Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ашпанская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № « » августа 2017г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ Н.В.Дерова « » августа 2017г | «Утверждено» директором школы ___________ Т.Б.Карелина Приказ № « » августа 2017г |
Рабочая программа
по музыке
для 4 класса
Кузнецова
Екатерина Петровна
учитель музыки
с. Ашпан
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального образования по искусству.
- Федарального закона от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г. №19707);
- приказа Минобрнауки РФ №1576 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 6 октября 2009.г. №373»;
-приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка» (для четырехлетней начальной школы) авторов Л.В. Школяр, В.О. Усачева.
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ашпанская ООШ»
Учебного плана МБОУ «Ашпанская ООШ»
Соответствующего УМК.
Цель – воспитание эмоционально ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов.
Задачи:
- развивать восприятие музыки, интерес к музыке и музыкальной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- формировать у обучающихся эмоционально – ценностного отношения к музыке;
- воспитывать устойчивый интерес к деятельности музыканта – человека, сочиняющего, и исполняющего и слушающего музыку;
- воспитывать чувство музыки как основы музыкальной грамотности;
- развивать образно-ассоциативного мышление детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- прививать любовь и уважение к музыке как к предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- обучить основам музыкальной грамоты;
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение музыки в четвертом классе 34ч (1ч в неделю, 34 часа)
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные:
Ценить и принимать ценности «народ», «национальность».
Уважение к своему народу,
к другим народам, принятие ценностей других народов.
Выбор дальнейшего образовательного маршрута
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения ценностей гражданина России.
Регулятивные:
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные:
Планировать свою работу по изучению незнакомого матери
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Обучающийся научится:
Слушание музыки
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.
Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
Иметь представление об интонации в музыке, знать о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Иметь представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
Иметь представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.
Хоровое пение
Грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
Знать слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
Знать о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
Соблюдать при пении певческую установку. Использовать в процессе пения правильное певческое дыхание.
Ясно выговаривать слова песни, петь гласные округленным звуком, отчетливо произносить согласные; использовать средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
Петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Петь доступным по силе, не форсированным звуком.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Уметь исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
Иметь представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
Иметь первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
Использовать возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты
Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Подбор по слуху попевок и простых песен.
Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.
Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.
Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.
Обучающийся получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание учебного предмета
Песни народов мира (2 часа)
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, контраст).
Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения (поступенное, по звукам аккорда, скачками).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур с относительно самостоятельными по ритмическому рисунку партиями (например, ритмическое остинато / партия, дублирующая ритм мелодии; пульсация равными длительностями / две партии – ритмическое эхо и др.). Исполнение простых ансамблевых дуэтов, трио; соревнование малых исполнительских групп.
Музыкальная грамота (7 часов)
Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков). Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам с тактированием, с применением ручных знаков. Исполнение простейших мелодических канонов по нотам.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Сочинение ритмических рисунков в форме рондо, в простой двухчастной и простой трехчастной формах, исполнение их на музыкальных инструментах. Ритмические каноны на основе освоенныхритмоформул. Применение простых интервалов и мажорного и минорного трезвучий в аккомпанементе к пройденным хоровым произведениям (в партиях металлофона, ксилофона, синтезатора).
Инструментальная и вокальная импровизация с использованием простых интервалов, мажорного и минорного трезвучий.
Оркестровая музыка (8 часов)
Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура. Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Игра оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп. Подбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.
Музыкально-сценические жанры (4 часа)
Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка».
Драматизация отдельных фрагментов музыкально-сценических произведений. Драматизация песен. Примеры: р. н. п. «Здравствуй, гостья зима», Р.Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).
Музыка кино (5 часов)
Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.
Содержание обучения по видам деятельности:
Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ функций и эмоционально-образного содержания музыкального сопровождения:
- характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды действия;
- создание эмоционального фона;
- выражение общего смыслового контекста фильма.
Примеры: фильмы-сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор
Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор Г. Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А. Рыбников). Мультфильмы: У. Дисней «Наивные симфонии»; музыкальные характеристики героев в мультфильмах российских режиссеров-аниматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю. Норштейна, Г. Бардина, А. Петрова и др. Музыка к мультфильмам: «Винни Пух» (М. Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин), «Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка» (В. Шаинский).
Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием.
Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов.
Учимся, играя (4 часа)
Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игры-соревнования на правильное определение на слух и в нотах элементов музыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных моделей, подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме командного соревнования.
Я – артист (2 часа)
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. Исполнение песен в сопровождении двигательно-пластической, инструментально-ритмической импровизации.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением всего разнообразия пройденных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, оркестре. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование: «солист –солист», «солист –оркестр».
Соревнование классов: лучшее исполнение произведений хорового, инструментального, музыкально-театрального репертуара, пройденных за весь период обучения.
Музыкально-театрализованное представление (2 часа)
Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п\п | Тема раздела | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Песни народов мира (2). | История культуры и быта различных народов мира. | 07.09.17 | |
2 | НФЗ. Урок - игра «Музыкальная страна» | 14.09.17 | |
3 | Музыкальная грамота (7). | Основы музыкальной грамоты. | 21.09.17 | |
4 | Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). | 28.09.17 | |
5 | НФЗ. Урок - экскурсия «Ах, какая осень»» | 05.10.17 | |
6 | Пение по нотам с тактированием. | 12.10.17 | |
7 | НФЗ. Урок - игра «Народные песни: поем, танцуем, играем» | 19.10.17 | |
8 | Средства музыкальной выразительности. | 26.10.17 | |
9 | НФЗ. Урок путешествие «Веселые нотки» | 09.11.17 | |
10 | Оркестровая музыка (8). | Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой. | 16.11.17 | |
11 | Виды оркестров: народный, джазовый, эстрадный. | 23.11.17 | |
12 | НФЗ. Урок - игра «Музыкальная карусель» | 30.11.17 | |
13 | Электромузыкальные инструменты. | 07.12.17 | |
14 | НФЗ. Урок - экскурсия «Музыкальный театр» | 14.12.17 | |
15 | В. Андреева; песни военных лет в исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров | 21.12.17 | |
16 | На спектакле в музыкальном театре (М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов») видео | 28.12.17 | |
17 | Бессмертные звуки «Лунной сонаты» («Лунная» Л. Бетховен) | 11.01.18 | |
18 | Музыкально – сценические жанры (4). | Балет, опера – яркий драматургический жанр. | 18.01.18 | |
19 | Мюзикл. Периоды его развития. | 25.01.18 | |
20 | Жанровые особенности и разнообразие музыкально-театральных произведений. | 01.02.18 | |
21 | П.И. Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка». | 08.02.18 | |
22 | Музыка и кино (5). | Музыка к мультфильмам. («Винни Пух» (М. Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин), «Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина) | 15.02.18 | |
23 | Сказки и музыка. (фильмы-сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор Г. Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А. Рыбников). | 22.02.18 | |
24 | Музыка к кинофильмам. | 01.03.18 | |
25 | Басни и музыка. | 15.03.18 | |
26 | Рассказы и музыка. | 22.03.18 | |
27 | Учимся играя(4) | НФЗ. Урок - игра «Угадай мелодию» | 05.04.18 | |
28 | Музыкальный ринг. | 12.04.18 | |
29 | Музыкальная страна. Урок викторина. | 19.04.18 | |
30 | Брейн ринг «Музыка вокруг нас». | 26.04.18 | |
31 | Я артист (2) | Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). | 03.05.18 | |
32 | НФЗ. Урок - соревнование «Ритмическое эхо» | 10.05.18 | |
33 | Музыкально – театрализованное представление (2) | Театрализованная постановка сказки «Колобок наоборот». | 17.05.18 | |
34 | Урок повторение. Урок игра. | 24.05.18 | |
22