угол, левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, верхний правый угол, верхний левый угол.


Уметь:

Ориентироваться на листе бумаги.


Текущий контроль



Коррекция мелкой моторики

22.03




77. Ориентировка на ограниченной территории -лист тетради.

1

Комб.

Работа на альбомном листе, разлинованном на крупные клетки. Работа в тетради, ориентировка : верх-низ, право-лево, угол, правый угол, левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, верхний правый угол, верхний левый угол.


Коррекция познавательной активности

23.03


78. Контрольная работа за 3 четверть

1

Итоговый

Работа с помощью учителя. Числовой ряд 1-5. Построение геометрических фигур по шаблону с учетом пространственного расположения. Сложение и вычитание в пределах 5.

Уметь:

Работать по заданию учителя.


Контрольная работа

Построение предметов из геометрических фигур

Коррекция зрительного восприятиядолговременной памяти

24.03


4 четверть










79. Части суток.

1

Комб.

Работа по картине « Части суток». Ответы на вопросы учителя. Слова «день», « ночь»,«утро»,«вечер».Соотнесение частей суток с картинками. Лото « Когда это бывает?» Соотнесение дела ребенка и времени суток. Работа со стихами. Картина « Режим дня школьника».Беседа по картине.

Знать:

Части суток, называть их.

Текущий контроль


Построение прямой, кривой линий.

Коррекция вербальной памяти

05.04


80.Режим дня ученика 4 класса.

1

Комб.

Текущий контроль



Коррекция слухового восприятия

06.04


81.« Чувство времени», различение длительности временных интервалов.

1

Комб.

Текущий контроль



Коррекция образной памяти

07.04


82.Ориентировка в происходящих событиях в определенный временной отрезок. Режим дня ученика 4 класса.

1

Изучение нового

Текущий контроль


Построение прямых линий.




Коррекция мелкой моторики

12.04


83. Знакомство с различными видами часов.

1

Изучение нового





Слова «утро», «день», «вечер», «ночь».Соотнесение частей суток с картинками. Лото « Когда это бывает?» Соотнесение дела ребенка и времени суток. Работа со стихами. Картины «Времена года». Беседа по картинам.



Игра « Дни недели». Определение и заучивание последовательности дней недели.

Уметь:

Соотносить происходящие события частями суток.


Текущий контроль


Сравнение геометрических фигур.

Коррекция памяти

13.04


84.Практическая работа.

Выполнение задания за 1, 2,3,4,5 минут.

1

Комб.

Текущий контроль


Сравнение геометрических фигур.

Коррекция восприятия

14.04


85.Установление последовательности различных событий: раньше, позже.


1

Изучение нового

Текущий контроль


Коррекция зрительного и слухового восприятия

19.04


86.Определение дня недели.

1

Изучение ново

Текущий контроль

Построение прямых линий

Коррекция долговременной памяти, логического мышления

20.04


87.Практическая работа с различными видами календарей.

1

Комб.




Работа по картинкам. Ответы на вопросы учителя по картинкам. Соотнесение событий: сегодня, завтра, вчера. Соотнесение картинок с данными понятиями. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. Игра « Кто дежурный?» Дни недели. Работа с календарями. Использование слов « сначала», «потом», «до», «после».


Знать:

Дни недели.


Уметь:

Соотносить происходящие события с частями суток, называть их.


Текущий контроль


Построение кругов по шаблону

Коррекция мелкой моторики, долговременной памяти

21.04


88.Элементарные представления о времени (текучести, периодичности, необратимости, последовательности).

1

Изучение нового

Текущий контроль


Сравнение геометрических фигур.

Коррекция планирующей функции мышления

26.04


89.Соотненсение простейших явлений природы с временами года.

1

Комб.

Текущий контроль


Построение квадрата

Коррекция зрительного восприятия

27.04


90.Использование в речи понятий: сначала, потом, до, после

1

Комб.

Текущий контроль


Сравнение геометрических фигур.

Коррекция свойств внимания

28.04


91. Использование в речи понятий: сначала, потом, до, после

1

Комб.


Использование слов « сначала», «потом», «до», «после».



Работа в картинками. Установление последовательности различных событий по картинкам. Понятия «раньше», «позже», « в одно и то же время». Коррекционно-развивающие игры и упражнения. Лото « Когда это бывает?» Изготовление календаря природы.




Знать:

Дни недели


Уметь:

Устанавливать последовательность событий


Текущий контроль


Построение прямых линий

Коррекция образной памяти

03.05


92. Использование в речи понятий: раньше, позже, в одно и то же время.

1

Комб.

Текущий контроль


Построение предметов из геометрических фигур

Коррекция планирующей функции мышления

04.05


93. Использование в речи понятий: раньше, позже, в одно и то же время.

1

Комб.

Текущий контроль


Построение квадратов по шаблону

Коррекция слухового восприятия

05.05


94.Практическая работа с различными видами календарей.

1

Комб.

Текущий контроль


Построение предметов из геометрич фигур


10.05


95. Расширение опыта ориентировки в понятиях: далеко, близко, ближе, дальше.

1

Комб.



Понятия « далеко»- «близко», «дальше»- « ближе» на основе игровых моментов. Придвинь ближе, еще ближе. Отодвинь дальше, еще дальше. Выполнение действий по инструкции учителя. Игра « Путешествие». Игра « Расставь игрушки». Работа с геометрическим материалом.

Работа в тетради.

Уметь:

Ориентироваться в понятиях: далеко, близко, ближе, дальше.


Текущий контроль


Построение прямой, кривой линий.

Коррекция образной памяти

11.05


96.Расширение опыта ориентировки в понятиях: далеко, близко, ближе, дальше.

1

Комб.

Текущий контроль


Построение прямоугольников по шаблону

Коррекция планирующей функции мышления

12.05


97. Расширение опыта ориентировки в понятиях: далеко, близко, ближе, дальше.

1

Комб.

Текущий контроль



Коррекция слухового восприятия

17.05


98.Расширение опыта ориентировки в понятиях: далеко, близко, ближе, дальше.

1

Комб.

Текущий контроль


Построение отрезков.

Коррекция образной памяти

18.05




99. Расширение опыта ориентировки в понятиях: далеко, близко, ближе, дальше.

1

Комб.

Коррекция планирующей функции мышления

19.05


100.Соотнесение простейших явлений природы

1

Изучение нового

Работа по картинам « Времена года», Лото « Когда это бывает?». Ответы на вопросы учителя по картинкам. Работа с загадками. Работа в тетради. Решение задач. Работа с геометрическим материалом.

Уметь:

Соотносить явления природы


Текущий контроль


Сравнение геометрических фигур.

Коррекция слухового и зрительного восприятия

24.05


101.Соотнесение простейших явлений природы

1

Изучение нового

Текущий контроль


Сравнение геометрических фигур.

Коррекция слухового восприятия

25.05


102.Контрольная работа за 4 четверть

1

Итоговый

Работа с помощью учителя. Числовой ряд 1-5. Сравнение чисел. Сложение и вычитание в пределах 5. Построение геометрических фигур по шаблону.

Уметь: находить место числа в числовом ряду, производить сложение и вычитание чисел и сравнивать их в пределах 5, строить геометрические фигуры по шаблону.

Контрольная работа

Построение

треугольников

Коррекция долговременной памяти

26.05