СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС НОО на 2014- 2015 учебный год. 4 класс УМК «Школа2100»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по математике составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерных программ  по учебным предметам.   Начальная школа. В 2 ч.         Ч. 1. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 400с. - (Стандарты второго поколения).

 Учебный предмет входит в образовательную область «Математика и информатика».

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Отбор методов и средств обучения основывается на деятельностном подходе и педагогических технологиях:

- проблемно-диалогической;

-правильного типа читательской деятельности;

-оценивания учебных достижений;

-проектной.

         Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие            задачи:

– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

– сформировать умение учиться;

– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

– сформировать устойчивый интерес к математике;

– выявить и развить математические и творческие способности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС НОО на 2014- 2015 учебный год. 4 класс УМК «Школа2100»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 10»



РАССМОТРЕНО

Школьным методическим объединением

Руководитель

___/ _________

Протокол№___

от_____2014г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директорапо УВР

____/____________

«____»_____2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «ООШ № 10»

______/________

Приказ№_____ от____2014г.

ПРИНЯТО

Педагогическим советом школы

Протокол № ____ от______2014г.







Рабочая программа

по математике

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

на 2014- 2015 учебный год




Класс 4 а




Автор-составитель:

Марченко

Ирина

Анатольевна

учитель начальных классов

высшая категория













Таштагол

2014

I.Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч. 1. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 400с. - (Стандарты второго поколения).

Учебный предмет входит в образовательную область «Математика и информатика».

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Отбор методов и средств обучения основывается на деятельностном подходе и педагогических технологиях:

- проблемно-диалогической;

-правильного типа читательской деятельности;

-оценивания учебных достижений;

-проектной.

Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

– сформировать умение учиться;

– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

– сформировать устойчивый интерес к математике;

– выявить и развить математические и творческие способности.


II. Общая характеристика учебного процесса

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной работы

Именно поэтому цели обучения математике в 1–4 классах сформулированы авторами как линии развития личности ученика средствами предмета: «Математика»:

  • производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;

  • читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;

  • формировать основы логического и абстрактного мышления;

  • работать в соответствии с заданными алгоритмами;

  • узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;

  • вести поиск информации (фактов, закономерностей), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

Материалы предмета организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении, и обладали правом выбора уровня решаемых математических задач.

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами.

Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.

Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать, или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для контрольных работ (2–4 класс). Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).

Положительные оценки и отметки за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам. При этом срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:

- портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.


III. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Математика» изучается с 1-го по 4-й класс по четыре часа в неделю (34 недели) - 136 часов. Рабочая программа составлена на 34 недели (основание: учебный план МБОУ ООШ №10 на 2014-2015 учебный год), всего 136 часов.



IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.


V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру. Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

  • Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

  • Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.

1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должны уметь:

  • использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;

  • использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;

  • использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;

  • рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;

  • объяснять соотношение между разрядами;

  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;

  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;

  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;

  • использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;

  • использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);

  • выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;

  • выполнять умножение и деление с 1 000;

  • решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);

  • решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;

  • решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;

  • прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;

  • осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;

  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; xa = b ; a ∙ x = b; a x = b; x a = b;

  • уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.

  • вычислять объём параллелепипеда (куба);

  • вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;

  • выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

  • строить окружность по заданному радиусу;

  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;

  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;

  • находить среднее арифметическое двух чисел.

2-й уровень (программный)

Учащиеся должны уметь:

- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1 000 000 000.

Учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000;

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;

  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;

  • находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;

  • иметь представление о решении задач на части;

  • понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;

  • читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;

  • распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;

  • распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;

  • находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;

  • использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;

  • решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;

  • читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;

  • решать простейшие задачи на принцип Дирихле;

  • находить вероятности простейших случайных событий;

  • находить среднее арифметическое нескольких чисел.


VI. Содержание учебного предмета

4-й класс (4 часа в неделю, всего – 136ч)

В предлагаемом курсе математики выделяются несколько содержательных линий.

1. Числа и операции над ними.

2. Величины и их измерение.

3. Текстовые задачи.

4. Элементы геометрии.

  1. Элементы алгебры.

  2. Элементы стохастики.

  3. Нестандартные и занимательные задачи.


Числа и операции над ними.

Дробные числа.

Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.

Какую часть одно число составляет от другого.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Числа от 1 до 1 000 000.

Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. Разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.

Числа от 1 до 1 000 000 000.

Устная и письменная нумерация многозначных чисел.

Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.

Точные и приближённые значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приёмы рациональных вычислений.

Умножение и деление чисел.

Умножение и деление чисел на 10,100,1000.

Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменное умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.

Величины и их измерение.

Оценка площади. Приближённое вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный километр, гектар, ар. Площадь прямоугольного треугольника.

Работа, производительность труда, время работы.

Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.

Текстовые задачи.

Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.

Элементы геометрии.

Изменение положения объёмных фигур в пространстве.

Объёмные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.

Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.

Элементы алгебры.

Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.

Элементы стохастики.

Сбор и отработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общего мнения как сбор и обработка статистической информации.

Понятие о вероятности случайного события.

Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры.

Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.

Круговые диаграммы.

Занимательные и нестандартные задачи.

Принцип Дирихле.

Математические игры.

Итоговое повторение.


VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Числа и действия над ними (52ч)


Сравнивать числа по классам и разрядам.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Описывать явления и события с использованием чисел.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления).

Сравнивать разные способы вычислений, выбирая удобный.

Прогнозировать результат вычислений.

Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.

Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата).

Величины и их измерение (10ч)

Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения.

Переходить от одних единиц измерения к другим.

Группировать величины по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Описывать явления и события с использованием величин.

Разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка).

Находить геометрические величины разными способами.

Текстовые задачи (28ч)

Моделировать изученные зависимости.

Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения задачи.

Планировать решение задачи.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Объяснять (пояснять) ход решения задачи.

Использовать вспомогательные модели для решения задачи.

Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.

Самостоятельно выбирать способ решения задачи.

Элементы геометрии (10ч)

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур.

Описывать свойства геометрических фигур.

Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических фигур.

Элементы алгебры (10ч)

Применять буквы для обозначения чисел и для записи общих утверждений.

Составлять буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей.

Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв.

Решать простейшие уравнения на основе зависимостей межу компонентами и результатом арифметических действий.

Составлять уравнение как математическую модель задачи.

Строить точки по заданным координатам, определять координаты точек.

Описывать явления и события с использованием буквенных выражений, уравнений и неравенств.

Элементы стохастики (9ч)

Выполнять сбор и обобщение информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм (линейных, столбчатых, круговых).

Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций, в том числе комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.

Приводить примеры случайных событий, достоверных и невозможных событий; вычислять вероятности событий в простейших случаях.

Занимательные и нестандартные задачи (10ч)

Находить и выбирать алгоритм решения занимательной или нестандартной задачи.

Действовать по самостоятельно составленному алгоритму решения занимательной или нестандартной задачи.

Самостоятельно создавать и использовать вспомогательные модели для решения занимательных или нестандартных задач (например, находить решение логических задач с помощью графов и таблиц истинности, задач на переливания и переправы – с помощью таблиц, задач на взвешивание – с помощью алгоритмов, представленных в виде блок-схем и т.д.).

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки.

Обнаруживать и устранять ошибки логического характера при анализе решения занимательной или нестандартной задачи.

Отличать заведомо ложные высказывания.

Оценивать простые высказывания как истинные или ложные.

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).

Находить выигрышную стратегию в некоторых играх.

Итоговое повторение (7ч)



VIII. Календарно-тематическое планирование

п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения


РАЗДЕЛ I. ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000

24


1. Повторение и обобщение материала, изученного в 3 классе

8


1

Числа от 1 до 1000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые

1


2

Сложение многозначных чисел в столбик

1


3

Вычитание многозначных чисел в столбик

1


4

Решение задач

1


5

Умножение в столбик

1


6

Деление многозначного числа на однозначное

1


7

Решение выражений с многозначными числами

1


8

Проверочная работа по теме «Повторение»

1


Дроби

16


9

Дроби.

1


10

Нахождение части числа.

1


11

Нахождение числа по его части.

1


12

Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.

1


13

Сравнение дробей с одинаковыми числителями

1


14

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями

1


15

Сравнение дробей

1


16

Решение задач

1


17

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

1


18

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1


19

Решение задач

1


20

Деление меньшего числа на большее

1


21

Какую часть одно число составляет от другого

1


22

Решение задач

1


23

Контрольная работа по теме «Числа то 1 до 1000»

1


24

Работа над ошибками

1


РАЗДЕЛ II. МНОГОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА



3. Многозначные числа

12


25

Многозначные числа. Разряды и классы

1


26

Чтение и запись многозначных чисел

1


27

Сравнение чисел

1


28

Разрядные слагаемые

1


29

Умножение числа 1000. Умножение и деление на 1000, 10000, 100000

1


30

Чтение многозначных чисел

1


31

Запись многозначных чисел

1


32

Миллион. Класс миллионов. Миллиард

1


33

Чтение и запись многозначных чисел

1


34

«Не только математика…»

1


35

Контрольная работа по теме «Многозначные числа»

1


36

Работа над ошибками

1


4. Величины

12


37

Единицы длины

1


38

Единицы массы. Грамм, тонна

1


39

Единицы измерения величин

1


40

Единицы площади

1


41

Площадь прямоугольного треугольника

1


42

Приближённое вычисление площадей. Палетка

1


43

Единицы объёма

1


44

Решение задач

1


45

Точные и приближённые значения величин

1


46

Решение задач

1


47

Контрольная работа по теме « Величины»

1


48

Работа над ошибками

1


5. Сложение и вычитание чисел

8


49

Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности

1


50

Сложение и вычитание многозначных чисел

1


51

Сложение многозначных чисел

1


52

Вычитание многозначных чисел

1


53

Сложение и вычитание многозначных чисел

1


54

Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности

1


55

Решение задач

1


56

Решение задач на «работу», «движение» с опорой на формулы

1


6. Умножение и деление чисел.

64


57

Умножение чисел. Группировка множителей

1


58

Арифметические действия над числами

1


59

Умножение многозначных чисел на однозначные

1


60

Устное умножение чисел

1


61

Письменное умножение и деление чисел

1


62

Контрольная работа по теме « Арифметические действия над числами»

1


63

Работа над ошибками

1


64

Деление круглых чисел

1


65

Арифметические действия над числами

1


66

Деление числа на произведение

1


67

Деление круглых многозначных чисел на круглые числа

1


68

Арифметические действия над числами

1


69

Деление с остатком на 10, 100, 1000

1


70

Деление круглых чисел с остатком

1


71

Уравнения

1


72

Арифметические действия над числами

1


73

Уравнения

1


74

Арифметические действия над числами

1


75

Деление многозначных чисел на однозначные

1


76

Арифметические действия над числами

1


77

Письменное деление многозначных чисел на однозначные

1


78

Деление многозначных чисел на однозначные

1


79

Арифметические действия над числами

1


80

Деление многозначных чисел на однозначные

1


81

Письменное деление многозначных чисел на круглые

1


82

Арифметические действия над числами

1


83

Деление многозначных чисел на круглые

1


84

Решение задач

1


85

Умножение на двузначное число

1


86

Умножение многозначных чисел на двузначное число

1


87

Деление многозначных чисел на круглые

1


88

Арифметические действия над числами

1


89

Решение задач

1


90

Умножение многозначных на трёхзначное число

1


91

Решение задач

1


92

Умножение многозначных чисел

1


93

Решение задач

1


94

Деление многозначных чисел на круглые

1


95

Контрольная работа по теме « Деление многозначных чисел»

1


96

Работа над ошибками

1


97

Арифметические действия над числами

1


98

Решение задач

1


99

Умножение многозначных чисел

1


100

Письменное деление многозначных чисел на двузначные числа

1


101

Арифметические действия над числами

1


102

Среднее арифметическое

1


103

Решение задач

1


104

Письменное деление многозначных чисел на трёхзначные числа

1


105

Среднее арифметическое

1


106

Письменное деление многозначных чисел на трёхзначные числа

1


107

Деление многозначных чисел на трёхзначные числа

1


108

Арифметические действия над числами

1


109

Круговая диаграмма

1


110

Арифметические действия над числами

1


111

Письменное деление многозначных чисел на трёхзначные числа

1


112

Решение задач

1


113

Числовой луч

1


114

Координаты точки на числовом луче

1


115

Адрес в таблице

1


116

Пара чисел

1


117

Координаты точек на плоскости

1


118

Арифметические действия над числами

1


119

Контрольная работа по теме: «Арифметические действия над числами»

1


120

Работа над ошибками

1


7. Повторение и обобщение изученного

16


121

Нумерация

1


122

Сложение и вычитание многозначных чисел

1


123

Умножение и деление многозначных чисел

1


124

Порядок действий в выражениях

1


125

Решение уравнений

1


126

Решение неравенств

1


127

Выражения с переменной

1


128

Величины

1


129

Геометрические фигуры

1


130

Итоговая контрольная работа

1


131

Работа над ошибками

1


132

Задачи

1


133

Арифметические действия над числами

1


134

Задачи

1


135

Нестандартные задачи

1


136

Занимательные задачи

1



Итого:

136



IX. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для учителя:

  1. С.А.Козлова, А.Г.Рубин, Т.Е.Демидова, А.П.Тонких, Программа «Математика» (Образовательная система «Школа 2100». ФГОС. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов(курсов) для начальной школы. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд.2-е, испр. – М.: Баласс,2011.-432с. (ОС «Школа2100»)

  2. Бунеев Р.Н. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 кл./Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлов, А.П. Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, О.В. Чиндилова.-М.: Баласс,2013.-48с

  3. Демидова Т.Е. Математика.4 кл.: учебн. Для общеобразоват. учреждений: в 3 ч. / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. - Изд.3-е, испр.- М.: Баласс; Издательство Школьный дом,2013-96с.

  4. Козлова С.А., Рубин А.Г. ,Горячев А.В. Математика 4 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу математики с элементами информатики - М.: Баласс, 2012 - 352с.

  5. Козлова С.А. Рубин А.Г.Контрольные работы по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика»,4-й класс.-Изд.2-е, доп. И испр.- М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.-64с.

  6. Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, телевизор ЖК)


Для обучающихся:

  1. Бунеев Р.Н. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 кл./Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлов, А.П. Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, О.В. Чиндилова.-М.: Баласс,2013.-48с

  2. Демидова Т.Е. Математика.4 кл.: учебн. Для общеобразоват. учреждений: в 3 ч. / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова., А.П. Тонких. - Изд.3-е, испр. - М .: Баласс; Издательство Школьный дом,2013-96с.

  3. Козлова С.А. Рубин А.Г. Тесты и контрольные работы по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика»,4-й класс.-Изд.2-е, доп. И испр.- М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.-64с.