СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" К учебнику М.И. Моро,М.А. Бантова. Разработана на основе авторских программ. в соответствии с ФГОС. Календарно-тематическое планирование разработано с УУД, содержит 20% нестандартных уроков
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 22
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол № ________ 2015 | СОГЛАСОВАНО На заседании Методического совета Протокол № ________2015 | УТВЕРЖДЕНО Приказом № от ________2015 Директор МБОУ ООШ № 22 ___________Кондрова Л.Д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Математика»
Класс: 4
(общеобразовательный)
2015-2016 учебный год
Учитель: Курганская Альбина Анатольевна,
первая квалификационная категория
г. Канск
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному предмету «Математика»
Нормативно- правовой и документальной основой Программы являются:
Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»
Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. №2357 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»
Приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2012г. №1060 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении»
ООП ООО МБОУ ООШ № 22
Рабочая программа составлена на основ с учётом Примерных программ начального образования ФГОС; авторской программы М.И. Моро, Волкова С.И. Степанова С.В. для четырёхлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Москва, Издательство «Просвещение», 2011 год.
Структура документа
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для начальной школы представляет собой целостный документ, включающая разделы
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- общая характеристика учебного предмета;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;
- содержание учебного материала;
- календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Рабочая программа по математике для 4 класса конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах, умению логически мыслить, применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Цель рабочей программы:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи реализации программы:
Формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
Развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
Развитие пространственного воображения;
Развитие математической речи;
Формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
Формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
Формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
Развитие познавательных способностей;
Воспитание стремления к расширению математических знаний;
Формирование критичности мышления.
Общая характеристика учебного предмета
Основу курса математики в 4 классе составляет табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами в пределах 1000. При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко сформулированной последовательности шагов, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого алгоритма сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы, план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы, времени и работа над их усвоением.
Перед изучением внетабличного умножения и деления обучающиеся знакомятся с разными способами умножения суммы на число. Изученные свойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении значений выражений, содержащих несколько действий.
Особое внимание заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Эти правила вводятся постепенно, начиная с первого класса, когда обучающиеся уже имеют дело с выражениями, содержащие только сложение и вычитание. Правила о порядке выполнения действий усложняются при ознакомлении с умножением и делением в теме «Числа от 1 до 100». В дальнейшем рассматриваются новые для обучающихся правила о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих две пары скобок или два действия внутри скобок. Эти правила иллюстрируются довольно сложными примерами, содержащими сначала 2 – 3 действия, а затем 3 – 4 арифметических действия.
Следует подчеркнуть, что правила о порядке выполнения действий – один из сложных и ответственных вопросов курса математики в 4 классе. Работа над ним требует многочисленных, распределенных во времени тренировочных упражнений. Умение применять эти правила в практике вычислений вынесены в основные требования программы на конец обучения в начальной школе.
Важной особенностью курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Именно на простых текстовых задачах обучающиеся знакомятся и со связью между такими величинами, как цена – количество – стоимость; нормы расходы материала на одну вещь – число изготовленных вещей – общий расход материала; длина сторон прямоугольника и его площадь. Такие задачи предусмотрены рабочей программой каждого года обучения. Система в их подборе и расположении их во времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимообратных.
Обучающиеся учатся анализировать содержание задачи, выбирать действия при решении задач каждого типа, обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Важно, чтобы обучающиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них. Работе над задачей можно придать творческий характер, если изменить вопрос задачи или ее условие.
Серьезное значение уделяется обучению решению текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Нахождение площади прямоугольника (квадрата) связывается с изучением умножения, задача нахождения стороны прямоугольника (квадрата) по его площади — с изучением деления.
Различные геометрические фигуры (отрезок, многоугольник, круг) используются и в качестве наглядной основы при формировании представлений о долях величины, а также при решении разного рода текстовых задач. Трудно переоценить значение такой работы при развитии как конкретного, так и абстрактного мышления у детей.
К элементам алгебраической пропедевтики относится ознакомление детей с таким важным математическим понятием, как понятие переменной. В дальнейшем вводится буквенное обозначение переменной. Дети учатся находить значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Математическое содержание позволяет развивать организационные умения: умения планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В 4 классе на изучение курса отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера);
Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения).
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения курса математики по данной программе к концу 4 класса у обучающихсябудут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки, представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Четвероклассник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса
Регулятивные универсальные учебные действия
Четвероклассник научится:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия
Познавательные универсальные учебные действия
Четвероклассник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении -свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности.
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выявления существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависима от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Четвероклассник научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнера совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты
Числа и величины
Четвероклассник научится:
- читать, записывать, сравнивать и упорядочивать числа от нуля до миллиона;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно вырванному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличению/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год- месяц; неделя — сутки; час — минута; минута — секунда; километр — метр; метр — дециметр; дециметр — сантиметр; метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в различных моделях предметных, вербальных, графических и символических);
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в различных моделях предметных, вербальных, графических и символических), в строках и столбцах несложных таблиц.
Арифметические действия
Четвероклассник научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в томчисле деление с остатком);
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 арифметических действия, со скобками и без скобок.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Четвероклассник научится:
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2—3 действия);
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
- решать задачи в 3 - 4 действия;- находить разные способы решения задач;
- решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Четвероклассник научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур-
Четвероклассник получит возможность научиться:
- распознавать плоские и кривые поверхности;
- распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Четвероклассник научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Четвероклассник получит возможность научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.
Работа с информацией
Четвероклассник научится:
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- читать несложные готовые круговые диаграммы;
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы, диаграммы, схемы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Уравнения. Буквенные выражения
Четвероклассник получит возможность научиться:
- решать простые и усложнённые уравнения на основе правил о взаимосвязи компонентов и результатов арифметических действий;
- находить значения простейших буквенных выражений при данных числовых значениях входящих в них букв.
Содержание учебного материала
Числа от 1 до 1000 (продолжение) (13 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000 (111 ч)
Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (18 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:х+312=654+79;729-х=217+163;х- 137 = 500 -140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин
Умножение и деление (71 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х ·18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Итоговое повторение (12 ч)
Вычисление значений числовых выражений в 2 — 4действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий. Решение задач в 2-4 действия; решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2-3 ее частей. Построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Дата | Тема | Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС) | Характеристика деятельности учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||
план | факт | Личностные | Метапредметные | Предметные |
| ||||||||||||||||||||||||||||
1 четверть |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Числа от 1 до 1000 (продолжение) (13 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 02.09 |
| Повторение. Нумерация чисел. | Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Целостное восприятие окружающего мира. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
| Называть последовательность чисел в пределах 1000; объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица. Называть разряды и классы. | Читать и строить столбчатые диаграммы. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения. | ||||||||||||||||||||||||||
2 | 03.09 |
| Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. | Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях | |||||||||||||||||||||||||||||
3 | 04.09 |
| Нахождение суммы нескольких слагаемых. | Вычислять сумму трёх слагаемых. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия | |||||||||||||||||||||||||||||
4 | 07.09 |
| Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел. Исследование. | Использовать алгоритм письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000 | |||||||||||||||||||||||||||||
5 | 09.09 |
| Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. | |||||||||||||||||||||||||||||
6 | 10.09 |
| Свойства умножения. | ||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 11.09 |
| Алгоритм письменного деления. | Выполнять письменное деление в пределах 1000 | |||||||||||||||||||||||||||||
8 | 14.09 |
| Приёмы письменного деления. | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму | |||||||||||||||||||||||||||||
9 | 16.09 |
| Письменное деление трехзначных чисел на однозначные. | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму | |||||||||||||||||||||||||||||
10 | 17.09 |
| Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное с объяснением, когда в записи частного есть нуль. | |||||||||||||||||||||||||||||
11 | 18.09 |
| Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. | Читать и строить столбчатые диаграммы | |||||||||||||||||||||||||||||
12 | 21.09 |
| Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Соревнование. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |||||||||||||||||||||||||||||
13 | 23.09 |
| Контрольная работа № 1 по теме «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление».
| Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||||||||||||||||||||||||||||
Числа, которые больше 1000 (111 ч) Нумерация (11 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | 24.09 |
| Анализ контрольной работы. Класс единиц и класс тысяч. | Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
| Регулятивные УУД: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
| Называть новую счётную единицу – тысячу. Называть разряды, которые составляют первый класс, второй класс | Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Читать и записывать любые числа в пределах миллиона. Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе.
Сравнивать числа по классам и разрядам. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Оценивать правильность составления числовой последовательности. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки. Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз. Собрать информацию о своем городе (селе) и на этой основе создать математический справочник «Наш город (село) в числах». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы. | ||||||||||||||||||||||||||
15 | 25.09 |
| Чтение многозначных чисел. | Читать числа в пределах миллиона | |||||||||||||||||||||||||||||
16 | 28.09 |
| Запись многозначных чисел. | Записывать числа в пределах миллиона | |||||||||||||||||||||||||||||
17 | 30.09 |
| Разрядные слагаемые. | Представлять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста | |||||||||||||||||||||||||||||
18 | 01.10 |
| Сравнение многозначных чисел. | Сравнивать числа по классам и разрядам. Оценивать правильность составления числовой последовательности
| |||||||||||||||||||||||||||||
19 | 02.10 |
| Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
| Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз | |||||||||||||||||||||||||||||
20 | 05.10 |
| Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе. Исследование. | Выделять в числе общее количество единиц любого разряда | |||||||||||||||||||||||||||||
21 | 07.10 |
| Класс миллионов и класс миллиардов. | Называть класс миллионов, класс миллиардов. Читать числа в пределах 1 000 000 000 . Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи | |||||||||||||||||||||||||||||
22 | 08.10 |
| Странички для любознательных. Наши проекты «Числа вокруг нас» | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять задачи | |||||||||||||||||||||||||||||
23 | 09.10 |
| Закрепление по теме «Нумерация многозначных чисел» | ||||||||||||||||||||||||||||||
24 | 12.10 |
| Контрольная работа № 2 по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | 14.10 |
| Анализ контрольной работы. Единицы длины. Километр. | Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Целостное восприятие окружающего мира.
| Регулятивные УУД: Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую составлять простой план учебно-научного текста. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
| Называть единицы длины. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей разных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними. Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким). Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их.
Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события. | ||||||||||||||||||||||||||
26 | 15.10 |
| Таблица единиц длины. Эстафета. | ||||||||||||||||||||||||||||||
27 | 16.10 |
| Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. | Называть единицы площади. Использовать приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади | |||||||||||||||||||||||||||||
28 | 19.10 |
| Таблица единиц площади. | Называть результат при переводе одних единиц массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними | |||||||||||||||||||||||||||||
29 | 21.10 |
| Измерение площади с помощью палетки. Исследование. | Использовать приём измерения площади фигуры с помощью палетки. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | |||||||||||||||||||||||||||||
30 | 22.10 |
| Единицы массы. Тонна, центнер. Таблица единиц массы. | Понимать понятие «масса», называть единицы массы. Сравнивать величины по их числовым значениям | |||||||||||||||||||||||||||||
31 | 23.10 |
| Контрольная работа № 3 за 1 четверть | ||||||||||||||||||||||||||||||
32 | 26.10 |
| Единицы времени. Определение времени по часам. | Называть единицы времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определять соотношения между ними. Определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям | |||||||||||||||||||||||||||||
33 | 28.10 |
| Единицы времени. 24 часовое исчисление суток. Деловая игра. | ||||||||||||||||||||||||||||||
34 | 29.10 |
| Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца событий. | Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события | |||||||||||||||||||||||||||||
35 | 30.10 |
| Единицы времени. Секунда. | Определять соотношения между ними. Определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям | |||||||||||||||||||||||||||||
| 2 четверть | ||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | 09.11 |
| Путешествие в прошлое. Единицы времени. Век. | ||||||||||||||||||||||||||||||
37 | 11.11 |
| Таблица единиц времени. | ||||||||||||||||||||||||||||||
38 | 12.11 |
| Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |||||||||||||||||||||||||||||
39 | 13.11 |
| Повторение пройденного. Решение задач на нахождение площади. | ||||||||||||||||||||||||||||||
40 | 16.11 |
| Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | ||||||||||||||||||||||||||||||
41 | 18.11 |
| Контрольная работа № 4 по теме «Величины» | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |||||||||||||||||||||||||||||
42 | 19.11 |
| Анализ контрольной работы. «Что узнали. Чему научились». Проверим себя и оценим свои достижения. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Сложение и вычитание (11 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | 20.11 |
| Устные и письменные приёмы вычислений. | Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий | Регулятивные УУД: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
| Использовать правило нахождения неизвестного слагаемого. Пользоваться изученной математической терминологией, проверять правильность выполненных вычислений | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). Выполнять сложение и вычитание значений величин. Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | ||||||||||||||||||||||||||
44 | 23.11 |
| Письменные приемы вычислений. | ||||||||||||||||||||||||||||||
45 | 25.11 |
| Нахождение неизвестного слагаемого. | ||||||||||||||||||||||||||||||
46 | 26.11 |
| Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. Исследование. | Использовать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) | |||||||||||||||||||||||||||||
47 | 27.11 |
| Нахождение нескольких долей целого. | Находить несколько долей целого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) | |||||||||||||||||||||||||||||
48 | 30.11 |
| Решение задач на нахождение нескольких долей целого и целого по его доле. | Решать задачи арифметическим способом. Сравнивать площади фигур | |||||||||||||||||||||||||||||
49 | 02.12 |
| Сложение и вычитание величин. | Выполнять сложение и вычитание величин | |||||||||||||||||||||||||||||
50 | 03.12 |
| Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | Решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией Решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией | |||||||||||||||||||||||||||||
51 | 04.12 |
| Странички для любознательных. Задачи - расчеты. | Решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией | |||||||||||||||||||||||||||||
52 | 07.12 |
| Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | ||||||||||||||||||||||||||||||
53 | 09.12 |
| Контрольная работа № 5 по теме «Сложение и вычитание» | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |||||||||||||||||||||||||||||
Умножение и деление (71 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | 10.12 |
| Анализ контрольной работы. Умножение на однозначное число. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
55 | 11.12 |
| Письменные приёмы умножения. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
56 | 14.12 |
| Умножение на 0 и 1. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.
| Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
| Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
| Использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Решать задачи арифметическим способом | Выполнять письменно умножение и деление многозначного числа на однозначное.
Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное.). составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние.
Переводить одни единицы скорости в другие.
Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.
Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях.
Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.
Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.
| ||||||||||||||||||||||||||
57 | 16.12 |
| Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Исследование. | Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное | |||||||||||||||||||||||||||||
58 | 17.12 |
| Деление на однозначное число. Деление с числами 0 и 1 Контрольная работа № 6 за 1 полугодие. | Использовать свойства умножения при выполнении вычислений. Объяснять приёмы умножения на однозначное число многозначных чисел, оканчивающихся нулями | |||||||||||||||||||||||||||||
59 | 18.12 |
| Анализ контрольной работы. Письменные приемы деления. | Использовать правило нахождения неизвестного множителя, неизвестного делимого и неизвестного делителя. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) | |||||||||||||||||||||||||||||
60 | 21.12 |
| Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. | Применять полученные знания для решения задач | |||||||||||||||||||||||||||||
61 | 23.12 |
| Деление многозначных чисел на одно-значные, когда в записи частного есть 0. Проблемно-практическая дискуссия.
| Определять, сколько цифр будет в частном, выполнять деление. Решение текстовых задач арифметическим способом | |||||||||||||||||||||||||||||
62 | 24.12 |
| Задачи на пропорциональное деление. | Применять полученные знания для решения задач | |||||||||||||||||||||||||||||
63 | 25.12 |
| Деление многозначных чисел на одно-значные, когда в записи частного есть 0. | Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений | |||||||||||||||||||||||||||||
64 | 28.12 |
| Путешествие по теме «Решение задач на пропорциональное деление». | Решение текстовых задач арифметическим способом | |||||||||||||||||||||||||||||
3 четверть |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
65 | 11.01 |
| Деление многозначных чисел на однозначные.
| Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений | |||||||||||||||||||||||||||||
66 | 13.01 |
| Закрепление и систематизация знаний по теме «Умножение и деление на однозначное число» | Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением | |||||||||||||||||||||||||||||
67 | 14.01 |
| Контрольная работа № 7 по теме «Умножение и деление на однозначное число» | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |||||||||||||||||||||||||||||
68 | 15.01 |
| Анализ контрольной работы. Скорость. Единицы скорости. | Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | |||||||||||||||||||||||||||||
69 | 18.01 |
| Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием Исследование. | ||||||||||||||||||||||||||||||
70 | 20.01 |
| Решение задач на движение. | ||||||||||||||||||||||||||||||
71 | 21.01 |
| Умножение числа на произведение. | Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при умножении числа на произведение удобным способом | |||||||||||||||||||||||||||||
72 | 22.01 |
| Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | |||||||||||||||||||||||||||||
73 | 25.01 |
| Сказка по теме «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями». Закрепление. | ||||||||||||||||||||||||||||||
74 | 27.01 |
| Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями. | ||||||||||||||||||||||||||||||
75 | 28.01 |
| Решение задач на встречное движение. Тренажёр. | Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление |
Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях.
Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и решать такие задачи. Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1000.
Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы.
Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное движение в противоположных направлениях и решать такие задачи.
Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки.
Собирать и систематизировать информацию по разделам.
Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Составлять план работы.
Анализировать и оценивать результаты работы.
| ||||||||||||||||||||||||||||
76 | 29.01 |
| Перестановка и группировка множителей. | Применять свойства умножения при решении числовых выражений | |||||||||||||||||||||||||||||
77 | 01.02 |
| Странички для любознательных Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Научатся использовать переместительное и сочетательное свойства умножения при выполнении вычислений. Решать задачи на встречное движение. | |||||||||||||||||||||||||||||
78 | 03.02 |
| Что узнали. Чему научились. Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». | ||||||||||||||||||||||||||||||
79 | 04.02 |
| Деление числа на произведение
| Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при делении числа на произведение удобным способом | |||||||||||||||||||||||||||||
80 | 05.02 |
| Деление числа на произведение. Закрепление. Зачёт. | ||||||||||||||||||||||||||||||
81 | 08.02 |
| Деление с остатком на 10, 100, 1000. | Применять приём письменного деления многозначного числа на 10, 100, 1 000 с остатком | |||||||||||||||||||||||||||||
82 | 10.02 |
| Решение задач на пропорциональное деление. | Применять полученные знания для решения задач | |||||||||||||||||||||||||||||
83 | 11.02 |
| Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Исследование. | Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями | |||||||||||||||||||||||||||||
84 | 12.02 |
| Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Закрепление. | ||||||||||||||||||||||||||||||
85 | 15.02 |
| Приёмы письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями. | ||||||||||||||||||||||||||||||
86 | 17.02 |
| Приёмы письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями. | ||||||||||||||||||||||||||||||
87 | 18.02 |
| Решение задач на движение в противоположных направлениях. | Применять полученные знания для решения задач. Решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях | |||||||||||||||||||||||||||||
88 | 19.02 |
| Решение задач на движение в противоположных направлениях. Закрепление. | ||||||||||||||||||||||||||||||
89 | 22.02 |
| Закрепление и систематизация знаний по теме «Деление и умножение на числа, оканчивающиеся нулями». | Находить ошибки в вычислениях и решать правильно. Применять полученные знания для решения задач. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями | |||||||||||||||||||||||||||||
90 | 24.02 |
| Контрольная работа № 8 по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». | Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. Решать задачи на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях | |||||||||||||||||||||||||||||
91 | 25.02 |
| Анализ контрольной работы. Наши проекты «Математика вокруг нас» | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст | Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых.
Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.
Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение.
Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.
Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. трехзначное число
Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число.
Выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. | ||||||||||||||||||||||||||||
92 | 26.02 |
| Умножение числа на сумму | Объяснять, как выполнено умножение числа на сумму | |||||||||||||||||||||||||||||
93 | 29.02 |
| Умножение числа на сумму. Тренажёр.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
94 | 02.03 |
| Письменное умножение на двузначное число. | Использовать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное | |||||||||||||||||||||||||||||
95 | 03.03 |
| Письменное умножение на двузначное число. Закрепление. | ||||||||||||||||||||||||||||||
96 | 04.03 |
| Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям. | Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи | |||||||||||||||||||||||||||||
97 | 09.03 |
| Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям. | Применять полученные знания для решения задач | |||||||||||||||||||||||||||||
98 | 10.03 |
| Письменное умножение на трехзначное число.
| Объяснять, как получают каждое неполное произведение при умножении на трёхзначное число | |||||||||||||||||||||||||||||
99 | 11.03 |
| Письменное умножение на трехзначное число | ||||||||||||||||||||||||||||||
100 | 14.03 |
| Закрепление приемов умножения на трехзначное число | Объяснять приёмы умножения многозначного числа на трёхзначное, когда в записи обоих множителей встречаются нули | |||||||||||||||||||||||||||||
101 | 16.03 |
| Закрепление приемов умножения на трехзначное число. Эстафета. | ||||||||||||||||||||||||||||||
102 | 17.03 |
| Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление | |||||||||||||||||||||||||||||
103 | 18.03 |
| Контрольная работа № 9 по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |||||||||||||||||||||||||||||
104 | 21.03 |
| Анализ контрольной работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
| Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление | |||||||||||||||||||||||||||||
105 | 23.03 |
| Письменное деление на двузначное число. | Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
| Регулятивные УУД: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
| Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное | Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление
Проверять выполненные действия: умножение делением, деление умножением Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида. Изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги с использованием разверток. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара.
Анализировать и оценивать результаты работы. | ||||||||||||||||||||||||||
106 | 24.03 |
| Письменное деление с остатком на двузначное число. Проблемно –практическая дискуссия. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное с остатком | |||||||||||||||||||||||||||||
107 | 25.03
|
| Алгоритм письменного деления на двузначное число. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное | |||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| 4 четверть | ||||||||||||||||||||||||||||||
108 | 04.04 |
| Письменное деление на двузначное число. | ||||||||||||||||||||||||||||||
109 | 06. 04 |
| Письменное деление на двузначное число (цифра частного находится подбором). Исследование. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда цифра в частном находится методом подбора | |||||||||||||||||||||||||||||
110 | 07.04 |
| Письменное деление на двузначное число. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное | |||||||||||||||||||||||||||||
111 | 08.04 |
| Письменное деление на двузначное число. Закрепление. | ||||||||||||||||||||||||||||||
112 | 11.04 |
| Письменное деление на двузначное число. | ||||||||||||||||||||||||||||||
113 | 13.04 |
| Письменное деление на двузначное число, когда в записи частного есть нули. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное когда в записи частного есть нули | |||||||||||||||||||||||||||||
114 | 14.04 |
| Письменное деление на двузначное число. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное | |||||||||||||||||||||||||||||
115 | 15.04 |
| Что узнали. Чему научились. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |||||||||||||||||||||||||||||
116 | 18.04 |
| Контрольная работа № 10 по теме «Деление на двузначное число» | ||||||||||||||||||||||||||||||
117 | 20.04 |
| Анализ контрольной работы. Письменное деление на трехзначное число. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное | |||||||||||||||||||||||||||||
118 | 21.04 |
| Письменное деление на трехзначное число.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
119 | 22.04 |
| Письменное деление на трехзначное число. Закрепление. | ||||||||||||||||||||||||||||||
120 | 25.04 |
| Проверка умножения делением. Исследование. | ||||||||||||||||||||||||||||||
121 | 27.04 |
| Деление с остатком. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку | |||||||||||||||||||||||||||||
122 | 28.04 |
| Деление на трехзначное число. Закрепление. | ||||||||||||||||||||||||||||||
123 | 29.04 |
| Контрольная работа по теме № 11 «Деление на трехзначное число»
| Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |||||||||||||||||||||||||||||
124 | 04.05 |
| Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных..
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговое повторение (12ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
125 | 05.05 |
| Сказка по теме «Нумерация». | Целостное восприятие окружающего мира. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
| Регулятивные УУД: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
| Называть числа натурального ряда, которые больше 1 000. Читать и записывать числа, которые больше 1 000, используя правило, по которому составлена числовая последовательность. | Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление. Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением. Решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления с натуральными числами
| ||||||||||||||||||||||||||
126 | 06.05 |
| Выражения и уравнения. | Решать числовые выражения и уравнения | |||||||||||||||||||||||||||||
127 | 11.05 |
| Арифметические действия: сложение и вычитание. | Использовать приёмы сложения и вычитания чисел, которые больше 1 000 | |||||||||||||||||||||||||||||
128 | 12.05 |
| Арифметические действия: умножение и деление. | Использовать приёмы умножения и деления чисел, которые больше 1 000 | |||||||||||||||||||||||||||||
129 | 16.05 |
| Правила о порядке выполнения действий. Игра «Бой весёлых математиков» | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений | |||||||||||||||||||||||||||||
130 | 18.05 |
| Величины. | Применять знания о величинах в ходе решения задач и выражений | |||||||||||||||||||||||||||||
131 | 19.05 |
| Геометрические фигуры. | Называть виды геометрических фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур. | |||||||||||||||||||||||||||||
132 | 20.05 |
| Задачи. | Применять полученные знания для решения задач. Записывать и решать задачи изученных видов | |||||||||||||||||||||||||||||
133 | 23.05 |
| Итоговая контрольная работа № 12 за 4 класс | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||
134 | 25.05 |
| Анализ контрольной работы. Что узнали. Чему научились» | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами | |||||||||||||||||||||||||||||
135 | 26.05 |
| Распознавание и названия геометрических тел: куб, пирамида, шар. Изготовление моделей куба, пирамиды. | Называть геометрические фигуры. Изготовлять модели геометрических фигур. | |||||||||||||||||||||||||||||
136 | 27.05 |
| Обобщающая игра «В поисках клада». | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
Описание учебно- методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 |
| Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч 1 | 2011 | Москва «Просвещение» |
2 | А.А.Плешаков | Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы | 2011 | Москва «Просвещение» |
3 | Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. | Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч. Ч. 1. | 2014 | Москва «Просвещение» |
4 | Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. | Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч. Ч. 2. | 2014 | Москва «Просвещение» |
5 | 1.Моро М. И., Волкова С. И. | Математика: Рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч.Ч. 1,2 | 2014 | Москва «Просвещение» |
9 | В.Н.Рудницкая | Тесты по математике к учебнику М. И. Моро, С. И. Волковой 4 кл | 2014 | Москва «Просвещение» |
10 | С.И. Волкова | Проверочные работы по математике. 4 класс | 2015 | Москва «Просвещение» |
11 | Е.В. Гусева, Е.В. Курникова | Зачётные работы по математике 4 класс к учебнику«Математика»М.И.Моро в 2 частях | 2015 | «Экзамен» Москва |
12 | О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова | Контрольные и проверочные работы по математике 1-4 классы | 2011 | Москва: АСТ : Астрель. |
13 | О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова | 2500 задач по математике 1-4 классы | 2010 | Москва: АСТ : Астрель. |
14 | Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко | Поурочные разработки по математике 4 класс | 2014 | Москва: «ВАКО» |
Технические средства обучения | ||||
1 |
| Электронное приложение к учебнику | 2014 | Москва «Просвещение» |
2 |
| Интерактивная доска |
|
|
3 |
| Настенная магнитная доска (3шт.) с набором магнитов для крепления таблиц |
|
|
4 |
| Компьютер |
|
|
5 |
| Мультимедийный проектор |
|
|
6 |
| Сканер |
|
|
7 |
| Принтер лазерный |
|
|
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||||
1 |
| Наборы счётных палочек. |
|
|
2 |
| Наборы муляжей овощей и фруктов. |
|
|
3 |
| Строительный набор ( куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр). |
|
|
4 |
| Демонстрационная оцифрованная линейка. |
|
|
5 |
| Демонстрационный чертёжный треугольник. Демонстрационный циркуль |
|
|