СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Новейшей истории 9 класс по учебнику Сороко-Цюпы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа по строена в соответствии  с требованиями Государственного образовательного стандарта для 9-х классов основного общего образования по истории Новейшего времени (приказ МО РФ № 189 от 2004 г.) с учётом авторской программы Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран. – М.: Просвещение, 2011. Данная программа используется для учебника по истории Новейшего времени образовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования РФ, Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что данный курс входит в образовательную область «история», является гуманитарным предметом. Особенность изучаемого курса состоит в том, что изучение данного курса истории имеет большое значение для ориентации учащихся в событиях  Всемирной истории и для дальнейшего изучения и понимания процессов, происходивших в истории России.

Определённой новизной программы является следующее. Традиционный подход к изучению истории приводит к заполнению времени, отведённого на изучение курса усвоением отдельных, частных событий, имён, факторов, но не предполагает должного внимания к осмыслению причин тех или иных событий, их взаимосвязи. Между тем хх век характеризуется событиями, в которые были вовлечены одновременно народы десятков государств (мировые войны, экономические кризисы, интеграция). Большая часть процессов, охватывавших различные сферы жизни общества, может быть правильно понята только при рассмотрении их как региональных или даже глобальных. Особенно это наглядно видно на примере истории второй половины хх века. Также особенностью является то, что строится он на цивилизационном подходе к реальностям мира. Он предполагает, что группы государств Западной Европы, Восточной Европы, Латинской Америки, страны арабско-исламского мира, Африки продемонстрировали общность своих исторических судеб. Курс ориентирует учащихся на выработку навыков самостоятельного анализа реальностей мирового развития, осмысления меняющейся действительности. При уважительном отношению к их праву на свободный, самостоятельный выбор мировоззренческой позиции курс всё же призван привить известный иммунитет от соблазна к упрощённому истолкованию истории как поля реализации тех или иных универсальных законов, показать, что в действительности она скорее выступает процессом определения и выбора альтернативных решений и вариантов развития.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по Новейшей истории 9 класс по учебнику Сороко-Цюпы»

19



«Рассмотрено»

Руководитель МО

______/Панкратова Ж.А./

Протокол № ____ от

«___»___________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по ИР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области»

_________/Бубенцова Т.Е./

«___»___________2015 г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области»

_____________/Авдеева О.Н,/

Приказ № _____ от

«___»___________2015 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Панкратовой Жанны Александровны


(высшая категория)


по Новейшей истории (9 класс)









Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«___»_______2015 г.














2015 – 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по строена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для 9-х классов основного общего образования по истории Новейшего времени (приказ МО РФ № 189 от 2004 г.) с учётом авторской программы Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран. – М.: Просвещение, 2011. Данная программа используется для учебника по истории Новейшего времени образовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования РФ, Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Программа адресована учащимся 9-х классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ртищево Саратовской области».

Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что данный курс входит в образовательную область «история», является гуманитарным предметом.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что изучение данного курса истории имеет большое значение для ориентации учащихся в событиях Всемирной истории и для дальнейшего изучения и понимания процессов, происходивших в истории России.

Определённой новизной программы является следующее.

Традиционный подход к изучению истории приводит к заполнению времени, отведённого на изучение курса усвоением отдельных, частных событий, имён, факторов, но не предполагает должного внимания к осмыслению причин тех или иных событий, их взаимосвязи. Между тем хх век характеризуется событиями, в которые были вовлечены одновременно народы десятков государств (мировые войны, экономические кризисы, интеграция). Большая часть процессов, охватывавших различные сферы жизни общества, может быть правильно понята только при рассмотрении их как региональных или даже глобальных. Особенно это наглядно видно на примере истории второй половины хх века.

Также особенностью является то, что строится он на цивилизационном подходе к реальностям мира. Он предполагает, что группы государств Западной Европы, Восточной Европы, Латинской Америки, страны арабско-исламского мира, Африки продемонстрировали общность своих исторических судеб.

Курс ориентирует учащихся на выработку навыков самостоятельного анализа реальностей мирового развития, осмысления меняющейся действительности. При уважительном отношению к их праву на свободный, самостоятельный выбор мировоззренческой позиции курс всё же призван привить известный иммунитет от соблазна к упрощённому истолкованию истории как поля реализации тех или иных универсальных законов, показать, что в действительности она скорее выступает процессом определения и выбора альтернативных решений и вариантов развития.

Большое внимание в курсе уделяется проблемам развития гуманитарной общественно-политической мысли, истории попыток самопознания человеком самого себя, своей жизни средствами искусства. Учащимся предоставляется не только ход событий мировой истории, но и различные точки зрения на основные проблемы, противоречия мирового развития, опыт социальной жизни народов, модернизационные процессы, которые подкрепляются документальными приложениями. Учащиеся в процессе изучения курса получат представления о либеральной, неолиберальной и неоконсервативной идеологии, соперничестве коммунистов и социал-демократов в выражении идеалов социальной справедливости, кейнсианских концепциях регулирования рыночной экономики, формирования социально-ориентированной рыночной экономики, идеях «общества благоденствия».

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области».

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую и фронтальную деятельность обучающихся, такие виды деятельности как информационный, исследовательский, проектный.

Изучение данного курса истории имеет большое значение для ориентации учащихся в современных мировых событиях. Этот курс является органической частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учётом того, что учащиеся, освоившие определённую сумму социальных, экономических, правовых, политических знаний, уже готовы к восприятию реальной картины современного мира во всём его многообразии, сложности и противоречивости.

Изучение курса новейшей истории призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста целостного, интегрированного представления о прошлом и настоящем мировой цивилизации, тенденциях её развития, без чего невозможно ориентироваться в в текущих событиях общественно-политической жизни, определять собственную гражданскую позицию.

Особая роль курса состоит в реализации целей социально-гуманитарного образования, формировании личности гражданина, которому предстоит жить в новом тысячелетии в условиях постоянно возрастающего динамизма перемен в жизни народов, определяется тем, что изучение новейшей истории зарубежных стран позволяет:

  • Показать, как реализовывались стремления людей к свободе, равенству, справедливости, как идеи и теоретические представления об экономической эффективности, рациональной системе управления, модернизации общества воплощались в социально ориентированной рыночной экономике, т. е. вооружить современных молодых людей знанием основ многообразного мирового опыта решения проблем, актуальных для современной России

  • Подготовить подростков к пониманию сложности, противоречивости и многовариантности исторического, общественно-политического, цивилизованного развития, обусловленности выбора их моделей, особенно в современную эпоху, духовными факторами, волей и убеждениями людей

  • На конкретном, наглядном материале раскрыть опасность распространения в обществе идей расовой, религиозной, классовой нетерпимости, попыток решать внутренние проблемы за счёт внешней экспансии, агрессии

  • Показать, как складывались условия укрепления взаимопонимания и сотрудничества между народами, формировались правовые, нравственные, культурные, экономические предпосылки возникновения единых, интегрированных пространств

  • В контексте событий, повлиявших на всё человечество, выявить место и роль России в мировом развитии в хх веке, что важно для воспитания гражданских чувств, патриотизма.

Цели и задачи курса: в результате изучения курса новейшей истории учащиеся 9 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и постиндустриального обществ и изменениях, произошедших в мире за период 20 - начала 21 вв.:

  • Периодизация Новейшего времени

  • Особенности ментальности человека Новейшего времени

  • Преимущества эволюционного пути развития общества перед революционным

  • Причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества

  • Новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий

  • Дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирождённые права на «жизнь, свободу, собственность»

  • Международные конфликты, приводившие к войнам

  • Важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека

  • Изменения в повседневной жизни человека

  • Процессы глобализации

  • Интеграция стран и распад союзов

  • Изменение социально-экономического и политического строя ряда стран

Основная функция курса – формирование исторического мышления, под которым подразумевается определённый набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

Программа объемом 24 часа изучается в течение 2015 - 2016 учебного года (2 часа в неделю).

При отбое содержания образования курса Новейшей истории использовались следующие принципы:

- принцип доступности

- принцип последовательности

- принцип наглядности

- принцип культуросообразности

- принцип системно-описательный

- принцип сознательности и активности

- принцип связи теории с практикой

- принцип научности принцип систематичности и последовательности

- принцип прочности и др.

Данный учебный предмет входит в образовательную область история. Он тесно связан с изучением таких предметов данной образовательной области, как история России, политология, экономика, культурология, география и т.д.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны:

иметь представление о причинах исторических событий;

должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;

приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;

научиться анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед жизнью;

научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;

уметь анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения;


Система оценивания результатов учащихся:

Оценка «5» («отлично») ставится, если учащиеся свободно ориентируются в тексте параграфа, могут кратко изложить его; знают, понимают, могут объяснить необходимые термины и понятия, для их иллюстрации могут привести примеры; выполняют верно задания и проблемные задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа; отвечают на дополнительные вопросы учителя; умеют составлять хронологические и сравнительные таблицы; анализируют исторические явления и процессы; умеют работать с картой, обосновывать и высказывать своё мнение, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Оценка «4» («хорошо») ставится, если учащиеся свободно ориентируются в тексте параграфа, могут кратко изложить его; знают, понимают необходимые термины и понятия, для их иллюстрации могут привести примеры; выполняют верно часть заданий к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа; умеют составлять хронологические и сравнительные таблицы; умеют работать с картой, высказывать своё мнение, доказывать свою точку зрения.

Оценка «3» («удовлетворительно») ставится, если учащиеся ориентируются в тексте параграфа, могут частично или при помощи наводящих вопросов учителя изложить его; знают необходимые термины и понятия; выполняют верно некоторые задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа; имеют навыки составления хронологических и сравнительных таблиц; умеют работать с картой, высказывать своё мнение.

Оценка «2» («неудовлетворительно») ставится, если учащиеся не ориентируются в тексте параграфа, не могут при помощи наводящих вопросов учителя изложить его; не знают необходимые термины и понятия; не выполняют задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; не могут ответить на вопросы в учебнике к тексту параграфа; не умеют составлять хронологические и сравнительные таблицы; не умеют работать с картой.

Формы контроля знаний уч-ся

  • Зачёт

  • Семинар

  • Тестирование

  • Устный ответ

  • Выполнение заданий после параграфа

  • Выполнение заданий в тетради на печатной основе

  • Подготовка докладов и сообщений

  • Контрольные работы

  • Работа с текстом учебника

  • Работа с текстом документа

  • Работа со схемами и таблицами


Предусмотрены различные типы и формы уроков:

  • Изучение нового материала (лекция, самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа или документами)

  • Комбинированные уроки

  • Семинары

  • Зачёты

  • Повторительно-обобщающие уроки

  • Ролевая игра










УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Кол-во часов

дата

тема урока

тип урока

вид контроля

9 а

9 б


12


Раздел I. Новейшая история. Первая половина XX в. (12 ч.)



1

1



Мир в начале ХХ в.

Лекция

Тест

2

1



Первая мировая война. 1914-1918 гг. Версальско-Вашингтонская система. Повторение «Мир в начале ХХ в.»

Лекция

Тест, алгоритм военных действий, таблица

3

1



Последствия войны: революции и распад империй. Повторение «Первая мировая война. 1914-1918 гг. Версальско-Вашингтонская система.»

Комбинированный

Тест, опрос

4

1



Капиталистический мир в 20-е гг. США и страны Европы. Повторение «Последствия войны: революции и распад империй.»

Комбинированный

Работа с текстом учебника, групповая работа

5

1



Мировой экономический кризис 1929-33 гг. Пути выхода. Повторение «Капиталистический мир в 20-е гг. США и страны Европы.»

Комбинированный

Работа с текстом учебника, групповая работа

6

1



США и демократические страны Европы в 30-е гг. Повторение «Мировой экономический кризис 1929-33 гг. Пути выхода.»

Комбинированный

Работа с текстом учебника, групповая работа

7

1



Тоталитарные режимы в 30-е гг.: Италия, Германия, Испания. Повторение «США и демократические страны Европы в 30-е гг.»

Комбинированный

Работа с текстом учебника, групповая работа

8

1



Страны Востока и Латинской Америки в перв. пол. ХХ в. Повторение «Тоталитарные режимы в 30-е гг.: Италия, Германия, Испания.»

Комбинированный

Работа с текстом учебника, групповая работа

9

1



Культура и искусство перв. пол. ХХ в. Повторение «Страны Востока и Латинской Америки в перв. пол. ХХ в.»

Семинар

Защита проектов, табл., сообщ.

10

1



Международные отношения в 30-е гг. Повторение «Культура и искусство перв. пол. ХХ в.»

Лекция

Конспект

11

1



Вторая мировая война 1939-1945 гг. Повторение «Международные отношения в 30-е гг.»

Комбинированный

Тест, работа с учебником, групповая

12

1



Мир в перв. пол. ХХ в.

Урок контроля знаний, умений, навыков

Зачёт


1

12

Раздел II. Новейшая история. Вторая половина ХХ начало ХХI в. (12 ч.)



13

1



Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Завершение эпохи индустриального общества. Повторение «Вторая мировая война 1939-1945 гг.»

Лекция


Тест

14

1



Кризисы 1970-80-х гг. становление информационного общества. Повторение «Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Завершение эпохи индустриального общества.»

Комбинированный

Письменные задания, опрос

15

1



Политическое развитие. Гражданское общество. Социальные движения. Повторение «Кризисы 1970-80-х гг. становление информационного общества.»

Комбинированный

Диспут

16

1



США Повторение «Политическое развитие. Гражданское общество. Социальные движения.»

Комбинированный

Тест , сообщения

17

1



Великобритания Повторение «США»

Комбинированный

Тест , сообщения

18

1



Франция Повторение «Великобритания»

Комбинированный

Тест , сообщения

19

1



Италия Повторение «Франция»

Комбинированный

Тест , сообщения

20

1



Германия. Повторение «Италия»

Комбинированный

Тест , сообщения

21

1



Преобразования и революции в странах Восточной Европы. Повторение «Германия.»

Семинар

Защита проектов, тест

22

1



Страны Латинской Америки, Азии и Африки на современном этапе развития. Повторение «Преобразования и революции в странах Восточной Европы.»

Семинар

Защита проектов, тест

23

1



Развитие международных и культурных отношений на современном этапе развития. Повторение «Страны Латинской Америки, Азии и Африки на современном этапе развития.»

Семинар

Защита проектов, тест

24

1



Глобализация и современность

Урок контроля знаний, умений, навыков

Зачёт











СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

В ходе изучения курса история России (24 ч.) в 9 классе учащиеся исследуют следующие разделы и темы:

Раздел I. Новейшая история.

Первая половина XX в. (12 ч.)

Мир в начале ХХ в. (1 ч.) основные черты западной индустриальной цивилизации в начале ХХ в. Изменения в жизни по сравнению с XIX в. Экономические процессы в странах Европы и США. Политические идеи и политический строй. Политическая карта мира. Причины и предпосылки первой мировой войны. Международные отношения накануне войны, военно-политические блоки. Повод к войне.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: империализм, протекционизм, индустриализация, модернизация, вторая промышленно-технологическая революция, урбанизация, миграция, эмиграция, массовое производство, монополия, финансовый капитал и олигархия, реформизм, социальные реформы, милитаризация, республика, монархия, демократия, гражданское общество, радикал, социализм, либерализм, консерватизм, национализм, Антанта, Тройственный союз, конвенция.

Учащиеся должны уметь работать с таблицами в учебнике


Первая мировая война. 1914-1918 гг. Версальско-Вашингтонская система. (1 ч.) начало военных действий. Планы сторон. Основные фронты и ход военных действий. Отношение к войне внутри стран, появление новой военной техники. Причины вступления США в войну. Революция в России и её влияние на ход военных действий. План В. Вильсона, завершение 1 мировой войны. Положение Версальского, Сен-Жерменского, Нейского, Трианонского, Вашингтонского договоров, характеристика Версальско-Вашингтонской системы. Противоречия между странами-победительницами. Создание Лиги Наций. Распад империй и образование новых государств.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: Версальско-Вашингтонская система, Лига Наций

Учащиеся должны уметь работать с картой.


Последствия войны: революции и распад империй (1 ч.) Социально-политические последствия мировой войны. Усиление радикальных течений в Европе. Революции в Германии, Венгрии. Влияние на революционные процессы Октябрьской социалистической революции. Возникновение авторитарных режимов. Проблема германских репараций, международная изоляция СССР.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: интернационал, «белый террор»

Учащиеся должны уметь работать с картой.


Капиталистический мир в 20-е гг. США и страны Европы. (1 ч.) особенности стабилизации. План Дауэса. «Процветание» по-американски. Экономическое восстановление в ведущих капиталистических странах. Международные отношения в 20-е гг. Кризис Веймарской республики. Коалиционные правительства в Великобритании. Политическая неустойчивость во Франции, «Национальное единение».

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: «Процветание» по-американски, изоляционизм, дегуманизация труда, «сухой закон», «пивной путч», лейбористы, «мондизм».

Учащиеся должны понимать сущность процессов восстановления после Первой мировой войны, уметь рассказать о важнейших событиях данного периода.


Мировой экономический кризис 1929-33 гг. Пути выхода. (1 ч.) предпосылки экономического кризиса, его мировой характер, Особенности экономического кризиса. Пути выхода, две альтернативы: «новый курс» США – либерально-демократическая модель и тоталитарная модель.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: кейнсианство, социальный либерализм, авторитаризм, тоталитаризм,

Учащиеся должны уметь анализировать особенности экономического кризиса, знать основные понятия.


США и демократические страны Европы в 30-е гг. (1 ч.) Особенности экономического кризиса в США. Политика президента Гувера Г. Рузвельт Ф.Д., «Новый курс». «Движение панацей». Рост профсоюзного движения. Американский образ жизни. Внешняя политика. Экономическая политика и внешняя политика Великобритании. Парламентский кризис и угроза фашизма во Франции. Формирование антифашистского фронта и деятельность правительства Народного фронта.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: «Новый курс», НИРА, ААА, коллективные договоры, панацея, Вестминстерский статут.

Тоталитарные режимы в 30-е гг.: Италия, Германия, Испания. (1 ч.) методы решения социальных и политических проблем. Политическая нестабильность в Германии, Италии и Испании. Установление фашистского тоталитарного режима в Италии. Б. Муссолини. Особенности фашизма. Создание корпоративной системы. Внешняя политика. Приход к власти в Германии нацистов. Нацистская партия, милитаризация страны. А. Гитлер. Установление тоталитарной диктатуры. Агрессивная внешняя политика. Революция в Испании. Левый и правый лагерь, победа народного фронта, гражданская война. Испанский фашизм, особенности франкизма

Учащиеся должны знать новые виды общественного движения в Европе, фашизм, III рейх.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: фашизм, национал-социалисты, социал-демократы, нацизм, тоталитарная диктатура, СДПГ, франкизм.


Страны Востока и Латинской Америки в перв. пол. ХХ в. (1 ч.) культурно-цивилизационные особенности и своеобразие. Проблемы и способы модернизации.

Учащиеся должны знать этапы и основные положения реформ, ход революций, пути модернизации. Разбираться в методе «революции – реформы – диктатура – революция», сравнивать с другими странами мира.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: кемалистская революция, Синьхайская революция, стихийная революция, ИНК, патрон, каудильо, клиентела.


Культура и искусство перв. пол. ХХ в. (1 ч.) Революция в естествознании. Особенности художественной культуры. Появление духовного кризиса европейской цивилизации. Массовая культура.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: иррациональное, модернизм, символизм, модерн, импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, неопримитивизм, абстрактный экспрессионизм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм.

Учащиеся должны уметь составлять таблицу, делать сообщения, слушать сообщения своих одноклассников, выделять и запоминать главное из них.


Международные отношения в 30-е гг. (1 ч.) Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Политика умиротворения агрессора и невмешательства, нейтралитета. Военно-политический блок «Берлин – Рим – Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. провал идеи коллективной безопасности.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: коллективная безопасность.


Вторая мировая война 1939-1945 гг. (1 ч.) Накануне войны. Причины и характер Второй мировой войны. Периодизация, фронты. Позиция СССР. Поражение Франции. Великая Отечественная война во Второй мировой войне. Антигитлеровская коалиция. Движение Сопротивления. Крымская конференция. Берлинская операция и капитуляция Германии. Потсдамская конференция. Капитуляция Японии. Особенности Второй мировой войны. Итоги и последствия.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: коалиция, акт о безоговорочной капитуляции.

Учащиеся должны уметь работать с картой, понимать периодизацию. Разбираться в современных версиях и трактовках Второй мировой войны. Анализировать, сравнивать с Первой мировой войной.


Мир в перв. пол. ХХ в. (1 ч.) Повторительно-обобщающий урок. Учащиеся демонстрируют свои знания, умения, навыки, знания терминологии.


Раздел II. Новейшая история.

Вторая половина ХХ начало ХХI в. (12 ч.)


Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Завершение эпохи индустриального общества. (1 ч.) Последствия Второй мировой войны. Распад Антигитлеровской коалиции. Мирное урегулирование. Важнейшие решения союзников в отношении Германии. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками. «Холодная война». Гонка вооружений. План Маршалла. Военно-политические блоки НАТО и ОВД.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: демилитаризация, денацификация, декартелизация, принцип единогласия, вето, коллаборационисты, преступления против человечности, маккартизм, «железный занавес», «холодная война», НАТО, ОВД, биполярный мир.


Кризисы 1970-80-х гг. становление информационного общества. (1 ч.) Особенности экономического восстановления. Новые международные условия. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция. ЕОУС, ЕЭС, ЕАСТ, НАФТА. Эпоха дешёвой энергии и сырья. Государственное регулирование и смешанная экономика. Массовое производство и массовое потребление. Государство благосостояния. Экономические кризисы 70-80-х гг. и НТР. Третья промышленно-технологическая революция. Постиндустриальное информационное общество.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: бретон-вудская валютная система, МВФ, МБРР, ГАТТ, ВТО, ЕОУС, ЕЭС, ЕАСТ, НАФТА, экстенсивные факторы, неокейнсианство, интенсивный тип производства, постиндустриальное общество, информационное общество, глобальная система телекоммуникаций, Интернет.


Политическое развитие. Гражданское общество. Социальные движения. (1 ч.) Экономическая политика 70-2000-х гг. Главные этапы в экономической и социальной политике после Второй мировой войны. Идейно-политические партии и течения. Международные коммунистические течения. Социалистический интернационал. Правый экстремизм, национализм. Особенности политического развития в мире. Три волны демократизации в мире. Классификация групп современных государств в мире.

Развитие гражданского общества и социальные проблемы на завершающем этапе индустриального развития, изменение роли и характера гражданского общества. Новые левые движения молодёжи и студентов в 60-е гг. Движение гражданских инициатив, экологические движения, национальные, этнические и лингвистические движения. Обновленческий процесс в церкви.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: неоконсервативный поворот, политика «третьего пути», политический спектр, ревизионизм, еврокоммунизм, социалистический интернационал, правый экстремизм, национализм, Движение неприсоединения, феминизм, пацифизм, хиппи, зелёные, волонтёры.


США (1 ч.) послевоенный курс, «мировая ответственность»: принципы политики во втор. пол. ХХ в. Социальные политические программы. Президенты США и их внутренняя и внешняя политика.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: «мировая ответственность», рейганомика, политика «третьего пути».


Великобритания (1 ч.) Лейбористы, консерваторы у власти. Решение экономических, политических, социальных, этнических проблем развития. Конституционная реформа. Внешняя политика.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: «политический маятник», «консервативная революция», «железная леди», Сити.


Франция (1 ч.) Социально-экономическое и политическое развитие. От многопартийности к режиму личной власти (голлизм). Попытка «левого» эксперимента.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: голлизм, гошисты.


Италия (1 ч.) Особенности развития Италии. Юг – региональные проблемы Италии.Итальянское «экономическое чудо».развал прежней партийной системы. Новое правительство.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: центризм, итальянское «экономиеское чудо», левоцентризм, коалиционное правительство.


Германия. (1 ч.) Три периода истории Германии. Оккупация Германии, раскол, объединение. Экономическое и политическое развитие ФРГ и ГДР в послевоенный период. «Бархатная революция».

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: бундестаг, бундесрат, ФРГ, ГДР, СЕПГ, «бархатная революция».


Преобразования и революции в странах Восточной Европы. (1 ч.) Принципы формирования мировой системы социализма. Направления преобразований. Общие черты «строительства социализма», кризис тоталитарного социализма, революции в 90-х гг. реформы в странах Восточной Европы. «Шоковая терапия» и её последствия. Страны ЦВЕ и Европейский союз.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: ликвидация основ тоталитарного социализма, «шоковая терапия».


Страны Латинской Америки, Азии и Африки на современном этапе развития. (1 ч.) Проблемы выбора путей развития. Культурно-цивилизационные особенности Азиатско-Тихоокеанского, индо-мусульманского, латиноамериканского и африканского регионов, варианты выборов.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: национал-реформизм, экономический национализм, «светский ислам», японское «экономическое чудо», «культурная революция», сикхи, гандизм.


Развитие международных и культурных отношений на современном этапе развития. (1 ч.) Мировые войны в истории человечества. Складывание международно-правовой системы.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: биполярный мир, ОБСЕ, ЕС.


Глобализация и современность (1 ч.) Биполярная модель. Интеграция и дезинтеграция. Глобализм и антиглобализм. Основные направления в развитии культуры.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: гиперреализм, концептуализм, оп-арт, кинетическое искусство, мировое информационное пространство, модернизм, постмодернизм, глобальные проблемы.























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения данного курса истории ученик должен знать, уметь, понимать, обладать навыками:

  • Называть даты важнейших, поворотных событий истории хх века, связанных с образованием новых государств, со сменой политических режимов, с реформами. Революциями, войнами

  • Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода

  • Называть место, участников, результаты событий, политических и общественных деятелей, оказавших значительное воздействие на судьбы народов и государств в хх в., выдающихся представителей науки и культуры хх в.

  • Называть и показывать на исторической карте государства, появившиеся на карте мира в хх в.; территории, охваченные мировми и локальными войнами; изменения на карте Европы и мира после первой и второй мировых войн, событий 1989-1991 гг.

  • Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках информации, исторических источниках

  • Сравнивать данные различных источников, выявляя сходство и различие информации

  • Излагать устно или письменно ход исторических событий и об их участниках

  • Описывать условия жизни людей в разных регионах современного мира

  • Составлять описание памятников современной эпохи: зданий, технических сооружений, предметов быта, произведений художественной культуры

  • Соотносить факты и общие процессы: движений за национальное и социальное самоопределение; модернизации; выбора путей и моделей развития

  • Называть характерные и существенные черты: политических режимов, существовавших в хх в. (демократических, авторитарных, тоталитарных); социальных отношений в разных регионах мира, сочетания в них традиций и современности; освободительных, социальных, этнонациональных, религиозных движений хх в.; наиболее значительных течений в культуре хх в.

  • Систематизировать исторический материал: составлять таблицы, схемы

  • Объяснять значение понятий: социал-демократия, коммунистическое движение, фашизм, национал-социализм, авторитаризм, тоталитаризм, геноцид, расизм, движение Сопротивления, раскол мира на две системы, «холодная война», гонка вооружений, распад колониальной системы, международная интеграция, мировое сообщество, научно-техническая революция, информационное общество, средства массовой информации, массовая культура, глобальные проблемы человечества

  • Сравнивать политические системы, существовавшие в разных странах в отдельные периоды, опыт модернизации в разных странах (реформы, революции)

  • Излагать суждения о причинах возникновения и последствиях освободительных, социальных, этнонациональных движений в хх век, международных конфликтов, войн

  • Объяснять, в чём состояли цели и результаты действий политических лидеров и масс в наиболее значительных событиях истории хх в.

  • Излагать приведённые в учебной литературе оценки важнейших переломных событий в истории хх в., исторических личностей, достижений и последствий научно-технического прогресса

  • Высказывать и аргументировать своё отношение к событиям и личностям.


В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия:

автаркия, авторитаризм, анархизм, анархо-синдикализм, аннексия, апартеид, геноцид, гражданское общество, девальвация, еврокоммунизм, золотой стандарт, идеология, индустриальное общество, интеграция, кейнсианство, клиентелизм, коммунизм, консерватизм, корпоративизм, ленинизм, либерализация, либерализм, мажоритарная система голосования, маоизм, маргинальный, марксизм, модернизация, монетаризм, национализм, неоконсерватизм, пацифизм, плебисцит, популизм, постиндустриальное общество (информационное), постфордизм, права человека, пропорциональная система голосования, социал-демократия, социализм, тоталитаризм, фашизм, фундаментализм, холокост, христианская демократия, цивилизация, шовинизм, экзистенциализм, экспансия, экстенсивный, элита, этатизм.

империализм, протекционизм, индустриализация, модернизация, вторая промышленно-технологическая революция, урбанизация, миграция, эмиграция, массовое производство, монополия, финансовый капитал и олигархия, реформизм, социальные реформы, милитаризация, республика, монархия, демократия, гражданское общество, радикал, социализм, интернационал, «белый террор», либерализм, консерватизм, национализм, Антанта, Тройственный союз, конвенция, Версальско-Вашингтонская система, Лига Наций, «Процветание» по-американски, изоляционизм, дегуманизация труда, «сухой закон», «пивной путч», лейбористы, «мондизм», кейнсианство, социальный либерализм, авторитаризм, тоталитаризм, «Новый курс», НИРА, ААА, коллективные договоры, панацея, Вестминстерский статут, фашизм, национал-социалисты, социал-демократы, нацизм, тоталитарная диктатура, СДПГ, франкизм, кемалистская революция, Синьхайская революция, стихийная революция, ИНК, патрон, каудильо, клиентела, иррациональное, модернизм, символизм, модерн, импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, неопримитивизм, абстрактный экспрессионизм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм, коалиция, акт о безоговорочной капитуляции, демилитаризация, денацификация, декартелизация, принцип единогласия, вето, коллаборационисты, преступления против человечности, маккартизм, «железный занавес», «холодная война», НАТО, ОВД, биполярный мир, бретон-вудская валютная система, МВФ, МБРР, ГАТТ, ВТО, ЕОУС, ЕЭС, ЕАСТ, НАФТА, экстенсивные факторы, неокейнсианство, интенсивный тип производства, постиндустриальное общество, информационное общество, глобальная система телекоммуникаций, Интернет, неоконсервативный поворот, политика «третьего пути», политический спектр, ревизионизм, еврокоммунизм, социалистический интернационал, правый экстремизм, национализм, Движение неприсоединения, феминизм, пацифизм, хиппи, зелёные, волонтёры, «мировая ответственность», рейганомика, политика «третьего пути», «политический маятник», «консервативная революция», «железная леди», Сити, голлизм, гошисты, центризм, итальянское «экономиеское чудо», левоцентризм, коалиционное правительство, бундестаг, бундесрат, ФРГ, ГДР, СЕПГ, «бархатная революция», ликвидация основ тоталитарного социализма, «шоковая терапия», национал-реформизм, экономический национализм, «светский ислам», японское «экономическое чудо», «культурная революция», сикхи, гандизм, биполярный мир, ОБСЕ, ЕС, гиперреализм, концептуализм, оп-арт, кинетическое искусство, мировое информационное пространство, модернизм, постмодернизм, глобальные проблемы;

знать основные этапы развития изучаемых стран мира; принципы политической организации; понимать вопросы после параграфа и отвечать на них; уметь использовать схемы, составлять таблицы, применять способы дедукции и индукции, решать исторические задачи, проводить аналогии и параллели между прошлым и современностью, пользоваться картой, владеть культурой дискуссии.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 30 вопросов (заданий) по основным проблемам курса.

Инструментарием для оценивания результатов учащихся являются следующие оценки: «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» («неудовлетворительно»), «зачёт», «незачёт».



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, использованная при подготовке программы:


  1. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Соловьёв А.К. Разработки уроков по курсу «Новейшая история. XX - начала XXI в.». _ М.: Просвещение, 2006.

  3. Планирование составлено на основе программы: рабочие программы по истории. Образовательный стандарт. Тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся. 5-11 классы / авт. – сост. Н.И. Чеботарёва. – 3-е изд., доп.. - М.: Глобус, 2009.

Список литературы для учителя:

  1. Всемирная история. В 24 т. Т. 18-24. – М., 1997.

  2. Документы и материалы по новейшей истории зарубежных стран/ Автор и составитель Н.В. Загдадин.

  3. Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век: Учебник. – М., 1999.

  4. Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т., Мунтян М.А. Мировое политическое развитие: Пособ. Для преподавателей старших классов школ, гимназий и лицеев. – М., 1994.

Литература, рекомендованная для учащихся:

  1. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. – М., 1996.

  3. Амброз С. Эйзенхауэр. Солдат и президент / Пер. с англ. – М., 1993.

  4. Бешлосс М.Б., Тэлботт С. На самом высоком уровне. Закулисная история окончания «холодной войны» / Пер. с англ. – М., 1994.

  5. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы/Пер. с англ. – М., 1998.

  6. Гаджиев К.С. Геополитика. – М., 1997.

  7. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество / Пер. с англ. – М., 1969.

  8. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества/ Пер. с англ. – М., 1979.

  9. ХХ век. Многообразие, противоречивость, целостность. – М., 1996.

  10. Дарендорф Р. После 1989. размышления о революции в Европе/ Пер. с англ. – М., 1998.

  11. Добрынин А. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986). – М., 1997.

  12. Друкер П.Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении/ Пер. с англ. – М., 1994.

  13. Живая память. Великая Отечественная: правда о войне. Т. 1-3. – М., 1995.

  14. Загладин Н.В. История успехов и неудачсоветской дипломатии.- М., 1990.

  15. Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. – М., 1998.

  16. Мальков В.Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии. – М., 1988.

  17. Международные экономические отношения: Учеб./ Под ред. В.Е. Рыбалкина. – М., 1997.

  18. Мелянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. – М., 1995.

  19. Первая мировая война. Пролог ХХ века. – М., 1998.

  20. Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. – М., 1996.

  21. Полевой В.М. Малая история искусств. 1900 – 1945. – М,, 1995.

  22. Россия и Германия в годы войны и мира (1941-1995). – М. 1995.

  23. Секретная переписка Рузвельта и Черчилля в период войны/ Пер. с англ. – М., 1998.

  24. Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985). Новое прочтение. – М., 1995.

  25. Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. – М., 1996.

  26. Тойнби А.Дж. Цивилизация прерд судом истории / Пер. с англ. – М.; СПб., 1996.

  27. 1939 год. Уроки истории. – М., 1990.

  28. Цыганков П.А. Международные отношения. Учеб. пособ. – М., 1996.

  29. Ширер У. Крах нацистской империи. – М., 1998.

  30. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия / Пер. с англ. – М., 1995.

  31. Экономическая история зарубежных стран. Учеб. пособ. – М., 1998.

  32. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. – М., 1991.


Образовательные диски:

  1. От Кремля до Рейхстага

  2. Эрмитаж. Искусство Западной Европы

  3. Мировая художественная культура

  4. Шедевры мировой живописи 11 111 репродукций

  5. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства

  6. Мировая художественная культура (в 2-х дисках)

  7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (на 10 дисках)

  8. Музеи Европы

  9. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  10. Большая советская энциклопедия (на 3-х дисках)

  11. Всемирная история с древнейших времён до наших дней (энциклопедический словарь)

  12. Государство и право зарубежных стран

  13. Мировая культура и искусство (справочник) п/о – XX в.

  14. Презентации к различным урокам


Записи на видеокассетах:

  1. Карибский кризис

  2. Гитлер

  3. Норд-Ост

  4. Вторая мировая война

  5. Рузвельт

  6. Жуков

  7. Муссолини

  8. Операция «Долина» - Ялтинская конференция

  9. Иосиф Броз Тито

  10. Гитлер и Ева Браун

  11. Встреча на Эльбе советских и союзных войск







ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Методические и учебные пособия:

  1. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Сороко-Цюпа О.С. Рабочая тетрадь по новейшей истории. 9 класс. – М.: Просвещение, 2005.

  3. Соловьёв А.К. Разработки уроков по курсу «Новейшая история. XX - начала XXI в.». _ М.: Просвещение, 2006.

  4. Репин А.В. Новейшая история. 9 класс. – Саратов: Лицей, 2009.


Оборудование и приборы:

  1. ПК

  2. Телевизор

  3. Карты по Новейшей истории

Название карт

31.

Страны Ближнего Востока и Южной Азии во втор. пол. 20 в.

32.

Страны Среднего Востока и Южной Азии во втор. Пол. ХХв.

33.

1 мировая война 1914 – 1918 гг.(в картах Р. и заруб.)

34.

Территориальные изменения в Европе после 1 мировой войны

34А

Западная Европа после 1 м.в. 1918-1923 гг.

34Б

Европа 1924-1939 гг.

35А

2 мировая война в 1939-1945 гг.

35.

2 мировая война. Военные действия в Европе и Северной Африке в 1942 – 1945 гг.

36.

2 мировая война. Военные действия на тихом океане и в Азии в 1941 – 1945 гг.

37.

Европа в к. ХХ в.

37А

Сотрудничество стран членов СЭВ

38.

Африка во втор. Пол. ХХ в.

39А

Политическая карта мира 80-е гг. 20 века

39.

Политическая карта мира


Дидактические материалы:

  1. Папка с дидактическим материалом

  2. Сороко-Цюпа О.С. Рабочая тетрадь по новейшей истории. 9 класс. – М.: Просвещение, 2005.

















ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

дата

описание внесенного изменения

Виза зам. по УВР