_____________________________________________
«Согласовано» Методический совет МАОУ «Лицей» Дата_01.09.2017__ Номер протокола__243__ | «Утверждаю» Директор МАОУ «Лицей» Белоусов Д.В. Подпись, печать ОУ |
«Рекомендовано» Экспертным советом
по вопросам проведения экспертизы
программ платных образовательных услуг
Управления по образованию
Администрации Городского округа Балашиха
Протокол №_243_от _1 сентября_2017_г.
Рабочая программа по мини-футболу
для обучения детей 7-8, 9-11 лет
срок реализации: 1 год
Казаков Семён Анатольевич
Городской округ Балашиха
Московской области
Пояснительная записка
Рабочая программа по футболу предназначена для спортивной секции «Мини-футбола» МАОУ «Лицей». Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательного учреждения. Принята в общеобразовательном учреждении на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Футбол - самый массовый, самый зрелищный, самый игровой из всех игровых видов спорта. Футбол можно использовать в общеобразовательной школе, как часть программы по физической культуре, футбол преподаётся в спортивных школах, где готовят технически, тактически грамотных игроков. В футбол играют в командах мастеров, где футбол - это профессия человека. Есть футбол мужской и женский, это говорит о том, что футбол интересен всем!
В футбол начинают играть дети с 6 лет и можно играть до зрелого возраста.
Программа по своей направленности является физкультурно-спортивной и по содержанию отличается от примерных и типовых программ тем, что на этапе отбора детей формируются спортивно-оздоровительные группы, где дети занимаются общеразвивающими, беговыми упражнениями, изучают приёмы владения мячом и элементы футбольной игры. В группы начальной подготовки зачисляются дети, которые показали определённые успехи в обучении в спортивно-оздоровительных группах. На этапе начальной подготовке ещё раз проводится отбор талантливых детей, показавших успехи в обучении, в группы учебно-тренировочного этапа для многолетней спортивной тренировки.
В этой программе отсутствуют этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, для этого в ЦДТ нет достаточной материально-технической базы, а также в соответствии с Уставом учреждения обучение в ЦДТ ведётся с 6 до 18 лет.
Талантливые учащиеся по достижении 18 лет передаются для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства во взрослые команды района и области.
Цель программы - обеспечить всестороннюю физическую подготовку ребёнка, отбор спортивно одарённых детей для подготовки футболистов высокого класса, привитие ценностей здорового образа жизни.
Актуальность и новизна программы - Программа помогает адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям ребёнка, создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала тренера-преподавателя, комфортных условий для развития и формирования талантливого ребёнка.
Успешность обучению футболу детей прежде всего обусловлена адекватностью программы обучения, средств и методов, которые использует преподаватель, возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Возрастные, половые и индивидуальные различия ребёнка являются важнейшими причинами, которые определяют эффективность освоения отдельных элементов и приёмов техники футбола.
Данная дополнительная образовательная программа включает в себя два этапа подготовки спортсмена:
- Спортивно-оздоровительный этап обучения (7-8 лет);
- Этап начальной подготовки (9-11 лет);
Каждый этап подготовки может быть отдельно взятой программой обучения футболу.
Задачи программы:
Создание условий для развития личности ребёнка;
Развитие мотивации юного футболиста к познанию и творчеству;
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и подростка;
Приобщение обучающихся к достижениям мировой культуры, российским традициям, национальным особенностям региона;
Укрепление психического и физического здоровья;
Создание условий для профессионального самоопределения и творческой самореализации юного спортсмена;
Просмотр талантливых детей в юношеские сборные команды региона.
Цели и задачи
Игра в футбол (мини-футбол) направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы – углубленное изучение спортивной игры футбол (мини-футбол).
Основными задачами программы являются:
укрепления здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приёмами техники и тактики игры;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
привитие ученикам организаторских навыков;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по футболу (мини-футбол);
подготовка учащихся к соревнованиям по футболу (мини-футбол).
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа три раза в неделю.
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу (мини-футбол) и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- методы упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Учебно-тематический план.
для учащихся спортивно-оздоровительного этапа обучения (7-8)
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Форма контроля |
Теор. | Практич. | Всего |
1. | Основы знаний по футболу (тема 4,11). | 2 | - | 2 | Текущий |
2. | Общая физическая подготовка: 1. Упражнения для развития силы: Силы мышц рук Силы мышц ног Силы мышц туловища (брюшного пресса, спины) 2.Упражнения для развития быстроты: ОРУ для развития быстроты Упражнения общего воздействия 3. Упражнения для развития гибкости: Гибкости ног (тазобедренный, коленный, голеностопный суставы) 4. Упражнения для развития ловкости: Главным условием развития ловкости является приобретение большого запаса двигательных навыков и умений. 5. Акробатические упражнения Кувырки Перекаты, перевороты 6. Беговые упражнения 7. Подвижные игры и эстафеты. | - | 40 | 40 | Текущий |
3. | Специальная физическая подготовка: Упражнения для развития быстроты Упражнения для вратарей Упражнения для развития ловкости | - | - | - | Текущий |
4. | Техническая подготовка: Техника передвижений Удары по мячу ногой Удары по мячу головой Остановка мяча Ведение мяча Обманные движения (финты) Отбор мяча Вбрасывание мяча из-за боковой линии Техника игры вратаря | - | 56 | 56 | Текущий |
5. | Тактическая подготовка: Тактика нападения: Индивидуальные действия без мяча Индивидуальные действия с мячом 2. Тактика защиты: Индивидуальные действия Групповые действия | - | 2 | 2 | Текущий |
6. | Контрольные испытания: -тестирование по учебным контрольным нормативам (осеннее, весеннее тестирование). | - | 2 | 2 | Тест |
7. | Товарищеские игры: | - | - | - | - |
8. | Контрольные игры | - | - | - | - |
| Всего часов: | 2 | 100 | 102 | |
На спортивно-оздоровительном этапе обучения основными задачами являются:
Повышение уровня физической подготовленности детей;
Обучение элементарным приёмам работы с мячом;
Обучение правилам игры в футбол.
для учащихся групп начальной подготовки (9-11лет)
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Форма контроля |
Теор. | Практич. | Всего |
1. | Основы знаний по футболу (тема 1,2, 7,8,9,11,12). | 2 | - | 2 | Текущий |
2. | Общая физическая подготовка: 1. Упражнения для развития силы: Силы мышц рук Силы мышц ног Силы мышц туловища (брюшного пресса, спины) 2.Упражнения для развития быстроты: ОРУ для развития быстроты Упражнения для разгибателей туловища Упражнения для разгибателей ног Упражнения общего воздействия 3. Упражнения для развития гибкости: Гибкости ног ( тазобедренный ,коленный, голеностопный суставы) 4. Упражнения для развития ловкости: Главным условием развития ловкости является приобретение большого запаса двигательных навыков и умений. 5. Упражнения с предметом 6. Акробатические упражнения Кувырки Перекаты, перевороты 7. Беговые упражнения Бег (30,60,100,400,500, 800м) Бег (6 минут) 8. Спортивные игры Баскетбол Волейбол Ручной мяч 9. Подвижные игры и эстафеты | - | 36 | 36 | Текущий |
3. | Специальная физическая подготовка: Упражнения для развития быстроты Упражнения для развития скоростно-силовых качеств выносливости | - | 6 | 6 | Текущий |
4. | Техническая подготовка: Техника передвижений Удары по мячу ногой Удары по мячу головой Остановка мяча Ведение мяча Обманные движения (финты) Отбор мяча Вбрасывание мяча из-за боковой линии Техника игры вратаря. | - | 44 | 44 | Текущий |
5. | Тактическая подготовка: 1. Тактика нападения: Индивидуальные действия без мяча Индивидуальные действия с мячом Групповые действия 2. Тактика защиты: | - | 2 | 2 | Текущий |
6. | Контрольные испытания: (контрольно-переводные нормативы по ОФП, СФП, ТТП - осеннее, весеннее тестирование) | - | 3 | 3 | Тест |
7. | Товарищеские игры: | - | 4 | 4 | - |
8. | Контрольные игры и соревнования | - | 5 | 5 | - |
| Всего часов: | 2 | 100 | 102 | |
В период начальной подготовки образовательный процесс необходимо строить по принципу «от простого к сложному», то есть сначала разучивать отдельные элементы двигательных действий (учить «буквы»), а потом складывать из них игровые приёмы и комбинации («слова» и «фразы»). В игровых упражнениях юные футболисты должны уметь быстро и тактически целесообразно перестраивать свои двигательные действия в зависимости от изменяющихся условий в игре.
Задачи этапа начальной подготовки:
Повышение общей координации движений;
Расширение объёма двигательных умений и навыков юных футболистов;
Повышение скоростно-силовых возможностей юных футболистов.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ФУТБОЛУ
Теоретическая подготовка.
Тема 1. Физическая культура и спорт в России.
Спорт в России. Массовый народный характер спорта. Единая спортивная классификация и её значение. Разрядные нормы и требования по футболу. Международные связи российских спортсменов. Олимпийские игры. Российские спортсмены на Олимпийских играх.
Тема 2. Развитие футбола в России и за рубежом.
Развитие футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания. Российские соревнования по футболу: чемпионаты и Кубки России. Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Российский футбольный союз, ФИФА, УЕФА, лучшие российские команды, тренеры, игроки.
Тема 3. Сведения о строении и функциях организма человека.
Опорно-двигательный аппарат. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма. Влияние физических упражнений на организм ребёнка. Влияние физических упражнений на дыхательную систему, кровообращение, укрепление здоровья. Развитие физических способностей и достижение высоких спортивных результатов.
Тема 4. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим дня и питание спортсмена.
Гигиена. Личная гигиена, уход за кожей головы, тела, ног. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, баня, купание). Гигиена сна. Режим дня и гигиена юного футболиста. Закаливание, роль закаливания для повышения работоспособности организма. Использование естественных сил природы (солнце, воздух и вода) для закаливания.
Тема 5. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи.
Врачебный контроль при занятиях футболом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, рост, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, настроение, работоспособность.
Тема 6. Физиологические основы спортивной тренировки.
Мышечная деятельность. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков. Утомление и причины. Нагрузка и отдых. Восстановление физиологических функций.
Тема 7.Общая и специальная физическая подготовка (ОФП и СФП).
Значение ОФП – важного фактора укрепления здоровья и повышения функциональных способностей организма. Краткая характеристика средств и методов ОФП и СФП. Утренняя зарядка, разминка перед тренировкой и игрой.
Тема 8. Техническая подготовка.
Понятия спортивной техники. Классификация и терминология технических приёмов. Техника владения мячом - основы спортивного мастерства футболиста.
Тема 9.Тактическая подготовка.
Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. Тактические варианты игры. Тактика
отдельных линий и игроков команды (вратаря, защитников, полузащитников, нападающих). Перспективы развития тактики игры. Тактика игры в нападении (атакующие комбинации флангом и центром). Тактика игры в защите (зонная, персональная опека, комбинированная оборона).
Тема 10. Планирование спортивной тренировки.
Роль и значение планирования как основы управления процессом тренировки. Периодизация тренировочного процесса. Сроки, задачи и средства тренировочных этапов и периодов. Дневник спортсмена.
Тема 11. Правила игры. Организация и проведение соревнований.
Разбор правил игры. Права и обязанности игроков, роль капитана. Обязанности судей, способы судейства. Замечания, предупреждения, удаления игроков с поля. Система розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная. Положение о соревнованиях. Заявки, их форма и оформление, представление заявок. Назначение судей.
Тема 12. Место занятий, оборудование и инвентарь.
Футбольное поле для проведения занятий и тренировок, требования к его состоянию. Тренировочный городок. Подсобное оборудование: щиты, стойки для обводки, кольца-мишени и их применение.
Общая физическая подготовка
1. Упражнения для развития силы:
Силы мышц рук
Силы мышц ног
Силы мышц туловища (брюшного пресса, спины)
Развитие силовой выносливости
2.Упражнения для развития быстроты:
ОРУ для развития быстроты
Упражнения для разгибателей туловища
Упражнения для разгибателей ног
Упражнения общего воздействия
3. Упражнения для развития гибкости:
Гибкости плечевого сустава
Гибкости спины
Гибкости ног ( тазобедренный, коленный, голеностопный суставы)
4. Упражнения для развития ловкости:
Главным условием развития ловкости является приобретение большого запаса двигательных навыков и умений.
5. Упражнения с предметом
6. Акробатические упражнения
Кувырки
Перекаты, перевороты
7. Беговые упражнения
Бег (30,60,100,400,500, 800, 1000 м)
Бег (6 минут, 12 минут)
8. Спортивные игры
Баскетбол
Волейбол
Ручной мяч
9. Подвижные игры и эстафеты.
Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития быстроты
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
Упражнения для вратарей
Упражнения для развития специальной выносливости
Упражнения для развития ловкости.
Техническая и тактическая подготовка
Техника передвижений
Удары по мячу ногой
Удары по мячу головой
Остановка мяча
Ведение мяча
Обманные движения (финты)
Отбор мяча
Вбрасывание мяча из-за боковой линии
Техника игры вратаря.
Тактика нападения:
Индивидуальные действия без мяча
Индивидуальные действия с мячом
Групповые действия.
Тактика защиты:
5. Контрольные испытания
КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОФП, СФП, ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ СЕКЦИИ ФУТБОЛА
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (7-8 лет)
ОФП:
1. бег 30 м (сек.)
2. бег 300 м (сек.)
3. прыжки в длину (см.)
СФП:
4. бег 30 м с ведением мяча (сек.)
5. вбрасывание мяча на дальность (м.)
Техническая подготовка:
6. удары по мячу на точность (число точных ударов из 10)
7. жонглирование мячом (кол-во раз)
Задача: научить двигательным действиям и оценить двигательные навыки (базовая подготовленность для перевода в группы начальной подготовки).
ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
(9-11 лет)
Упражнения | НП-1 (возраст 9 лет) | НП-2 (возраст 10 лет) | НП-3 (возраст 11 лет) |
Показатели в баллах |
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» |
ОФП: 1. Бег 30 м (сек.) | 5,7 | 6,3 | 6,7 | 5,3 | 5,0 | 6,3 | 5,1 | 5,3 | 6,0 |
2. Бег 300 м (сек.) | 65,0 | 70,0 | 75,0 | 60,0 | 65,0 | 70,0 | 59,0 | 60,0 | 65,0 |
3.Прыжки в длину с места (см.) | 165 | 160 | 155 | 160 | 155 | 140 | 170 | 160 | 155 |
СФП: 4.Бег 30 м с ведением мяча (сек.) | 7,0 | 7,5 | 8,5 | 6,4 | 7,0 | 8,0 | 6,2 | 6,4 | 7,0 |
5.Вбрасывание мяча на дальность (м.) | 10 | 9 | 8 | 13 | 11 | 9 | 14 | 13 | 10 |
Техническая подготовка: 6. Удары по мячу на точность (число показаний из 10 ударов) | 4 | 3 | 2 | 6 | 4 | 3 | 7 | 6 | 4 |
7. Жонглирование мячом (кол-во раз) | 5 | 3 | 2 | 8 | 6 | 4 | 10 | 8 | 6 |
Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специально физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории футболу (мини-футбол), правила соревнований.
В разделе «Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническими и тактическими приёмами игры.
В конце, обучения по программе, учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Имеется ряд причин, обязывающих тренера серьёзно и целенаправленно заниматься воспитательной работой. Воспитание является обязанностью человека, избравшего педагогическую профессию - профессию тренера. Тренер полностью в ответе за будущее своих воспитанников. Огромна притягательная сила спорта. Молодые люди способны увлечься этой деятельностью настолько, что она на некоторое время может заслонить от них остальные стороны жизни - учёбу, подготовку к труду, обязанности перед близкими. В этих условиях авторитет тренера необычайно высок и выходит далеко за рамки спортивной деятельности, распространяясь на самый широкий круг вопросов. Игра моделирует в игровом, а значит, в несколько условном виде самые сложные жизненные ситуации и поэтому содержит в себе в потенциальном виде возможности их решения.
Спортивная деятельность обладает очень большими возможностями решения любых воспитательных задач. Как показывает спортивная практика, с первых дней в работе с новичками тренер должен серьёзное внимание уделять вопросам нравственного воспитания.
Сущность и структура воспитательного процесса.
Воспитание является процессом целенаправленным, планомерным, систематическим и непрерывно осуществляемым для всестороннего развития личности юных спортсменов. Этот процесс должен строиться на чёткой профессиональной основе.
Компоненты воспитательной работы:
-цель воспитания и конкретные воспитательные задачи, обеспечивающие достижение цели;
-знание и учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
-владение всеми методами воспитания и широким арсеналом методических приёмов;
-выбор места и средства педагогического воздействия, организационных форм и характера общения.
Задачи и содержание воспитательной работы.
Воспитательная работа с юными футболистами подчинена в целом общей конечной цели: воспитанию гармонично развитого человека, активной и сознательной личности, обладающей духовным богатством, моральной чистотой и физическим совершенством.
Достижение любой воспитательной цели, как правило, связано с решением трёх тесно связанных задач:
- формирование нравственного сознания;
- формирование поведения: умений, навыков, привычек нравственного и дисциплинированного
поведения, соответствующих черт характера;
- формирование личностных качеств: волевых (смелости, настойчивости, решительности), нравственных (честности, доброжелательности, скромности), трудовых (трудолюбия, добросовестности, исполнительности).
Эти задачи коротко могут быть выражены следующим образом: чтобы достичь поставленной воспитательной цели, тренер должен добиться, чтобы воспитанник знал, умел, хотел и мог поступать должным образом.
Основные принципы, характеризующие условия, в которых должен протекать воспитательный процесс:
- связь воспитания с реальной жизнью и трудом;
- воспитание в коллективе;
- единство требований и воспитательных воздействий со стороны всех взрослых, контактирующих с ребёнком;
- сочетание требовательности с уважением к личности воспитанника;
- учёт индивидуальных особенностей каждого;
- систематичность и непрерывность воспитательного процесса;
- единство слова и дела в жизни спортивной группы;
- сплочённость коллектива, его ориентация на спортивные и нравственные идеалы.
Методы и формы воспитательной работы.
Методы воспитания выполняют роль инструментов, с помощью которых решают все возникающие задачи. Сознание юных спортсменов формируется через указание и разъяснение правил поведения на тренировке, во время игры, норм спортивной этики. Большое воспитательное значение имеет личный пример тренера.
Основной в работе тренера является группа методов воспитания, обеспечивающая организацию деятельности юных футболистов, формирование их поведения:
1. Организация чёткого контроля за выполнением предъявляемых к группе требований
дисциплинарного и поведенческого характера.
2. Организационная чёткость учебно-тренировочного занятия, обеспечивающего формирование добросовестности и трудолюбия, и включение футболистов в систему взаимопомощи и взаимооценки при выполнении учебных заданий.
3. Общественные поручения. Достаточно важными для группы и освобождающими тренера от рутинных обязанностей могут стать следующие поручения:
- общее руководство группой (капитан команды);
- контроль за готовностью мест занятий, расстановка и уборка инвентаря;
- проверка личной гигиены и экипировки;
- новости из жизни спорта и футбола в частности;
- разбор нарушений дисциплины, спортивной этики, конфликтов в группе;
- культурно-массовая работа: экскурсии, походы, вечера отдыха, чествование победителей;
- ведение личных карточек с учётом спортивных достижений и результатов.
Формы организации воспитательной работы носят как групповой, так и индивидуальный характер. Тренер должен побуждать ученика к самоанализу поступков, раскаянию в содеянных безнравственных поступках, стремлении к воспитанию эстетического вкуса и нравственного поведения и здорового образа жизни не только в период активных занятий, а главное, по окончании спортивной карьеры.
В воспитательной деятельности тренер должен привлекать родителей своих учеников, помогать выработать режим дня ребёнка, здоровое своевременное питание. У родителей и тренеров должно быть единство целей и оценок поступков ребёнка, а главное, правильная реакция на оценку этих поступков. Необходим контакт с общеобразовательным учебным заведением, где чётко должны понимать важность занятий в спортивной школе, радоваться успехам своих учащихся и выступать помощниками в возможности ребёнка и учиться, и полноценно тренироваться, достигая наивысших результатов в избранном виде спорта.
Система формы контроля уровня достижений учащихся
Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Ожидаемый результат
В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков игры в футбол (мини-футбол), привитие любви к спортивным играм.
Список литературы
Акимов А.М. Игра футбольного вратаря. – М.: ФиС, 1978.
Андреев С.Н. Мини-футбол. – М.: ФиС, 1978.
Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: ФиС, 1985.
Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС, 1980.
Гагаева Г.М. Психология футбола. – М.: ФиС, 1979.
Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 1976.
Гриндлер К. и др. Физическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 1976.
Правила игры в футбол. М.: ФиС (последний выпуск).
Рогальский Н., Дегель Э. Футбол для юношей. – М.: ФиС, 1981.
Чанади А. Футбол. Техника. – М.: ФиС, 1978.
Чанади А. Футбол. Стратегия. – М.: ФиС, 1881.
Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М., 1974.
Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Теория и практика футбол» 2008 г.
Антипов А., Губов В. «Диагностика и тренировка двигательных способностей» 2008 г.
Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Методика тренировки техники игры головой» 2006 г.