Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ашпанская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № « » августа 2017г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ Н.В.Дерова « » августа 2017г | «Утверждено» директором школы ___________ Т.Б.Карелина Приказ № « » августа 2017г |
Рабочая программа
по музыке
для 5 класса
Кузнецова
Екатерина Петровна
учитель музыки
с. Ашпан
2017г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке для 5 класса создана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом, и обеспечена УМК для 5 класса авторов Науменко Т.И., Алеев В.В.
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета Искусство «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
Цель: развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
класс | Кол. часов в неделю | Количество учебных недель | Количество часов в год | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
5 | 1 | 35 | 35 | - | - |
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение пятиклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения музыки являются:
формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное мышление, творческое воображение;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач;
на основе изучения выдающихся муз.произведений русских и зарубежных классиков, произведений искусства выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о «Добре» и «Красоте». Для этого: – различать «доброе» и «красивое» в культурном наследии России и мира, в общественном и личном опыте, отделять от «дурного» и «без-образного»; – стремиться к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям;
сдерживать себя от уничтожения красоты в мире и добрых отношений между людьми;
на основе изучения патриотических муз.произведений русских композиторов, изучения русской истории воспитывать в себе чувство патриотизма – любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине, к своей стране – России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах;
учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций,
решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
изучая музыку разных народов мира, выстраивать толерантное (уважительно-доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя: – к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции – к народам России и мира – их истории, культуре, традициям, религиям.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
Регулятивные универсальные учебные действия:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
Познавательные универсальные учебные действия:
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметными результатами изучения музыки являются:
общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
Выпускник научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Содержание учебного предмета
1 четверть
«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» - 9 часов.
Многообразие и богатство связей музыки и литературы. Значение поэзии в вокальной музыке. Особенности взаимодействия музыки и текста в возникновении народных песенных жанров. Литература как идея или основа для создания программных и непрограммных произведений. Формы песни как результат взаимодействия ее поэтического и музыкального компонентов. Многообразие жанрового взаимообогащения и взаимопроникновения литературы и музыки. Жизнь – единый источник литературы и музыки, первооснова их взаимосвязи и взаимодействия.
Музыкальный материал: С. Рахманинов. Концерт № 3 (тема 1 ч.). С. Рахманинов. Вокализ.
М. Глинка «Жаворонок». М. Глинка – М. Балакирев «Жаворонок». Н. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» (из оперы «Садко»). Муз.темы из балета «Чипполино» К.Хачатурян, Сцена из кинофильма «Звуки музыки» Р.Роджерс «До-ре-ми».
2 четверть
«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» -7 часов.
Музыка обогащает литературу. Музыка и музыканты как «действующие лица» литературных произведений. Каждая встреча с музыкой в литературном произведении – повод к размышлению о жизни. Музыкальность как мера совершенства литературного текста. «Говорящая» тема как критерий выразительности музыки.
Воспитание музыкой через литературу. Музыка как компонент синкретичных жанров.
Музыкальный материал: Грузинская народная мелодия. Сказка «Чонгурист» + Грузинская народная песня «Чела», русская народная сказка «Золотые гусли» + гусленные напевы,
И. Крылов «Квартет» (три фрагмента «хаотической» квартетной музыки).А. Бородин. Квартет № 2 (фрагмент 3-й части). К. Паустовский «Старый повар» + В. Моцарт. Симфония «Фантазия» , К. Паустовский рассказ «Корзина с еловыми шишками» + Э.Григ «Утро», А.Гайдар «Судьба барабанщика» + М. Глинка «Жаворонок»
3 четверть
«Можем ли мы увидеть музыку?» - 10 часов.
Связь музыки с изобразительным искусством. Музыка рождает зрительные ассоциации.
Изображение рождает музыкальные ассоциации. Музыка, литература, живопись берут за основу один сюжет, и каждое искусство воплощает его по-своему. «Зримый образ» как критерий яркого рельефного музыкального воплощения.
Музыкальный материал:К. Листов. «Песня о тачанке». А. Бородин. Симфония № 2 (1 ч). Я. Френкель. Вступление к к/ф «Новые приключения Неуловимых». С. Никитин «Песня о маленьком трубаче». М. Мусоргский «Богатырские ворота» , «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (из оперы «Хованщина»). К.Дебюсси«Лунный свет».Н.А.Римский-Корсаков «Шехерезада».
четверть
«Можем ли услышать живопись» - 9 часов
Внутренний слух и внутреннее зрение. Картина, портрет, пейзаж в музыке и изобразительном искусстве. Ритм, колорит, пространство в музыке и живописи. Музыка и изображение как основа синкретичных жанров. Музыка и музыканты становятся живописными образами. «Звучащие» полотна. «Живописные» партитуры.
Границы отдельных искусств не замкнуты; искусства ежеминутно переходят одно в другое.
Музыкальный материал: И. Стравинский «Петрушка» (1 картина 1-й части балета), Сен-Санс «Лебедь», Шуберт «Аве Мария», Мусоргский «Картинки с выставки», Прокофьев кантата «Александр Невский», Равель «Хабанера», Ростовские звоны.
Тематическое планирование
№№п\п | Тема раздела | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
11 | «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» - 9 | НФЗ. Урок экскурсия «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» | 07.09.17 | |
22 | Вокализ - песня без слов | 14.09.17 | |
33 | Романса трепетные звуки | 21.09.17 | |
44 | НФЗ. Урок путешествие «Опера – яркий драматургический жанр» | 28.09.17 | |
5 | Н.Римский-Корсаков опера «Садко» колыбельная Волховы. Песня «Новенькая» |
05.10.17 | |
66 | НФЗ. Урок путешествие «Искусство балета» | 12.10.17 | |
7 | К.Хачатурян балет «Чипполино» фрагменты. Песня «Это знает всякий» | 19.10.17 | |
88 | НФЗ. Урок – игра «Музыкальная викторина» | 26.10.17 | |
99 | Кино и музыка | 09.11.17 | |
110 | Что стало бы с литературой, если бы не было музыки – 7 часов | Сказки и музыка |
16.11.17 | |
111 | Русская нар.сказка «Золотые гусли» + гусленные напевы. Песня «Новоуральск» |
23.11.17
| |
112 | Басни и музыка | 30.11.17 | |
113 | Рассказы и музыка | 07.12.17 | |
14 | К.Паустовский рассказ «Корзина с еловыми шишками» + Э.Григ «Утро» Песня «Снежинка» | 14.12.17
| |
115 | Повести и музыка | 21.12.17 | |
116 | Стихи и музыка | 28.12.17 | |
317 | Можем ли мы увидеть музыку – 10 часов | НФЗ. Урок экскурсия «Можем ли мы увидеть музыку» | 11.01.18
| |
118 | Богатырская тема в искусстве | 18.01.18 | |
119 | НФЗ Урок – игра «Движение в музыке» | 25.01.18 | |
20 | М.Мусоргский «Богатырские ворота» Песня «Солдат молоденький» | 01.02.18
| |
221 | НФЗ. Урок экскурсия «Портрет в музыке» | 08.02.18 | |
222 | Образная музыка Мусоркского | 15.02.18 | |
223 | Образная музыка Чайковского | 22.02.18 | |
224 | Образная музыка Римского-Корсакова | 01.03.18 | |
225 | Романтик Дебюсси | 15.03.18 | |
226 | Когда картины зазвучат и на полотна лягут звуки | 22.03.18 | |
427 | «Можем ли мы услышать живопись?» - 9 часов | НФЗ. Урок путешествие «Можем ли мы услышать живопись?» | 05.04.18 | |
228 | Звучащие картины Кустодиева | 12.04.18 | |
229 | Божественная живопись Рафаэля | 19.04.18 | |
330 | Музыкальные картинки Мусоргского | 26.04.18 | |
331 | Защитники Отечества в музыке. | 03.05.18 | |
332 | Необычное звучание трубы. | 10.05.18 | |
333 | Звучащие картины Левитана, Шишкина | 17.05.18 | |
34 | Представление проектов в виде презентаций. Песни по выбору | 24.05.18 | |
335 | Музыка и литература. Музыка и живопись. | 31.05.18 | |
Критерии оценки.
1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Нормы оценок.
«пять»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
«четыре»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.
«три»:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.
«два»:
-исполнение неуверенное, фальшивое.
22