СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по математике по ФК ГОС 7-9 класс
Управление образования Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
математика
Классы: 7,8,9
Учебный год: 2016- 2017
Срок освоения учебного курса: 1 год
Учебно-методический комплект:
«Алгебра». Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Ю.М. Колягина, М.В. Ткачева и др. //Москва «Просвещение», 2012
«Алгебра». Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Ю.М. Колягина, М.В. Ткачева и др. //Москва «Просвещение», 2012
«Алгебра». Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Ю.М. Колягина, М.В. Ткачева и др. //Москва «Просвещение», 2012
Л.С.Атанасян и др. «Геометрия. Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений», 18 издание, Москва, «Просвещение», 2009
Составители: Потанина Наталья Викторовна, первая кв. кат., образование высшее (педагогическое)
Североуральск
2016
Структура рабочей программы по ФК ГОС
1.Пояснительная записка..........................................................................................................................................................3
2.Основное содержание предмета «Математика»..................................................................................................................4
3.Требования к уровню подготовки......................................................................................................................................... 9
4.Календарно-тематическое планирование.............................................................................................................................12
Пояснительная записка.
Рабочая программа для 7 - 9 классов по математике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г), рассчитана на 505 часов:
7 класс - 34 учебные недели, 170 учебных часов;
8 класс - 34 учебные недели, 170 учебных часов
9 класс - 33 учебные недели, , 165 учебных часов.
Целью изучения курса математики 7-9 класса является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов, усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.
Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теории обобщений и дедуктивных заключений.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ
Арифметика
Степень с натуральным показателем.
Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Степень с целым показателем.
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Действительные числа. Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. ПОНЯТИЕ О КОРНЕ N-Й СТЕПЕНИ ИЗ ЧИСЛА. Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора. Запись корней с помощью степени с дробным показателем.
Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа. Десятичные приближения иррациональных чисел.
Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Сравнение действительных чисел, АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ.
Этапы развития представления о числе.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире.
Представление зависимости между величинами в виде формул.
Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя - степени десяти в записи числа.
Алгебра
Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Преобразования выражений.
Свойства степеней с целым показателем. Многочлены. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, КУБ СУММЫ И КУБ РАЗНОСТИ. Формула разности квадратов, ФОРМУЛА СУММЫ КУБОВ И РАЗНОСТИ КУБОВ. Разложение многочлена на множители. Квадратный трехчлен. ВЫДЕЛЕНИЕ ПОЛНОГО КВАДРАТА В КВАДРАТНОМ ТРЕХЧЛЕНЕ. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Многочлены с одной переменной. Степень многочлена. Корень многочлена.
Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями.
Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.
Уравнения и неравенства. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители.
Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения нелинейных систем. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ В ЦЕЛЫХ ЧИСЛАХ.
Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ДРОБНО-ЛИНЕЙНЫХ НЕРАВЕНСТВ.
Числовые неравенства и их свойства. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЧИСЛОВЫХ И АЛГЕБРАИЧЕСКИХ НЕРАВЕНСТВ.
Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической.
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Числовые последовательности. Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий.
Сложные проценты.
Числовые функции. Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций.
Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов. Гипербола. Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. СТЕПЕННЫЕ ФУНКЦИИ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ, ИХ ГРАФИКИ. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем.
Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост. ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ, ОПИСЫВАЮЩИЕ ЭТИ ПРОЦЕССЫ.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС ГРАФИКОВ ВДОЛЬ ОСЕЙ КООРДИНАТ И СИММЕТРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ОСЕЙ.
Координаты. Изображение чисел очками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. ФОРМУЛА РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ТОЧКАМИ КООРДИНАТНОЙ ПРЯМОЙ.
Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых. Уравнение окружности с центром в начале координат И В ЛЮБОЙ ЗАДАННОЙ ТОЧКЕ.
Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем.
Геометрия
Начальные понятия и теоремы геометрии
Возникновение геометрии из практики.
Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.
Точка, прямая и плоскость.
Понятие о геометрическом месте точек.
Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.
Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Многоугольники.
Окружность и круг.
Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.
Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.
Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.
Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. ОКРУЖНОСТЬ ЭЙЛЕРА.
Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, ДВУХ ОКРУЖНОСТЕЙ. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. МЕТРИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ В ОКРУЖНОСТИ: СВОЙСТВА СЕКУЩИХ, КАСАТЕЛЬНЫХ, ХОРД.
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число пи; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.
Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, ЧЕРЕЗ ПЕРИМЕТР И РАДИУС ВПИСАННОЙ ОКРУЖНОСТИ, ФОРМУЛА ГЕРОНА. ПЛОЩАДЬ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКА.
Площадь круга и площадь сектора.
Связь между площадями подобных фигур.
Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.
Векторы
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.
Геометрические преобразования
ПРИМЕРЫ ДВИЖЕНИЙ ФИГУР. СИММЕТРИЯ ФИГУР. ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС. ПОВОРОТ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ. ПОНЯТИЕ О ГОМОТЕТИИ. ПОДОБИЕ ФИГУР.
Построения с помощью циркуля и линейки
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ: ДЕЛЕНИЕ ОТРЕЗКА ПОПОЛАМ, ПОСТРОЕНИЕ ТРЕУГОЛЬНИКА ПО ТРЕМ СТОРОНАМ, ПОСТРОЕНИЕ ПЕРПЕНДИКУЛЯРА К ПРЯМОЙ, ПОСТРОЕНИЕ БИССЕКТРИСЫ, ДЕЛЕНИЕ ОТРЕЗКА НА N РАВНЫХ ЧАСТЕЙ.
ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОГРАННИКИ.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Доказательство. Определения, доказательства, аксиомы и теоремы; следствия. НЕОБХОДИМЫЕ И ДОСТАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ. Контрпример. Доказательство от противного. Прямая и обратная теоремы.
ПОНЯТИЕ ОБ АКСИОМАТИКЕ И АКСИОМАТИЧЕСКОМ ПОСТРОЕНИИ ГЕОМЕТРИИ. ПЯТЫЙ ПОСТУЛАТ ЭВКЛИДА И ЕГО ИСТОРИЯ.
Множества и комбинаторика. МНОЖЕСТВО. ЭЛЕМЕНТ МНОЖЕСТВА, ПОДМНОЖЕСТВО. ОБЪЕДИНЕНИЕ И ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВ. ДИАГРАММЫ ЭЙЛЕРА.
Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результаты измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.
Понятие и примеры случайных событий.
Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.
Основное содержание предмета «Математика» 7 класс
Название раздела | Содержание раздела |
Алгебраические выражения (Арифметика , алгебра)
| Арифметические действия над натуральными числами. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Представление зависимости между величинами в виде формул. Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Преобразования выражений. |
Уравнение с одним неизвестным. (Алгебра) | Уравнения. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Решение текстовых задач алгебраическим способом. |
Начальные геометрические сведения (геометрия) | Начальные понятия и теоремы геометрии Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства. Перпендикулярность прямых. Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Величина угла. Градусная мера угла. Доказательство. Определения, доказательства, аксиомы и теоремы; следствия |
Одночлены и многочлены ( Арифметика , алгебра)
| Степень с натуральным показателем. Свойства степеней с целым показателем. Многочлены. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Многочлены с одной переменной. Степень многочлена |
Треугольники (Геометрия ) | Треугольник. Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Построения с помощью циркуля и линейки ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ: ДЕЛЕНИЕ ОТРЕЗКА ПОПОЛАМ, ПОСТРОЕНИЕ ПЕРПЕНДИКУЛЯРА К ПРЯМОЙ, ПОСТРОЕНИЕ БИССЕКТРИСЫ, ДЕЛЕНИЕ ОТРЕЗКА НА N РАВНЫХ ЧАСТЕЙ. |
Разложение многочленов на множители. (Алгебра) | Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, КУБ СУММЫ И КУБ РАЗНОСТИ. Формула разности квадратов, ФОРМУЛА СУММЫ КУБОВ И РАЗНОСТИ КУБОВ. Разложение многочлена на множители. |
Параллельные прямые (Геометрия) | Параллельные и пересекающиеся прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. ПОНЯТИЕ ОБ АКСИОМАТИКЕ И АКСИОМАТИЧЕСКОМ ПОСТРОЕНИИ ГЕОМЕТРИИ. ПЯТЫЙ ПОСТУЛАТ ЭВКЛИДА И ЕГО ИСТОРИЯ. |
Алгебраические дроби. (алгебра) | Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями. |
Соотношения между сторонами и углами треугольника (Геометрия) | Перпендикуляр и наклонная к прямой. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. ПОСТРОЕНИЕ ТРЕУГОЛЬНИКА ПО ТРЕМ СТОРОНАМ. Доказательство от противного. Прямая и обратная теоремы |
Линейная функция и ее график. (Адгебра) | Числовые функции. Понятие функции. . Способы задания функции. График функции, Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов. |
Системы двух уравнений с двумя неизвестными. (Алгебра) | Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения нелинейных систем. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ В ЦЕЛЫХ ЧИСЛАХ. |
Элементы комбинаторики (Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей)
| Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. |
Основное содержание предмета «Математика» 8 класс
Название раздела | Содержание раздела |
Неравенства (Алгебра) | Неравенства. Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Числовые неравенства и их свойства. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЧИСЛОВЫХ И АЛГЕБРАИЧЕСКИХ НЕРАВЕНСТВ. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. ФОРМУЛА РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ТОЧКАМИ КООРДИНАТНОЙ ПРЯМОЙ. Решение неравенств с двумя переменными и их систем. |
Приближенные вычисления. (Арифметика
| Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя - степени десяти в записи числа. Измерения, приближения, оценки Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире. |
Четырехугольники (Геометрия) | Многоугольники. Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ СИММЕТРИЯ ФИГУР. ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ. Длина ломаной, периметр многоугольника. |
Квадратные корни.(Арифметика, алгебра) | Действительные числа. Квадратный корень из числа. Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях |
Квадратные уравнения. (Алгебра) | Квадратный трехчлен. ВЫДЕЛЕНИЕ ПОЛНОГО КВАДРАТА В КВАДРАТНОМ ТРЕХЧЛЕНЕ. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители Сложные проценты Корень многочлена. Примеры решения нелинейных систем. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ В ЦЕЛЫХ ЧИСЛАХ. Корень многочлена. |
Площадь (Геометрия) | Теорема Пифагора. Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). |
Квадратичная функция. (Алгебра) | Возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций. Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС ГРАФИКОВ ВДОЛЬ ОСЕЙ КООРДИНАТ И СИММЕТРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ОСЕЙ. |
Подобные треугольники (Геометрия) | Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Связь между площадями подобных фигур. Основное тригонометрическое тождество. Решение прямоугольных треугольников. . Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла ПОДОБИЕ ФИГУР. ПОНЯТИЕ О ГОМОТЕТИИ |
Квадратные неравенства. (Алгебра) | Квадратные неравенства. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ДРОБНО-ЛИНЕЙНЫХ НЕРАВЕНСТВ. |
Окружность (Геометрия) | Окружность и круг. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. ОКРУЖНОСТЬ ЭЙЛЕРА. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, ДВУХ ОКРУЖНОСТЕЙ. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. МЕТРИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ В ОКРУЖНОСТИ: СВОЙСТВА СЕКУЩИХ, КАСАТЕЛЬНЫХ, ХОРД. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ. Вписанные и описанные многоугольники. |
Основное содержание предмета «Математика» 9 класс
Название раздела | Содержание раздела |
Степень с рациональным показателем (арифметика, алгебра) | Свойства степеней с целым показателем Рациональные выражения и их преобразования. Корень третьей степени. ПОНЯТИЕ О КОРНЕ N-Й СТЕПЕНИ ИЗ ЧИСЛА. Запись корней с помощью степени с дробным показателем. Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора |
Степенная функция (алгебра) | Понятие функции. Область определения функции График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Гипербола. СТЕПЕННЫЕ ФУНКЦИИ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ, ИХ ГРАФИКИ. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост. ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ, ОПИСЫВАЮЩИЕ ЭТИ ПРОЦЕССЫ |
Прогрессии (алгебра) | Числовые последовательности. Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий. |
Случайные события. Случайные величины. Множества. Логика. (Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей) | Доказательство. Определения, доказательства, аксиомы и теоремы; следствия. НЕОБХОДИМЫЕ И ДОСТАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ. Контрпример. Доказательство от противного. Прямая и обратная теоремы. Множества и комбинаторика. МНОЖЕСТВО. ЭЛЕМЕНТ МНОЖЕСТВА, ПОДМНОЖЕСТВО. ОБЪЕДИНЕНИЕ И ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВ. ДИАГРАММЫ ЭЙЛЕРА. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической. умножения. Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результаты измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки. Понятие и примеры случайных событий. Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем. Сложные проценты. |
Векторы. Метод координат (Геометрия) | Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами. Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. ФОРМУЛА РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ТОЧКАМИ КООРДИНАТНОЙ ПРЯМОЙ. Средняя линия трапеции Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых. Уравнение окружности с центром в начале координат И В ЛЮБОЙ ЗАДАННОЙ ТОЧКЕ. |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (Геометрия) | Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника. |
Длина окружности и площадь круга (геометрия) | Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Длина окружности). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, ЧЕРЕЗ ПЕРИМЕТР И РАДИУС ВПИСАННОЙ ОКРУЖНОСТИ Площадь круга и площадь сектора. Связь между площадями подобных фигур |
Движение (геометрия) | Геометрические преобразования ПРИМЕРЫ ДВИЖЕНИЙ ФИГУР. СИММЕТРИЯ ФИГУР. ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС. ПОВОРОТ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ. ПОНЯТИЕ О ГОМОТЕТИИ. ПОДОБИЕ ФИГУР. |
Начальные сведения из стереометрии (Геометрия) | Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток. Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса. ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОГРАННИКИ. |
Требования к уровню подготовки учащихся 7-9 классов
В результате изучения математики в основной школе обучающиеся должны
знать/понимать
существо понятия математического доказательства;
примеры доказательств;
существо понятия алгоритма;
примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства;
примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;
примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач;
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое;
выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями;
выполнять разложение многочленов на множители;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии;
решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу;
находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику;
применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, использовать определения, свойства признаки;
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
изображать планиметрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применять дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами;
нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Календарно-тематическое планирование
Учебный предмет «Математика», 7 класс
№ п/п | Раздел, количество часов | Тема | Календарь освоения | ||
план | факт | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Алгебраические выражения - 10часов |
| 1 неделя 1 неделя 1 неделя 1 неделя 1 неделя 2 неделя 2 неделя 2 неделя 2 неделя 2неделя. |
| |
11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20
| Уравнение с одним неизвестным -10 часов |
| 3неделя. 3неделя. 3неделя. 3неделя. 3 неделя 4 неделя 4 неделя 4 неделя 4 неделя 4 неделя |
| |
21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. | Начальные геометрические сведения - 11 часов |
| 5 неделя 5 неделя 5 неделя 5 неделя 5 неделя 6 неделя 6 неделя 6 неделя 6 неделя 6 неделя 7 неделя |
| |
32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. | Одночлены и многочлены - 19 часов |
| 7 неделя 7 неделя 7 неделя 7 неделя 8 неделя 8 неделя 8 неделя 8 неделя 8 неделя 9 неделя 9 неделя 9 неделя 9 неделя 9 неделя 10 неделя 10 неделя 10 неделя 10 неделя 10 неделя |
| |
51. 52. 53.
54. 55. 56. 57. 58.
59. 60.
61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. | Треугольники - 18 часов |
| 11 неделя 11 неделя 11 неделя
11 неделя 11 неделя 12 неделя 12 неделя 12 неделя
12 неделя 12 неделя
13 неделя 13 неделя 13 неделя 13 неделя 13 неделя 14 неделя 14 неделя 14 неделя
|
| |
69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77.
78.
79. 80.
| Разложение многочленов на множители - 12 часов |
| 14 неделя 14 неделя 15 неделя 15 неделя 15 неделя 15 неделя 15неделя 16 неделя 16 неделя
16 неделя
16 неделя 16 неделя
|
| |
81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. | Параллельные прямые - 12 часов. |
| 17 неделя 17 неделя 17 неделя 17 неделя 17 неделя 18 неделя 18 неделя 18 неделя 18 неделя 18неделя 19 неделя 19 неделя
|
| |
93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. | Алгебраические дроби -17 часов |
| 19 неделя 19 неделя 19 неделя 20 неделя 20 неделя 20 неделя 20 неделя 20 неделя 21 неделя 21 неделя 21 неделя 21 неделя 21 неделя 22 неделя 22 неделя 22 неделя 22 неделя
|
| |
110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121.
122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. | Соотношения между сторонами и углами треугольника - 19 часов. |
| 22 неделя 23 неделя 23 неделя 23 неделя 23 неделя 23 неделя 24 неделя 24 неделя 24 неделя 24неделя 24неделя 25неделя
25 неделя 25 неделя 24 неделя 25неделя 26неделя 26 неделя 26 неделя
|
| |
129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. 137. 138.
| Линейная функция и ее график - 10часов. |
| 26 неделя 26 неделя 27 неделя 27неделя 27 неделя 27 неделя 27 неделя 28 неделя 28 неделя 28 неделя
|
| |
139. 140. 141. 142. 143. 144. 145. 146. 147. 148. 149. 150. 151. | Системы двух уравнений с двумя неизвестными - 13 часов. |
| 28неделя 28 неделя 29 неделя 29 неделя 29 неделя 29 неделя 29 неделя 30 неделя 30 неделя 30 неделя 30 неделя 30 неделя 31 неделя |
| |
152. 153. 154. | Элементы комбинаторики - 3 часа. |
| 31 неделя 31 неделя 31 неделя
|
| |
| Повторение - 16 |
| 31-34 неделя |
|
Календарно-тематическое планирование
Учебный предмет «Математика», 8 класс
№ п/п | Раздел, количество часов | Тема | Календарь освоения | |
План | Факт | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. | Неравенства - 18 часов |
| 1 неделя 1 неделя 1 неделя 1 неделя 2 неделя 2 неделя 2 неделя 2 неделя 2 неделя 3 неделя 3 неделя 3 неделя 3 неделя 3 неделя 4 неделя 4 неделя 4 неделя 4 неделя |
|
19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. | Приближенные вычисления - 10 часов |
| 4 неделя 5 неделя 5 неделя 5 неделя 5 неделя 5 неделя 6 неделя 6 неделя 6 неделя 6 неделя |
|
29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. | Четырехугольники - 15 часов. |
| 6 неделя 7 неделя 7 неделя 7 неделя 7 неделя 8 неделя 8 неделя 8 неделя 8 неделя 8 неделя 8 неделя 9 неделя 9 неделя 9 неделя 9 неделя |
|
44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. | Квадратные корни - 13 часов. |
| 9 неделя 10 неделя 10 неделя 10 неделя 10 неделя 10 неделя 11 неделя 11 неделя 11 неделя 11 неделя 11 неделя 12 неделя 12 неделя
|
|
57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. | Квадратные уравнения. - 23 часа. |
| 12 неделя 13 неделя 13 неделя 13 неделя 13 неделя 13 неделя 13 неделя 13 неделя 14 неделя 14 неделя 14 неделя 14 неделя 14 неделя 15 неделя 15 неделя 15 неделя 15 неделя 15 неделя 16 неделя 16 неделя 16 неделя 16 неделя 16 неделя |
|
80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. | Площадь - 15 часов |
| 17неделя 17неделя 17неделя 17 неделя 17 неделя 18 неделя 18 неделя 18 неделя 18 неделя 18 неделя 19неделя 19неделя 19неделя 19 неделя 19 неделя |
|
95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. | Квадратичная функция - 14 часов. |
| 20 неделя 20 неделя 20 неделя 20 неделя 20 неделя 21 неделя 21 неделя 21 неделя 21 неделя 22 неделя 22 неделя 22 неделя 22 неделя 22 неделя |
|
109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123.
124. 125. 126.
127.
128.
| Подобные треугольники -20 часов. |
| 22 неделя 23 неделя 23 неделя 23 неделя 23 неделя 23 неделя 24 неделя 24 неделя 24 неделя 24 неделя 24 неделя 25 неделя 25 неделя 25 неделя 25 неделя
25 неделя 26 неделя 26 неделя
26 неделя
26 неделя |
|
129. 130. 131.
132.
133.
134. 135. 136. 137. 138. 139. 140. 141. 142. | Квадратные неравенства - 14 часов. |
| 26 неделя 27 неделя 27 неделя
27 неделя
27 неделя
27неделя 28неделя 28 неделя 28 неделя 28 неделя 28 неделя 28 неделя 29 неделя 29 неделя |
|
143. 144. 145. 146. 147. 148. 149. 150. 151. 152. 153. 154. 155. 156. 157. 158. 159. 160. | Окружность - 18 часов. |
| 29 неделя 29 неделя 29 неделя 30 неделя 30 неделя 30 неделя 30 неделя 30 неделя 31 неделя 31 неделя 31 неделя 31 неделя 31 неделя 32 неделя 32 неделя 32неделя 32 неделя 32 неделя |
|
161. 162. 163. 164. 165. 166. 167. 168. 169. 170. | Повторение - 10 часов. |
| 33 неделя 33 неделя 33 неделя 33 неделя 33 неделя 34 неделя 34 неделя 34 неделя 34 неделя 34 неделя |
|
Календарно-тематическое планирование
Учебный предмет «Математика», 9 класс
№ п/п | Раздел, количество часов | Тема | Календарь освоения | |
план | план | |||
1. 2.
3. | Повторение курса математики 7 – 8 классов – 3 часа |
| 1 неделя 1 неделя
2 неделя |
|
4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15.
16.
17.
| Степень с рациональным показателем – 14 часов |
| 2 неделя 2 неделя 2 неделя 2 неделя 3 неделя 3 неделя 3 неделя 3 неделя 3 неделя 4 неделя 4 неделя 4 неделя
4 неделя
4 неделя |
|
18. 19. 20. 21. 22. 23. 24.
25. 26. 27. 28. 29. 30. 31.
32. 33.
| Векторы. Метод координат – 16 часов |
| 5 неделя 5 неделя 5 неделя 5 неделя 5 неделя 6 неделя 6 неделя
6 неделя 6 неделя 6 неделя 7 неделя 7 неделя 7 неделя 7 неделя
7 неделя 8 неделя |
|
34. 35. 36. 37. 38. 39.
40.
41.
42. 43. 44. 45. 46. 47.
48.
| Степенная функция – 15 часов |
| 8 неделя 8 неделя 8 неделя 8 неделя 9 неделя 9 неделя
9 неделя
9 неделя
9 неделя 10 неделя 10 неделя 10 неделя 10 неделя
10 неделя 11 неделя
|
|
49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58.
59.
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов – 11 чаов |
| 11 неделя 11 неделя 11 неделя 11 неделя 12 неделя 12 неделя 12 неделя 12 неделя 12 неделя 13 неделя
13 неделя
|
|
60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. | Прогрессии – 15 часов |
| 13 неделя 13 неделя 13 неделя 14 неделя 14 неделя 14 неделя 14 неделя 14 неделя 15 неделя 15 неделя 15 неделя 15 неделя 15 неделя 16 неделя 16 неделя |
|
75. 76. 77. 78.
79. 80. 81. 82. 83. 84.
85.
86.
| Длина окружности и площадь круга – 12 часов |
| 16 неделя 16 неделя 16 неделя 17 неделя
17 неделя 17 неделя 17 неделя 17 неделя 18 неделя 18 неделя
18 неделя
18 неделя |
|
87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98.
99. 100. | Случайные события – 14 часов |
| 18 неделя 19 неделя 19 неделя 19 неделя 19 неделя 19 неделя 20 неделя 20 неделя 20 неделя 20 неделя 20 неделя 21 неделя
21 неделя 21 неделя |
|
101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. | Движение – 8 часов |
| 21 неделя 21 неделя 22 неделя 22 неделя 22 неделя 22 неделя 22 неделя 23 неделя |
|
109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118.
119. 120. | Случайные величины – 12 часов |
| 23 неделя 23 неделя 23 неделя 23 неделя 24 неделя 24 неделя 24 неделя 24 неделя 24 неделя 25 неделя
25 неделя 25 неделя
|
|
121.
122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132.
133. 134.
135. 136. | Множества. Логика – 16 часов |
| 25 неделя
25 неделя 26 неделя 26 неделя 26 неделя 26 неделя 26 неделя 27 неделя 27 неделя 27 неделя 27 неделя 27 неделя
28 неделя 28 неделя
28 неделя 28 неделя
|
|
137. 138. 139. 140. 141. 142. 143. 144. 145. 146 | Начальные сведения из стереометрии. Об аксиомах планиметрии -10 часов |
| 28 неделя 29 неделя 29 неделя 29 неделя 29 неделя 29 неделя 30 неделя 30 неделя 30 неделя 30 неделя
|
|
148-165. | Итоговое повторение – 19 часов |
| 30-33 неделя. |
|