СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по общеобразовательной дисциплине "Биология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по  общеобразовательной дисциплине "Биология"10-11 класс для СУЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по общеобразовательной дисциплине "Биология"»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Филиал ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум»





Утверждаю:

Зав.филиалом ГАПОУ СО «КМТ»

Т.А.Зарюта

«___»_________2015









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


БИОЛОГИЯ

















2015г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология», рекомендованная Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), протокол № 3 от 21 июля 2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер»


Организация-разработчик: филиал ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум»



Рассмотрена на заседании метод. объединения

Протокол № _____ от «____»__________ 2015г.

Председатель МО___________ Н.Э.Харитонова


Согласована на соответствие примерной программы «Биология»

Заместитель директора по УР __________Н.В.Орехова










СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ и Тематический план


3.условия реализации программы учебной дисциплины


4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


































1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Биология

1.1. Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения «Биологии» в филиале ГАПОУ СО «КМТ», реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер».

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 № 798 (ред. От 09.04.2015 г.), предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательный цикл. Обязательные дисциплины


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам усвоения дисциплины:

- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.




Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:


личностных:

− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;

− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

− способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;


метапредметных:

- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);


предметных:

− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.


Освоение дисциплины способствует развитию общих компетенций, включающими в себя способность:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней

устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,

определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и

коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения

профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной

деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных

профессиональных знаний (для юношей)


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:


максимальной учебной нагрузки обучающегося - 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 72 часов,

лекционных занятий - 30 часов;

практических работ - 42 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 36 часов.













2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


практические занятия

42

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Tематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Кол-во
часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Введение

Содержание: Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране


Раздел 1. Учение о клетке


15 ч (4+6+5)


Тема 1.1 Химическая организация клетки

Содержание: Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов.

1


Практическая работа №1: Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

1


Самостоятельная работа №1: Охарактеризовать элементарный состав живого вещества

1


Тема 1.2 Строение и функции клетки

Содержание: Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

1


Практическая работа №2: Составить схему строения растительной клетки

1


Практическая работа №3: Функции клеточной оболочки

1


Самостоятельная работа №2: Поглощение веществ клеткой

1


Самостоятельная работа №3: Связь между рибосомами и эндоплазматической сетью



Тема 1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Содержание: Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

1


Практическая работа №4: Заполнить таблицу «Фазы фотосинтеза»

1


Практическая работа №5: Круглый стол «Проблемы фотосинтеза и обеспечение продовольствием населения Земли»

1


Самостоятельная работа №4: Объяснить значение углекислого газа и воды в фотосинтезе

1


Тема 1.4 Жизненный цикл клетки

Содержание: Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез. Текущий контроль

1


Практическая работа №6: Составить жизненный цикл клетки

1


Самостоятельная работа №5: Описать ход митоза.

1


Самостоятельная работа №6: Цитокинез и его роль в жизненном цикле клетки

1


Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.


12 ч (3+5+4)


Тема 2.1 Размножение организмов

Содержание: Организм — единое целое. Многообразие организмов. Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

1



Практическая работа №7: Виды размножения для растений и грибов

1


Самостоятельная работа №7: Виды размножения для позвоночных животных

1


Тема 2.2 Индивидуальное развитие организма

Содержание: Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

1


Практическая работа №8: Этапы развития в онтогенезе

1


Практическая работа №9: Стадии эмбрионального развития

1


Самостоятельная работа №8: Цикл развития саранчи

1


Тема 2.3 Индивидуальное развитие человека

Содержание: Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека

1


Практическая работа №10: Влияние никотина и алкоголя на развитие человека

1


Практическая работа №11: Влияние наркотических веществ и токсических веществ на развитие человека

1


Самостоятельная работа №9: Составить определения «развитие» и «размножение»

1


Самостоятельная работа №10: Сообщение «Репродуктивное здоровье»

1


Раздел 3. Основы генетики и селекции


24 ч (6+10+8)


Тема 3.1 Основы учения о наследственности и изменчивости.

Содержание: Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

1


Практическая работа №12: Законы генетики, установленные Г. Менделем.

1


Самостоятельная работа №11: С какой целью проводят анализирующее скрещивание?

1


Тема 3.2 Моногибридное и дигибридное скрещивание

Содержание: Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1


Практическая работа №13: Какое практическое значение имеют знания о генотипе и фенотипе?

1


Практическая работа №14: Проявление гена гемофилии у мужчин и женщин

1


Самостоятельная работа №12: Особенность гибридологического метода

1


Тема 3.3 Значение генетики для селекции и медицины.

Содержание: Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

1


Практическая работа №15: Наследственные болезни человека

1


Практическая работа №16: Профилактика наследственных болезней

1


Самостоятельная работа №13: Отличие хромосомных наборов самцов и самок

1


Тема 3.4 Закономерности изменчивости.

Содержание: Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория.

1


Практическая работа №17: Генетика человека.

1


Практическая работа №18: Генетика популяций.

1


Самостоятельная работа №14: Методы изучения наследственности человека

1


Тема 3.5 Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Содержание: Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

1


Практическая работа №19: Методы современной селекции

1


Практическая работа №20: Гибридизация

1


Самостоятельная работа №15: Успехи селекции

1


Самостоятельная работа №16: Методы клеточной инженерии

1


Тема 3.6 Биотехнология

Содержание: Достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных.

Текущий контроль

1


Практическая работа №21: Новейшие методы селекции

1


Самостоятельная работа №17: Сообщение «Клонирование»

1


Самостоятельная работа №18: Проблемы клонирования человека.

1


Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на земле. Эволюционное учение.


24 часов

(6+10+8)


Тема 4.1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Содержание: Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

1


Практическая работа №22: Возникновение, развитие и существование жизни на Земле

1


Самостоятельная работа №19: Многообразие живого мира на Земле

1


Тема 4.2 Среда обитания

Содержание: Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)

1


Практическая работа №23: Водная среда обитания

1


Практическая работа №24: Почвенная среда обитания

1


Самостоятельная работа №20:

1


Тема 4.3 История развития эволюционных идей




Содержание: Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

1



Практическая работа №25:

1



Самостоятельная работа №21:

1


Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Содержание Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

1



Практическая работа №26:

1



Практическая работа №27:

1



Самостоятельная работа №22:

1



Самостоятельная работа №23:

1


Тема 4.3 Микроэволюция и макроэволюция

Содержание: Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции.

1


Практическая работа №28:

1


Практическая работа №29:

1


Самостоятельная работа №24:

1


Содержание: Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. 10 Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Текущий контроль

1


Практическая работа №30:

1


Практическая работа №31:

1


Самостоятельная работа №25:

1


Самостоятельная работа №26:

1


Раздел 5. Происхождение человека


9 часов

(2+4+3)



Тема 5.1 Антропогенез




Содержание: Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.



1


Практическая работа №32:

1


Практическая работа №33:

1


Самостоятельная работа №27:.

1


Тема 5.2 Человеческие расы



Содержание: Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

1


Практическая работа №34:

1


Практическая работа №35:

1


Самостоятельная работа №28:

1


Самостоятельная работа №29:

1


Раздел 6. Основы экологии



18 часов

(5+7+6)


Тема 6.1 Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой

Содержание: Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

1



Практическая работа №36:

1


Самостоятельная работа №30:.

1


Содержание: Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

1


Практическая работа №37:

1


Самостоятельная работа №31:

1


Тема 6.2. Биосфера — глобальная экосистема

Содержание: Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

1


Практическая работа №38:

1


Практическая работа №39:

1


Самостоятельная работа №32:

1


Тема 6.3 Биосфера и человек

Содержание: Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

1


Практическая работа №40:

1


Самостоятельная работа №33

1


Содержание: Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охра- ны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их со- обществам) и их охрана.

1


Практическая работа №41:

1


Практическая работа №42:

1


Самостоятельная работа №34:

1


Самостоятельная работа №35:

1


Раздел 7. Бионика


3 часа

(2+1)


Тема 7.1 Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

Содержание: Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

1


Содержание: Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных.

1



Самостоятельная работа №36:

1


Промежуточная аттестация

В виде дифференцированного зачета

1



Итого

108ч





3.условия реализации программы дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины


Освоение программы учебной дисциплины «Биология» в филиале ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум», реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, проходит в учебном кабинете общеобразовательных дисциплин.


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, влажные и остеологические препараты, гербарии и пр.);

  • приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ;

  • муляжи, модели, рельефные таблицы;

  • пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);

  • экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО): видеофильмы (кинофильмы), диафильмы, диапозитивы-слайды, транспаранты);

 

Технические средства обучения:

  • компьютер  с лицензионным программным обеспечением;

  • мультимедиапроектор;

  • интерактивная доска



3. 2 Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Для обучающихся

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.

  2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.

  3. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002.

  4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.

  5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.

  6. Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005. 

Для преподавателей

  1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.

  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996. 

  3. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология.      – М., 2006.

 

Интернет-ресурсы:

  • http://www.altai.fio.ru/projects/Group4/potok13/site/index.html

  • http://nrc.edu.ru/est/

  • http://www.livt.net/

  • http://bio.1september.ru/

  • http://evolution.powernet.ru/

  • http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm

  • http://www.sci.aha.ru/biodiv/index.htm

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии.- М 2006.

  2. Зверев А.Т., Кузнецов В.Н. Экология методическое пособие 10-11 класс. – М.,2004

  3. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Каменского А.А., Крискуного Е.А., Пасечника В.В. «Общая биология. 10-11 классы»

  4. Пименов А.В. Уроки биологии в 10-11 классах 1 и 2 часть. – Ярославль Академия развития.

  5. Скорик А.В., Ларина О.В. «Экология тесты».




























4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты освоения дисциплины (предметные, метапредметные и личностные)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Коды формируемых общих

компетенций


Личностные


  • сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;


  • понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную этическую сферы деятельности человека;


  • способность использовать знания о современной естественно-научной карти-не мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;


  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;


  • способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;


  • готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

  • обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской


  • экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;


  • способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;


готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

- тестовый контроль;

-оценка результатов выполнения практических работ;

-оценка результатов устного чтения;

-оценка выполнения домашней работы, контрольных работ;

- зачет.


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней

устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,

определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и

коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения

профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной

деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных

профессиональных знаний (для юношей)


Метапредметные

  • осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;


  • повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

  • способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

  • умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

  • способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

  • способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);


- тестовый контроль;

-оценка результатов выполнения практических работ;

-оценка результатов устного чтения;

-оценка выполнения домашней работы, контрольных работ;

- зачет.



Предметные



  • сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;


  • владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;


  • владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;


  • сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;


сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

- тестовый контроль;

-оценка результатов выполнения практических работ;

-оценка результатов устного чтения;

-оценка выполнения домашней работы, контрольных работ;

- зачет.





Похожие файлы