СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке ФГОС 4 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сети Интернет есть огромное количество вариантов рабочих программ по предмету "музыка". Каждая школа придерживается своего оформления документов. Надеюсь, что вариант представленный мною, поможет в работе моим коллегам.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке ФГОС 4 класс»

Утверждена

приказом №55/30

от 01.09.2015 г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет: музыка

Уровень: базовый

Класс: 4

Составитель: Несчастнова О.А.

БУП: 2009г.






















2015-2016 учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса начальной школы общеобразовательного учреждения составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и содержанием программы «Музыка. Начальные классы», авторы - Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Целью данной программы является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

Содержание рабочей программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов–классиков, сочинений современных композиторов. Рабочая программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы для 4 класса являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в рабочую программу, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

Цель, задачи и содержание отражают следующие методы музыкального обучения:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • интонационно-стилевого постижения музыки;

  • эмоциональной драматургии;

  • концентричности организации музыкального материала;

  • забегания вперед и возвращения к пройденному;

  • создания «композиции»;

  • игры;

  • художественного контекста.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.







































II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов

Всего часов

1.

Россия – Родина моя

3

2.

О России петь – что стремиться в храм

3

3.

День, полный событий

7

4.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

2

5.

В концертном зале

6

6.

В музыкальном театре

6

7.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

7


Итого

34










































III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе 4 класса семь разделов: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».

Раздел 1. Россия – Родина моя (3 ч.)

Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Раздел 2. О России петь – что стремиться в храм (3 ч.)

Нравственные подвиги святых земли Русской, их почитание и восхваление. Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

Раздел 3. День, полный событий (7 ч.)

«В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы. Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны.

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (2 ч.)

Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Раздел 5. В концертном зале (6 ч.)

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Особенности музыкальной драматургии. Интонации народных танцев. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Раздел 6. В музыкальном театре (6 ч.)

События отечественной истории в творчестве М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева. Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки. Мюзикл.

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (7 ч.)

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.














IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Личностные результаты

Учащийся испытывает чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознаёт свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России.

Учащийся воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов и с уважением относится к разнообразию народных традиций и культур. Умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, во временных творческих группах.

Учащийся воспринимает важность учебы как интеллектуального труда и познания нового. Активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач. Осмысленно относится к тому, что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.

Учащийся умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда.

Учащийся понимает ценности нравственных норм, закрепленных в языке народа, для жизни и здоровья человека, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей. Проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране.

Учащийся позитивно участвует в коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Метапредметные результаты

Учащийся владеет способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности.

Учащийся освоил способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.

У учащегося сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов. Определяет наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.

Сопоставляя свои действия и результат, понимает причины своего неуспеха и находит способы выхода из этой ситуации.

Учащийся умеет отвечать на вопросы: Что мне удалось? Что не удалось? И почему? Может решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся у него языковые средства. Умеет вести диалог, учитывая разные мнения; умеет договариваться и приходить к общему решению; умеет задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; умеет доказательно формулировать собственное мнение.

Учащийся проявляет готовность к решению конфликта посредством учета интересов сторон и сотрудничества, стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Освоил начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Учащийся предъявляет освоенность начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретных учебных предметов.

Учащийся предъявляет освоенность базовых предметных и межпредметных понятий, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

  • сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность общего представления о музыкальной картине мира;

  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • сформированность устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;

  • умение понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.





























V. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебно-методический комплект:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва: «Просвещение», 2014.

  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение, 2013.

  3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 4 класс». Москва «Просвещение», 2015.

Оборудование и приборы:

  • Аудио-магнитофон.

  • Ноутбук.

  • Мультимедийный проектор.

  • Синтезатор.

  • Фортепиано.

  • Экран.

Дидактический материал:

  1. Музыкальные инструменты: дидактический материал. Составители: Вохринцева С., Ледкова С. Екатеринбург: «Страна фантазий», 2006.

  2. Музыкальные инструменты: наглядное пособие. Ростов-на-Дону: ООО «Малыш», 2004.

  3. Портреты русских и зарубежных композиторов: наглядное пособие. Москва: ООО «Издат-школа», 1996.

Медиаресурсы:

  1. Балет. Лучшее. Видео коллекция с буклетами. Москва: ООО «Де Агостини», 2010 – 2012.

  2. Залесский Л. Соната. Москва: ЗАО «Три сестры», 2007.

  3. Классическая музыка из кинофильмов. ЗАО «Издательский дом «Ридерз Дайджест»», 2002.

  4. Сергей Танеев. Симфония №4. Коллекция «Великие композиторы» том 10. Москва: ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда»», 2008.

  5. Шедевры мировой классической музыки. Аудио коллекция с буклетами. Москва: ООО «Мир книги», 2002 – 2005.

















VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Золотая коллекция русского романса. Составители: Кулев В.В., Такун Ф.И. Москва: «Современная музыка», 2001.

  2. Кириллова А.В. Музыка. Мурманск, 2001.

  3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: «Просвещение», 2012.

  4. Крунтяева Т.С., Молокова Н.В., Ступель А.М. Словарь иностранных музыкальных терминов. М.-СПб.: «Музыка», 1996.

  5. Любимые песни: песенник. Составители: Барышев Е.С., Бусаров Ю.В. Петрозаводск: Центр «Полиграфист», 1994.

  6. Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. Составители: Сигаева А.П., Сидорова С.Н. Волгоград: «Учитель», 2010.

  7. Музыка: хрестоматия музыкального материала. 4 класс: пособие для учителя. Составители: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Москва: «Просвещение», 2004.

  8. Наши любимые песни: песенник. Выпуск 1. Составитель: Стрелецкий С. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2010.

  9. Наши любимые песни: песенник. Выпуск 4. Составитель: Стрелецкий С. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2010.

  10. Обучение с увлечением: сборник. Выпуск 12. Составитель: Соколов А.П. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2007.

  11. Обучение с увлечением: сборник. Выпуск 14. Составители: Веденина И.Г., Соколов А.П. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2008.

  12. Обучение с увлечением: сборник. Выпуск 15. Составители: Веденина И.Г. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2009.

  13. Песни бардов: песенник. Выпуск 2. Составитель: Модель В.И. Ленинград: «Советский композитор», 1990.

  14. Песни военных лет: песенник. Составитель: Стрелецкий С. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2010.

  15. Песни для детей: песенник. Выпуск 1. Составитель: Выстрелов Г. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2008.

  16. Песни для детей: песенник. Выпуск 3. Составитель: Выстрелов Г. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2009.

  17. Песни из кинофильмов: песенник. Выпуск 2. Составитель: Выстрелов Г. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2008.

  18. Прохорова И.А. Музыкальная литература зарубежных стран. Москва: «Музыка», 1990.

  19. С песней весело шагать: песенник. Составитель: Крылусов А.С. Москва: «Музыка», 1991.

  20. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка. 1 – 4 классы. Рабочие программы. Москва: «Просвещение», 2012.

  21. Торжественные марши и гимны. Составитель: Лукоянов П. Москва: издательство Зайцева В.Н., 2009.








VII. ПРИЛОЖЕНИЕ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • эмоционально и осознанно воспринимает музыку различных направлений;

  • понимает содержание музыки простейших и более сложных жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;

  • владеет навыками хорового пения, пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

  • включает в процессе музицирования творческие импровизации;

  • владеет музыкальной грамотой, знаниями о музыке, музыкантах, исполнителях.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • осознанно, но не эмоционально воспринимает музыку различных направлений;

  • понимает содержание музыки простейших жанров;

  • владеет навыками хорового пения, пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах, не включая в процессе творческие импровизации;

  • при решении заданий по музыкальной грамоте допускает незначительные ошибки.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • слабо владеет навыками хорового пения и пластического интонирования музыки;

  • при решении заданий по музыкальной грамоте допускает серьезные ошибки;

  • слабо владеет навыками хорового пения, пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке учащегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если учащийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала.