ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Математика» составлена в соответствии с требованиями:
- закона «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
- примерной программы по учебным предметам по математике. М.: Просвещение, 2011;
- примерной программы по математике для 6 класса по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / В.В.Выговская, М.: Вако, 2014;
Рабочая программа ориентирована на учащихся шестых классов. Уровень изучения предмета - базовый.
В системе предметов общеобразовательной школы учебный предмет «Математика» представлен в предметной области «Математика и информатика» и изучается в качестве обязательного предмета в 6 классе. Тематическое планирование рассчитано на 5 часов в неделю, 170 часов в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Числа
оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, обыкновенная дробь, десятичная дробь;
использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Статистика и теория вероятностей
Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
Текстовые задачи
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составлять план решения задачи;
выделять этапы решения задачи;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
История математики
описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.
Обучающийся получит возможность научиться (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях)
Элементы теории множеств и математической логики
Оперировать1 понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность,
определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств; задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Числа.
Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, геометрическая интерпретация натуральных;
понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
выполнять округление натуральных чисел с заданной точностью;
упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей;
оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Уравнения и неравенства
Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения.
Статистика и теория вероятностей
Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы.
извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.
Текстовые задачи
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчета;
решать разнообразные задачи «на части»,
осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат;
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
История математики
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МАТЕМАТИКА» В 6 КЛАССЕ
1. Делимость чисел
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Основная цель – завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
2.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель – выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Основная цель – выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби
4. Отношения и пропорции
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятие о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель – сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.
5. Положительные и отрицательные числа
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.
Основная цель – расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель – выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
Умножение десятичных положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Основная цель – выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
8. Решение уравнений
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель – подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
9. Координаты на плоскости
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков и диаграмм.
Основная цель – познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Н. Я. Виленкин «Математика, 6»
Номера уроков | Наименования разделов и тем | Дата по плану | Дата по факту |
1. Делимость чисел |
1 | Делители и кратные | | |
2 | Делители и кратные | | |
3 | Делители и кратные | | |
4 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | | |
5 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | | |
6 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | | |
7 | Признаки делимости на 9 и на 3 | | |
8 | Признаки делимости на 9 и на 3 | | |
9 | Простые и составные числа | | |
10 | Простые и составные числа | | |
11 | Разложение на простые множители | | |
12 | Разложение на простые множители | | |
13 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | | |
14 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | | |
15 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | | |
16 | Наименьшее общее кратное | | |
17 | Наименьшее общее кратное | | |
18 | Наименьшее общее кратное | | |
19 | Наименьшее общее кратное | | |
20 | Контрольная работа № 1 «Делимость чисел» | | |
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями |
21 | Основное свойство дроби | | |
22 | Основное свойство дроби | | |
23 | Сокращение дробей | | |
24 | Сокращение дробей | | |
25 | Сокращение дробей | | |
26 | Приведение дробей к общему знаменателю | | |
27 | Приведение дробей к общему знаменателю | | |
28 | Приведение дробей к общему знаменателю | | |
29 | Сравнение дробей с разными знаменателями | | |
30 | Сравнение дробей с разными знаменателями | | |
31 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | | |
32 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | | |
33 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | | |
34 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | | |
35 | Контрольная работа №2 «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» | | |
36 | Сложение и вычитание смешанных чисел | | |
37 | Сложение и вычитание смешанных чисел | | |
38 | Сложение и вычитание смешанных чисел | | |
39 | Сложение и вычитание смешанных чисел | | |
40 | Сложение и вычитание смешанных чисел | | |
41 | Сложение и вычитание смешанных чисел | | |
42 | Контрольная работа №3 «Сложение и вычитание смешанных чисел» | | |
3. Умножение и деление обыкновенных дробей |
43 | Умножение дробей | | |
44 | Умножение дробей | | |
45 | Умножение дробей | | |
46 | Умножение дробей | | |
47 | Умножение дробей | | |
48 | Нахождение дроби от числа | | |
49 | Нахождение дроби от числа | | |
50 | Нахождение дроби от числа | | |
51 | Нахождение дроби от числа | | |
52 | Применение распределительного свойства умножения | | |
53 | Применение распределительного свойства умножения | | |
54 | Применение распределительного свойства умножения | | |
55 | Применение распределительного свойства умножения | | |
56 | Применение распределительного свойства умножения | | |
57 | Контрольная работа №4 «Умножение обыкновенных дробей» | | |
58 | Взаимно обратные числа | | |
59 | Взаимно обратные числа | | |
60 | Деление | | |
61 | Деление | | |
62 | Деление | | |
63 | Деление | | |
64 | Деление | | |
65 | Контрольная работа №5 «Деление обыкновенных дробей» | | |
66 | Нахождение числа по его дроби | | |
67 | Нахождение числа по его дроби | | |
68 | Нахождение числа по его дроби | | |
69 | Нахождение числа по его дроби | | |
70 | Нахождение числа по его дроби | | |
71 | Дробные выражения | | |
72 | Дробные выражения | | |
73 | Дробные выражения | | |
74 | Контрольная работа №6 «Дробные выражения» | | |
4. Отношения и пропорции |
75 | Отношения | | |
76 | Отношения | | |
77 | Отношения | | |
78 | Отношения | | |
79 | Отношения | | |
80 | Пропорции | | |
81 | Пропорции | | |
82 | Пропорции | | |
83 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | | |
84 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | | |
85 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | | |
86 | Контрольная работа №7 «Отношения и пропорции» | | |
87 | Масштаб | | |
88 | Масштаб | | |
89 | Длина окружности и площадь круга | | |
90 | Длина окружности и площадь круга | | |
91 | Шар | | |
92 | Шар | | |
93 | Контрольная работа №8 «Масштаб. Длина окружности и площадь круга» | | |
5. Положительные и отрицательные числа |
94 | Координаты на прямой | | |
95 | Координаты на прямой | | |
96 | Координаты на прямой | | |
97 | Противоположные числа | | |
98 | Противоположные числа | | |
99 | Модуль числа | | |
100 | Модуль числа | | |
101 | Сравнение чисел | | |
102 | Сравнение чисел | | |
103 | Сравнение чисел | | |
104 | Изменение величин | | |
105 | Изменение величин | | |
106 | Контрольная работа №9 «Положительные и отрицательные числа» | | |
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел |
107 | Сложение чисел с помощью координатной прямой | | |
108 | Сложение чисел с помощью координатной прямой | | |
109 | Сложение отрицательных чисел | | |
110 | Сложение отрицательных чисел | | |
111 | Сложение чисел с разными знаками | | |
112 | Сложение чисел с разными знаками | | |
113 | Сложение чисел с разными знаками | | |
114 | Вычитание | | |
115 | Вычитание | | |
116 | Вычитание | | |
117 | Контрольная работа №10 «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» | | |
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел |
118 | Умножение | | |
119 | Умножение | | |
120 | Умножение | | |
121 | Деление | | |
122 | Деление | | |
123 | Деление | | |
124 | Рациональные числа | | |
125 | Рациональные числа | | |
126 | Свойства действий с рациональными числами | | |
127 | Свойства действий с рациональными числами | | |
128 | Свойства действий с рациональными числами | | |
129 | Контрольная работа №11 «умножение и деление положительных и отрицательных чисел» | | |
8. Решение уравнений |
130 | Раскрытие скобок | | |
131 | Раскрытие скобок | | |
132 | Раскрытие скобок | | |
133 | Раскрытие скобок | | |
134 | Коэффициент | | |
135 | Коэффициент | | |
136 | Подобные слагаемые | | |
137 | Подобные слагаемые | | |
138 | Подобные слагаемые | | |
139 | Контрольная работа №12 «Подобные слагаемые» | | |
140 | Решение уравнений | | |
141 | Решение уравнений | | |
142 | Решение уравнений | | |
143 | Решение уравнений | | |
144 | Контрольная работа №13 «Решение уравнений» | | |
9. Координаты на плоскости |
145 | Перпендикулярные прямые | | |
146 | Перпендикулярные прямые | | |
147 | Параллельные прямые | | |
148 | Параллельные прямые | | |
149 | Координатная плоскость | | |
150 | Координатная плоскость | | |
151 | Координатная плоскость | | |
152 | Столбчатые диаграммы | | |
153 | Столбчатые диаграммы | | |
154 | Графики | | |
155 | Графики | | |
156 | Графики | | |
157 | Контрольная работа №14 «Координаты на плоскости» | | |
10. Повторение |
158 | Признаки делимости на 10, на 5, на 2, на 3, на 9 | | |
159 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | | |
160 | Сложение и вычитание смешанных чисел | | |
161 | Умножение и деление дробей | | |
162 | Нахождение дроби от числа и числа по его дроби | | |
163 | Отношение. Пропорции. Масштаб | | |
164 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | | |
165 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | | |
166 | Свойства действий с рациональными числа | | |
167 | Подобные слагаемые | | |
168 | Решение уравнений | | |
169 | Контрольная работа №15 «Повторение» | | |
170 | Анализ контрольной работы | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Учебно-методические комплекты:
1. Виленкин, Н. Я. Математика. 6 кл. : учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 33-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2014. – 280 с. : ил.
2. Чесноков, А. С. Дидактические материалы по математике для 6 класса / А. С. Чесноков, К. И. Нешков. – 6-е изд. – М. : Академкнига/Учебник, 2014 – 114 с. : ил.
3. Жохов, В. И. Преподавание математики в 5–6-х классах по учебникам: Математика / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Методические рекомендации для учителя. – М. : Мнемозина, 2011.
4. Рудницкая, В. Н. Разноуровневые контрольные работы по математике для 5 кл. : В 2 ч. / В. Н. Рудницкая. – М. : Генжер, 2011.
5. Выговская, В. В. Поурочные разработки по математике. 6 класс. – 2-е изд., перераб. – М . : ВАКО, 2014. – (В помощь школьному учителю).
Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
1 Здесь и далее – знать определение понятия, уметь пояснять его смысл, уметь использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.
8