ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34»

Согласовано на заседании МО УТВЕРЖДАЮ
_____________________________ Директор ________ В.Ю. Гудков
Протокол № ___ от ____________ Приказ № ___ от _________
Руководитель МО
____________ __________________
Рассмотрено на МС
Протокол № ___ от _______
Председатель МС
_________ _______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «Математика» 5 класс
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Составитель: Шайдуллина СС
учитель математики, учитель первой категории
г. Нижневартовск
2016 год




Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
Пояснительная записка
Место учебного предмета в учебном плане.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Содержание учебного предмета.
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Пояснительная записка
Программа по математике для 5 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СШ № 34», ориентирована на использование учебника Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. (М.: Мнемозина).
Цели изучения математики
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития
в метапредметном направлении
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
Целью изучения курса математики в 5 классе является систематическое развитие понятие числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
На каждом уроке математики выделяется 8-10 минут для развития и совершенствования вычислительных навыков.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей вводятся в 3-ем триместре. Примеры решения простейших комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Понятие и примеры случайных событий.
Основная цель обучения математики в 5 классе:
Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:
Особое внимание уделяется повторению при проведении самостоятельных и контрольных работ.
Содержание образование по математике в 5 классах определяет следующие задачи:
развить представления о натуральном числе, десятичной и обыкновенной дроби и роли вычислений в человеческой практике;
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных вычислений, развить вычислительную культуру;
развить представления об изучаемых понятиях: уравнение, координаты и координатная прямая, процент, упрощение буквенных выражений, угол и треугольник, формула и методах решения текстовых задач как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
получить представление о статистических закономерностях и о различных способах их изучения, об особенностях прогнозов , носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь-умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, проводить примеры, использовать словесный и символический языки математики для иллюстрации, аргументации и доказательства;
1. Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
Учебный план МБОУ «СШ № 34» предусматривает обязательное изучение математики в 5 классе в количестве 5 часов в неделю, 175 часов в год.
Согласно Базисного учебного (образовательного) плана в 5 классе изучается предмет «Математика» (интегрированный предмет), который включает арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы вероятностно-статистической линии.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Планируемыми результатами изучения учебного предмета «Математика» в 5 классе являются:
1. Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
понимание причин успеха в учебе;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
представления о значении математики для познания окружающего мира.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ученик научится:
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
выполнять действия в устной форме;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
Ученик получит возможность научиться:
на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
Познавательные:
Ученик научится:
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
Коммуникативные:
Ученик научится:
использовать в общении правила вежливости;
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
контролировать свои действия в коллективной работе;
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
Ученик получит возможность научиться:
Предметные результаты:
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа.
Ученик научится:
использовать понятия и умения, связанные процентами, в ходе решения математических задач, выполнять несложные практические расчёты.
Ученик получит возможность:
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Ученик получит возможность:
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения.
Уравнения
Ученик научится:
Ученик получит возможность:
Неравенства
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Описательная статистика.
Ученик научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Ученик получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Комбинаторика
Ученик научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Ученик получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Наглядная геометрия
Ученик научится:
распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
Ученик получит возможность:
научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.
Геометрические фигуры
Ученик научится:
находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
решать несложные задачи на построение.
Ученик получит возможность:
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;
решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата.
Ученик получит возможность научиться:
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
вычислять площади прямоугольника, квадрата;
Координаты
Ученик научится:
Ученик получит возможность:
овладеть координатным методом решения задач.
Работа с информацией
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения;
выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;
строить простейшие высказывания с использованием логических связок «верно /неверно, что ...»;
составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.
Содержание программы учебного предмета
Количество часов по разделам:
| Раздел | Количество часов в | Контрольные работы |
| рабочей программе | |
| | |
1. | Вводное повторение | 5 | Диагностическая |
| | контрольная работа |
| | |
2. | Натуральные числа и шкалы | 15 | №1 |
| | | |
3. | Сложение и вычитание натуральных чисел | 21 | №2, №3 |
4. | Умножение и деление натуральных чисел | 25 | №4, №5 |
5. | Площади и объемы | 14 | №6 |
|
| | | |
6. | Обыкновенные дроби | 23 | №7, №8 |
| | | |
7. | Десятичные дроби. Сложение и вычитание | 13 | №9 |
десятичных дробей | |
| |
8. | Умножение и деление десятичных дробей | 26 | №10, №11 |
9. | Инструменты для вычислений и измерений | 17 | №12, №13 |
|
| | |
10. Итоговое повторение курса математики 5 | 16 | №14 |
класса. | | |
Числа и их вычисления.
Натуральные числа. Десятичная система счисления. Арифметические действия с нату-ральными числами. Свойства арифметических действий.
Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями.
Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление обыкновенных дробей десятичными.
Проценты. Основные задачи на проценты. Решение текстовых задач арифметическими приемами.
Выражения и их преобразование.
Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенное выражение. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий.
Уравнения и неравенства.
Уравнение с одной переменной. Корни уравнения.
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин.
Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических фигурах. Равенство фигур.
Отрезок. Длина отрезка.
Угол. Виды углов. Градусная мера угла.
Математика в историческом развитии.
История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер.
Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Софизм, парадоксы.
Работа с информацией (в течение учебного года).
Получение информации о предметах по рисунку (масса, время, вместимость и т.д.), в ходе практической работы. Упорядочивание полученной информации.
Проверка истинности утверждений в форме «верно ли, что ... , верно/неверно, что ...». Проверка правильности готового алгоритма.
Понимание и интерпретация таблицы, схемы, круговой диаграммы.
Заполнение готовой таблицы (запись недостающих данных в ячейки). Самостоятельное составление простейшей таблицы на основе анализа данной информации.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
| | | | | | Учебник: Виленкин Н.Я. «Математика 5» |
| | | | | | | (5 ч в неделю, всего 175 ч) |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
№ | | Содержание учебного | | Кол- | | Дата урока по | | | Дата урока | | Характеристика основных видов деятельности |
параграфа, | | | во | | плану | | | фактически | |
пункта | | материала | | | | | | обучающихся (на уровне учебных действий) |
| | часов | | | | | | |
учебника | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |








ВВОДНОЕ ПОВТОРЕНИЕ | | 5 ч |
| | | | |
| | Числа и величины. | | 1 ч |
| | Арифметические действия. | | |
| | | | |
| | Геометрические фигуры и | | 1 ч |
| | величины. Пространственные | | |
| | отношения. | | |
| | | | |
| | Текстовые задачи. | | 1 ч |
| | | | |
| | Выполнение упражнений. | | 1 ч |
| | | |
| | | | |
| | Входная контрольная работа | | 1 ч |
| | | | |
Глава I. НАТУРАЛЬНЫЕ | | 75 ч |
| | ЧИСЛА | |
| | | |
§1 | | Натуральные числа и | | 15 ч |
| | шкалы | |
| | | |
| | | | |
1. | | Обозначение натуральных | | 3 ч |
| | чисел. | |
| | | |
| | | | |
2. | | Отрезок. Длина отрезка. | | 3 ч |
| | Треугольник. | |
| | | |
| | | | |
3. | | Плоскость. Прямая. Луч. | | 2 ч |
| | | | |
4. | | Шкалы и координаты. | | 3 ч |
| | |
| | | | |
| | | | |
5. | | Меньше или больше. | | 3 ч |
| | | | |
























01.09




02.09
05.09
06.09




07.09,
08.09,09.09

12.09, 13.09, 14.09


15.09, 16.09

19.09,
20.09,21.09

22.09,
23.09.,26.09
Выполнять арифметические действия с натуральными числами.






Проверять правильность вычислений.
Решать примеры на сложение, вычитание, умножение и деление.
Решать несложные текстовые задачи.











Описывать свойства натурального ряда чисел. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их.










Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире отрезок, прямую, луч, плоскость. Приводить примеры



моделей этих фигур.





Измерять длины отрезков. Строить отрезки заданной длины.





| | | | | |
Контрольная работа № 1 | 1 ч | 27.09 | | | Решать задачи на нахождение длин отрезков. |





















Выражать одни единицы длин через другие. Приводить примеры приборов со шкалами.
Строить на координатном луче точку с заданной координатой, определять координату точки. Сравнивать натуральные числа.









§2



6.

7.







8.



9.

10.





§3



11.

12.



13.





14.



15.

Сложение и вычитание натуральных чисел





Сложение натуральных чисел и его свойства.




Вычитание.





Контрольная работа № 2




Числовые и буквенные выражения.




Буквенная запись свойств сложения и вычитания.




Уравнение.



Контрольная работа № 3



Умножение и деление натуральных чисел




Умножение натуральных чисел.





Деление.





Деление с остатком.





Контрольная работа № 4



Упрощение выражений. 
Порядок выполнения








21 ч | | | | | | Формулировать свойства сложения и вычитания |
| | | | | | натуральных чисел. |
5 ч | | 28.09, 29.09, | | | | Записывать эти свойства в виде формул. |
| 30.09,03.10,04.10 | | | |
| | | | |
| | | | | | |
4 ч | | 05.10, | | | | Приводить примеры числовых и буквенных выражений, |
| 06.10,07.10,10.10 | | | |
| | | | | формул. |
| | | | | |
1 ч | | 11.10 | | | |
| | | | | |
| | | | | | Составлять числовые и буквенные выражения по условию |
3 ч | | 12.10,13.10,14.10 | | | |
| | | | | задачи. |
| | | | | |
| | | | | | | |
3 ч | | 17.10, | | | | Решать уравнения на основании зависимостей между |
| 18.10,19.10 | | | |
| | | | | компонентами действий сложения и его вычитания. |
| | | | | |
4 ч | | 20.10, | | | |
| | | | | |
| 21.10,24.10,25.10 | | | | Решать текстовые задачи с помощью составления |
| | | | |
| | | | | уравнений. |
1 ч | | 26.10 | | | |
| | | | | | | |
25 ч | | | | | | Заменять действие умножения сложением и наоборот. |
| | | | | Находить неизвестные компоненты умножения и деления. |
| | | | | |
| | | | | | | |
5 ч | | 27.10,28.10 | | | | Умножать и делить многозначные числа столбиком. |
| | | | |
| | | | | | Выполнять деление с остатком. |
| | | | | |
5 ч | | | | | | Упрощать выражения с помощью вынесения общего |
| | | | | | множителя за скобки, приведения подобных членов |
3 ч | | | | | |
| | | | | | выражения, используя свойства умножения. |
| | | | | |
1 ч | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
5 ч | | | | | | Решать уравнения, которые сначала надо упростить. |
| | | | | | | |
3 ч | | | | | | | |
| | | | | | | |



















16.






действий.








Степень числа. Квадрат и куб числа.





Контрольная работа № 5

2 ч









1 ч


Решать текстовые задачи арифметическим способом на








отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и 
расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).










Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.
Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.
Вычислять квадраты и кубы чисел.
Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).









§4



17.



18.




19.



20.



21.




Площади и объемы | | 14 ч |
| | | |
Формулы. | | | 2 ч |
| | | |
Площадь. | Формула площади | | 2 ч |
прямоугольника. | |
| |
| | | |
Единицы | измерения | | 3 ч |
площадей. | | |
| | |
| | |
Прямоугольный | | 1 ч |
параллелепипед. | |
| |
| | | |
Объемы. | Объем | | |
прямоугольного | | 3 ч |
параллелепипеда. | | |
| | |
Контрольная работа № 6 | | 1 ч |
| | | |










Читать и записывать формулы. Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, объем
прямоугольного параллелепипеда, куба.
















Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней. Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.















Решать задачи, используя свойства равных фигур. Переходить от одних единиц площадей (объемов) к
другим.



















§5

22.


23.


24.




25.





26.

27.


28.





29.






Обыкновенные дроби






Окружность и круг.




Доли. Обыкновенные дроби. 
Сравнение дробей.






Правильные и неправильные дроби.


Контрольная работа № 7




Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.


Деление и дроби. 
Смешанные числа.








Сложение и вычитание смешанных чисел.





Контрольная работа № 8

23 ч 














2 ч | | | | | | Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей. |
| | | | | | Понятия правильной и неправильной дроби. Правила |
4 ч | | | | | |
| | | | | сложения и вычитания дробей с одинаковыми |
| | | | | |
3 ч | | | | | |
| | | | | знаменателями. |
| | | | | |
2 ч | | | | | | Изображать окружность и круг с помощью циркуля, |
| | | | | |
| | | | | | обозначать и называть их элементы. |
1 ч | | | | | |
| | | | | |
| | | | | | Читать и записывать обыкновенные дроби. Называть |
3 ч | | | | | |
| | | | | числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни |
| | | | | |
| | | | | | показывают. Изображать дроби, в том числе равные на |
| | | | | |
2 ч | | | | | | координатном луче. |
| | | | | | |
2 ч | | | | | | Распознавать и решать три основные задачи на дроби. |
| | | | | |
| | | | | |
3 ч | | | | | | Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями. |
| | | | | | Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей |
| | | | | |
1 ч | | | | | | и друг с другом. Складывать и вычитать дроби с |
| | | | | | одинаковым знаменателем. Записывать результат деления |
| | | | | | двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных |
| | | | | | дробей. |
| | | | | | Записывать любое натуральное число в виде |
| | | | | | обыкновенной дроби. Выделять целую часть из |
| | | | | | неправильной дроби. Представлять смешанное число в |
| | | | | | виде неправильной дроби. Складывать и вычитать |
| | | | | | смешанные числа. |
| | | | | | |








§6




30.



31.

Десятичные дроби. | | | | | | | | |
Сложение и вычитание | | 13 ч | | | | | | |
десятичных дробей | | | | | | | | |
Десятичная запись дробных | | 2 ч | | | | | | Иметь представление о десятичных разрядах. Читать, |
чисел. | | | | | | | записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби. |
| | | | | | |
| | | | | | | | |
Сравнение десятичных | | 3 ч | | | | | | Выражать данные значения длины, массы, площади, |
дробей. | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | | |








| | Сложение и вычитание | | |
32. | | | 5 ч |
| десятичных дробей. | |
| | | |
| | | | |
33. | | Приближённые значения | | 2 ч |
| чисел. Округление чисел. | |
| | | |
| | | | |
| | Контрольная работа № 10 | | 1 ч |
| | | | |








§7 | | Умножение и деление | | 26 ч |
| десятичных дробей | |
| | | |
| | | | |











Умножениедесятичных
| | дробей | на | натуральные | | 3 ч |
| | числа. | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
35. | | Деление | десятичных дробей | | 5 ч |
| | на натуральные числа. | |
| | | |
| | | | |
| | Контрольная работа № 9 | | 1 ч |
| | | | | |
36. | | Умножение | десятичных | | 5 ч |
| | дробей. | | | |
| | | | | |
| | | | |
37. | | Деление десятичных дробей. | | 7 ч |
| | | | |
38. | | Среднее арифметическое. | | 4 ч |
| | | | |
| | Контрольная работа № 11 | | 1 ч |
| | | | | | |











объема в виде десятичных дробей.









Изображать десятичные дроби на координатном луче. Складывать и вычитать десятичные дроби.















Раскладывать десятичные дроби по разрядам.
Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.



















Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.
Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.











Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.














Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.


















Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.
Находить среднее арифметическое нескольких чисел. Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.


§8 | | Инструменты для | | 17 ч | | | | | | |
| вычислений и | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |







измерений





Микрокалькулятор.

Проценты.

Контрольная работа № 12
Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник.
Измерение углов. Транспортир.

Круговые диаграммы.

Контрольная работа № 13






































ч
ч
ч
ч

























3 ч




2 ч




1 ч

Пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных 
арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями.




































Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.

Вычислять проценты с помощью калькулятора.





Распознавать и решать разные виды задач на проценты: находить проценты от числа, число по его процентам.
























ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | | |
КУРСА МАТЕМАТИКИ 5 | | 16 ч |
| | КЛАССА | | |
| | | |
| | Итого | | 175 |













Формы и методы, технологии обучения учащихся 5 В класса.
Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.
Ведущими методами обучения являются: объяснительный и репродуктивный методы, частично-поисковый, метод математического моделирования, аксиоматический метод. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, дифференцированного обучения, ИКТ. Используются такие формы организации деятельности, как фронтальный опрос, групповая, парная и самостоятельная работа, работа с учебником, таблицами и др. учебными пособиями. Применяются математические диктанты, работа с дидактическими материалами и рабочими тетрадями.