Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 1класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка» для 1-4 классов авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
« развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего- 34 часа, в том числе 2 обобщающих урока. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи «Музыка вокруг нас» -16 часов, «Музыка и ты»- 18 часов.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Йеменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.
Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Результаты усвоения учебного курса
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности
и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное™ универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся-в познавательной и практической деятельности:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих, музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Планируемые результаты
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Содержание курса
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СО, ОУО).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Календарно-тематический план 1 класс
№ | Тема урока (вид урока) | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата | Корректи- ровка |
Предметные | Метапредметные УУД |
1 полугодие МУЗЫКА ВОКРУГ НАС - 16 часов | |
1 | « И Муза вечная со мной!» | 1 | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель. Уметь выявлять характер музыки, принимать организованное участие в общей игре; соблюдать основные правила урока слушать не перебивая музыку. | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | | |
2 | Хоровод муз | 1 | Знать понятия: хор, хоровод Уметь участвовать в хороводах, выполнять движения по кругу | Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | | |
3 | «Повсюду музыка слышна…» | 1 | Знать понятия: композитор Уметь сочинять мелодию на заданный текст. Понимать музыкальное настроение. | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | | |
4 | Душа музыки- мелодия (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Знать понятия: мелодия, марш, танец, песня. Уметь откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме; понимать значение мелодии в музыке | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | | |
5 | Музыка осени (Интегрированный) | 1 | Уметь определять настроение стихотворений, музыкальных произведений; -сопоставлять голоса человека с голосом скрипки; -пробуждать навыки эмоционального восприятия музыки; -владеть способами певческой деятельности | Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | | |
6 | Сочини мелодию ( Закрепление знаний, выработка умений и навыков) | 1 | Знать понятия: мелодия, аккомпанемент, уметь сочинять мелодию на заданный текст Уметь выделять смысловое содержание мелодии и аккомпанемента в музыке | Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | | |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна!..» . (Расширение и углубление знаний) | 1 | Знать понятия: азбука, куплетная форма Уметь петь по движению руки учителя, начало, конец, кульминация -определять графику мелодию песен | | | |
8 | Музыкальная азбука (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Знать понятия: ноты, звуки, нотный стан, скрипичный ключ Уметь запоминать и называть ноты по графике, по руке | | | |
9 | Музыка вокруг нас (Повторение и обоще-ние полученных знаний) | 1 | Знать понятия: мелодия, аккомпанемент, ноты, звуки, нотный стан, скрипичный ключ | | | |
10 | Музыкальные инструменты (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Знать понятия: народная музыка Уметь определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей | | | |
11 | Музыкальные инструменты (Сообщение и усвоение новых знаний ) | 1 | Знать понятия: музыка авторская (композиторская) Уметь определять на слух звучание флейты, арфы, фортепиано; -проводить сравнительный анализ музыкальных произведений на основе своеобразного звучания музыкальных инструментов | | | |
12 | Звучащие картины (Повторение и обоще-ние полученных знаний) | 1 | Знать понятия: отличия народной от профессиональной музыки. Лад. Уметь приводить примеры, отвечать на вопросы; -выделять принадлежность музыки к народной или композиторской | | | |
13 | Разыграй песню (Расширение и углубление знаний) | 1 | Уметь: выразительно исполнять песню; составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста | | | |
14 | «Пришло Рождество, начинается торжество» (Сообщение и усвоение новых знаний ) | 1 | Знать понятия: народные праздники, рождественские песни Уметь петь тихо, выразительно, слышать себя и товарищей | | | |
15 | Родной обычай старины (Расширение и углубле-ние знаний) | 1 | Уметь выразительно исполнять колядки | | | |
16 | Добрый праздник среди зимы (Закрепление знаний, выработка умений и навыков) | 1 | Уметь: определять настроение, характер музыки; посильным образом участвовать в ее исполнении | | | |
2 полугодие МУЗЫКА И ТЫ - 18 часов |
17 | Край, в котором ты живешь (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Знать понятия: Родина, малая Родина Уметь объяснять их, -исполнять песню с нужным настроением, -высказываться о характере музыки, выучить песни о своем крае, -определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. | | |
18 | Художник, поэт, композитор (Интегрированный) | 1 | Знать -виды искусства имеют собственные средства выразительности; Уметь находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже | Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкальнопоэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). | | |
19 | Музыка утра (Расширение и углубле-ние знаний) | 1 | Уметь проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение) Понимать как связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная; -как музыка рассказывает о жизни природы | Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. | | |
20 | Музыка вечера (Расширение и углубле-ние знаний) | 1 | Уметь проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение) | Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. | | |
21 | Музыкальные портреты (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Знать понятие портрет Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений -уметь рассказывать о понравившейся музыке. -характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, образа-портрета. | Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. | | |
22 | «Музы не молчали…» (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Знать понятия: солист, хор Уметь объяснять понятия: отечество, подвиг, память, выразительно исполнять песни, -определять характер музыки и передавать ее настроение, -описывать образ русского воина | Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. | | |
23 | Музыкальные инструменты (Расширение и углубле-ние знаний) | 1 | Знать особенности звучания музыкальных инструментов (фортепиано, волынка) Уметь проводить анализ, обобщать, формулировать выводы, -имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах | Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. | | |
24 | Мамин праздник (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Уметь анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни | Разучивать и исполнять образцы музыкальнопоэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). | | |
25 | Музыкальные инструменты (Расширение и углубле-ние знаний) | 1 | Знать понятия: старинные и современные инструменты Уметь на слух определять звучание лютни, гитары, клавесина и фортепиано | Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. | | |
26 | Музыка в цирке (Сообщение и усвоение новых знани) | 1 | Знать фамилии, имена, отчества композиторов и названия музыкальных произхведений, звучащих на уроке Уметь проводить музыкальный анализ сочинений | Разучивать и исполнять образцы музыкальнопоэтического творчества | | |
27 | Дом, который звучит (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Знать что такое балет и опера Уметь различать в музыке песенность, маршевость, танцевальность | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. | | |
28 | Опера-сказка (Закрепление знаний, выработка умений и навыков) | 1 | Знать понятие опера Уметь выразительно исполнять фрагменты из опер | Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. | | |
29 | «Ничего на свете лучше нету…» (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Уметь выразительно исполнять фрагменты из музыки к мультфильму | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. | | |
30 31 | Афиша. Программа (Повторение и обобще-ние знаний) | 2 | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, музыкальная азбука, основные жанры, мелодия, аккомпанемент, старинные и современные музыкальные инструменты, народная и композиторская музыка, выразительная и изобразительная музыка | Разучивать и исполнять образцы музыкальнопоэтического творчества | | |
3233 | Музыка вокруг нас. Музыка и ты | 3 | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, музыкальная азбука, основные жанры, мелодия, аккомпанемент, старинные и современные музыкальные инструменты, народная и композиторская музыка, выразительная и изобразительная музыка | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. | | |
23