СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класс»

12



Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»


Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______20_ г Рук.МО______ Н.В. Супчан


Согласовано ЗД по УР

________ С.Е. Шишканова


«_____» _________20_ г



Утверждаю директор

________ С.М. Крымзина

«_____» _________20_ г

Приказ № ____от «___» ____20_ г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По­ музыке


Уровень образования для 4 класса


Количество часов 34


Учитель Рябова Марина Олеговна


Программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой



















р.п.Ванино

2017 год



Пояснительная записка.

Планирование составлено на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

  • Адаптированной основной образовательной программы краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»

  • Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы./ Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы. Под ред. В.В.Воронковой. Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос»

Количество часов: всего  -  34 часа; в неделю  -  1  час.

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.

Задачи образовательные:

·        формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

·         формировать музыкально-эстетический словарь;

·         формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

·         совершенствовать певческие навыки;

·         развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

·         помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;

·         способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

·         содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

·         активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:

·         корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

·         корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.

Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.

Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.

Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.

После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.





Панируемые предметные результаты по учебному предмету музыка для 4 класса

Достаточный уровень

Минимальный уровень

·      знать современные детские песни для самостоятельного исполнения;

·   значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо);

·      народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);

·   особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

·   особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.

·   уметь петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

·  ясно и четко произносить слова к песнях подвижного характера;

·  исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;

  • различать разнообразные по характеру и

звучанию марши, танцы

  • различать народные музыкальные инструменты и их звучание: домра, мандолина, балалайка, баян, гусли, свирель, гармонь, трещётки, деревянные ложки, бас- балалайка

  • подпевать знакомые песни

  • узнавать различные танцы

Планируемые личностные результаты:

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

  • Целостное восприятие окружающего мира.

  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.















Формирование базовых учебных действий обучающихся

Группа БУД

действий


Перечень учебных действия

Личностные

учебные действия

  • положительное отношение к окружающей действительности,

  • готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию

Коммуникативные учебные

действия

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

  • обращаться за помощью и принимать помощь слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми

Регулятивные

учебные

действия

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

  • пользоваться учебной мебелью

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

  • активно участвовать в деятельности, контролировать

и оценивать свои действия и действия одноклассников соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

Познавательные учебные

действия






  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями

  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).









Содержание программы по музыке в 4 классе


№п/п

Название раздела

Краткое содержание раздела

1

Пение


Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предьщущих классах, а также на новом материале.

·         Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.

·         Работа над кантиленой.

·         Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.

·         Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).

·         Развитие умения определять сильную долю на слух.

·         Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.

·         Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо).

2

Слушание музыки


Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.

·         Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).

·         Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации).

·         Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.

·         Игра на музыкальных инструментах.

·         Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах.

·         Обучение детей игре на фортепиано.

3

Элементы музыкальной грамоты 

Изучение

-динамических оттенков: форте, пиано.

- графического изображения нот

- порядок нот в гамме до мажор;

- нотной записи: скрипичного ключа, нотного стана; счет линеек; добавочные линейки;

- инструментов и их звучания: флейта, труба, кларнет, туба, саксофон.

- инструменты народного оркестра: домра, баян, гусли, свирель, гармонь, трещетка и др.;




Тематическое планирование

Разделы, темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности

обучающихся

Пение



Разучивание песни. Исполнение без сопровождения простых, хорошо знакомых песен; различение мелодии;

исполнение выученных песен ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.

Примерный музыкальный материал для пения

Первая четверть

·  «Без труда не проживешь». Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко.

·  «Золотистая пшеница». Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.

·   «Осень». Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

·   «Настоящий друг». Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

·   «Чему учат в школе». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

·   «Наш край». Муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца.

Вторая четверть

·   «Колыбельная Медведицы». Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

·   «Снежный человек». Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова.

·  «Будьте добры». Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.

·   «Розовый слон». Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.

·   «Волшебный цветок». Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.

Третья четверть

·  «Маленький барабанщик». Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.

·   «Не плачь, девчонка!» Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова.

·   «Пусть всегда будет солнце!» Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.

·   «Солнечная капель». Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.

Четвертая четверть

·  «Ах вы, сени мои, сени». Русская народная песня.

·  «Маленький ковбой». Музыка и слова В. Малого.

·   «Песня о волшебниках». Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.

·  «Во кузнице». Русская народная песня.

·   «Мир похож на цветной луг». Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

·   «Родная песенка». Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.

Элементы музыкальной грамоты


2

Знакомство с нотным станом, нотами, основными музыкальными понятиями. Различение музыкальных коллективов (оркестр, ансамбль), определять высоту и длительность звуков, музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта)

Слушание музыки



Слушание музыки, определение темпа и ритма музыки.

Музыкальные произведения для слушания

·  В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР».

· Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко».

·  К. Брейбург — В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны покоя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад».

·  Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости».

·   Монте. Чардаш.

·  В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.

· Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

· П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».

· М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».

·  Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».

·  «Ужасно интересно все то, что неизвестно». Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.

·  «Три белых коня». Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.

· «Песенка странного зверя». Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе.

· «В Подмосковье водятся лещи». Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.

· «Наша школьная страна». Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.

·   «Дважды два — четыре». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Повторение

3

Исполнение без сопровождения простых, хорошо знакомых песен; различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;

исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.


Итого

34


Форма проведения урока:

  • урок-путешествие,

  • урок-прогулка,

  • урок-экскурсия,

  • урок-диалог,

  • урок-ролевая игра,

  • урок-концерт,

  • урок-спектакль,

  • рок-викторина,

  • урок-презентация,

  • урок-импровизация и другие.

Календарно-тематическое планирование по музыке

в 4 классе

на 2017 – 2018 учебный год


Раздел

Тема урока

Количество часов

Дата

1 четверть 8 часов

1

Пение

Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

1


2

Элементы музыкальной грамоты 

Регистр

1


3

Пение

Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.

1


4

Во кузнице. Русская народная песня.

1


5

Элементы музыкальной грамоты 

Пауза

1


6

Пение

Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня.

1


7

Слушание музыки

В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР».

1


8

Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко».

1


2 четверть 7 часов

9

Пение

Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

1


10

Пение

Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.

Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.

1


11

Слушание музыки

М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».

1


12

Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».

1


13

Пение

Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

1


14

Слушание музыки

Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.

1


15

П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».

1


3 четверть 11 часов

16

Пение

Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова.

1


17

Пение

Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.

1


18

Слушание музыки

В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.

1


19

Пение

Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко.

1


20

Слушание музыки

Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости».

1


21

К. Брейбург — В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны покоя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад».

1


22

Пение

Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.

1


23

Слушание музыки

Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера

1


24

Пение

Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова.

1


25

Слушание музыки

Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева

1


26

Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

1


4 четверть 8 часов

27

Пение

Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.

1


28

Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого.

1


29

Слушание музыки

Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе

1


30

Пение

Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского

1


31

Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.

1


32

Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.

1


32

Слушание музыки

В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.

1


33

Повторение


Исполнение разученных песен

1


34

Повторение


1



Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-технические условия реализации программы учебного предмета «Музыка I – IV классы» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися требований к результатам освоения программы, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями). Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Материально-техническое обеспечение по реализации программы учебного предмета «Музыка I – IV классы» включает в себя печатные пособия; цифровые средства обучения; технические средства обучения; учебно-практическое оборудование.

Печатные пособия:

- учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя, , нотные хрестоматии для слушания музыки, хорового исполнительства, коллективного инструментального исполнительства);

- портреты композиторов;

- портреты исполнителей и дирижеров;

- демонстрационный комплект: музыкальные инструменты.

- дидактический раздаточный материал;

- наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: нотоносец и карточки с изображением нот, ритмическое лото, музыкальные ребусы и т.д.

Информационно-коммуникационные средства обучения:

- информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;

- мультимедийные энциклопедии;

- аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);

- видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;

- видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;

- видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;

- видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д.

Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- принтер;

- интерактивная доска;

- музыкальный центр;

- DVD.

Учебно-практическое оборудование:

- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;

- музыкальный инструмент: фортепиано (пианино/рояль); клавишный синтезатор;

- комплект элементарных музыкальных инструментов:

бубен;

бубенцы;

колокольчики;

кастаньеты;

ритмические палочки;

ручной барабан;

ксилофон;

ложки (музыкальные ложки);

маракас;

металлофон;

погремушки;

треугольник;


Похожие файлы