СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 5-7 класс ФГОС Критская

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-7-х классов составлена на основе требований к результатам основного общего образования, в соответствии с рекомендациями примерной программы, авторской программы по музыке (Музыка. 5-7 классы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова. – Москва: Просвещение, 2013). 

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по музыке 5-7 класс ФГОС Критская»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Отрадненская основная общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»





«Согласовано»

Руководитель МО

__________/Гладыщева Г.М./

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Отрадненская ООШ»

_____________/Шевцова Е.А./

«__»________________20___г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «Отрадненская ООШ»________ /Бударов А.В./

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету «Музыка»

Базовый уровень

5-7 классы














Составила:

учитель музыки

Гладыщева Галина Михайловна












2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-7-х классов составлена на основе требований к результатам основного общего образования, в соответствии с рекомендациями примерной программы, авторской программы по музыке (Музыка. 5-7 классы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова. – Москва: Просвещение, 2013).

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся..

При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориен­тация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоцио­нальной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработан­ной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший и объеди­няющий момент, который связан с введением темы года.

Данная программа реализуется с использованием учебников следующих авторов:

Музыка. 5 класс. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Музыка. 6 класс. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Музыка. 7 класс. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов обучающихся, разнообразие ви­дов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное зна­комство с жанровым и стилевым многообразием классическо­го и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на дан­ном этапе приобретает в большей степени деятельностный ха­рактер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного со­трудничества, музыкальных впечатлений и эстетических пред­ставлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музы­кально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, со­циального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной дея­тельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участ­ников в художественно-педагогическом процессе.

Преемственность содержания программы 5-7классов с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:

- освоение обучающимися основных закономерностей музыкального искусства — интонационной природы музыки, цитрон, стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;

- включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выход за рамки музыки;

- расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слу­ха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства;

- формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.

Основные методические принципы построения программы 5-7 классов:

  • Принцип увлеченности

  • Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя

  • Принцип тождества и контраста

  • Принцип интонационности

  • Принцип диалога культур

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообраз­ны и направлены на полноценное общение школьников с вы­сокохудожественной музыкой в современных условиях широ­кого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произве­дение может осваиваться обучающимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интони­рование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструменталь­ные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое нача­ло обучающихся проявляется в размышлениях о музыке (ориги­нальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импро­визациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбивших­ся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) дея­тельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование методов художественной педагогики:

  • Метод художественного, нравственно- эстетического познания музыки

  • Метод интонационно-стилевого постижения музыки

  • Метод эмоциональной драматургии урока

  • Метод концентричности изучения музыкального материала

  • Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении)

  • Метод создания композиций

  • Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки)



МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Данная программа рассчитана на 102 часа. Обязательное изучение музыки по классам осуществляется в следующем объеме:


Год обучения

Количество часов

Количество учебных недель

Всего за год

5 класс

1

34

34

6 класс

1

34

34

7 класс

1

34

34

ВСЕГО:

102


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


5 класс

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;

  • ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

  • готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возра­стных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, прояв­ляющихся в познавательной и практической деятельности уча­щихся:

  • умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма­тизация музыкальных произведений, импровизация, музы­кально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью;

  • расширение музыкального и общего культурного круго­зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной дея­тельности, включая информационно-коммуникационные тех­нологии.


6 класс

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возра­стных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию.

Предметные результаты:

  • сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного об­раза;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма­тизация музыкальных произведений, импровизация, музы­кально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью;

  • расширение музыкального и общего культурного круго­зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной дея­тельности, включая информационно-коммуникационные тех­нологии;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творчес­ких проектов, решения различных музыкально-творческих задач.


7 класс

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, осознанное и ответственное отноше­ние к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возра­стных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре­шения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познаватель­ных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию.

Предметные результаты:

  • сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного об­раза;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма­тизация музыкальных произведений, импровизация, музы­кально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью;

  • расширение музыкального и общего культурного круго­зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной дея­тельности, включая информационно-коммуникационные тех­нологии;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творчес­ких проектов, решения различных музыкально-творческих задач.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


5 класс


«Музыка и литература» (17 ч)


Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.


«Музыка и изобразительное искусство» (17 ч)


Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.


6 класс


«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 ч)


Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.


«Мир образов камерной и симфонической музыки» (17 ч)


Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.


7 класс


« Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (17 ч)


Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.


«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (17 ч)

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно – симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


5 КЛАСС


п\п

Наименование раздела

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Музыка и литература

17

Выявлять общность жизненных исто­ков и взаимосвязь музыки и литературы.

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении.

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литератур­ных произведений в драматизации, ин­сценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструмен­тах, пластике, в театрализации.

Находить ассоциативные связи меж­ду художественными образами музыки и других видов искусства.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой те­мы.

Размышлять о знакомом музыкаль­ном произведении, высказывать сужде­ние об основной идее, средствах и фор­мах ее воплощения.

Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоя­тельно выбранным литературным обра­зом.

Находить жанровые параллели меж­ду музыкой и другими видами искус­ства.

Творчески интерпретировать содер­жание музыкального произведения в пе­нии, музыкально-ритмическом движе­нии, поэтическом слове, изобразитель­ной деятельности.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литера­туры.

Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.

Определять характерные признаки музыки и литературы.

Понимать особенности музыкально­го воплощения стихотворных текстов.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произ­ведения к изучаемой музыке.

Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музы­кальных инструментов.

Определять характерные черты му­зыкального творчества народов России и других стран при участии в народных иг­рах и обрядах, действах и т.п.

Исполнять отдельные образцы на­родного музыкального творчества своей республики, края, региона и т.п.

Участвовать в коллективной испол­нительской деятельности (пении, плас­тическом интонировании, импровиза­ции, игре на инструментах — элементар­ных и электронных).

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Самостоятельно работать в творчес­ких тетрадях.

Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями.

Использовать образовательные ре­сурсы Интернета для поиска произведе­ний музыки и литературы.

Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.

2

Музыка и изобразительное искусство

17

Выявлять общность жизненных ис­токов и взаимосвязь музыки с литерату­рой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Находить ассоциативные связи меж­ду художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Наблюдать за процессом и результа­том музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, об­разов в произведениях разных форм и жанров.

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Участвовать в совместной деятель­ности при воплощении различных музы­кальных образов.

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изоб­разительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразитель­ного искусства, театра, кино и др.).

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении.

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных про­изведений.

Исполнять песни и темы инструмен­тальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматиза­ции, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре, пластике.

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию про­изведений изобразительного искусства.

Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в сети Ин­тернет.

Самостоятельно работать с обучаю­щими образовательными программами.

Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность своих сверстников.

Защищать творческие исследова­тельские проекты



ИТОГО

34




6 КЛАСС


п\п

Наименование раздела

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17

Различать простые и сложные жан­ры вокальной, инструментальной, сце­нической музыки.

Характеризовать музыкальные про­изведения (фрагменты).

Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Наблюдать за развитием музыкаль­ных образов.

Анализировать приемы взаимодей­ствия и развития образов музыкальных сочинений.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классичес­кого репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий зна­комых музыкальных сочинений.

Разыгрывать народные песни.

Участвовать в коллективных играх- драматизациях.

Участвовать в коллективной дея­тельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.

Воплощать в различных видах музы­кально-творческой деятельности знако­мые литературные и зрительные образы.

Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др.

Ориентироваться в составе испол­нителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопро­вождения.

Воспринимать и определять разно­видности хоровых коллективов по мане­ре исполнения.

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных об­разов.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргумен­тируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывать образный строй музы­кальных произведений на основе взаи­модействия различных видов искусства.

Принимать участие в создании тан­цевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.

Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приёмов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах.

Выявлять возможности эмоциональ­ного воздействия музыки на человека (на личном примере).

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, теат­ральных и т. п.).

Исполнять музыку, передавая ее ху­дожественный смысл.

Оценивать и корректировать собст­венную музыкально-творческую деятель­ность.

Исполнять отдельные образцы на­родного музыкального творчества своей республики, края, региона.

Подбирать простейший аккомпане­мент в соответствии с жанровой основой произведения.

Ориентироваться в джазовой музы­ке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ.

Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами.

Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т. п.

Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей и др.

Выполнять задания из творческой тетради.

Защищать творческие исследова­тельские проекты

2

Мир образов камерной и симфонической музыки

17

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфичес­кие особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства на­родной и композиторской музыки.

Передавать в собственном исполне­нии (пении, игре на инструментах, му­зыкально-пластическом движении) раз­личные музыкальные образы.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер.

Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Определять по характерным призна­кам принадлежность музыкальных про­изведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народ­ная, религиозная, современная.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятель­ность.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Импровизировать в одном из совре­менных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность.

Заниматься самообразованием (со­вершенствовать умения и навыки само­образования).

Применять информационно-комму­никационные технологии для музыкаль­ного самообразования

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в ос­воении содержания музыкальных произ­ведений.

Защищать творческие исследова­тельские проекты



ИТОГО

34




7 КЛАСС


п\п

Наименование раздела

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Особенности драматургии сценической музыки

17

Определять роль музыки в жизни человека.

Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель).

Эмоционально-образно восприни­мать и оценивать музыкальные произ­ведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в си­туации выбора.

Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.

Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.

Называть имена выдающихся отече­ственных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значи­мые их произведения и интерпретации.

Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Творчески интерпретировать содер­жание музыкальных произведений, ис­пользуя приемы пластического интони­рования, музыкально-ритмического дви­жения, импровизации.

Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.

Решать творческие задачи.

Участвовать в исследовательских проектах.

Выявлять особенности взаимодей­ствия музыки с другими видами искус­ства.

Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык про­изведений мирового музыкального ис­кусства.

Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в справоч­ной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.

Самостоятельно исследовать твор­ческие биографии композиторов, испол­нителей, исполнительских коллективов.

Собирать коллекции классических произведений.

Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т.п.

Применять информационно-комму­никационные технологии для музыкаль­ного самообразования.

Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.

2

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

17

Сравнивать музыкальные произведе­ния разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в му­зыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкаль­ные гостиные, концерты для младших школьников и др.).

Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации куль­турного досуга, при составлении домаш­ней фонотеки, видеотеки и пр.

Называть крупнейшие музыкаль­ные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, му­зеи).

Анализировать приемы взаимодей­ствия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музы­кальных произведений.

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) вопло­щения различных художественных обра­зов.

Самостоятельно исследовать твор­ческую биографию одного из популяр­ных исполнителей, музыкальных коллек­тивов и т.п.

Обмениваться впечатлениями о те­кущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Импровизировать в одном из совре­менных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Ориентироваться в джазовой музы­ке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки.

Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.

Осуществлять проектную деятель­ность.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных про­изведений.

Защищать творческие исследова­тельские проекты



ИТОГО

34




Материально-техническое,

учебно-методическое, информационно-техническое обеспечение

образовательного процесса

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.)


Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Имеется в наличии

% оснащённости

1

2

3

4

5


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Д

Д


100%

Примерная программа основного общего образования по музыке

Д

Д

100%

Авторские программы по музыке

Д

Д

100%

Сборники песен

К

К

100%

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)

К

К


100%

Методические журналы по искусству

К

К

100%

Учебно-методические комплекты к программе по музыке

К

К


100%

Книги о музыке и музыкантах.

Научно-популярная литература по искусству

Ф

Ф


100%

Справочные пособия,
энциклопедии

Д

Д

100%

2

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ


Таблицы:

– нотные примеры;

– признаки характера звучания

– средства музыкальной выразительности

Д

0


0%

Схемы:

– расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;

– расположение партий в хоре;

– графические партитуры

Д

Д


100%

Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России

Д

Д


100%

Портреты композиторов

Д

Д

100%

Атласы музыкальных инструментов

Д


0%

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы

Д


30%

Дидактический раздаточный материал:




Карточки с признаками характера звучания

К

Ф

50%

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств

К

Ф

50%

Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности

К

Ф

50%

3

информационно-коммуникционные средства


Мультимедийные обучающие
программы

Д

0


0%

Электронные учебники

Д

0


0%

Электронные библиотеки
по искусству

Д

0


0%

Игровые компьютерные
программы по музыкальной
тематике

Д

0


0%

4

Экранно-звуковые пособия


Аудиозаписи и
фонохрестоматии по музыке

Д

Д


100%

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

Д


0%

Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей

Д

Д


100%

Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

Д

Д


100%

Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов

Д


0%

Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов

Д


0%

Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов

Д

Д


100%

Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов

Д

Д


100%

5

Технические средства обучения


Музыкальный центр


д

д


100%

Видеомагнитофон

Д


0%

CD / DVD-проигрыватели

Д

Д


100%

Мультимедийный компьютер со звуковой картой

Д

Д


100%

Телевизор с универсальной подставкой

Д

Д


100%

Мультимедиапроектор

Д

Д


100%

Слайд-проектор

Д

0


0%

Экран (на штативе или навесной)

Д

Д


100%

6

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


Музыкальные инструменты:

Фортепиано (пианино, рояль)

Баян /аккордеон

Скрипка

Гитара

Клавишный синтезатор


Д

Д

Д

Д

Д


Д

Д


100%

100%

0%

0%

0%


Детские клавишные
синтезаторы

Ф

0


0%


Комплект детских музыкальных инструментов:

– блок-флейта,

– глокеншпиль /колокольчик,

– бубен

– барабан

– треугольник

– румба,

– маракасы,

– кастаньетты

– металлофоны

– ксилофоны;

– народные инструменты:

свистульки,

деревянные ложки,

трещотки и др.;

– дирижерская палочка



П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

0


0%


Аудиторная доска с магнитной поверхностью, и приспособлений для крепления таблиц, репродукций

Д

Д


100%


Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе)

Д

0


0%


Расходные материалы:

– нотная бумага

– цветные фломастеры

– цветные мелки


К

К

К


К

К

К


100%

100%

100%


Специализированная учебная мебель:

индивидуальные столы и стулья для учащихся


К


К


100%


Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.





Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)


0


0%

7

Специализированная учебная МЕБЕЛЬ


Компьютерный стол



100%

Шкаф 2-хсекционный



100%