Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей _____________________ _____________________ ФИО Протокол № ___ от «__»_________20___г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР _________/______________/ ФИО «__»____________20___г. | «Утверждено» приказ № ________ от «__»____20___г. директор _____________/______________/ ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Обществознание» для 10 класса
учителя истории и обществознания
Лапушевой Вероники Сергеевны
на 2017 – 2018 учебный год
Составлено на основе программы: Авторской программы для 10-11 классов по обществознанию, базовый уровень, Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Телюкина . Обществознание. 10 класс. – М: Просвещение, 2014. |
Сосновый Бор
2017
Пояснительная записка
Программа представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все компоненты взаимосвязаны. Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Программа курса нацелена на достижение основных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС.
Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую и индивидуальную.
Основными личностными результатами освоения курса «Обществознание» являются:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
Содержание программы
РАЗДЕЛ I. Человек и общество (20 часов)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные институты. Основные институты общества. Природа человека. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Деятельность как способ существования людей. Мышление и деятельность. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Проблема познаваемости мира. Философия. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и знание гуманитарное Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
РАЗДЕЛ II. Духовная жизнь общества (28 ч)
Духовная жизнь общества. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Потребности и интересы. Патриотизм и гражданственность Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Философия. Проблема познаваемости мира Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. Понятие культуры. Многообразие культур. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
РАЗДЕЛ III. ПРАВО (20 ч)
Право как особая система норм. Право в системе социальных норм. Система российского права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
Уроки | Кон. раб. | Форма контроля |
1 | Раздел №1 Человек и общество | 20 | 19 | 1 | Текущий |
2 | Раздел №2 Духовная жизнь общества | 28 | 27 | 1 | Текущий |
3 | Раздел №3 Правовое регулирование общественных отношений | 20 | 19 | 1 | Итоговый |
4 | Итого | 68 | 65 | 3 | |