МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПИХТОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Согласована на педагогическом совете МКОУ «Пихтовская оош» Протокол от 27.08.2015 № 7 | Утверждена приказом МКОУ «Пихтовская оош» от 28.08.2015 №96 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
1 КЛАСС
Составитель:
Бриль Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
Пихтовка 2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД; на основе примерной основной образовательной программы; в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) МКОУ «Пихтовская оош», утвержденного приказом МКОУ «Пихтовская оош» от 27.06.2014 №108.
Предметная линия учебников под редакцией Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской 1-4 классы.
Цель массового музыкального образования – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуру школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования:
воспитание интереса, эмоционально-целостного отношения и любви музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного и осознанного восприятия лучших образцов музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнения, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства. Приорететным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» обязательной части учебного плана муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Пихтовская основная общеобразовательная школа» на 2015 – 2016 учебный год. На его изучение отводится 1 ч в неделю – 33 ч в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Приоритетная цель художественного образования в школе – духовно-нравственное развитие ребёнка.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма., любви к ближнему, к своему народу, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре различных народов . включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности .
Связи музыки с жизнью человека, роль музыки в повседневном его бытии, в жизни общества, значение музыки в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета.
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Содержание учебного предмета.
Музыка вокруг нас
«И Муза вечная со мной!»
Хоровод муз
Повсюду музыка слышна.
Душа музыки – мелодия.
Музыка осени.
Сочини мелодию.
«Азбука, азбука каждому нужна…».
Музыкальная азбука. Обобщающий урок 1 четверти.
Музыкальные инструменты.
«Садко». Из русского былинного сказа.
Музыкальные инструменты.
Звучащие картины.
Разыграй песню.
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти.
Музыка и ты.
Край, в котором ты живёшь.
Художник, поэт, композитор.
Музыка утра.
Музыка вечера.
Музы не молчали.
Музыкальные портреты.
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Мамин праздник.
Обобщающий урок 3 четверти.
У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты.
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
Музыка в цирке.
Дом, который звучит.
Опера-сказка.
«Ничего на свете лучше нету».
Обобщающий урок. (Урок-концерт)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
| Музыка вокруг нас | 16ч | |
1 | «И Муза вечная со мной!» | 1 | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства, характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни ( соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации в пении, игре, пластике. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. Участвовать в совместной деятельности ( в группе, в паре) при выполнении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша. |
2 | Хоровод муз. | 1 |
3 | Повсюду музыка слышна. | 1 |
4 | Душа музыки – мелодия. | 1 |
5 | Музыка осени. | 1 |
6 | Сочини мелодию. | 1 |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна…». | 1 |
8 | Музыкальная азбука. | 1 |
9 | Обобщающий урок 1 четверти. | 1 |
10 | Музыкальные инструменты. | 1 |
11 | «Садко». Из русского былинного сказа. | 1 |
12 | Музыкальные инструменты. | 1 |
13 | Звучащие картины. | 1 |
14 | Разыграй песню. | 1 |
15 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. | 1 |
16 | Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти. | 1 |
| Музыка и ты | 17 ч | |
17 | Край, в котором ты живёшь. | 1 | Сравниватьмузыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх- драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах, школьных праздниках и т.д. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. |
18 | Художник, поэт, композитор. | 1 |
19 | Музыка утра. | 1 |
20 | Музыка вечера. | 1 |
21 | Музы не молчали. | 1 |
22 | Музыкальные портреты. | 1 |
23 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | 1 |
24 | Мамин праздник. | 1 |
25 | Обобщающий урок 3 четверти. | 1 |
26 27 | У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. | 1 1 |
28 | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. | 1 |
29 | Музыка в цирке. | 1 |
30 | Дом, который звучит. | 1 |
31 | Опера-сказка. | 1 |
32 | «Ничего на свете лучше нету». | 1 |
33 | Обобщающий урок. (Урок-концерт) | 1 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной Рабочие программы. Музыка.1-4 классы
Учебники
Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной. Музыка. 1 класс
Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной Рабочие программы. Музыка.1-4 классы
Экранно-звуковые пособия.
Презентации.
Рабочие тетради
Музыка. Рабочая тетрадь 4 класс.
Технические средства:
1.Интерактивная доска.
2.Компьютер.
3.Принтер.
4.Сканер.
Технические и демонстрационные средства:
1.Портреты композиторов.
2.Портреты исполнителей.
3.Музыкальный центр.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Примечания |
| Музыка вокруг нас | 16ч | | |
1 | «И Муза вечная со мной!» | 1 | | |
2 | Хоровод муз | 1 | | |
3 | Повсюду музыка слышна. | 1 | | |
4 | Душа музыки – мелодия. | 1 | | |
5 | Музыка осени. | 1 | | |
6 | Сочини мелодию. | 1 | | |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна…». | 1 | | |
8 | Музыкальная азбука. | 1 | | |
9 | Обобщающий урок 1 четверти. | 1 | | |
10 | Музыкальные инструменты. | 1 | | |
11 | «Садко». Из русского былинного сказа. | 1 | | |
12 | Музыкальные инструменты. | 1 | | |
13 | Звучащие картины. | 1 | | |
14 | Разыграй песню. | 1 | | |
15 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. | 1 | | |
16 | Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти. | 1 | | |
| Музыка и ты | 17 ч | | |
17 | Край, в котором ты живёшь. | 1 | | |
18 | Художник, поэт, композитор. | 1 | | |
19 | Музыка утра. | 1 | | |
20 | Музыка вечера. | 1 | | |
21 | Музы не молчали. | 1 | | |
22 | Музыкальные портреты. | 1 | | |
23 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | 1 | | |
24 | Мамин праздник. | 1 | | |
25 | Обобщающий урок 3 четверти. | 1 | | |
26 | У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты. | 1 | | |
27 | Музыкальные инструменты. | | | |
28 | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. | 1 | | |
29 | Музыка в цирке. | 1 | | |
30 | Дом, который звучит. | 1 | | |
31 | Опера-сказка. | 1 | | |
32 | «Ничего на свете лучше нету». | 1 | | |
33 | Обобщающий урок. (Урок-концерт) | 1 | | |
10