Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ашпанская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № « » августа 2017г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ Н.В.Дерова « » августа 2017г | «Утверждено» Директор школы ___________ Т.Б.Карелина Приказ № « » августа 2017г |
Рабочая программа
Искусство (Музыка и ИЗО)
для 8 класса
Кузнецова
Екатерина Петровна
учитель музыки
с. Ашпан
2017г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса Искусству (Музыка и ИЗО) для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191с.) с учетом авторской программы «Музыка» авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы».
Программа рассчитана на 36 часов (1 час в неделю).
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы.
Уровень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры обучающихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у обучающихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения обучающихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Цель программы: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
- Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. –12-е изд., – М.: Дрофа, 2013г.
-Музыка. 8 класс. Фонохрестоматия.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 8 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор восьмиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься восьмиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
- историей (изучение древнегреческой мифологии);
- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
- самостоятельная работа; устный опрос; взаимоопрос; синквейн; цифровой диктант; тест.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
возможности музыкального искусства и отражение вечных проблем жизни;
основные музыкальные жанры народной и профессиональной музыки;
многообразие музыкальных образов и способов их развития;
названия наиболее известных музыкальных инструментов, виды оркестров;
имена выдающихся композиторов и музыкантов – исполнителей;
Обучающиеся должны уметь:
эмоционально- образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской, советской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества произведения современных композиторов;
выразительно исполнять соло, несколько народных песен, песен современных композиторов, композиторов –классиков;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
уметь определять своё отношение к музыкальным явлениям действительности;
устанавливать взаимосвязь между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
Учебно – тематический план предмета Искусство (Музыка и ИЗО)8 класс
№ п/п | Наименование раздела. Тема урока. | Кол – во часов | В том числе, час |
Теория | Практика | Контроль |
1. | О традиции в музыке | 3 | 3 | | |
2. | Сказочно-мифологические темы | 6 | 6 | | |
3. | Мир человеческих чувств | 10 | 10 | | |
4 | В поисках истины и красоты | 5 | 5 | | |
5 | О современности в музыке | 9 | 9 | | |
6 | Музыка всегда остаётся | 3 | 3 | | |
Итого | 36 | 36 | | |
Содержание рабочей программы предмета Искусство (Музыка и ИЗО)
8 класс
О традиции в музыке (3 часа)
Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Музыка старая и новая. Настоящая музыка не бывает старой. Живая сила традиции. Прослушивание М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». Хоровое пение: а. Островский Песня остаётся с человеком. Т.Хренников, стихи Матусовского Московские окна. ЮЧичков . Наша школьная страна.
Сказочно-мифологические темы(5 часов)+ заключительный урок (1 час)
Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Поэма радости и света: К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». «Благословляю вас, леса…». Заключительный урок-викторина. Прослушивание Н. Римский –Корсаков Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка», И. Стравинский Весенние гадания. Из балета «Весна священная» П.Чайковский стихи ТолстогоА. Музыкальный портрет. Александр Невский. Хоровое пение Я.Дубравин Песня о земной красоте. Л.Квинт Здравствуй , мир.
Мир человеческих чувств (10 часов)
Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Бессмертные звуки «Лунной сонаты». Тема любви в музыке. П.Чайковский «Евгений Онегин». «В крови горит огонь желанья…». Трагедия любви в музыке. Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Прослушивание: Н.Римский–Корсаков. Хоровая песня Садко. Из оперы «Садко». Фрагмент. П.Чайковский. Болезнь куклы. Из детского альбома. Л.Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. П.Чайковский . Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент.П Чайковский Увертюра-фантазия2Ромео и Джульетта». Р Вагнер Вступление к опере «Тристан и Изольда». Хоровое пение: Б.Окуджава. Песня о оцарте. В.Высоцкий . Братские могилы. А Макаревич. Пока горит свеча. В.Высоцкий . Песня о друге. К.Кельми. Замыкая круг.
В поисках истины и красоты (5 часа)
Мир духовной музыки. Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. Рождественская звезда. От рождества до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. Прослушивание: М.Глинка. Херувимская песнь. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». С.Рахманинов. Колокола № 1. Н.Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Хоровое пение Е.Крылатов Колокола.
О современности в музыке (9 часов)
Как мы понимаем современность. Изобразительная природа кино. Музыка в кино. Философские образы 20 века: «Турангалила-симфония» О.Мессина. Новые области в музыке 20 века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А.Шнитке. «Любовь никогда не перестанет». Прослушивание: А.Онеггер. Пасифик 231.Фрагмент. А. Хачатурян. Смерть гладиатора. Адажио Спартака и Фригии.О.Мессиан. «Ликование звёзд.» Д.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра. Д.Герман «Привет, Долли».Дж.Леннон. П.Маккартни. Вчера. Хоровое пение: М.Дунаевский. Песня о дружбе. А.Лепин «Песенка о хорошем настроении. Ю.Чичков Россия, Россия.
Музыка всегда остаётся (3 часа)
Музыка всегда остаётся. Слушание произведений по выбору учащихся. Хоровое пение: А. Флярковский.СтихиА.Дидурова. Прощальный вальс. И. Грибулина. Прощальная.
Методические пособия для учителя
Программа общеобразовательных учреждений по музыке для 5 – 8 классов. В.В.Алеев( научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. М. «Дрофа» 2004 г.
Учебник «Музыка». Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 6 класс. М. «Дрофа»
2004 г.
Аудио приложение к учебнику mp3, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак.
Дополнительная литература
1. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
2. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.
3. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.
Паспорт календарно тематического планирования
Учебный предмет: Искусство (Музыка и ИЗО)
Количество часов в неделю по учебному плану: 1
Всего количество часов по плану: 36
Класс 8
Учитель: Кузнецова Екатерина Петровна
Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. –12-е изд., – М.: Дрофа, 2013г.
№ п/п | Тема раздела | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Основные понятия | Ожидаемый результат |
1 | О традиции в музыке (3 часа) | Музыка «старая» и «новая» | 07.09.17 | | Музыка | Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально – хоровые навыки. |
2 | Настоящая музыка не бывает «старой» | 14.09.17 | | |
3 | Живая сила традиции | 21.09.17 | | Традиция |
4 | Сказочно-мифологические темы (6 часов) | Искусство начинается с мифа | 28.09.17 | | Миф |
5 | Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка» | 05.10.17
| | Опера |
6 | Человек в зеркале искусства: жанр портрета. | 12.10.17 | | Русь | Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально – хоровые навыки. |
7 | Поэма радости и света: К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна» | 19.10.17 | | Поэма |
8 | Музыкальный портрет. Александр Невский. | 26.10.17 | | |
9 | Заключительный урок по теме «Традиции в музыке» | 09.11.17 | | |
10 | Мир человеческих чувств (10 часов) | Образы радости в музыке | 16.11.17 | | |
11 | «Мелодией одной звучат печаль и радость» | 23.11.17 | | |
12 | «Мелодией одной звучат печаль и радость» | 30.11.17
| | | Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально – хоровые навыки. |
13 | Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. | 07.12.17 | | |
14 | Бессмертные звуки «Лунной» сонаты | 14.12.17 | | Соната |
15 | Тема любви в музыке. П.И. Чайковский. «Евгений Онегин» | 21.12.17 | | |
16 | «В крови горит огонь желанья…» | 28.12.17 | | |
17 | Трагедия любви в музыке | 11.01.18 | | |
18 | Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» | 18.01.18 | | |
19 | Мотивы пути и дороги в русском искусстве | 25.01.18 | | |
20 | В поисках истины и красоты (5 часов) | Мир духовной музыки | 01.02.18 | | |
21 | Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. | 08.02.18 | | Колокольный звон | Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально – хоровые навыки. |
22 | Рождественская звезда | 15.02.18 | | Рождество |
23 | От Рождества до Крещения | 22.02.18 | | |
24 | «Светлый праздник». Православная музыка сегодня | 01.03.18
| | Пасха |
25 | О современности в музыке (9 часов) | Как мы понимаем современность | 15.03.18 | | | |
26 | Современна ли музыка И.-С. Баха. | 22.03.18
| | | Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы |
27 | Изобразительная природа кино. Музыка в кино. | 05.04.18 | | |
28 | Философские образы ХХ века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана | 12.04.18
| | Симфония |
29 | Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка) | 19.04.18
| | Джаз |
30 | Новые области в музыке ХХ1 века (джазовая и эстрадная музыка) | 26.04.18 | | |
31 | Лирические страницы советской музыки |
03.05.18 | | |
32 | Диалог времён в музыке А. Шнитке |
10.05.18 | | |
33 | «Любовь никогда не перестанет» |
17.05.18 | | |
34 | Музыка всегда остаётся (3 часа) | Музыка всегда остаётся | | | |
35 | Живая сила традиции | | | | |
36 | Обобщающий урок | | | | |
24