Утверждена
приказом №55/30
от 01.09.2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: музыка
Уровень: базовый
Класс: 3
Составитель: Несчастнова О.А.
БУП: 2009г.
2015-2016 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 3 класса начальной школы общеобразовательного учреждения составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, авторской программы УМК «Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.
Целью данной программы является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
Содержание рабочей программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов–классиков, сочинений современных композиторов. Рабочая программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы для 3 класса являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в рабочую программу, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
Цель, задачи и содержание отражают следующие методы музыкального обучения:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
интонационно-стилевого постижения музыки;
эмоциональной драматургии;
концентричности организации музыкального материала;
забегания вперед и возвращения к пройденному;
создания «композиции»;
игры;
художественного контекста.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Россия – Родина моя | 5 |
2. | День, полный событий | 4 |
3. | О России петь – что стремиться в храм | 4 |
4. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 |
5. | В музыкальном театре | 6 |
6. | В концертном зале | 6 |
7. | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 5 |
| Итого | 34 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе 3 класса семь разделов: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».
Раздел 1. Россия – Родина моя (5 ч.)
Мелодия – душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы родины, защитников отечества в различных жанрах музыки.
Раздел 2. День, полный событий (4 ч.)
Выразительности и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм (4 ч.)
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч.)
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел 5. В музыкальном театре (6 ч.)
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел 6. В концертном зале (6 ч.)
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 ч.)
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Личностные результаты
Учащийся осознаёт свою принадлежность к своей стране - России, к своему народу. Воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов и с уважением относится к разнообразию народных традиций и культур.
Учащийся умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, во временных творческих группах. Выстраивает отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.
Учащийся воспринимает важность учебы как интеллектуального труда и познания нового. Активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач.
Учащийся осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других. Учащийся умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда.
Учащийся позитивно участвует в коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране.
Учащийся позитивно участвует в коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Метапредметные результаты
Учащийся принимает учебную задачу, соотносит свои действия с этой задачей, ищет способ её решения, осуществляя пробы.
Учащийся осуществляет отбор источников информации для поиска нового знания.
Сопоставляя свои действия и результат, понимает причины своего неуспеха и находит способы выхода из этой ситуации.
Учащийся умеет отвечать на вопросы: Что мне удалось? Что не удалось? И почему? Может решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся у него языковые средства. Умеет вести диалог, учитывая разные мнения; умеет договариваться и приходить к общему решению; умеет задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; умеет доказательно формулировать собственное мнение.
Учащийся может перевести в устный текст данные из таблицы, схемы, диаграммы, может дополнить или достроить их, использовать эти средства для записи текстовой информации.
Учащийся проявляет готовность к решению конфликта посредством учета интересов сторон и сотрудничества, стремиться к координации различных позиций при работе в паре.
Учащийся предъявляет освоенность начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретных учебных предметов.
Учащийся предъявляет освоенность базовых предметных и межпредметных понятий, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным по сравнению с предыдущими годами обучения миром музыкальных образов;
совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель);
развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;
развитие ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся;
развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
V. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методический комплект:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва: «Просвещение», 2012.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: учебник для общеобразовательных учреждений. 3 класс. – М: Просвещение, 2012.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс». Москва «Просвещение», 2015.
Оборудование и приборы:
Аудио-магнитофон.
Ноутбук.
Мультимедийный проектор.
Синтезатор.
Фортепиано.
Экран.
Дидактический материал:
Музыкальные инструменты: дидактический материал. Составители: Вохринцева С., Ледкова С. Екатеринбург: «Страна фантазий», 2006.
Музыкальные инструменты: наглядное пособие. Ростов-на-Дону: ООО «Малыш», 2004.
Портреты русских и зарубежных композиторов: наглядное пособие. Москва: ООО «Издат-школа», 1996.
Медиаресурсы:
Балет. Лучшее. Видео коллекция с буклетами. Москва: ООО «Де Агостини», 2010 – 2012.
Залесский Л. Соната. Москва: ЗАО «Три сестры», 2007.
Классическая музыка из кинофильмов. ЗАО «Издательский дом «Ридерз Дайджест»», 2002.
Сергей Танеев. Симфония №4. Коллекция «Великие композиторы» том 10. Москва: ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда»», 2008.
Шедевры мировой классической музыки. Аудио коллекция с буклетами. Москва: ООО «Мир книги», 2002 – 2005.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Золотая коллекция русского романса. Составители: Кулев В.В., Такун Ф.И. Москва: «Современная музыка», 2001.
Кириллова А.В. Музыка. Мурманск, 2001.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: «Просвещение», 2012.
Крунтяева Т.С., Молокова Н.В., Ступель А.М. Словарь иностранных музыкальных терминов. М.-СПб.: «Музыка», 1996.
Любимые песни: песенник. Составители: Барышев Е.С., Бусаров Ю.В. Петрозаводск: Центр «Полиграфист», 1994.
Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. Составители: Сигаева А.П., Сидорова С.Н. Волгоград: «Учитель», 2010.
Музыка: хрестоматия музыкального материала. 3 класс: пособие для учителя. Составители: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Москва: «Просвещение», 2004.
Наши любимые песни: песенник. Выпуск 1. Составитель: Стрелецкий С. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2010.
Наши любимые песни: песенник. Выпуск 4. Составитель: Стрелецкий С. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2010.
Обучение с увлечением: сборник. Выпуск 12. Составитель: Соколов А.П. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2007.
Обучение с увлечением: сборник. Выпуск 14. Составители: Веденина И.Г., Соколов А.П. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2008.
Обучение с увлечением: сборник. Выпуск 15. Составители: Веденина И.Г. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2009.
Песни бардов: песенник. Выпуск 2. Составитель: Модель В.И. Ленинград: «Советский композитор», 1990.
Песни военных лет: песенник. Составитель: Стрелецкий С. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2010.
Песни для детей: песенник. Выпуск 1. Составитель: Выстрелов Г. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2008.
Песни для детей: песенник. Выпуск 3. Составитель: Выстрелов Г. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2009.
Песни из кинофильмов: песенник. Выпуск 2. Составитель: Выстрелов Г. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2008.
Прохорова И.А. Музыкальная литература зарубежных стран. Москва: «Музыка», 1990.
С песней весело шагать: песенник. Составитель: Крылусов А.С. Москва: «Музыка», 1991.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка. 1 – 4 классы. Рабочие программы. Москва: «Просвещение», 2012.
Торжественные марши и гимны. Составитель: Лукоянов П. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2009.
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Оценка «5» ставится, если учащийся:
эмоционально и осознанно воспринимает музыку различных направлений;
понимает содержание музыки простейших и более сложных жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;
владеет навыками хорового пения, пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
включает в процессе музицирования творческие импровизации;
владеет музыкальной грамотой, знаниями о музыке, музыкантах, исполнителях.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
осознанно, но не эмоционально воспринимает музыку различных направлений;
понимает содержание музыки простейших жанров;
владеет навыками хорового пения, пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах, не включая в процессе творческие импровизации;
при решении заданий по музыкальной грамоте допускает незначительные ошибки.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
слабо владеет навыками хорового пения и пластического интонирования музыки;
при решении заданий по музыкальной грамоте допускает серьезные ошибки;
слабо владеет навыками хорового пения, пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке учащегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если учащийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала.