СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа использовалась мной в работе в 2014-2015 учебном году. Рабочая программа составлена на основе примерной программы, соответствует государственному стандарту общего образования по математике и учитывает авторские методические рекомендации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 5 класс»

«Принято»

педагогический совет

протокол №5

от «28» августа 2014 г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

О.В.Квашина

«Утверждаю»

Директор МКОУ БГО

Петровской СОШ

____________О.В.Мельникова

Приказ №50 от «03» сентября 2014г.













Рабочая программа

по математике

5 класс


2014-2015 учебный год








Составитель:

учитель математики МКОУ БГО Петровской СОШ

Попова Т.С.











2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы, соответствует государственному стандарту общего образования по математике и учитывает авторские методические рекомендации.

Программа предусматривает изучение предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся.

Нормативные документы для составления программы:

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

- Федеральный базисный учебный план для основного общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

- Примерная программа основного общего образования и авторская программа Н.Я. Виленкина.


Цели и задачи учебной дисциплины.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

 овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

 интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

 формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

 воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.


Основные задачи:

- обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;

- обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;

- сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;

- выявить и развить математические и творческие способности;

- развить представление о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами;

- развить внимание, мышление учащихся, сформировать у них умение логически мыслить, анализировать полученные знания, находить закономерности.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс математики 5-го класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счету на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной и даются первые знания о приемах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Программой отводится на изучение математики в 5 классе по 5 уроков в неделю (всего 35 недель), что составляет 175 часов в учебный год. Из них контрольных работ 14 часов.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 -15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала.


Для реализации учебной программы используется


Учебно-методический комплект:

  1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2014.

  2. Жохов В.И. Преподавание математики в 5 – 6 классах: методическое пособие. – М.: Мнемозина, 2008.

  3. Жохов В.И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. – М.: Мнемозина, 2010.

  4. Жохов В.И. Математика. 5 класс. Диктанты для учащихся общеобразовательных учреждений / В.И. Жохов, И.М. Митяева. – М.: Мнемозина, 2010.

  5. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике, 5 класс. – М.: Просвещение, 2001.

Содержание учебного курса


1. Натуральные числа и шкалы (13 часов).

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

2. Сложение и вычитание натуральных чисел (20 часов).

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел. 3. Умножение и деление натуральных чисел (24 часа).

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и

куб числа. Решение текстовых задач.

Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

4. Площади и объёмы (18 часов).

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.

Цель: расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

5.Обыкновенные дроби (23 часа).

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Цель: познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для

введения десятичных дробей.

6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (14 часов).

Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

7. Умножение и деление десятичных дробей (24 часа).

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

8. Инструменты для вычислений и измерений (20 часов).

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

9. Итоговое повторение. Решение задач (19 часов).

Требования к уровню подготовки учащихся


Название темы

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения математики ученик должен:

1. Натуральные числа и шкалы.

Иметь представление о множестве натуральных чисел, об отрезке, луче, прямой.

Знать:

- классы и разряды натуральных чисел.

Уметь:

- читать и записывать многозначные числа;

- пользоваться основными единицами длины, массы, времени;

- выражать более крупные единицы через более мелкие;

- изображать числа точками на координатном луче, определять координаты точки на луче;

Уметь применять изученный материал при выполнении письменной работы.

2. Сложение и вычитание натуральных чисел.

Знать:

- компоненты действий сложения и вычитания;

- свойства сложения и вычитания;

- правила нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений.

Уметь:

- выполнять устно сложение и вычитание двузначных чисел;

- складывать и вычитать многозначные числа;

- решать уравнения на основе зависимости между компонентами сложения и вычитания;

- составлять буквенные выражения по условию задачи;

- решать несложные расчетные задачи практического содержания.

Уметь применять изученный материал при выполнении письменной работы.

3. Умножение и деление натуральных чисел.

Знать:

- компоненты действий умножения и деления;

- свойства умножения;

- правила нахождения неизвестных при решении уравнений;

- порядок действий.

Уметь:

- применять простейшие свойства действий над числами при вычислениях;

- находить квадрат и куб числа;

- решать уравнения на основе зависимости между компонентами умножения и деления;

- соблюдать порядок действий;

- решать несложные расчетные задачи практического содержания.

Уметь применять изученный материал при выполнении письменной работы.

4. Площади и объемы

Знать:

- формулы для вычисления периметра и площади квадрата и прямоугольника;

- формулы объема куба и параллелепипеда;

- единицы измерения объемов.

Уметь:

- пользоваться основными единицами площади и объема;

- выражать более крупные единицы через более мелкие;

- решать несложные расчетные задачи практического содержания.

Уметь применять изученный материал при выполнении письменной работы.

5. Обыкновенные дроби.

Знать:

- понятие доли, дроби;

- правильные и неправильные дроби, смешанные числа;

- связь деления с дробью.

Уметь:

- сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;

- переводить смешанное число в неправильную дробь;

- выделять целую часть из неправильной дроби;

- записывать деление в виде дроби и обратно;

- решать несложные расчетные задачи практического содержания.

Уметь применять изученный материал при выполнении письменной работы.

6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.


Знать:

- десятичную запись дробных чисел;

- правила сложения и вычитания десятичных дробей.

Уметь:

- читать и записывать десятичные дроби;

- записывать десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в десятичной;

- сравнивать, складывать и вычитать обыкновенные дроби;

- округлять числа;

- решать несложные расчетные задачи практического содержания.

Уметь применять изученный материал при выполнении письменной работы.

7. Умножение и деление десятичных дробей.

Знать:

- правила умножения и деления десятичных дробей;

- понятие среднего арифметического.

Уметь:

- умножать и делить десятичные дроби;

- находить среднее арифметическое нескольких чисел;

- решать несложные расчетные задачи практического содержания.

Уметь применять изученный материал при выполнении письменной работы.

8. Инструменты для вычислений и измерений.

Знать:

- инструменты для вычислений и измерений;

- определение процента.

Уметь:

- выполнять вычисления на калькуляторе;

- измерять и строить углы;

- строить круговые диаграммы;

Записывать проценты в виде дроби и дроби в виде процентов;

- решать простейшие задачи на проценты;

- решать несложные расчетные задачи практического содержания.

Уметь применять изученный материал при выполнении письменной работы.



Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Дата план

Дата факт

Требования к уровню подготовки учащихся

Примечание

1 четверть (46 часов)

Натуральные числа и шкалы (13ч)

1

Обозначение натуральных чисел.



Систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, классах и разрядах натуральных чисел, сравнение натуральных чисел, отрезок, длина отрезка, треугольник и многоугольник и их элементы, периметр многоугольника плоскость, прямая, луч, понятие координатного луча, единичного отрезка и координаты точки.

Знать и понимать:

- Основные единицы длины, массы, времени, скорости;

- Выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

Уметь:

- Начертить координатный луч и отмечать на нем точки с заданными координатами

- Определять координаты точки на луче.

- Читать и записывать многозначные числа, сравнивать натуральные числа

- Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости.


2

Обозначение натуральных чисел.




3

Обозначение натуральных чисел.




4

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.




5

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.




6

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.




7

Плоскость, прямая, луч.




8

Плоскость, прямая, луч.




9

Шкалы и координаты.




10

Шкалы и координаты.




11

Меньше или больше.




12

Меньше или больше




13

Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы»




Сложение и вычитание натуральных чисел (20ч)

14

Сложение натуральных чисел и его свойства.



Знать и понимать:

- Компоненты действия сложения и вычитания

- Свойства сложения и вычитания в буквенном выражении

- Правила нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений.

Уметь:

- Выполнять устно арифметические действия сложения и вычитания двузначных чисел

- Применять алгоритм арифметических действий над многозначными числами

- Составлять буквенные выражения по условию задач, решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий сложения и вычитания, решать текстовые задачи


15

Сложение натуральных чисел и его свойства.




16

Сложение натуральных чисел и его свойства.




17

Сложение натуральных чисел и его свойства.




18

Сложение натуральных чисел и его свойства.




19

Вычитание




20

Вычитание




21

Вычитание




22

Вычитание




23

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»




24

Числовые и буквенные выражения.




25

Числовые и буквенные выражения.




26

Числовые и буквенные выражения.




27

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.




28

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.




29

Уравнение.




30

Уравнение.




31

Уравнение.




32

Уравнение.




33

Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения».




Умножение и деление натуральных чисел(24ч)

34

Умножение натуральных чисел и его свойства.



Знать и понимать:

- Компоненты умножения и деления

- Правила нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений

Уметь:

- Применять свойства действий над числами при вычислениях



35

Умножение натуральных чисел и его свойства.




36

Умножение натуральных чисел и его свойства.




37

Умножение натуральных чисел и его свойства.




38

Умножение натуральных чисел и его свойства.




39

Умножение натуральных чисел и его свойства.




40

Деление.




41

Деление.




42

Деление.




43

Деление.




44

Деление с остатком




45

Деление с остатком




46

Деление с остатком




2 четверть (34 часа)

Умножение и деление натуральных чисел (продолжение)

47

Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»



Знать и понимать:

- Свойства умножения и деления в буквенном выражении

- Понятие квадрата и куба числа.

Уметь:

-Находить квадрат и куб числа

-Решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способом

- Понимать смысл отношений «больше в...», «меньше в...»

- Упрощать буквенные выражения

- Соблюдать порядок выполнения действий



48

Упрощение выражений.




49

Упрощение выражений.




50

Упрощение выражений.




51

Упрощение выражений.




52

Порядок выполнения действий.




53

Порядок выполнения действий.




54

Степень числа. Квадрат и куб числа.




55

Степень числа. Квадрат и куб числа.




56

Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений»




Площади и объемы (18ч)

57

Формулы



Знать и понимать:

- Геометрические фигуры

- Понятие площади

- Понятие объема

- Единицы измерения

- Формулы для вычисления площади и периметра прямоугольника и квадрата

- Формулы для вычисления объема куба и прямоугольного параллелепипеда

Уметь:

- Пользоваться основными единицами площади, объема

- Выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот

- Решать задачи на нахождение сторон прямоугольника и параллелепипеда, если известны площадь или объем.

- Вычислять по формулам при решении геометрических и текстовых задач

- Переходить от одних единиц измерения к другим

- Вычислять площади и объемы



58

Формулы




59

Формулы




60

Площадь. Формула площади прямоугольника.




61

Площадь. Формула площади прямоугольника.




62

Площадь. Формула площади прямоугольника.




63

Единицы измерения площадей.




64

Единицы измерения площадей.




65

Единицы измерения площадей.




66

Единицы измерения площадей.




67

Прямоугольный параллелепипед.




68

Прямоугольный параллелепипед.




69

Прямоугольный параллелепипед.




70

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.




71

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.




72

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.




73

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.




74

Контрольная работа №6 по теме «Площади и объемы»




Обыкновенные дроби (23ч)

75

Окружность и круг.





76

Окружность и круг.




77

Доли. Обыкновенные дроби




78

Доли. Обыкновенные дроби




79

Доли. Обыкновенные дроби




80

Доли. Обыкновенные дроби




3 четверть (51ч)

Обыкновенные дроби (продолжение)

81

Сравнение обыкновенных дробей



Знать и понимать:

- Окружность и круг

- Доли

- Понятие дроби

- Правильные и неправильные дроби

- Действия над дробями

- Смешанные числа и действия над ними.

Уметь:

- Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями

- Складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями

- Вычитание из 1

- Переходить от неправильной дроби к смешанному числу и обратно

- Записать деление в виде дроби и обратно

- Изображать дроби на числовом луче

- Уметь решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями

- Выработать навык читать, записывать, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями



82

Сравнение обыкновенных дробей




83

Сравнение обыкновенных дробей




84

Правильные и неправильные дроби




85

Правильные и неправильные дроби




86

Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби»




87

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями




88

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями




89

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями




90

Деление и дроби




91

Деление и дроби




92

Смешанные числа




93

Смешанные числа




94

Сложение и вычитание смешанных чисел.




95

Сложение и вычитание смешанных чисел.




96

Сложение и вычитание смешанных чисел.




97

Контрольная работа №8 по теме «Действия с обыкновенными дробями»




Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (14ч)

98

Десятичная запись дробных чисел.



Знать и понимать:

- Десятичная запись дробных чисел

- Десятичные разряды чисел

- Действия сложения и вычитания над десятичными числами

- Округление чисел, понятие «приближенное значение числа»

Уметь:

- Представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной

- Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби

- Выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, используя уравнивание знаков после запятой

- Применять переместительный и сочетательный законы при сложении десятичных дробей

- Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.



99

Десятичная запись дробных чисел.




100

Сравнение десятичных дробей




101

Сравнение десятичных дробей




102

Сравнение десятичных дробей




103

Сложение и вычитание десятичных дробей.




104

Сложение и вычитание десятичных дробей.




105

Сложение и вычитание десятичных дробей.




106

Сложение и вычитание десятичных дробей.




107

Сложение и вычитание десятичных дробей.




108

Приближенные значения чисел. Округление чисел.




109

Приближенные значения чисел. Округление чисел.




110

Приближенные значения чисел. Округление чисел.




111

Контрольная работа №9 по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»




Умножение и деление десятичных дробей (24ч)

112

Умножение десятичных дробей на натуральные числа.



Знать и понимать:

- Умножение и деление на натуральное число

- Умножение и деление десятичной дроби на десятичную дробь

- Знание алгоритма выполнения умножения и деления десятичных дробей

- Среднее арифметическое.

Уметь:

- Умножать и делить десятичные дроби

- Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями

- Постановки запятой в результате действия, используя соответствующий алгоритм вычисления, нахождения среднего арифметического нескольких чисел



113

Умножение десятичных дробей на натуральные числа.




114

Умножение десятичных дробей на натуральные числа.




115

Деление десятичных дробей на натуральные числа




116

Деление десятичных дробей на натуральные числа




117

Деление десятичных дробей на натуральные числа




118

Деление десятичных дробей на натуральные числа




119

Деление десятичных дробей на натуральные числа




120

Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»




121

Умножение десятичных дробей.




122

Умножение десятичных дробей.




123

Умножение десятичных дробей.




124

Умножение десятичных дробей.




125

Умножение десятичных дробей.




126

Деление на десятичную дробь




127

Деление на десятичную дробь




128

Деление на десятичную дробь




129

Деление на десятичную дробь




130

Деление на десятичную дробь











4 четверть (43ч)





Умножение и деление десятичных дробей (окончание)


Среднее арифметическое.






Среднее арифметическое.






Среднее арифметическое.






Среднее арифметическое.





135

Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»





Инструменты для вычислений и измерений. Элементы комбинаторики (20ч)


Микрокалькулятор.



Знать и понимать:

- Микрокалькулятор

- Проценты

- Угол

- Прямой и развернутый угол

- Измерение углов

- Транспортир

- Круговые диаграммы

Уметь:

- Понимать смысл термина «процент»

- Решать простейшие задачи на проценты

- Использовать микрокалькулятор при выполнении отдельных арифметических действий

- Изображать распределение отдельных частей какой–нибудь величины с помощью круговых диаграмм

- Представлять проценты в виде дроби и дроби в виде процентов

- Измерять и строить углы



Микрокалькулятор.





Проценты.





Проценты.




140

Проценты.





Проценты.





Проценты.




143

Контрольная работа №12 по теме «Проценты»





Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный угольник.





Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный угольник.




146

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный угольник.





Измерение углов. Транспортир.





Измерение углов. Транспортир.





Измерение углов. Транспортир.




150

Измерение углов. Транспортир.





Измерение углов. Транспортир.





Круговые диаграммы





Круговые диаграммы




154

Круговые диаграммы




155

Контрольная работа №13 «Инструменты для вычислений и измерений»




Итоговое повторение курса математики 5-го класса(20ч)


Натуральные числа и шкалы.



Повторить, систематизировать и обобщить знания по курсу 5 класса.



Натуральные числа и шкалы.





Площади и объемы.





Обыкновенные дроби.





Обыкновенные дроби.





Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.





Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.





Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.





Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.





Умножение десятичных дробей.





Умножение десятичных дробей.





Умножение десятичных дробей.




168

Деление на десятичную дробь.






Деление на десятичную дробь.





Деление на десятичную дробь.





Проценты.




172

Проценты.





Измерение углов. Транспортир.





Контрольная работа №14

(итоговая)





Анализ контрольной работы.