Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Дроздовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и одобрена на заседании ШМО Руководитель МО _______ / Колесник Т.Я. Протокол № 1 от «29» августа 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________Смирнова Т.Я. «30» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Дроздовская СОШ _____________Савченко А.Н. Приказ № 119 – 0 от «31» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка».
6 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1
от «29» августа 2016 г.
Учитель Искусства
Пивнева Н. Ю.
ВКК
Программа разработана на основе авторской программы: Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 5-7 классы // Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
2016 г.
Рабочая программа по музыке в 6 классе разработана на основе следующих документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 год № 1897
2.Примерной программы по учебным предметам по музыке М.: Просвещение, 2012г.
3.Примерной авторской программы основного общего образования, по музыке, авторы – составители, Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. М.: Просвещение, 2013г.
4.Учебного плана МБОУ Дроздовская СОШ на 2016-2017 учебный год.
Выбор данной программы авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Содержание учебного предмета «Музыка» в 6 классе
Тематическое планирование уроков в 6 классе с указанием количества часов
Программа ориентирована на УМК:
1.Музыка. Учебник для 6 класса Г. П. Сергеева, Е. Д .Критская : М. Просвещение, 2012 г.
В рамках программы 30% учебного времени (10 часов) отводится на внутрипредметный модуль «Разнообразие музыкальных образов в вокальной и вокально-инструментальной музыке».
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Изучение предмета «Музыка» в 6 классе направлено на достижение следующих результатов:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Содержание учебного предмета «Музыка»
Тема года: «Музыкальный образ и музыкальная драматургия»
Тема 1 полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
![]()
![]()
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Тема 2 полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» (19 ч)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов. Защита творческих проектов.
№ п/п | Разделы рабочей программы | Количество часов |
1. | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 16 |
2. | Мир образов камерной и симфонической музыки | 19 |
| | 35 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
Разделы | № | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки 16 часов | 1 | Удивительный мир музыкальных образов. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 7.09 |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. | 1 | 14.09 |
3 | Внутрипредметный модуль Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. | 1 | 21.09 |
4 | Портрет в музыке и живописи воронежских композиторов, художников, поэтов и писателей. | 1 | 28.09 |
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль…». | 1 | 5.10 |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | 1 | 12.10 |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве русских композиторов | 1 | 19.10 |
8 | Образы песен зарубежных композиторов. | 1 | 26.10 |
9 | Внутрипредметный модуль Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь». | 1 | 9.11 |
10 | Внутрипредметный модуль Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. | 1 | 16.11 |
11 | Образы русской народной и духовной музыки. | 1 | 23.11. |
12 | «Фрески Софии Киевской». «Перезвоны» Молитва. | 1 | 30.11 |
13 | Внутрипредметный модуль Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. | 1 | 7.12 |
14 | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». | 1 | 14.12 |
15 | Внутрипредметный модуль Образы скорби и печали. Реквием В. А. Моцарта | 1 | 21.12 |
16 | Авторская музыка: прошлое и настоящее. | 1 | 28.12 |
Мир образов камерной и симфонической музыки 18 часов | 17 | Джаз – искусство 20 века | 1 | 11.01 |
18 | Вечные темы искусства и жизни. | 1 | 25.01 |
19 | Внутрипредметный модуль Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. | 1 | 1.02 |
20 | Внутрипредметный модуль Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. | 1 | 8.02 |
21 | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». | 1 | 15.02 |
22 | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» | 1 | 22.02 |
23 | Внутрипредметный модуль Образы симфонической музыки «Метель». | 3 | 1.03 |
24 | 15.03 |
25 | 22.03 |
26 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». | 1 | 29.03 |
27 | Связь времен: Моцарт и Чайковский | 1 | 5.04 |
28 | Внутрипредметный модуль Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 1 | 12.04 |
29 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | 1 | 19.04 |
30 | Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта». | 1 | 26.04 |
31 | «Мюзикл. Л.Бернстайн «Вестсайдская история» | 1 | 3.05 |
32 | Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика» | 1 | 10.05 |
33 | Внутрипредметный модуль Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 века.» | 1 | 17.05 |
34-35 | Итоговый тест. Защита творческих проектов | 2 | 24.05 31.05 |
| | | | |
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы (6 класс)
Итоговый тест по музыке
6 класс
Тест по музыке предназначен для учащихся 6 классов, изучающих предмет по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
Итоговый тест состоит из трёх частей, каждая из которых соответствует критерию образовательного стандарта по предмету «Музыка».
Перед выполнением определенной группы заданий необходимо внимательно прочитать инструкцию к выполнению.
Тесты по музыке
6 класс
1.К вокальной музыке не относится:( подчеркнуть)
-сольное пение
-пение в ансамбле
-пение в хоре
-игра на различных инструментах
2. Яркими представителями народного творчества на Руси были:
-ваганты
-лирники
-скоморохи
-барды
3.Какое из определений подходит к авторской песне:
-поэзия под гитару
-бардовская песня
-самодеятельная песня
4.Родина джаза:
-Италия
-Америка
-Россия
-Англия
5.«Блюз» в переводе с английского:
-меланхолия
-уныние
-духовный
-церковный
6.Слово « токката» в переводе с итальянского означает:
-бег
-удар
-прикосновение
-биение
7.Кого из композиторов можно назвать представителем барокко в музыке?
1. М.Глинка
2. И.С Бах
3. К.Орф
8.Кто не являлся создателем романсов:( подчеркнуть)
-композиторы
-певцы-любители
-скоморохи
-неизвестные музыканты
9.Красивое, прекрасное пение: ( подчеркнуть)
-ариозо
-бельканто
-сопрано
-романс
10. Вокальное произведение, повествование в котором нередко строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки, тесно связанным с сюжетом поэтического текста:
-романс
-баллада
-песня
-серенада
11.Музыкальное искусство Древней Руси развивалось по направлениям:(подчеркнуть)
-церковная:
-фольклор
-светская
-княжеская
12. Пение без сопровождения называется:
-вокализ
-акапелла
-униссон
13.Распредели эти произведения по жанрам:
молитва,романс, речитатив, духовный концерт,хорал,фуга, баллада,токката,реквием,ария, сюита,песня, вальс,серенада, речитатив, кантата.
Вокальные жанры | Инструментальные жанры |
| |
14. Собери определение:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ-
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
обобщенное представление,выраженное в интонации,живое.
РОМАНС-
какой-либо инструмент, для голоса, вокальное произведение, в сопровождении.
« ОПЕРА»-____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Слова, музыкально-театральное искусство,вид, музыка и сценическое действие, основан на слиянии.
15. Выберите правильное название 1 части концертной симфонии В.Г.Кикта «Фрески Софии Киевской»
1. «Скоморохи»
2. «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»
3. «Орнамент»
16. Подберите правильное определение слову полифония.
1. В переводе с греческого это слово означает многозвучие – вид многоголосия, которое основано на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий.
2. Музыкальная форма, состоящая из многократного повторения основного раздела – рефрена, с которым чередуются эпизоды.
3. Музыкальная форма, состоящая из темы и её видоизмененных повторений.
17.«Узнай композитора» Запиши фамилию и имя композитора по соответствующему высказыванию.
С.Рахманинов, Ф.Шуберт, Ф.Шаляпин, М.Мусоргский
1. «Искусство есть средство беседы с людьми». _________________________________________________________
2. «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир».________________________________________________
3. «Ноты-это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор». _________________________________________________________
«Я пел песни и пел много, много лет...»
_____________________________________________
18. Кого из композиторов можно назвать представителями русской музыкальной культуры XIX века?
1. П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский
2. В.А.Гаврилин, Г.В.Свиридов, С.Прокофьев, В.Г.Кикта
3. Ф.Шопен, Ф.Шуберт, Э.Григ, Н.Паганини