СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 4 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование начального общего образования по музыке для 4-го класса разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения начального общего образования на основе учебной программы... ы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, имеющей гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 4 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №42 ГОРОДА ЧИТЫ



«Согласовано»

Руководитель МО

______/_______________/

Протокол № ________от

«_____»_____________2015 г.

«Согласована»

Зам. Директора по ВР

______/______________/

«_____»__________2015г.

«Утверждая»

Директор МБОУ СОШ №42

г. Читы Веселова Л.А.

_____/_____________/

Приказ № ________от

«______»___________2015г.


Рабочая программа

На 2015-2016 учебный год

По предмету МУЗЫКА 4 класс



Учитель: Хамуева Екатерина Владимировна

Программа: Общеобразовательная программа

Учебник: «Музыка 4 класс» В.В. Аллеев, Т.И. Науменко Т. Н. Кичак

Количество часов: 34 часа в год (1 час в неделю)

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке в 4 классе составлена на основе федерального компонента го­сударственного стандарта общего образования с опорой на примерные программы начального общего образования (раздел «Музыка»), с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, базисного учебного плана.

Рабочая программа составлена по программе В. В. Алеева, Т.И. Науменко, Т. Н. Кичак. Данная программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетиче­ского образования школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Преимущественной со­держательной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под на­учным руководством Д. Б. Кабалевского

Целью уроков музыки в 4 классе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компонен­ту гармоничного развития личности.

Задачи музыкального образования:

  • привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

  • научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

  • привить основы художественного вкуса;

  • научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую оче­редь литературой и изобразительным искусством);

  • обучить основам музыкальной грамоты;

  • сформировать потребность общения с музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главны­ми из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интони­рование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.


Общая характеристика учебного предмета

Концепция предметной линии учебников по музыке (по программе «Музыка») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Это выражается:

– в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;

– в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

– в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества, как органичной составляющей жизни музыкальных героев;

– в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных образов и их развития в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт;

– в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:

- адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

- освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

- целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребенка;

- взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.

Погружение ребенка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определенным этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребенка.

Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижеров» и эскизные постановки оперных сцен – это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями академической музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.

Главная тема 4 класса - «Музыкальное путешествие» - обращена к воплощению в музы­ке проблемы вечной связи времен.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольк­лор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных компози­торов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направле­ны на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнитель­ской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое инто­нирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства). Помимо испол­нительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полю­бившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной ис­следовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений. Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального ком­понента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не вне­сено изменений.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Алеев, В. В. Музыка. 4 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. В. Алеев.-М. : Дрофа, 2008.

  2. Алеев, В. В. Музыка. 4 класс [Текст]: рабочая тетрадь: пособие для общеобразоват. учреж­дений / В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2010.


Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 4 класса

Требования заключаются:

- в наличии интереса к предмету «Музыка».

- в умении высказывать свои размышления о музыке; (определять характер, основные интонации)

  - в узнавании некоторых музыкальных произведений ,изученных в 3 классе.

- в знании имён выдающихся композиторов; (В. А. Моцарт, П. И . Чайковский, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев)

 - в знании музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых.

 - в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности


Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего обра­зования в 4 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю).

В 4 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка). Кроме то­го, ряд внутренних тем освещает вопросы влияния содержания на музыкальную интонационность, на музыкальные формы (вариации, рондо). Школьники знакомятся с музыкальной культу­рой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья - Украины, Белоруссии, Польши, Ита­лии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие предстает в ориентации на яркие музыкальные стили. Весь учебно-воспитательный процесс на уроках пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально - пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства. Таким образом, удается избежать чисто информаци­онного изложения материала и на первый план вывести деятельностное освоение искусства. На­копление опыта музыкально-творческой деятельности в системе начального общего музыкально­го образования направлено на дальнейшее развитие творческого потенциала учащихся, их инте­реса к процессу и результату музыкальной деятельности.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей. 2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии. 3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. 4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений. 5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус. 6. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

В связи со статусом школы- Казачья кадетская- в календарно-тематическом планировании добавлен региональный компонент (РК)


Содержание программы

Россия - любимая наша страна (1час) (РК)

Песни о Родине. Песни о России, о героическом прошлом страны. Гимн -торжественная песня, вос­хваляющая и прославляю­щая кого-либо или что-либо. Понятие «националь­ный гимн». Гимн России -один из главных государст­венных символов России, наряду с флагом и гербом

Слушание гимна Забайкальского казачества


Великое содружество русских композиторов (1час)

«Могучая кучка» - творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петер­бурге в конце 1850-х -начале 1860-х гг. (Балаки­ревский кружок). Состав кружка: М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Рим-ский-Корсаков и Ц. А. Кюи


Тема Востока в творчестве русских композиторов (1час)

«Шехерезада» - по своей форме и стилю симфониче­ская сюита Н. А. Римского-Корсакова, созданная в 1888 г. по мотивам из­вестного сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Сюита - многочаст­ное циклическое музыкаль­ное произведение, написан­ное для симфонического оркестра. Живописно-изо­бразительная программ­ность произведения. Обсу­ждение: что делает «Шехерезаду» одним из выдаю­щихся произведений рус­ской музыки, посвященных Востоку?

Музыка Украины (1час)

Украинская музыка берет начало со времен Киевской Руси и в своем развитии ох­ватывает практически все типы музыкального искусства - народную и профес­сиональную, академиче­скую и популярную музыку. Народные украинские песни рассказывают о защитниках родной земли, о календар­ных праздниках, горе и ра­дости. Музыка Украины -как самостоятельная ветвь восточно-славянской музы­ки. Украинский фольклор в музыкальном творчестве


Музыка Белоруссии (1час)

Использование белорусских народных песен и мотивов композиторами-классиками. Белорусские композиторы и исполнители (коллективы). Особенности танцевальных мелодий: веселый характер, двухдольный метр, быстрый темп; отражают трудовые процессы («Ленок», «Буль-ба»), отношение человека к природе («Метелица», «Чарот»), сюжетные танцы («Юрочка», «Лявониха», «Полька-Янка»).




Музыка Ф. Шопена. Осень в Желязовой Воле (1час)

Желязова Воля - родина знаменитых музыкантов: композитора Фредерика Шопена и скрипача Генрика Шеринга. Русский компози­тор С. Ляпунов написал симфоническую поэму «Желязова Воля», посвя­щенную памяти Шопена


Блеск и мощь полонеза (1час)

Творчество польского ком­позитора М. Огинского. Му­зыкальная интерпретация полонезов М. Огинским, ко­торый преподносил их не как танцевальный жанр, а как самостоятельную фортепи­анную пьесу. Полонез - тор­жественный большой танец-шествие; музыкальный раз­мер 3/4; умеренный темп; имеет польское происхожде­ние. Полонезы объединяют в себе одновременно лирич­ность и меланхоличность славянской души и в то же время боевой настрой.


Музыкальное путешествие в Италию (1час)

Связь русской музыкальной культуры с культурой народов мира. Итальянские впе­чатления русских компози­торов и живописцев


Творчество Дж. Верди (1час)

Джузеппе Фортунино Франческо Верди – итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Лучшие его оперы («Риголетто», «Травиата», «Аида»), из­вестные богатством мело­дической выразительности, часто исполняются в опер­ных театрах всего мира


Венские музыкальные классики (1час)

Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной куль­туре XVIII - начала XIX ве­ка. Стиль венской классической школы. Музыкальные жанры. Ф.-Й. Гайдн - осно­воположник венской клас­сической школы. Музыкаль­ный гений - В.-А. Моцарт


Знаменитая Симфония № 40 В.-А. Моцарта (1час)

Симфония № 40 соль ми­нор, KV 550 - одно из наи­более популярных сочине­ний В.-А. Моцарта. Строе­ние, состав оркестра сим­фонии. Симфония пред­ставляет собой классиче­ский сонатно-симфонический цикл. В ней четыре части


Героические образы Л. Бетховена (1час)

Биография и творческий путь Людвига Бетховена. Бетховен - автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепианные сона­ты № 8 («Патетическая») и № 14 (так называемая «Лунная»)


Песни и танцы Ф. Шуберта (1час)

Изучение развития музыки на примере произведений Ф. Шуберта. Ладовое разви­тие музыки. Разучивание песни


Великий немецкий композитор И.-С. Бах (1час)

Биография и творческий путь Иоганна Себастьяна Баха. Музыкальное насле­дие Баха включает более 1000 талантливых сочине­ний. Бах прославился как виртуозный исполнитель органной музыки и талант­ливый композитор



Музыка Эдварда Грига (2часа)

Биография и творческий путь Эдварда Грига. Одним из самых знаменитых про­изведений Грига считается вторая сюита - «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Араб­ский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг»


«Так полюбил я древние дороги...» (2часа)

Взаимопроникновение му­зыки, изобразительного ис­кусства и литературы в ко­лористическом, ритмиче­ском и интонационном на­чалах. Музыкальные жанры. Средства музыкальной вы­разительности - интонация, звукоизвлечение, звукове-дение в вокальных и хоро­вых произведениях


Творчество Ф. Шопена (2часа)

Биография и творческий путь Ф. Шопена. Ноктюр­ны. Патриотическая музыка композитора


Арлекин и Пьеро (1час)

Роберт Шуман и его гени­альный «Карнавал». Каждая пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах. Малень­кие сцены на 4 ноты. Всего их было 20 сцен. Шуман -мастер музыкального порт­рета


В подводном царстве... (1час)

Жанры музыки. Великие композиторы. Великие про­изведения. Создание ска­зочного образа музыкаль­ными средствами. Музы­кальная характеристика действующих лиц


Цвет и звук: «музыка витража» (1час)

Оливье Эжен Шарль Про-спер Мессиан - француз­ский композитор, органист, музыкальный теоретик, пе­дагог, орнитолог.


Вознесение к звездам (1час)

В 1948 году увидела свет большая симфония Мессиа­на «Турангалила», написан­ная для Бостонского орке­стра. Десятичастная, сво­бодная по форме фантазия получила свое название из индийской литературы


Симфонический оркестр (1час)

Симфонический оркестр состоит из смычковых, ду­ховых и ударных инстру­ментов. Лучшие симфони­ческие оркестры мира


Поэма огня «Прометей» (1час)

Композитора А. Скрябина привлекали образы, связан­ные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминаются огонь, пламя, свет и т. п. В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин вклю­чил партию световой кла­виатуры




Джазовый оркестр (1час)

Джаз - форма музыкального искусства, возникшая в кон­це XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур. Биг-бенд - класси­ческая, сложившаяся форма, известна в джазе с начала 1920-х


Что такое мюзикл? (2часа)

Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) -музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография; это единое драматическое дей­ство, связывающее воедино все, причем каждый персо­наж живет своей сцениче­ской жизнью. История жан­ра, постановки известных московских музыкальных спектаклей. Создатели и ак­теры мюзиклов. Мюзикл -прекрасная сказка, подарен­ная нам XX веком; загадка, феерия, призрак, ставшая для многих людей жизнью и смертью, звездным часом и разочарованием. Музы­кально-сценическое произ­ведение, в котором исполь­зуются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хорео­графического и оперного искусства. Детско-юноше­ский театр мюзикла


Под небом Парижа (1час)

Э. Пиаф: удивительно кра­сочная, сочная жизнь, вы­державшая становление от уличной парижской пе­вички до мировой звезды; символ Франции, голос французского народа


Петербург. Белые ночи (1час)

Петр Ильич Чайковский; творчество композитора, посвященное Петербургу. Музыкальные впечатления композитора. Современные композиторы на тему белых ночей. Эмоционально-художественное исполнение песни «Белые ночи»


Песни о Москве (1час) (РК)

Петр Ильич Чайковский; творчество композитора, посвящен­ное Москве. Музыкальные впе­чатления композитора. Совре­менные композиторы о Москве. Вдохновенное, эмоционально-художественное исполнение песни «Москва! Звонят коло­кола...»

Песни о Москве в исполнении казачьих ансамблей


Музыка, воспевающая Россию (2часа) (РК)

Исполнение полюбившихся произведений. Демонстрация понимания интонации и развития музыки в произведениях для слушания и анализа. Произведения и музыкальные средства, характеризующие музыкальное искусство России, важнейшие исторические этапы, сражения и потери русского народа. Концертные залы и музыкальные театры России. Харак­теристика народной и профес­сиональной национальной рус­ской музыки. Русские народ­ные музыкальные инструменты. Композиторы, исполнители России

Песни о России и Родине в исполнении казачьих и фольклорных ансамблей


Результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

  • уважительное отношение к культуре других народов:

  • эстетические потребности, ценности  и чувства

  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  •  способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  •  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;

  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;

понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности



Календарно-тематическое планирование

Дата

урока

Тема урока

Элементы основного и дополнительного содержания предмета

Универсальные учебные действия

Требования к уровню подготовки учащегося

Вид и формы контроля

Испоьзование краеведческого материала

Примечания


1

«Россия – любимая наша страна…»


Песни о Родине. Песни

о России, о героическом

прошлом страны. Гимн - торжественная песня, вос­хваляющая и прославляю­щая кого-либо или что- либо. Понятие «националь­ный гимн». Гимн России - один из главных государст­венных символов России, наряду с флагом и гербом

Слушание: А. Александров «Гос. Гимн РФ»; Рахманинов концерт №2 для ф-но с оркестром I ч. (фр-т);Пение: Е Тиличеева «Родина моя». Творческое

задание: импровизация с ключевым словом «Родина

Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

Отклик на звучащую на уроке музыку.

Заинтересованность;

Участие в коллективной работе. Использовать в повседневной жизни для участия в коллективном пении; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов

Знать слова и мелодию Гимна России; произведения С. Рахманинова.

Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки; внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений; правильно дышать при пении, распределять дыхание

Устный опрос Хоровое пение.

Слушание гимна Забайкальского казачества



2

Великое содружество

русских композиторов

«Могучая кучка» - творче­ское содружество россий­ских композиторов, сло­жившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х - начале 1860-х гг. (Балаки­ревский кружок). Состав кружка: М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков и Ц. А. Кюи

Использовать для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки.

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов,

личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью


Знать композиторов,

входивших в состав

«Могучей кучки»,

общность идейно- художественных взглядов творческо­го объединения мо­лодых музыкантов. Уметь определять общий характер музыкальных про­изведений, эмоцио­нально откликаться на музыку

Устный опрос

Хоровое и сольное пение.




3

Тема Востока в творчестве русских ком­позиторов

«Шехерезада» - по своей форме и стилю симфониче­ская сюита Н. Р -Корсакова, по мотивам из­вестного сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Сюита - многочаст­ное муз. произ, написан­ное для симф. оркестра. Р-Корсаков. Тема Шахриара, тема Шехерезады, тема моря (из симфонической сюиты «Шехерезада»)

Участие в коллективной работе

Умение сравнивать музыку;

Принимать участие в пластическом интонировании;

Слышать настроение звучащей музыки

чувства, характер и мысли человека;

Отклик на звучащую на уроке музыку


Знать определение понятия «сюита»; произведения Н. А. Римского-Корсакова на восточную тему.

Уметь: определять, какими чертами концертности отмечена партитура сюиты «Шехерезада», важ­нейшие лейтмотивы (не закрепленные за определенными об­разами); свободно переосмысливать услышанное

Устный опрос

Хоровое пение.




4

Музыка Украины.


Укр. музыка берег начало со времен Киевской Руси и в своем развитии ох­ватывает практически все типы муз. ис-ва – народ. и проф-ю , академиче­скую и популярную музыку. Народные укр. песни рассказывают о защитниках родной земли, о календар­ных праздниках, горе и ра­дости.

М. Мусоргский. «Гопак» (из оперы «Сорочинская Ярмарка») (слуша­ние); «Ой в лесу калина...». Укра­инская народная песня (пение)


Участие в коллективной работе

Взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,

продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

Отклик на звучащую на уроке музыку.

Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.


Знать образцы укра­инской народной и профессиональной музыки и украинские национальные музыкальные инструмен­ты, произведения со­временной украин­ской музыки, вы­дающихся исполни­телей и авторов, кон­цертные учреждения

Устный опрос

Хоровое пение.




5

Музыка Бело­руссии

Использование белорусских народ. песен и мотивов композиторами-классиками. Белорусские композиторы и исполнители Особенности танцевальных мелодий: веселый характер, двухдольный метр, быстрый темп; отражают трудовые процессы («Ленок», «Буль ба»), богатство и разнообразие исполнитель­ских приемов, пение с «подводкой» - верхним солирующим голосом –

А. Пахмутова, Н. Добронравов. «Белоруссия»; бе­лорусская народ­ная песня «Речень­ка» (пение)

Сопоставлять музыку, находить общие черты и различия.

эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания


Знать образцы бело­русской народной музыки и белорус­ские национальные музыкальные инст­рументы: гармоника, цимбалы, дудка, жа­лейка, бубен. Уметь узнавать му­зыкальные произве­дения, написанные на основе тематики и интонаций бело­русской народной музыки

Устный опрос

Хоровое пение.




6

Музыка из Желязовой Воли

Желязова Воля - родина знаменитых музыкантов: композитора Фредерика Шопена и скрипача Генрика Шеринга. С. Ляпунов написал симф. поэму «Желязова Воля», посвя­щенную памяти Шопена

Ф. Шопен. Нок­тюрн до-диез ми­нор. Посмертное сочинение (слуша­ние). Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I и II части

Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

Отклик на звучащую на уроке музыку,

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;


Знать творческое наследие композитора-классика Ф. Шо­пена.

Уметь определять общий характер му­зыкальных произве­дений Ф. Шопена, эмоционально от­кликаться на музыку

Устный опрос

Хоровое и сольное пение.




7

Блеск и мощь полонеза

Творчество польского ком­позитора М. Огинского. Му­зыкальная интерпретация полонезов М. Огинским, ко­торый преподносил их не как танцевальный жанр, а как самостоятельную фортепи­анную пьесу. Полонез - тор­жественный большой танец – шествие.

М. Огинский. «По­лонез»; М. Глинка. «Полонез» (из опе­ры «Жизнь за ца­ря»); Г. Струве, В. Викторов. «По­лонез дружбы» (музыкально-рит­мические движе­ния, пение)

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,

выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Знать имя польско­го композитора М. Огинского (поэт, политический дея­тель) и его полонез «Прощание с Роди­ной» (1794 г.); о за­рождении и музы­кальных особенно­стях жанра полонеза. Уметь высказывать свои размышления о любимых музы­кальных произведе­ниях

Устный опрос

Хоровое пение. Тестирование




8

Музыкальное путешествие в Италию

Связь русской музыкальной культуры с культурой наро­дов мира. Итальянские впе­чатления русских компози­торов и живописцев

М. Глинка, И. Коз­лов. «Венецианская ночь»; итальян­ская народная пес­ня «Санта Лючия» (пение)



Сравнивать разные музыкальные произведения.

Участие в коллективной работе

Умение сравнивать музыку;

Принимать участие в пластическом интонировании;

Слышать настроение звучащей музыки

чувства, характер и мысли человека;


Знать произведения М. Глинки об Ита­лии.

Уметь размышлять о любимых музы­кальных произведе­ниях

Устный опрос

Хоровое пение.




9

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди

Дж Ф. Франческо Верди - итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Лучшие его оперы («Риголетто»,«Травиата», «Аида»), из­вестные богатством мело­дической выразительности, часто исполняются в опер­ных театрах всего мира

Дж. Верди. «Марш» (из оперы «Аида»); итальянская на­родная песня «В путь»(пение)

Понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства.

Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, оценка своей музыкально-творческой деятельности

Воспитание любви к музыке композиторов разных стран.


Знать, что произве­дения Верди и сей­час остаются осно­вой репертуара клас­сических оперных театров.

Уметь высказывать свои впечатления о понравившихся произведениях ком­позитора Дж. Верди

Устный опрос

Хоровое пение.




10

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Венская классическая школа как художественное направ­ление в музыкальной куль­туре XVIII - начала XIX ве­ка. Стиль венской классической школы. Музыкальные жанры. Ф.-Й. Гайдн - осно­воположник венской клас­сической школы. Музыкаль­ный гений - В.-А. Моцарт


Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового муз. искусства.

Участие в коллективной работе

Умение сравнивать музыку;

Принимать участие в пластическом интонировании;

Слышать настроение звучащей музыки

чувства, характер и мысли человека;

Отклик на звучащую на уроке музыку


Знать имена венских музыкальных клас­сиков.

Уметь высказывать свои впечатления о понравившихся произведениях вен­ских композиторов

Устный опрос

Хоровое пение.




11

Знаменитая Симфония №40 В.-А. Мо­царта

Симфония № 40 соль ми­нор, KV 550 - одно из наи­более популярных сочине­ний В.-А. Моцарта. Строе­ние, состав оркестра сим­фонии. Симфония пред­ставляет собой классиче­ский сонатно- симф. цикл.

В.-А. Моцарт. Симфония № 40; хор «Послушай, как звуки хру­стально чисты» (из оперы «Волшебная флейта» (слуша­ние, пение)

Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

Отклик на звучащую на уроке музыку.

Заинтересованность;

Участие в коллективной работе. Использовать в повседневной жизни для участия в коллективном пении; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов

Знать состав орке­стра симфонии. Уметь высказывать свои впечатления от прослушанных про­изведений компози­тора

Устный опрос

Хоровое и сольное пение.




12

Героические образы Л. Бет­ховена

Биография и творч. путь Л.Бетховена. - автора многих произведений, поражавших соврем.-в бурным драматизмом и новизной муз. языка. В их числе: форт. сона­ты № 8 («Патетическая») и № 14 (так называемая «Лунная»)

Сона­та № 8 «Патетиче­ская» для форте­пиано. I часть. Экспозиция. JI. Бетховен, Г. Пффефелъ. «Свободный чело­век» (пение)

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Знать произведе­ния и биографию Л. Бетховена, значе­ние творчества ком­позитора в развитии музыкального искус­ства.

Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях ком­позитора Л. Бетхо­вена

Устный опрос

Хоровое пение.




13

Песни и тан­цы Ф. Шу­берта

Изучение развития музыки на примере произ. Ф. Шуберта. Ладовое разви­тие музыки. Разучивание песни Ф. Шуберт. «В путь» (из во­кального цикла «Прекрасная мель­ничиха») (слуша­ние); В. Скотт. Ave Maria (пение)

Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

Отклик на звучащую на уроке музыку,

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;


Знать произведения и биографию Ф. Шу­берта.

Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных музыкальных произведений Ф. Шуберта

Устный опрос

Хоровое пение. Муз. викторина




14








«Не ручей – море ему имя»

Биография и творческий путь И. С. Баха. Муз.-ное насле­дие Баха включает более 1000 талантливых сочине­ний. Токката ре минор (из цикла «Токката и фуга» для органа) (слу­шание); И.-С. Бах, русский текст М. Ивенсен. «Зи­ма» (пение)

Самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

- выполнять творческие задания в творческой тетради

Знать произведе­ния и биографию И.-С. Баха. Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведениях ком­позитора

Устный опрос

Хоровое пение.




15-16

Суровая красота Норвегии. Музыка Э.Грига

Биография и твор. путь Э. Грига. Одним из самых знаменитых про­изв. Грига считается вторая сюита - «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Араб­ский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг»

«Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «В пеще­ре горного короля» (из музыки к пьесе «Пер Гюнт»); Э. Григ, А. Мунк. «Заход солнца» (пение)

Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.

Участие в коллективной работе. Использовать в повседневной жизни для участия в коллективном пении; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов

Знать основные произведения и био­графию Эдварда Грига.

Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведений ком­позитора

Устный опрос

Хоровое пение.




17-18

«Так полюбил я древние до­роги...»

Взаимопроникновение му­зыки, изобр. ис­-тва и литературы в ко­лористическом, ритм. и интонационном на­чалах. Муз. жанры. Средства муз. вы­разительности - интонация,звукоизвлечение, звуковедение в вокаль

ных и хоро­вых произв-х

П. Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грезы». I часть; С. Рахма­нинов. Концерт № 3 для фортепиа­но с оркестром. I часть; А. Алябьев, А. Пушкин. «Зим­няя дорога» (пе­ние)

Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.

Заинтересованность;

Участие в коллективной работе. Использовать в повседневной жизни для участия в коллективном пении; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов

Знать названия изу­ченных жанров и форм музыки. Уметь определять и сравнивать харак­тер, настроение и средства музы­кальной выразитель­ности в музыкаль­ных произведениях

Устный опрос

Хоровое пение.




19

Ноктюрны Ф.Шопена

Биография и творческий

путь Ф. Шопена. Ноктюрны Патриотич. музыка композитора

Ф. Шопен. Нок­тюрн ре-бемоль мажор, соч. 27 № 2; этюд до ми­нор «Революцион­ный», соч. 10, № 12; Ф. Шопен, С. Витвицкий. «Весна»

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Знать основные

произведения и био­графию Ф. Шопена. Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведений композитора

Устный опрос

Хоровое пение.




20

«Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами

Дальнейшее знакомство с биографией и Тв-вом Ф. Шопена. Ноктюр­ны. Патриотическая музыка композитора


Формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы.

Рефлексия полученных знаний

Знать основные

произведения и био­графию Ф. Шопена. Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных произведений композитора

Устный опрос

Хоровое пение.




21

Арлекин

и Пьеро

Р.Шуман и его гени­альный «Карнавал». Каждая

пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах. Малень­кие сцены на 4 ноты. Всего их было 20 сцен. Шуман - мастер муз. порт­рета

. «Арле­кин», «Пьеро»

(из фортепианного цикла «Карнавал»); Н. Савичева, В. Куксов. «Песня о цирке» (пение

Отклик на звучащую на уроке музыку;

продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

участие в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;


Понимать, о чем

рассказывает музы­ка, какими средства­ми она раскрывает тайны человеческой души, духовный мир человека и композитора

Устный опрос

Хоровое пение.




22

В подводном

царстве...

Жанры музыки. Великие

композиторы. Великие про­

изведения. Создание ска­зочного образа муз. средствами. Муз. хар-ка действующих лиц

Н. Римский-Корсаков. «Шествие

чуд морских» (из оперы «Сад­ко»); Р. Щедрин. «Золотые рыбки» (из балета «Конек- горбунок»)


Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.

Участие в коллективной работе. Использовать в повседневной жизни для участия в коллективном пении; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов

Знать названия му­зыкальных произве­дений.

Уметь понимать роль музыки и про­явление её волшеб­ной силы в сказках; определять и описы­вать услышанный образ

Устный опрос

Хоровое пение.




23

Цвет и звук:

«музыка вит­ража»

Оливье Эжен Шарль Проспер Мессиан - француз­ский композитор, органист, музыкальный теоретик, пе­дагог, орнитолог. Биография и творчество Мессиана

«Пастухи» (№ 2)

(из органного цик­ла «Рождество Господне»). Г. Фрид, А. Бродский. «Ве­тер» (пение)

Формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы.

Рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах (муз.викторина)

Знать, о чем расска­зывает музыка, ка­кими средствами музыка раскрывает тайны человеческой души, духовный мир человека и компози­тора

Устный опрос

Хоровое пение. Муз. викторина




24

Вознесение к звездам

В 1948 году увидела свет большая симфония Мессиа­на «Турангалила», написан­ная для Бостонского орке­стра.

О. Мессиан. «Ликование звезд». V часть (из «Турангалилы-симфонии» В. Шаинский, С. Козлов. «Облака» (пение)

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,

выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений


Знать, о чем расска­зывает музыка, ка­кими средствами музыка раскрывает тайны человеческой души, духовный мир человека

Устный опрос


Хоровое пение.




25

Симфониче­ский оркестр

Симфонический оркестр состоит из смычковых, ду­ховых и ударных инстру­ментов. Лучшие симфони­ческие оркестры мира

А.Сальери. «Втро­ем как один» (пе­ние); Е. Адлер,

Б.Семернин. «Наш оркестр» (пение)

Уметь совместно исполнять песни;

Понимать графическое изображение мелодии.

Придумывать свои движения при исполнении песен.

.Нарисовать инструменты

Знать состав сим­фонического оркест­ра.

Уметь петь легко, звонко, не форсируя звук

Устный опрос

Хоровое пение.




26

Поэма огня «Прометей»

А. Скрябина привлекали образы, связан­ные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминаются огонь, пламя, свет и т. п. В партитуру симф.поэмы «Прометей» Скрябин вклю­чил партию световой кла­виатуры

А. Скрябин. «Про­метей». Кода; Г. Струве, В. Ор­лов. «Учитесь дер­жаться в седле» (пение

Уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем.

- Решать творческие задачи на уровне импровизаций.

- Самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

Знать творческое наследие А. Скряби­на, о том, что он стал первым в истории композитором, ис­пользовавшим цве­томузыку.

Уметь слушать, вос­принимать и анали­зировать музыкаль­ные произведения (или их фрагменты)

Устный опрос

Хоровое пение.




27

Джазовый ор­кестр

Джаз - форма музыкального искусства, возникшая в кон­це XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур

Дж. Гершвин. Песня Порги (из оперы «Порги и Бесс»); Я. Дубравин, В. Суслов. «Джаз» (пение, игра на детских музыкальных ин­струментах)

Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

Отклик на звучащую на уроке музыку

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;


Знать характерные черты музыкального языка джаза. Уметь узнавать бо­гатые джазовые гар­монии, передавать ритмический рису­нок музыки

Устный опрос

Хоровое пение.




28-29

Что такое мю­зикл?

Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) – муз.-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография; это единое драматическое дей­ство, связывающее воедино все, причем каждый персо­наж живет своей сцениче­ской жизнью. История жан­ра, постановки известных московских спектаклей.

Музы­кальные фрагмен­ты из к/ф «Звуки музыки»; В. Семе­нов. «Когда я стану миллионером» (из мюзикла «Том Сойер») (пение)

Формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы.

Рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах

Рефлексия полученных знаний

Знать, какие музы­кальные спектакли называются мюзик­лом, об истории соз­дания жанра мюзик­ла; что представляет собой постановочная группа и актерский состав мюзикла. Уметь слушать, воспринимать, анализировать, сравни­вать музыкальные произведения (или их фрагменты);

Устный опрос

Хоровое и сольное пение.





30

Под небом Парижа

Эдит Пиаф - великая фран­цузская певица и актриса. Биография и творчество Э. Пиаф: удивительно кра­сочная, сочная жизнь, вы­державшая становление от уличной парижской пе­вички до мировой звезды; символ Франции, голос французского народа

Песни из репер­туара Эдит Пиаф (слушание); фран­цузская народная песня «Пастушка» (пение)

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

- пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту;

- определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок;

- оценивание своих учебных достижений.

Знать основные этапы жизни и твор­чества Э. Пиаф. Уметь проникаться эмоциональным со­держанием музыки; правильно дышать при пении, вести звук протяжно, лег­ко, чисто интониро­вать, исполнять вы­разительно, вопло­щая задуманный ав­тором музыкальный образ

Устный опрос

Хоровое пение.




31

Петербург. Белые ночи

Петр Ильич Чайковский; творчество композитора, посвященное Петербургу. Музыкальные впечатления композитора. Соврем. композиторы на тему белых ночей. Эмоци.- худож. исполнение песни «Белые ночи»

Май. Белые ночи» (из фортепианного цикла «Времена года»); Г. Порт- нов, Е. Гвоздев. «Белые ночи» (пение)

работать с учебным текстом;

- делать простые выводы;

- участие в диалоге;

- поиск необходимой информации в словарях;

- подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства.

увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

Отклик на звучащую на уроке музыку.




Знать произведения П. И. Чайковского, их музыкальную ха­рактеристику. Уметь размышлять о музыке, применять знания, полученные в ходе музыкальных занятий; петь легко, звонко, протяжно, проникновенно, выразительно

Устный опрос

Хоровое пение.




32

Москва! Как много в этом звуке…

Чайковский; твор­чество композитора, посвящен­ное Москве. Музыкальные впе­чатления композитора. Совре­м.композиторы о Москве....»

П. Чайковский.

Кантата «Москва» № 3. Хор. О. Газманов. «Москва, звенят колоко­ла...» (слушание, пение

Подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства;- работать с учебным текстом;

- делать простые выводы;

-участие в диалоге;

- формирование учебного сотрудничества;

- поиск необходимой информации в словарях


Знать произведения

П. И. Чайковского, их музыкальную ха­рактеристику. Уметь узнавать изу­ченные музыкальные произведения и на­зывать их авторов; петь эмоционально, воплощая торжест­венный.

Устный опрос

Хоровое пение. Тестирование

Песни о Москве в исполнении казачьих ансамблей



33-34

Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна

Исполнение полюбившихся

произведений. Демонстрация

понимания интонации и разви­тия музыки в произведениях

для слушания и анализа. Произ­ведения и музыкальные средст­ва, характеризующие музыкаль­ное искусство России, важней­шие исторические этапы, сра­жения и потери русского наро­да. Концертные залы и музы­кальные театры России.

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;

- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

устно описывать объект наблюдения,

владение способами контроля и оценки деятельности;

- подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- устно описывать объект наблюдения;

- владение способами контроля и оценки деятельности;

-

Знать произведения

П. И. Чайковского,

репертуар для ис­полнения и слуша­ния за курс 4 класса.

Уметь размышлять

о музыке; применять

знания, полученные

в процессе музы­кальных занятий,

вокально-хоровые

навыки, петь легко, звонко, напевно

Устный опрос

Хоровое и сольное пение.

Песни о России и Родине в исполнении казачьих и фольклорных ансамблей







Литература

Методические пособия для учителя:

1. Музыка. 4 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2007. - 240 с. : ноты.

  1. Музыка. 4 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 3 CD / В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009. - 3 электрон, опт. диска (CD-Rom).

  2. Музыка. 1-4 классы [Текст]: конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) / авт.-сост. Г. В. Стюхина. - Волгоград: Учитель, 2010.

  3. Золила, JI. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: методическое пособие / JI. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

  4. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.

  5. Курушпна, Т. А. Музыка. 1-6 классы [Текст]; творческое развитие учащихся: конспекты уроков / Т. А. Курушина. - Волгоград : Учитель, 2009.

Дополнительная литература для учащихся:

    1. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.

    2. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Ми­нина. - СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.

    3. Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

    4. Финкелъштейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкельштейн. - СПб.: Компози­тор, 1997.