СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004г. (утвержден приказом МО РФ от 05.03.2004 г. №1089) в действующей редакции «Обществознание» и БУПу 2004 г. (утвержден приказом МО РФ от 09.03.2004 г. №1312) в действующей редакции, «Универсальное обучение (непрофильное обучение)» и составлена с учетом гимназического компонента и частичной интеграцией требований ФГОС (развитие УУД). При составлении рабочей программы была использована авторская программа Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Д. Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень / Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004г. (утвержден приказом МО РФ от 05.03.2004 г. №1089) в действующей редакции «Обществознание» и БУПу 2004 г. (утвержден приказом МО РФ от 09.03.2004 г. №1312) в действующей редакции, «Универсальное обучение (непрофильное обучение)» и составлена с учетом гимназического компонента и частичной интеграцией требований ФГОС (развитие УУД). При составлении рабочей программы была использована авторская программа Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Д. Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень / Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2012. В программе интегрированы основные подходы, заявленные в Региональном учебном плане Московской области, в образовательной программе гимназии, а также требования ФГОС по истории в части развития УУД (элементы). По учебному плану МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского» - 68 ч. УМК: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Матвеев А.И. и др. Обществознание. 11 класс: базовый уровень – М.: Просвещение, 2013. – (Академический школьный учебник).
Гимназический компонент
Обществознание относится к предметам социально-гуманитарного цикла, что является приоритетным направлением в учебно-воспитательном процессе гимназии. Гимназический компонент в преподавании курса «Обществознание» использует возможность интеграции знаний из различных наук (социологии, философии, психологии, экономики, культурологии, политологии, права и др.), проведения межпредметных связей (прежде всего со школьными предметами гуманитарного цикла) с целью подготовить учащихся к жизни в обществе. Особое внимание на уроках уделяется не только теоретическому усвоению материала, но и широкому привлечению социального опыта учащихся, осмыслению изученного материала и готовности к его практическому применению уже сейчас, в настоящем времени. Одновременно в преподавании курса активно используются проблемные задания, ситуация выбора. Основная цель преподавания обществознания в СПГ – формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся, социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества. Данная цель соответствует закрепленным в Конституции России основам государственного устройства, потребностям общества и интересам самих подростков, а также системе гимназического образования. Общая задача курса «Обществознание» и гимназического образования в целом – создание для учащихся максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. Отсюда, ожидаемые результаты:
Развитие качеств личности;
Активное участие гимназистов в общественной жизни;
Участие в реализации социальных проектов;
Развитие умения поиска информации в большом объеме данных;
Толерантное отношение к оппоненту;
Способность противостоять манипулированию;
Способность формулировать, обосновывать, отстаивать свою позицию;
Знание и использование правовых механизмов.
Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные результаты, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с современной общественно-политической информацией; решение познавательных и практических задач, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Документы.
Основными документами, лежащими в основе разработки программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 312-ФЗ, вступившими в силу с 01.09.2016;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 23.06.2015;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 23.06.2015;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 24.11.2015).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» в действующей редакции от 17.07.2015;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Приказ министра образования Московской области от 15.04.2016 №1427 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2016-2017 учебный год»;
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского» (новая редакция), утвержденный Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о1.07.2015 № 911-ПГ;
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского» утвержденная 01.09.2015 в действующей редакции с изменениями, внесенными Приказом директора гимназии №173 от 30.08.2016;
Локальные акты МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского»:
Положение об элективных курсах, принятое Педагогическим советом гимназии (Протокол №2 от 09.11.2012) и утвержденное директора гимназии, Приказ № от 12.11.2012.
Положение о промежуточной аттестации, утвержденное директором гимназии, Приказ №240 от 14.12.14.
Цели и задачи изучения курса.
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен:
· знать / понимать:
– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
– особенности социально-гуманитарного познания;
· уметь:
– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
– подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
– совершенствования собственной познавательной деятельности;
– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и через средства массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
– решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
– ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения своей личной и гражданской позиции;
– предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
– реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
– осуществления конструктивного взаимодействия с людьми разных убеждений, с различными культурными ценностями, социальным положением.
Планируемые результаты
Человек в социальном измерении
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Ближайшее социальное окружение
Выпускник научится:
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
Общество — большой «дом» человечества
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.
Общество, в котором мы живём
Выпускник научится:
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
Регулирование поведения людей в обществе
Выпускник научится:
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Мир экономики
Выпускник научится:
• понимать и правильно использовать некоторые экономические термины;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
Мир социальных отношений
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
Политическая жизнь общества
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Культурно-информационная среда общественной жизни
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
• распознавать и различать явления духовной культуры;
• описывать различные средства массовой информации;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих ценностей.
Человек в меняющемся обществе
Выпускник научится:
• характеризовать явление ускорения социального развития;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• описывать многообразие профессий в современном мире;
• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
• извлекать социальную информацию из доступных источников;
• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Тема | УУД | Основные понятия |
1. | Экономика и экономическая наука Экономика как хозяйственная система. Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Главная проблема и основные вопросы экономики | Формирование знаний об экономике как хозяйственной системе | Микроэкономика, макроэкономика, свободные и экономические блага, альтернативная стоимость
|
2.
| Ресурсы Ресурсы, факторы производства, факторные доходы | Формирование знаний о факторах производства и факторных доходах. | Ресурсы, факторы производства, труд, земля, капитал, предпринимательские способности |
3.
| Измерители экономической деятельности Экономическая деятельность. Структура экономической деятельности. Экономические механизмы (разделение труда, специализация и обмен). Производительность производства. Рациональное поведение производителя | Формирование: знаний об экономической деятельности, базовых понятий экономической науки; умений определения сущностных характеристик изучаемого объекта(экономической деятельности). Развитие экономического мышления | Экономическая деятельность, экономические блага, производство, распределение, обмен, потребление, разделение труда, специализация, производительность |
4.
| Экономические показатели Классификация экономических показателей. ВНП, ВВП. | Знать базовые понятия экономической науки. Умение сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать объекты по указанным критериям | ВНП. ВВП. Номинальный и реальный ВВП. ВВП на душу населения |
5.
| Экономический рост и развитие Экономический рост. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Экономическое развитие. | Определение сущностных характеристик изучаемого объекта (экономического роста). Установление взаимосвязей изучаемых объектов. Выявление причинно-следственных связей. Умение подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения | Экономический рост, экстенсивный и интенсивный экономический рост, экономическое развитие. |
6.
| Экономические циклы Фазы экономического цикла, продолжительность экономических циклов, причины цикличного развития экономики, последствия экономических кризисов. | Определение сущностных характеристик изучаемого объекта (экономических циклов). Выявление причинно-следственных связей | Экономический цикл, подъём, спад, депрессия, оживление, кризис, экзогенные и эндогенные факторы |
7.
| Рыночные отношения в экономике. Типы экономических систем. Собственность. Спрос и предложение. Законы спроса и предложения, кривая спроса и предложения. Рыночный механизм саморегулирования производства. Рыночное равновесие | Формирование знаний о типах экономических систем и рыночной экономической системе. Формирование знаний о законах рынка. Формирование опыта применения полученных знаний и умений.
| Рынок, структура рынка, эластичность спроса и предложения |
8.
| Фондовый рынок. Рыночные структуры. Роль и функции фондового рынка. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции | Формирование представлений о функционировании фондового рынка. Формирование знаний о конкуренции монополии и их значении
| Акции, облигации, ценные бумаги, конкуренция, монополия, олигополия, картель, синдикат, трест, концерн
|
9.
| Роль фирм в экономике Фирма. Цели и роль фирм в экономике. Признаки юридического лица. | Формирование знаний о сущности целях и роли фирм . Умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта. Воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности | Фирма. Юридическое лицо. |
10.
| Прибыль и издержки Издержки и их виды. Выручка. Прибыль и её виды. Налоги, уплачиваемые предприятиями | Формирование знаний о деятельности производителя. Воспитание экономической культуры. Умение выполнять типичную социальную роль (предпринимателя) | Постоянные и переменные, экономические и бухгалтерские издержки, экономическая и бухгалтерская прибыль, выручка |
11.
| Организационно-правовые формы предпринимательства Предпринимательство и бизнес. Организационно-правовые формы предпринимательства. Правовой режим предпринимательской деятельности. Предпринимательские отношения. Источники и основные принципы предпринимательского права. Порядок открытия фирмы | Формирование знаний об организационно-правовых формах предпринимательства: о принципах предпринимательского права и порядке открытия фирмы. Воспитание экономической культуры. Умение- сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать объекты. Выполнение типичной социальной роли (предпринимателя). Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений | Предпринимательство и бизнес, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (ИПБОЮЛ), товарищества, кооператив, акционерные общества, унитарные предприятия |
12.
| Слагаемые успеха в бизнесе Внутренние и внешние источники финансирования. Банковский кредит. Принципы и виды кредита | Формирование знаний об источниках финансирования бизнеса . Формирование умений, опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений. Выполнение типичной социальной роли (предпринимателя). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта | Прибыль, амортизация, кредит, процент, вексель |
13.
| Менеджмент и маркетинг Основные функции менеджмента. Основы маркетинга | Выполнение типичной социальной роли (предпринимателя) . Определение сущностных характеристик изучаемого объекта | Менеджмент, маркетинг |
14.
| Роль государства в экономике Недостатки рынка. Экономические функции государства. Цели экономической политики государства | Формирование знаний о причинах и целях экономической политики государства. Умение определять сущностных характеристик изучаемого объекта. Умение подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения | Общественные блага, внешние эффекты |
15.
| Основы денежной и бюджетной политики государства Фискальная политика. Монетарная политика, современные экономические теории. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство | Формирование знаний о методах экономической политики государства, современных экономических теориях . Умение подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения. Формирование гражданской позиции в отношении экономической политики государства | Фискальная политика, монетарная политика, кейнсианство, монетаризм, экономический либерализм, конкуренция монополии |
16.
| Банковская система. Деньги. Виды денег, функции денег. Денежная масса. Инфляция: виды, причины и последствия инфляции. Банковская система. Роль Центробанка. Основные операции коммерческих банков. | Формирование знаний о сущности денег и инфляции. Умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта. Умение подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения. Выявление причинно-следственных связей | Деньги, инфляция, эмиссия, учётная ставка, норма обязательных резервов, пассивные и активные операции, процент |
17.
| Финансовые институты Финансовые институты. Государственный бюджет. Источники доходов и статьи расходов госбюджета. Виды бюджетов. Налоги: принципы и цели налогообложения, виды налогов
| Формирование знаний об организации и деятельности финансовой системы, базовых понятий экономической науки. Формирование знаний о структуре государственного бюджета, сущности, видах и функциях налогов, принципах и уровнях налогообложения. Умение подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения формирование гражданской позиции в отношении экономической политики государства | Государственный бюджет, источники доходов и статьи расходов госбюджета, дефицит, профицит, государственный долг, налоговая система, прямые и косвенные, прогрессивные, регрессивные, пропорциональные налоги |
18.
| Рынок труда. Особенности рынка труда. Цена труда. Дифференциация заработной платы. Виды заработной платы. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. | Формирование знаний об особенностях рынка труда и действии рыночных механизмах на нём. Умение подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения выполнения типичной социальной роли (предпринимателя, наёмного работника) | Рынок труда , заработная плата, биржа труда, трудоспособное население |
19.
| Безработица. Государственная политика в области занятости Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Роль профсоюзов | Формирование знаний о причинах и экономических последствиях безработицы её видах и государственной политики в области безработицы. Умение подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения-выполнения типичной социальной роли (безработного) | Безработица, безработный, фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, скрытая безработица, естественный уровень безработицы |
20.
| Мировая экономика Мировая экономика. Международное разделение труда. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. | Формирование знаний о принципах и методах мирового рынка и международной торговли.
| Мировая экономика, международное разделение труда, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса, протекционизм , свободная торговля, тарифные и нетарифные методы регулирования |
21.
| Глобальные проблемы экономики Глобализация. Положительные и отрицательные стороны экономической глобализации | Формирование знаний о проблемах глобализации в сфере экономики. Умение определять собственного отношения к явлениям современной жизни, получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные. Объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах | Глобализация, большая восьмёрка, ВТО, МВФ |
22.
| Человек в системе экономических отношений Потребитель. Семья в экономике. Структура потребления. Рациональное поведение потребителя. Права потребителя
| Формирование знаний о рациональном поведении потребителя, о правах потребителя. Умение навыков применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений -выполнения типичной социальной роли (потребителя) | Потребитель, суверенитет потребителя, бюджет семьи, обязательные и производные расходы, накопления |
23.
| Экономика производителя Характерные черты современного рынка. Основные направления цели характер экономических реформ в России. Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. Экономическая политика России. Россия в мировой экономике. | Формирование знаний об особенностях и проблемах современной российской экономики и её месте в мировой экономике. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные. Формирование гражданской позиции в отношении экономической политики государства | Государственное регулирование, смешанная экономика, приватизация, конвертируемость рубля, конкуренция , свобода ценообразования, монополизм , конкуренция, социальная направленность экономики, коррупция, сырьевая направленность экономики |
24.
| Свобода в деятельности человека Свобода и её понимание. Свобода выбора в понимании различных философским систем. Свобода как осознанная необходимость. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Свободное общество | Формирование знаний о различных подходах к пониманию свободы и сущности этого явления Умение описания и определения сущностных характеристик изучаемого объекта: осмысливать и анализировать информацию, сопоставлять и делать собственные выводы. Воспитание чувства ответственности и гражданской позиции | Свобода, необходимость, ответственность. |
25.
| Ограничители свободы Понимание свободы. Свобода и ответственность в межличностных отношениях, в политической сфере( лидера и гражданина), в экономической сфере, в духовной сфере. Мораль и право в регулировании деятельности человека | Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом и моралью. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). | Свобода, необходимость, ответственность, свободное общество, санкции. |
26.
| Общественное сознание Понятие «сознание». Относительность общественного сознания (соотношение общественного бытия и общественного сознания). Значение. Структура общественного сознания. Индивидуальное и общественное сознание. Массовое сознание. Общественное мнение. Социализация индивида | Знать базовые понятия.. Уметь определять сущностные характеристики изучаемого объекта, осмысливать и анализировать социальную информацию | Сознание, бытие, политическое и правовое сознание, общественная психология, идеология, индивидуальное сознание, массовое сознание, общественное мнение |
27.
| Общественная психология Общественная психология и идеология. Индивидуальное (личное) сознание. Взаимодействие | ||
28.
| Политическое сознание Понятие «политическое сознание». Обыденное и теоретическое сознание. Политическая идеология. Роль идеологии в современной жизни. Политическая психология. Политическое поведение и его формы. Терроризм и его опасность. Роль СМИ в политической жизни | Умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта, осмысливать и анализировать социальную информацию
| Политическое сознание, обыденное и теоретическое сознание, политическая идеология, политическая культура, политическая психология |
29.
| Политическая психология Либерализм. Консерватизм. Социализм. Социал-демократическая, коммунистическая идеологии. Национализм. Фашизм. | Сопоставление различных социальных объектов и явлений. Выявление причинно-следственных связей в социальном развитии. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни | Либерализм., консерватизм, социализм, социал-демократия, коммунизм, национализм, фашизм |
30.
| Политическое поведение Понятие «политическое поведение». Формы политического поведения. Регулирование политического поведения | Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Владение основными видами публичных выступлений (монолог, дискуссия, полемика) | Политическая культура, политическое поведение, политические интересы , политические ценности |
31.
| Политический терроризм Политический терроризм: причины, виды, последствия. Терроризм и его опасность. | Понимание причин политического терроризма. Умение давать моральную оценку явлению | Терроризм, абсентеизм, незаконные методы борьбы с режимом |
32.
| Политическая элита.. Политическое лидерство Понятия «политическая элита», «политический лидер». Типология элит. Причины существования элит. Черты политического лидера. Роль политического лидера. Типы политического лидерства | Умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом и моралью. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). | Политическая, духовная, экономическая, информационная элита. Политический лидер, традиционный, харизматический, легальный типы лидерства |
33.
| Политическая элита современной России Особенности формирования элиты в современной России | Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). | Политический лидер, традиционный, харизматический, легальный типы лидерства |
34.
| Демографическая ситуация в РФ. Проблемы неполных семей Демографическая проблема как глобальная проблема современности. Экономические, социальные, духовные и политические аспекты проблемы Причины демографических проблем в РФ. Основные пути решения проблемы. Тенденции в развитии семьи в современной России. Проблемы (социальные и духовные аспекты) неполных семей и пути их решения. Демографическая политика Российской Федерации
| Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Анализ современных социальных явлений. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика). Воспитание чувства ответственности и гражданской позиции. Сопоставление различных социальных объектов и явлений выявление причинно-следственных связей в социальном развитии
| Глобальные проблемы, демографическая проблема, депопуляция, отклоняющееся поведение , неполная семья, малообеспеченная семья, тсистема социальной защиты граждан |
35.
| Религиозные объединения и организации в РФ. Законодательство РФ по религиозным проблемам. Конфессии в РФ. Религиозная организация и порядок её деятельности. Права религиозных организаций | Формирование знаний о деятельности религиозных организаций в РФ и её законодательном урегулировании. Описание социальных объектов | Религиозные объединения и организации, свобода совести, конфессия, религиозные объединения и организации, свобода совести, секта |
36.
| Современные подходы к пониманию права Нормативный подход к праву. Тоталитарное правопонимание. Естественное право. Развитие норм естественного права. Позитивное право. Естественное право как юридическая реальность | Сравнение сопоставление и описание социального объекта Работа с текстом документа (гл. 2, КРФ) | Естественное и позитивное право |
37.
| Законотворческий процесс в РФ Вынесение, рассмотрение и утверждение законопроектов в качестве закона. Вступление закона в действие | Знать и описывать законотворческий процесс. Разбор текстов отдельных нормативных правовых актов | Законопроект, законотворческая инициатива, простое большинство, квалифицированное большинство, отлагательное вето |
38.
| Гражданин Российской Федерации. Понятие «гражданство». Принципы гражданства. Основания приобретения гражданства. Права человека и гражданина.
| Определение сущностных характеристик изучаемого объекта ( института гражданства). Разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина (гл.2 КРФ) | Гражданство, подданство, приём в гражданство, «принцип почвы», «принцип крови», оптация, гражданские права, политические права, социальные права, экономические права.
|
39.
| Права и обязанности граждан. Единство прав и обязанностей. Основные обязанности гражданина. Воинская обязанность. Права и обязанности налогоплательщика | Применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формирование гражданской жизненной позиции | Закон об альтернативной гражданской службе, налог, налоговый сбор, налоговая санкция, налоговые льготы, налоговая тайна, налоговый кредит
|
40.
| Экологическое право в Российской Федерации Общая характеристика экологического права: объект источники принципы. Право человека на благоприятную экологическую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические обязанности граждан. Экологические правонарушения. Ответственность за экологические правонарушения
| Описание и определение сущностных характеристик изучаемого объекта. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формирование гражданской жизненной позиции. Оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству | Экологическое право, окружающая среда, экологические правонарушения |
41.
| Гражданское право Гражданское право и гражданские правоотношения. Имущественные и личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование имущества | Описание и определение сущностных характеристик изучаемого объекта
| Дееспособность, правоспособность, детская эмансипация, физические лица, юридические лица
|
43.
| Субъекты и объекты гражданского права Субъекты гражданского права. Объекты гражданских правоотношений. Содержание гражданских правоотношений. Содержание права собственности. Основания возникновения права собственности. Ответственность собственника. Способы защиты имущественных и личных неимущественных прав
| Разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав собственника. Оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству. Применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях | Владение, пользование, распоряжение, движимые и недвижимые, делимые и неделимые вещи, сложные вещи, главная вещь наследодатель, завещание, интеллектуальная собственность, авторское право, патентное право, честь и достоинство, деловая репутация, моральные вред, убыток, неустойка |
44.
| Семейное право Семейное право. Правовая связь членов семьи. Порядок вступления в брак. Порядок расторжения брака
| Умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта. Применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях | Брак гражданский, брак фактический, брак церковный, брак, брачный возраст, недействительность брака, фиктивный брак
|
45.
| Права и обязанности членов семьи Личные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов. Договорный режим имущества супругов. Алиментные обязательства супругов | Разбор текстов отдельных нормативных правовых актов (Семейный кодекс, Стратегия 2012-2017). Формулирование и защита собственной точки зрения с использованием правовых норм; | Законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов, алиментные обязательства супругов |
46.
| Правовое регулирование занятости и трудоустройства Трудовые правоотношения. Источники трудового права. Стороны трудовых правоотношений. Порядок приёма на работу заключения и расторжения трудового договора | Определение сущностных характеристик изучаемого объекта. Применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях. Разбор текстов отдельных нормативных правовых актов | Работник, работодатель, трудовая книжка, трудовой договор, испытательный срок, занятость, социальное обеспечение, безработный
|
47.
| Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. . Занятость. Социальное обеспечение. Пенсионные отношения. Особенности труда женщин и несовершеннолетних. Социальная защита безработных. . | Умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта. Применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.
| Социальная политика, социальное обеспечение, пенсия, безработный, биржа труда |
48.
| Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс Процессуальное право. Споры и порядок их рассмотрения. Принципы гражданского процесса. Категории дел, рассматриваемых в гражданском процессе. Участники гражданского процесса. Исковое заявление. Прохождение дела в суде Обжалование решения суда исполнение решения суда Арбитражный процесс | Умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта. Применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.
| Судопроизводство, истец, ответчик, доказательства, доказывание, процессуальные сроки, исковое заявление, кассационная инстанция, надзорная инстанция, постановление суда арбитражный суд, судебный пристав
|
49.
| Процессуальное право: уголовный процесс Основные принципы уголовного процесса. Участники уголовного процесса. Меры процессуального принуждения.
| Презумпция невиновности, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, мера пресечения
| |
50.
| Судебное производство Досудебное производство. Подготовительная стадия. Судебное разбирательство. Суд присяжных заседателей | Подсудимый, адвокат, присяжные заседатели, вердикт, мировой судья | |
51.
| Процессуальное право: административная юрисдикция Административное право. КоАП РФ. Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях. Субъекты административной ответственности. Административное наказание
| Умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта. Применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях. Оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству. | Административное правонарушение, административная ответственность |
52.
| Конституционное судопроизводство Конституционный суд. Основные принципы судопроизводства. Право на обращение в Конституционный суд РФ. Стадии судопроизводства | Конституционный суд | |
53.
| Международная зашита прав человека в условиях мирного и военного времени Основные права человека и международные документы, их устанавливающие. Система защиты прав человека в рамках ООН. Европейская система защиты прав человека. Международная защита прав человека в военное время. Международное гуманитарное право | Умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта. Применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях. Оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству. Разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека | ООН, Комиссия по правам человека, Декларация, конвенция, Верховный комиссар ООН по правам человека, Европейский суд по правам человека |
56.
| Альтернативы общественного развития Постиндустриальное (информационное) общество. Особенности современного мира
| Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства . Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). | Информационное общество, глобализация, компьютерная революция
|
.
Организация контроля
Обязательные формы и методы контроля |
|
Внеурочная деятельность |
|
Государственные нормы оценки знаний.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход по организации работы в классе.
Оцениваются: ответы на вопросы, участие в дискуссии, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, умение анализировать явления окружающей жизни. При оценке знаний учащихся учитываются требования, предъявляемые при проверке их знаний в ходе ЕГЭ.
Оценка «два» | Основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет. Комплекс знаний и умений, проверяемый на экзамене, освоен недостаточно. Освоены лишь единичные элементы содержания истории. Нет знания и понимания значительной или основной части программного материала в пределах поставленных вопросов или в наличии только слабо сформированные и неполные знания. Отсутствует умение применять их к решению конкретных вопросов. При ответе (на один вопрос) допускается более двух грубых ошибок, которые не могут быть исправить даже при помощи учителя. Полностью не усвоил материал. Ответ отсутствует. Письменная работа не выполнена или не сдана.
|
Оценка «три» | Усвоено основное содержание учебного материала, имеются пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно. Отдельные умения недостаточно сформированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Освоена определенная часть элементов содержания и проверяемых умений. В том числе – поиск информации в источнике, хронология событий, факты, понятия. Частично выполнены отдельные задания на соотнесение двух рядов информации, умение группировать факты. Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дано неточное, не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допущены ошибки при их изложении. Существуют затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. Ответ дается неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но нет достаточного понимания отдельных положений, имеющих важное значение в этом тексте.
|
Оценка «четыре» | Показано знание всего изученного программного материала. В усвоении материала присутствуют незначительные ошибки и недочеты, изложение недостаточно систематизировано, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Допущены незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допускается одна негрубая ошибка или не более двух недочетов, и учащийся может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя. Дан правильный ответ на дополнительные вопросы учителя. Нет достаточного навыка работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками. Допущены негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
|
Оценка «пять» | Материал усвоен в полном объеме, показано глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, теорий, взаимосвязей, изложение логичное, последовательное, четкое, используется специальная терминология, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с ответом. Материал излагается литературным языком, при ответе учащийся не повторяет дословно текст учебника, дается правильный и обстоятельный ответ на дополнительные вопросы учителя. По всем разделам освоен весь комплекс знаний и умений, проверяемых в заданиях базового и повышенного уровня. Умение составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами. Самостоятельное и аргументированное проведение анализа, обобщения, подведение итогов. Умение проводить межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; Самостоятельное и рациональное использование справочные материалы, учебника, дополнительной литературы, первоисточников, СМИ, и других информационных ресурсов. Самостоятельное применение полученных знаний в решении проблем на творческом уровне. Допускается не более одного недочета, который легко исправляется по требованию учителя. |
Оценивание тестов:
Оценка "5" - 100 -90%
Оценка "4" - 89- 70%
Оценка "3" - 69-45%
Оценка "2" - 44-0%
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо учитывать:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. Проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни и личного опыта) не в контексте задания. Работа не выполнена, работа не сдана.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Для учащихся
Обязательные
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. и др. Обществознание. 11 класс: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2013. – (Академический школьный учебник)
Конституция Российской Федерации. Последнее издание
Дополнительные
Административный кодекс
Гражданский кодекс
Семейный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовный кодекс
Баранов П.А. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Любое издание
Баранов П.А. Право: 10-11 классы. М.: Вентана-Граф, 2011
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика: Пособие к разделам «Экономика» и «Право» курса «Обществознание» для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. В 2-х книгах. / Российский фонд правовых реформ . – М.: Вита-Пресс, 2000.
Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. Экономика: 10-11 классы. М.: Вентана-Граф, 2011
Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. М., 2000
Липсиц И.В. Экономика в 2-х томах. М.: Вита-Пресс, 1997
Моисеев Е.Г. Обществознание. М.: Проспект, 2015
Морозова Л.А. Основы государства и права. Пособие для поступающих в вузы. – М.: Новая волна – Оникс, 1999.
Основы правовых знаний: Пробный учебник для 8-9 классов. В 2-х книгах / Володина С.И., Полиевктова А.М., Ашмарина Е.М. и др.; Российский фонд правовых реформ. – М.: Вита-Пресс, 1999.
Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов / Под ред. Ю.Ю.Петрунина. – 3-е изд. М., 2006
Шемаханова И.А. Обществознание: полный курс подготовки к ЕГЭ+CD. М.: АСТ, 2014
2.Подготовка к ЕГЭ
Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/
Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В.
ЕГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лабезникова А.Ю., Рутковская Е.Л. и др.
ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум по выполению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Лабезникова А.Ю., Брандт М.Ю.
Обществознание. Подготовка к ЕГЭ – 2017. Чернышева О.В., Пазин Р.В.
ЕГЭ – 2017. Обществознание. Тренировочные задания. Рутковская Е.Л., Котова О.А. и др.
Обществознание. 500 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ. Баранов П.А., Шевченко С.В.
Обществознание.. ЕГЭ. 10-11 классы. Учимся писать мини-сочинение. Тетрадь-тренажер. О.А.Чернышева. Изд. «Легион»
Обществознание. ЕГЭ. 10-11 классы. Учимся писать план развернутого ответа. Тетрадь-тренажер. О.А.Чернышева. Изд. «Легион»
Обществознание. ОГЭ и ЕГЭ. 9-11 классы. Задания с графиками, диаграммами и таблицами. О.А.Чернышева. Изд. «Легион»
ЕГЭ – 2017. Обществознание. Тематические тестовые задания ФИПИ. Лабезникова А.Ю., Кролькова Е.С., Рутковская Е.Л.
ЕГЭ – 2017. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ. Лабезникова А.Ю., Кролькова Е.С., Рутковская Е.Л.
ЕГЭ. Обществознание. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Лабезникова А.Ю., Брандт М.Ю.
Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е.
Обществознание. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ. О.А.Чернышева. Изд. «Легион»
ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник. Кишенкова О.В., Семке Н.Н.
3. Для учителя
Конституция Российской Федерации.
Административный кодекс
Гражданский кодекс
Семейный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовный кодекс
Автономов В.А. Экономика: Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007.
Арбузкин А.М. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы. М., 1998
Василенкова О.А. Основы правовых знаний. 7 класс. М., 2002
Гречко П.К. Введение в обществознание: Учебное пособие для поступающих в вузы. М., 2001
Давлетшина Н.В., Кимлик Б.Б., Кларк Р.Дж., Рэй Д.У. Д Демократия: государство и общество. М., 1995
Двигалева А.А. Обществознание. СПб., 2005
Иванова Л.Ф. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова; Под ред. Л.Н. Боголюбов. - М.: Дрофа, 2008.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М.: Норма, 2004.
Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. Любое издание
Козырев Г.И. Введение в политологию: Учебное пособие для вузов. М., 2004
Кравченко А.И., Резникова Т.П. Обществознание: Пособие для абитуриентов. М., 2001
Краченко А.И. Социология. – М., 2001
Левита Р.Я. История экономических учений. М., 1995
Липсиц И. В. – Экономика. - М.: Омега- Л, 2004.
Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: Эксмо, 2009
Нерсесянц В.С. Теория права и государства: Краткий учебный курс. М., 2001
Обществознание: Учебное пособие для абитуриентов. / Под ред. Е.А.Суровой (Всероссийская государственная налоговая академия). М., 2001
Обществознание: Учебное пособие для абитуриентов вузов. / Под ред. Ю.Ю.Петрунина. М., 2001
Обществознание: Учебное пособие для поступающих в вузы. / Под ред. М.Н.Марченко. М., 2005
Политология. Энциклопедический словарь./ Под ред. Ю.И.Аверьянова. М., 1993
Самуэльсон П. Экономика. Любое издание
Тавадов Г.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2002
Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. М., 1996
Чернышева О.А. Обществознание. Проектная деятельность: методика, технология, результаты. 5-11 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2015
Шестова Т.Л. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы. М., 2001
4.Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.uznay-prezienta.ru –Президент России – гражданам школьного возраста
http://www.rsnet.ru – Судебная власть Российской Федерации
http://www.jurizdat.ru – Собрание законодательства Российской Федерации
http://www.ombudsman.gov.ru – Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
http://www.vciom.ru – Всероссийский Центр изучения общественного мнения
http://www.jur-words.info/ - Юридический словарь
http://eyu.sci-lib.com/ - Энциклопедия юриста
http://law-enc.net/ - Большой юридический словарь ОНЛАЙН
http://www.consultant.ru/ - Консультант плюс
http://ksana-k.narod.ru/Book/Filosof/main.html - Философский словарь
http://mirslovarei.com/yura - Мир словарей
http://slovari-online.ru/ - Словари online
http://www.school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал
http://ege.edu.ru/ - Официальный информационный портал единого государственного экзамена
http://www.openet.edu.ru/ - Российский портал открытого образования
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
25