СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по немецкому языку 3 класс

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по немецкому языку для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по немецкому языку 3 класс»

Аннотация к рабочей программе по немецкому языку для 3 класса.


Рабочая программа по немецкому языку составлена на основе следующих документов:


1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации №373 от 06. 10. 2009 года) с последующими изменениями и дополнениями.

2.Основная образовательная программа МБОУ Воротская СОШ № 6

3.Учебный план МБОУ Воротская СОШ № 6

4. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ Воротская СОШ №6 ( приказ № 4 от 02.09.2013 г.)

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание учебного предмета, планируемые результаты, календарно – тематическое планирование, перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Согласно учебного плана школы (Приказ № 6 от 01.09.2015 г.), на предмет немецкий язык

выделено два часа в неделю на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа в 3 классе рассчитана на 68 часов, разработана с учетом знаний, умений и навыков, сформированных у учащихся при изучении немецкого языка во 2 классе. Распределение часов по темам связано с концентрическим изучением тематики.

Программа дает распределение учебных часов по темам курса, определяет предметное содержание речи и рекомендует последовательность изучения языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей детей, внутрипредметных и межпредметных связей.

Деятельный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально, активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, своиственные ребенку данного возраста При овладении новым языковым материалом, в том числе и грамматическим используется в основном имитация. Вся работа над обобщением материала в основном строится на игровой основе.


Немецкий язык как учебный предмет характеризуется:


- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний, так например при изучении темы «На улице» - с основами безопасности жизнедеятельности; «Времена года и месяцы года», «Животные» - с окружающим миром.)

- многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми

средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой стороны – умениями в четырех видах речевой деятельности);

- многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самых различных областях знаний).

Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, немецкий язык способствует формированию у обучающихся целостной картины мира. Владение немецким языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Немецкий язык расширяет лингвистический кругозор обучающихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

Продолжение изучения немецкого языка в 3 классе начальной школы как учебного предмета укрепляет основу для развития интереса к немецкому языку, формирует базовые навыки

аудирования, говорения., чтения и письма. Первые шаги, сделанные младшими школьниками в овладении немецким языком, обеспечивают условия для успешной реализации основной цели – формирование у учащихся коммуникативной компетенции со всеми составляющими ее

видами: лингвистической, речевой, социолингвистической, социокультурной и стратегической.

Основными целями обучения немецкому языку в 3 классе являются:


1. Формирование умений общаться на немецком языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме.

2. Продолжение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления психологического барьера.

3. Дальнейшее развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления , памяти и воображения младшего школьника.

4.Дальнейшее освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на немецком языке.

Задачи обучения:

1. Знакомить школьников с миром сверстников, с детским фольклором Германии.

2. Развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком.


Изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию познавательных способностей; формированию общеучебных умений учащихся.

Личностно – ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.

В связи с внедрением в систему общего образования этнологических знаний и

важностью повышения этнокультурологической компетентности при изучении темы «Мы накрываем стол» беседую с детьми о традиционных хакасских блюдах; при изучении темы «На улице»- о видах транспорта в городе Абакане; «Праздники и каникулы» - говорим о праздновании хакасского Нового года; «Животные» - беседуем о животном мире Хакасии.

Учебно-методический комплект состоит из учебника с немецко-русским словарем, книги для учителя, аудиокассеты, рабочей тетради.

Для достижения поставленных целей используются различные формы работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Учитывая особенности иностранного языка (практически все уроки – комбинированные), когда на одном и том же уроке могут развиваться у учащихся все четыре вида речевой деятельности

(говорение, чтение, аудирование, письмо), тип урока не указан, реализуется дифференцированный подход к обучающимся, учет индивидуальных особенностей учащихся при определении домашних заданий.



















































Содержание программы



1. Пояснительная записка


2. Основное содержание учебного предмета


3. Планируемые результаты


4. Календарно – тематическое планирование


5. Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения

образовательного процесса

























Пояснительная записка.


Рабочая программа по немецкому языку составлена на основе следующих документов:


1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России №373 от 06. 10. 2009 года (с изменениями и дополнениями).

2.Основная образовательная программа начального общего образования (1-4 класс), утвержденная приказом ОУ № от

3. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин, утвержденное приказом ОУ № 4 от 02.09.2013 г.

Согласно учебного плана школы (Приказ № 6 от 01.09.2015 г.), на предмет немецкий язык

выделено два часа в неделю на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа в 3 классе рассчитана на 68 часов, разработана с учетом знаний, умений и навыков, сформированных у учащихся при изучении немецкого языка во 2 классе. Распределение часов по темам связано с концентрическим изучением тематики.

Программа дает распределение учебных часов по темам курса, определяет предметное содержание речи и рекомендует последовательность изучения языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей детей, внутрипредметных и межпредметных связей.

Деятельный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально, активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, своиственные ребенку данного возраста При овладении новым языковым материалом, в том числе и грамматическим используется в основном имитация. Вся работа над обобщением материала в основном строится на игровой основе.


Немецкий язык как учебный предмет характеризуется:


- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний, так например при изучении темы «На улице» - с основами безопасности жизнедеятельности; «Времена года и месяцы года», «Животные» - с окружающим миром.)

- многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми

средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой стороны – умениями в четырех видах речевой деятельности);

- многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самых различных областях знаний).

Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, немецкий язык способствует формированию у обучающихся целостной картины мира. Владение немецким языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Немецкий язык расширяет лингвистический кругозор обучающихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.Продолжение изучения немецкого языка в 3 классе начальной школы как учебного предмета укрепляет основу для развития интереса к немецкому языку, формирует базовые навыки

аудирования, говорения., чтения и письма. Первые шаги, сделанные младшими школьниками в овладении немецким языком, обеспечивают условия для успешной реализации основной цели – формирование у учащихся коммуникативной компетенции со всеми составляющими ее видами: лингвистической, речевой, социолингвистической, социокультурной и стратегической.


Основными целями обучения немецкому языку в 3 классе являются:


1. Формирование умений общаться на немецком языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме.

2. Продолжение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления психологического барьера.

3. Дальнейшее развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления , памяти и воображения младшего школьника.

4.Дальнейшее освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на немецком языке.

Задачи обучения:

1. Знакомить школьников с миром сверстников, с детским фольклором Германии.

2. Развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком.


Изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию познавательных способностей; формированию общеучебных умений учащихся.

Личностно – ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.

В связи с внедрением в систему общего образования этнологических знаний и

важностью повышения этнокультурологической компетентности при изучении темы «Мы накрываем стол» беседую с детьми о традиционных хакасских блюдах; при изучении темы «На улице»- о видах транспорта в городе Абакане; «Праздники и каникулы» - говорим о праздновании хакасского Нового года; «Животные» - беседуем о животном мире Хакасии.

Учебно-методический комплект состоит из учебника с немецко-русским словарем, книги для учителя, аудиокассеты, рабочей тетради.

Для достижения поставленных целей используются различные формы работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Учитывая особенности иностранного языка (практически все уроки – комбинированные), когда на одном и том же уроке могут развиваться у учащихся все четыре вида речевой деятельности

(говорение, чтение, аудирование, письмо), тип урока не указан, реализуется дифференцированный подход к обучающимся, учет индивидуальных особенностей учащихся при определении домашних заданий.

Характеристика класса. В 3 классе 4 обучающихся. Учащиеся изучают предмет немецкий язык со 2 класса на базовом уровне. Программа 2 класса по немецкому языку за 2014-2015 учебный год реализована полностью: 2 учащихся достигли базового уровня усвоения программы, 2 учащихся – повышенного уровня


2.Основное содержание учебного предмета прописано в Программе учебного предмета немецкий язык

3.Планируемые результаты усвоения программы 3 класса прописаны в Программе учебного предмета немецкий язык







Календарно – тематическое планирование


урока

Наименование разделов

и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика ( на основе учебных действий по теме)

Плановые сроки

прохождения

темы


Фактические

сроки (и/или

коррекция)

1.









2.


3.



4.



5.






6.






7.



8.




9.








10.



11.



12.



13.



14.









15.



16.



17.



18.





19.



20.



21.



22.



23.











24.




25.



26.




27.




28.







29.




30.






31.




32.



33.








34.




35.





36.



37.




38.








39.




40.



41.




42.








43.





44.



45.



46.







47.




48.




49.




50.



51.










52.





53.



54.




55.




56.







57.



58.





59.



60.







61.




62.



63.



64.



65.






66.



67.


68.


















Что мы узнали за прошлый год?



Еда и напитки. ( 8 ч)


Мы накрываем стол (4ч)


Мы накрываем стол.


Буквосочетание chs, разъяснение, закрепление


Буква С с, введение и закрепление


Буква Х х, введение и закрепление


Мы делаем фруктовый салат ( 4 ч)


Фруктовый салат. Введение материала.





Буква Y y, введение и закрепление.


Обобщающее повторение. Контроль знаний.


Знакомство с алфавитом.



Мы идем гулять ( 14 ч )



Детская одежда ( 5ч)


Детская одежда. Введение лексики.


Детская одежда. Изучение материала.


Одежда. Изучение материала.


Контроль лексики по теме « Одежда»


Обобщающий урок по теме «Одежда»




Мы играем во дворе

( 4ч )


Мы играем во дворе. Введение в тему.


Мы играем во дворе. Изучение материала.


Мы играем во дворе. Изучение материала.


Мы играем во дворе.

Закрепление материала.


На улице ( 5 ч)


На улице. Введение материала.


На улице. Изучение нового материала.


Как пройти к ….

Знакомство с новой лексикой.


На улице. Закрепление знаний.


Обобщающее повторение




Праздники и каникулы ( 15 ч )


Сердечные пожелания

( 5 ч )


Сердечные пожелания. Введение нового материала.


Сердечные пожелания. Изучение материала.


Употребление существительных в Винительном падеже


Возвратные глаголы. Введение нового материала.


Возвратные глаголы. Изучение материала.



Скоро Рождество и Новый год ( 5 ч )


Рождество и Новый год. Введение материала.




Рождество и Новый год. Изучение материала.





Текущий контроль по теме. ( Словарный диктант)

Повторение пройденного материала.


Обобщающее повторение по теме «Скоро Рождество и Новый год»



Поздравление с Днем рождения ( 5 ч )


Поздравление с Днем рождения. Введение материала.


Поздравление с Днем рождения. Изучение материала.


Спряжение возвратных глаголов.


Тренировка употребления спряжения глаголов и существительных в Вин.п


Обобщающее повторение по теме.



Времена года. (13 ч )


Времена года ( 4 ч )


Времена года. Введение названий времен года и месяцев.


Времена года. Изучение материала.


Что приносит каждое время года? Введение нового материала.


Что приносит каждое время года? Изучение материала.



Какая погода? (4 ч )



Какая погода? Введение нового материала.




Какая погода? Изучение материала.


Какая погода? Контроль лексики.


Какая погода? Обобщение изученного.



Что мы делаем сегодня?

( 5 ч )


Что делаем мы сегодня?

Введение нового материала.


Что делаем мы сегодня?

Изучение нового материала.


Что делаем мы сегодня?

Изучение нового материала.


Обобщающее повторение по теме « Времена года»


Самостоятельная работа по теме «Времена года»



Животные (14 ч)


Домашние животные

( 5 ч )


Знакомство с домашними животными.




Что делают домашние животные.


Текущий контроль по теме (словарный диктант)


Домашние животные.

Закрепление пройденного


Домашние животные. Обобщающее повторение.



В зоопарке. (4 ч)


Знакомство с животными зоопарка.


Что делают животные

В зоопарке? Изучение лексического материала по теме.


Контроль лексики по теме « В зоопарке»


« В зоопарке» Закрепление материала



Моя собака больна

(5 ч)


Моя собака больна. Введение нового материала.


Моя собака больна. Изучение материала.


Спряжение модальных глаголов.


Мы работаем над текстом.


Обобщающее повторение по теме.





Подготовка к контрольной работе


Контрольная работа


Обобщающее повторение за год.





Образуют простые предложения с заданными словами.
Сравнивают и анализируют буквосочетания.
Воспроизводят графически и каллиграфически корректно буквы немецкого алфавита S, Ö, C, X, Y, дифтонг öu, буквосочетания ck, tz, chs.
Различают на слух и адекватно произносят соответствующие звуки, звукосочетания, смыслоразли­чительные фонемы немецкого языка.
Различают интонационный и ритмический рису­нок фразы, ее эмоциональную окраску.
Различают интонационный и ритмический рису­нок фразы, ее эмоциональную окраску.

Используют в своей устной и письменной речи лексику в соответствии с коммуникативной задачей и адекватно ситуации.
Моделируют повествовательный и вопросительный типы предложений (по образцу), соблюдают порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении.

Употребляют указательное местоимение dieser, отрицание nicht, существительные в единственном и множественном числе, простые предложения с простым глагольным сказуемым

Оперируют активной лексикой в процессе общения.



Понимают на слух речь учителя одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни.

Графически правильно пишут буквы и буквосочетания немецкого языка и соотносят их со звуками и звукосочетаниями данного языка

Списывают слова (небольшие предложения), соблюдая прописную графику, позволяющую придать слову целостность; прописи букв, буквосочетаний; орфографически правильно пишут небольшие простые слова, усвоенные в устной речи






Понимают новые слова в разных контекстах, понимают описание рисунков и микродиалогоов.

Составляют предложения с опорой на рисунки.

Пересказывают несложный текст по теме.



Расспрашивают друг друга и сообщают полученные данные.

Читают предложения и несложные тексты, построенные на знакомом материале.

Письменно отвечают на вопросы по теме, описывают рисунки.


Составляют и воспроизводят микродиалоги по образцу.


Выразительно читают короткие тексты и стихи, воспроизводят наизусть тексты рифмовок и песен.



Сравнивают и анализируют буквосочетания.



Догадываются о значении новых слов по рисункам, словообразовательным элементам.


Понимают речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни.


Оперируют активной лексикой в процессе общения.


Используют в своей устной и письменной речи лексику в соответствии с коммуникативной задачей и адекватно ситуации.


Моделируют повествовательный и вопросительный типы предложений (по образцу), соблюдая порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении.


Употребляют указательные местоимения dieser, diese,diesen и предлоги mit, nach,uber,durch,zu.


Графически правильно пишут буквы и буквосочетания немецкого языка и соотнося их со звуками и звукосочетаниями данного языка.


Списывают слова (небольшие предложения), соблюдая прописную графику.


Орфографически правильно пишут простые слова, усвоенные в устной речи, списывают буквы и буквосочетания.










Воспроизводят наизусть тексты стихов.


Ведут краткие диалоги-расспросы о своих пожеланиях к празднику, о Дне рождения, выражая поздравление другу с Днем рождения.


Догадываются о значении новых слов по картинкам.


Составляют и записывают слова и предложения с заданными вербальными средствами.


Понимают основное содержание стихов и песни, читают выразительно стихи и текст песни.


Делают краткое сообщение о Дне своего рождения.


Читают тексты с поиском необходимой информации, читают текст-диалог по ролям.


Пишут открытку с новогодними поздравлениями, с Днем рождения и пожеланиями с опорой на заданный образец.


Описывают картинку с заданием в виде загадки.


Понимают на слух короткие сообщения, тексты, стихи, обращения учителя и учащихся.


Вербально и невербально реагируют на услышанное.






Повторяют и запоминают речевые цепочки разной протяженности (слова, предложения, рифмовки и стихи).



Различают интонационный и ритмический рисунок фразы, ее эмоциональную окраску.


Употребляют РО с модальными глаголами mögen, dürfen, sollen в

утвердительных и вопросительных предложениях в Präsens, отрицанием kein и местоимением man, возвратным местоимением в 1-ом и в 3- м лице.


Систематизируют случаи спряжения глаголов в настоящем времени, употребления существительных мужского, женского и среднего рода с неопределенным артиклем в винительном падеже, употребления местоимений er, es, sie.


Узнают в письменном и устном тексте, воспроизводят устно и письменно лексические единицы по теме.


Списывают слова и предложения, соблюдая прописную графику.


Орфографически правильно пишут новые слова.

















Ведут диалог-расспрос о любимом времени года, о свободном времени.


Читают выразительно вслух стихи, тексты, догадываются о содержании новых слов с опорой на картинку, воспроизводят наизусть тексты рифмовок, песен.


Делают краткие сообщения о своем любимом времени года, о своих занятиях в разное время года, используя заданные речевые образцы.


Читают стихи с общим пониманием содержания.


Прогнозируют содержание текста по заголовку и рисункам.


Оформляют надписи в часах года, заполняют дневник погоды, делают соответствующие записи.


Делают краткие сообщения о своем свободном времени.


Понимают на слух обращения учителя, короткие сообщения школьников о своем любимом времени года, тексты стихов и песни.


Повторяют и запоминают речевые цепочки разной протяженности (слова, предложения, рифмовки и стихи).


Различают интонационный и ритмический рисунок фразы, ее эмоциональную окраску.


Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом.


Употребляют глагол werden в единственном и множественном числе в Präsens, безличное местоимение es.


Систематизируют употребление глаголов sein и werden.


Списывают слова, небольшие предложения, орфографически правильно пишут новые слова, усвоенные в устной речи.






















Понимают на слух и при чтении содержание предложений, коротких текстов. Стихов и песен, догадываются о значении новых слов по картинкам и контексту.




Выразительно читают вслух короткие тексты и стихи, воспроизводят стихи, соблюдая правильное ударение в словах и интонацию.


Составляют микродиалоги по образцу.


Читают тексты про себя с целью понимания основного содержания и выбирают заголовок к тексту из предложенных.


Выполняют лексические и грамматические упражнения с опорой на образец.


Делают короткие сообщения о домашнем животном, используя в качестве опоры вопросы.


Рисуют домашнее и фантастическое животное и рассказывают о нем, опираясь на схему высказывания в виде неполных предложений.


Догадываются о значении новых слов по картинкам, по словообразовательным элементам.


Составляют загадки о животном, отгадывают загадки товарищей.


Пересказывают прочитанный текст с опорой на языковые средства.


Инсценируют диалоги с опорой на образец.


Соотносят части читаемого текста с рисунками.


Составляют микродиалоги по теме с опорой на схему высказывания и заданные языковые средства.




Образуют простые предложения с заданными словами.


Повторяют и запоминают речевые цепочки разной протяженности ( слова, предложения, стихи).


Используют в своей устной и письменной речи лексику в соответствии с коммуникативной задачей и адекватно ситуации.


Моделируют повествовательный и вопросительный типы предложений ( по образцу), соблюдая порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении.


Употребляют отрицание kein в Nominativ и Akkusativ единственного числа, существительные в единственном и множественном числе, простые предложения с простым глагольным сказуемым, с модальными глаголами.


Оперируют активной лексикой в процессе общения.


Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни.


Орфографически правильно пишут слова, усвоенные в устной речи, узнают их в тексте.


Систематизируют грамматические явления, опираясь на схемы







03.09









04.09


10.09



11.09



17.09






18.09






24.09




25.09



01.10








02.10



08.10



09.10



15.10



16.10








22.10



23.10




29.10



30.10




12.11




13.11


19.11




20.11



26.11











27.11




03.12



04.12




10.12




11.12







17.12





18.12






24.12




25.12




14.01







15.01




21.01




22.01




28.01




29.01








04.02




05.02




11.02




12.02







18.02





19.02



25.02



26.02







03.03




04.03




10.03




11.03



17.03










18.03




24.03



25.03




07.04




08.04







14.04


15.04





21.04



22.04







28.04





29.04



05.05


06.05



12.05






13.05




19.05


20.05





















4.Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения учебного процесса указан в Программе учебного предмета немецкий язык

Учебники по немецкому языку соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях