Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004 года, Примерной программы начального общего образования по иностранному языку 2005 года.
Учебно-методический комплект (УМК) по немецкому языку «Deutsch. Die ersten Schritte» является продолжением УМК для 3 класса общеобразовательных учреждений и предназначен для учащихся 4 класса данного типа школ.
Он продолжает линию раннего изучения немецкого языка и учитывает специфику адресата и условия обучения.
Рабочая программа ориентирована на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект, который включает в себя:
учебник «Deutsch. Die ersten Schritte» И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой в двух частях;
две рабочие тетради на печатной основе;
аудиокассеты;
книгу для учителя.
Основная интегрированная цель обучения в 4 классе - дальнейшее развитие способности и готовности школьников осуществлять элементарное общение на немецком языке в рамках ограниченного числа наиболее распространенных тем и стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и развитие средствами учебного предмета.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
• ценностное отношение к своей малой родине, семейным традициям; государственной символике, родному языку, к России;
• элементарные представления о культурном достоянии малой Родины;
• первоначальный опыт постижения ценностей национальной культуры;
• первоначальный опыт участия в межкультурной коммуникации и умение представлять родную культуру;
• начальные представления о правах и обязанностях человека и товарища.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
• элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе, а также между носителями разных культур;
• первоначальные представления о гуманистическом мировоззрении: доброта, желание доставить радость людям; бережное, гуманное отношение ко всему живому; великодушие, сочувствие; товарищество и взаимопомощь;
• стремление делать правильный нравственный выбор: способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными этическими нормами;
• доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой деятельности на основе этических норм.
3. Воспитание уважения к культуре народов стран изучаемого языка.
• элементарные представления о культурном достоянии стран;
• первоначальный опыт межкультурной коммуникации;
уважение к иному мнению и культуре других народов.
4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях родной культуры и культуры других стран;
• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, детского фольклора, памятников культуры;
• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи;
• отношение к учебе как творческой деятельности.
5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
• ценностное отношение к труду, учебе и творчеству, трудолюбие;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
• дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность;
• первоначальный опыт участия в учебной деятельности по овладению иностранным языком и осознание ее значимости для личности учащегося;
• первоначальные навыки сотрудничества в процессе учебной и игровой деятельности со сверстниками и взрослыми;
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам,
• мотивация к самореализации в познавательной и учебной деятельности;
• любознательность и стремление расширять кругозор.
6. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
• первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека;
• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности.
7. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
• ценностное отношение к природе;
• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
формирование мотивации к изучению иностранного языка;
овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т. д.)
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
Изучение иностранного языка способствует развитию общеучебных познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
В результате изучения немецкого языка школьник научится:
Подготавливать план и тезисы сообщения (в том числе гипермедиа); выступать с сообщением;
Создавать небольшой текст на компьютере;
Фиксировать собственную устную речь на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио- и видеоподдержки;
Воспринимать и понимать основную информацию в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации;
Использовать компьютерный словарь, экранный перевод отдельных слов.
Предметные результаты
1. Предметные результаты в коммуникативной сфере
1.1. Коммуникативная компетенция (владение иностранным языком как средством общения)
Говорение
I. Выпускник научится:
вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог — побуждение к действию;
уметь на элементарном уровне описывать предмет, картинку, персонаж;
уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге.
II. Выпускник получит возможность научиться:
участвовать в элементарном диалоге-расспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;
воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни;
составлять краткую характеристику персонажа;
кратко излагать содержание прочитанного текста.
Аудирование
I. Выпускник научится:
понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
воспринимать на слух в аудиозаписи основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале.
II. Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать на слух в аудиозаписи небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;
использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
I. Выпускник научится:
соотносить графический образ немецкого слова с его звуковым образом;
читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию;
читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.
II. Выпускник получит возможность научиться:
догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.
Письмо
I. Выпускник научится:
владеть техникой письма;
списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.
II. Выпускник получит возможность научиться:
составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;
заполнять простую анкету;
в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
правильно оформлять конверт (с опорой на образец);
делать по образцу подписи к рисункам/фотографиям.
1.2. Языковая компетенция (владение языковыми средствами)
1. Социокультурная осведомленность
I. Выпускник научится:
называть страны изучаемого языка по-немецки;
узнавать некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольшие произведения детского фольклора (стихов, песен);
соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, принятые в стране изучаемого языка, в учебно-речевых ситуациях.
II. Выпускник получит возможность научиться:
2. Предметные результаты в познавательной сфере
Выпускник научится:
сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;
совершенствовать приемы работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текс та по заголовку, иллюстрациям и др.);
пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.
12
3. Предметные результаты в ценностно-ориентационной сфере
Выпускник научится:
представлять изучаемый иностранный язык как средство выражения мыслей, чувств, эмоций;
приобщаться к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в туристических поездках.
4. Предметные результаты в эстетической сфере
Выпускник научится:
5. Предметные результаты в трудовой сфере
Выпускник научится: следовать намеченному плану в своем учебном труде.
Речевые умения
Говорение. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения:
-диалог этикетного характера;
- уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться ;
-диалог-расспрос: уметь задавать вопросы: кто? что? когда? где? куда?;
-диалог-побуждение к действию: уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения.
Объем диалогического высказывания - 2-3 реплики с каждой стороны.
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 5-6 фраз.
Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку). Время звучания текста для аудирования – до 1 минуты.
Чтение. Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов, содержащих только изученный материал, а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя; места, где происходит действие). Использование двуязычного словаря учебника. Объем текстов – примерно 100 слов (без учета артиклей).
Письмо и письменная речь. Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма.
Содержание обучения
Предметное содержание речи:
Моя семья и я (члены семьи, их возраст, внешность, их профессии). Времена года, погода. Любимое время года. Моя школа / классная комната. Школьные принадлежности, учебные предметы. Мой дом/квартира/комната. Любимое домашнее животное. Мои увлечения. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы. Мои друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения, семья).
Страна/страны изучаемого языка и родная страна (общие сведения: название, столица, крупные города). Литературные персонажи популярных детских книг. Небольшие простые произведения детского фольклора (стихи, песни, сказки).
Содержание учебного предмета | Планируемые результаты |
Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Диалогическая речь | Вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него), диалог-побуждение к действию. | Начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; совершать, читать и заполнять пропуски в диалоге, самонаблюдение, самоконтроль, самооценку. |
Монологическая речь | Уметь пользоваться: основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика (персонажей), расшифровывать данные в схемах предложения. | Делать монологические высказывания с описанием себя, семьи и других людей, предметов, картинок, и персонажей совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку. |
Аудирование | Воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке, небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале, зачитывать диалоги по ролям за диктором в парах. | Реагировать вербально/ невербально на предъявляемый текст. Использовать, применять языковую догадку, совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку; воспроизводить на слух рифмованный материал. |
Чтение | Читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию. | Уметь работать с текстом, прогнозировать содержание текста по данным к тексту рисункам, уметь пользоваться справочным материалом, в виде таблиц, схем, правил, словарей, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста. |
Письменная речь | Владеть техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией), основами письменной речи, писать с опорой на образец поздравление с праздником, короткое личное письмо. | Уметь выписывать отдельные слова и предложения, писать имена собственные заглавными буквами, уметь заполнять простую анкету, уметь в письменной форме кратко отвечать на вопросы, делать подписи к рисунку по образцу, записывать прописью цифры, заполнять пропуски в словах, совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку. |
Лексическая сторона речи | Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения: простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка. | Использовать элементы речевого этикета при решении коммуникативной задачи, совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку, пользоваться двуязычным словарём учебника, группировать слова по темам. |
Грамматическая сторона речи | К концу обучения в начальной школе учащиеся должны овладеть следующими грамматическими явлениями: Глагол: временные формы (Рräsens, Рräteritum,Perfekt) Imperativ, возвратные глаголы, глаголы с отделяемой и неотделяемой приставками, модальные глаголы (können, dürfen, müssen, sollen, mögen, wollen). Имя существительное: род, склонение, образование множественного числа. Артикль. Местоимение: личные, притяжатель-ные, вопросительные. Имя прилагательное и наречие: степени сравнения.Числительные: порядковые и количест-венные от 1 до100. Отрицание: nicht, kein. Предлоги: употребление предлогов, требующих Dativ (mit, nach, aus, zu, von, bei), Akkusativ или Dativ (an, auf, hinter, in, in, neben, u’ber, unter, vor, zwischen). Синтаксис: Простое предложение: вопросительное, повествовательное, восклицательное предложение, порядок слов в простом предложении. Словообразование: составные и производные слова. | Знать понятия существительного, глагола, прилагательного, количественные числительные, совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку. |
Фонетическая сторона речи | Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и основных звукосочетаний немецкого языка. Соблюдение норм произношения гласных и согласных звуков: долгота и краткость гласных, твердый приступ, оглушение согласных в конце слога, слова. Ударение в слове, особенно в сложных словах, и в предложении. Интонация в предложениях. | Соблюдать ритмико - интонационные особенности повествовательного, вопросительного и побудительного предложений, а так же предложений с однородными членами предложения, совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку. |
Тематическое планирование /68 ч./
№ п/п | Разделы и темы уроков | Кол-во часов | № урока | Дата прохождения темы урока | Примечание |
1.МЫ УЖЕ МНОГО ЗНАЕМ И УМЕЕМ. ПОВТОРЕНИЕ (6 часов) |
1. | Что мы можем рассказать о наших друзьях? | 1 | 1 | | |
2. | Что мы можем рассказать о нас самих? | 1 | 2 | | |
3. | Что мы можем рассказать о начале учебного года? | 1 | 3 | | |
4. | Что бы вы еще хотели повторить? (Повторение) | 1 | 4 | | |
5. | Я и мои друзья (домашнее чтение) | 1 | 5 | | |
6. | Резервный урок | 1 | 6 | | |
I. КАК БЫЛО ЛЕТОМ? (12 часов) |
7. | Что обычно делают наши немецкие друзья на летних каникулах? | 1 | 1 | | |
8. | Здесь летнее письмо | 1 | 2 | | |
9. | Есть ли летние каникулы у животных? | 1 | 3 | | |
10- 11. | Какая погода была летом? | 2 | 4-5 | | |
12. | У многих детей летом дни рождения? | 1 | 6 | | |
13- 14. | Мы играем и поем | 2 | 7-8 | | |
15 -16. | Что бы вы еще хотели повторить? (Повторение) | 2 | 9-10 | | |
17. | Погода летом (домашнее чтение) | 1 | 11 | | |
18. | Резервный урок | 1 | 12 | | |
II. А ЧТО НОВОГО В ШКОЛЕ? (12 часов) |
19. | У наших немецких друзей новый кабинет | 1 | 1 | | |
20. | Что же мы делаем в классе? | 1 | 2 | | |
21. | У Сабины и Свена новое расписание уроков | 1 | 3 | | |
22. | А какие любимые предметы у наших друзей? | 1 | 4 | | |
23- 24. | Немецкие друзья готовятся к Рождеству | 2 | 5-6 | | |
25- 26. | Мы играем и поем | 2 | 7-8 | | |
27- 28. | Что бы вы еще хотели повторить? (Повторение) | 2 | 9-10 | | |
29. | Расписание уроков -домашнее чтение | 1 | 11 | | |
30. | Резервный урок | 1 | 12 | | |
Ш. У МЕНЯ ДОМА... ЧТО ТАМ? (12 часов) |
31. | Сабина живет в уютном доме | 1 | 1 | | |
32. | А где живут Кевин и Свен? | 1 | 2 | | |
33- 34. | В квартире. Где что стоит? | 2 | 3-4 | | |
35. | Сабина рисует свою детскую комнату | 1 | 5 | | |
36. | Марлиз в гостях у Сандры | 1 | 6 | | |
37 -38. | Мы играем и поем | 2 | 7-8 | | |
39 40. | Что бы вы еще хотели повторить? (Повторение) | 2 | 9-10 | | |
41. | Мой дом - домашнее чтение | 1 | 11 | | |
42. | Резервный урок | 1 | 12 | | |
IV. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ? (12 часов) |
43. | Что делают наши друзья в выходные дни? | 1 | 1 | | |
44. | А как проводят выходные дни домашние животные? | 1 | 2 | | |
45. | Что делает на выходных семья Свена? | 1 | 3 | | |
46 -47. | Что наши немецкие друзья делают в свободное время? | 2 | 4-5 | | |
48. | Пикси охотно рисует животных | 1 | 6 | | |
49- 50. | Мы играем и поем | 2 | 7-8 | | |
51 -52. | Что бы вы еще хотели повторить? (Повторение) | 2 | 9-10 | | |
53. | Выходные в немецкой семье - домашнее чтение | 1 | 11 | | |
54. | Резервный урок | 1 | 12 | | |
V. СКОРО НАСТУПЯТ КАНИКУЛЫ (14 часов) |
55. | Какая погода весной? | 1 | 1 | | |
56. | Погода в апреле очень переменчива | 1 | 2 | | |
57. | Какие праздники отмечают весной? | 1 | 3 | | |
58 -59. | Мы готовимся к празднику | 2 | 4-5 | | |
60. | Что мы делаем на праздниках? | 1 | 6 | | |
61 -62. | Мы играем и поем | 2 | 7-8 | | |
63 64. | Что бы вы еще хотели повторить? (Повторение! | 2 | 9-10 | | |
65. | Праздники в России и Германии - домашнее чтение | 1 | 11 | | |
66 -67. | Наш классный праздник (повторение) | 2 | 12-13 | | |
68. | Резервный урок | 1 | 14 | | |