муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Рассмотрено на заседании ШМО Спортивно-художественного цикла Протокол №_____от__________ Руководитель ШМО_Н.Б.Крошкина_ | Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 12 __________Л.И. Игнатенко Приказ № 117 от 29.04.2014 |
Рабочая программа
по музыке
Класс____7_______
Всего часов на учебный год____34_______
Количество часов в неделю____1_______
Учитель _Квасова И.Н.__
Категория____1_______
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР __________/_____________/ |
г. Арзамас 2014 г
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 7-го класса разработана на основе программы «Музыка 5-7 классы», авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (сборник программ общеобразовательных учреждений «Музыка 1 -7 классы. Искусство 8-9 классы» М., Просвещение, 2011).
Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью эстетического воспитания, это определяющий фактор формирования музыкальной культуры личности. Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе его познания саморазвиваться.
Целью данной программы является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи музыкального образования, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью:
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением ИКТ)
социализация учащихся, формирование ценностных ориентаций.
Учебно-методический комплект:
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева:
- программа по предмету «Музыка. 5-7 классы» (сборник Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», 4-е издание, М.: Просвещение, 2007),
- учебник «Музыка. 5 класс» (М.: Просвещение, 2010),
- фонохрестоматия, методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 5-6 классы» (М.: Просвещение 2007).
Количество учебных часов:
В соответствии с учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Формы организации учебного процесса:
Индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.
Беседа, опрос, самостоятельная работа, творческая работа, конкурс, викторина, обучение работе с тестовыми заданиями, применение компьютерных технологий.
Важнейшим принципом организации учебного предмета «Музыка» является единство двух начал: познание природы музыки через исполнительский опыт и через активное восприятие образцов музыкального искусства.
Преобладающие формы контроля:
Контроль массовый, выборочный, индивидуальный.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно обеспечить учащимся возможность:
совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель);
знать основные жанры народной, профессионально, религиозной и современной музыки;
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров;
эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
выявлять особенности построения музыкально – драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания,
участвовать в исследовательских проектах;
совершенствовать умения и навыки самообразования.
обучение музыкальному искусству в 7 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
Содержание рабочей программы
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков.
Содержательный стержень курса - «классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.
Особенности музыкальной драматургии и развитие музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок – опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.
В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».
Раздел 1. « Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (16 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Раздел 2. « Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 ч)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно – симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.
Календарно-тематическое планирование
7 Г класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учеб ного времени | Плано вые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения |
| Особенности музыкальной драматургии сценической музыки | 16 ч. | | |
1 | Классика и современность. | 1 | | |
2 | Жанровое разнообразие опер | 1 | | |
3 | Жанровое разнообразие балетов | 1 | | |
4 | Сценическое мастерство | 1 | | |
5 | Героическая тема в русской музыке | 1 | | |
6 | Музыкально-драматический спектакль | 1 | | |
7 | Развитие традиций оперного спектакля | 1 | | |
8 | Музыкальная драматургия в опере, балете, мюзикле | 1 | | |
9 | Единство содержания и формы | 1 | | |
10 | Приемы симфонического развития образов | 1 | | |
11 | Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений | 1 | | |
12 | Опера Ж. Бизе «Кармен» | 1 | | |
13 | Сюжеты и образы духовной музыки. | 1 | | |
14 | Роль музыки в кино и на телевидении | 1 | | |
15 | Музыка к драматическому спектаклю Д. Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта». | 1 | | |
16 | «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка». | 1 | | |
17 | «Музыканты – извечные маги» | 1 | | |
| Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 18 ч. | | |
18 | Музыкальная драматургия - развитие музыки. | 1 | | |
19 | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. | 1 | | |
20 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. | 1 | | |
21 | Камерная инструментальная музыка. Транскрипция. | 1 | | |
22 | Инструментальный концерт. | 1 | | |
23 | Циклические формы инструментальной музыки. Сюита. | 1 | | |
24 | Циклические формы инструментальной музыки. Соната. | 1 | | |
25 | Симфоническая музыка. | 1 | | |
26 | Драматургия симфонии. | 1 | | |
27 | Сравнительные интерпретации | 1 | | |
28 | Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. | 1 | | |
29 | Музыкальная драматургия «Болеро» М.Равеля. | 1 | | |
30 | Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз». | 1 | | |
31 | А.И.Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром. | 1 | | |
32 | Музыка народов мира. | 1 | | |
33 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | 1 | | |
34 | Пусть музыка звучит! Обобщающий урок. | 1 | | |
Лист коррекции рабочей программы
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Фактическая дата проведения |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |