Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Байкаловская средняя общеобразовательная школа» -
«Хмелевская средняя общеобразовательная школа»
Тобольского района Тюменской области
Рассмотрено
на заседании
методического совета
школы
«31» августа 2017 г.
«Согласовано»
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе ________ В.В. Буторина
«31» августа 2017 г.
«Утверждаю»
директор МАОУ «Байкаловская СОШ» ________ Е.Д. Кугаевская
«01»сентября 2017 г.
Приказ № ____ от «01» сентября 2017 г.
Рабочая программа
(модифицированная)
основного общего образования
учебного предмета «Музыка»
для 8 класса
по специальной (коррекционной) образовательной программе VIII вида
Составил: Емельянова Галина Афонасьевна
учитель музыки
первой квалификационной категории
2017 год
Паспорт рабочей программы
Учебный предмет | Музыка |
Количество часов в неделю по учебному плану | 1 |
Количество часов по учебному плану на 2017-2018 учебный год | 34 |
Правовая база программы | ФЗ «Об образовании в РФ» от 21.12.2012; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Музыка |
Учебно-методический комплекс | |
Структура документа
Пояснительная записка с указанием общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета..................................2
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.................................2
Содержание учебного предмета.......................................................................2
Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему.....................................................................................................................3
Пояснительная записка с указанием общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета
Цель программы – овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Задачи:
воспитывающие:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности.
коррекционно-развивающие:
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
По окончании 8 класса, учащиеся должны определять:
наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их, указывать автора;
жанры музыкальных произведений: опера, балет, инструментальная музыка
музыкальные термины: аккомпанемент, современные электронные музыкальные инструменты и их звучание
Учащиеся получат возможность
уметь:
Знать
Тексты и мелодию 3-5 песен, авторов
Фамилии и биографии русских и зарубежных композиторов
Музыкальные жанры
Средства музыкальной выразительности- характер, динамику, темп
Отличия оркестров, их построение
Содержание учебного предмета
Музыка «легкая» и «серьезная». 7 Вводный урок. Понятия музыка «легкая» и музыка «серьезная» по содержанию и восприятию.
Жанровое многообразие танцевальной музыки.
Вальс как жанр камерной музыки.
И. Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь».
Роль ритма в танцевальной музыке. Жанровое многообразие танцевальной музыки. Равель «Болеро»Вечные темы искусства. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики главных героев оперы Ж.Бизе «Кармен», анализ музыкальных средств выразительности.
Истоки авторской песни, ее тематика, исполнители. Определение характерных черт бардовской песни, творчество отечественных композиторов-песенников.Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, направления, стилевые характеристики.Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся по теме четверти. Исполнение любимых песен.
Музыкальные инструменты. 3 Знакомство с группами электронных музыкальных инструментов. Клавишные, ударные, струнные. Аккомпанемент.Знакомство с разнообразными видами современных оркестров. Звучание электрон-ных музыкальных инструментов.Современные аранжировки. «За» и «против». Сравнение фрагмен-тов классических музыкальных произведений в оригинале и современной обработке. Бетховен Соната № 14. Рахманинов «Вокализ».
Вокальная и программная музыка. 8 Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий (песня, романс, баллада, баркарола) Единство поэтического текста и музыки. Песня - самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня -душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню?
Развитие жанров камерной вокальной музыки –романс.Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.
Понятие программная музыка (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.).
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад. Г. Свиридов. «Тройка». «Вальс». Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Исполнение любимых песен.
Г. Свиридов. «Увертюра». Из кинофильма «Время, вперед». Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Шуберт. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха». Музыкальная драматургия. Особенности развития. Шуберт. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха». Музыкальная драматургия. Особенности развития. Обобщение по теме «вокальная и программная музыка».Исполнение любимых песен.
Музыкальные жанры. 9
История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы - литературное произведение.
Особенности жанра оперы. Либретто - литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет.
История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета - литературное произведение.
Развитие жанра - балет. Формирование русской классической школы.Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца.Сказочные сюжеты балетного спектакля.Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет -массовые сцены). Лучшие отечествен- ные танцоры и хореографы. А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ».Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Мюзикл - театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки. История возникновения жанра.
Симфония - «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле.Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Чайковский. «Allegro con fuoco». Из концерта для фортепиано с оркестром № 1, си-бемоль минор, ор. 23. «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»Обобщение. Исполнение любимых песен.
Особенности творчества русских композиторов классиков 7
Характерные черты музыкального стиля .
М. Глинка. «Ария Сусанина». Из оперы «Жизнь за царя».
П. Чайковский. «Allegro con fuoco». Из концерта для фортепиано с оркестром № 1, си-бемоль минор, ор. 23. Характерные черты музыкального стиля П.И.Чайковского
Характерные черты музыкального стиля ,Н. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы». Из оперы «Садко».
Музыкальная викторина направленная на определение стилистических особенностей творчества композиторов.
Музыкальный колейдоскоп направленный на определение стилистических особенностей творчества композиторов.
Музыкальная викторина направленная на определение стилистических особенностей творчества композиторов.
Исполнение любимых песен.
Игра «Музыкальный калейдоскоп» Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.
Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему
раздел | № | Тема урока | Кол-во часов | дата |
1.Музыка «легкая» и «серьезная». 7ч | -
| Музыка «легкая» и «серьезная». | 1 | |
| -
| Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке | 1 | |
| -
| Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке | 1 | |
| -
| Классическая музыка - «легкая» или «серьезная | 1 | |
| -
| Авторская песня - музыка «легкая или «серьезная» | 1 | |
| -
| Современная популярная музыка «легкая» или «серьезная». | 1 | |
| -
| Музыка «легкая» и «серьезная». Обобщение | 1 | |
2.Музыкальные инструменты.- 3ч | -
| Состав и звучание групп современных музыкальных инструментов | 1 | |
| -
| Музыкальные инструменты. Оркестр. | 1 | |
| -
| Аранжировка классических музыкальных произведений | 1 | |
3.Вокальная и программная музыка.- 8ч | -
| Многообразие жанров вокальной музыки. | 1 | |
| -
| Камерная вокальная музыка | 1 | |
| -
| Программная музыка и ее жанры. | 1 | |
| -
| Программная музыка Г. Свиридова | 1 | |
| -
| Программная музыка в вокальных циклах. | 1 | |
| -
| Программная музыка в вокальных циклах. Ф.Шуберт | 1 | |
| -
| Музыкальная драматургия. Особенности развития. | 1 | |
| -
| Обобщение по теме «Вокальная и программная музыка». Исполнение любимых песен. | 1 | |
4.Музыкальные жанры.- 9ч | -
| Путешествие в музыкальный театр. Опера | 1 | |
| -
| Путешествие в музыкальный театр. Опера. | 1 | |
| -
| Путешествие в музыкальный театр. Балет Либретто | 1 | |
| -
| Путешествие в музыкальный театр. Балет А.Хачатурян | 1 | |
| -
| Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | 1 | |
| -
| Путешествие в концертный зал. Симфония | 1 | |
| -
| Путешествие в концертный зал. Концерт. Соната | 1 | |
| -
| Путешествие в театр Оперетта | 1 | |
| -
| Обобщение по теме «Музыкальные жанры | 1 | |
5. Особенности творчества русских композиторов классиков -7 ч | -
| Особенности творчества композиторов. Глинка. | 1 | |
| -
| Особенности творчества композиторов. П.И.Чайковский | 1 | |
| -
| Особенности творчества композиторов. Н. Римский-Корсаков | .1 1 | |
Пение 6ч. | -
| Особенности творчества композиторов. Мусоргский | 1 | |
| -
| Особенности творчества композиторов. (Л. Бетховен) зарубежная музыка | 1 | |
| -
| Особенности творчества композиторов. (Л. Бетховен) зарубежная музыка | 1 | |
| -
| Урок обобщения. Музыкальный калейдоскоп | 1 | |
6