СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 8 класс.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса Искусству (Музыка и ИЗО) для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191с.) с учетом авторской программы  «Музыка» авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 8 класс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ашпанская основная общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол №


« » августа 2017г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР _________ Н.В.Дерова


« » августа 2017г

«Утверждено»

Директор школы

___________ Т.Б.Карелина

Приказ №

« » августа 2017г












Рабочая программа

Искусство (Музыка и ИЗО)

для 8 класса








Кузнецова

Екатерина Петровна

учитель музыки










с. Ашпан

2017г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса Искусству (Музыка и ИЗО) для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191с.) с учетом авторской программы «Музыка» авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы».

Программа рассчитана на 36 часов (1 час в неделю).

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы.

Уровень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры обучающихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у обучающихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения обучающихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Цель программы: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

- Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. –12-е изд., – М.: Дрофа, 2013г.

-Музыка. 8 класс. Фонохрестоматия.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 8 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор восьмиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься восьмиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (изучение древнегреческой мифологии);

- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля:

- самостоятельная работа; устный опрос; взаимоопрос; синквейн; цифровой диктант; тест.























Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

  • возможности музыкального искусства и отражение вечных проблем жизни;

  • основные музыкальные жанры народной и профессиональной музыки;

  • многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • названия наиболее известных музыкальных инструментов, виды оркестров;

  • имена выдающихся композиторов и музыкантов – исполнителей;


Обучающиеся должны уметь:

  • эмоционально- образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской, советской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества произведения современных композиторов;

  • выразительно исполнять соло, несколько народных песен, песен современных композиторов, композиторов –классиков;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • уметь определять своё отношение к музыкальным явлениям действительности;

  • устанавливать взаимосвязь между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.

























Учебно – тематический план предмета Искусство (Музыка и ИЗО)8 класс

п/п

Наименование раздела.

Тема урока.

Кол – во часов

В том числе, час

Теория

Практика

Контроль

1.


О традиции в музыке

3

3



2.

Сказочно-мифологические темы

6

6



3.

Мир человеческих чувств

10

10



4

В поисках истины и красоты

5

5



5

О современности в музыке

9

9



6

Музыка всегда остаётся

3

3



Итого

36

36





































Содержание рабочей программы предмета Искусство (Музыка и ИЗО)

8 класс

  1. О традиции в музыке (3 часа)

Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Музыка старая и новая. Настоящая музыка не бывает старой. Живая сила традиции. Прослушивание М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». Хоровое пение: а. Островский Песня остаётся с человеком. Т.Хренников, стихи Матусовского Московские окна. ЮЧичков . Наша школьная страна.

  1. Сказочно-мифологические темы(5 часов)+ заключительный урок (1 час)

Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Поэма радости и света: К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». «Благословляю вас, леса…». Заключительный урок-викторина. Прослушивание Н. Римский –Корсаков Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка», И. Стравинский Весенние гадания. Из балета «Весна священная» П.Чайковский стихи ТолстогоА. Музыкальный портрет. Александр Невский. Хоровое пение Я.Дубравин Песня о земной красоте. Л.Квинт Здравствуй , мир.


  1. Мир человеческих чувств (10 часов)

Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Бессмертные звуки «Лунной сонаты». Тема любви в музыке. П.Чайковский «Евгений Онегин». «В крови горит огонь желанья…». Трагедия любви в музыке. Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Прослушивание: Н.Римский–Корсаков. Хоровая песня Садко. Из оперы «Садко». Фрагмент. П.Чайковский. Болезнь куклы. Из детского альбома. Л.Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. П.Чайковский . Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент.П Чайковский Увертюра-фантазия2Ромео и Джульетта». Р Вагнер Вступление к опере «Тристан и Изольда». Хоровое пение: Б.Окуджава. Песня о оцарте. В.Высоцкий . Братские могилы. А Макаревич. Пока горит свеча. В.Высоцкий . Песня о друге. К.Кельми. Замыкая круг.

  1. В поисках истины и красоты (5 часа)

Мир духовной музыки. Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. Рождественская звезда. От рождества до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. Прослушивание: М.Глинка. Херувимская песнь. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». С.Рахманинов. Колокола № 1. Н.Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Хоровое пение Е.Крылатов Колокола.

  1. О современности в музыке (9 часов)

Как мы понимаем современность. Изобразительная природа кино. Музыка в кино. Философские образы 20 века: «Турангалила-симфония» О.Мессина. Новые области в музыке 20 века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А.Шнитке. «Любовь никогда не перестанет». Прослушивание: А.Онеггер. Пасифик 231.Фрагмент. А. Хачатурян. Смерть гладиатора. Адажио Спартака и Фригии.О.Мессиан. «Ликование звёзд.» Д.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра. Д.Герман «Привет, Долли».Дж.Леннон. П.Маккартни. Вчера. Хоровое пение: М.Дунаевский. Песня о дружбе. А.Лепин «Песенка о хорошем настроении. Ю.Чичков Россия, Россия.



  1. Музыка всегда остаётся (3 часа)

Музыка всегда остаётся. Слушание произведений по выбору учащихся. Хоровое пение: А. Флярковский.СтихиА.Дидурова. Прощальный вальс. И. Грибулина. Прощальная.





















































Методические пособия для учителя

  1. Программа общеобразовательных учреждений по музыке для 5 – 8 классов. В.В.Алеев( научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. М. «Дрофа» 2004 г.

  2. Учебник «Музыка». Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 6 класс. М. «Дрофа»

2004 г.

  1. Аудио приложение к учебнику mp3, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак.


Дополнительная литература

1. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.

2. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.

3. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.







































Паспорт календарно тематического планирования

Учебный предмет: Искусство (Музыка и ИЗО)

Количество часов в неделю по учебному плану: 1

Всего количество часов по плану: 36

Класс 8

Учитель: Кузнецова Екатерина Петровна

Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. –12-е изд., – М.: Дрофа, 2013г.







































п/п

Тема раздела

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Основные понятия

Ожидаемый результат

1

О традиции в музыке (3 часа)


Музыка «старая» и «новая»

07.09.17



Музыка

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально – хоровые навыки.

2

Настоящая музыка не бывает «старой»

14.09.17




3

Живая сила традиции

21.09.17


Традиция

4

Сказочно-мифологические темы

(6 часов)

Искусство начинается с мифа

28.09.17


Миф

5

Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка»

05.10.17





Опера

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

12.10.17



Русь

Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально – хоровые навыки.

7

Поэма радости и света: К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна»

19.10.17



Поэма

8

Музыкальный портрет. Александр Невский.

26.10.17



9

Заключительный урок по теме «Традиции в музыке»

09.11.17




10

Мир человеческих чувств (10 часов)


Образы радости в музыке

16.11.17




11

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

23.11.17




12

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

30.11.17






Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально – хоровые навыки.

13

Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения.

07.12.17




14

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

14.12.17



Соната

15

Тема любви в музыке. П.И. Чайковский. «Евгений Онегин»

21.12.17




16

«В крови горит огонь желанья…»

28.12.17




17

Трагедия любви в музыке

11.01.18




18

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

18.01.18




19

Мотивы пути и дороги в русском искусстве

25.01.18




20

В поисках истины и красоты (5 часов)


Мир духовной музыки

01.02.18



21

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

08.02.18



Колокольный звон

Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально – хоровые навыки.

22

Рождественская звезда

15.02.18


Рождество

23

От Рождества до Крещения

22.02.18




24

«Светлый праздник». Православная музыка сегодня

01.03.18





Пасха

25

О современности в музыке (9 часов)


Как мы понимаем современность

15.03.18





26

Современна ли музыка И.-С. Баха.

22.03.18






Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы

27

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

05.04.18




28

Философские образы ХХ века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана

12.04.18





Симфония

29

Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка)

19.04.18





Джаз

30

Новые области в музыке ХХ1 века (джазовая и эстрадная музыка)

26.04.18




31

Лирические страницы советской музыки



03.05.18



32

Диалог времён в музыке А. Шнитке



10.05.18



33

«Любовь никогда не перестанет»



17.05.18



34

Музыка всегда остаётся (3 часа)


Музыка всегда остаётся




35

Живая сила традиции





36

Обобщающий урок











24