МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»
397904, Воронежская область, г. Лиски, ул.Трудовые резервы д.62-в
Тел. (47391) 4 – 69 – 91, e-mail: [email protected]
ОГРН 1023601515343, ИНН/КПП 3652004853/365201001
«Рассмотрено» на заседании МО учителей от «_25__» августа 2016 г. Руководитель МО _______Макарова С. В. | «Согласовано» Зам. директора МБОУ СОШ № 12 по УВР ___ Танюкевич Р. Р. «_26__» августа 2016 г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ №12 г. Лиски _________ Крупицына Г.Г.. протокол №_56__от 26.08.2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету обществознание
для 10 класса 70 часов (2 ч. в неделю)
(физико-математический профиль,
химико-биологический профиль)
учитель: Зотова Виктория Владимировна
2016 – 2017 учебный год
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., опубликованной издательством «Просвещение» в 2010 году, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации/
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа по курсу «Обществознании» в 10 классе (базовый уровень) составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. без изменений и дополнений.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по курсу «Обществознание» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Место предмета в базисном учебном плане
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования (в том числе в X и XI классах по 70 часов - из расчета 2 учебных часа в неделю).
Цели курса:
Изучение обществоведения в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
▪ развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
▪ воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
▪ освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
▪ овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
▪ формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществоведение» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
▪ определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
▪ объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
▪ решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
▪ применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
▪ умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
▪ поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
▪ выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
▪ работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
▪ самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
▪ участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
▪ формулирование полученных результатов;
▪ создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
▪ пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
▪ владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществоведение» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Требования к уровню подготовки выпускника
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
В результате изучения обществоведения (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
▪ биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
▪ тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
▪ необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
▪ особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
▪ характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
▪ анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
▪ объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
▪ раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
▪ осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
▪ оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
▪ формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
▪ подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
▪ применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
▪ успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
▪ совершенствования собственной познавательной деятельности;
▪ критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
▪ решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
▪ ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
▪ предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
▪ оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
▪ реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
▪ осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Межпредметные связи и преемственность
Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом.
В качестве технологии обучения, по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология. В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:
▪ технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);
▪ технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);
▪ технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);
▪ метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий);
▪ теория решения изобретательских задач – ТРИЗ педагогика (формирование
самостоятельного и нестандартного стиля мышления, умений работать с открытыми заданиями, не имеющими четкого решения).
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
▪ индивидуальная (консультации);
▪ групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по тему усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
▪ фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
▪ парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения: лекции; беседа, домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение задач разной сложности; практикум, рассказ.
Система контроля
Для оценки достижений учащихся запланированы: промежуточные и итоговые контрольные работы в форме тестов; самостоятельные и практические работы.
Разделы программы
Изучение курса в 10 классе начинается с раздела «Общество и человек». В нем на более высоком, по сравнению с основной школой, уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества.
Раздел «Основные сферы общественной жизни» дает представление о подсистемах общества, об условиях деятельности человека в каждой из них.
Раздел «Право» раскрывает значение права и правовой культуры, дает краткую характеристику современного российского законодательства.
Учебно-методический комплект.
Учебники:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
| Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— | Человек и общество. Обществознание: учеб. для 10 кл. общеобразовательных. учреждений. Часть 1. / | М., 2011г. | Просвещение, |
Пособия для учащихся (тетради и т.д.)
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
1. | Л.Н .Боголюбов, Ю. И. Аверьянова | Школьный словарь по обществознанию 10-11 классы | М.,2005 г. | . Просвещение |
Электронные пособия (диски):
№ п/п | Название, класс |
1. | Мультимедийное учебное пособие ( 2 CD) Обществознание 8-11 кл. |
Критерии оценивания
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последователь-ность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последователь-ности |
Учебно-тематический план
№ п/п. | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Контрольные работы | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
|
|
| Уроки | Лабораторно-практические работы, уроки развития речи |
|
|
1. | Общество и человек | 14 ч | | | 1 ч | |
2. | Основные сферы общественной жизни. | 39 ч | | | 1 ч | 1 ч |
3. | Право | 13 ч | | | 1 ч | 1 ч |
4. | ПОУ | 4 ч | | | 1 ч | 1 ч |
| Итого: | 70 ч. | | | 4 ч. | 3 ч. |
ПРОГРАММА
10 класс (70 ч)
Раздел 1. Человек и общество (14 ч)
Тема 1. Общество (4 ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Тема 2. Человек (10 ч)
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Раздел II. Основные сферы общественной жизни (39 ч)
Тема 3. Духовная культура (8 ч.)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России
.Тема 4. Экономика (4 ч.)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера (15 ч.)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Тема 6. Политическая сфера (12 ч.)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
Раздел III. Право (13 ч)
Тема 7. Право как особая система норм (13 ч.)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения.
Правосознание. Правовая культура.
Повторение 4 ч.
Календарно-тематическое планирование
(70 часов)
№ | Название раздела, темы, урока | Кол-во часов | Дата проведения | Прим. |
По плану | По факту |
|
Раздел I. Общество и человек (14 ч.) Глава 1. Общество (4 ч.) |
1. | Что такое общество? | 1 ч. | | | |
2. | Что такое общество? | 1 ч. | | | |
3. | Общество как сложная динамическая система. | 1 ч. | | | |
4. | ПОУ по теме «Общество» | 1 ч. | | | |
| Глава 2. Человек (10 ч.) |
5. | Природа человека. | 1 ч. | | | |
6. | Человек как духовное существо. | 1ч. | | | |
7. | Человек как духовное существо. | 1 ч. | | | |
8. | Деятельность-способ существования людей. | 1 ч. | | | |
9. | Деятельность-способ существования людей. | 1 ч. | | | |
10. | Познание и знание. | 1 ч. | | | |
11. | Познание и знание. | 1 ч. | | | |
12. | Человек в системе социальных связей. | 1 ч. | | | |
13. | Человек в системе социальных связей. | 1 ч. | | | |
14. | ПОУ по теме «Общество и человек». | 1 ч. | | | |
Раздел II. Основные сферы общественной жизни (39 ч.) Глава 3. Духовная культура (8 ч.) |
15. | Культура и духовная жизнь общества. | 1 ч. | | | |
16. | Культура и духовная жизнь общества. | 1 ч. | | | |
17. | Наука и образование. | 1 ч. | | | |
18. | Наука и образование. | 1 ч. | | | |
19. | Мораль. Религия. | 1 ч. | | | |
20. | Мораль. Религия. | 1 ч. | | | |
21. | Искусство и духовная жизнь. | 1 ч. | | | |
22. | ПОУ «Духовная культура». | 1 ч. | | | |
Глава 4. Экономика (4 ч.) |
23. | Роль экономики в жизни общества. | 1 ч. | | | |
24. | Роль экономики в жизни общества. | 1 ч. | | | |
25. | Экономическая культура. | 1 ч. | | | |
26. | ПОУ по теме «Экономика». | 1 ч. | | | |
Глава 5. Социальная сфера (15ч.) |
27. | Социальная структура общества. | 1 ч. | | | |
28. | Социальная группа, её влияние на поведение человека. | 1 ч. | | | |
29. | Социальная стратификация и социальное неравенство. | 1 ч. | | | |
30. | Социальное взаимодействие. | 1 ч. | | | |
31. | Социальный конфликт. | 1 ч. | | | |
32. | Социальные аспекты труда. | 1 ч. | | | |
33. | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | 1 ч. | | | |
34. | Отклоняющееся поведение. Преступность. | 1 ч. | | | |
35. | Социальный контроль. | 1 ч. | | | |
36. | Нации и межнациональные отношения. | 1 ч. | | | |
37. | Нации и межнациональные отношения. | 1 ч. | | | |
38. | Семья и быт. | 1 ч. | | | |
39. | Семья и быт. | 1 ч. | | | |
40. | Социальное развитие и молодёжь. | 1 ч. | | | |
41. | ПОУ по теме « Социальная сфера» | 1 ч. | | | |
Глава 6. Политическая сфера ( 12 ч.) |
42. | Политика и власть. | 1 ч. | | | |
43. | Политическая система. | 1 ч. | | | |
44. | Политическая система. | 1 ч. | | | |
45. | Гражданское общество и правовое государство. | 1 ч. | | | |
46. | Признаки гражданского общества. | 1 ч. | | | |
47. | Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. | 1 ч. | | | |
48. | Понятие о правовом государстве и его признаки. | 1 ч. | | | |
49. | Демократические выборы и политические партии. | 1 ч. | | | |
50. | Демократические выборы и политические партии. | 1 ч. | | | |
51. | Участие гражданина в политической жизни. | 1 ч. | | | |
52. | Участие гражданина в политической жизни. | 1 ч. | | | |
53. | ПОУ по теме « Политическая сфера». | 1 ч. | | | |
Раздел III. Право (13 ч.) Глава 7. Право как особая система норм (13 ч.) |
54. | Право в системе социальных норм. | 1 ч. | | | |
55. | Право в системе социальных норм. | 1 ч. | | | |
56. | Источники права. | 1 ч. | | | |
57. | Правоотношения и правонарушения. | 1 ч. | | | |
58. | Юридическая ответственность. | 1 ч. | | | |
59. | Система судебной защиты прав человека. | 1 ч. | | | |
60. | Современное российское законодательство. | 1 ч. | | | |
61. | Современное российское законодательство. | 1 ч. | | | |
62. | Предпосылки правомерного поведения. | 1 ч. | | | |
63. | ПОУ по теме « Право». | 1 ч. | | | |
64. | Тест по теме «Право». | 1 ч. | | | |
65. | Защита проектов по теме «Право». | 1 ч. | | | |
66. | Защита проектов по теме «Право». | 1 ч. | | | |
| Повторение (4 ч.) | | | |
67. | ПОУ по теме «Общество в развитии». | 1 ч. | | | |
68. | ПОУ по теме «Человек и общество». | 1 ч. | | | |
69. | Итоговое повторение. | 1 ч. | | | |
70. | Итоговое повторение. | 1 ч. | | | |