СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова "Обществознание". Программа составлена с учётом воспитательных и образовательных целей и задач школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 5 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.

Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,

4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений


Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 35ч.



Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:

● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);

● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.


1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы,

самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Формы и средства контроля

Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов

Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком






Содержание курса

5 класс (34 часа)

Тема 1. «Человек» (6 ч)

Введение.

Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.

Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.

Учимся общаться.

Практикум.

Тема 2. «Семья» (7ч)

Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.

Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.

Учимся помогать вести семейное хозяйство.

Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

Практикум

Тема 3. «Школа» (7 ч)

Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.

Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.

Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.

Учимся дружить жить в классе.

Практикум.

Тема 4. «Труд» (5 ч)

Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.

Учимся трудиться и уважать труд.

Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.

Учимся творчеству.

Практикум.

Тема 5. «Родина» (9 ч)

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну.

Государственные символы России. Герб России. Флаг. Гимн.

Гражданин России. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?

Учимся быть достойными гражданами.

Мы многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

Учимся уважать людей любой национальности.

Практикум.




































Тематическое планирование.

Обществознание 5 класс

№ урока

Тема урока

Количество часов

Основные элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности Учащихся на уровне учебных действий

Формы и виды контроля

Домашнее задание

1

Введение. Как работать с учебником

1

Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника


Личностные УУД Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.

Познавательные УУД Извлекать информацию из текста

Коммуникативные УУД Составлять целое из частей, работая в группах

Регулятивные УУД Составлять план своих действий

Устный опрос

С. 3-8

2-3

Загадка человека

2

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных.


Личностные УУД Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни.

Познавательные УУД Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Коммуникативные УУД Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?»

Устный опрос

Работа с текстом учебника по вопросам

П. 1, зад. 4 рабочая тетрадь


4-5

Отрочество -особая пора жизни

2

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем.


Личностные УУД Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками.

Познавательные УУД Описывать отрочество как особую пору жизни.

Самостоятельно составлять схему правил общения.

Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых.

Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни.

Опрос


П. 2, зад. 3 рабочая тетрадь


6

Практикум по теме «Человек»

1

Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность.


Личностные УУД Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство.

Познавательные УУД Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее.

Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет.

Коммуникативные УУД Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах

Регулятивные УУД Составлять план текста

Тестовые задания


Повт. Гл. 1, зад. 6-8

Рабочая тетрадь

7

Семья и семейные отношения

1

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс.


Личностные УУД Составить свой кодекс семейных отношений

Познавательные УУД Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Коммуникативные УУД Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах.

Регулятивные УУД Вносить коррективы в план

Составить родословное дерево;

текущий

П. 3, зад. 1, 2

рабочая тетрадь

8

Семейное хозяйство

1

Распределение обязанностей. Обязанности подростка.


Личностные УУД. Формировать свою позицию

Познавательные УУД. Готовить рассказ о роли техники в быту.

Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства

Характеризовать совместный труд членов семьи

Коммуникативные УУД. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая

в группах

Регулятивные УУД. Оценивать результаты работы

Моделирование ситуации, их анализ

промежуточный

П. 4, зад. 1- 4

рабочая тетрадь

9

Свободное время

1

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер.


Личностные УУД. Высказывать свое мнение.

Познавательные УУД. Определять основную мысль текста.

Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно

Коммуникативные УУД. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах

Регулятивные УУД. Составлять план своего рабочего дня и выполнять его

Вносить коррективы в план.

Создать проект «Свободное время школьника;

Творческое задание

П. 5, зад. 1- 3

рабочая тетрадь

10-11

Практикум по теме «Семья»

2

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье.


Личностные УУД. Высказывать свое мнение

Познавательные УУД. Составлять вопросы к тексту, документу.

Коммуникативные УУД. Составлять коллективный портрет рачительного хозяина.

Подготавливать рассказ по группам.

Регулятивные УУД. Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул.

Проверять и оценивать результаты работы.


Тестовые задания


Повт. Гл. 2;

, зад. 6- 8

рабочая тетрадь

12-13

Образование в жизни человека

2

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.


Личностные УУД Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу

Познавательные УУД Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.

Описывать ступени школьного образования.

Коммуникативные УУД Участвовать в коллективном обсуждении проблем Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

Опрос

Составить синквейн «Школа»

П. 6, зад.2 рабочая тетрадь


14-15

Образование самообразование

2

Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника.


Личностные УУД Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь.

Познавательные УУД Характеризовать учебу как основной труд школьника.

Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений

Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень подготовки.

Опрос

Письменные задания

П. 7, зад. 7 рабочая тетрадь


16

Одноклассники, сверстники, друзья.

1

Отношение младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.


Личностные УУД Высказывать свое мнение.

.Познавательные УУД Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе

Коммуникативные УУД Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе

Регулятивные УУД Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями.

Проверять и оценивать результаты работы

Опрос

Творческое задание

П. 8. зад.1 рабочая тетрадь


17

Практикум по теме «Школа»

1

Учимся жить дружно в классе. Классный коллектив. Коллективный досуг и взаимопомощь.


Личностные УУД Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям.

Познавательные УУД Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных.

Коммуникативные УУД Готовить презентацию »О нас и нашем классе», распределяя задания в группах.

Регулятивные УУД Оценивать результаты работы.

Тестовые задания

Письменные задания

Повт. Гл 3,зад. 4-7 рабочая тетрадь


18-19

Труд-основа жизни

2

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда.


Личностные УУД Высказывать свое мнение

Познавательные УУД Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов».

Составлять синонимы со словом «Труд».

Коммуникативные УУД Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека.

Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий.

Регулятивные УУД

Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу.

Составлять свои правила труда.

Составить кластер «Труд»

Опрос

Письменные задания

П. 9,

Зад.2,3 рабочая тетрадь

20-21

Труд и творчество

2

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства.


Личностные УУД

Давать характеристику своей трудовой деятельности.

Познавательные УУД

Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека.

Объяснять смысл пословиц о труде.

Коммуникативные УУД Оформлять выставку на

тему «Труд и красота».

Регулятивные УУД Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки.

Проверять и оценивать результаты работы

Опрос

Письменные задания

П.10,

зад 2

рабочая тетрадь

22-23

Практикум по теме «Труд»

2

Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству.


Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Познавательные УУД Извлекать информацию из текста

Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд

Коммуникативные УУД Готовить проект «Творчество в науке и искусстве».

Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

Проверять и оценивать результаты работы.

Тестовые задания

Творческие задания

Повт. Гл. 4, зад.7-9 рабочая тетрадь


24-25

Наша родина-Россия

2

Наша Родина – Россия, Российская Федерация.

Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный.

Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Познавательные УУД Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации.

Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.

Характеризовать особенности России как многонационального государства.

Объяснять значение русского языка как государственного.

Отбирать информацию из источника.

Подбирать синонимы к слову «Родина».

Коммуникативные УУД Распределять задания по группам

Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень усвоения.

Составить синквейн со словом «родина»

Опрос

П. 11, зад.1 -4 рабочая тетрадь


26-27

Государственные символы России

2

Государственные символы России.

Герб,

государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.


Личностные УУД Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав.

Познавательные УУД Использовать

дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России.

Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России.

Извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД Проверять и оценивать результаты работы.

Опрос

Творческое задание

П. 12.зад.1,2

рабочая тетрадь


28-29

Гражданин России

2

Гражданин – Отечества достойный сын


Личностные УУД Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах.

Познавательные УУД Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин»

Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка.

Коммуникативные УУД Уметь слушать и

вступать в диалог.

Регулятивные УУД Оценивать результаты работы

Опрос

Творческое задание

П. 13. зад.3

Рабочая тетрадь

30-31

Мы-многонациональный народ

2

Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья.


Личностные УУД Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься.

Познавательные УУД Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду.

Анализировать карту, о чем она тебе расскажет.

Извлекать информацию из текста.

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

Коммуникативные УУД Выполнять проект »русский язык – язык межнационального общения, используя высказывания из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат или компьютерную презентацию.

Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений.

Опрос

Работа с картой по заданиям

П. 14. зад. 1, 3-5 рабочая тетрадь


32-33

Практикум по теме «Родина»

2

Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного

отношения к людям.


Личностные УУД Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села.

Познавательные УУД Работать с учебником и дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина».

«Участие гражданина в делах государства».

«Главные обязанности гражданина».

Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.


Тестовые задания

Самостоятельная работа

Повт. Гл. 5, зад. 8-11 рабочая тетрадь


34

Итоговый урок

1

Контрольная работа

Личностные УУД

Формировать личностные качества, патриотизм, самоотверженность












Используемая литература по курсу обществознания в 5 классе:

УМК

1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2012.

2. Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно – ориентированные задания. Ростов – на – Дону: Легион, 2011.

3. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Экзамен, 2012.

4. Поздеев А.В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2011.

5. Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.


Дополнительная литература для учащихся:

1. "Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.


Дополнительная литература для учителя:

1. Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». -М.: Русское слово, 2010 .

2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.: Русское слово, 2009.