СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по математике разработана для студентов по специальностям: "Коммерция (по отраслям)", "Сварочное производство" и "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств".
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.10 «МАТЕМАТИКА»
по СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ 22.02.06 «Сварочное производство», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,
38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Краевой многопрофильный техникум»
Разработчики:
Токарева Светлана Николаевна, преподаватель математики
Рассмотрена и рекомендована методическим советом ГБПОУ «Краевой многопрофильный техникум»
Заключение методического совета протокол № 31А от 5 июня 2015 года
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
| 3 |
| 12 |
| 26 |
| 30 |
паспорт РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Математика»
Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» предназначена для изучения математики на 1 и 2 курсах (на базе 9 классов) для специальностей: 22.02.06 «Сварочное производство», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,
38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» по программе как профильная учебная дисциплина.
Рабочая программа рассчитана на максимальную учебную нагрузку- 435 часов, в том числе занятий на уроках – 290 часов, самостоятельная работа обучающихся – 145 часов.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника и на основе примерной программы для специальностей среднего профессионального образования авторов: академика РАО, доктора физико-математически и педагогических наук, профессора Башмакова М.И, кандидата физико-математических наук Луканкина А.Г. (Минобрнауки ФГУ ФИРО) 2008 года.
Математика является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся. Реализация общих целей изучения математики традиционно формируется в четырёх направлениях – методическое (общее представление об идеях и методах математики), интеллектуальное развитие, утилитарно-прагматическое направление (овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями) и воспитательное воздействие. В связи с этим данная рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в других областях;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации в различных областях деятельности, включая техническую, как профильную область;
расширения круга математических понятий и определений;
совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к грамотному межличностному и межкультурному общению;
самообразования и участия в производственной, научной и исследовательской деятельности.
В рабочей программе учебный материал представлен в форме чередующегося развертывания основных содержательных линий:
алгебраическая линия, включающая систематизацию сведений о числах; изучение новых и обобщение ранее изученных операций (возведение в степень, извлечение корня, логарифмирование, синус, косинус, тангенс, котангенс и обратные к ним); изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и прикладных задач;
теоретико-функциональная линия, включающая систематизацию и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объёме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
линия уравнений и неравенств, основанная на построении и исследовании математических моделей, пересекающаяся с алгебраической и теоретико-функциональной линиями и включающая развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований для решения уравнений, неравенств и систем; формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных и специальных дисциплин;
геометрическая линия, включающая наглядные представления о пространственных фигурах и изучение их свойств, формирование и развитие пространственного воображения, развитие способов геометрических измерений, координатного и векторного методов для решения математических и прикладных задач;
стохастическая линия, основанная на развитии комбинаторных умений, представлений о вероятностно-статистических закономерностях окружающего мира. Развитие содержательных линий сопровождается совершенствованием интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный профильный цикл.
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Изучение математики как профильной, ориентированной на технический и социально-экономический профили, учебной дисциплины обеспечивается:
– выбором различных подходов к введению основных понятий, ориентированных на техническую и социально-экономическую составляющие;
– учебные задания, ориентированы на эффективное осуществление
выбранных целевых установок;
– спектр заданий ориентирован на деятельностные характеристики
выбранной специальности.
Профильная составляющая отражается в требованиях, к подготовке обучающихся в части:
– общей системы знаний: содержательные примеры использования математических идей и методов в профессиональной деятельности;
– умений: ориентация на алгоритмический стиль познавательной деятельности;
– практического использования приобретенных знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении математических моделей, выполнении исследовательских и проектных работ.
«Математика» тесно связана с такими учебными дисциплинами как «Физика», «Информатика», «Электротехника», «Техническая механика», «Инженерная графика», поэтому при изучении необходимо обращать внимание студентов на ее прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения, и практические навыки могут быть использованы в практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов. Необходимо соблюдать преемственность в обучении, единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими государственными стандартами. При проведении занятий следует использовать учебные пособия, технические и наглядные средства обучения, пользоваться при необходимости калькулятором.
Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий. При изучении дисциплины «Математика» она проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и
практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать справочную и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся:
творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и
организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к
саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
В рабочей программе предусмотрены такие виды и формы внеаудиторной самостоятельной работы, обучающихся как: написание творческих работ (докладов, сообщений), составление и решение математических кроссвордов на математические понятия и определения, выполнение заданий по алгоритму, составление и заполнение таблиц для систематизации учебного материала, изготовление геометрических тел, индивидуальные домашние задания, работа с учебной литературой и ресурсами Internet.
Изучение данного курса дисциплины «Математика» заканчивается письменным экзаменом.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Уровень обязательной подготовки:
Уметь находить значения синуса косинуса, тангенса угла на основе определений, с помощью калькулятора и таблиц.
Выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с помощью справочного материала
Знать свойства тригонометрических функций и уметь строить их графики.
Уметь решать простейшие тригонометрические уравнения.
Выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с помощью справочного материала.
Уметь находить значения тригонометрических выражений; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах.
Уметь вычислять производные элементарных функций, используя справочные материалы.
Уметь исследовать в простейших случаях функции на монотонность.
Уметь находить наибольшие и наименьшие значения функций.
Основные тригонометрические формулы.
Тригонометрические функции
Основные свойства функций.
Решение тригонометрических уравнений.
Простейшие тригонометрические неравенства.
Понятие производной.
Производная степенной функции.
Правила дифференцирования.
Производные тригонометрических функций.
Понятие о пределе и непрерывности функции.
Механический и геометрический смысл производной.
Исследование функций, построение их графикой с помощью производной.
Уметь производить вычисления с действительными числами.
Уметь выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с помощью справочного материала
Уметь решать несложные алгебраические, тригонометрические уравнения, неравенства.
Знать основные свойства функций и уметь строить их графики.
Уметь находить производные функций, пользуясь правилами дифференцирования.
Понимать механический и геометрический смысл производной.
Применять производные для исследования функций и построения их графиков в несложных случаях.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Уметь находить значения синуса косинуса, тангенса угла на основе определений, с помощью калькулятора и таблиц. Выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений.
Уметь применять тригонометрические формулы при решении практических задач
Знать свойства тригонометрических функций и уметь строить их графики. Уметь выполнять преобразования графиков.
Уметь решать тригонометрические уравнения.
Овладеть некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.
Уметь находить значения синуса косинуса, тангенса угла на основе определений, с помощью калькулятора и таблиц. Выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений.
Уметь применять тригонометрические формулы при решении практических задач.
Овладеть понятием производной (возможно на наглядно - интуитивном уровне).
Освоить технику дифференцирования.
Уметь находить производную сложной функции.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе социально – экономических и физических, на наибольшее и наименьшее значения, на прохождение скорости и ускорения.
Уметь производить вычисления с действительными числами.
Уметь выполнять преобразования тригонометрических выражений.
Уметь решать алгебраические, тригонометрические уравнения, неравенства и их системы, применяя различные методы их решений.
Знать основные свойства функций и уметь строить их графики. Уметь применять свойства функций при решении различных задач.
Овладеть понятием непрерывности функций, понятием производной.
Освоить технику дифференцирования. Уметь находить производную сложной функции.
Освоить технику дифференцирования. Уметь находить производную сложной функции.
Научиться применять дифференциальное исчисление для исследования элементарных и сложных функций и построения их графиков.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 435 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 290 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
|
практические занятия | 88 |
контрольные работы | 14 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 145 |
в том числе: |
|
индивидуальные задание |
|
тематика внеаудиторной самостоятельной работы |
|
Итоговая аттестация в форме письменного экзамена |
Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Введение | 9 | 2 |
| Содержание учебного материала: Математика в науке, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях среднего профессионального образования. |
| 2 |
| Практические занятия: Упрощение рациональных выражений. Решение уравнений. Решение неравенств. | 6 | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся Повторение основополагающих формул основной школы | 3 | 2 |
| Вводный контроль | 1 | 3 |
Раздел 2 | Развитие понятия о числе | 22 |
|
| Содержание учебного материала: Целые, рациональные и действительные числа. Приближенное значение величины. Абсолютная и относительная погрешности. Действия с приближенными значениями. Стандартная запись числа. Действия с числами в стандартном виде. Понятие комплексного числа. Различные формы записи. Действия над комплексными числами. | 11 | 2 |
Практические занятия: Решение упражнений целые и рациональные числа. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение расчетного задания по предложенному алгоритму с использованием карточек-инструкций. Подготовка реферата по «Системам счисления» | 6 | 2 | |
| Контрольная работа № 1 | 1 | 3 |
Раздел 3 | Корни, степени и логарифмы | 56 | 2 |
| Содержание учебного материала: Корень n-ой степени и его свойства. Иррациональные уравнения. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Преобразование выражений, содержащих степени. Показательные уравнения. Решение показательных уравнений. Показательные неравенства. Решение показательных неравенств. Логарифмы и их свойства. Правила логарифмирования. Логарифмические уравнения. Решение логарифмических уравнений. Логарифмические неравенства. Решение логарифмических неравенств. Преобразование показательных и логарифмических выражений. | 26 | 2 |
Практические занятия: | 8 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Работа с конспектом лекций и учебником, составление таблицы для систематизации учебного материала по основным способам решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств. 2. Решение заданий из экзаменационного сборника под ред. Дорофеева Г.В. и ЕГЭ. | 20 | 2 | |
Контрольная работа № 2 | 2 | 3 | |
Раздел 4 | Прямые и плоскости в пространстве | 34 | 2 |
| Содержание учебного материала: Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельные прямые в пространстве. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Перпендикулярность прямых в пространстве. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между двумя плоскостями. Перпендикулярность плоскостей. Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур на плоскости. | 14 | 2 |
Практические занятия: | 8 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Работа с конспектом лекций и учебником, составление справочных таблиц для изучения, систематизации и запоминания основных определений, признаков и свойств. 2. Подготовить сообщение по теме: «Краткий экскурс в историю геометрии». | 10 | 2 | |
| Контрольная работа № 3 | 2 | 3 |
Раздел 5 | Элементы комбинаторики | 16 | 2 |
| Содержание учебного материала: Перестановки. Размещения. Правила комбинаторики. Сочетания. Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. | 7 | 2 |
Практические занятия: | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Составление кроссворда на новые математические понятия, определения, теоремы. | 4 | 2 | |
Контрольная работа № 4 | 1 | 3 | |
Раздел 6 | Координаты и векторы | 24 | 2 |
| Содержание учебного материал: Декартова система координат в пространстве. Расстояние между двумя точками в пространстве Уравнения сферы, плоскости и прямой. Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Угол между двумя векторами. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Разложение вектора по координатным осям. Длина вектора и скалярное произведение векторов в пространстве. Использование координат и векторов при решении задач. | 14 | 2 |
| Практические занятия: Метод координат в пространстве | 4 | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся Построение вектора в пространстве (опережающее домашнее задание) | 4 | 2 |
| Контрольная работа № 5 | 2 | 3 |
Раздел 7 | Основы тригонометрии | 56 | 2 |
| Содержание учебного материала: Радианная мера угла. Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса. Основные формулы тригонометрии. Формулы сложения. Формулы приведения. Формулы суммы и разности синусов (косинусов). Формулы двойного и половинного угла. Преобразование тригонометрических выражений. Функции y=sin x и y=cos x и их графики. Функции y=tg x и y=ctg x и их графики. Арксинус, арккосинус и арктангенс. Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений с использованием тригонометрических формул. Однородные тригонометрические уравнения. Решение простейших тригонометрических неравенств. | 28 | 2 |
Практические занятия: Тригонометрические функции | 6 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Работа с учебником; справочным материалом; таблицами для закрепления и систематизации знаний. 2. Домашняя работа: преобразование тригонометрических выражений, решение примеров из учебника Н.В. Богомолова «Практические занятия по математике» №73 с. 131, № 167 с. 149, № 187 с.154, № 199 с.156. | 20 | 2 | |
| Контрольная работа № 6 | 2 | 3 |
Раздел 8 | Функции, их свойства и графики. | 34 | 2 |
| Содержание учебного материала: Определение функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции. Преобразование графиков функций. Четность, нечетность и периодичность функций. Возрастание и убывание функций. Экстремумы. Исследование функций. Степенная функция. Показательная и логарифмическая функции. Тригонометрические функции. Обратные тригонометрические функции. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. | 16 | 2 |
Практические занятия: Логарифмическая функция | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Изготовление шаблона функций y=sin x, y=cos x, y =tg x. Построение с помощью шаблона функции вида: y= Asin(bx+c), y=Acos(b x+c), y =A tg(b x+c); 2. Построение графиков функций Сравнение их свойств. | 12 | 2 | |
Контрольная работа № 7 | 2 | 3 | |
Раздел 9 | Многогранники | 46 | 2 |
| Содержание учебного материала: Пространственные тела. Многогранники. Призма. Построение сечений призмы. Правильная призма и ее свойства. Параллелепипед и его свойства. Решение задач на нахождение элементов правильной призмы. Пирамида. Правильная пирамида. Построение сечений пирамиды. Усеченная пирамида. Площади поверхностей многогранников. Правильные многогранники. | 24 | 2 |
Практические занятия: Правильные многогранники | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Построение развертки геометрических тел и изготовление по ней моделей геометрических тел. | 16 | 3 | |
Контрольная работа № 8 | 2 | 3 | |
Раздел 10 | Тела и поверхности вращения | 14 | 2 |
| Содержание учебного материала: Цилиндр. Конус. Усеченный конус. Шар и сфера. | 5 | 2 |
Практические занятия: Шар и сфера, их сечения | 3 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Построение осевых сечений и сечений параллельных основанию конуса и цилиндра. | 4 | 2 | |
Контрольная работа № 9 | 2 | 3 | |
Раздел 11 | Начала математического анализа | 36 | 2 |
| Содержание учебного материала: Последовательности и их свойства. Предел последовательности. Понятие производной. Её физический и геометрический смысл. Формулы дифференцирования. Правила вычисления производных. Производная сложной функции. Уравнение касательной. Вторая производная. Её геометрический и физический смысл. Применение производной к исследованию функций. Наибольшее и наименьшее значение функции. Понятие первообразной. Основное свойство первообразной. Основные правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. | 20 | 2 |
Практические занятия: Первообразная и интеграл | 8 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Примеры применения интеграла в физике и геометрии. Подготовка доклада на тему «Роль Исаака Ньютона и Карла Лейбница в создании дифференциального исчисления». | 6 | 2 | |
Контрольная работа № 10 | 2 | 3 | |
Раздел 12 | Измерения в геометрии | 18 | 2 |
| Содержание учебного материала: Объем и его измерение. Интегральная формула объема. Объем призмы, цилиндра, пирамиды. Объем тел вращения. Площадь поверхности цилиндра, конуса. Площадь сферы. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел. | 6 | 2 |
Практические занятия: Объем и его измерение | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Интегральная формула объема. Отношения объемов подобных тел. Работа с конспектом лекций и учебником, оставление таблиц для систематизации учебного материала | 6 | 2 | |
| Контрольная работа № 11 | 2 | 3 |
Раздел 13 | Элементы теории вероятностей. Элементы математической статистики | 16 | 2 |
| Содержание учебного материала: Вероятность события. Классическое определение вероятности. Теорема сложения и умножения вероятностей. Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Основные понятия математической статистики. Решение практических задач. | 6 | 2 |
| Практические занятия: представление данных | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов. | 4 | 2 | |
Контрольная работа № 12 | 2 | 2 | |
Раздел 14 | Уравнения и неравенства | 26 | 2 |
Тема 14.1 | Содержание учебного материала: Равносильность уравнений, неравенств, систем. Основные приемы решения рациональных, иррациональных уравнений и их систем. Основные приемы решения показательных, тригонометрических уравнений и их систем. Метод интервалов. Основные приемы решения рациональных и показательных неравенств. Основные приемы решения тригонометрических неравенств. Решение задач на составление уравнений и систем уравнений. | 10 | 2 |
| Практические занятия: решение уравнений | 4 | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся Решение уравнений, содержащие модуль. Решение экзаменационных вариантов, в том числе ЕГЭ (опережающее домашнее задание). | 10 | 2 |
| Контрольная работа № 13 | 2 | 3 |
Раздел 15 | Повторение | 28 |
|
| Содержание учебного материала: Производная. Применение производной к исследованию функции. Первообразная и интеграл. Решение геометрических задач. |
|
|
| Практические занятия: решение уравнений | 16 | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся Решение уравнений, содержащие модуль. Решение экзаменационных вариантов, в том числе ЕГЭ (опережающее домашнее задание). | 10 | 2 |
| Итоговая контрольная работа | 2 | 3 |
| ИТОГО: | 435 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Стереометрия», «Таблицы по тригонометрии», «Таблицы по алгебре и началам анализа»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2006.
Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2006.
Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10 кл. – М., 2006.
Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 11 кл. – М., 2006.
Башмаков М.И. Математика: учебник для нач. и сред. Проф.образования. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2010
Богомолов Н.В. Математика: учеб. для ссузов/ Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. пособие для
средних проф. учеб. заведений/ Н.В.Богомолов. – 9-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 2007.
Богомолов Н.В. Сборник дидактических заданий по математике: учеб. пособие для ссузов/ Н.В. Богомолов, Л.Ю. Сергиенко. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
Богомолов Н.В. Сборник задач по математике: учеб. пособие для ссузов/Н.В. Богомолов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Пехлецкий И.Д. Математика: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования/ Игорь Дмитриевич Пехлецкий. – 3-е изд. стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2005.
2. Соловейчик И.Л. , В.Т. Лисичкин: Сборник задач по математике с решениями для техникумов./ И.Л. Соловейчик, В.Т. Лисичкин. – М.: ООО "Издательский дом "ОНИКС 21 век": "Издательство "Мир и образование", 2003.
3. Н.С. Глаголев, Е.А. Орлов, Н.Г. Топазов. Математика для заочных техникумов. Часть III. Элементы высшей математики. – М.: Высшая школа, 1990.
4. Афанасьева О.Н., Бродский Я.С., Павлов А.Л. Математика для техникумов на базе среднего образования: Учеб. пособие. – М.: Издательство физико-математической литературы, 2005.
5. Дорофеев Г.В. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс/ Г.В. Дорофеев, Г.К. Муравин, Е.А. Седова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
6. Денищева Л.О., Михеева Т.Ф. Учимся решать задачи. Геометрия 10 – 11 класс – М.: Интеллект-Центр, 1998.
7. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10 – 11 классов. М.: Илекса, 2004.
8. Дадаян А.А. Сборник задач по математике: учеб пособие/ А.А. Дадаян. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
9. Гурский И.П. Функции и построение графиков. Пособие для учителей. ИЗД. 3-е, испр. И доп. М., "Просвещение", 1968.
10. Добржицкая И.Г., Добржицкий М.Б. Краткое руководство к решению задач по высшей математике (для техникумов). Мн., "Вышэйш. Школа", 1972.
11. Н.С.Глаголев и др. Математика для заочных техникумов. 3-х томн. Изд., М., "Высшая школа", 1963.
Для преподавателей
Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия (базовый и профильный уровни). 10—11 кл. 2005.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия (базовый и профильный уровни). 10-11. – М., 2005.
Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М., 2005.
Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб. пособие. – М., 2004.
Башмаков М.И. Математика: учебник для 10 кл. – М., 2004.
Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2000.
Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 1). – М., 2003.
Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 2). – М., 2003.
Луканкин Г.Л., Луканкин А.Г. Математика. Ч. 1: учебное пособие для учреждений начального профессионального образования. – М., 2004.
Пехлецкий И.Д. Математика: учебник. – М., 2003.
Смирнова И.М. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2000.
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федерова Н.Е. и др. под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. – М., 2005.
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 11 кл. – М., 2006.
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. – М., 2006.
Шарыгин И.Ф. Геометрия (базовый уровень) 10—11 кл. – 2005.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (дидактические материалы содержащие рисунки, схемы, определения, таблицы, плакаты предназначенные для демонстрации преподавателем на лекциях; презентационные материалы по темам; макеты)
- компьютерные обучающие и контролирующие, которые предполагают использование инновационных педагогических технологий и методов обучения, основанных на приемах развития самостоятельной и проектной деятельности студентов, формирующих навыки производственного моделирования и конструирования, направленных на развитие профессиональных личностных качеств.
.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- комплект измерительных инструментов для работы у доски.
Примерные темы
для исследовательских и лабораторных работ
Непрерывные дроби
Применение сложных процентов в экономических расчетах
Параллельное проектирование
Средние значения и их применение в статистике
Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве
Сложение гармонических колебаний
Графическое решение уравнений и неравенств
Правильные и полуправильные многогранники
Конические сечения и их применение в технике
Понятие дифференциала и его приложения
Исследование уравнений и неравенств с параметром
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
АЛГЕБРА |
|
Введение | Срез знаний |
Понимать: |
|
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике. Содержание учебного материала Математика в науке, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях среднего профессионального образования. |
|
Развитие понятия о числе | Контрольная работа |
Знания: |
|
историю развития понятия числа, обозначения целых, рациональных, действительных и комплексных чисел. |
|
Умения: |
|
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для практических расчётов по формулам, включая формулы, содержащие радикалы, функции. |
|
Корни, степени и логарифмы | Контрольная работа |
Знания: |
|
определение корня; степени, логарифма, их основных свойств. |
|
Умения: |
|
находить значения корней, степени, логарифма, на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства. выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов. решать иррациональные, показательные, логарифмические уравнения и неравенства, сводящиеся к линейным и квадратным составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства. |
|
Основы тригонометрии | Контрольная работа |
Умения: |
|
проводить вычисления с помощью тригонометрических функций; проводить действия с тригонометрическими функциями; преобразовывать тригонометрические тождества; решать тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы; использовать графический метод решения уравнений и неравенств; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тригонометрических функций; |
|
Функции, их свойства и графики | Контрольная работа |
Знания: |
|
определение степенных, показательных, логарифмических и тригонометрических функций, их свойства и графики; геометрические преобразования графиков. |
|
Умения: |
|
вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции; определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках; определять основные свойства показательных, логарифмических и тригонометрических функций; строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций; использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков. |
|
Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции | Контрольная работа |
Знания: |
|
Определения функций, их свойства и графики. Преобразования графиков. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат. |
|
Умения: |
|
вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции; определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках; строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций; использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков. |
|
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА | Контрольная работа |
Знания: |
|
Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Понятие о непрерывности функции. Производная. Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком. Первообразная и интеграл. Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона—Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии. |
|
Умения: |
|
распознавать виды последовательностей; вычислять пределы функций; находить производные элементарных функций; использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков; применять производную для проведения приближённых вычислений; решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения; вычислять в простейших случаях площади и объёмы с использованием определённого интеграла; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения. |
|
Уравнения и неравенства | Контрольная работа |
Знания: |
|
основные методы решения рациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических уравнений, неравенств, систем. |
|
Умения: |
|
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы; использовать графический метод решения уравнений и неравенств; изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем уравнений с двумя неизвестными; составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных задачах); использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для построения и исследования простейших математических моделей. |
|
КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ | Контрольная работа |
Знания: |
|
основные понятия комбинаторики; теории вероятности и статистики. |
|
Умения: |
|
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; анализа информации статистического характера. |
|
ГЕОМЕТРИЯ |
|
Прямые и плоскости в пространстве | Контрольная работа |
Знания: |
|
историю возникновения и развития геометрии расположение прямых и плоскостей в пространстве |
|
Умения: |
|
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды; изображать основные многогранники, выполнять чертежи по условиям задач; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; |
|
Многогранники | Контрольная работа |
Знания: |
|
определение многогранника; призмы; пирамиды; иметь представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр). |
|
Умения: |
|
изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач, строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды; решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей); использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур. |
|
Тела и поверхности вращения | Контрольная работа |
Знания: |
|
определения тел вращения и их основных элементов. |
|
Умения: |
|
изображать основные круглые тела. выполнять чертежи по условиям задач. строить простейшие сечения тел вращения. решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов). использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы. проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; для вычисления объёмов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства. |
|
Измерения в геометрии | Контрольная работа |
Знания: |
|
формулы для измерения объема куба, параллелепипеда, призмы, пирамиды, тел вращения. |
|
Умения: |
|
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач; строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды; решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов); использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; для вычисления объёмов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства. |
|
Координаты и векторы | Контрольная работа |
Умения: |
|
распознавать и применять на моделях метод координат и векторов в несложных практических ситуациях на основе изученных свойств векторов; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; |
|
Повторение | Итоговая контрольная работа |
Знания и понимания: |
|
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии; универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Уровень обязательной подготовки выпускника
Уровень возможной подготовки выпускника
Таблица по организации самостоятельной работы –
приложение к Рабочей программе по дисциплине «Математика»
Раздел Тема | Кол-во часов | Вид работы | Цель | Контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение | 3 | Таблица формул основной школы | Повторение формул основной школы | Проверка выполненной работы преподавателем. |
Тема 1. Развитие понятия о числах | 6 | Реферат по системам счисления Выполнение расчетного задания по предложенному алгоритму с использованием карточек-инструкций. | Вспомнить системы счисления и перевод из одной в другую. Изучение практических приемов вычислений с приближенными данными. Закрепление и углубление ранее изученного материала. | Проверка рефератов. Проверка выполненной работы преподавателем.
|
Тема 2. Корни, степени и логарифмы
| 20 | 1. Работа с конспектом лекций и учебником, оставление таблиц для систематизации учебного материала по основным способам решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств. 2. Решение заданий из экзаменационного сборника под ред. Дорофеева Г.В. и ЕГЭ. | Изучение, систематизация и углубление изученного материала. Подготовка к итоговой аттестации. | Выполнение контрольной работы |
Тема 3. Прямые и плоскости в пространстве
| 10 | 1. Работа с конспектом лекций и учебником, составление справочных таблиц для изучения, систематизации и запоминания основных определений, признаков и свойств. 2. Подготовить сообщение по теме: «Краткий экскурс в историю геометрии». | Систематизация и запоминание основных понятий, терминов и свойств. Развитие кругозора и интереса к дисциплине.
| Отчет-защита студента по выполненной работе перед преподавателем |
Тема 4. Элементы комбинаторики
| 4 | Составление кроссворда на новые математические понятия, определения, теоремы. | Изучение, систематизация и углубление изученного материала. | Проверка работ преподавателем. Решение лучших кроссвордов на уроке.
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 5. Координаты и векторы | 4 | Построение вектора в пространстве (опережающее домашнее задание) | Систематизация и закрепление полученных знаний и применение их на практике. | Проверка домашней работы преподавателем. |
Тема 6. Основы тригонометрии | 20 | 1. Работа с учебником; справочным материалом; таблицами для закрепления и систематизации знаний. 2. Домашняя работа: преобразование тригонометрических выражений, решение примеров из учебника Н.В. Богомолова «Практические занятия по математике» №73 с. 131, № 167 с. 149, № 187 с.154, № 199 с.156. | Систематизация и углубление изученного материала, отработка навыков тождественных преобразований тригонометрических выражений, решения основных типов тригонометрических уравнений и неравенств. | Выполнение контрольной работы |
Тема 7. Функции и их свойства и графики
| 12
| 1. Изготовление шаблона функций Построение с помощью шаблона функции вида:
2. Построение графиков заданных функций
Сравнение их свойств. | Научить определять свойства функции по готовому графику и, наоборот, по известным свойствам строить графики функций.
| Отчет-защита студента по выполненной работе перед преподавателем
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 8. Многогранники
| 16 | Построение развертки геометрических тел и изготовление по ним моделей геометрических тел.
| Научиться строить развертку многогранников. Уметь применять полученные знания при решении задач. | Проверка работ преподавателем и студентами группы.
|
Тема 9. Тела и поверхности вращения | 4 | Построение осевых сечений и сечений параллельных основанию конуса и цилиндра. | Приобретение навыков построения сечений тел вращения. | Проверка работ преподавателем |
Тема 10. Начала математического анализа . | 6 | Подготовка доклада на тему «Роль Исаака Ньютона и Карла Лейбница в создании дифференциального исчисления» | Повышение интереса к изучаемой дисциплине, расширение кругозора. | Проверка работ преподавателем. Лучший доклад заслушать на уроке. |
Тема 11. Измерения в геометрии
| 6 | Работа с конспектом лекций и учебником, оставление таблиц для систематизации учебного материала
| Систематизация и запоминание формул объёмов и площадей поверхностей тел вращения. | Технический диктант. |
Тема 12. Элементы теории вероятности | 4 | Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов. | Систематизация и закрепление полученных знаний и применение их на практике. | Проверка домашней работы преподавателем. |
Тема 13. Уравнения и неравенства | 10 | Решение экзаменационных вариантов в том числе ЕГЭ (опережающее домашнее задание). | Повторение материала курса. | Проверка выполненной работы преподавателем по мере выполнения. |
Тема 14. Повторение | 10 | Решение экзаменационных вариантов в том числе ЕГЭ (опережающее домашнее задание). | Повторение материала курса. | Проверка выполненной работы преподавателем по мере выполнения. |
Всего: | 145 |
|
|
|
24