Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ашпанская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № « » августа 2017г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ Н.В.Дерова « » августа 2017г | «Утверждено» директором школы ___________ Т.Б.Карелина Приказ № « » августа2017 |
Рабочая программа
по музыке
для 1 класса
Кузнецова
Екатерина Петровна
учитель музыки
с. Ашпан
2017г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка (для четырехлетней начальной школы)» авторов Л.В. Школяр, В.О. Усачева.
- Федарального закона от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г. №19707);
- приказа Минобрнауки РФ №1576 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 6 октября 2009.г. №373»;
-приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ашпанская ООШ».
Учебного плана МБОУ «Ашпанская ООШ».
Соответствующего УМК.
Цель– воспитание эмоционально ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов.
Задачи:
- формировать у обучающихся эмоционально – ценностного отношения к музыке;
- воспитывать устойчивый интерес к деятельности музыканта – человека, сочиняющего, и исполняющего и слушающего музыку;
- развивать музыкальное восприятие как творческуюдеятельность – основы приобщения к искусству;
- овладевать практическими умениями и навыками в учебно – творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение музыки в первом классе 33ч (1ч в неделю, 33 часа)
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные:
- Ценить и принимать ценности «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;
- Уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям;
- Освоение роли обучающегося;
- формирование интереса к учению;
- Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные:
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
- Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Познавательные:
- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
- Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные:
- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- Слушать и понимать речь других. Участвовать в паре.
Обучающийся научится:
Слушание музыки
Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
Хоровое пение
Грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
Соблюдать при пении певческую установку. Использовать в процессе пения правильное певческое дыхание.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Иметь первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеть основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация.
Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации).
Содержание учебного предмета
Мир музыкальных звуков (5 часов)
Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. Звуки окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на различных инструментах). Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые опыты игры детей на инструментах, различных по способам звукоизвлечения, тембрам.
Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых народных песен и обработок народных песен, в том числе, зарубежных; песен из мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам. Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания.
Ритм – движение жизни (5 часов)
Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры. «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы и др. Осознание коротких и длинных звуков в ритмических играх: слоговая система озвучивания длительностей и их графическое изображение; ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «паззлы».
Игра в детском шумовом оркестре. Простые ритмические аккомпанементы к музыкальным произведениям.
Игра в детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики и др. Простые ритмические аккомпанементы к инструментальным пьесам (примеры: Д.Д. Шостакович «Шарманка», «Марш»; М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома» и др.). Чередование коротких и длинных звуков; формирование устойчивой способности к равномерной пульсации; формирование ощущения сильной доли; чередование сильных и слабых долей. Использование «звучащих жестов» в качестве аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Простые ритмические аккомпанементы к пройденным песням.
Мелодия – царица музыки (6 часов)
Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. Примеры: Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая утрата», Л. Бетховен Симфония № 5 (начало), В.А. Моцарт Симфония № 40 (начало).
Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание и исполнение песен с поступенным движением, повторяющимися интонациями. Пение по «лесенке»; пение с применением ручных знаков.
Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ. Интонации музыкально-речевые: музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкального предложения» (пример, А.Н. Пахмутова «Кто пасется на лугу?»).
Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне. Ознакомление с приемами игры на ксилофоне и металлофоне. Исполнение элементарных мелодий на ксилофоне и металлофоне с простым ритмическим аккомпанементом.
Музыкальные краски (4 часа)
Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения. Пьесы различного образно-эмоционального содержания. Примеры: П.И. Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества» («Дед Мороз», «Веселый крестьянин»). Контрастные образы внутри одного произведения. Пример: Л. Бетховен «Весело-грустно».
Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера. «Создаем образ»: пластическое интонирование музыкального образа с применением «звучащих жестов»; двигательная импровизация под музыку контрастного характера.
Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование ладового чувства в хоровом пении: мажорные и минорные краски в создании песенных образов. Разучивание и исполнение песен контрастного характера в разных ладах.
Игры-драматизации. Театрализация небольших инструментальных пьес контрастного ладового характера. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш (4 часа)
Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Песня, танец, марш в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под музыку с использованием простых танцевальных и маршевых движений.
Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. Песня, танец, марш в музыкальном материале для инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров.
Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная импровизация. Формирование навыков публичного исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной музыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях.
Музыкальная азбука или где живут ноты (3 часа)
Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано).
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, расположение нот первой октавы на нотоносце, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой (возможно на основе клавиатуры синтезатора). Установление зрительно-слуховой и двигательной связи между нотами, клавишами, звуками; логика расположения клавиш: высокий, средний, низкий регистры; поступенное движение в диапазоне октавы.
Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической записи. Развитие слухового внимания: определение динамики и динамических оттенков. Установление зрительно-слуховых ассоциаций в процессе прослушивания музыкальных произведений с характерным мелодическим рисунком (восходящее и нисходящее движение мелодии) и отражение их в элементарной графической записи (с использованием знаков – линии, стрелки и т.д.).
Пение с применением ручных знаков. Пение простейших песен по нотам. Разучивание и исполнение песен с применением ручных знаков. Пение разученных ранее песен по нотам.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые навыки игры по нотам.
Я – артист (2 часа)
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги».
Развитие навыка импровизации, импровизация на элементарных музыкальных инструментах с использованием пройденных ритмоформул; импровизация-вопрос, импровизация-ответ; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков.
Музыкально-театрализованное представление ( 4 часа)
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и и нструментального материала. Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п\п | Тема раздела | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Мир музыкальных звуков (5) | НФЗ. Урок - игра «Музыкальная капель» | 07.09.17 | |
2 | Свойства музыкального звука: тембр. | 14.09.17 | |
3 | НФЗ. Урок - экскурсия «Музыка осени» | 21.09.17 | |
4 | Свойства музыкального звука: длительность, громкость, высота. | 28.09.17 | |
5 | НФЗ. Урок - игра «Музыкальная карусель» | 05.10.17 | |
6 | Ритм – движение жизни (5) | Ритм окружающего мира. | 12.10.17 | |
7 | НФЗ. Урок- экскурсия «Музыка вокруг нас» | 19.10.17 | |
8 | Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. | 26.10.17 | |
9 | Ритмический рисунок. | 09.11.17 | |
10 | НФЗ. Урок путешествие «Путешествие в сказочный лес» | 16.11.17 | |
11 | Мелодия – царица музыки (6) | Мелодия – главный носитель содержания в музыке. | 23.11.17 | |
12 | Динамические оттенки (форте, пиано). | 30.11.17 | |
13 | Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. | 7.12.17 | |
14 | НФЗ. Урок путешествие «Веселое путешествие по музыкальным звукам» | 14.12.17 | |
15 | Типы мелодического движения. | 21.12.17 | |
16 | Музыкальный аккомпанемент. | 28.12.17 | |
17 | Музыкальные краски (4) | Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. | 11.01.18 | |
18 | Понятие контраста в музыке. | 18.01.18 | |
19 | Лад. Мажор и минор. | 25.01.18 | |
20 | Тоника в музыке. | 01.02.18 | |
21 | Музыкальные жанры: песня, танец, марш (4) | Формирование первичных аналитических навыков. | 08.02.18 | |
22 | Музыкальный жанр: песня. | 22.02.18 | |
23 | Музыкальный жанр: танец. | 01.03.18 | |
24 | Музыкальный жанр: марш. | 15.03.18 | |
25 | Музыкальная азбука или где живут ноты (3) | Основы музыкальной грамоты. | 22.03.18 | |
26 | Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. | 05.04.18 | |
27 | Где живут ноты | 12.04.18 | |
28 | Я – артист (2) | Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). | 19.04.18 | |
29 | Творческое соревнование (урок игра). | 26.04.18 | |
30 | Музыкально – театрализованное представление (4) | Идем за синей птицей (оркестр «Семеновна»). | 03.05.18 | |
31 | Ждем весну встречаем птиц (Русские народные песни «Весна красна», «Едет масленица», «Блины»). | 10.05.18 | |
32 | Счастье ты где? (М. Мусоргский «Картинки с выставки» фрагменты Богатырские ворота, Баба Яга, Балет невылупившихся птенцов). | 17.05.18 | |
33 | НФЗ. Урок- игра «Всюду музыка живет» | 24.05.18 | |
20