Пояснительная записка
Программа по обществознанию предназначена для 9 классов основной школы
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
- Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. № 196);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644);
- Примерные программы основного общего и среднего (полного)
- приказа МОиН РФ от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего среднего (полного) общего образования;
- приказа МОиН РФ от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
- федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993);
- Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);
- приказа МОиН РТ от 09.07.2012 № 4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего образования и основного общего образования »
--Учебного плана МБОУ «Кошки-Теняковская ООШ» Буинского района Республики Татарстан на 2017-2018 учебный год
Курс обществознания в 9 классе очень важен для становления гибкости подростка, члена общества юного гражданина. Данный курс является логическим продолжением курса 8 класса. Курс призван ввести школьника в сложный мир общественных отношений, дать возможность поразмышлять о самом себе и своем месте в окружающем мире, познакомить подростка с накопленным мировым и отечественным опытом в области различных общественных наук, а также помочь применить полученные на занятиях знания и умения в дискуссионной полемике, при создании школьных правил и конституций, в организации школьных советов и других молодежных объединений.
Цель курса :
воспитание у будущих граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее;
формирование будущего гражданина с активной жизненной позицией, патриотизма, уважения к другим народам; толерантности и культуры мира, приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям;
развитие умения анализировать получаемую информацию и отбирать необходимые для человека знания об обществе и общественных отношениях;
применять полученные знания в своей практической жизни, делать ответственный выбор. Также представляется необходимым создание необходимых условий для адаптации подрастающего поколения в обществе, облегчение процесса социализации индивида, его приобщение к существующим общественным ценностям.
Задачи:
создание системы знаний о различных областях общественной жизни (духовной, социальной, экономической, политико-правовой);
принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей (уважение прав человека и его фундаментальных свобод, толерантность, стремление к мирному решению конфликтов, готовность к компромиссам и поиску согласия, патриотизм и гражданственность, уважение традиций предков и культуры других народов мира, ответственность за собственные решения);
изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с другими странами мира;
создание целостной системы гражданского образования и воспитания в современной общеобразовательной школе (создание в практике повседневной школьной жизни демократического уклада и формирование правового пространства школы, развитие проектной деятельности учащихся);
преодоление раздробленности и узкой специализации учебных курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием.
Основной принцип отбора материала актуальность и научность изучаемого материала.
В ходе учебного процессатиспользуются следующие формы и методы обучения: лекции, беседа, самостоятельная работа, практикум, рассказ.
Предмет обществознания тесно связан с историей, географией, экологией, правом.
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.
Учебно-тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Политика | 10 |
1.1 | Введение. Власть. Разделение властей. | 1 |
1.2 | Государство | 1 |
1.3 | Национально-государственное устройство | 1 |
1.4 | Формы правления | 1 |
1.5 | Политический режим. Демократия. | 1 |
1.6 | Гражданское общество. Правовое государство . | 1 |
1.7 | Голосование, выборы, референдум | 1 |
1.8 | Политические партии | 1 |
1.9 | СМИ в политической жизни. | 1 |
1.10 | Повторение «Политическая сфера». | |
2. | Право | 23 |
2.1 | Право, его роль в жизни общества и государства | 1 |
2.2 | Закон и власть | 1 |
2.3 | Правоотношения и субъекты права | 1 |
2.4 | Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних | 1 |
2.5 | Правоотношения и юридическая ответственность | 1 |
2.6 | Правоохранительные органы. | 1 |
2.7 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя.. | 1 |
2.8 | Права и свободы человека и гражданина | 1 |
2.9 | Повторение и проверка знаний «Человек и его права». | 1 |
2.10 | Гражданские правоотношения | 1 |
2.11 | Право и имущественные отношения. Потребитель и его права | 1 |
2.12 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 1 |
2.13 | Право, семья, ребенок. | 1 |
214 | Семейные правоотношения. | 1 |
2.15 | Правовое регулирование отношений в области образования | 1 |
2.16 | Административные правоотношения | 1 |
2.17 | Уголовные правоотношения. | 1 |
2.18 | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 |
2.19 | Повторение. Отрасли права | 1 |
2.20 | Международно - правовая защита прав человека | 1 |
2.21 | Социальные права. | 1 |
2.22 | Повторение «Политическая сфера» | 1 |
2.23 | Повторение «Правовая сфера» | 1 |
3. | Экономика | 1 |
3.1 | Пенсионные программы | 1 |
Всего | | 34 |
Содержание тем учебного курса
Политика и социальное управление (10 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.
Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.
Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Право (23 часов)
. Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.
Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.
Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.
Экономика (1 час)
Пенсионные программы.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Знать/понимать
Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
Сущность общества как формы совместной деятельности людей;
Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
Уметь
Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как деятельное существо; основные социальные роли;
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулирующим различными типами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической реальности;
Решить познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных исполнителей; различать в социальной информации факты и мнения;
Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Критерии оценивания учащихся
Критерии оценивания учащихся
Проверка знаний будет осуществляться в форме:
разноуровневого тестирования.
устных опросов;
разноуровневых письменных проверочных работ, включающих задания на соотнесение, обоснование правильного ответа, аргументацию, прослеживание причинно-следственных связей.
выполнения творческих работ ( написания эссе, компьютерных презентаций, схем, таблиц).
Критерии оценивания избираю следующие:
форма контроля | критерии |
устные опросы | Учитывается: Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов; Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений; Самостоятельность ответа; Речевая грамотность и логическая последовательность ответа. Оценка «5» Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины; Для доказательства использованы различные умения, выводы, примеры; Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. Оценка «4» Раскрыто основное содержание материала; В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный; Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и примеров. Оценка «3» Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; Определения понятий недостаточно четкие; Не использованы в качестве доказательств выводы и обобщения из наблюдений и примеров или допущены ошибки при их изложении; Ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий. Оценка «2» Основное содержание учебного материала не раскрыто; Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии. |
тестирование | оценка «2» - 0 – 49% правильных ответов; оценка «3» - 50-60% правильных ответов; оценка «4» - 61-80% правильных ответов оценка «5» - более 81 %. |
письменные работы, включающие задания соответствующего уровня сложности (минимальный, средний, творческий) | оценка «5»: - ответ самостоятельный - правильные, четко сформулированные ответы; - использование терминологии; - аргументация своего мнения научными примерами, датами; - грамотное и аккуратное оформление. оценка «4»: - Раскрыто основное содержание материала; - В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; - Ответ самостоятельный; - Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и примеров. - помарки в оформлении работы. оценка «3»: - раскрыто основное содержание вопроса, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; - Определения понятий недостаточно четкие; - Не использованы в качестве доказательств выводы и обобщения из наблюдений и примеров или допущены ошибки при их изложении; - Ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий. - работа оформлена неаккуратно, допущены грамматические ошибки в терминологии или именах исторических деятелей. Оценка «2» - Основное содержание не раскрыто; - Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии. |
рефераты, творческие работы | оценка «5»: - работа выполнена самостоятельно; - показана авторская позиция, сформулированы собственные выводы; - использована научная, научно-популярная, публицистическая литература, дан её анализ. - оформлены в соответствии с ГОСТ и требованиями, предъявляемыми к творческим работам учащихся. оценка «4»: - работа выполнена самостоятельно, но авторская позиция показана недостаточно; - использованы разнообразные источники информации, имеются авторские выводы и комментарии; - в целом работа оформлена верно; оценка «3»: - показаны основные позиции ведущих ученых по описываемой проблеме; - не показана авторская позиция, нет собственных выводов; - использованы чужие работы из сети интернет, частичный плагиат; - нарушены правила оформления творческих работ учащихся. оценка «2» - не применяется |
Календарно-тематический план:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основное содержание | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения |
план | факт |
Политика 10 ч. |
1 | Введение. Власть. Разделение властей. | 1 | Изучение нового материала | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. | Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти. Знать понятия. | 6.09 | |
2 | Государство. | 1 | Комбинированный урок | Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. | Знать причины зарождения государства, его функции (уметь их анализировать), основные признаки государства. Уметь анализировать виды монополии государства (вариант: объяснять закономерности развития процессов). Знать понятия. | 1309 | |
3 | Национально-государственное устройство | 1 | Комбинированный урок | Развитие демократии в современном мире. | Знать конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения. Уметь: объяснять процесс создания централизованных государств; объяснять причины и особенности распада национальных государств. Знать понятия. | 20.09 | |
4 | Формы правления. Местное самоуправление. | 1 | семинар | Формы государства: фор- мы правления, территориально-государственное устройство. Местное самоуправление. | Уметь: сравнивать две формы правления: республику и монархию; разъяснять сущность демократической формы правления; анализировать политическую систему государства. Знать понятия. | 27.09 | |
5 | Политический режим. Демократия. Опасность политического экстремизма. | 1 | Тематическая лекция | Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. | Уметь объяснять особенности политических режимов (аргументировать фактами из всеобщей истории и истории России). Знать понятия. | 11.10 | |
6 | Гражданское общество. Правовое государство | 1 | Комбинированный урок | Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. | Уметь: объяснять сущность явлений, процессов (гражданское общество, правовое государство);формулировать и отстаивать свою позицию. Знать понятия. | 18.10 | |
7 | Голосование, выборы, референдум | 1 | Тематическая лекция | Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. | Уметь: объяснять особенности форм участии граждан в политической жизни страны; высказывать суждения о поведении разных социальных групп в политической жизни страны и крае. Знать понятия. | 25. 10 | |
8 | Политические партии | 1 | Комбинированный урок | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. | Уметь: сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий; формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию (вариант: выявлять сходства и различия родственных объектов (партий)). Знать понятия. | | |
9 | СМИ в политической жизни. | 1 | Комбинированный урок | Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические на- строения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе. | Умеь рабтать индивидуально и в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать, вести дискуссию, использовать дополнительную литературу. | | |
10 | Повторение «Политическая сфера». | 1 | Повт.- обобщ. урок | Политическая сфера | | | |
Право 25ч. | |
11 | Право, его роль в жизни общества и государства | 1 | Изучение нового материала | Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права. Система права. Система законодательства. Правовая информа- ция. | Уметь: объяснять особый статус права в системе социальных норм; сравнивать нормы морали и нормы права. Знать понятия | | |
12 | Закон и власть. Норма права. Нормативный правовой акт. | 1 | Комбинированный урок | Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). | Уметь: давать оценку изученных политико – правовых явлений; формулировать и отстаивать свою позицию по поводу необходимости властей; объяснять сущность разделения властей. Знать понятия. | | |
13 | Правоотношения и субъекты права Понятие прав, свобод и обязанностей. | 1 | Комбинированный урок | Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности. | | | |
14 | Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних | 1 | Тематическая лекция | Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних. | Умеь рабтать индивидуально и в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать, вести дискуссию, использовать дополнительную литературу. | | |
15 | Признаки и виды правонарушений. Правоотношения и юридическая ответственность | 1 | Комбинированный урок | Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Право- мерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). | | | |
16 | Правоохранительные органы. | 1 | Комбинированный урок | Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | Умение работать с документами; Знать понятия. | | |
17 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя.. Органы государственной власти Российской Федерации. | 1 | Комбинированный урок | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Феде- рации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Ор- ганы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. Конституционные основы судебной системы РФ. | Знать: первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам; Конституция обладает высшей юридической силой; признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона. Понимать: Конституция – закон высшей юридической силы. Уметь: объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы; характеризовать смысл основных понятий; анализировать тексты. | | |
18 | Права и свободы человека и гражданина Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | Комбинированный урок | Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Ме- ханизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних | Знать: Кто такой гражданин? Что значит – быть гражданином? Понимать: слово «гражданин» имеет разный смысл. Уметь: анализировать текст, объяснять смысл понятий; видеть и показывать, чем различаются гражданин и обыватель. | | |
19 | Повторение и проверка знаний «Человек и его права». | 1 | Повт.- обобщ. урок | | | | |
20 | Гражданские правоотношения Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. | 1 | Комбинированный урок | Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. | | | |
21 | Право и имущественные отношения Потребитель и его права | 1 | семинар | Права потребителей. Жилищные правоотношения. | Уметь: называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения; характеризовать институт права собственности; приводить примеры прав потребителя и способов их защиты. | | |
22 | Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. | 1 | Комбинированный урок | Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Право- вой статус несовершеннолетнего работника. | Уметь: характеризовать трудовое право как отрасль права, трудовой контракт; характеризовать правовой статус несовершеннолетних в трудовых отношениях; называть: виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения трудовых отношений. Знать понятия. | | |
23 | Право, семья, ребенок Права и обязанности родителей и детей | 1 | Комбинированный урок | . Права и обязанности ро- дителей и детей. | Уметь: называть основные документы по защите прав детства; характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребенка в крае; приводить примеры деятельности государственных органов и общественных организаций по защите несовершеннолетних в области. | | |
24 | Семейные правоотношения. | 1 | Комбинированный урок | Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака | Уметь давать правовую характеристику брачно–семейных отношений; приводить примеры правого регулирования семейных отношений. Знать понятия. | | |
25 | Правовое регулирование отношений в области образования | 1 | Комбинированный урок | Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей. | | | |
26 | Административные правоотношения | 1 | Комбинированный урок | Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. | | | |
27 | Уголовные правоотношения. | 1 | Комбинированный урок | Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необ- ходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. | Уметь: анализировать состав преступления и определять, является содеянное преступлением; давать оценку изученным правовым явлениям. | | |
28 | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 | Комбинированный урок | Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны. | | | |
29 | Повторение. Отрасли права | 1 | Повт.- обобщ. урок | | | | |
30 | Международно - правовая защита прав человека Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | Изучение нового материала | Международно-правовая защита прав человека. | Уметь: объяснять смысл основных понятий; высказывать свою точку зрения; характеризовать содержание статей Всеобщей декларации прав человека; доказать, в чем особенно сильно проявилась гуманистическая направленность Декларации. Знать: во время войны нарушаются права человека; основные положения МГП. Уметь: раскрыть смысл понятия «война»; дать представление о нарушениях прав человека во время вооруженных конфликтов; определять основные положения МГП. | | |
31 | Социальные права. | 1 | Комбинированный урок | Социальные права | | | |
32 | Годовая промежуточная аттестационная работа «Политическая и правовая сфера» | 1 | тест | Политическая сфера | Уметь: обобщать и систематизировать изученный материал по теме; вести дискуссию, отстаивать свою позицию; сопоставлять федеральные и региональные законы; реализовать имеющиеся права и защищать свои интересы. Знать понятия. | | |
33 | Повторение «Правовая сфера» | 1 | Повт.- обобщ. урок | Правовая сфера | | | |
Экономика (1 час) |
34 | Пенсионные программы. | 1 | Комбинированный урок | Пенсионные программы | | | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература:
1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006
Литература, рекомендованная для учащихся:
1. Обществознание. 9 класс. 60 диагностических вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е. (2012
2. Обществознание. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007
3. ГИА 2014. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лабезникова А.Ю. 2014
4. ГИА 2013. Обществознание. 25 вариантов типовых тестовых заданий заданий + 50 дополнительных заданий части З (С). Лазебникова А.Ю., Котова О.А., Калачёва Е.Н. 2013
Информациоонно-компьютерная поддержка
Справочные, научные материалы:
http://pish.ru/ Преподавание истории в школе. Научно-теоретический и методический журнал
http://www.historia.ru Электронный журнал «Мир истории»
Электронные библиотеки, архивы, пособия:
http://www.istorya.ru/ Сайт История.Ру
http://www.portalus.ru/ Научная онлайн-библиотека Порталус
http://vvark.shpl.ru/ Электронный образовательный ресурс «Жанна д’Арк»
http://www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html Библиотека думающего о России
http://www.hist.ru Исторический альманах «Лабиринт времён», рассматривающий спорные вопросы отечественной и всеобщей истории
Федеральный портал «Российское образование»:
http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.2.73.5 Единый каталог образовательных Интернет-русурсов
http://catalog.iot.ru/ Образовательные ресурсы сети Интернет для общего (среднего) образования
Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:
http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.1.8 – история
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=20 история
Методические материалы:
http://www.km-school.ru/ Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://www.uchportal.ru/ Учительский портал методических разработок
http://www.proshkolu.ru/ Интернет-портал Pro Школу.ru
www.uroki.net - Сайт «Uroki.net». Для учителя истории и обществознания: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков
Материально-техническое обеспечение
Ноутбук
Промежуточная аттестация по обществознанию в 9 классе
(тестирование)
МБОУ «Кошки-Теняковсая СОШ Буинского муниципального района РТ» в 2014-2015 учебном году.
Материалы промежуточного тестирования подготовлены на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию, обязательного минимума содержания основного общего образования по обществознанию, с учетом требований к уровню подготовки учащихся. Итоговая контрольная работа ориентирована на основные учебники, рекомендованные Министерством образования РФ для средних школ: А.И. Кравченко и Е.А. Певцова. Обществознание: Учебник для 9 класса. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.
Тестовая работа включает 17 заданий, относящийся ко всем содержательным блокам-модулям курса для 9 класса: «Политическая сфера общества», «Человек и его права», «Духовная сфера общества».
В тестировании даны задания базового и повышенного уровней сложности. Они располагаются по принципу от простых в части А к усложненным в части В.
Первая часть работы включает 14 заданий с выбором ответа (А), где надо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных вариантов
Часть В включает 3 задания с кратким ответом, аттестуемый самостоятельно определяет или формулирует ответ и записывает его в виде слова, цифры.
Эти задания позволяют проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки учеников, умения классифицировать и систематизировать факты.
На выполнение итоговых тестов отводится 35—40 минут.
Критерии оценивания
Часть А вопрос оценивается 1 баллом в случае правильного ответа и 0 баллов, если ответ неправильный.
Часть В
• нет ошибок — 2 балла;
• допущена одна ошибка — 1 балл;
• допущены две и более ошибок.— 0 баллов
Таким образом, максимально возможный балл за задание будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем.
81% от максимальной суммы баллов — оценка «5»;
61—80% — оценка «4»;
51—60% — оценка «3»;
0—50% — оценка «2».
Максимальный балл – 20
10-12 б.- «3»
13-16 б. – «4»
17-20 б. – «5»
Промежуточная аттестационная работа
по обществознанию (тестирование)
ученика (цы) ___ класса
Ф.И.О. ученика (цы)_________________
А1. Правовая связь человека с государством называется
1) Гражданство
2) Моральные нормы
3) Политические организации
4) Конституция.
А2. Сферу имущественных отношений и личных неимущественных отношений регулирует:
1) Конституционное право
2) Трудовое право
3) Гражданское право
4) Административное право.
А3. Наличие в России Государственной Думы, Правительства РФ и Верховного Суда является:
1) Верховенством закона
2) Разделением властей
3) Гарантом Конституции
4) Средством борьбы с коррупцией.
А4. Какой из перечисленных видов собственности может быть только федеральной:
1) Школы и детские сады
2) Природные парки и территориальные воды
3) Фабрики и заводы
4) Научные учреждения и музеи.
А5. Конституция Российской Федерации была принята:
1) На выборах 5 декабря 1994 г.,
2) Президентом РФ 7 октября 1999 г.,
3) На заседании Государственной Думы 12 декабря 2000 г.,
4) На референдуме 12 декабря 1993 г.
А6. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?
1) обеспечение народовластия, гарантированного участия граждан в управлении делами общества
2) организация воспитания подрастающего поколения в духе приверженности демократическим ценностям
3) обеспечение законности и правопорядка
4) отстаивание государственных интересов на международной арене
А7. Согласно российским законам, признается брак
1) фактический
2) заключенный в органах записи актов гражданского состояния
3) церковный, освященный процедурой венчания в храме
4) заверенный нотариусом
А8. Понятия «форма правления», «форма государственного устройства», «авторитаризм» характеризуют сферу общества
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
А9. Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий?
1) полное (среднее) образование
2) среднее профессиональное образование
3) высшее профессиональное образование
4) дополнительное образование
А10. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет
1) Государственная Дума
2) Правительство РФ
3) Совет Федерации
4) Общественная палата
А11. Отличительным признаком политической партии является
1) объединение людей с общими интересами
2) создание разветвленной организации
3) право законодательной инициативы
4) стремление участвовать в осуществлении политической власти
А12. В нашей стране подписывает и обнародует законы
1) глава правительства
2) Президент
3) Председатель Совета Федерации
4) Генеральный прокурор
А13. На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались. Какое правонарушение они совершили?
1) гражданский проступок
2) дисциплинарный проступок
3) административный проступок
4) уголовное преступление
А14. Что относится к полномочиям Президента Российской Федерации?
1) определение основных направлений внутренней политики
2) разработка и принятие законов
3) управление федеральной собственностью
4) разработка и исполнение бюджета РФ
Часть В
В1. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) является областью духовной культуры
2) использует художественные образы
3) требует точности и обоснованности утверждений
4) создает духовные ценности
В2. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры.
Ответ:_____________
В3. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «духовная культура».
1) ценности
2) творчество
3) искусство
4) фабрика
Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.
Ответ: _______________
Набранное количество баллов _____________