Администрация Благовещенского района
Образовательное учреждение
«Леньковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано: Утверждаю:
мо математики и физики директор школы
________/Часовникова Е.В./ _______/Матюшенкова И.А./
Учебная программа
по математике для 6 класса
на 2010-2011 учебный год
Составлена на основе программы В.И. Жохова.
Составитель:
учитель математики
Умрихина О.А.
2010 г
Содержание
Пояснительная записка__________________________3 стр.
2. Тематическое планирование______________________5 стр.
3. Поурочный тематический план___________________6 стр.
4 Содержание учебного предмета____________________16 стр.
5. Планируемые результаты________________________20 стр.
6. Способы и формы оценивания результатов________22 стр.
7. Перечень учебно-методического обеспечения______35 стр.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике в 6 классе составлена на основе авторской программы В.И.Жохова, Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике.
Поскольку 5 и 6 классы объединены в учебном процессе, то на математику в 6 классе добавлен 1 час за счет школьного компонента. Рабочая программа составлена с учетом школьного учебного плана: 6 часов в неделю, всего 204 часа.
Дополнительный час использован на темы: «Делимость чисел» +4 час, «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» +4 часа, «Умножение и деление обыкновенных дробей» +6 часов, «Отношения и пропорции» +3 часа, «Положительные и отрицательные числа» +3 час, «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» +2 часа, «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» +3 часа, «Решение уравнений» +1 час, «Координаты на плоскости» +3 часа, «Итоговое повторение» -8 часов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Отводится 8 часов для изучения темы «Комбинаторика. Случайные события». Эти часы взяты из «Итогового повторения».
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Количество часов по плану:
всего – 204 ч; в неделю – 6 ч; контрольные работы – 10 ч.
Работа осуществляется по учебнику «Математика 6», авторы
Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.
Преподавание темы «Элементы статистики и комбинаторики» ведется с использованием учебника Г. В. Дорофеева и Н. Ф. Шарыгина «Математика 6».
В программе учтены особенности, содержание и последовательность изучения материала в соответствии с УМК под редакцией Н.Я. Виленкина и др.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека.
Таким образом, значимость математической подготовки в общем образовании современного человека повлияла на определение следующих целей обучения математике в школе:
— овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
— интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
— формирование представлений о математических идеях и методах;
— формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
— формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Целями изучения курса математики в 5-6 классах являются: систематическое развитие понятия числа; выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Контрольных работ |
| Повторение математики за 5 класс. | 6 | Вводный тест |
1 | Делимость чисел. | 24 | 1 |
2 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 26 | 2 |
3 | Умножение и деление обыкновенных дробей. | 37 | 3 |
4 | Отношения и пропорции. | 21 | 2 |
5 | Положительные и отрицательные числа. | 16 | 1 |
6 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. | 13 | 1 |
7 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. | 15 | 1 |
8 | Решение уравнений. | 16 | 1 |
9 | Координаты на плоскости. | 16 | 1 |
10 | Комбинаторика. Случайные события. | 8 | |
10 | Итоговое повторение курса математики 6 класса. | 6 | 1 |
| Итого | 204 | 14 |
Поурочный тематический план
по математике в 6-ом классе на 2010-2011 учебный год
Повторение.
№ п/п | № п. уч. | Тема урока | К-во час | Дата | Виды деятельности |
1 | | Дроби. Арифметические действия с дробями. | 1 | | Знать определения обыкновенной дроби, правильной и неправильной дроби, смешанного числа, десятичной дроби, порядок выполнения арифметических действий с указанными числами. Уметь выполнять арифметические действия с числами, находить значения выражений, содержащих действия различных ступеней |
2 | | Решение уравнений. | 1 | | Знать определения уравнения, корня уравнения. Уметь решать уравнения, применяя правила нахождения неизвестных компонентов действий; упрощать выражения, используя свойства действий с числами |
3 | | Проценты. | 1 | | Знать определение процента, правила округления чисел. Уметь находить несколько процентов от величины, величину по значению нескольких ее процентов |
4-5 | | Решение задач. | 2 | | Знать перечисленные формулы. Уметь применять их при решении задач. Используя формулу пути, уметь решать задачи на движение различных видов |
6 | | Вводный тест. | 1 | | Уметь находить значения выражений и решать уравнения, используя правила и свойства действий с числами; применять изученные формулы при решении текстовых задач; решать задачи на проценты |
Глава 1. Обыкновенные дроби. §1. Делимость чисел. |
7-9 | 1 | Делители и кратные. С.р. | 3 | | Знать определения делителя и кратного. Уметь находить делители и кратные данных натуральных чисел |
10-12 | 2 | Признаки делимости на 10, на 5, на 2. | 3 | | Знать признаки делимости на 10, на 5 и на 2. Уметь распознавать числа, кратные 10, 5 и 2. |
13-14 | 3 | Признаки делимости на 9 и на 3. | 2 | | Знать признаки делимости на 9 и на 3. Уметь распознавать числа, кратные 9 и 3. |
15-16 | | Признаки делимости. С.р. | 2 | | Уметь использовать признаки делимости натуральных чисел при решении задач. |
17-18 | 4 | Простые и составные числа. | 2 | | Знать определение простого и составного числа. Распознавать простые и составные числа. Уметь раскладывать составные числа на множители |
19-20 | 5 | Разложение на простые множители. С.р. | 2 | | Знать алгоритм разложения чисел на простые множители (применяя признаки делимости). Уметь раскладывать составные числа на простые множители. |
21 | 6 | Наибольший общий делитель. | 1 | | Знать определения НОД, алгоритм нахождения НОД. |
22-24 | | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. С.р. | 3 | | Уметь находить НОД для двух и более натуральных чисел, определять пары взаимно простых чисел |
25-28 | 7 | Наименьшее общее кратное. С.р. | 4 | | Знать, какое число называют НОК чисел, алгоритм нахождения НОК чисел. Уметь находить НОК двух и более натуральных чисел |
29 | | Подготовка к контрольной работе по теме «Делимость чисел». | 1 | | Уметь, используя признаки дели- мости натуральных чисел, нахо- дить НОК и НОД натуральных чисел, распознавать взаимно простые числа |
30 | | Контрольная работа №1: «Делимость чисел». | 1 | 5/10 | Уметь раскладывать числа на простые множители; находить НОК и НОД натуральных чисел; распознавать взаимно простые числа; выполнять арифметические действия с десятичными дробями |
§2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. |
31-32 | 8 | Основное свойство дроби. | 2 | | Знать основное свойство дроби и применять его при замене данной дроби равной ей дробью. |
33-35 | 9 | Сокращение дробей. С.р. | 3 | | Знать определение сокращения дроби. Уметь сокращать дробь, используя различные приемы сокращения, распознавать несократимые дроби. Уметь выбрать наиболее удобный способ сокращения дроби, применять сокращение дробей при сложении и вычитании |
36-39 | 10 | Приведение дробей к общему знаменателю. С.р. | 4 | | Знать определения дополнительного множителя, наименьшего общего знаменателя дробей, уметь приводить дроби к общему знаменателю Уметь приводить дроби к общему знаменателю с применением разложения их знаменателей на простые множители; находить НОЗ дробей. |
40-42 | 11 | Сравнение дробей с разными знаменателями. | 3 | | Знать правило сравнения дробей с разными знаменателями, уметь применять его при сравнении дробей |
43-46 | 11 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. С.р. | 4 | | Уметь складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, используя соответствующее правило |
47 | | Подготовка к контрольной работе по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». | 1 | | Уметь сокращать дроби; сравнивать, складывать и вычитать дроби с разными знаменателями; применять изученные правила для решения текстовых задач. |
48 | | Контрольная работа №2: «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» | 1 | 26/10 |
49 | 12 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | | Уметь складывать смешанные числа. |
50 | | Сложение и вычитание смешанных чисел. С.р. | 1 | | Уметь вычитать смешанные числа. |
51-54 | | Сложение и вычитание смешанных чисел. С.р. | 4 | | Уметь складывать и вычитать смешанные числа, применяя известные свойства сложения и вычитания; решать уравнения, содержащие смешанные числа; решать текстовые задачи. |
55 | | Подготовка к контрольной работе по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». | 1 | | Уметь складывать и вычитать смешанные числа; решать текстовые задачи и уравнения с использованием изученных правил |
56 | | Контрольная работа №3: «Сложение и вычитание смешанных чисел». | 1 | 11/11 |
§3. Умножение и деление обыкновенных дробей. |
57-58 | 13 | Умножение дробей. | 2 | | Знать правила умножения дроби на натуральное число, дроби на дробь. Уметь применять их при вычислениях |
59 | | Умножение дробей. С.р. | 1 | | Знать правило умножения смешанных чисел. Уметь применять его при вычислениях |
60-61 | | Умножение дробей. С.р. | 2 | | Знать правила умножения дробей, уметь ими пользоваться, находить значение выражения, используя свойства умножения. |
62-66 | 14 | Нахождение дроби от числа. С.р. | 5 | | Знать правило нахождения дроби от числа, уметь его применять при решении задач |
67-71 | 15 | Применение распределительного свойства умножения. С.р. | 5 | | Знать распределительное свойство умножения, уметь его применять при умножении смешанного числа на натуральное, при упрощении выражений. |
72 | | Подготовка к контрольной работе по теме «Умножение дробей. Нахождение дроби от числа». | 1 | | Знать указанные правила, уметь применять их. Уметь выполнять умножение дробей, находить значение выражения с применением распределительного свойства умножения, решать текстовые задачи с применением изученных правил. |
73 | | Контрольная работа №4: «Умножение дробей. Нахождение дроби от числа». | 1 | 1/12 |
74-75 | 16 | Взаимно обратные числа. С.р. | 2 | | Знать определение взаимно обратных чисел. Уметь находить число, обратное дроби, натуральному числу, смешанному числу. |
76 | 17 | Деление. | 1 | | Знать правило деления дробей, уметь применять его при вычислениях. |
77-80 | | Деление. С.р. | 4 | | Знать правило деления дробей, уметь применять его при решении уравнений, решении текстовых задач. |
81 | | Подготовка к контрольной работе по теме «Деление дробей». | 1 | | Уметь находить число, обратное данному; выполнять деление дробей; находить значение выражений, содержащих различные действия с обыкновенными дробями; применять правило деления дробей при решении текстовых задач и решении уравнений. |
82 | | Контрольная работа №5: «Деление дробей». | 1 | 14/12 |
83-87 | 18 | Нахождение числа по его дроби. С.р. | 5 | | Знать правило нахождения числа по его дроби, уметь применять его при решении текстовых задач. |
88-91 | 19 | Дробные выражения. С.р. | 4 | | Знать определения дробного выражения, числителя и знаменателя дробного выражения. Уметь находить значение дробного выражения. |
92 | | Подготовка к контрольной работе по теме «Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения». | 1 | | Уметь применять все знания о действиях с обыкновенными дробями при выполнении различных заданий. |
93 | | Контрольная работа №6: «Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения». | 1 | 24/12 | Уметь находить значение дробных выражений; находить дробь от числа и число по значению его дроби, решать уравнения с использованием правила деления дробей. |
§4. Отношения и пропорции. |
94-96 | 20 | Отношения. С.р. | 3 | | Знать определение отношения двух чисел, что показывает отношение двух чисел и отношение двух величин. Уметь находить отношение чисел, решать текстовые задачи на отношение величин |
97 | 21 | Пропорции. | 1 | | Знать определение пропорции, название ее членов, основное свойство пропорции. |
98-100 | | Пропорции. | 3 | | Используя основное свойство пропорции, уметь из данной пропорции составлять новые пропорции, находить неизвестный член пропорции, решать уравнения. Уметь решать задачи с помощью пропорции на проценты |
101-102 | 22 | Прямая и обратная пропорциональная зависимости. | 2 | | Знать, какие величины называются прямо пропорциональными. Уметь решать задачи с прямо пропорциональными величинами с помощью пропорции |
103-104 | | Прямая и обратная пропорциональная зависимости. С.р. | 2 | | Знать, какие величины называются обратно пропорциональными. Уметь решать задачи с обратно пропорциональными величинами с помощью пропорции |
105 | | Подготовка к контрольной работе по теме «Отношения и пропорции». | 1 | | Уметь находить неизвестный член пропорции; находить отношение части величины к самой величине и отношения частей величины; решать задачи на проценты с помощью пропорции. |
106 | | Контрольная работа №7: «Отношения и пропорции». | 1 | |
107-108 | 23 | Масштаб. С.р. | 2 | | Знать определение масштаба. Используя определение масштаба, уметь находить масштаб, расстояние на карте, расстояние на местности. |
109-110 | 24 | Длина окружности и площадь круга. | 2 | | Знать формулы для нахождения длины окружности и площади круга. Знать, чему равно число π. Понимать, в чем отличие круга от окружности. Уметь решать задачи с применением изученных формул |
111-112 | 25 | Шар. С.р. | 2 | | Иметь представление об элементах шара. Понимать, в чём отличие шара от сферы |
113 | | Подготовка к контрольной работе по теме «Масштаб. Длина окружности и площадь круга». | 1 | | Уметь находить масштаб карты, расстояние на карте, расстояние на местности; распознавать прямую и обратную пропорциональные зависимости при решении текстовых задач; применять формулы площади круга и длины окружности при решении задач |
114 | | Контрольная работа №8: «Масштаб. Длина окружности и площадь круга». | 1 | |
Глава 2. Рациональные числа. §5. Положительные и отрицательные числа. |
| 26 | Координаты на прямой. | 3 | | Знать определения: положительных и отрицательных чисел; координатной прямой, координаты точки. Уметь определять координаты точек на числовой прямой и изображать точки на прямой с заданными координатами. |
| 27 | Противоположные числа. С.р. | 3 | | Знать определения противоположных чисел, целых чисел. Уметь находить число, противоположное данному. |
| 28 | Модуль числа. С.р. | 3 | | Знать определение и обозначение модуля числа. Находить модули чисел; значения выражений, содержащих модули чисел; числа, имеющие одинаковый модуль |
| 29 | Сравнение чисел. | 3 | | Знать правила сравнения чисел. Уметь сравнивать числа и записывать результат в виде неравенства |
| 30 | Изменение величин. С.р. | 2 | | Знать, каким числом выражается изменение величины (уменьшение, увеличение). Уметь определять изменение величины по ее начальному и конечному значениям и по заданному изменению величины находить ее значение |
| | Подготовка к контрольной работе по теме «Положительные и отрицательные числа». | 1 | | Уметь отмечать на координатной прямой точки с заданными координатами; распознавать точки с противоположными координатами; перемещать точки на прямой в указанном направлении и находить координаты полученных точек; сравнивать числа; находить значение выражений, содержащих модули. |
| | Контрольная работа №9: «Положительные и отрицательные числа». | 1 | |
§6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. |
| 31 | Сложение чисел с помощью координатной прямой. | 2 | | Знать, что значит прибавить к числу а число b, чему равна сумма противоположных чисел. Уметь складывать числа с помощью координатной прямой. |
| 32 | Сложение отрицательных чисел. С.р. | 3 | | Знать правило сложения отрицательных чисел. Уметь складывать отрицательные числа. |
| 33 | Сложение чисел с разными знаками. С.р. | 3 | | Знать правило сложения чисел с разными знаками. Уметь складывать числа с разными знаками. |
| 34 | Вычитание. С.р. | 3 | | Знать правило вычитания чисел; правило нахождения длины отрезка на координатной прямой. Уметь вычитать числа; находить длину отрезка на координатной прямой; решать уравнения с применением правил сложения и вычитания чисел |
| | Подготовка к контрольной работе по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». | 1 | | Уметь складывать и вычитать числа; находить длину отрезка; используя правила сложения и вычитания чисел, решать уравнения. |
| | Контрольная работа №10: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». | 1 | |
§7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. |
| 35 | Умножение. С.р. | 4 | | Знать правила умножения двух чисел с разными знаками; умножения двух отрицательных чисел. |
| 36 | Деление. С.р. | 4 | | Знать правила деления отрицательного числа на отрицательное; деления чисел с разными знаками. Уметь выполнять деление чисел. |
| 37 | Рациональные числа. | 2 | | Знать определения рационального числа; периодической дроби. Уметь.: записывать рациональные числа в виде десятичной дроби или к виде периодической дроби; уметь находить десятичные приближения дробей с избытком |
| 38 | Свойства действий с рациональными числами. С.р. | 3 | | Знать свойства действий с рациональными числами. Уметь применять изученные свойства при упрощении выражений, нахождении значений выражений, при решении уравнений |
| | Подготовка к контрольной работе по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел». | 1 | | Уметь умножать и делить рациональные числа, применять свойства действий с рациональными числами при нахождении значений выражений, при упрощении выражений, при решении уравнений, находить приближенные значения десятичных дробей |
| | Контрольная работа №11: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел». | 1 | |
§8. Решение уравнений. |
| 39 | Раскрытие скобок. С.р. | 3 | | Знать правила раскрытия скобок, перед которыми стоят знаки «плюс» или «минус». Уметь применять правило раскрытия скобок при упрощении выражений, нахождении значений выражений и решении уравнений |
| 40 | Коэффициент. | 2 | | Знать определение коэффициента. Уметь находить коэффициент выражения, применяя свойства умножения. |
| 41 | Подобные слагаемые. | 1 | | Знать определение подобных слагаемых. Распознавать подобные слагаемые. Уметь складывать подобные слагаемые |
| | Подобные слагаемые. С.р. | 2 | | Знать правила раскрытия скобок. Уметь их применять при упрощении выражений, которое предполагает приведение подобных слагаемых. |
| | Подготовка к контрольной работе по теме «Коэффициент. Подобные слагаемые». | 1 | | Уметь раскрывать скобки, находить коэффициент буквенного произведения, приводить подобные слагаемые при упрощении выражений, нахождении значений выражений, а также при решении уравнений и текстовых задач. |
| | Контрольная работа №12: «Коэффициент. Подобные слагаемые». | 1 | |
| 42 | Решение уравнений. С.р. | 4 | | Знать определения уравнения, корня уравнения, линейного уравнения, правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, правило умножения (деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, не равное нулю. Уметь применять изученные определения и правила при решении уравнений и текстовых задач |
| | Подготовка к контрольной работе по теме «Решение уравнений». | 1 | | Знать определения уравнения, корня уравнения, линейного уравнения, правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, правило умножения (деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, не равное нулю. Уметь применять изученные определения и правила при решении уравнений и текстовых задач |
| | Контрольная работа №13: «Решение уравнений». | 1 | | Уметь применять изученные определения и правила при решении уравнений и текстовых задач |
§9. Координаты на плоскости. |
| 43 | Перпендикулярные прямые. | 2 | | Знать определение перпендикулярных прямых, отрезков, лучей. Распознавать перпендикулярные прямые, отрезки, лучи. Уметь их построить с помощью транспортира, чертёжного угольника |
| 44 | Параллельные прямые. | 3 | | Знать определение параллельных прямых, отрезков, лучей; свойства параллельных прямых. Распознавать параллельные прямые, отрезки, лучи. Уметь их построить с помощью линейки и чертёжного угольника |
| 45 | Координатная плоскость. С.р. | 4 | | Знать определения системы координат, начала координат, координатной плоскости; названия координат точки, координатных прямых. Уметь определять координаты точек на плоскости, строить на плоскости точки с заданными координатами |
| 46 | Столбчатые диаграммы. | 2 | | Иметь представление о круговых и столбчатых диаграммах. Уметь строить столбчатые диаграммы по условиям текстовых задач |
| 47 | Графики. С.р. | 3 | | Иметь представление о графиках. Уметь определять по графику значение одной величины по заданному значению другой; анализировать изменение одной величины в зависимости от другой |
| | Подготовка к контрольной работе по теме «Координаты на плоскости». | 1 | | Уметь распознавать перпендикулярные и параллельные прямые и строить их; определять координаты точек на плоскости, отмечать на плоскости точки с заданными координатами; анализировать изменение одной величины в зависимости от другой |
| | Контрольная работа №14: «Координаты на плоскости». | 1 | | Уметь: отмечать на координатной плоскости точки с заданными координатами, находить координаты точки на плоскости; строить прямую, параллельную или перпендикулярную стороне заданного угла |
10. Комбинаторика. Случайные события.( учебник «Математика, 6» под ред. Г.В. Дорофеева) |
| 9.1 | Логика перебора. | 2 | | Знать определение кодирования. Уметь решать задачи с помощью логического перебора. |
| 9.2 | Правило умножения. С.р. | 2 | | Знать правило умножения. Уметь решать задачи, пользуясь этим правилом. |
| 9.3 | Сравнение шансов. | 2 | | Знать понятие шанса наступления события. Уметь сравнивать шансы различных случайных событий для определения более вероятного. |
| 9.4 | Эксперименты со случайными исходами. С.р. | 2 | | Знать, что называется экспериментом со случайным исходом. Уметь самостоятельно проводить такие эксперименты. |
11. Итоговое повторение курса математики 6 класса. |
| Глава 1 | Обыкновенные дроби. С.р. | 3 | | Уметь находить значение выражений, определив порядок действий; неизвестный член пропорции; дробь от числа, несколько процентов от числа; число по его дроби или нескольким процентам; решать уравнения, используя правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую |
| Глава 2 | Рациональные числа. С.р. | 3 | |
Содержание учебного предмета:
математика для 6 класса.
1. Делимость чисел (24 ч).
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения — прямым подбором.
Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.
Учащиеся должны уметь разложить число на множители. Например, они должны понимать, что 36 = 6 • 6 = 4 • 9 = 2 • 18 и т. п. Умения разложить число на простые множители не обязательно добиваться от всех учащихся.
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (26 ч).
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.
При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей (37 ч).
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действиий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби.
4. Отношения и пропорции (21 ч).
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель — сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.
Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.
В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
5. Положительные и отрицательные числа (16 ч).
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.
Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой. В дальнейшем она будет служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел.
Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем и для овладения алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел(13 ч).
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель — выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек координатной прямой. При изучении данной темы отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел(15ч).
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.
При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить (если это возможно) числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую дробь обращается данная обыкновенная дробь - в десятичную или периодическую. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как 
8. Решение уравнений (16 ч).
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель — подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений.
Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной.
9. Координаты на плоскости (16 ч).
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и чертежного треугольника, не требуя воспроизведения точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны стать знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
10. Комбинаторика. Случайные события (8 часов).
Логика перебора. Кодирование.
Правило умножения.
Сравнение шансов.
Эксперименты со случайными событиями.
Знать:
определение кодирования;
правило умножения.
Уметь:
найти удобный способ перебора возможных вариантов;
применять правило умножения;
проводить эксперименты со случайными событиями;
решать комбинаторные задачи.
11. Итоговое повторение курса математики (6 часов).
ЦЕЛЬ: Повторить и систематизировать полученные в течение учебного года знания.
Планируемый результат обучения
Числа и вычисления
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
— правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное, иррациональное, положительное, десятичная дробь и др.; переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты — в виде десятичной или обыкновенной дроби);
— сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
— выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней; сочетать при вычислениях устные и письменные приемы;
— составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты;
— округлять целые числа и десятичные дроби, производить прикидку результата вычислений.
Выражения и их преобразования
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
— правильно употреблять термины «выражение», «числовое выражение», «буквенное выражение», «значение выражения», понимать их использование в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «найти значение выражения», «разложить на множители»;
— составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;
— находить значение степени с натуральным показателем.
Уравнения и неравенства
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
— понимать, что уравнения — это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
— правильно употреблять термины «уравнение», «неравенство», «корень уравнения»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение, неравенство»;
— решать линейные уравнения с одной переменной.
Функции
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
— познакомиться с примерами зависимостей между реальными величинами (прямая и обратная пропорциональности, линейная функция);
— познакомиться с координатной плоскостью, знать порядок записи координат точек плоскости и их названий, уметь построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;
— находить в простейших случаях значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
— интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
— распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
— владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
— решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства фигур и формулы.
Способы и формы оценивания результатов.
Набор контрольных работ.
График контрольных работ
№ п/п | Тема контрольной работы | Кол. часов | Дата |
1. | Контрольная работа №1: «Делимость чисел». | 1 | 5/10 |
2. | Контрольная работа №2: «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». | 1 | 26/10 |
3. | Контрольная работа №3: «Сложение и вычитание смешанных чисел». | 1 | 11/11 |
4. | Контрольная работа №4: «Умножение дробей. Нахождение дроби от числа». | 1 | 1/12 |
5. | Контрольная работа №5: «Деление дробей». | 1 | 14/12 |
6. | Контрольная работа №6: «Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения». | 1 | 24/12 |
7. | Контрольная работа №7: «Отношения и пропорции». | 1 | |
8. | Контрольная работа №8: «Масштаб. Длина окружности и площадь круга». | 1 | |
9. | Контрольная работа №9: «Положительные и отрицательные числа». | 1 | |
10. | Контрольная работа №10: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». | 1 | |
11. | Контрольная работа №11: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел». | | |
12. | Контрольная работа №12: «Коэффициент. Подобные слагаемые». | 1 | |
13. | Контрольная работа №13: «Решение уравнений». | 1 | |
14. | Контрольная работа №14: «Координаты на плоскости». | 1 | |
Контрольная работа №1: «Делимость чисел».
Вариант 1.
1. Разложите на простые множители число 4104.
2. Найдите наибольший общий делитель и наименьшее обще кратное чисел 792 и 1188.
3. Докажите, что числа:
а) 260 и 117 не взаимно простые;
б) 945 и 544 взаимно простые.
4. Выполните действия: 273,6 : 0,76 + 7,24 · 16.
5. Всегда ли сумма двух простых чисел является составным числом?
Вариант 2.
1. Разложите на простые множители число 5544.
2. Найдите наибольший общий делитель и наименьшее обще кратное чисел 504 и 756.
3. Докажите, что числа:
а) 255 и 238 не взаимно простые;
б) 392 и 675 взаимно простые.
4. Выполните действия: 268,8 : 0,56 + 6,44 · 12.
5. Может ли разность двух простых чисел быть простым числом?
Вариант 3.
1. Разложите на простые множители число 6552.
2. Найдите наибольший общий делитель и наименьшее общее
кратное чисел 1512 и 1008.
3. Докажите, что числа:
а) 266 и 285 не взаимно простые;
б) 301 и 585 взаимно простые.
4. Выполните действия: 355,1 : 0,67 + 0,83 · 15.
5. Может ли сумма двух простых чисел быть простым числом?
Вариант 4.
1. Разложите на простые множители число 7140.
2. Найдите наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное чисел 936 и 1404.
3. Докажите, что числа:
а) 483 и 368 не взаимно простые;
б) 468 и 875 взаимно простые.
4. Выполните действия: 226,8 : 0,54 + 4,46 · 14.
5. Всегда ли разность двух простых чисел является составным числом?
Контрольная работа №14: «Координаты на плоскости»
Вариант 1.
1. Отметьте в координатной плоскости точки А (-4; 0), В (2; 6), С (-4; 3),
D (4; -1). Проведите луч АВ и отрезок CD. Найдите координаты точки пересечения луча АВ и отрезка CD.
2. Постройте угол, равный 100°. Отметьте внутри угла точку С. Проведите через точку С прямые, параллельные сторонам угла.
3. Постройте угол MAP, равный 35°, и отметьте на стороне AM точку D. Проведите через точку D прямые, перпендикулярные сторонам угла MAP.
4. Уменьшаемое равно a, вычитаемое равно b. Чему будет равен результат, если от уменьшаемого отнять разность этих чисел?
Вариант 2.
1. На координатной плоскости проведите прямую МN через точки М (-4; -2) и N (5; 4) и отрезок KD, соединяющий точки К (-9; 4) и D (-6; -8). Найдите координаты точки пересечения отрезка KD и прямой MN.
2. Постройте угол, равный 140°. Отметьте внутри этого угла точку и проведите через неё прямые, параллельные сторонам угла.
3. Постройте угол СМК, равный 45°. Отметьте на стороне МС точку А и проведите через нее прямые, перпендикулярные сторонам угла СМК.
4. Делимое равно а, а делитель равен b (а и b не равны нулю). Чему будет равно произведение делителя и частного этих чисел?
Вариант 3.
1. В координатной плоскости постройте отрезок CD, соединяющий точки
С (-3; 3) и D (-1; -5), и прямую АВ, проходящую через точки А (-6; -3) и
В (6; 3). Найдите координаты точки пересечения отрезка CD и прямой АВ.
2. Постройте угол, равный 120°. Отметьте внутри этого угла точку и проведите через нее прямые, параллельные сторонам угла.
3. Постройте угол DOE, равный 40°. Отметьте точку С на стороне ОЕ и проведите через нее прямые, перпендикулярные сторонам
угла DOE.
4. Уменьшаемое равно m, вычитаемое равно n. Чему будет равна
сумма вычитаемого и разности этих чисел?
Вариант 4.
1. Отметьте в координатной плоскости точки А (5; 2), В (2; 1), С (-3; 4) и
D (-2; 2). Проведите луч АВ и прямую CD. Найдите координаты точки пересечения луча АВ и прямой CD.
2. Постройте угол, равный 130°, и отметьте внутри его точку. Проведите через эту точку прямые, параллельные сторонам угла.
3. Постройте угол ВАС, равный 60°. Отметьте на стороне АС точку М и проведите через нее прямые, перпендикулярные сторонам угла ВАС.
4. Делимое равно а, а делитель равен b (а и b не равны нулю). Каков будет результат, если разделить делимое на частное этих чисел?
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. «Математика. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – М: Мнемозина, 2009 г.
2. «Математика 6». Учебник Г.В. Дорофеева и Н.Ф. Шарыгина. Москва, 2008г.
3. «Поурочные разработки по математике», В.В. Выговская, М:Вако, 2009г.
4. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы/ авт.-сост. В.И. Жохов. – М.: Мнемозина, 2009.
5. «Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике, 5-11 классы». Методическое пособие для учителя, автор
В.И. Жохов, М: Вербум, 2005г.
6. «Преподавание математики в 5 и в 6 классах. Методические рекомендации для учителей», автор В. И. Жохов, М: Мнемозима, 2000г.
7. «Математика. Тесты. 5-6 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, автор Е.Е. Тульчинская, М: Мнемозима, 2007г.
8. Пособие «Математика 5-6 классы: развёрнутое тематическое планирование по учебникам Н.Я. Виленкина и др.», Т.А. Лопатина, Г.С. Мещерякова.-Волгоград: Учитель, 2010.
9. Контрольные и самостоятельные работы по математике: 6 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 6 класс»/ М.А. Попов, М.: Издательство «Экзамен», 2009.