СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке в 6 классе ФГОС

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные разделы количество часов Музыка души. 1 Тысяча миров музыки. 8 Как создаётся музыкальное произведение. 22 Чудесная тайна музыки. 3

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке в 6 классе ФГОС»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке


6 класс






Разработчик:

Лабазина Татьяна Михайловна,

учитель музыки












2016 - 2017 учебный год

Цель курса:

- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры;


Задачи курса:

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их  общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

- развитие общих  музыкальных способностей  обучающихся, а также  образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа  музыкальных образов;

- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;

-принятие мультикультурной картины современного мира;

-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной системы;

-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.


Метапредметные результаты

Метапредметные результаты изучения в музыке в основной школе:

-анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

-проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

-оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;

-размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

-использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

-определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

-применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.


Предметные результаты

Предметными результатами изучения музыки являются:

-общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

-устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

-понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

-осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

-рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

-применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

-постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

-расширение и обогащение опыта в разнообразных видах  музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

-освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.


Содержание учебного курса

Тема года: «В чём сила музыки»

Урок №1. Музыка души

Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека.

Урок №2. Наш вечный спутник

Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека).

Урок №3. Искусство и фантазия

Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки).

Урок №4. Искусство – память человечества

Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времён. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры.

Урок №5. В чём сила музыки

Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).

Урок №6. Волшебная сила музыки

Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси.

Урок №7-8. Музыка объединяет людей

Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.

Урок №9. Урок-обобщение по теме «Тысяча миров музыки»

Повторение произведений, звучавших в I четверти (слушание).

Исполнение песен по выбору обучающихся. Тест и викторина по теме «Тысяча миров музыки».

Урок №10. Единство музыкального произведения

В чём проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).

Урок №11. «Вначале был ритм»

Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»).

Урок №12-13. О чём рассказывает музыкальный ритм

Разнообразие претворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф. Шопена). Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч. 40 № 1 Ф. Шопена). Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах. Претворение испанских народных ритмов в Болеро М. Равеля.

Урок №14. Диалог метра и ритма

Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена.

Урок №15-16. От адажио к престо.

Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха). Зажигательный народный танец Италии тарантелла (на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини). Изменения темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поет зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова).

Урок №17. «Мелодия – душа музыки»

Мелодия – важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта.

Урок №18. «Мелодией одной звучат печаль и радость»

Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А. Моцарта. Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта. Выражение скорби и печали в Реквиеме В. А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта).

Урок №19. Мелодия «угадывает» нас самих

Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского (на примере Па-де-де из балета «Щелкунчик).

Урок №20. Что такое гармония в музыке

Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха.

Урок №21. Два начала гармонии

Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта.

Урок №22. Как могут проявляться выразительные возможности гармонии

Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Применение композитором метода «забегания вперёд» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти. (Содержание данной темы следует рассматривать одновременно и как первое введение в тему 7 класса «Музыкальная драматургия».)

Урок №23. Красочность музыкальной гармонии

Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины ее возникновения.

Урок №24 Мир образов полифонической музыки

Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет мир»).

Урок №25. Философия фуги

Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги.

И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.

Урок №26. Какой бывает музыкальная фактура

Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи в учебнике, с. 99 – 100). Одноголосная фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»). «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.

Урок №27. Пространство фактуры

Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.

Урок №28. Тембры – музыкальные краски

Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).

Урок №29. Соло и тутти

Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова).

Урок №30. Громкость и тишина в музыке

Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания и спады в Шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена (на примере IV части «Гроза». Буря»).

Урок №31. Тонкая палитра оттенков

Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана).

Урок №32-33. По законам красоты.

Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы ≪Лебедь≫ из фортепианного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса). Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони. Созидание по законам красоты.

Урок №34. Музыка радостью нашей стала.

Урок №35. Заключительный урок по теме года «В чём сила музыки».

Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чём сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»; «В чём причина долговечности искусства?».


Тематический план курса


основные разделы

количество часов

1

Музыка души.

1

2

Тысяча миров музыки.

8

3

Как создаётся музыкальное произведение.

23

4

Чудесная тайна музыки.

3

Итого:

35

1 полугодие

16

2 полугодие

19



В соответствии с надпредметой программой «Основы смыслового чтения и работа с текстом» акцент сделан на такой вид деятельности школьника, как:

-самостоятельная работа с текстом учебника, выделение главной и второстепенной информации;

-составление кластера;

-выполнение творческих заданий, результатом которых являются панно выполненные индивидуально и коллективно;


















Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Программы к завершённой предметной линии учебников по музыке для 6 класса под редакцией Т.И.Науменко, В.В.Алеева


Учебник, учебное пособие

Т.И.Науменко, В.В.Алеева

«Музыка»: Учебник для учащихся 6 кл. М.: Просвещение, 2013г.

Рабочая тетрадь для обучающихся

-

Электронное приложение к УМК

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».6 класс. (СD) Москва, Дрофа, 2009г.

Дидактический материал


Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Кроссворды, тесты.

Методическое пособие с поурочными разработками

Поурочные разработки по музыке к учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева «Музыка. 6 класс», М., «Дрофа», 2012г.,

Волгоград «Учитель», 2012г.

Список используемой литературы


Цифровые и электронные образовательные ресурсы

ОМС (по темам курса), презентации, мультимедийные пособия, видеофильмы из коллекции классических произведений, авторские разработки педагога, электронные модули для интерактивной доски.

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, пианино, цифровая доска.



Планируемые результаты изучения музыки за курс 6 класса

Тысяча миров музыки

Ученик научится:

-сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;

-представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека;

-различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;

-различать основные жанры народной и профессиональной музыки.


Ученик получит возможность:

-стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

-формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

-классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;

-стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;

-реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале.

Как создаётся музыкальное произведение.

-сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания;

-устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.


-расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

-идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;

-применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности;

-систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников.

Чудесная тайна музыки.

-аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;


-применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

-участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности;

- применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.



Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса


Результаты образовательного процесса

формы контроля

Личностные

наблюдение

Метапредметные

творческие задания для групп

Предметные

самостоятельные, тестирование



Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 6-х классов и специфики данного классного коллектива.

В 2016 - 2017 учебном году в 6 классах будут учиться 87 обучающихся. Основная масса обучающихся 6-х классов – это дети со средним уровнем способностей и средней мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету на хорошем уровне. Они отличаются высокой организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных заданий. Вместе с тем, в 6-х классах обучаются дети с более низким уровнем способностей, невысокой мотивацией учения. Чтобы включить всех детей в работу на уроке, будут использованы разнообразные формы организации их деятельности.


Основные формы организации деятельности обучающихся на уроках:

1. групповая

2. коллективная работа


Образовательные технологии, используемые на учебных занятиях:


-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности



№ п/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Аудио-визуальный материал


Дата

Примечание






План

Факт


1

«Музыка души».

1

Выявлять возможности эмоционального

воздействия музыки на человека.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Е.Дога «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»;

М.Дунаевский «Цветные сны» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания»».




2

Наш вечный спутник.

1

И.Брамс «Симфония №3», 3 часть;

М.Дунаевский «Цветные сны» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания»».




3

Искусство и фантазия.

1

Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений.

Осознавать интонационно– образные, жанровые основы музыки как вида искусства.

М.И.Глинка «Вальс-фантазия»;

Г.Струве «Школьный корабль».




4

Искусство–память человечества.

1

Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека в искусстве.

Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произведении.

Уважать музыкальную культуру мира разных времён.

Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

М.П.Мусоргский «Старый замок»;

Г.Струве «Школьный корабль».




5

В чём сила музыки.

1

Выявлять возможность эмоционального воздействия музыки на человека.

Сравнивать музыкальное произведение разных жанров и стилей

Л.Бетховен «Симфония №7»

(2 часть);

Р.Вагнер «Антракт к 3 действию» из оперы «Лоэнгрин»;

М.Дунаевский «Брадобрей».




6

Волшебная сила музыки.

1

Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных

произведений (правдивое-ложное, красивое –уродливое).

К.Дебюсси «Сирены» из симфонического цикла «Ноктюрны»;

М.Дунаевский «Брадобрей».




7

Музыка объединяет людей.

1

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.

Рассказывать о влиянии музыки на человека.

Л.Бетховен «Симфония №9» (4 часть);

В.Суслов «Всюду музыка живёт».





8

Музыка объединяет людей.

1

Л.Бетховен «Симфония №9» (4 часть);

В.Суслов «Всюду музыка живёт».




9

Тысяча миров музыки.

1

Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты.

Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия.

Исполнение песен по желанию детей.




10

Единство музыкального произведения.

1

Понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения.

Владеть отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности.


Ф.Шопен «Мазурка си-бемоль мажор»;

И.Штраус «Сказки Венского леса».




11

Вначале был ритм.

1

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства.

Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения.

Осознавать интонационно-образные жанровые особенности музыки.

В.А.Моцарт «Волшебные колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»;

И.Штраус «Сказки Венского леса»;

Г.Струве «Бьют тамтамы».









12-13

О чём рассказывает

музыкальный ритм.

1

Ф.Шопен «Полонез ля-мажор»;

М.Равель «Болеро»;

Г.Струве «Бьют тамтамы».




14

Диалог метра и ритма

1

Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении.

Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов – Л.Бетховена, А.Хачатуряна.

Воспринимать разнообразные по смыслу ритмические интонации при прослушивании музыкальных произведений.

А.И.Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»;

Л.Бетховен «Симфония №5»

(1 часть);

Г.Струве «Бьют тамтамы».





15-16

От адажио к престо.

1

Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры.

Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И.С.Баха).

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.

И.С.Бах органная хоральная прелюдия «Я взываю к тебе, Господи»;

Дж.Россини «Неаполитанская тарантелла»;

Е.Крылатов «Три белых коня».




17

Мелодия – душа музыки.

1

Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры.

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Ф.Шуберт).

Осознавать интонационно образные, жанровые и стилевые основы музыки. Воспринимать характерные черты отдельных композиторов

(Ф.Шуберт).

Ф.Шуберт «Серенада»;

В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада» (1 часть);

Е.Крылатов «Три белых коня».




18

Мелодией одной звучат печаль и радость.

1

Формирование эмоционально-ценностного отношения к творчеству выдающихся композиторов.

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации при прослушивании музыкальных произведений.

Воспринимать и соотносить характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов В.А.Моцарта и П.И.Чайковского.

В.А.Моцарт «Реквием. Лакримоза»;

П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»;

Е.Крылатов «Крылатые качели».




19

Мелодия «угадывает» нас самих.

1




20

Что такое гармония в музыке.

1

Находить ассоциативные связи между образами музыки и ИЗО.

Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально- творческой деятельности.

Понимать значение средств художественной выразительности(гармонии)в создании музыкального произведения.

Сравнивать разнообразные мелодико-гармонические интонации музыки.

Воспринимать и осознавать гармонические особенности музыкального произведения.


И.С.Бах «Прелюдия до мажор»;

Г.Струве «Музыка».




21

Два начала гармонии.

1

В.А.Моцарт «Симфония №40» (1 часть);

Ж.Бизе «Увертюра» из оперы «Кармен»;

Г.Струве «Музыка».




22

Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.

1




23

Красочность музыкальной гармонии.

1

Красочность музыкальной гармонии.

Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Н.А.Римский-Корсаков «Шествие чуд морских» из оперы «Садко»;

Ю.Тугаринов «Весёлая история».





24

Мир образов полифонической музыки.

1

Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Исследовать разнообразие и специфику фактурных воплощений в музыкальных произведениях.

Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке.

В.А.Моцарт «Да будет мир» (канон);

Норвежская народная песня «Камертон».




25

Философия фуги.

1

И.С.Бах «Органная токката и фуга ре-минор», ХТК.

Русская народная песня «Во поле берёза стояла».




26

Какой бывает музыкальная фактура.

1

Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения.

Исследовать разнообразие и специфику фактурных воплощений в музыкальных произведениях.

Понимать значение средств художественной выразительности

(фактуры) в создании музыкального произведения.

С.В.Рахманинов, Е.Бекетова «Сирень» (романс);

С.В.Рахманинов, Ф.Тютчева «Весенние воды»;

Е.Крылатов «До чего дошёл прогресс».




27

Пространство фактуры.

1




28

Тембры – музыкальные краски.

1

Расширение представлений детей о собственных

Познавательных возможностях.

Устанавливать внешние связи между звуками при-роды и звучаниями музыкальных тембров.

Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях.

Определять тембры при прослушивании инструментальной музыки.

Н.А.Римский-Корсаков

«Полёт шмеля» из оперы «Садко»;

Н.А.Римский-Корсаков

«Тема Шехеразады» из симфонической сюиты «Шехеразада»;

И.С.Бах «Скерцо» из сюиты №2;

Ю.Энтин «Дорога добра».




29

Соло и тутти.

1

Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Садко»;

Ю.Энтин «Дорога добра».





30

Громкость и тишина в музыке.

1

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии.

Анализировать приёмы развития художественного образа в музыкальном произведении.

Устанавливать внешние связи между звуками при-роды и их музыкально-динамическими воплощениями.

Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях.

Л.Бетховен «Гроза.Буря» симфония №6 (4 часть);





31

Тонкая палитра оттенков.

1

К.А.Дебюсси «Лунный свет»;

О.Мессиан «пробуждение птиц»;

Ю.Энтин «Дорога добра».






32

По законам красоты.

1

Рассуждать о преобразующем влиянии музыки.

Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое-лживое, глубинное-повер-хностное).

Творчески интерпретировать содержание изученного материала в слове, изобразительной деятельности.

Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

К.Сен-Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных»;

М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки»;


М.Дунаевский «Песня о дружбе».






33

По законам красоты.

1




34

Музыка радостью нашей стала.

1

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Понимать выразительные особенности музыкального языка в произведениях разного эмоционального и смыслового содержания.

М.Дунаевский «Песня о дружбе».





35

Заключительный урок по теме года «В чём сила музыки».

1

Применять знания теоретического материала и практические навыки, приобретённые в результате изучения курса.

Определять музыкальные произведения и их авторов по фрагментам.

Выразительно исполнять произведения, передавая с помощью выработанных вокально-хоровых навыков его образное содержание.

Исполнение песен по выбору учащихся.