СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике ПССЗ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по математике разработана для студентов по специальностям: "Коммерция (по отраслям)", "Сварочное производство" и "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств". 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике ПССЗ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДП.10 «МАТЕМАТИКА»


по СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ 22.02.06 «Сварочное производство», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,

38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»





Организация-разработчик:


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Краевой многопрофильный техникум»


Разработчики:


Токарева Светлана Николаевна, преподаватель математики



Рассмотрена и рекомендована методическим советом ГБПОУ «Краевой многопрофильный техникум»


Заключение методического совета протокол № 31А от 5 июня 2015 года


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3

  1. СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. условия РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины

26

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

30















  1. паспорт РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Математика»

    1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» предназначена для изучения математики на 1 и 2 курсах (на базе 9 классов) для специальностей: 22.02.06 «Сварочное производство», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,

38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» по программе как профильная учебная дисциплина.

Рабочая программа рассчитана на максимальную учебную нагрузку- 435 часов, в том числе занятий на уроках – 290 часов, самостоятельная работа обучающихся – 145 часов.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника и на основе примерной программы для специальностей среднего профессионального образования авторов: академика РАО, доктора физико-математически и педагогических наук, профессора Башмакова М.И, кандидата физико-математических наук Луканкина А.Г. (Минобрнауки ФГУ ФИРО) 2008 года.

Математика является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся. Реализация общих целей изучения математики традиционно формируется в четырёх направлениях – методическое (общее представление об идеях и методах математики), интеллектуальное развитие, утилитарно-прагматическое направление (овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями) и воспитательное воздействие. В связи с этим данная рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в других областях;

  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации в различных областях деятельности, включая техническую, как профильную область;

  • расширения круга математических понятий и определений;

  • совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к грамотному межличностному и межкультурному общению;

  • самообразования и участия в производственной, научной и исследовательской деятельности.

В рабочей программе учебный материал представлен в форме чередующегося развертывания основных содержательных линий:

алгебраическая линия, включающая систематизацию сведений о числах; изучение новых и обобщение ранее изученных операций (возведение в степень, извлечение корня, логарифмирование, синус, косинус, тангенс, котангенс и обратные к ним); изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и прикладных задач;

теоретико-функциональная линия, включающая систематизацию и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объёме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;

линия уравнений и неравенств, основанная на построении и исследовании математических моделей, пересекающаяся с алгебраической и теоретико-функциональной линиями и включающая развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований для решения уравнений, неравенств и систем; формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных и специальных дисциплин;

геометрическая линия, включающая наглядные представления о пространственных фигурах и изучение их свойств, формирование и развитие пространственного воображения, развитие способов геометрических измерений, координатного и векторного методов для решения математических и прикладных задач;

стохастическая линия, основанная на развитии комбинаторных умений, представлений о вероятностно-статистических закономерностях окружающего мира. Развитие содержательных линий сопровождается совершенствованием интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный профильный цикл.

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Изучение математики как профильной, ориентированной на технический и социально-экономический профили, учебной дисциплины обеспечивается:

– выбором различных подходов к введению основных понятий, ориентированных на техническую и социально-экономическую составляющие;

– учебные задания, ориентированы на эффективное осуществление

выбранных целевых установок;

– спектр заданий ориентирован на деятельностные характеристики

выбранной специальности.

Профильная составляющая отражается в требованиях, к подготовке обучающихся в части:

– общей системы знаний: содержательные примеры использования математических идей и методов в профессиональной деятельности;

– умений: ориентация на алгоритмический стиль познавательной деятельности;

– практического использования приобретенных знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении математических моделей, выполнении исследовательских и проектных работ.

«Математика» тесно связана с такими учебными дисциплинами как «Физика», «Информатика», «Электротехника», «Техническая механика», «Инженерная графика», поэтому при изучении необходимо обращать внимание студентов на ее прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения, и практические навыки могут быть использованы в практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов. Необходимо соблюдать преемственность в обучении, единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими государственными стандартами. При проведении занятий следует использовать учебные пособия, технические и наглядные средства обучения, пользоваться при необходимости калькулятором.

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий. При изучении дисциплины «Математика» она проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и

практических умений обучающихся;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умений использовать справочную и специальную литературу;

- развития познавательных способностей и активности обучающихся:

творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и

организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к

саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развития исследовательских умений.

В рабочей программе предусмотрены такие виды и формы внеаудиторной самостоятельной работы, обучающихся как: написание творческих работ (докладов, сообщений), составление и решение математических кроссвордов на математические понятия и определения, выполнение заданий по алгоритму, составление и заполнение таблиц для систематизации учебного материала, изготовление геометрических тел, индивидуальные домашние задания, работа с учебной литературой и ресурсами Internet.

Изучение данного курса дисциплины «Математика» заканчивается письменным экзаменом.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Уровень обязательной подготовки:

   Уметь находить значения синуса косинуса, тангенса угла на основе определений, с помощью калькулятора и таблиц.

   Выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с помощью справочного материала

 Знать свойства тригонометрических функций и уметь строить их графики.

   Уметь решать простейшие тригонометрические уравнения.

 Выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с помощью справочного материала.

   Уметь находить значения тригонометрических выражений; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах.

  • Уметь вычислять производные элементарных функций, используя справочные материалы.

  • Уметь исследовать в простейших случаях функции на монотонность.

  • Уметь находить наибольшие и наименьшие значения функций.

   Основные тригонометрические формулы.

   Тригонометрические функции

   Основные свойства функций.

   Решение тригонометрических уравнений.

   Простейшие тригонометрические неравенства.

  • Понятие производной.

  • Производная степенной функции.

  • Правила дифференцирования.

  • Производные тригонометрических функций.

  • Понятие о пределе и непрерывности функции.

  • Механический и геометрический смысл производной.

  • Исследование функций, построение их графикой с помощью производной.

  • Уметь производить вычисления с действительными числами.

  • Уметь выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с помощью справочного материала

  • Уметь решать несложные алгебраические, тригонометрические уравнения, неравенства.

  • Знать основные свойства функций и уметь строить их графики.

  • Уметь находить производные функций, пользуясь правилами дифференцирования.

  • Понимать механический и геометрический смысл производной.

  • Применять производные для исследования функций и построения их графиков в несложных случаях. 

Уровень возможной подготовки обучающегося

  Уметь находить значения синуса косинуса, тангенса угла на основе определений, с помощью калькулятора и таблиц. Выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений.

  Уметь применять тригонометрические формулы при решении практических задач

  Знать свойства тригонометрических функций и уметь строить их графики. Уметь выполнять преобразования графиков.

    Уметь решать тригонометрические уравнения.

    Овладеть некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.

  Уметь находить значения синуса косинуса, тангенса угла на основе определений, с помощью калькулятора и таблиц. Выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений.

  Уметь применять тригонометрические формулы при решении практических задач.

  • Овладеть понятием производной (возможно на наглядно - интуитивном уровне).

  • Освоить технику дифференцирования.

  • Уметь находить производную сложной функции.

  • Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе социально – экономических и физических, на наибольшее и наименьшее значения, на прохождение скорости и ускорения.

  • Уметь производить вычисления с действительными числами.

  • Уметь выполнять преобразования тригонометрических выражений.

  • Уметь решать алгебраические, тригонометрические уравнения, неравенства и их системы, применяя различные методы их решений.

  • Знать основные свойства функций и уметь строить их графики. Уметь применять свойства функций при решении различных задач.

  • Овладеть понятием непрерывности функций, понятием производной.

  • Освоить технику дифференцирования. Уметь находить производную сложной функции.

  • Освоить технику дифференцирования. Уметь находить производную сложной функции.

  • Научиться применять дифференциальное исчисление для исследования элементарных и сложных функций и построения их графиков.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.




















II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

435

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

290

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия

88

контрольные работы

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

145

в том числе:


индивидуальные задание


тематика внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговая аттестация в форме письменного экзамена














    1. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение

9

2


Содержание учебного материала: Математика в науке, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях среднего профессионального образования.


2


Практические занятия: Упрощение рациональных выражений. Решение уравнений. Решение неравенств.

6

2


Самостоятельная работа обучающихся Повторение основополагающих формул основной школы

3

2


Вводный контроль

1

3

Раздел 2

Развитие понятия о числе

22



Содержание учебного материала: Целые, рациональные и действительные числа.

Приближенное значение величины. Абсолютная и относительная погрешности. Действия с приближенными значениями. Стандартная запись числа. Действия с числами в стандартном виде.

Понятие комплексного числа. Различные формы записи. Действия над комплексными числами.

11

2

Практические занятия: Решение упражнений целые и рациональные числа.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся Выполнение расчетного задания по предложенному алгоритму с использованием карточек-инструкций. Подготовка реферата по «Системам счисления»

6

2


Контрольная работа № 1

1

3

Раздел 3

Корни, степени и логарифмы

56

2


Содержание учебного материала: Корень n-ой степени и его свойства.

Иррациональные уравнения.

Степень с рациональным показателем и ее свойства. Преобразование выражений, содержащих степени.

Показательные уравнения. Решение показательных уравнений. Показательные неравенства. Решение показательных неравенств.

Логарифмы и их свойства. Правила логарифмирования. Логарифмические уравнения. Решение логарифмических уравнений. Логарифмические неравенства. Решение логарифмических неравенств.

Преобразование показательных и логарифмических выражений.

26

2

Практические занятия:

8

2

Самостоятельная работа обучающихся 1. Работа с конспектом лекций и учебником, составление таблицы для систематизации учебного материала по основным способам решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств.

2. Решение заданий из экзаменационного сборника под ред. Дорофеева Г.В. и ЕГЭ.

20

2

Контрольная работа № 2

2

3

Раздел 4

Прямые и плоскости в пространстве

34

2


Содержание учебного материала: Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельные прямые в пространстве.

Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Перпендикулярность прямых в пространстве.

Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах.

Угол между прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между двумя плоскостями.

Перпендикулярность плоскостей.

Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур на плоскости.

14

2

Практические занятия:

8

2

Самостоятельная работа обучающихся 1. Работа с конспектом лекций и учебником, составление справочных таблиц для изучения, систематизации и запоминания основных определений, признаков и свойств.

2. Подготовить сообщение по теме: «Краткий экскурс в историю геометрии».

10

2


Контрольная работа № 3

2

3

Раздел 5

Элементы комбинаторики

16

2


Содержание учебного материала: Перестановки. Размещения. Правила комбинаторики. Сочетания.

Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний.

Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.

7

2

Практические занятия:

4

2

Самостоятельная работа обучающихся Составление кроссворда на новые математические понятия, определения, теоремы.

4

2

Контрольная работа № 4

1

3

Раздел 6

Координаты и векторы

24

2


Содержание учебного материал: Декартова система координат в пространстве. Расстояние между двумя точками в пространстве

Уравнения сферы, плоскости и прямой.

Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Угол между двумя векторами.

Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Разложение вектора по координатным осям.

Длина вектора и скалярное произведение векторов в пространстве.

Использование координат и векторов при решении задач.

14

2


Практические занятия: Метод координат в пространстве

4

2


Самостоятельная работа обучающихся Построение вектора в пространстве (опережающее домашнее задание)

4

2


Контрольная работа № 5

2

3

Раздел 7

Основы тригонометрии

56

2


Содержание учебного материала: Радианная мера угла. Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса. Основные формулы тригонометрии. Формулы сложения. Формулы приведения. Формулы суммы и разности синусов (косинусов). Формулы двойного и половинного угла. Преобразование тригонометрических выражений.

Функции y=sin x и y=cos x и их графики. Функции y=tg x и y=ctg x и их графики. Арксинус, арккосинус и арктангенс.

Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений с использованием тригонометрических формул. Однородные тригонометрические уравнения.

Решение простейших тригонометрических неравенств.

28

2

Практические занятия: Тригонометрические функции

6

2

Самостоятельная работа обучающихся 1. Работа с учебником; справочным материалом; таблицами для закрепления и систематизации знаний.

2. Домашняя работа: преобразование тригонометрических выражений, решение примеров из учебника Н.В. Богомолова «Практические занятия по математике» №73 с. 131, № 167 с. 149, № 187 с.154, № 199 с.156.

20

2


Контрольная работа № 6

2

3

Раздел 8

Функции, их свойства и графики.

34

2


Содержание учебного материала: Определение функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции.

Преобразование графиков функций. Четность, нечетность и периодичность функций. Возрастание и убывание функций. Экстремумы.

Исследование функций. Степенная функция. Показательная и логарифмическая функции. Тригонометрические функции. Обратные тригонометрические функции.

Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.

16

2

Практические занятия: Логарифмическая функция

4

2

Самостоятельная работа обучающихся 1. Изготовление шаблона функций y=sin x, y=cos x, y =tg x.

Построение с помощью шаблона функции вида: y= Asin(bx+c), y=Acos(b x+c), y =A tg(b x+c);

2. Построение графиков функций Сравнение их свойств.

12

2

Контрольная работа № 7

2

3

Раздел 9

Многогранники

46

2


Содержание учебного материала: Пространственные тела. Многогранники. Призма. Построение сечений призмы. Правильная призма и ее свойства. Параллелепипед и его свойства. Решение задач на нахождение элементов правильной призмы.

Пирамида. Правильная пирамида. Построение сечений пирамиды. Усеченная пирамида.

Площади поверхностей многогранников. Правильные многогранники.

24

2

Практические занятия: Правильные многогранники

4

2

Самостоятельная работа обучающихся Построение развертки геометрических тел и изготовление по ней моделей геометрических тел.

16

3

Контрольная работа № 8

2

3

Раздел 10

Тела и поверхности вращения

14

2


Содержание учебного материала: Цилиндр. Конус. Усеченный конус. Шар и сфера.

5

2

Практические занятия: Шар и сфера, их сечения

3

2

Самостоятельная работа обучающихся Построение осевых сечений и сечений параллельных основанию конуса и цилиндра.

4

2

Контрольная работа № 9

2

3

Раздел 11

Начала математического анализа

36

2


Содержание учебного материала: Последовательности и их свойства. Предел последовательности. Понятие производной. Её физический и геометрический смысл.

Формулы дифференцирования. Правила вычисления производных. Производная сложной функции. Уравнение касательной.

Вторая производная. Её геометрический и физический смысл.

Применение производной к исследованию функций. Наибольшее и наименьшее значение функции.

Понятие первообразной. Основное свойство первообразной. Основные правила нахождения первообразных.

Площадь криволинейной трапеции. Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница.

20

2

Практические занятия: Первообразная и интеграл

8

2

Самостоятельная работа обучающихся: Примеры применения интеграла в физике и геометрии. Подготовка доклада на тему «Роль Исаака Ньютона и Карла Лейбница в создании дифференциального исчисления».

6

2

Контрольная работа № 10

2

3

Раздел 12

Измерения в геометрии

18

2


Содержание учебного материала: Объем и его измерение. Интегральная формула объема. Объем призмы, цилиндра, пирамиды.

Объем тел вращения. Площадь поверхности цилиндра, конуса. Площадь сферы.

Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел.

6

2

Практические занятия: Объем и его измерение

4

2

Самостоятельная работа обучающихся Интегральная формула объема. Отношения объемов подобных тел. Работа с конспектом лекций и учебником, оставление таблиц для систематизации учебного материала

6

2


Контрольная работа № 11

2

3

Раздел 13

Элементы теории

вероятностей. Элементы математической статистики

16

2


Содержание учебного материала: Вероятность события. Классическое определение вероятности. Теорема сложения и умножения вероятностей.

Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины.

Основные понятия математической статистики. Решение практических задач.

6

2


Практические занятия: представление данных

4

2

Самостоятельная работа обучающихся Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов.

4

2

Контрольная работа № 12

2

2

Раздел 14

Уравнения и неравенства

26

2

Тема 14.1

Содержание учебного материала: Равносильность уравнений, неравенств, систем. Основные приемы решения рациональных, иррациональных уравнений и их систем.

Основные приемы решения показательных, тригонометрических уравнений и их систем.

Метод интервалов.

Основные приемы решения рациональных и показательных неравенств.

Основные приемы решения тригонометрических неравенств.

Решение задач на составление уравнений и систем уравнений.

10

2


Практические занятия: решение уравнений

4

2


Самостоятельная работа обучающихся Решение уравнений, содержащие модуль. Решение экзаменационных вариантов, в том числе ЕГЭ (опережающее домашнее задание).

10

2


Контрольная работа № 13

2

3

Раздел 15

Повторение

28



Содержание учебного материала: Производная. Применение производной к исследованию функции. Первообразная и интеграл. Решение геометрических задач.




Практические занятия: решение уравнений

16

2


Самостоятельная работа обучающихся Решение уравнений, содержащие модуль. Решение экзаменационных вариантов, в том числе ЕГЭ (опережающее домашнее задание).

10

2


Итоговая контрольная работа

2

3


ИТОГО:

435



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)






условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Стереометрия», «Таблицы по тригонометрии», «Таблицы по алгебре и началам анализа»;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для обучающихся

Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2006.

Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2006.

Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10 кл. – М., 2006.

Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 11 кл. – М., 2006.

Башмаков М.И. Математика: учебник для нач. и сред. Проф.образования. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2010

Богомолов Н.В. Математика: учеб. для ссузов/ Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. пособие для

средних проф. учеб. заведений/ Н.В.Богомолов. – 9-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 2007.

Богомолов Н.В. Сборник дидактических заданий по математике: учеб. пособие для ссузов/ Н.В. Богомолов, Л.Ю. Сергиенко. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

Богомолов Н.В. Сборник задач по математике: учеб. пособие для ссузов/Н.В. Богомолов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Пехлецкий И.Д. Математика: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования/ Игорь Дмитриевич Пехлецкий. – 3-е изд. стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2005.

2. Соловейчик И.Л. , В.Т. Лисичкин: Сборник задач по математике с решениями для техникумов./ И.Л. Соловейчик, В.Т. Лисичкин. – М.: ООО "Издательский дом "ОНИКС 21 век": "Издательство "Мир и образование", 2003.

3. Н.С. Глаголев, Е.А. Орлов, Н.Г. Топазов. Математика для заочных техникумов. Часть III. Элементы высшей математики. – М.: Высшая школа, 1990.

4. Афанасьева О.Н., Бродский Я.С., Павлов А.Л. Математика для техникумов на базе среднего образования: Учеб. пособие. – М.: Издательство физико-математической литературы, 2005.

5. Дорофеев Г.В. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс/ Г.В. Дорофеев, Г.К. Муравин, Е.А. Седова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

6. Денищева Л.О., Михеева Т.Ф. Учимся решать задачи. Геометрия 10 – 11 класс – М.: Интеллект-Центр, 1998.

7. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10 – 11 классов. М.: Илекса, 2004.

8. Дадаян А.А. Сборник задач по математике: учеб пособие/ А.А. Дадаян. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.

9. Гурский И.П. Функции и построение графиков. Пособие для учителей. ИЗД. 3-е, испр. И доп. М., "Просвещение", 1968.

10. Добржицкая И.Г., Добржицкий М.Б. Краткое руководство к решению задач по высшей математике (для техникумов). Мн., "Вышэйш. Школа", 1972.

11. Н.С.Глаголев и др. Математика для заочных техникумов. 3-х томн. Изд., М., "Высшая школа", 1963.

Для преподавателей

Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия (базовый и профильный уровни). 10—11 кл. 2005.

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия (базовый и профильный уровни). 10-11. – М., 2005.

Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М., 2005.

Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб. пособие. – М., 2004.

Башмаков М.И. Математика: учебник для 10 кл. – М., 2004.

Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2000.

Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 1). – М., 2003.

Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 2). – М., 2003.

Луканкин Г.Л., Луканкин А.Г. Математика. Ч. 1: учебное пособие для учреждений начального профессионального образования. – М., 2004.

Пехлецкий И.Д. Математика: учебник. – М., 2003.

Смирнова И.М. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2000.

Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федерова Н.Е. и др. под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. – М., 2005.

Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 11 кл. – М., 2006.

Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. – М., 2006.

Шарыгин И.Ф. Геометрия (базовый уровень) 10—11 кл. – 2005.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Оборудование учебного кабинета:

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия (дидактические материалы содержащие рисунки, схемы, определения, таблицы, плакаты предназначенные для демонстрации преподавателем на лекциях; презентационные материалы по темам; макеты)

- компьютерные обучающие и контролирующие, которые предполагают использование инновационных педагогических технологий и методов обучения, основанных на приемах развития самостоятельной и проектной деятельности студентов, формирующих навыки производственного моделирования и конструирования, направленных на развитие профессиональных личностных качеств.

.

Технические средства обучения:


- персональный компьютер;

- комплект измерительных инструментов для работы у доски.








4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения, контрольных работ, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Примерные темы

для исследовательских и лабораторных работ

Непрерывные дроби

Применение сложных процентов в экономических расчетах

Параллельное проектирование

Средние значения и их применение в статистике

Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве

Сложение гармонических колебаний

Графическое решение уравнений и неравенств

Правильные и полуправильные многогранники

Конические сечения и их применение в технике

Понятие дифференциала и его приложения

Исследование уравнений и неравенств с параметром

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

АЛГЕБРА


Введение

Срез знаний

Понимать:


значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике.

Содержание учебного материала

Математика в науке, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях среднего профессионального образования.


Развитие понятия о числе

Контрольная работа

Знания:


историю развития понятия числа, обозначения целых, рациональных, действительных и комплексных чисел.


Умения:


  • выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приёмы; находить приближённые значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;

  • выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами чисел;

  • пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для практических расчётов по формулам, включая формулы, содержащие радикалы, функции.


Корни, степени и логарифмы

Контрольная работа

Знания:


определение корня; степени, логарифма, их основных свойств.


Умения:


находить значения корней, степени, логарифма, на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства.

выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов.

решать иррациональные, показательные, логарифмические уравнения и неравенства, сводящиеся к линейным и квадратным

составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.


Основы тригонометрии

Контрольная работа

Умения:


проводить вычисления с помощью тригонометрических функций;

проводить действия с тригонометрическими функциями;

преобразовывать тригонометрические тождества;

решать тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;

использовать графический метод решения уравнений и неравенств;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тригонометрических функций;


Функции, их свойства и графики

Контрольная работа

Знания:


определение степенных, показательных, логарифмических и тригонометрических функций, их свойства и графики; геометрические преобразования графиков.


Умения:


вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;

определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;

определять основные свойства показательных, логарифмических и тригонометрических функций;

строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;

использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.


Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции

Контрольная работа

Знания:


Определения функций, их свойства и графики.

Преобразования графиков. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.


Умения:


вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;

определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;

строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;

использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.


НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Контрольная работа

Знания:


Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.

Понятие о непрерывности функции.

Производная. Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков.

Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком.

Первообразная и интеграл. Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона—Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.


Умения:


распознавать виды последовательностей;

вычислять пределы функций;

находить производные элементарных функций;

использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;

применять производную для проведения приближённых вычислений;

решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;

вычислять в простейших случаях площади и объёмы с использованием определённого интеграла;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.


Уравнения и неравенства

Контрольная работа

Знания:


основные методы решения рациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических уравнений, неравенств, систем.


Умения:


решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;

использовать графический метод решения уравнений и неравенств;

изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем уравнений с двумя неизвестными;

составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных задачах);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для построения и исследования простейших математических моделей.


КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

Контрольная работа

Знания:


основные понятия комбинаторики; теории вероятности и статистики.


Умения:


решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;

вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;

анализа информации статистического характера.


ГЕОМЕТРИЯ


Прямые и плоскости в пространстве

Контрольная работа

Знания:


историю возникновения и развития геометрии

расположение прямых и плоскостей в пространстве


Умения:


распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

изображать основные многогранники, выполнять чертежи по условиям задач;

проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;


Многогранники

Контрольная работа

Знания:


определение многогранника; призмы; пирамиды; иметь представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр).


Умения:


изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач,

строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);

использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.


Тела и поверхности вращения

Контрольная работа

Знания:


определения тел вращения и их основных элементов.


Умения:


изображать основные круглые тела.

выполнять чертежи по условиям задач.

строить простейшие сечения тел вращения.

решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов).

использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы.

проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

для вычисления объёмов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.


Измерения в геометрии

Контрольная работа

Знания:


формулы для измерения объема куба, параллелепипеда, призмы, пирамиды, тел вращения.


Умения:


распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;

строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов);

использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

для вычисления объёмов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.


Координаты и векторы

Контрольная работа

Умения:


распознавать и применять на моделях метод координат и векторов в несложных практических ситуациях на основе изученных свойств векторов;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;


Повторение

Итоговая контрольная работа

Знания и понимания:


значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

вероятностный характер различных процессов окружающего мира






ПРИЛОЖЕНИЕ:


Уровень обязательной подготовки выпускника


   

 

   

Уровень возможной подготовки выпускника


 



Таблица по организации самостоятельной работы –

приложение к Рабочей программе по дисциплине «Математика»

Раздел

Тема

Кол-во часов

Вид работы

Цель

Контроль

1

2

3

4

5

Введение

3

Таблица формул основной школы

Повторение формул основной школы

Проверка выполненной работы преподавателем.

Тема 1. Развитие понятия о числах

6

Реферат по системам счисления

Выполнение расчетного задания по предложенному алгоритму с использованием карточек-инструкций.

Вспомнить системы счисления и перевод из одной в другую.

Изучение практических приемов вычислений с приближенными данными.

Закрепление и углубление ранее изученного материала.

Проверка рефератов.

Проверка выполненной работы преподавателем.


Тема 2. Корни, степени и логарифмы



20

1. Работа с конспектом лекций и учебником, оставление таблиц для систематизации учебного материала по основным способам решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств.

2. Решение заданий из экзаменационного сборника под ред. Дорофеева Г.В. и ЕГЭ.

Изучение, систематизация и углубление изученного материала. Подготовка к итоговой аттестации.

Выполнение контрольной работы

Тема 3. Прямые и плоскости в пространстве


10

1. Работа с конспектом лекций и учебником, составление справочных таблиц для изучения, систематизации и запоминания основных определений, признаков и свойств.

2. Подготовить сообщение по теме: «Краткий экскурс в историю геометрии».

Систематизация и запоминание основных понятий, терминов и свойств.

Развитие кругозора и интереса к дисциплине.



Отчет-защита студента по выполненной работе перед преподавателем

Тема 4. Элементы комбинаторики


4

Составление кроссворда на новые математические понятия, определения, теоремы.

Изучение, систематизация и углубление изученного материала.

Проверка работ преподавателем. Решение лучших кроссвордов на уроке.


1

2

3

4

5

Тема 5. Координаты и векторы

4

Построение вектора в пространстве (опережающее домашнее задание)

Систематизация и закрепление полученных знаний и применение их на практике.

Проверка домашней работы преподавателем.

Тема 6. Основы тригонометрии

20

1. Работа с учебником; справочным материалом; таблицами для закрепления и систематизации знаний.

2. Домашняя работа: преобразование тригонометрических выражений, решение примеров из учебника Н.В. Богомолова «Практические занятия по математике» №73 с. 131, № 167 с. 149, № 187 с.154, № 199 с.156.

Систематизация и углубление изученного материала, отработка навыков тождественных преобразований тригонометрических выражений, решения основных типов тригонометрических уравнений и неравенств.

Выполнение контрольной работы

Тема 7. Функции и их свойства и графики


12






1. Изготовление шаблона функций .

Построение с помощью шаблона функции вида: ;

; -;

2. Построение графиков заданных функций


Сравнение их свойств.

Научить определять свойства функции по готовому графику и, наоборот, по известным свойствам строить графики функций.


Отчет-защита студента по выполненной работе перед преподавателем


1

2

3

4

5

Тема 8. Многогранники

16

Построение развертки геометрических тел и изготовление по ним моделей геометрических тел.


Научиться строить развертку многогранников.

Уметь применять полученные знания при решении задач.

Проверка работ преподавателем и студентами группы.


Тема 9. Тела и поверхности вращения

4

Построение осевых сечений и сечений параллельных основанию конуса и цилиндра.

Приобретение навыков построения сечений тел вращения.

Проверка работ преподавателем

Тема 10. Начала математического анализа

.

6

Подготовка доклада на тему «Роль Исаака Ньютона и Карла Лейбница в создании дифференциального исчисления»

Повышение интереса к изучаемой дисциплине, расширение кругозора.

Проверка работ преподавателем. Лучший доклад заслушать на уроке.

Тема 11. Измерения в геометрии


6

Работа с конспектом лекций и учебником, оставление таблиц для систематизации учебного материала


Систематизация и запоминание формул объёмов и площадей поверхностей тел вращения.

Технический диктант.

Тема 12. Элементы теории вероятности

4

Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов.

Систематизация и закрепление полученных знаний и применение их на практике.

Проверка домашней работы преподавателем.

Тема 13. Уравнения и неравенства

10

Решение экзаменационных вариантов в том числе ЕГЭ (опережающее домашнее задание).

Повторение материала курса.

Проверка выполненной работы преподавателем по мере выполнения.

Тема 14. Повторение

10

Решение экзаменационных вариантов в том числе ЕГЭ (опережающее домашнее задание).

Повторение материала курса.

Проверка выполненной работы преподавателем по мере выполнения.

Всего:

145





24