СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 10 класс (социально-экономический профиль)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа среднего общего образования по обществознанию (профильный уровень) (далее – Рабочая программа) является  составной частью образовательной программы на 2016-2017 учебный год и реализует основную ее цель:

Создание образовательной среды, способствующей получению обучающимися качественного образования, воспитанию духовно-нравственного, здорового человека, способного к самореализации в условиях современной жизни.

Цель Рабочей программы: создать условия для планирования, организации и управления учебным процессом по освоению обучающимися курса обществознания среднего общего образования в полном объеме. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 10 класс (социально-экономический профиль)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»

397904, Воронежская область, г. Лиски, ул.Трудовые резервы д.62-в

Тел. (47391) 4 – 69 – 91, e-mail: [email protected]

ОГРН 1023601515343, ИНН/КПП 3652004853/365201001



«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

от «_25__» августа 2016 г.

Руководитель МО

_______Макарова С. В.


«Согласовано»

Зам. директора

МБОУ СОШ № 12 по УВР

___ Танюкевич Р. Р.

«_26__» августа 2016 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №12 г. Лиски

_________ Крупицына Г.Г..

протокол №­­­_56__от 26.08.2016 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету обществознание

для 10 класса 105 часов (3 ч. в неделю)

(социально-экономический профиль)

учитель: Зотова Виктория Владимировна



2016 – 2017 учебный год

2016 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа среднего общего образования по обществознанию (профильный уровень) (далее – Рабочая программа) является составной частью образовательной программы на 2016-2017 учебный год и реализует основную ее цель:

Создание образовательной среды, способствующей получению обучающимися качественного образования, воспитанию духовно-нравственного, здорового человека, способного к самореализации в условиях современной жизни.

Цель Рабочей программы: создать условия для планирования, организации и управления учебным процессом по освоению обучающимися курса обществознания среднего общего образования в полном объеме.

Задачи:

  1. Обеспечить получение всеми участниками образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами обществознания.

  2. Определить конкретное содержание, объем, примерный порядок изучения тем с учетом особенностей учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.


Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05 марта 2004 г. №1089 (с изменениями от 24 января 2012 г. № 39).

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования России от 09 марта 2004г. № 1312.

  • Примерная программа среднего общего образования по обществознанию (профильный уровень), созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.


Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по обществознанию для каждого класса, определяет примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа является материалом, на котором возможно достижение образовательных целей и выход на планируемые образовательные результаты в зависимости от уровня преподавания. Содержание рабочей программы обеспечивает возможность корректировки этих программ учителем в зависимости от состава обучающихся и хода образовательного процесса. Корректировка может затрагивать основные компоненты содержания программ, темпа и последовательности изучения учебного содержания, но не целей изучения учебного материала, при этом обеспечивать обязательный минимум содержания основной образовательной программы, установленный федеральным компонентом государственного стандарта по обществознанию.

Рабочая программа является ориентиром для составления учителем календарно-тематического плана изучения программного материала и задает только примерную последовательность изучения материала и распределения его по классам. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом, учитель может предложить обоснованный собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, согласно выбранному УМК, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся, опираясь на уровень обучаемости и обученности класса. Таким образом, при разработке календарно-тематического плана допускается:

  • расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования.

  • конкретизация и детализация дидактических единиц;

  • определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала.

Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура Рабочей программы:

Рабочая программа содержит следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета.

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

  4. Планируемые результаты обучения и освоения курса обществознания среднего общего образования.

  5. Содержание учебного материала по классам.

  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

  7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Рабочей программы.


Вклад учебного предмета в общее образование.


«Обществознание» — учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания. «Обществознание» акцентирует внимание обучающихся на современных социальных явлениях.

Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.

Изучение обществознания призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных социальных ролей, общей ориентации в актуальных общественных событиях и процес­сах. Формирует опыт нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; пер­вичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Сущность и цель образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании», делают обществознание ведущим предметом, непосредственно направленным на развитие социальной компетентности обучающихся. Закон об образовании указывает, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. Названный порядок лег в основу логики данного курса с 6 по 11 класс: через личность к обществу и только затем к государству.  

Курс обществознания способствует развитию критического мышления, которое позволяет осознанно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке. Развитие критического мышления по отношению к социальным явлениям, безусловно, повлияет на развитие социальной компетентности, особенно ее мировоззренческого аспекта. Предмет обществознания позволяет осуществлять воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности, поскольку ученик понимает не только какие законы и почему принимаются в государстве, какие традиции, обычаи и почему существуют в обществе, но и как его действия влияют на то, что происходит в государстве и в обществе в целом; происходит освоение системы социального знания в процессе практического исследования социальной среды, что не только способствует дальнейшему получению профессионального образования, но и создает основу для дальнейшего развития навыков аналитической деятельности; происходит овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных, что не только приводит к освоению способов познавательной коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях, но и позволяет более активно и целенаправленно участвовать в модификации этих ролей, более осознанно, осмыслено выстраивать отношения с другими людьми, социальными группами, социальными институтами; осуществляется формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений. Как оптимальный результат - понимание ценности собственного опыта, собственной позиции. Вы­пускник школы должен получить достаточно пол­ное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения обра­зования и работы, для самореализации в многообразных ви­дах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Содержание среднего общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, на основе примерной программы по учебным предметам: Обществознание 10- 11 классы.

Примерная программа среднего общего образова­ния по обществознанию (профильный уровень)) Составители Э.Д.Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2010. Авторская программа Боголюбова Л.Н., Городецкой Н. И., -М.: «Просвещение», 2010.


Настоящая Рабочая программа ориентирована на использование учебников:


1. Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.]; Рос.акад.наук, Рос. акад. наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4– изд., дораб. – М. : Просвещение, 2010




Обоснование выбора программы.


Для разработки рабочей программы выбрана примерная программа среднего общего образования по обществознанию (профильный уровень). Выбор определяется тем, что примерная программа составлена Министерством образования РФ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и обязательного минимума содержания основных образовательных программ по обществознанию.


Выбор программы обусловлен преемственностью между уровнями образования, что обеспечивает непрерывность обществоведческого образования в МБОУ СОШ №12.

В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Согласно учебному плану, программа ориентирована на обучение детей 16–18 лет и составлена с учётом их возрастных особенностей. Важное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. У старшеклассников формируется представление о собственной уникальности, неповторимости, исключительности. Познавательные процессы и умственные способности юношей и девушек развиты уже достаточно хорошо. Они умеют ставить и решать проблемы, интересуются общими проблемами бытия. Курс обществознания вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы. Содействует самоопределению личности, создаёт условий для ее реализации, формирует человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства. Программа предоставляет возможность изучения предмета на базовом уровне.

К основным концептуальным положениям преподавания обществознания в школе относятся следующие утверждения:

1. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.

2. Цель обществознания – социализация обучающихся, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества.

3. Создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.

4. Осмысление тенденций мирового развития, понимание собственной роли в обществе, видение путей достижения успешности личной и общественной, умение действовать в конкурентной среде, широта кругозора и информационная грамотность.

5. Разрушение представление о существовании набора «вечных», раз и навсегда установленных истин.

6. Обращение к острым и актуальным вопросам современности.

7. Неоднозначность рассматриваемых проблем, отсутствие по ним «правильных» ответов и простых путей решения.

Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в т. ч. методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

В основу организации образовательного процесса положены следующие подходы и технологии:

  • технологии полного усвоения; технологии обучения на основе решения задач; технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей; задачная технология (введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс); технология проблемного обучения (авторы А. М. Матюшкин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов); технология поэтапного формирования знаний (автор П. Я. Гальперин); технология «имитационные игры»; технология опорных схем (автор В. Ф. Шаталов); технология развивающего обучения (автор Л. В. Занков); технология эвристического обучения; «задачный» подход; компетентностный подход; деятельностный подход; технология творческого обучения.



Данные технологии обучения обществознанию:

  • вовлекают каждого ученика в процесс само - и соуправления своим развитием;

  • способствует раскрепощению в каждом обучающемся творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;

  • пробуждает деятельное начало, пронизывающее все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс не на пассивно - содержательной ноте, а в форме диалога и творчески как для учителя, так и для обучающихся.

Формы организации учебного процесса:


индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, парные, коллективные, фронтальные, классные и внеклассные.


Конкретные формы организации обучения по ведущим целям:


Формирование знаний: лекция, конференция.

Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра, тренинг.

Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования.

Проверка знаний: контрольная работа, самостоятельная работа, проверочная работа, зачет.  

   Типы уроков:


урок изучения нового

урок применения знаний и умений                     

урок обобщения и систематизации знаний        

урок проверки и коррекции знаний и умений   

комбинированный урок    

урок – лекция

урок – семинар

урок – зачет

урок – практикум

Методы обучения:


  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ и др.); наглядный (опорные схемы, слайды и др.); практический (упражнения, практические работы, решение задач, моделирование и др.); исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра;

  • методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении;

  • методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты).

Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, проектно-исследовательский во внеурочной деятельности.                                                           


Для достижения целей учитель сам выбирает учебники, методическое сопровождение, технологии, способы и методы обучения, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение обществознания в старшей школе направле­но на достижение следующих целей:

- развитие личности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение системы знаний о различных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные знания; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами установленными законом.

Задачи обучения предмету:

● содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

●формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

● воспитание гражданственности и любви к Родине;

● создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

● выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

● содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

● помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

● ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Содержание среднего общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Содержание обучения задает перечень и объем материала, обязательного для изучения в школе. Содержание обучения распределено в соответствии с содержательными линиями курсов, объединяющими связанные между собой вопросы. Это позволяет учителю, отвлекаясь от места конкретной темы в курсе, оценить ее значение по отношению к соответствующей содержательной линии, правильно определить и расставить акценты в обучении. Организовать итоговое повторение.

В основе содержания обучения обществознанию лежит овладение обучающимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной.

Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, меха­низмах и регуляторах деятельности людей. Формируется знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах, нравственных и правовых нормах и правилах, понимание их роли как решающих регуля­торов общественной жизни.

Формируются умения объяснять явления социальной действительности, находить нужную социальную информацию в пе­дагогически отобранных источниках; адекватно её восприни­мать, применяя основные обществоведческие термины и поня­тия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (ана­лизировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей, руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и четко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая ее критическому анализу. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая ее при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы).

Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые обучающимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать ее на составные части, на которых будет основываться процесс ее решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.

Общекультурная компетенция. Здесь под общекультурной компетенцией понимается - способность к интеллектуальному, культурному, нравственному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социальные и личностно значимые проблемы

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения, уметь логически грамотно и ясно строить устную и письменную речь

- готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой

- готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта на уровне среднего общего образования и выбранным школой программно-методическим обеспечением на 2016-2017 учебный год предмет «Обществознание» в старшей школе изучается с 10 по 11 класс. Общее коли­чество времени на два года обучения на профильном уровне составляет 210 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения состав­ляет 3 часа.


Распределение учебного времени представлено в таблице:

класс

Обязательный минимум

Количество часов в соответствии с учебным планом в неделю

Количество учебных недель в соответствии с календарным учебным графиком

Всего

по учебному плану

10 класс

105

3

35

105


Контроль за реализацией Рабочей программы предусматривает:

  • Контроль за выполнением программ, итоговых контрольных работ;

  • Мониторинг результатов обучения по классам за год;

  • Диагностику качества подготовки по обществознанию:

  • итоговую диагностику, которая включает в себя:

  • государственную итоговую аттестацию обучающихся 11 классов в форме ЕГЭ;

  • промежуточную аттестацию в форме тестирования, контрольной работы по обществознанию в 10 классах;

  • диагностические задания: задания, определяющие уровень и динамику развития теоретического мышления; задания, определяющие уровень развития творческих способностей и динамику его изменения (по проблемам, по Программе психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на 2011-2015 г).

  • Организацию (муниципального, регионального органа управления образованием) независимой экспертизы качества образовательной программы школы и результатов ее реализации;

  • Проверку соответствия образовательного процесса утвержденной образовательной программе школы, проводимой при аттестации образовательного учреждения.

Оценивание работ проводится по пятибалльной шкале в соответствии с разработанными для каждой работы критериями.





ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Цели и задачи изучения обществознания в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения обществознания в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в учебной и социальной деятельности. Изучение обществознания на профильном уровне в старшей школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных социальных ролей, общей ориентации в актуальных общественных событиях и процес­сах. Формирует опыт нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Курс обществознания призван сформировать у обучающихся ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотиз­ма, любви и уважения к Отечеству, необходимости поддер­жания гражданского мира и согласия. Воспитание уважения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разно­образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственно­сти за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего общего образования являются:

сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

объективно оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности, учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки;

выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;

- на отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации.









Учебно-тематический план



п/п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся










Уроки

Лабораторно-практические работы, уроки развития речи







1.

Введение

1 ч





2.

Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

15 ч



1 ч


3.

Общество и человек

26 ч



1 ч

1 ч

4.

Деятельность как способ существования людей

12 ч



1 ч

1 ч

5.

Сознание и познание

17 ч



1 ч

1 ч

6.

Межличностные отношения

34 ч



1 ч

1 ч


Итого:

105 ч.



5 ч.

4 ч.





































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Введение 1 ч.

Глава 1. Социально-гуманитарные
знания и профессиональная деятельность (15 часов)

Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки, их классификация. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Основные специальности в области социально-гуманитарного знания Профессиональные образовательные учреждения социально-гуманитарного профиля. Основные профессии, связанные с социально-гуманитарными знаниями.


Глава 2. Общество и человек (26 часов)

Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек как стремление быть человеком. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Язык как форма мысли. Понятие информации. Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типы социальной динамики. Революционное и эволюционное в историческом процессе. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений. Формации и цивилизации. Типологии обществ. Дискуссии о постиндустриальном и информационном обществе. Системное строение общества. Структура общества. Социальная система и ее среда. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Проблема общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационному обществу.



Глава 3. Деятельность как способ существования людей (12 часов)

Деятельность как способ существования людей. Потребности и интересы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты. Многообра­зие дея­тельности. Деятель­ность в сфе­ре духовной культуры. Трудовая деятельность. Политиче­ская дея­тельность. Политиче­ское лидер­ство.

Глава 4. Сознание и познание (17 ч.)

Виды и уровни человеческих знаний. Опыт и знание. Мифологическое и рационально-логическое знание. Знание и сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравственная культура. Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Понятие научной истины, её критерии. Относительность истины. Истина и заблуждение. Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности наук, изучающих общество и человека. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации

Глава 5. Личность. Межличностные отношения (34 часа)

Индивид, индивидуальность, личность в социальной психологии. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Социальные установки, ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Макро- и микросреда личности. Социализация индивида. Факторы формирования личности. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Ролевой набор личности. Ролевое поведение. Личность в сфере общественных и межличностных отношений. Эмоциональная основа межличностных отношений. Коньюктивные и дизъюнктивные чувства, и их влияние на межличностные отношения. Межличностные отношения в группах. Манипулирование. Потребность людей в общении и способы ее удовлетворения. Функции, и структура общения. Речевые и невербальные средства общения. Позиции в общении. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Слушание и говорение. Традиционные и новые формы общения. Особенности общения в информационном обществе. Общение как коммуникация. Общение как взаимодействие. Общение как межличностное взаимодействие (интерактивная сторона общения). Совместное пребывание и совместная деятельность. Кооперация и конкуренция. Диалог как основа взаимопонимания. Эффективность групповой и индивидуальной деятельности. Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения). Динамика межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия, установки, стереотипы. Обратная связь как информация о восприятии человека партнерами по общению. Идентификация в межличностном общении. Конформность и нонконформность, самоопределение личности. Стили общения. Самопрезентация. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Восприятие конфликтной ситуации. Пути конструктивного решения конфликта. Компромисс. Сотрудничество. Общение в юношеском возрасте. Значение общения для юношеского возраста. Специфика средств и стиля молодежного общения. Мода в общении. Общение формальное и неформальное. Этика взаимоотношений. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Деловое общение. Публичное выступление. Психологические особенности публичного выступления. Экзамен: психологические аспекты. Межличностная совместимость. Групповая дифференциация. Проблема группы в социальной психологии. Многообразие социальных групп. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностные роли. Групповая сплоченность. Групповая дифференциация. Лидерство, стили лидерства. Взаимоотношения в ученических группах. Чувство групповой принадлежности. Групповые роли и ожидания как регуляторы взаимоотношений в группах. Партнерские отношения и соперничество. Кооперация и конкуренция. Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье. Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы

Повторение. Повторение планируется учителем по результатам мониторинга за качеством усвоения основных тем.

В результате изучения курса обществознания в 10 классе на профильном уровне обучающиеся должны:

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания.


Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов ( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий.

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА (профильный уровень)

Должны знать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль

  • человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания.


Должны уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

  • устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

  • реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.













Календарно-тематическое планирование







ур.

Тема урока

Тип урока

Цель урока

Д/з

Сроки проведения

По плану

Фактич.

1.

Введение.

Комбин.

Задачи курса в 10 классе.





РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (15 Ч)






2.

Наука и философия.

Урок- практ.

Объяснить понятия и термины «общественные науки», «социально-гуманитарное знание», «социология, политология, социальная психология, философия как науки», «философский плюрализм»; показать особенности различных общественных наук; ознакомить с классификацией социально-гуманитарных наук.

П.1,

С. 7-11



3.

Наука и философия.

Урок-практ.

См. урок 2

П.1,

С. 11-17



4.

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях.

Лекция

Объяснить понятия и термины; ознакомить с особенностями мифологического сознания людей древности.

П.2



5.

Древнеиндийская философия.

Древнекитайская философия.

Комбин.

См. урок 4

П.2,

С. 19-22



6.

Философия Древней Греции.

Комбин.

См. урок 4

П.2,

С. 22-26



7.

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время.

Лекция

Объяснить понятия и термины; ознакомить со средневековыми представлениями о человеке и обществе и взглядами на общество и человека в Новое и Новейшее время.

П.3,

С. 26-29



8.

Просвещение: вера в разум и прогресс.

Практ.

См.урок 7

П.3,

С. 29-32



9.

Марксистское учение об обществе.

Практ.

См.урок7

П.3,

С. 32-38



10.

Из истории русской философской мысли.

Изучение нов. мат.

Объснить понятия и термины; ознакомить с характеристикой общественной мысли России.

П.4



11.

Философские искания XIX в.

Изучение нов. мат.

См.урок 10

С. 41-43



12.

Цивилизационный путь России: продолжение споров.

Урок- диспут

См. урок 10

С. 43-47



13.

Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор.

Практич. зан.

Объяснить понятия и термины; ознакомить с особенностями профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля; выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля; охарактеризовать основные профессии этого профиля.

П.5



14.

Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.

Практич. зан.

См.урок 13

С. 51-65



15.

Профессиональные образовательные учреждения.

Практич. зан.

См.урок 13




16.

Обобщение по теме 1. Социально-гуманитарные знания.

Урок-зачёт

Обобщение систематизация знаний по разделу.





РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (26Ч)






17.

Происхождение человечества и происхождение общества.

Изуч. нов мат.

Объяснить понятия и термины; ознакомить с теориями происхождения человека и становления общества, объяснить особенности человечества как результат социальной и биологической эволюции.

П.7



18.

Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

Комбин.

См. урок 17.

П.7



19.

Становление культуры.

Комбин.

См.урок 17

П.7



20.

Сущность человека как проблема философии.

Урок-проблема

Объяснить понятия и термины; ознакомить с социальной сущностью деятельности человека; выяснить роль и значение мышления в жизни человека.

П.8



21.

Человек – как биосоциальная система. Связь мышления с деятельностью, языком.

Урок-проблема

См. урок 19.

П.8, эссе по теме.



22.

Общество и общественные отношения.

Урок-анализ

Объяснить понятия и термины; познакомить с социальными взаимодействиями и общественными отношениями, проанализировать общество как форму совместной жизнедеятельности людей.

П.9



23.

Уровни социально-философского анализа.

Урок-анализ

См. урок 21.

П.9



24.

К/р. По главе I и II. (П.7)

Тест

Обобщение и систематизация полученных знаний.

П. 1-7



25.

Общественные отношения.

Урок-анализ

См. урок 21.

П.9



26.

Общество как развитая система.

Урок-исследов.

Объяснить понятия и термины; познакомить с системным строением общества, выделить особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, проанализировать процессы изменчивости и стабильности общества.

П.10



27.

Общество как развитая система.

Урок-исследов.

См. урок 25.

П.10



28.

Типология обществ (аграрное).

Урок-

дел. игра

Объяснить понятия и термины; ознакомить с типологией обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней.

П.11-12



29.

Типология обществ (индустриальное).

Урок-

дел. игра

См. урок 27.

П.11-12



30.

Типология обществ (постиндустриальное).

Урок-

дел. игра

См. урок 27.

П.11-12



31.

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.

Урок-анализ

Объяснить понятия и термины; ознакомить с подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций.

П.13



32.

Типология локальных цивилизаций.

Урок-анализ

См. урок 29.

П.13



33.

Теория общественно-экономических формаций.

Урок-анализ

См. урок 29.

П.13



34.

Исторический процесс.

Урок с элем. дискус.

Объяснить понятия и термины; ознакомить со смыслом и направленностью исторического процесса, охарактеризовать роли его участников, выяснить типы социальной динамики, исследовать факторы изменения социума.

П.14



35.

Факторы изменения социума.

Урок с элем. дискус.

См. урок 32.

П.14



36.

Участники исторического процесса.

Урок с элем. дискус.

См. урок 32.

П.14



37.

Проблема общественного прогресса.

Урок-проблема

Объяснить понятия и термины; ознакомить с особенностями общественного прогресса, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

П.15



38.

Проблема общественного прогресса.

Урок-проблема

См. урок 35.

П.15



39.

Свобода в деятельности человека.

Урок-проблема

Объяснить понятия и термины; ознакомить с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.

П.16



40.

Свобода и ответственность.

Урок-проблема

См. урок 37.

П.16



41.

«Свобода от» или «свобода для». Свободное общество.

Урок-проблема

См. урок 37.

П.16



42.

Обобщение по теме «Общество и человек».

Урок- зачёт

Обобщение и систематизация знаний.





РАЗДЕЛ 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ (12Ч)






43.

Деятельность людей: сущность, структура.

Урок-исследов.

Объяснить понятия и термины; ознакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности, выяснить природу и особенности творческой деятельности.

П.17



44.

Виды деятельности; творческая деятельность.

Урок-исследов.

См. урок 41.

П.17



45.

Содержание и формы духовной деятельности.

Урок-исследов.

Объяснить понятия и термины; ознакомить с особенностями деятельности в сфере духовной культуры, объяснить процесс сохранения, распространения и освоения духовных ценностей.

П.18



46.

Создание и освоение ценностей.

Урок-исследов.

См. урок 43.

П.18



47.

Духовный мир человека.

Урок-исследов.

См. урок 43.

П.18



48.

Трудовая деятельность.

Урок-размышл.

Объяснить понятия и термины; ознакомить с особенностями трудовой деятельности людей, социологией труда, объяснить сущность социального партнерства и исследовать перспективы его развития в России.

П.19



49.

Человеческий фактор производства.

Урок-размышл.

См. урок 46.

П.19



50.

Социальное партнерство.

Урок-размышл.

См. урок 46.

П.19



51.

Политика как деятельность.

Урок-исследов.

Объяснить понятия и термины; ознакомить с типологией властных отношений.

П.20



52.

Власть и властная деятельность.

Урок-исследов.

См. урок 49.

П.20



53.

Легитимность власти.

Урок-исследов.

См. урок 49.

П.20



54.

Обобщение по теме «Деятельность как способ существования людей».

Тестирование в форме ЕГЭ

Обобщение и систематизация знаний.





РАЗДЕЛ 4. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ (17Ч)






55.

Бытие и познание. Познание как деятельность.

Урок-проблема

Объснить понятия и термины; ознакомить с особенностями познавательной деятельности.

П.21



56.

Чувственное и рациональное познание.

Урок-проблема

См. урок 53

П.21



57.

Свойства и критерии истины.

Урок-исследование

Объснить понятия и термины; ознакомить с основными подходами к пониманию истины и её критериев.

П.22



58.

Виды истины. Истина и заблуждение.

Урок-исследование

См. урок 55

П.22



59.

Миф и познание мира.

Деловая игра

Объяснить понятия и термины; ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний.

П.23



60.

Способ познания мира – опыт повседневной жизни. Народная мудрость и здравый смысл.

Деловая игра

См. урок 57

П.23



61.

Познание средствами искусства. Там, где кончается наука.

Деловая игра

См. урок 57

П.23



62.

Особенности научного познания.

Урок-анализ

Объяснить понятия и термины; ознакомить с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания.

П.24



63.

Уровни и методы научного познания.

Урок-анализ

См.урок 60

П.24



64.

Социальное познание.

Урок-проблема

Объяснить понятия и термины; ознакомить с особенностями социального познания, раскрыть проблемы социальных и гуманитарных наук.

П.25



65.

Виды социальных знаний.

Урок-проблема

См. урок 62

П.25



66.

Знание и сознание.

Урок-исслед.

Объяснить понятия и термины; ознакомить с особенностями категорий «сознание» и «знание».

П.26



67.

Сознание индивидуальное и общественное.

Урок-исслед.

См. урок 64

П.26



68.

Самосознание и самопознание.

Урок лаб. типа

Объяснить понятия и термины; ознакомить с особенностями процесса познания, выявить роль самосознания в развитии личности, определить трудности познания человеком самого себя.

П.27



69.

Роль самооценки в формировании личности.

Урок лаб. типа

См. урок 66.

П.27



70.

Развитие самопознания и формирование личности.

Урок лаб. типа

См. урок 66.

П.27



71.

ПОУ по теме «Сознание и познание». К/р.

Тестирование в форме ЕГЭ

Обобщение и систематизация знаний.





РАЗДЕЛ 5. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (34ч)






72.

Понятие «личность».

Урок-исследовние

Объяснить понятия и термины; ознакомить с особенностями структуры личности, показать процессы устойчивости и изменчивости личности.

П.28



73.

Индивид и индивидуальность.

Урок-исследование

См. урок 70

П.28



74.

Структура личности.

Урок-исследование

См. урок70

П.28



75.

Периодизация развития личности.

Урок лабораторного типа

Объяснить понятия и термины, ознакомить с периодами развития личности, проанализировать процесс становления личности.

П.29



76.

Возраст и становление внутреннего мира.

Урок лабораторного типа

См.урок 73

П.29



77.

Социальное поведение. Структура направленности личности.

Урок-анализ

Объяснить понятия и термины; ознакомить с основными видами направленности личности, объяснить мотивы поведения личности.

П.30



78.

Жизненные цели.

Урок-анализ

См. урок 75

П.30



79.

Социальные установки.

Урок-анализ

См. урок 75

П.30



80.

Общение как обмен информацией.

Урок-исслед.

Объяснить понятия и термины; охарактеризовать средства межличностной коммуникации, выявить трудности, возникающие в процессе коммуникации, описать вербальное и невербальное общение.

П.31



81.

Средства общения.

Урок-исслед.

См. урок 78

П.31



82.

Особенности общения в современном мире.

Урок-исслед.

См.урок 78

П.31



83.

Общение как взаимодействие.

Урок-исслед.

Объяснить понятия и термины; ознакомить с особенностями общения как межличностного взаимодействия, описать и проанализировать типы взаимодействия.

П.32



84.

Стратегия взаимодействия в процессе общения.

Урок-исслед.

См.урок 81

П.32



85.

Общение в юношеском возрасте.

Урок-исслед.

См. урок 81

П.32



86.

Общение как понимание.

Урок-анализ

Объснить понятия и термины; объяснить процессы взаимовосприятия в процессе общения, описать эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

П.33



87.

Как происходит восприятие.

Урок-анализ

См. урок 84

П.33



88.

Стереотипы и «эффекты восприятия».

Урок-анализ

См. урок 84

П.33



89.

Малые группы.

Урок лаборат. типа

Объяснить понятия и термины; ознакомить с особенностями малой группы; описать виды малых групп, выявить особенности межличностных отношений в малых группах.

П.34



90.

Референтные группы.

Урок лаборат. типа

См. урок 87

П.34



91.

Групповая сплоченность и конформное поведение.

Урок-анализ с элементами дискус.

Объяснить понятия и термины; ознакомить с особенностями межличностной совместимости, групповой сплочённости; сущность конформного поведения в группе.

П.35



92.

Межличностная совместимость.

См. 89

См. 89

П.35



93.

Групповая сплоченность.

См. 89

См. 89

П.35



94.

Групповая дифференциация и лидерство.

Урок-анализ

Объяснить понятия и термины; ознакомить с особенностями групповой дифференциации, проанализировать взаимоотношения в ученических группах, описать стили лидерства.

П.36



95.

Взаимоотношения в ученических коллективах.

Урок-анализ

См. урок 92

П.36



96.

Семья как малая группа.

Урок-проблема с элементами деловой игры

Объснить понятия и термины; ознакомить с психологией семейных отношений, выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания.

П.37



97.

Психология семейных отношений.

См. 94

См. 94

П.37



98.

Воспитание в семье.

См. 94

См. 94

П.37



99.

Антисоциальные и криминальные молодежные группировки.

Урок-проблема

Объяснить понятия и термины; ознакомить с особенностями антисоциальных групп, проанализировать явление «дедовщины».

П.38



100.

Опасность криминальных групп.

Урок-проблема

См. урок 97

П.38



101.

Конфликт в межличностных отношениях.

Урок-проблема

Объяснить понятия и термины; рассмотреть проблемы межличностного конфликта, определить пути конструктивного разрешения конфликта.

П.39



102.

Поведение личности в конфликте.

См. 99

См .99

П.39



103.

Как успешно разрешить конфликты.

См. 99

См. 99

П.39



104.

Итоговое повторение.

тест

Обобщение и систематизация знаний.




105.

Итоговое повторение.

тест

Обобщение и систематизация знаний.