© 2016 2449 113
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по математике 4 класс коррекционной школы 8 вида ,составленная на основе авторской программы Худенко Л.Е и Баряевой Л.Б " Формирование элементарных математических представлений 4 класс и в соответствии с Программами 0-4 класс" Особьый ребенок"разработанных Аналитическим научно-методическим центром "Развитие и коррекция".
Адаптированная рабочая «Математические представления, основы арифметики» составлена на основе авторской программы Худенко Е.Д. и Баряева Л.Б « Формирование элементарных математических представлений» 4 класс и в соответствии с Программами для 0-4 классов « Особый ребенок» разработанных Аналитическим научно-методическим центром « Развитие и коррекция» .
На уроках по развитию элементарных математических представлений создаются условия для воспитания у ребенка личностных качеств, самостоятельности, активности, развитие зрительно – пространственного восприятия и зрительно – моторных координаций, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности. Детей учат анализировать содержание заданий и выполнять их, обосновывать выбор каждого действия, делать доступные обобщения на основе рассматриваемых фактов. Эти умения составляют основу успешного изучения и других предметов
Особенности данной программы
Дети с глубокими нарушениями интеллекта усваивают новые знания медленно, с большим трудом, затрачивая при этом много усилий и времени, поэтому программный материал дан в сравнительно небольшом объеме и «привязан» к режимным моментам.
Особенностью расположения материала в программе является «забегание» вперед, наличие подготовительных упражнений, которые исподволь подводят учащихся к формированию того или иного понятия.
Учитывая, что дети с глубокими нарушениями интеллекта с трудом выделяют в формируемых понятиях существенные признаки, отличающие эти понятия от других, сходных или противоположных и склонны к употреблению понятий, программа нацеливает учителя на то, чтобы в процессе обучения он опирался на приемы сравнения, сопоставления и противопоставления.
Учитывая, что дети данной категории склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию, программа предусматривает наряду с изучением нового материала небольшими порциями постоянное закрепление и повторение изученного.
Программа начинается с повторения основного материала предыдущих лет обучения. Причем повторение предполагает постепенное расширение, а главное углубление ранее полученных знаний.
Учитывая, что отвлеченное, абстрактное мышление у школьников с глубокими нарушениями интеллекта развито слабо, что подвести учащихся к определенным обобщениям, выводам, правилам, установлению закономерностей, сформировать то или иное понятие возможно только на основе неоднократных наблюдений реальных объектов, практических операций с конкретными предметами, программа нацеливает учителя на широкое использование наглядности, дидактического материала.
Коррекционное специальное образование ставит одной из основных задач подготовку ребенка к жизни, к максимальной независимости от посторонней помощи. Поэтому в программе большое место отводится привитию учащимся практических умений и навыков.
Программа нацеливает учителя на решение основной задачи – коррекционно-развивающей. Процесс обучения использовать в целях повышения уровня общего развития и коррекции недостатков познавательной деятельности детей с глубокими нарушениями интеллекта. Добиться овладения детьми с глубокими нарушениями интеллекта системой доступных элементарных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, так прочно, чтобы они стали достоянием на всю жизнь.
Цель:
Формировать элементарные математические представления, обеспечивающие получение знаний на других учебных занятиях и в повседневной жизни детей.
Задачи:
Учить образованию чисел в натуральном ряду, устанавливать соотношение между любым числом и всеми предыдущими и последующими
Числами.
Учить сравнивать числа различными способами (на основе сравнения групп предметов, по месту сравнивания чисел в ряду).
Учить считать до 5.
Учить составлять и решать простые арифметические задачи (в пределах 5).
Учить понимать связь между целым и его частью.
Учить конструировать модели геометрических фигур.
Учить ориентироваться в трехмерном пространстве с использованием общепринятых обозначений (знаков, указателей движения).
Учить ориентироваться в двухмерном пространстве (на листе бумаги, странице тетради, на альбомном листе и т.п.).
Учить моделировать пространственные отношения, правильно обозначать их словами: правее – левее, выше – ниже, правый верхний (угол),
левый нижний (угол), над, под, за, перед, сзади, впереди, напротив, между, в середине, вокруг и т.д.
10.Учить элементарным представлениям о времени, его периодичности, сменяемости и необратимости, развивать чувство времени (беречь время, соблюдать режим дня).
11.Учить самостоятельно готовить рабочее место к уроку, убирать его, приводить в порядок после занятия.
12.Учить делиться своими впечатлениями, оценивать результаты своего труда, своей работы.
Учебно – тематическое планирование
№ четверти | Кол-во часов в том числе контрольная работа | Тема
| Количество часов |
1четверть |
26 ч
| Понятие «множество» (много). | 6ч |
Число и цифра1, 2, 3, 4. | 3ч | ||
Число и цифра 5. | 5 ч | ||
Сравнение рядом стоящих чисел в пределах 5. | 6ч | ||
Счет в пределах 5 на конкретном материале. | 7ч | ||
2 четверть | 21ч | Сравнение двух предметов по величине. | 5 ч |
Размерные отношения между предметами. | 6ч | ||
Геометрические фигуры | 7ч | ||
Анализ и сравнение предметов по форме. | 3ч | ||
3 четверть | 31 ч | Фигуры разных размеров. | 4ч |
Определение пространственных отношений. | 11ч | ||
Число и цифра 1, 2, 3, 4, 5.Состав чисел из единиц в пределах 4. | 5 ч | ||
Отношения между числами натурального ряда в пределах 5 . | 3ч | ||
Деление предмета на равные части. Сравнение целого и части. | 4ч | ||
Сложение и вычитание в пределах 5. | 2ч | ||
Знакомство с монетами1к., 5к; 1р., 2р.,5р. | 2ч | ||
4 четверть | 24ч | Части суток. Ориентировка в происходящих событиях в определенный временной отрезок. Режим дня. | 16ч |
Расширение опыта ориентировки в понятиях: далеко, близко, ближе, дальше. | 4ч | ||
Соотнесение простейших явлений природы с временами года. | 4ч | ||
Всего | 102 ч |
|
|
Содержание программы.
Количество и счет:
Развивать общие представления о множестве: умения формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упражнения в операциях объединения, дополнения множеств, удаление из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составление пар предметов и соединение предметов стрелками.
Учить соотносить навыки количественного и порядкового счета в пределах 5. Знакомство с числом и цифрой 5. Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (5 больше 4 на 1, а 4 меньше 5 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 5). Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число. Познакомить с составом чисел первого пятка из единиц. Учить раскладывать число на 2 меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 5, на наглядной основе).
Познакомить с монетами достоинства 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет).
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавлять меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка). При решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
Представление о величине:
Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Учить делить предмет на 2 и 4 равные части путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.). Правильно обозначать части целого предмета: половина, одна часть из двух. Устанавливать соотношение целого и части, размера частей. Находить части целого и целое по известным частям.
Формировать первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
Представление о форме:
Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (углы, стороны) и некоторые их свойства.
Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного расположения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, цветам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Моделировать геометрические фигуры: составлять из нескольких маленьких квадратиков – один большой прямоугольник, из частей круга – круг и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; пробовать составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Учить воссоздавать форму предмета в целом, предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Представление о пространстве:
Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги, и т.д.). Располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.
Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки, символы).
Временные представления:
Дать элементарные представления о времени: его текучести, периодичности. Необратимости, последовательности всех дней недели, времен года. Учить пользоваться в речи слова – понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Развивать «чувство времени», уметь беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем. Различать длительность временных интервалов (1 минута, 1 час). Выполнять практическую работу за 1,2,3,4 и 5 минут. Знакомит с различными видами часов (часами со стрелками, песочными часами (1минута, 5минут), будильником, электронными часами). Вести в течение года календарь природы.
Основные требования к знаниям и умениям учащейся
Учащая должна знать:
1. Режим дня учащегося IV класса.
2. Название текущего месяца, последовательность дней недели, времен года.
3. Состав чисел первой пятерки (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
4. Как получить каждое число первой пятерки, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
5. Монеты достоинством 1,5 копеек, 1, 2, 5 рублей.
Учащаяся должна уметь:
С помощью учителя объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из
множества отдельные его части (часть предметов). Находить части целого множества и целое по известным частям.
Считать до 5 (количественный, порядковый счет).
Называть числа в прямом (обратном) порядке до 5, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 5).
Соотносить цифру (1 – 5) и количество предметов.
С помощью учителя решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками
(+,-,=).
С помощью учителя делить предметы на равные части (на 2 и 4), сравнивать целый предмет и его часть, соотносить величину
предметов и частей.
Различать, называть: круг, треугольник, четырехугольники (квадрат, прямоугольник), шар, куб. С помощью учителя проводить их
сравнение.
С помощью учителя составлять из малых форм большие, воссоздавать из частей геометрические фигуры по условию и конечному
результату.
Сравнивать предметы по форме, узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
10.С помощью учителя ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.),
обозначать взаимное
расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
11.С помощью учителя определять временные отношения (день – неделя - месяц), выполнять работу за определенный отрезок
времени.
Учебно – методический комплекс
Предметы в соответствии с учебным планом | Программа | Учебник |
Математика | Программа разработанная Аналитическим научно-методическим центром « Развитие и коррекция» « Особый ребенок».Авторы: Худенко Е.Д.; Баряева Л.Б.
| Алышева Т.В. Математика. В 2-х ч. 1 класс Просвещение 2012
|
Литература
1.Алышева Т.В. Математика. В 2-х ч. 1 класс. Просвещение ,2012
2.Л.Б.Баряева, Н.Н.Яковлев. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, Санкт-Петербург, 2011
3.Л.Б.Баряевая Формирование элементарных математических представлений у умственно отсталых детей. СПб РГПУ им. А.И.Герцена 1998
Календарно – тематическое планирование по математике
4.Ю.А.Захарова Готовимся к школе. Тетрадь по математике 1,2,3.
Календарно-тематическое планирование по математике
Тема урока | Кол. часов | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к ЗУН учащихся | Вид контроля | Геометрический материал | Коррекционный компонент | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1 четверть
| |||||||||
1. Установление отношений между целым и множеством. | 1 | Комб. | Счет 1-4 . Рассматривание картинок, ответы на вопросы, понятия: « больше»- « меньше», « много»- « мало». Решение задачи. Работа с геометрическими фигурами. |
Знать: понятия « много»- «мало», показывать на наглядном материале | Текущий контроль | Построение прямой, кривой линий. | Коррекция зрительного восприятия | 01.09 |
|
2.Сравнение разных частей множества. | 1 | Комб. | Счет 1-4 Рассматривание картинок, ответы на вопросы, понятия: «несколько», « столько же». Работа с треугольниками. | Текущий контроль | Треугольники. Различение , обводка по шаблону. | Коррекция вербальной памяти | 02.09 |
| |
3. Определение большей(меньшей) части множества или их равенство. | 1 | Комб. | Счет 1-4 Работа со счетным материалом. Решение задачи. Работа с геометрическим материалом. | Текущий контроль | Квадраты. Различение , обводка по шаблону. | Коррекция логического мышления | 07.09 |
| |
4.Формирование множества по заданным основаниям. | 1 | Комб. | Счет 1-4 в прямом и обратном порядке. Работа с геометрическим материалом, решение задачи. Выделение группы предметов из множества. Ответы на вопросы учителя по картинке. Число и цифра 1, работа с трафаретом, запись цифр в тетрадь. | Текущий контроль | Построение предметов из геометр фигур. | Коррекция познавательной активности | 08.09 |
| |
5. Формирование множества по заданным основаниям | 1 | Комб. | Текущий контроль. | Круг. Различение , обводка по шаблону. | Коррекция свойств внимания | 09.09 |
| ||
6.Части множества , в которых предметы отличаются определенными признаками. | 1 | Комб. | Текущий контроль | Построение отрезков. | Коррекция мелкой моторики | 14.09 |
| ||
7. Число и цифра 1,2 | 1 | Комб. |
Числовой ряд 1-4.Счет в прямом и обратном порядке. Присчитывание по 1. Решение задачи на наглядном материале. Работа с геометрическими фигурами. Работа с трафаретом. Запись цифр в тетрадь. Лото « Сколько здесь предметов?» | Знать: Цифры 1, 2, 3. Уметь: Считать в прямом и обратном порядке. | Текущий контроль | Построение предметов из геометр фигур. | Коррекция мускульной и тактильной памяти | 15.09 |
|
8.Число и цифра 2,3. | 1 | Комб. | Текущий контроль | Сравнение геометрических фигур. | Коррекция зрительного восприятия | 16.09 |
| ||
9.Число и цифра 3, 4. | 1 | Комб. | Текущий контроль | Построение предметов из геометрических фигур | Коррекция вербальной памяти | 21.09 |
| ||
10.Число и цифра 5.Образование количества 5. | 1 | Изучение нового | Числовой ряд 1-5. Счет в прямом и обратном порядке. Решение задачи по картинке. Арифметическое лото. Соотнесение количества и цифры. Работа с прямоугольниками. квадратами. Задания с палочками. Работа с пластилином, запись цифры в тетрадь. |
Знать: Число и цифру 4.
Уметь: считать от 1 до 4 в прямом и обратном порядке. Писать числа в тетрадь. | Текущий контроль | Прямоугольник-квадрат | Коррекция логического мышления | 22.09 |
|
11. Выделение пяти предметов из группы. | 1 | Изучение нового | Текущий контроль |
| Коррекция познавательной активности | 23.09 |
| ||
12.Прямой и обратный счет в пределах 5. | 1 | Изучение нового | Текущий контроль | Сравнение геометрических фигур. | Коррекция внимания | 28.09 |
| ||
13.Соотнесение количества и цифры 5. | 1 | Изучение нового | Текущий контроль | Построение прямой, кривой линий. | Коррекция зрительного восприятия | 29.09 |
| ||
14.Сравнение рядом стоящих чисел в пределах 4. | 1 | Комб. | Счет 1-5 в прямом и обратном порядке. Решение задачи. Работа с объемными цифрами. Сравнение двух групп предметов на наглядном материале. Запись знаков « больше» -«меньше». Арифметическое лото. Ответы на вопросы учителя по картинкам. Работа в тетради.
| Уметь: Сравнивать группы предметов, оперировать понятиями « больше»- «меньше». | Текущий контроль | Сравнение геометрических фигур | Коррекция вербальной памяти | 30.09 |
|
15.Равное количество в группах из нескольких предметов в пределах 4.
| 1 | Изучение нового | Текущий контроль | Построение прямой, кривой линий. | Коррекция мелкой моторики | 05.10 |
| ||
16.Обобщение числовых значений на основе счета и сравнения групп. | 1 | Комб. | Текущий контроль | Построение прямой линии | Коррекция мускульной и тактильной памяти | 06.10 |
| ||
17.Объединение, дополнения множеств в пределах5. | 1 | Изучение нового | Числовой ряд 1-5. Счет в прямом и обратном порядке. Решение задачи по картинке. Арифметическое лото. Соотнесение количества и цифры. Работа с прямоугольниками. квадратами. Задания с палочками. Сравнение двух групп предметов. Работа в тетради Запись знаков « больше» -«меньше», «равно».
|
Уметь:сравнивать числа в пределах 4, называть большее, меньшее число.
| Текущий контроль |
| Коррекция зрительного восприятия | 07.10 |
|
18.Операция удаления из множества части или отдельных его частей. | 1 | Изучение нового | Текущий контроль |
| Коррекция познавательной активности | 12.10 |
| ||
19.Отношения между отдельными частями множества на основе счета в пределах 5. | 1 | Изучение нового | Текущий контроль | Построение отрезков. | Коррекция образной памяти | 13.10 |
| ||
20.Отношения между целым множеством и каждой его частью на основе счета в пределах 5. | 1 | Изучение нового | Текущий контроль | Построение предметов из геометрических фигур | Коррекция наглядно- образного мышления | 14.10 |
| ||
21.Счет в пределах 4 на конкретном материале. | 1 | Комб. | Числовой ряд 1-5.Счет в прямом и обратном порядке. Арифметическое лото. Соотнесение количества и цифры. Работа по трафарету, работа в тетради. Логические задания с геометрическими фигурами. | Уметь: Считать в пределах 3 на конкретном материале. | Текущий контроль | Построение предметов из геометрических фигур | Коррекция наглядно- образного мышления | 19.10 |
|
22.Счет в пределах 4 на конкретном материале. | 1 | Комб. | Текущий контроль | Построение предметов из геометрических фигур | Коррекция мускульной и тактильной памяти | 20.10 |
| ||
23.Счет в пределах 4 на конкретном материале.
| 1 | Комб. | Текущий контрол. | Построение прямой, кривой линий. | Коррекция вербальной памяти | 21.10 |
| ||
24.Счет в пределах 5 на конкретном материале.
| 1 | Изучение нового | Числовой ряд 1-4. Счет в прямом и обратном порядке. Решение задачи по картинке. Арифметическое лото. Соотнесение количества и цифры. Работа с геометрическими фигурами. Задания с палочками. Работа в тетради. Логические задания с геометрическими фигурами. | Уметь: Считать в пределах 4 на конкретном материале.
| Текущий контроль | Построение прямоугольников и квадратов по шаблону. | Коррекция логического мышления | 26.10 |
|
25.Соотнесение количественного и порядкового счета в пределах 5. | 1 | Изучение нового | Текущий контроль | Построение геометрических фигур по шаблону. | Коррекция слухового и зрительного восприятия | 27.10 |
| ||
26.Контрольная работа за 1 четверть. | 1 | Итоговый | Выполнение контрольной работы с помощью учителя. Числовой ряд 1-5. Сравнение чисел. Построение геометрических фигур по шаблону. | Уметь: Записывать числа от 1 до 5. Сравнивать их. Строить геометрические фигуры с помощью шаблона. | контрольная работа. | Построение геометрических фигур по шаблону. | Коррекция образной памяти | 28.10 |
|
2 четверть | |||||||||
27 Сравнение двух предметов по длине, ширине, высоте величине путем наложения.
| 1 | Комб. | Работа с геометрическим материалом. Понятия «больше»- «меньше», «уже»- « шире», с « толще»- « тоньше», « выше»- «ниже», « одинаковые»- «равные».Измерение предметов путем наложения друг на друга. Работа с задачей. | Уметь: Сравнивать предметы по величине путем наложения
| Текущий контроль |
| Коррекция мускульной и тактильной памяти | 09.11 |
|
28 Сравнение двух предметов по длине, ширине, высоте величине путем наложения.
| 1 | Изучение ново | Текущий контроль | Построение геометрических фигур по шаблону. | Коррекция зрительного восприятия | 10.11 |
| ||
29Сравнение двух предметов по величине с помощью условной меры. | 1 | Изучение нового |
Числовой ряд 1-5. Счет в прямом и обратном порядке. Решение задачи по картинке. Арифметическое лото. Соотнесение количества и цифры. Работа с геометрическими фигурами. Задания с палочками. Работа в тетради .Сравнение предметов с помощью условной меры –клеточка, линейка. Практическая работа по сравнению предметов. | Уметь: Сравнивать предметы по величине с помощью клеточки, линейки.
| Текущий контроль
|
| Коррекция вербальной памяти | 11.11 |
|
30 Сравнение двух предметов по величине с помощью условной меры. Практическая работа по развитию глазомера детей. | 1 | Изучение нового | Текущий контроль
| Сравнение геометрических фигур. | Коррекция логического мышления | 16.11 |
| ||
31 Сравнение двух предметов по величине с помощью условной меры. | 1 | Изучение нового | Текущий контроль
| Построение квадрата | Коррекция познавательной активности | 17.11 |
| ||
32.Анализ и сравнение предметов по форме. Практическая работа: находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и различной формы. | 1 | Комб. | Числовой ряд 1-5. Счет в прямом и обратном порядке .Работа с геометрическими фигурами. Сравнение трех различных предметов по толщине, высоте, размеру.
. | Уметь: Выстраивать в ряд 4 предмета по нарастающей-убывающей признака.
| Текущий контроль
| Сравнение геометрических фигур. | Коррекция мелкой моторики | 18.11 |
|
33. Анализ и сравнение предметов по форме | 1 | Изучение нового | Числовой ряд 1-5. Счет в прямом и обратном порядке. Решение задач. Распознавание геометрических фигур, классификация их по форме.. | Знать: названия форм предметов (треугольная, квадратная, круглая,овальная, прямоугольная)
Уметь: Сравнивать предметы по форме. | Текущий контроль
| Построение отрезков. | Коррекция вербальной памяти | 23.11 |
|
34. Анализ и сравнение предметов по форме | 1 | Изучение нового | Работа с геометрическими фигурами. Сравнение трех различных предметов по толщине, высоте, размеру. | Текущий контроль
| Построение предметов из геометрических фигур | Коррекция познавательной активности | 24.11 |
| |
35.Анализ и сравнение предметов по форме | 1 | Комб. | Работа в тетради по шаблону, работа с трафаретом. Логические задачи с палочками. Арифметическое лото. Развивающие игры.
| Текущий контроль
| Построение прямой линии. | Коррекция мелкой моторики | 25.11 |
| |
36. Анализ и сравнение предметов по форме | 1 | Комб. | Числовой ряд 1-5. Счет в прямом и обратном порядке. Решение задач. Работа с геометрическими фигурами. | Текущий контроль
| Построение предметов из геометрических фигур | Коррекция зрительного восприятия | 30.11 |
| |
37.Геометрические фигуры и их элементы (углы, стороны). | 1 | Комб. | Распознавание геометрических фигур, классификация их по форме. Работа над элементами фигур- угол, сторона | Знать: Названия геометрических фигур и их элементов. | Текущий контроль
| Построение прямой, кривой линий. | Коррекция вербальной памяти | 01.12 |
|
38.Распознавание фигур независимо от их пространственного расположения. | 1 | Комб. | Числовой ряд 1-5. Счет в прямом и обратном порядке.. Работа с геометрическими фигурам. Работа в тетради по шаблону, работа с трафаретом. Логические задачи с палочками. Арифметическое лото. Развивающие игры. | Уметь: Выстраивать в ряд 4 предмета по нарастающей-убывающей признака.
| Текущий контроль
| Построение квадратов разных по величине. | Коррекция слухового восприятия | 02.12 |
|
39. Распознавание фигур независимо от их пространственного расположения. | 1 | Комб. | Числовой ряд 1-5. Счет в прямом и обратном порядке. Работа с геометрическими фигурами. | Текущий контроль
|
| Коррекция образной памяти | 07.12 |
| |
40.Изображение фигур, расположение их на плоскости. | 1 | Комб. | Распознавание геометрических фигур. Развивающие игры и упражнения. Работа в тетради | Текущий контроль
| Построение кругов разных по величине. | Коррекция мелкой моторики | 08.12 |
| |
41.Упорядочивание фигур пот размеру, цвету. Группирование по цвету, форме, размерам. | 1 | Комб. |
Виды геометрических фигур. Выделение видов из множества. Называние и построение геометрических фигур по шаблонам. Логические задания с геометрическими фигурами. Игры и задачи с геометрическими фигурами. Классификация фигур по форме. | Знать: Название геометрических фигур.
Уметь: Строить геометрические фигуры с помощью шаблона.
| Текущий контроль |
Построение геометрических фигур по шаблону.
| Коррекция памяти | 09.12 |
|
42.Круг, треугольник, четырехугольники (квадрат, прямоугольник) | 1 | Комб. | Виды геометрических фигур. Выделение видов из множества. Называние и построение геометрических фигур по шаблонам. | Текущий контроль
| Коррекция восприятия | 14.12 |
| ||
43 Круг, треугольник, четырехугольники (квадрат, прямоугольник) | 1 | Комб. | Коррекционно-развивающие упражнения с геометрическими фигурами. Выделение круга, треугольника, четырехугольника. Работа в тетради. | Текущий контроль
| Коррекция логического мышления | 15.12 |
| ||
44.Моделирование геометрических фигур. | 1 | Изучение нового | Геометрические фигуры. Соотнесение фигуры и цифры. Решение логических задач с использованием геометрических фигур. Прямоугольник- его особенности. Сравнение прямоугольника с треугольником Построение прямоугольников по шаблону. Работа с трафаретом. Конструирование. | Знать: Отличительные особенности прямоугольника Уметь: Строить прямоугольник по шаблону. | Текущий контроль
| Прямоугольник | Коррекция долговременной памяти | 16.12 |
|
45.Составление квадрата из нескольких квадратов, прямоугольника. | 1 | Изучение нового | Текущий контроль
| Построение Прямоугольника по шаблону. |
| 21.12 |
| ||
46.Составление круга из частей. | 1 | Изучение нового | Геометрические фигуры. Соотнесение фигуры и цифры. Решение логических задач с использованием геометрических фигур. Четырехугольники. Работа с трафаретом и по шаблону в тетради. Конструирование. | Знать: Отличительные особенности четырехугольников. Уметь: Строить Четырехугольник по шаблону. | Текущий контроль
| Работа с четырехугольниками. | Коррекция познавательной активности | 22.12 |
|
47. Контрольная работа за 2четверть | 1 | Итоговый | Работа в тетради с помощью учителя. Числовой ряд 1-4: соотнесение количества и цифры на примере квадрата и треугольника. Построение геометрических фигур по шаблону. Расположение чисел по убыванию. | Уметь: Производить записи в тетрадь, работать по инструкции учителя. | Контрольная работа |
| Коррекция долговременной памяти | 23.12 |
|
3 четверть | |||||||||
48.Фигуры разных размеров. Практическая работа: обводка трафаретов геометрических фигур разных размеров. | 1 | Комб. | Числовой ряд 1-5: соотнесение количества и цифры. Выделение геометрических фигур в группы по одному из признаков. Признак -«размер».Логические задания с геометрическими фигурами. Задачи с геометрическими фигурами. Конструирование. |
Знать: геометрические фигуры.
Уметь: Строить геометрические фигуры разного размера с помощью шаблона.
| Текущий контроль
| Построение прямой, кривой линий | Коррекция зрительного восприятия | 11.01 |
|
49. Фигуры разных размеров. Практическая работа: конструирование геометрических фигур разных размеров. | 1 | Комб. | Числовой ряд 1-5: соотнесение количества и цифры. Признак -«размер». Конструирование. | Текущий контроль
| Построение предметов из геометрических фигур. | Коррекция свойств внимания | 12.01 |
| |
50.Составление тематических композиций из фигур. | 1 | Изучение нового | Числовой ряд 1-5: соотнесение количества и цифры. Выделение геометрических фигур в группы по одному из признаков. Признак -«размер».Четырехугольники, виды четырехугольников. Практическая работа «Сравнение размера путем наложения». Работа в тетради. Конструирование. | Уметь: Строить Четырехугольники разных размеров по шаблону Знать: Отличительные особенности четырехугольников.
| Текущий контроль
| Построение предметов из геометрических фигур | Коррекция долговременной памяти | 13.01 |
|
51.Воссоздание предметов из отдельных частей по описанию.
| 1 | Изучение нового |
| Текущий контроль
| Построение четырехугольников по шаблону. | Коррекция познавательной активности | 18.01 |
| |
52.Определение пространственных отношений: вверху -внизу, впереди –сзади. | 1 | Комб. | Работа с картинками. Соотнесение количества и цифры. Понятия «с права»- «слева», «выше»- «ниже», «вверху»- «внизу», «спереди»- «сзади», «дальше»- «ближе». Работа по заданию учителя на координацию движений. Работа по вопросам учителя по картинкам. Работа в тетради. | Уметь:ориентироваться в пространстве по требованию учителя. | Текущий контроль
| Построение прямой, кривой линий | Коррекция свойств внимания | 19.01 |
|
53.Определение пространственных отношений: слева –справа, рядом, с, около. | 1 | Комб. | Текущий контроль
| Сравнение геометрических фигур | Коррекция зрительного и слухового восприятия | 20.01 |
| ||
54.Ориентировка в окружающем пространстве: «чтение» простейшей графической информации. | 1 | Изучение нового | Работа с картинками. Соотнесение количества и цифры. Понятия « права»- «лева», «выше»- «ниже», «дальше»- «ближе».Работа по заданию учителя на координацию движений. Работа по вопросам учителя по картинкам. Работа в тетради. Графический диктант. |
Знать: Понятия « права»- «лева», «выше»- «ниже», «дальше»- «ближе». Уметь:ориентироваться в пространстве по требованию учителя. | Текущий контроль
| Работа с различными геометрическими фигурами. | Коррекция познавательной активности | 25.01 |
|
55. Ориентировка в окружающем пространстве: пространственные отношения объектов. | 1 | Изучение нового | Текущий контроль
|
| Коррекция свойств внимания | 26.01 |
| ||
56.Число и цифра 1,2,3,4,5. | 1 | Комб. | Числовой ряд1-5. Счет в прямом и обратном порядке. Место чисел в числовом ряду. Соотнесение количества и цифры. Образование чисел. Зрительный образ цифры. Место цифры в ряде цифр. Зрительный образ цифры. Работа пластилином, элементы цифры. Работа по трафарету , с шаблоном. | Знать : Числовой ряд 1-4. Уметь : Записывать числа в тетрадь. | Текущий контроль
| Построение прямой, кривой линий | Коррекция зрительного восприятия | 27.01 |
|
57.Образование чисел в пределах 5. | 1 | Изучение нового | Текущий контроль
| Сравнение геометрических фигур | Коррекция долговременной памяти | 01.02 |
| ||
58.Количественный состав числа из единиц на конкретном материале. | 1 | Изучение нового | Текущий контроль
|
| Коррекция познавательной активности | 02.02 |
| ||
59.Отношения между числами в пределах 5 (больше на, меньше на)
| 1 | Изучение нового | Числовой ряд1-5. Счет в прямом и обратном порядке. Место чисел в числовом ряду. Соотнесение количества и цифры. Работа с геометрическим материалом. Задачи на наглядном материале (больше на , меньше на). Работа с пластилином. Запись примеров в тетрадь. Состав чисел на наглядном материале. | Уметь: Считать от 1 до 4 в прямом и обратном порядке. | Текущий контроль
| Построение предметов из геометрических фигур |
Коррекция свойств внимания | 03.02 |
|
60.Увеличение-уменьшение чисел на единицу. | 1 | Изучение нового | Текущий контроль
|
| Коррекция зрительного и слухового восприятия | 08.02 |
| ||
61.Счет в прямом и обратном порядке. Состав числа первого пятка из единиц. | 1 | Изучение нового | Текущий контроль
| Построение прямой, кривой линий | Коррекция познавательной активности | 09.02 |
| ||
62.Деление предмета на равные части. | 1 | Комб. | Счет от 1 до 5. Сравнение групп предметов, соотнесение количества и числа. Деление предметов на равные части путем сгибания. Сравнение целого и части. Решение задач. Уравнивание групп и предметов прибавлением или вычитанием предмета. Равные количества предметов. Работа с геометрическим материалом. | Уметь: Уравнивать группы предметов путем прибавления и отнимания предмета. | Текущий контроль
|
| Коррекции образного мышления | 10.02 |
|
63.Сравнение целого и части. | 1 | Комб. | Текущий контроль
| Сравнение геометрических фигур | Коррекция свойств внимания | 15.02 |
| ||
64.Деление предмета на 2 и 4 равные части. | 1 | Изучение нового | Работа с геометрическим материалом. Построение кругов по шаблонам. Деление кругов на равные части путем складывания, наложение частей. Термин « равные части», -половина. Игра « Равные -неравные». | Уметь: Делить предмет а равные части | Текущий контроль
| Построение предметов из геометрических фигур | Коррекция зрительного восприятия | 16.02 |
|
65.Обозначение части целого предмета в речи: половина, одна часть из двух. | 1 | Изучение нового | Текущий контроль
|
| Коррекция свойств мышления | 17.02 |
| ||
66.Тетрадь: умение ориентироваться в тетради. | 1 | Комб. | Логические задания с геометрическим материалом. Работа на альбомном листе, разлинованном на крупные клетки. Работа в тетради, ориентировка: верх-низ, право-лево, угол, правый угол, левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, верхний правый угол, верхний левый угол. Работа с клеточкой. Игра « Муха». | Уметь: Ориентироваться в тетради по клеточкам.
| Текущий контроль
| Построение прямой, кривой линий | Коррекция долговременной памяти и пространственной ориентировки | 22.02 |
|
67.Арифметические знаки +,-,=. Прибавить, отнять, получится.
| 1 | Комб. | Числовой ряд 1-5 .Знаки + - =. Коррекционно-развивающие задания. | Текущий контроль | Работа с треугольниками. | Коррекция пространственной ориентировки | 24.02 |
| |
68. Сложение и вычитание в пределах 5. | 1 | Изучение нового | Числовой ряд 1-5. Коррекционно-развивающие задания. Сложение и вычитание чисел в пределах 5 на наглядном материале путем пересчитывания.
| Уметь: Складывать и вычитать числа в пределах 5 на конкретном материале.
| Текущий контроль | Построение отрезков. | Коррекция зрительного восприятия | 01.03 |
|
69.Составление и решение простых арифметических задач. | 1 | Изучение нового | Числовой ряд 1-5. Работа со счетным материалом. Составление задач, используя счетный материал. Работа в тетради. | Текущий контроль
| Построение предметов из геометрических фигур | Коррекция вербальной памяти | 02.03 |
| |
70.Число и цифра 1,2,3,4,5. | 1 | Комб. | Числовой ряд 1-5. Коррекционно-развивающие задания. Работа со счетным материалом. Образование чисел путем присчитывания единицы. Коррекционно-развивающие задания с геометрическим материалом. | Знать: Способ образования чисел в пределах 5, путем присчитывания 1. | Текущий контроль |
| Коррекция свойств памяти | 03.03 |
|
71.Образование каждого числа в пределах 5 (на наглядной основе). | 1 | Изучение нового | Текущий контроль
| Сравнение геометрических фигур. | Коррекция логического мышления | 09.03 |
| ||
72.Знакомство с монетами достоинством 1, 5 копеек. | 1 | Изучение нового | Числовой ряд 1-5. Коррекционно-развивающие задания. Работа с монетами. Игра « Магазин».Практическая работа. Решение примеров и задач в тетради. | Уметь: Различать монеты, называть их достоинство. | Текущий контроль
| Построение квадрата | Коррекция познавательной активности | 10.03 |
|
73. Знакомство с монетами достоинством 1,2, 5 рублей. Практическая работа: различение, набор и размен монет. | 1 | Изучение нового | Текущий контроль
| Сравнение геометрических фигур. | Коррекция мелкой моторики | 15.03 |
| ||
74.Ориентировка на листе бумаги. | 1 | Комб. | Работа с картинками. Соотнесение количества и цифры. Понятия « права»- «лева», «выше»- «ниже», «дальше»- «ближе».Работа по заданию учителя на координацию движений. Работа по вопросам учителя по картинкам. Работа в тетради. Практическая работа по определению предметов в пространстве по заданию учителя. | Уметь: Ориентироваться в пространстве по инструкции учителя.
| Текущий контроль
| Построение прямых линий. | Коррекция вербальной памяти | 16.03 |
|
75.Практическая отработка навыков: справа- слева , вверху -внизу , в середине, в углу. | 1 | Комб. | Текущий контроль
| Построение предметов из геометрических фигур | Коррекция познавательной активности | 17.03 |
| ||
76.Ориентировка на ограниченной территории -лист тетради. | 1 | Изучение нового | Логические задания с геометрическим материалом. Работа с клеточкой. Игра « Муха». Коррекционно-развивающие задания. | Знать: направления верх-низ, право-лево, угол, правый угол, левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, верхний правый угол, верхний левый угол.
Уметь: Ориентироваться на листе бумаги.
| Текущий контроль
|
| Коррекция мелкой моторики | 22.03
|
|
77. Ориентировка на ограниченной территории -лист тетради. | 1 | Комб. | Работа на альбомном листе, разлинованном на крупные клетки. Работа в тетради, ориентировка : верх-низ, право-лево, угол, правый угол, левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, верхний правый угол, верхний левый угол. |
| Коррекция познавательной активности | 23.03 |
| ||
78. Контрольная работа за 3 четверть | 1 | Итоговый | Работа с помощью учителя. Числовой ряд 1-5. Построение геометрических фигур по шаблону с учетом пространственного расположения. Сложение и вычитание в пределах 5. | Уметь: Работать по заданию учителя.
| Контрольная работа | Построение предметов из геометрических фигур | Коррекция зрительного восприятиядолговременной памяти | 24.03 |
|
4 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
79. Части суток. | 1 | Комб. | Работа по картине « Части суток». Ответы на вопросы учителя. Слова «день», « ночь»,«утро»,«вечер».Соотнесение частей суток с картинками. Лото « Когда это бывает?» Соотнесение дела ребенка и времени суток. Работа со стихами. Картина « Режим дня школьника».Беседа по картине. | Знать: Части суток, называть их. | Текущий контроль
| Построение прямой, кривой линий. | Коррекция вербальной памяти | 05.04 |
|
80.Режим дня ученика 4 класса. | 1 | Комб. | Текущий контроль
|
| Коррекция слухового восприятия | 06.04 |
| ||
81.« Чувство времени», различение длительности временных интервалов. | 1 | Комб. | Текущий контроль
|
| Коррекция образной памяти | 07.04 |
| ||
82.Ориентировка в происходящих событиях в определенный временной отрезок. Режим дня ученика 4 класса. | 1 | Изучение нового | Текущий контроль
| Построение прямых линий.
| Коррекция мелкой моторики | 12.04 |
| ||
83. Знакомство с различными видами часов. | 1 | Изучение нового |
Слова «утро», «день», «вечер», «ночь».Соотнесение частей суток с картинками. Лото « Когда это бывает?» Соотнесение дела ребенка и времени суток. Работа со стихами. Картины «Времена года». Беседа по картинам.
Игра « Дни недели». Определение и заучивание последовательности дней недели. | Уметь: Соотносить происходящие события частями суток.
| Текущий контроль
| Сравнение геометрических фигур. | Коррекция памяти | 13.04 |
|
84.Практическая работа. Выполнение задания за 1, 2,3,4,5 минут. | 1 | Комб. | Текущий контроль
| Сравнение геометрических фигур. | Коррекция восприятия | 14.04 |
| ||
85.Установление последовательности различных событий: раньше, позже.
| 1 | Изучение нового | Текущий контроль |
| Коррекция зрительного и слухового восприятия | 19.04 |
| ||
86.Определение дня недели. | 1 | Изучение ново | Текущий контроль | Построение прямых линий | Коррекция долговременной памяти, логического мышления | 20.04 |
| ||
87.Практическая работа с различными видами календарей. | 1 | Комб. |
Работа по картинкам. Ответы на вопросы учителя по картинкам. Соотнесение событий: сегодня, завтра, вчера. Соотнесение картинок с данными понятиями. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. Игра « Кто дежурный?» Дни недели. Работа с календарями. Использование слов « сначала», «потом», «до», «после». |
Знать: Дни недели.
Уметь: Соотносить происходящие события с частями суток, называть их.
| Текущий контроль
| Построение кругов по шаблону | Коррекция мелкой моторики, долговременной памяти | 21.04 |
|
88.Элементарные представления о времени (текучести, периодичности, необратимости, последовательности). | 1 | Изучение нового | Текущий контроль
| Сравнение геометрических фигур. | Коррекция планирующей функции мышления | 26.04 |
| ||
89.Соотненсение простейших явлений природы с временами года. | 1 | Комб. | Текущий контроль
| Построение квадрата | Коррекция зрительного восприятия | 27.04 |
| ||
90.Использование в речи понятий: сначала, потом, до, после | 1 | Комб. | Текущий контроль
| Сравнение геометрических фигур. | Коррекция свойств внимания | 28.04 |
| ||
91. Использование в речи понятий: сначала, потом, до, после | 1 | Комб. |
Использование слов « сначала», «потом», «до», «после».
Работа в картинками. Установление последовательности различных событий по картинкам. Понятия «раньше», «позже», « в одно и то же время». Коррекционно-развивающие игры и упражнения. Лото « Когда это бывает?» Изготовление календаря природы. |
Знать: Дни недели
Уметь: Устанавливать последовательность событий
| Текущий контроль
| Построение прямых линий | Коррекция образной памяти | 03.05 |
|
92. Использование в речи понятий: раньше, позже, в одно и то же время. | 1 | Комб. | Текущий контроль
| Построение предметов из геометрических фигур | Коррекция планирующей функции мышления | 04.05 |
| ||
93. Использование в речи понятий: раньше, позже, в одно и то же время. | 1 | Комб. | Текущий контроль
| Построение квадратов по шаблону | Коррекция слухового восприятия | 05.05 |
| ||
94.Практическая работа с различными видами календарей. | 1 | Комб. | Текущий контроль
| Построение предметов из геометрич фигур |
| 10.05 |
| ||
95. Расширение опыта ориентировки в понятиях: далеко, близко, ближе, дальше. | 1 | Комб. |
Понятия « далеко»- «близко», «дальше»- « ближе» на основе игровых моментов. Придвинь ближе, еще ближе. Отодвинь дальше, еще дальше. Выполнение действий по инструкции учителя. Игра « Путешествие». Игра « Расставь игрушки». Работа с геометрическим материалом. Работа в тетради. | Уметь: Ориентироваться в понятиях: далеко, близко, ближе, дальше.
| Текущий контроль
| Построение прямой, кривой линий. | Коррекция образной памяти | 11.05 |
|
96.Расширение опыта ориентировки в понятиях: далеко, близко, ближе, дальше. | 1 | Комб. | Текущий контроль
| Построение прямоугольников по шаблону | Коррекция планирующей функции мышления | 12.05 |
| ||
97. Расширение опыта ориентировки в понятиях: далеко, близко, ближе, дальше. | 1 | Комб. | Текущий контроль
|
| Коррекция слухового восприятия | 17.05 |
| ||
98.Расширение опыта ориентировки в понятиях: далеко, близко, ближе, дальше. | 1 | Комб. | Текущий контроль
| Построение отрезков. | Коррекция образной памяти | 18.05
|
| ||
99. Расширение опыта ориентировки в понятиях: далеко, близко, ближе, дальше. | 1 | Комб. | Коррекция планирующей функции мышления | 19.05 |
| ||||
100.Соотнесение простейших явлений природы | 1 | Изучение нового | Работа по картинам « Времена года», Лото « Когда это бывает?». Ответы на вопросы учителя по картинкам. Работа с загадками. Работа в тетради. Решение задач. Работа с геометрическим материалом. | Уметь: Соотносить явления природы
| Текущий контроль
| Сравнение геометрических фигур. | Коррекция слухового и зрительного восприятия | 24.05 |
|
101.Соотнесение простейших явлений природы | 1 | Изучение нового | Текущий контроль
| Сравнение геометрических фигур. | Коррекция слухового восприятия | 25.05 |
| ||
102.Контрольная работа за 4 четверть | 1 | Итоговый | Работа с помощью учителя. Числовой ряд 1-5. Сравнение чисел. Сложение и вычитание в пределах 5. Построение геометрических фигур по шаблону. | Уметь: находить место числа в числовом ряду, производить сложение и вычитание чисел и сравнивать их в пределах 5, строить геометрические фигуры по шаблону. | Контрольная работа | Построение треугольников | Коррекция долговременной памяти | 26.05 |
|