МКОУ «Нижнемамонская средняя общеобразовательная
школа №2 Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области»
Рассмотрено на заседании школьного МО Протокол от 28.08.14г № 1 |
« Согласовано» зам.директора по УВР _________ Хорина З.И. «_____» _________ 2014г |
«Утверждаю» Директор школы _________ Ю.И.Полунин Приказ от № |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ 7 КЛАССА
(уровень: базовый общеобразовательный)
Учитель математики: Полунин Ю.И.
Квалификационная категория: высшая
2014-2015 учебный год
Тематическое планирование
уроков математики в 7 классе на 2014-2015 учебный год
№ ур. | Тема урока | Тип урока | Оборудование | Контроль | Компьютер- ное обеспечение урока | Домашнее задание | Дата |
по плану | факт. |
Повторение (2 часа). |
1 | Повторение | КУ | | | | | 01.09 | |
2 | Повторение | КУ | | | | | 02.09 | |
Глава I.Выражения. Тождества. Уравнения (24 часа). |
3 | Числовые выражения. | УОНМ | | | презентация | п.1 | 03.09 | |
4 | Выражения с переменными. | УЗИМ | | УО | | п.2 | 05.09 | |
5 | Выражения с переменными. | УПЗУ | карточки | СР | презентация | | 06.09 | |
6 | Сравнение значений выражений. | УОНМ | | | | п.3 | 08.09 | |
7 | Сравнение значений выражений. | УЗИМ | | | | | 09.09 | |
8 | Свойства действий над числами. | УОНМ | | УО | | п.4 | 10.09 | |
9 | Свойства действий над числами. | УЗИМ | карточки | | | | 12.09 | |
10 | Тождество. Тождественные преобразования выражений | УОНМ | | | | п.5 | 13.09 | |
11 | Тождественные преобразования выражений. | УЗИМ | Дид.мат-л | СР | | | 15.09 | |
12 | Тождественные преобразования выражений. | УПЗУ | | ТР | | | 16.09 | |
13 | Контрольная работа №1 по теме: «Преобразование выражений». | | карточки | | | | 17.09 | |
14 | Уравнение и его корни | УОНМ | | | | п.6 | 19.09 | |
15 | Линейное уравнение с одной переменной. | УОНМ | | | | п.7 | 20.09 | |
16 | Линейное уравнение с одной переменной. | УЗИМ | карточки | УО | | | 22.09 | |
17 | Линейное уравнение с одной переменной. | УПЗУ | | СР | презентация | | 23.09 | |
18 | Линейное уравнение с одной переменной. | КУ | | | | | 24.09 | |
19 | Решение задач с помощью уравнений. | УОНМ | | | | п.8 | 26.09 | |
20 | Решение задач с помощью уравнений. | УЗИМ | | | | | 27.09 | |
21 | Решение задач с помощью уравнений. | УПЗУ | карточки | ТР | | | 29.09 | |
22 | Среднее арифметическое, размах и мода. | УОНМ | | ФО | | п.9 | 30.09 | |
23 | Среднее арифметическое, размах и мода. | УЗИМ | | | | | 01.10 | |
24 | Медиана как статистическая характеристика. | УОНМ | | | | п.10 | 03.10 | |
25 | Медиана как статистическая характеристика | УЗИМ | | СР | | | 04.10 | |
26 | Контрольная работа №2 по теме: «Уравнения». | | карточки | | | | 06.10 | |
Глава I. Начальные геометрические сведения (7 часов). |
27 | Прямая и отрезок. Луч и угол. | УОНМ | ЧП | | презентация | п.1-4 | 07.10 | |
28 | Сравнение отрезков и углов. | УЗИМ | ЧП | ФО | | п.5,6 | 08.10 | |
29 | Измерение отрезков. | УПЗУ | ЧП | СР | | п.7,8 | 10.10 | |
30 | Измерение углов. | КУ | ЧП | ПР | | п.9,10 | 11.10 | |
31 | Смежные и вертикальные углы. | УОНМ | ЧП | ПР | презентация | п.11 | 13.10 | |
32 | Перпендикулярные прямые. | КУ | ЧП | УО | | п.12 | 14.10 | |
33 | Контрольная работа №3 по теме «Начальные геометрические сведения» | | карточки | | | | 15.10 | |
Глава II. Функция (14 часов). |
34 | Что такое функция. | УОНМ | | | | п.12 | 17.10 | |
35 | Вычисление значений функции по формуле. | УЗИМ | | | | п.13 | 18.10 | |
36 | Вычисление значений функции по формуле. | УПЗУ | карточки | СР | | | 20.10 | |
37 | График функции. | УОНМ | ЧП | | | п.14 | 21.10 | |
38 | График функции. | УЗИМ | | УО | | | 22.10 | |
39 | Решение задач | КУ | | ПР | | | 24.10 | |
40 | Прямая пропорциональность и ее график. | УОНМ | | | видеоурок | п.15 | 25.10 | |
41 | Прямая пропорциональность и ее график. | УЗИМ | карточки | СР | презентация | | 27.10 | |
42 | Прямая пропорциональность и ее график. | УПЗУ | | | | | 28.10 | |
43 | Линейная функция и ее график. | УОНМ | ЧП | | видеоурок | п.16 | 29.10 | |
44 | Линейная функция и ее график. | УЗИМ | ЧП | ФО | презентация | | 31.10 | |
45 | Линейная функция и ее график. | УПЗУ | карточки | СР | | | 01.11 | |
46 | Линейная функция и ее график | КУ | | ТР | | | 10.11 | |
47 | Контрольная работа №4 по теме: «Функции». | | карточки | | | | 11.11 | |
Глава III. Степень с натуральным показателем (15 часов). |
48 | Определение степени с натуральным показателем. | УОНМ | | | презентация | п.18 | 12.11 | |
49 | Определение степени с натуральным показателем. | УЗИМ | | | | | 14.11 | |
50 | Умножение и деление степеней. | УОНМ | | | | п.19 | 15.11 | |
51 | Умножение и деление степеней. | УЗИМ | карточки | СР | | | 17.11 | |
52 | Умножение и деление степеней. | УПЗУ | Дид.мат-л | | | | 18.11 | |
53 | Возведение в степень произведения и степени. | УОНМ | | | презентация | п.20 | 19.11 | |
54 | Возведение в степень произведения и степени. | УЗИМ | карточки | ФО | | | 21.11 | |
55 | Возведение в степень произведения и степени. | УПЗУ | | ТР | | | 22.11 | |
56 | Одночлен и его стандартный вид. | КУ | | | | п.21 | 24.11 | |
57 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. | УОНМ | | | | п.22 | 25.11 | |
58 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. | УЗИМ | карточки | СР | | | 26.11 | |
59 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. | УПЗУ | | | презентация | | 28.11 | |
60 | Функции у = х2 и ее график. | УОНМ | ЧП | УО | | п.23 | 29.11 | |
61 | Функции у = х3 и ее график. | УЗИМ | ЧП | ТР | презентация | п.23 | 01.12 | |
62 | Контрольная работа №5 по теме: «Степень с натуральным показателем» | | карточки | | | | 02.12 | |
Глава II. Треугольники. (14 часов). |
63 | Треугольник. | | ЧП | | | п.14 | 03.12 | |
64 | Первый признак равенства треугольников. | УОНМ | ЧП таблица | | | п.15 | 05.12 | |
65 | Первый признак равенства треугольников. | УЗИМ | ЧП | УО | | | 06.12 | |
66 | Перпендикуляр к прямой. | УОНМ | ЧП | СР | | п.16 | 08.12 | |
67 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | УОНМ | ЧП таблица | | | п.17 | 09.12 | |
68 | Свойства равнобедренного треугольника. | УЗИМ | ЧП | | | п.18 | 10.12 | |
69 | Второй признак равенства треугольников. | УОНМ | ЧП таблица | | | п.19 | 12.12 | |
70 | Третий признак равенства треугольников. | КУ | ЧП таблица | | | п.20 | 13.12 | |
71 | Второй и третий признак равенства треугольников. | УПЗУ | ЧП | ФО | | | 15.12 | |
72 | Окружность. | УОНМ | ЧП | ПР | | п.21 | 16.12 | |
73 | Построения циркулем и линейкой. Примеры задач на построение. | УЗИМ | ЧП | | | п.22,23 | 17.12 | |
74 | Решение задач | УПЗУ | Дид.мат-л | СР | | | 19.12 | |
75 | Решение задач | КУ | | ТР | | | 20.12 | |
76 | Контрольная работа №6 по теме: «Треугольники». | | карточки | | | | 22.12 | |
Глава IV. Многочлены (20 часов). |
77 | Многочлен и его стандартный вид. | УОНМ | | | презентация | п.25 | 23.12 | |
78 | Многочлен и его стандартный вид. | УЗИМ | | УО | | | 24.12 | |
79 | Сложение и вычитание многочленов. | УОНМ | | | презентация | п.26 | 26.12 | |
80 | Сложение и вычитание многочленов. | УЗИМ | карточки | СР | | | 27.12 | |
81 | Умножение одночлена на многочлен. | УОНМ | | | | п.27 | 12.01 | |
82 | Умножение одночлена на многочлен. | УЗИМ | | УО | | | 13.01 | |
83 | Умножение одночлена на многочлен. | УПЗУ | карточки | СР | | | 14.01 | |
84 | Вынесение общего множителя за скобки. | УОНМ | | | | п.28 | 16.01 | |
85 | Вынесение общего множителя за скобки. | УЗИМ | карточки | СР | | | 17.01 | |
86 | Вынесение общего множителя за скобки. | УПЗУ | | ТР | | | 19.01 | |
87 | Контрольная работа №7 по теме: «Многочлены». | | карточки | | | | 20.01 | |
88 | Умножение многочлена на многочлен. | УОНМ | | | презентация | п.29 | 21.01 | |
89 | Умножение многочлена на многочлен. | УЗИМ | | УО | | | 23.01 | |
90 | Умножение многочлена на многочлен. | УПЗУ | карточки | СР | | | 24.01 | |
91 | Умножение многочлена на многочлен. | КУ | | | | | 26.01 | |
92 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | УОНМ | | | презентация | п.30 | 27.01 | |
93 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | УЗИМ | карточки | | | | 28.01 | |
94 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | УПЗУ | | СР | презентация | | 30.01 | |
95 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | КУ | | ТР | | | 31.01 | |
96 | Контрольная работа №8 по теме: «Произведение многочленов». | | | | | | 02.02 | |
Глава III. Параллельные прямые. (9 часов) |
97 | Определение параллельности прямых. | УОНМ | | | презентация | п.24 | 03.02 | |
98 | Признаки параллельности двух прямых. | УЗИМ | таблица | | | п.25 | 04.02 | |
99 | Практические способы построения параллельных прямых. | КУ | | УО | | п.26 | 06.02 | |
100 | Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых. | УОНМ | ЧП | | презентация | п.27,28 | 07.02 | |
101 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. | УЗИМ | ЧП | ПР | презентация | п.29 | 09.02 | |
102 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. | УПЗУ | ЧП | ФО | | | 10.02 | |
103 | Решение задач | КУ | | СР | | | 11.02 | |
104 | Обобщающий урок по теме «Параллельные прямые» | КУ | | ТР | презентация | | 13.02 | |
105 | Контрольная работа №9 по теме: «Параллельные прямые». | | карточки | | | | 14.02 | |
Глава V. Формулы сокращённого умножения ( 20 часов) |
106 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. | УОНМ | таблица | | презентация | п.32 | 16.02 | |
107 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. | УЗИМ | | УО | | | 17.02 | |
108 | Возведение в куб суммы и разности двух выражений. | КУ | таблица | ПР | | п.32 | 18.02 | |
109 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. | УОНМ | таблица | УО | | п.33 | 20.02 | |
110 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. | УЗИМ | карточки | СР | | | 21.02 | |
111 | Умножение разности двух выражений на их сумму. | УОНМ | таблица | | презентация | п.34 | 24.02 | |
112 | Умножение разности двух выражений на их сумму. | УЗИМ | | УО | | | 25.02 | |
113 | Разложение разности квадратов на множители. | УОНМ | таблица | | | п.35 | 27.02 | |
114 | Разложение разности квадратов на множители. | УЗИМ | карточки | СР | | | 28.02 | |
115 | Разложение на множители суммы и разности кубов. | КУ | | ТР | презентация | п.36 | 02.03 | |
116 | Контрольная работа №10 по теме: «Формулы сокращённого умножения». | | карточки | | | | 03.03 | |
117 | Преобразование целого выражения в многочлен. | УОНМ | | | | п.37 | 04.03 | |
118 | Преобразование целого выражения в многочлен. | УЗИМ | | СР | | | 06.03 | |
119 | Преобразование целого выражения в многочлен. | | карточки | | | | 07.03 | |
120 | Применение различных способов для разложения на множители. | УОНМ | | | | п.38 | 10.03 | |
121 | Применение различных способов для разложения на множители. | УЗИМ | | | | | 11.03 | |
122 | Применение различных способов для разложения на множители. | УПЗУ | карточки | СР | | | 13.03 | |
123 | Применение различных способов для разложения на множители. | КУ | | | | | 14.03 | |
124 | Применение различных способов для разложения на множители. | | | | | | 16.03 | |
125 | Контрольная работа №11 по теме: «Преобразование целых выражений». | | карточки | | | | 17.03 | |
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника. ( 16 часов). |
126 | Теорема о сумме углов треугольника. | УОНМ | | | | п.30 | 18.03 | |
127 | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. | КУ | ЧП | | | п.31 | 20.03 | |
128 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. | УОНМ | | ФО | | п.32 | 21.03 | |
129 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. | УЗИМ | | СР | | | 01.04 | |
130 | Неравенство треугольника. | УОНМ | ЧП | ПР | | п.33 | 03.04 | |
131 | Неравенство треугольника. | УЗИМ | | ТР | | | 04.04 | |
132 | Контрольная работа №12 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | | карточки | | | | 06.04 | |
133 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | УОНМ | | | | п.34 | 07.04 | |
134 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | УЗИМ | карточки | УО | | | 08.04 | |
135 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | УОНМ | ЧП | ПР | | п.35 | 10.04 | |
136 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | УЗИМ | | СР | | | 11.04 | |
137 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | КУ | | | | п.37 | 13.04 | |
138 | Построение треугольника по трем элементам. | УОНМ | ЧП | | | п.38 | 14.04 | |
139 | Построение треугольника по трем элементам. | УЗИМ | ЧП | | | | 15.04 | |
140 | Решение задач | КУ | | СР | | | 17.04 | |
141 | Контрольная работа №13 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | | карточки | | | | 18.04 | |
Глава VI. Системы линейных уравнений. (17 часов) |
142 | Линейное уравнение с двумя переменными. | УОНМ | | | | п.40 | 20.04 | |
143 | Линейное уравнение с двумя переменными. | УЗИМ | | | | | 21.04 | |
144 | График линейного уравнения с двумя переменными. | УОНМ | ЧП | | | п.41 | 22.04 | |
145 | График линейного уравнения с двумя переменными. | УЗИМ | | СР | | | 24.04 | |
146 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | УОНМ | | | презентация | п.42 | 25.04 | |
147 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | УЗИМ | карточки | | презентация | | 27.04 | |
148 | Способ подстановки. | УОНМ | | | | п.43 | 28.04 | |
149 | Способ подстановки. | УЗИМ | | | | | 29.04 | |
150 | Способ подстановки. | УПЗУ | карточки | СР | | | 02.05 | |
151 | Способ сложения. | УОНМ | | | | п.44 | 04.05 | |
152 | Способ сложения. | УЗИМ | | | | | 05.05 | |
153 | Способ сложения. | УПЗУ | карточки | СР | | | 06.05 | |
154 | Решение задач с помощью систем уравнений. | УОНМ | | | | п.45 | 08.05 | |
155 | Решение задач с помощью систем уравнений. | УЗИМ | карточки | | | | 11.05 | |
156 | Решение задач с помощью систем уравнений. | УПЗУ | | СР | | | 12.05 | |
157 | Решение задач с помощью систем уравнений | КУ | | ТР | | | 13.05 | |
158 | Контрольная работа №14 по теме: « Системы линейных уравнений». | | карточки | | | | 15.05 | |
Повторение (12 часов). |
159 | Повторение | УПЗУ | | | | | 16.05 | |
160 | Повторение | | | | | | 18.05 | |
161 | Повторение | УПЗУ | | СР | | | 19.05 | |
162 | Повторение | | | | | | 20.05 | |
163 | Повторение | | | ТР | | | 22.05 | |
164 | Повторение | | | | | | 23.05 | |
165 | Повторение | УПЗУ | | СР | | | 25.05 | |
166 | Повторение | | | ТР | | | 26.05 | |
167 | Повторение | | | | | | 27.05 | |
168 | Итоговый зачет | | | | | | 28.05 | |
169 | Итоговая контрольная работа №15 | | | | | | 29.05 | |
170 | Повторение | | | ТР | | | 30.05 | |
Тип урока | Форма контроля |
УОНМ | Урок ознакомления с новым материалом | МД | Математический диктант |
УЗИМ | Урок закрепления изученного | УО | Устный опрос |
УПЗУ | Урок применения знаний и умений | ФО | Фронтальный опрос |
КУ | Комбинированный урок | СР | Самостоятельная работа |
| | ПР | Практическая работа |
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела и темы | Всего часов |
1 | Выражения и их преобразования. Уравнения | 24 |
2 | Начальные геометрические сведения | 7 |
3 | Функции | 14 |
4 | Треугольники | 14 |
5 | Степень с натуральным показателем | 15 |
6 | Многочлены | 20 |
7 | Параллельные прямые | 9 |
8 | Формулы сокращенного умножения | 20 |
9 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 16 |
10 | Системы линейных уравнений | 17 |
11 | Повторение | 14 |
| итого | 170 |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике;
Примерной программы основного общего образования по математике;
Авторской программы: при планировании содержательного компонента «Алгебра» используется авторская программа по алгебре к учебнику «Алгебра 7 класс», авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова.
При планировании содержательного компонента «Геометрия» использовалась авторская программа к учебнику «Геометрия, 7-9 класс» авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
• Примерная программа основного общего образования по математике и авторская программа, по алгебре и геометрии взяты из методического пособия «Программы общеобразовательных учреждений» Алгебра 7-9 классы, Геометрия 7-9 классы - Составитель: Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009,
Программа соответствует учебнику «Алгебра. 7 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2014 и учебнику «Геометрия» 7—9 кл. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2014.
Место предмета в учебном плане МКОУ «Нижнемамонская СОШ №2»
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится 170 часов из расчета 5 ч в неделю.
Учебный план МКОУ «Нижнемамонская СОШ №2» отводит на изучение математике в 7-ом классе 5 часов в неделю, в год 170 часов.
Количество учебных часов:
В год -170 часов (5 часов в неделю, всего 170 часов)
В том числе:
Контрольных работ-15 (включая итоговую контрольную работу)
Изменения, внесенные в программу: По авторской программе изучение нового материала начинается с первых уроков, но в данном классе целесообразно начать изучение математики с уроков повторения изученного в 5 классе, таким образом в данной рабочей программе отведено 2 часа в начале года на повторение взятых из темы «Повторение». Считаю, что такое распределение часов наиболее эффективно для данного класса.
Методы и приемы, используемые при обучении математике:
Обучение математике основано на принципах технологии уровневой дифференциации
Дифференцированные домашние задания, включающие номера на повторение
Применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения.
Формы контроля:
Устный опрос понятий, приемов, теорем и их доказательств
Самостоятельные работы как дифференцированные, так и содержащие задания обязательного уровня
Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки техники тестирования.
Дифференцированные контрольные работы, содержащие задания обязательного и повышенного уровня, время выполнения – 40 минут, оцениваемые отметкой «2» - не сделан обязательный уровень, «3» - правильно выполнен обязательный уровень, «4» - если допущена одна ошибка или несколько неточностей, «5» - правильно выполнены все задания или допущена неточность, не приведшая к неправильному решению.
Цели
Изучение математики в 7 классах направлено на достижение следующих целей:
продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания математики в 7 классах, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии
Требования к уровню подготовки семиклассников
В результате изучения алгебры в 7 классе ученик должен уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений,
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
описывать свойства изученных функций (y = kx + b, y = kx, y = x2, y = x3) и строить их графики.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах
моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
В результате изучения геометрии 7 класса ученик должен
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;
уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения геометрических задач;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Содержание тем учебного курса математика
1. Выражения, тождества, уравнения (24ч )
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
2. Функции (14ч)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.
Основная цель - ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
3. Степень с натуральным показателем (15 часов)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3 и их графики.
Основная цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
4. Многочлены (20 часов)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Основная цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
5. Формулы сокращенного умножения (20 часов)
Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2
а b + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
Основная цель - выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
6. Системы линейных уравнений (17 часов)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Основная цель - ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
7. Повторение (10 часов)
Основная цель - повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7 класса.
1 . Начальные геометрические сведения ( 7 часов) .
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
2. Треугольники ( 14 часов)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки.
3. Параллельные прямые ( 9 часов)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель - ввести одно из важнейших понятий понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника ( 16 часов)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
5. Повторение ( 4 часа)
В результате изучения алгебры в 7 кл. на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».
осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений
определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.
правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы
определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2, у=х3.
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.
определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».
приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества
формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.
читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач
что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
В результате изучения геометрии 7 кл. на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
сколько прямых можно провести через две точки, сколько общих точек могут иметь две прямые, какая фигура называется отрезком;
уметь обозначать точки и прямые на рисунке, изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых, объяснять, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки на рисунке;
определения угла и луча, что такое сторона и вершина угла какие геометрические фигуры называются равными, какой луч называется биссектрисой;
уметь обозначать углы, показывать их внутреннюю область, проводить биссектрису, сравнивать отрезки и углы и записывать результат сравнения, отмечать середину;
знать, что при выбранной единице измерения длина отрезка измеряется положительным числом, что такое градусная мера угла, чему равны минута и секунда, какие углы называются смежными и вертикальными, какие прямые называются перпендикулярными;
уметь находить градусные меры углов, изображать прямой, острый, тупой и развернутый углы и применять все полученные знания при решении задач;
знать, что такое периметр треугольника, равные треугольники, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника;
уметь доказывать первый признак равенства треугольников;
объяснять какие отрезки называются медианой, биссектрисой;
знать определение параллельных прямых, названия углов, образующихся при пересечении двух прямых;
уметь показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух ;
знать и уметь доказывать аксиому параллельных прямых и следствия из нее;
знать, какой угол называется внешним углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, тупоугольным, прямоугольным;
уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника;
знать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника, следствия из нее;
знать формулировки и доказательства признаков равенства прямоугольных треугольников;
уметь доказывать свойства прямоугольных треугольников, применять их при решении задач;
знать какой отрезок называется наклонной, проведенной из данной точки к данной прямой, что называется расстоянием между двумя параллельными прямыми;
уметь доказывать, что перпендикуляр, проведенный из точки к прямой, меньше любой наклонной проведенной из той же точки.
Литература:
Алгебра-7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2014 год.
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2014.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2008.
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. — М.: Просвещение,2008.
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2010
Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. Тематические тесты. 7 класс. М.: Просвещение, 2011.
Примерная программа общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
Электронные учебные пособия
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия 7-8 классы.
2.Математика. Практикум. 7 класс. Электронное приложение к учебнику. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.