Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена в соответствии с:
- федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями);
-с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему одобрению от 08.04.2015 № 1/15;
- с приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- с приказом Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253";
- с письмом КРИППО от 17.06.2015 № 660/01-08 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год»;
- примерной программой «Музыка» 1-4 класс;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Конституцией РФ;
- учебниками образовательной системы «Школа России» (Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С. Шмагина «Музыка»).
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыкальном искусстве;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые представляются младшему школьнику.
Роль предмета Музыка» в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижения культурного разнообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Основные виды учебной деятельности учащихся: слушание музыки, пение, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение;
пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;
инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных
пьес программного характера;
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Место предмета «Музыка» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение предмета «Музыка» во 2 классе по 1 часу в неделю, всего 34 часа.
Тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Классы |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | «Музыка вокруг нас» | 16 | - | - | - |
1.1 | Роль музыки в повседневной жизни человека | 9 | - | - | - |
1.2 | Мир музыкальных инструментов | 7 | - | - | - |
2 | «Музыка и ты» | 17 | - | - | - |
2.1 | Чувства человека в музыке | 9 | - | - | - |
2.2 | Музыкальные образы | 8 | - | - | - |
3 | «Россия – Родина моя» | - | 3 | 5 | 3 |
4 | «День полный событий» | - | 6 | 4 | 6 |
5 | «О России петь – что стремиться в храм» | - | 5 | 4 | 4 |
6 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | - | 3 | 4 | 3 |
7 | «В музыкальном театре” | - | 6 | 6 | 6 |
8 | “В концертном зале” | - | 5 | 6 | 5 |
9 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” | - | 6 | 5 | 7 |
| Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка»
2 класс
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации.
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание учебного предмета «Музыка»
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальные картины мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств, характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно – образного содержания произведений. Формы одночастные, двух - и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальные картины мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли, песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, вокальные). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские и мужские. Хоры: детский, мужской, женский, смешанный. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание. Образная сфера и музыкальный язык.
2 класс
Раздел 1. «Россия — Родина моя» 3 ч.
Мелодия. Композитор(1 ч). Здравствуй, Родина моя. Моя Россия(1 ч). Гимн-главная песня нашей Родины; герб, флаг. Средства музыкальной выразительности(1ч).
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 2. «День, полный событий» 6 ч.
Музыкальный инструмент — фортепиано, его выразительные возможности(1ч). Природа и музыка. Песенность, танцевальность, маршевость и регистр(1ч). Танцы, танцы. Танцевальные ритмы, пластика движений. Эти разные марши (1ч). Звучащие картины. Расскажи сказку. Мелодия. Аккомпанемент(1ч). Колыбельные. Интонация колыбельной. Фраза (1ч). Мама. Темп. Динамика. Выразительность(1ч)
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» 5 ч.
Колокольные звоны России. Голоса-тембры колоколов. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж(1ч). Святые земли Русской: Александр Невский, Сергий Радонежский. Кантата. Хор. Народные песнопения(1ч). Жанр молитвы. Мелодия. Композитор(1ч). Праздники Русской Православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки(2ч).
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч
Фольклор — народная мудрость. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.(1ч) Музыка в народном стиле. Песня-игра, песня-диалог. Мотив. Выразительность(1ч). Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица). Встреча весны. (2ч)
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение русских народных песен, танцев, инструментальных наигрышей разных жанров.
Раздел 5. «В музыкальном театре» 6 ч.
Детский музыкальный театр. Музыкальный диалог(1ч). Опера и балет. Симфонический оркестр(1ч). Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Опера «Руслан и Людмила». Солист. Хор(1ч). Какое чудное мгновенье! Контраст. Сцена из оперы(1ч). Увертюра. Финал. Композитор. Опера. (1ч)
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение тем-характеристик действующих лиц опер и балетов.
Раздел 6. «В концертном зале» 5 ч
Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк»: тембры, тема, сюжет. Инструменты симфонического оркестра(1ч). Музыкальная живопись. Выразительность и изобразительность образов музыки(1ч). В.-А.Моцарт. Опера. Симфония. Рондо(1ч.) Симфоническая партитура. Контраст(1ч) Увертюра, опера(1ч)
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 6 ч
Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган)(1ч). Сочинения И.-С. Баха. Менуэт. Оркестр(1ч). Все в движении. Темп. Контраст. Скороговорка(1ч). Музыка учит людей понимать друг друга. Песня. Танец. Марш(1ч). Выразительность и изобразительность музыки. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия - рисунок, лад - цвет (1ч). Международные конкурсы исполнителей. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского(1ч).
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
II класс (34 ч) Россия — Родина моя (3 ч) |
Содержательные линии | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Музыкальный пейзаж. Образы родной природы к музыке русских композиторов. Песенность, как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр). | Мелодия. Здравствуй. Родина моя! Моя Россия. Гимн России. Примерный музыкальный материал Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. Гимн России А. Александров, слова С. Михалкова. Патриотическая песня. М. Глинка, слова Д. Машистова; Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой. | Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Подбирать слова отражавшие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках. Исполнять Гимн России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. |
День, полный событий (6 ч) |
Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано — его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. | Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы... Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Обобщающий урок 1 четверти. Примерный музыкальный материал Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский; Детская музыка. Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Начинаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. А. Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная песня; Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева. | Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных произведений. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение. Анализировать Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе). Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках. |
«О России петь — что стремиться в храм» (5 ч) |
Колокольное звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике. | Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Рождество Христово. Обобщающий урок II четверти. Примерный музыкальный материал Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев. Народные песнопения о Сергии Радонежском. Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский. Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского. Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народные славянские песнопения. Рождественская песенка Слова и музыка П. Синявского. | Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов. Исполнять рождественские песни на уроке и дома. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей./ |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч) |
Фольклор — народная мудрость, Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица). встреча весны. Песня-игра. песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки. | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны Девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Музыка о народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны. Примерный музыкальный материал Светит месяц: Камаринская, плясовые наигрыши А. Шнитке. Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни. Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев. Камаринская. М. Чайковский. Прибаутки. В. Комраков. слова народные; Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасева. Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы. | Разыгрывать народные игровые песни, песни- диалоги, песни-хороводы. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Выявлять особенности традиционных праздников народов России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров. |
В музыкальном театре (5 ч) |
Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы - характеристики главных действующих лиц. Финал. | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. Примерный музыкальный материал Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; Марш Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового. | Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. |
В концертном зале (5 ч) |
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальная живопись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор В.-А. Моцарта. Увертюра к опере «свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского. | Симфоническая сказка «Петя и Волк». Обобщающий урок III четверти. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра. Примерный музыкальный материал Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев. Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский. Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт; Увертюра К опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт; Увертюра. К опере «Руслан и Людмила». М. Глинка. Песня о картинах. Ген. Гладков, слова А. Кушнера. | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (6 ч) |
Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха. М. Глинки. В.-А. Моцарта, Г. Свиридова. Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия - рисунок, лад - цвет). Международный конкурс исполнителей им. П. И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского. | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. И всё это — Бах! Всё в движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок IV четверти — заключительный урок-концерт. Примерный музыкальный материал Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах. Весенняя. В.-А. Моцарт. слова И.-Ф. Овербек. пер. Т. Сикорской; Колыбельная Б. Флис - В.-А. Моцарт. русский текст С. Свириденко. Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Песня жаворонка. П. Чайковский концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). II. Чайковский. Тройка; весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Кавалерийская; Клоуны: Карусель (слова И. Рахилло), Д. Кабалевский. Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л. Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин. слова М. Пляцковского; Это очень интересно; Пони. С. Никитина слова Ю. Мориц; До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей". С. Соснин, слова П. Синявского; Старый добрый клавесин. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского: Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта. | Понимать триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя. Анализировать. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям. Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Сроки выполнения | Название раздела. Тема урока |
план | факт |
1 | | | Россия – Родина моя (3ч). Мелодия. |
2 | | | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. |
3 | | | Гимн России. |
4 | | | День, полный событий (6ч). Музыкальные инструменты (фортепиано). |
5 | | | Природа и музыка. |
6 | | | Танцы, танцы, танцы… |
7 | | | Эти разные марши. |
8 | | | Звучащие картины |
9 | | | Расскажи сказку. Колыбельные песни. |
10 | | | О России петь – что стремиться в храм (5ч). Великий колокольный звон. Звучащие картины. |
11 | | | Русские народные инструменты. |
12 | | | Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. |
13 | | | Молитва. С Рождеством Христовым! |
14 | | | Музыка на новогоднем празднике. |
15 | | | Гори, гори ясно, что не погасло! (3ч) Плясовые наигрыши. Разыграй песню. |
16 | | | Музыка в народном стиле. |
17 | | | Проводы зимы. Встреча весны. |
18 | | | В музыкальном театре (6ч). Детский музыкальный театр. Опера. |
19 | | | Детский музыкальный театр. Опера. |
20 | | | Балет. |
21 | | | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. |
22 | | | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. |
23 | | | Увертюра. Финал. |
24 | | | В концертном зале (5ч). Симфоническая сказка. |
25 | | | Симфоническая сказка. |
26 | | | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. |
27 | | | «Звучит нестареющий Моцарт» |
28 | | | Симфония № 40 |
29 | | | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6ч). Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. Орган. |
30 | | | Всё в движении. Попутная песня. |
31 | | | Музыка учит людей понимать друг друга. |
32 | | | Два лада. Легенда. Природа и музыка. |
33 | | | Произведения М.И.Глинки и В.-А.Моцарта. |
34 | | | Заключительный урок. |
Критерии оценивания учебных достижений
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала, теоретические знания по предмету, активность работы на уроке.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование. Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и оценен учителем:
1. Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
2. Кроссворды.
3. Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
4. Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
5. «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
6. Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Слушание музыки
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается:
- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
- самостоятельность в разборе музыкального произведения;
- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Хоровое пение
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий предварительно проводится индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Всегда можно у ребёнка со слабым слухом, с неправильным интонированием найти на уроке момент, когда он может показать себя в ответах по домашнему заданию; в высказываниях об услышанной музыке на уроке; в знании текста песен.
Оценивание знаний и умений по музыке
«5» («отлично») | ставится, если устный ответ обнаруживает знание и понимание учебного материала; дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный; выразительное исполнение песни, знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; |
«4» («хорошо») | ставится, если устный ответ в целом грамотный, но неполный: терминология и понятия используются правильно, дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя; в основном чистое интонирование, знание мелодической линии и текста песни, но пение недостаточно выразительное; |
«3» («удовлетворительно») | ставится, если ответ неполный, ограничивается заученными примерами; значение терминов используется не всегда верно; поставленные задачи выполнены частично, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, пение невыразительное, неуверенное и не вполне точное; |
«2» («плохо») | ставится, если ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала, незнание текста песен, поставленные задачи не выполнены. |
Материально – техническое обеспечение
образовательного процесса.
Библиотечный фонд
1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
2.Музыка: 1 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
3.Музыка: 2 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2014.
4.Музыка: 3 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2014.
5.Музыка: 4 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2014.
Печатные пособия
1.Портреты композиторов.
2.Таблица средств музыкальной выразительности
3.Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
4.Демонстрационный материал (в соответствии с тематическими линиями учебной программы).
Экранно-звуковые пособия
1.Аудиозаписи по музыке.
2.Нотный и поэтический текст песен.
3.Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
Технические средства обучения
1.Экран
2.Мультимедиа проектор
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
1.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
2.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
3.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
19