5
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результатыизучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплекснов контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в тексти др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и
понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила
к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
2. Содержание учебного предмета
№ п/п | Название темы | количество часов | Основные изучаемые вопросы темы |
| Введение. Как работать с учебником. | 1 | Предмет обществознание: круг знаний, принципы, закономерности. Что изучает курс «Обществознание». Структура, особенности содержания методического аппарата учебника. |
Человек в социальном измерении (12 часов) |
2 3 | Человек — личность | 2 | Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности |
4-5 | Человек познаёт мир | 2 | Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека |
6 7 | Человек и его деятельность | 2 | Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Виды деятельности Связь между деятельностью и формированием личности. |
8- 9 | Потребности человека | 2 | Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей, Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства |
10-11 | На пути к жизненному успеху | 2 | Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага |
12-13 | Практикум по теме «Человек в социальном измерении» | 2 | Человек — личность. Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовывать свою деятельность. Учимся размышлять |
Человек среди людей (10 часов) |
14-15 | Межличностные отношения | 2 | Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения, Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание |
1617 | Человек в группе | 2 | Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы |
1819 | Общение | 2 | Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими |
20-21 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 | Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное повеление. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт |
22-23 | Практикум по теме «Человек среди людей» | 2 | Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как победить обиду |
Нравственные основы жизни (8 часов) |
24-25 | Человек славен добрыми делами | 2 | Человек славен добрыми делами. Доброе — значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро |
26-27 | Будь смелым | 2 | Смелость. Страх — защитная реакция человека, Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу |
28-29 | Человек и человечность | 2 | Человечность, Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке |
30-31 | Практикум по теме «Нравственные основы жизни» | 2 | Гуманизм и человечность вокруг нас, Они победили страх. Спешите делать добро |
Итоговое повторение (2 часа ) |
32-33 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и общество» | 2 | Обобщение и систематизация знаний Провести диагностику результатов обучения Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 7 классе |
34 | Повторение | 1 | |
3. Тематическое планирование
№ раздела | Наименование разделов и тем | Количество часов | Практическая часть |
-
| Введение. Как работать с учебником. | 1 | |
-
| Раздел 1. Человек в социальном измерении | 12 | 2 |
-
| Раздел 2. Человек среди людей | 10 | 2 |
-
| Раздел 3. Нравственные основы жизни | 8 | 2 |
-
| Итоговое повторение «Человек и общество» | 2 | |
| Повторение | 1 | |
| Итого: | 34 | 6 |