Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 15 г. Юрги»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2016 г. | | УТВЕРЖДЕНО приказ № ____ от 30.08.2016 г Директор школы ______________ Е. В. Полицинский |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Обществознание», 7-8 классы
(программа Л. Н. Боголюбова)
Составитель:
Анненков С.А., учитель начальных классов первой категории
Юрга 2016
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию 6-9 классов Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, изданной в 2013 году, созданной в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования.
Программа предусматривает изучение обществознания за 35 часов в течение учебного года. Опираясь на вышеназванную программу, в тематическом планировании для изучения курса отведено 34 часа, так как учебным планом предусмотрены 34 рабочих недели.
Обучение реализуется через учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание», 7 класс. М.: Просвещение, 2010-11
Контроль знаний осуществляется через устные ответы обучающихся, тесты, письменные и проектные работы.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения обществознания ученик должен знать/ понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической реальности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (материалы СМИ, учебный текст и др.), различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс
Тема 1. Человек и другие люди
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 2. Человек и закон
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 3. Человек и экономика
Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители. Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема 4. Человек и природа
Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
8 класс
Тема 1. Личность и общество
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основ
ные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование .
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
3. Тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Содержание. | Кол-во часов | Дата | Форма контроля | ИКТ, оборудование | УМК | ЗУН |
ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК И ДРУГИЕ ЛЮДИ (6 Ч) |
1 | Межличностные отношения | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 1 | Описывать сущность и причины возникновения межличностных отношений. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. |
2 | Социальные группы (большие и малые) | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 2 | Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. |
3 | Общение – форма отношения человека к окружающему миру | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 3 | Характеризовать общение как взаимные и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками. Старшими и младшими. |
4 | Человек среди людей | 1 | | Эссе | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 4 | Способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений. Создавать условия для осознания необходимости толерантного отношения к другим людям. |
5 | Конфликты, причины их возникновения | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 4 | Обобщить знания учащихся специфики, видах, проявлениях межличностных отношений. Совершенствовать личные и коммуникативные УУД. |
6 | Урок – практикум «Учимся понимать людей и устанавливать контакты» | 1 | | Практикум | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | с.42-43,56 | |
ТЕМА 2. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН (11 Ч) |
7 | Социальные нормы | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 5 | Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. |
8 | Права и свободы человека и гражданина России | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 6 | Раскрывать значения соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь законно и правопорядка, закона и справедливости. |
9 | Особенности правового статуса несовершеннолетних | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 6 | Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга. |
10 | Понятие правоотношений. Необходимость соблюдения законов | 1 | | Эссе | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 7 | Раскрывать значения соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь законно и правопорядка, закона и справедливости. |
11 | Защита Отечества. Долг и обязанность | 1 | | Эссе | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 8 | Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга. |
12 | Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 9 | Раскрывать значение дисциплины как необходимое условие существования общества и человека. |
13 | Ответственность за нарушение законов | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 10 | Характеризовать ответственность за нарушения закона. Определять черты законопослушного поведения моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. |
14 | Преступления и проступки | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 10 | Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу их деятельности. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов. |
15 | Защита правопорядка | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 11 |
16 | Урок – практикум «Учимся защищать свои права» | 1 | | Практикум | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | с. 128 |
17 | Повторение по теме «Человек и закон» | 1 | | | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | |
ТЕМА 3. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА (11 Ч) |
18 | Экономика и ее роль жизни общества | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 12 | Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике Приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации их хозяйственной жизни. |
19 | Мастерство работника | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 13 | Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда. |
20 | Слагаемые профессионального успеха | 1 | | Эссе | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 13 | Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю как основной вид экономической деятельности. |
21, 22 | Производство, производительность труда. Издержки производства | 2 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 14 | Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Объяснять значение разделения труда в развитии производства. |
23 | Виды и формы бизнеса | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 15 | Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Выражать собственное отношение к бизнесу. |
24 | Обмен, торговля, реклама | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 16 | Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношения людей к исчерпаемым ресурсам. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы, атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. |
25 | Деньги. Функции денег | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 17 | Описывать виды денег Раскрывать на примерах функции денег. |
26 | Экономика современной семьи | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 18 | Раскрывать понятие «семейный бюджет». Приводить примеры различных источников дохода семьи. Различать обязательные и производные расходы. Описывать закономерность потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. |
27 | Принципы рационального ведения домашнего хозяйства | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | с. 197-198 |
28 | Ролевая игра «Торговля и реклама» | 1 | | Ролевая игра | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | |
ТЕМА 4. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (5 Ч) |
29 | Человек – часть природы | 1 | | Эссе | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 19 | Систематизировать знания по правам и обязанностям человека. Приводить примеры, связанные с реализацией прав и нарушения обязанностей. |
30 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 20 | Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных задач по изучаемой теме. |
31 | Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 21 | Систематизировать знания по изучаемой теме. |
32 | Защита проектов по темам «Человек и другие люди», «Человек и природа» | 1 | | Проект | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | повторение | Объяснять необходимость активных действий по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали. |
33 | Защита проектов по темам «Человек и закон», «Человек и экономика» | 1 | | Проект | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | повторение | Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания для тех, кто наносит вред. Иллюстрировать примерами возможности организаций и граждан в защите природы. |
34 | Итоговое повторение и контроль | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | | |
Итого 34 часа
8 класс
№ п/п | Содержание. | Кол-во часов | Дата | Форма контроля | ИКТ, оборудование | УМК | ЗУН |
ТЕМА 1. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО (4 Ч) |
1 | Личность. Социализация индивида | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 1 | определять научное понятие «Общество», его взаимосвязь с природой и культурой |
2 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 2 | определять научное понятие «Общество», его взаимосвязь с природой и культурой, основные сферы жизни общества и ступени его развития |
3 | Развитие общества | 1 | | Карточка | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 3 | понимать, в чем выражается эволюционный характер развития общества, какие проблемы относятся к глобальным, к каким последствиям ведет процесс глобализации |
4 | Обобщение и повторение: «Личность и общество» | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | С. 27-29 | определять признаки, характеризующие человека как индивидуальность и личность, этапы, которые проходит личность в процессе становления |
ТЕМА 2. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (9 Ч) |
5 | Сфера духовной культуры и ее особенности | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 4 | определять, что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира, что представляет собой духовная сфера |
6 | Мораль. Критерии морального поведения | 1 | | Карточка | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 5 | определять, что включают в себя понятия мораль, нравственность, добро, зло, права человека |
7 | Долг и совесть | 1 | | Эссе | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 6 | определять, что такое долг, совесть и объективные обязанности |
8 | Моральный выбор. Свобода и ответственность | 1 | | Эссе | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 7 | определять в чем выражается свобода выбора, как связаны свобода и ответственность |
9 | Образование | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 8 | определять, в чем заключается приоритет образования, основные элементы системы образования в России, почему в обществе возрастает роль образования |
10 | Наука в современном обществе | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 9 | определять, в каких формах можно организовать бизнес, каковы виды бизнеса, роль бизнеса в экономике |
11 | Религия как одна из форм культуры | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 10 | определять, что такое религия, что характерно для религиозной веры, характеризовать основные виды религиозных организаций, объяснять, в чем заключается принцип свободы совести |
12, 13 | Обобщение и повторение: «Духовная культура» | 2 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | С. 82-84 | давать определения понятиям и процессам по теме |
ТЕМА 3. ЭКОНОМИКА (13 Ч) |
14 | Потребности и ресурсы | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 11 | определять понятия: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок |
15 | Основные вопросы экономики | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 12 | определять экономическую эффективность и типы экономических систем |
16 | Собственность | 1 | | Карточка | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 13 | определять понятия: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок |
17 | Рыночная экономика | 1 | | Карточка | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 14 | определять условия функционирования рынка, влияние спроса и предложения на процесс ценообразования |
18 | Производство – основа экономики | 1 | | Карточка | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 15 | определять роль производства в экономике, характеризовать особенности услуги, как товара, называть ресурсы, необходимые для осуществления производства |
19 | Предпринимательская деятельность | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 16 | определять, чем предпринимательская деятельность отличается от других форм хозяйствования, называть преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предпринимательства |
20 | Роль государства в экономике | 1 | | Эссе | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 17 | определять способы воздействия на экономику, которые может использовать государство, называть круг экономических проблем, регулируемых государством |
21 | Распределение. Неравенство доходов | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 18 | определять основные источники доходов населения, объяснять необходимость социальной поддержки населения |
22 | Потребление | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 19 | определять, что влияет на объем и структуру потребительских расходов, как защищаются права потребителей в РФ, характеризовать зависимость благосостояния граждан от структуры расходов |
23 | Реальные и номинальные доходы. Инфляция | 1 | | Карточка | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 20 | определять, какое влияние инфляция оказывает на доходы граждан, объяснять, чем реальный доход отличается от номинального |
24 | Безработица | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 21 | определять, что такое безработица, каковы ее экономические и социальные последствия |
25 | Обмен. Мировое хозяйство | 1 | | Карточка | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 22 | определять, что такое безработица, каковы ее экономические и социальные последствия |
26 | Повторение темы «Экономика» | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | С. 178-181 | давать определения понятиям и процессам по теме |
ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (5 Ч) |
27 | Социальная структура общества | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 23 | определять, что такое статус человека, особенности статусной позиции в обществе |
28 | Социальный статус и социальная роль | 1 | | Опрос | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 24 | определять, что такое социальные статусы и роли человека |
29 | Этнические группы. Межнациональные отношения | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 25 | определять соотношения понятий «нация» и «этнос» |
30 | Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Тренинг | 1 | | Тренинг | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | | определять связь между понятиями «социальные нормы» и «отклоняющееся поведение» |
31 | Отклоняющееся поведение. Социальная значимость здорового образа жизни | 1 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | § 26 | определять связь между понятиями «социальные нормы» и «отклоняющееся поведение» |
32 | Повторение темы «Социальная сфера» | 1 | | Тренинг | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | С. 214-216 | давать определения понятиям и процессам по теме |
33, 34 | Обобщение и повторение «Человек и общество» | 2 | | Тест | Компьютер, проектор, презентация, приложение на CD | | давать определения понятиям и процессам по курсу |
Итого 34 часа