СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике для 7 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная идея данной рабочей программы заключается в следующем:

Учебный предмет «Математика» в соответствии с учебным планом учреждения имеет в современной школе V вида познавательно-практическую и коррекционную направленность, т.е. позволяет учащимся овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжая образование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 7 класса»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по математике для 7 класса разработана на основе Образовательной программы КГБС(К)ОУ «Барнаульская С(К)ОШИ № 4 V вида», Положения о рабочей программе КГБС(К)ОУ «Барнаульская С(К)ОШИ № 4 V вида» и с учётом авторской программы Ю.Н.Макарычева и др. по алгебре для общеобразовательных учреждений Алгебра 7-9 классы-М.: «Просвещение», 2010, составитель Т.А.Бурмистрова ; Л.С. Атанасян и др. Программа по геометрии: Сборник рабочих программ 7-9 классы-М.: «Просвещение», 2011, составитель Т.А.Бурмистрова. (Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации).

В авторскую программу внесены следующие изменения: в связи со статусом специального коррекционного образовательного учреждения и в соответствии с учебным планом учреждения на изучение курса математика в 7 классе отводится 6 уроков в неделю: 4 ч-алгебра и 2 ч-геометрия; в год всего – 210 часа: 140ч-алгебра и 70ч-геометрия. На изучение курса алгебре в 7 классе отводятся темы: Глава I «Выражения, тождества, уравнения» -34 ч, Глава II «Функции» - 24ч, Глава III «Степень с натуральным показателем» - 24ч, Глава IV «Многочлены»-36 ч. Из программы по алгебре 7 кл. на изучение в 8 кл. перенесены следующие темы: ГлаваV «Формулы сокращенного умножения»-23ч и глава V1 «Системы линейных уравнений»-17 ч. На изучение курса геометрии в 7 классе отводятся темы: Глава I «Начальные геометрические сведения»-15 ч, Глава II «Треугольники»-22 ч, Глава III «Параллельные прямые»-16 ч, Глава IV «Соотношения между сторонами и углами треугольника»-11 ч. Из программы по геометрии 7 кл. на изучение в 8 кл. перенесены следующие темы: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»-12ч. Авторская программа рассчитана на 6 часов в неделю:4 ч-алгебра и 2 ч-геометрия, в год всего – 204 часа: 136 ч-алгебра и 68 ч-геометрия.

Основная идея данной рабочей программы заключается в следующем:

Учебный предмет «Математика» в соответствии с учебным планом учреждения имеет в современной школе V вида познавательно-практическую и коррекционную направленность, т.е. позволяет учащимся овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжая образование.

Изучение математики направлено на достижение следующих целей:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, продолжая образование;

- развитие логического мышления, пространственных представлений, алгоритмической культуры;

- развитие полноценных навыков устной разговорной и письменной форм речи с правильным и осознанным применением предметной терминологии;

- научить анализировать, делать обоснованные выводы;

- воспитать отношение к математике как к части общечеловеческой культуры;

- формирование умений и навыков работы с рациональными дробями;

- знакомство со всеми видами квадратных уравнений и приобретение навыка их решения;

- знакомство с четырехугольниками, их видами, свойствами;

- умение распознавать и строить прямоугольник, квадрат, ромб, параллелограмм, трапецию, находить их площади.

Специальными задачами преподавания математики в школе являются:

- овладение системой математических знаний и умений;

- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.

Курс математики в 7 классе включает систему понятий:

- выражения, тождества, уравнения: умение находить значение выражений, доказывать тождества, находить неизвестную величину в уравнении;

- функции: прямая и обратная пропорциональность, линейная функция, построение графиков этих функций;

- степень с натуральным показателем и её свойства, умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями;

- многочлены: сложение, вычитание и умножение многочленов, разложение их на множители.

Предполагаемые результаты

Обучающиеся научатся:

- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

- решать линейные уравнения и задачи на составление линейного уравнения;

- решать текстовые задачи алгебраическим методом, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

- изображать числа на координатной прямой;

- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;

- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений;

- описывать свойства изученных функций и их графики;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;

- различать геометрические фигуры, знать их свойства и применять при решении задач, изображать эти фигуры на плоскости; уметь читать чертежи.

- понимать и использовать математические средства наглядности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно ставить цели и выбирать алгоритмы для решения учебных проблем;

- развивать пространственные представления и изобразительные умения;

- получать представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения.

Система оценки достижений обучающихся по математике

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнение задания или используемых в ходе его выполнения;

  • неправильный выбор действий, операций;

  • неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;

  • пропуск части математических выкладок, действий операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин

  • выполненным действиям и полученным результатам;

  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;

  • наличие записи действий;

  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;

  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

  • при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью

школьника;

  • неправильное произношение математических терминов.

Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерения величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый их которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 7- 10 минут урока.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют требованиям, указанным в данном положении.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится ученику в том случае, если он:

  • дает развернутые и правильные ответы на поставленные вопросы,

  • правильно и достаточно быстро производит арифметические вычисления (в соответствии с требованиями программы);

  • в процессе решения арифметических задач правильно анализирует данные условия задачи,

самостоятельно составляет план решения, при выполнении решения поясняет свои действия, достаточно точно формулируя ответ на вопрос задачи;

  • в ходе выполнения практических заданий по измерению и черчению правильно использует измерительные и чертежные инструменты, выполняет практические работы аккуратно и точно:

Оценка «4» ставится ученику в том случае, если он:

  • в процессе вычислений допускает отдельные несущественные ошибки и сам их исправляет;

  • в ходе решения арифметических задач дает краткие, иногда недостаточно точные пояснения при правильном решении задачи;

  • допускает некоторые неточности в процессе практической деятельности по измерению и

черчению; при определении оценки за выполнение практических заданий необходимо учитывать особенности развития ручной моторики учащихся;

  • способен исправить допущенные неточности при незначительной помощи учителя.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик:

  • при выполнении арифметических действий допускает грубые ошибки, однако может исправить их с помощью учителя;

  • правильно выполняет решение задачи только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:

  • затрудняется в ответах на 6дльшую часть поставленных вопросов;

  • не может правильно решить задачу, делает грубые ошибки в вычислениях и не исправляет их даже после помощи учителя.

Примечание. При оценке выполнения практических работ по измерению и черчению следует учитывать двигательные возможности ученика.

Контрольные работы могут быть однородными или комбинированными. При оценке однородных контрольных работ (состоящих только из двух задач) оценка «5» ставится, если правильно решены обе задачи.

Оценка «4» ставится, если при правильном ходе решения обеих задач допущены ошибки (до 2-х) в вычислениях.

Оценка «3» ставится, если при правильном ходе решения обеих задач допущены 3 ошибки в вычислениях; если одна задача решена правильно, а в другой имеется ошибка в ходе решения.

Оценка «2» ставится, если в обеих задачах неправильный ход решения.

Для оценки результатов комбинированных контрольных работ (включающих задачи, примеры, неравенства и др.) оценка «5» ставится, если правильно выполнены все задания.

Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 ошибки (в вычислениях, при выполнении чертежей).

Оценка «3» ставится, если допущены 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится, если допущено более 4 ошибки.

Содержание тем учебного курса

№ урока

Наименование раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Контрольные работы

Примечание

1-34

Выражения, тождества, уравнения

26

34

2


35-58

Функции

18

24

1


59-82

Степень с натуральным показателем

18

24

1


83-118

Многочлены

23

36

2


119-140

Повторение

11

22

1


1-14

Начальные геометрические сведения.

10

14

1


15-34

Треугольники.

17

20

1


35-49

Параллельные прямые.

13

15

1


50-60

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

6

11

1


61-70

Повторение. Решение задач

10

10





Тематическое планирование по математике 7 класс

6 ч в неделю: 4 ч - алгебра и 2 ч - геометрия (за год 210ч: 140 ч – алгебра и 68ч – геометрия)


урока

Тема и содержание

Коррекционные цели

Виды учебной деятельности

Сроки



1-8


Выражения, тождества, уравнения 34 ч

Выражения


Закреплять навыки работы с числовыми выражениями.

Различать числовые выражения и выражения с переменными.

Способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию.

Находить значение выражения при заданных значениях переменных. Применять правила сложения, умножения и деления чисел с разными знаками.






9-16


Преобразование выражений


Совершенствовать навык преобразования выражений

Учиться использовать алгоритмы. Развивать информационную речь при объяснении нового материала.

Знать формулировки свойств действий над числами. Применять свойства действий над числами для преобразования выражений









17


Контрольная работа № 1 по теме: «Преобразование выражений»

Планирование самостоятельной работы


Самостоятельная работа учащихся с целью проверки качества усвоения материала.



18-29


Уравнения с одной переменной


Отработка алгоритма решения линейного уравнения.

Учить анализировать задачу и составлять по условию уравнение.

Знать определение линейного уравнения с одной переменной. Решать линейное уравнение. Решать задачи с помощью уравнений.



30-33


Статистические характеристики



Уметь находить статистические характеристики: среднее арифметическое, медиану.

Развивать навыки соотносительного анализа. Формировать словесно- логическое мышление.

Выполнять упражнения по определению медианы, нахождению среднего арифметического.





34

Контрольная работа № 2 по теме: «Решение уравнений с одной переменной»

Планирование самостоятельной работы


Самостоятельная работа учащихся с целью проверки качества усвоения материала.




35-44


Функции 24 ч

Функции и их графики



Закреплять навык вычисления значений функции


Развивать мелкую моторику пальцев рук, воспитывать аккуратность при построении графиков.


Знать определение функции, графика функции. Устанавливать функциональную зависимость

Находить значение функции по формуле, находить область определения функции, значение аргумента, используя формулу.






45-57



Линейная функция

Различать графики прямой пропорциональности и линейной функции

Упражнять в построении графиков

Развивать графические навыки

Закреплять навык задания функции

Знать понятие прямой пропорциональности, коэффициента пропорциональности. Строить график линейной функции и прямой пропорциональности.

Находить значение функции при заданном значении аргумента, находить значение аргумента при заданном значении функции.

Уметь задавать функции несколькими формулами



58


Контрольная работа № 3 по теме: «Линейная функция»

Планирование своей деятельности.

Контроль знаний и умений учащихся.






59-70



Степень с натуральным показателем 24ч

Степень и её свойства


Закреплять навык умножения и деления степеней

Совершенствовать умение возведения степени в степень

Развивать словесно логическое мышление.

Расширять и активизировать словарный запас, вводя новые понятия.

Обобщение и систематизация знаний.

Возводить числа в степень.

Изучить правила умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями. Применять свойства степеней для упрощения числовых и алгебраических выражений, умножать и делить степени.

Изучить правила возведения степени в степень и произведения в степень, возводить в степень.





71-81



Одночлены

Понятия: одночлен, коэффициент одночлена, стандартный вид одночлена. Учить различать одночлен и определять его стандартный вид.

Производить действия с одночленами в различных заданиях.


82


Контрольная работа № 4 по теме: «Степень и её свойства. Одночлены»

Планирование своей деятельности.

Контроль знаний и умений учащихся.





83-88


Многочлены 36 ч

Сумма и разность многочленов


Формировать навык сложения и вычитания многочленов.



Уметь определять степень многочлена.

Раскрывать скобки, складывать и вычитать многочлены.




89-99

Произведение одночлена и многочлена

Развитие устной речи путем проговаривания алгоритма решения.

Формировать навык разложения на множители.

Отработка навыка умножения одночлена и многочлена.

Выполнять умножение многочлена на многочлен, доказывать тождества и делимость выражений на число, решать уравнения и задачи

Изучить способ группировки для разложения многочлена на множители. Раскладывать многочлен на множители способом группировки.




100

Контрольная работа № 5 по теме: «Действия с многочленами»

Планирование своей деятельности.

Контроль знаний и умений




101-117

Произведение многочленов




Учить развернутым ответам на вопросы.

Формировать навык разложения на множители.

Закреплять навык умножения многочлена на многочлен.


Уметь выполнять умножение многочлена на многочлен, доказывать тождества и делимость выражений на число, решать уравнения и задачи.

Изучить способ группировки для разложения многочлена на множители.




118

Контрольная работа № 6 по теме «Произведение многочленов»

Систематизация и обобщение знаний по пройденным темам.

Самостоятельная работа учащихся с целью проверки качества усвоения материала.



119-140




Повторение 22ч

Итоговая контрольная работа


Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам.


Систематизация и обобщение знаний по пройденным темам.

Самостоятельная работа учащихся с целью проверки качества усвоения материала.





Геометрия


урока

Тема и содержание

Коррекционные цели

Виды учебной деятельности

Сроки


Начальные геометрические сведения -14ч




1-3

Прямая и отрезок Луч и угол


Учить понимать содержание текстов.

Упражнять в правильном и аккуратном построении отрезка и прямой.

Изучить определение луча, угла, изображать луч, угол; различать виды углов. Cтроить луч и угол.

Производить измерения отрезков и углов, сравнивать их по величине.


4

Сравнение отрезков и углов

Дифференцировать углы и отрезки.

Производить измерения отрезков и углов, сравнивать их по величине.



5-8

Измерение отрезков. Измерение углов.


Совершенствовать навык измерения отрезков и углов.

Различать данные фигуры по внешнему виду.

Производить измерения отрезков и углов, сравнивать их по величине.

С помощью транспортира строить и находить градусную меру углов.


9-11

Перпендикулярные прямые


Учить различать смежные и вертикальные углы на рисунках. Различать перпендикулярные прямые среди других.

Совершенствовать навык правильного и аккуратного построения.

Изучить определение смежных и вертикальных углов, их свойства.

Строить смежные и вертикальные углы, решать задачи на нахождение данных углов.

Изучить определение перпендикулярных прямых. Строить перпендикулярные прямые.


12-13

Решение задач


Развитие логического мышления.

Решение задач различных видов.


14

Контрольная работа № 1 по теме: «Начальные геометрические сведения»


Планирование самостоятельной работы


Самостоятельная работа учащихся с целью проверки качества усвоения материала.



15-17

Треугольники 20 ч

Первый признак равенства треугольников


Учить различать треугольник среди других фигур.

Изучить треугольник, его элементы, периметр треугольника. Знать 1 признак равенства треугольников.

Решать задачи на нахождение периметра треугольника.


18-21

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

Дифференцировать медианы, биссектрисы и высоты треугольника.


Знать теорему о перпендикуляре к прямой, определение медианы, биссектрисы и высоты треугольника.


Формулировать определение равнобедренного и равностороннего треугольников и их свойства.


22-26

Второй и третий признаки равенства треугольников


Учить распознавать третий признак равенства треугольников

Учить развернутым ответам на вопросы.

Дифференцировать признаки равенства треугольников.


Формулировать второй и третий признак равенства треугольников.

Уметь решать задачи на доказательства равенства треугольников.




27-29

Задачи на построение

Приобретение навыка построения угла, отрезка, биссектрисы с помощью линейки и циркуля.

Построение угла, его биссектрисы, перпендикулярных прямых.


30-33

Решение задач


Закрепить алгоритм построения отрезка и угла, биссектрисы угла, находить середину отрезка.

Упражнять в проговаривании своих действий.

Построение отрезка и угла, равного данного, биссектрисы угла, находить середину отрезка.



35

Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники»


Планирование самостоятельной работы


Самостоятельная работа учащихся с целью проверки качества усвоения материала.



36-49

Параллельные прямые 15 ч

Признаки параллельности двух прямых


Распознавать на чертеже параллельные прямые. Дифференцировать соответственные, односторонние и накрест лежащие углы.

Изучить свойства параллельных прямых, решать задачи используя эти свойства.


40-44

Аксиома параллельных прямых


Расширять и активизировать словарный запас, вводя новые понятия. Дифференцировать признаки параллельных прямых.

Формулировать признаки параллельности прямых.

Формулировать аксиому параллельных прямых и применять её.


45-48

Решение задач





49

Контрольная работа № 3 по теме: «Параллельные прямые»


Планирование самостоятельной работы


Самостоятельная работа учащихся с целью проверки качества усвоения материала.




50-54

Соотношения между сторонами и углами треугольника 11ч

Сумма углов треугольника

Различать треугольники по видам.

Знать формулировку теоремы о сумме углов треугольника. Изучить свойства и признаки, применять эти знания при решении задач.


55-59

Соотношения между сторонами и углами треугольника


Нахождение большей, меньшей величин, значение понятия «неравенство треугольника».

Знать теорему о соотношении между сторонами и углами треугольника, использовать её при решении задач.


60

Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»


Планирование самостоятельной работы


Самостоятельная работа учащихся с целью проверки качества усвоения материала.


61-70

Повторение. Решение задач 10ч


Дифференциация изученных понятий.

Систематизация знаний и умений по пройденным темам.

















Методическое обеспечение образовательного процесса

Литература:

Основная.

- Программы по математике для общеобразовательных учреждений Алгебра 7-9 классы-М.: «Просвещение», 2010, составитель Т.А.Бурмистрова;

- Геометрия: Сборник программ 7-9 классы-М.: «Просвещение», 2011, составитель Т.А.Бурмистрова.

- Макарычев Ю.Н. Алгебра.7 класс: учебник для образовательных учреждений/Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под ред. С.А.Теляковского.-М.:Просвещение, 2009.

- Жохов В.И. Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике 5-9кл./В.И.Жохов, Г.Д.Карташова, Л.Б. Крайнова., Москва,2000.

- Миндюк М.Б. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре для 7 класса./М.Б.Миндюк, Н.Г. Миндюк.- М. издательский дом, 2014г.

- Атанасян Л.С. Геометрия: учебник для 7-9кл. для образовательных учреждений/Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов,с,б,Кадомцев и др.- М.: Просвещение,2004.

- Иченская М.А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику А.С. Атанасяна. Издательство «Учитель».2005.

Дополнительная.

- Атанасян А.С. Методические рекомендации к учебнику по геометрии./ А.С. Атанасян,В.Ф.Бутузов. Издательство :Просвещение,2001.

- Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия 7-9 кл.-ООО «Илекса»,2005.


- Алтынов П.И. Учебно-методическое пособие. Алгебра. Тесты 7-9кл.-М. «Дрофа»,2001г.

Электронные ресурсы.

- edu.ru;

- school.edu.ru;

- ege.edu.ru