Рабочая программа
по обществознанию,
9 класс, основное общее образование
33 часа, уровень базовый
Учитель: Индыгашев Борис Яковлевич.
Программа разработана на основе Программы по обществоведению, 6 – 9 классы общеобразовательных учреждений Л.Н. Боголюбов. М; Просвещение, 2012 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа для 9 класса разработана на основе программы для 6 – 9 классов, Л.Н. Боголюбов 2012 г., Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования (учрежден приказом МО и Н РФ от 05.03 2004 г. №1089), и учебного плана филиала МБОУ Белоярская СШ Лукьяновская ОШ.
Программа рассчитана на 33 учебных часов, 1 час в неделю
Краткая характеристика:
Предмет «Обществознание» занимает особое место среди всех дисциплин, изучаемых в школе. Особенность его заключается в том, что он дает целостную картину общественной жизни и включает в себя основы социальных наук, которые в дальнейшем изучают в ВУЗах. Роль социальных наук заключается в том, чтобы формировать и направлять людей на разных социальных уровнях во благо общества. Курс призван дать школьнику социальные и нравственные нормы жизни, ориентировать на определенную иерархию ценностей.
Цели курса «Обществознание» для 9 класса заключаются в следующем:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной ( в том числе политической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к само определению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации; об обществе, основных социальных ролях, позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, в сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений , механизма реализации и защиты прав человека и гражданина.
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско – общественной деятельности, в меж личностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно – бытовых отношениях.
формировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности
воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию.
Общая характеристика учебного курса:
Фундаментом предмета «Обществознание» являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук. Комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность его изучения обуславливают интегрированный характер. В целях успешной социализации детей отбирается научный материал, соответствующий их возрастным возможностям, их жизненному опыту и интересам, социальным потребностям, общественным требованиям. Изучение учебного материала осуществляется по принципу «от близкого к далекому» - от личных проблем ученика, к проблемам общемирового значения. Это создает условия для общения, сравнивания и систематизации знаний по предмету.
Данная программа по Обществознанию предназначена для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования в средней школе. Курс «Обществознание» предназначен для учащихся 9 –ого класса общеобразовательных учебных заведений, завершающих изучение предмета в первом концентре. Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающие основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение предмета «Обществознание» призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д.. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно – политической жизни. Курс «Обществознание» 9 класс включает изучение 2 тем: тема «Политика» дает представление о соотношении политики и власти, определяет сущность государства, знакомит с разновидностью политических режимов. Тема вводит ученика в круг политических проблем современного общества, процесса складывания правового государства и правового общества, участия граждан в политической жизни. Следующая тема «Право» вводит ученика в круг правовых, важных для формирования правовой культуры, осознанного отношенияподростков к вопросам законности и правового поведения.
Особенности класса ,для которого составлена данная рабочая программа:
В классе 3 ученика. В I группе здоровья 3 учащихся. Уровень их способностей 1 учащийся выше среднего, у 2 – средний и ниже среднего, в классе на начало учебного года была 1 ударница. Характер учебной мотивации у 1 обучающейся хороший (ударница), у 2 – низкий. Общее качество учебных достижений класса – 33%.
В классе нет детей с ОВЗ. Для учащихся с высоким уровнем интеллектуальных способностей предусматриваются задания повышенного уровня сложности. В целом учащиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. В связи с этим в работе с учащимися применяются приемы воздействия на разные каналы восприятия учебного материала. Применяются разнообразные формы и методы работы.
Образовательные технологии:
Программа позволяет использовать следующие формы , виды и приемы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные контрольные работы, тесты, беседа, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картинке, викторина и др.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости:
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (по карточкам, самостоятельные, тестовые, контрольные срезы) и устный опрос.
Согласно базисному учебному плану предмет изучается в течение всей основной школы – по 34 часов.
Реализация этнопедагогических традиций социума, этнокультурных образовательных потребностей учащихся осуществляется при изучении тем, посвященных политике РХ и Право, 3 часа
Контрольно – измерительные материалы.
Для оценки достижений учащихся запланировано:
промежуточное тестирование – 2;
контрольные срезы - 1.
Используются учебно – методические пособия:
Обществознание пособие для учителя /Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. – М; Просвещение, 2011 – 94 ст;
Обществознание 9 класс: поурочные разработки/ под ред. И.Ф. Ивановой, 2012. – 127 с.
Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 9 класс. – М: Просвещение. 2011.
Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 9 класс – Волгоград: учитель, 2010 г.
Учебно – методическая литература.
Конституция РФ.
Закон «Об образовании»
Семейный кодекс РФ.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования// Сборник нормативных документов. Обществознание. Состав. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М; Дрофа, 2008 г.
Список образовательных ресурсов сети Интернет.
Федеральные информационно – образовательные порталы
Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru Российский общеобразовательный портал http://www.shool.edu.ru
Федеральный портал «Информационно – коммуникационные технологии в образовании»http://www.ist.edu.ru
Министерство образования и науки РФ: http://mon.gov.ru
Портал единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:http://shool- collection.edu.ru
Портал компании «Кирилл и Мефодий»: http://www.km.ru
Средства массовой информации образовательной направленности
Учительская газета: http://www.ug.ru
Распределение учебного материала в 9 классе.
№ | Наименование раздела | Кол – во часов | Контр.срез | Тест |
| Политика | 10 | - | 1 |
| Право | 23 | 1 | 1 |
| Итого: | 33 | 1 | 2 |
Календарно – тематическое планирование по обществознанию для 9 класса на 2016 – 2017 учеб.год
№ | час | тема | планируемые результаты обучения | виды контроля | дата |
план | факт |
Раздел 1. Политика (10 часов) |
1 | 1 | Политика и власть. | Знать соотношение понятий «власть» и «политика», сущность любой власти, роль ее в жизни общества. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Уметь анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания. | Фронтальный опрос | 05.09 | |
2 | 1 | Государство | Знать теории происхождения государства, предпосылки его появления, функции, формы. Уметь описывать основные политические объекты, выделяя их существенные признаки, работать с текстом учебника, с презентацией, выделять главное, заниматься проектной деятельностью. | | 12.09 | |
3 | 1 | Политические режимы | Знать сущность политических режимов. Описывать и давать характеристику основным политическим объектам, выделяя их существенные признаки. Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать проблемные вопросы. | таблица | 19.09 | |
4 5 | 2 | Правовое государство | Знать признаки и сущность правового государства. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания. | Фронтальный опрос | 26.09 03.10 | |
6 | 1 | Гражданское общество и государство. | Знать причины появления гражданского общества, его признаки и особенности. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания. | | 10.10 | |
7 | 1 | Участие граждан в политической жизни. (экс) | Знать факторы, определяющие степень участия в политической жизни страны, способы воздействия на власть в демократическом обществе. Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы, участвовать в дискуссии.описывать и давать характеристику основным политическим объектам, выделяя их существенные признаки. Умение анализировать обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы. | вопросы | 17.10 | |
8 9 | 2 | Политические партии и движения.(экс) | Знать причины возникновения, признаки и особенности партий. Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссиях. | презентация | 24.10 07.11 | |
10 | 1 | УКО по разделу «Политика» | Знать основные темы «Политика». Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссиях, высказывать и отстаивать свое мнение. | тест | 14.11 | |
Раздел 2: «Право» (23 часа) |
11 | 1 | Право и его рол в жизни общества и государства. | Знать смысловое значение понятия право, особенности норм права. Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации. Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать. | Фронтальный опрос | 21.11 | |
12 | 1 | Правоотношения и субъекты права. | Знать субъекты правоотношений их сущность и особенности. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные вопросы. | | 28.11 | |
13 14 | 2 | Правонарушение и юридическая ответственность. | Знать признаки правонарушений и их виды, формы вины. Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. | вопросы | 05.12 12.12 | |
15 | 1 | Правоохранительные органы. | Знать функции, цели и задачи правоохранительных органов. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные вопросы. | | 19.12 | |
16 | 1 | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.(экс) | Знать основные положения Конституции РФ, принципы основного закона жизни. Использовать приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей. Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. | презентация | 26.12 | |
17 18 | 2 | Права и свободы человека и гражданина | Знать, что права являются высшей ценностью человека, классификация прав человека. Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. Умение работать с текстом Конституции, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. | тест | 16.01.17 23.01 | |
19 20 | 2 | Гражданские правоотношения. | Знать сущность, признаки и особенности гражданских правоотношений. Использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах. Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. | Фронтальный опрос | 30.01 06.02 | |
21 | 1 | Право на труд. | Знать основы трудовых правоотношений. Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы. | | 13.02 | |
22 23 | 2 | Семейные правоотношения. | Знать основы семейных правоотношений в РФ. Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, проводить сравнительный анализ. | Сообщения. | 20.02 27.02 | |
24 25 | 2 | Административные правоотношения | Знать основы административного законодательства. Уметь пользоваться им на практике. Решать практические задачи по заданной теме. | Решение практических задач. | 06.03 13.03 | |
26 27 | 2 | Уголовно – правовые отношения. | Знать основы уголовно правовых отношений РФ. Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы. | Вопросы | 20.03 03.04 | |
28 | 1 | Социальные права. | Знать основы социальных прав граждан РФ, особенности и сущность социальной политики. Уметь работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу.проводить сравнительный анализ. | таблица | 10.04 | |
29 30 | 2 | Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | Знать основы международного гуманитарного права. Уметь работать с текстом учебника, документами, работать в малых группах, составлять таблицы. | Фронтальный опрос | 17.04 24.04 | |
31 | 1 | Административное тестирование. | | тесты | 08.05 | |
32 | 1 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | Знать основы правового регулирования в сфере образования. Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. Работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ. | Контрольный срез. | 15.05. | |
33 | 1 | ОУ. По разделу «Право» | Знать теоретические и практические основы темы «Право». Объяснять взаимосвязи изученных правовых объектов. Умение анализировать, обобщать , работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы. | | 22.05.17 | |