Пояснительная записка.
1.Статус рабочей программы
Рабочая программа по «Обществознанию» 7 класс составлена в соответствии с требованиями:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
- примерных программы Министерства образования и науки РФ с учетом авторских рекомендаций по тематическому планированию программы по курсу «Обществознание» автор Л.Н. Боголюбов /сборник программ Обществознание 5-9 классы. М.: Просвещение 2014 год.
УМК :
Обществознание 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений/Л.Н. Боголюбов, Под редакцией Л.Н. Боголюбова , Л.Ф. Ивановой-М.: Просвещение,2016
Иванова Л.Ф. Обществознание. 7 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией Л.Н. Боголюбова , Л.Ф. Ивановой-М.: Просвещение,2016.
2.Место учебной дисциплины в учебном плане образовательного учреждения:
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса рассчитана на 1 час в неделю.
Всего 35 часов . Тестирования-2.
3.Цели и задачи курса:
-Научить учащихся получать социальную информацию из разнообразных источников;
-Развивать умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации, давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права;
-Воспитывать общероссийскую идентичность, гражданскую ответственность, уважение к социальным нормам; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; патриотизм, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
4. Планируемые результаты освоения программы :
Личностные:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
Метапредметные :
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Предметные :
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
5.Содержание курса:
Введение 1 час .
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (11 часов)
Социальные ценности и нормы. Привычка, обычай, ритуал, обряд. Правила этикета и хорошие манеры.
Социальная ответственность. Отклоняющиеся поведение. Наркомания и алкоголизм, их опасность для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Понятие прав, свобод и обязанностей гражданина. Права человека. Единство прав и обязанностей. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Почему важно соблюдать законы? Закон устанавливает порядок. Закон способствует справедливости. Закон устанавливает границы свободы.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия? Военная служба. Готовить себя к исполнению военного долга.
Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Виновен отвечай. Законопослушный человек. Противозаконно поведение. Закон наказывает нарушителя.
Кто охраняет закон. На страже закона. Суд осуществляет правосудие. Полиция на страже правопорядка.
Основные понятия: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.
Знать/понимать:
- значение понятий: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.
- роль права в жизни человека, общества и государства;
- содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в обществе;
Уметь:
- характеризовать особенности правового статуса несовершеннолетнего;
- выделять основную мысль в тексте учебника;
- приводить примеры, связанные с различными видами правовых отношений;
- отстаивать свою точку зрения;
- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации правовых норм;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- общей ориентации в общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Тема 2. Человек в экономических отношениях ( 13 часов )
Экономика и её роль в жизни человека. Основные участники экономики.
Производство, производительность труда. Что и как производить.
Затраты, выручка. Прибыль.
Золотые руки работника. Слагаемые мастерства работника.
Каким бывает труд. Почему так необходимо в наше время повышение квалификации. Факторы влияющие на производительность труда.
Заработная плата и стимулирование труда. Что такое трудовое денежное вознаграждение. Чем определяется его размер. Взаимосвязь количества и качества труда.
Виды и формы бизнеса.
Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.
Деньги. Появление деньг как всеобщего эквивалента. Основные виды денежных знаков. Деньги в прошлом и настоящем. Функции деньг. Инфляция.
Экономика семьи. Понятие «бюджет». Семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. Экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Знать/понимать:
- значение понятий: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
- роль экономики в жизни человека, общества и государства;
- содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в экономической сфере общественной жизни;
Уметь:
- характеризовать основные понятия экономики, законы регулирования рынка;
- выделять основную мысль в тексте учебника;
- приводить примеры, связанные с различными видами экономических отношений;
- отстаивать свою точку зрения;
Тема 3. Человек и природа. (5 часов )
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Знать/понимать:
- значение понятий: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
- роль окружающей среды в жизни человека, общества и государства;
- содержание и значение экологических норм;
Уметь:
- выделять основную мысль в тексте учебника;
- приводить примеры, основанные на житейском опыте;
- отстаивать свою точку зрения;
- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации, связанные с охраной природы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
6. Формы контроля.
1 полугодие : 1 тест.
2 полугодие : 1 тест.
7. Информационно-методическое обеспечение для учителя:
1. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой ; - М.: Просвещение, 2017 г.
2. Иванова Л.Ф. Обществознание, 6 класс: поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Ф. Иванова.- М.: Просвещение, 2016г.
8.Информационное обеспечение для ученика :
1. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой ; - М.: Просвещение, 2017 г.
2. Л.Н. Боголюбов. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание». 7 класс.
Календарно-тематическое планирование обществознанию 7 класс |
Тема урока | Кол-во часов на изучение | Дата проведения урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Универсальные учебные действия УУД) | |
Номер урока | Тема. Тип урока | План | Факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Введение 1 час | |
1 | Вводный урок Урок новых знаний | 1 | | | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся | Общеучебные организация своей учебной деятельности; формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные;
Общеучебные организация своей учебной деятельности; формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; Общеучебные организация своей учебной деятельности; формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные;
Общеучебные организация своей учебной деятельности; формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; | Принятие учебной задачи; адекватно воспринимают информацию учителя; планирование — составление плана ответа; работа с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание — выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Принятие учебной задачи; адекватно воспринимают информацию учителя; планирование — составление плана ответа; работа с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание — выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Принятие учебной задачи; адекватно воспринимают информацию учителя; планирование — составление плана ответа; работа с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание — выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Принятие учебной задачи; адекватно воспринимают информацию учителя; планирование — составление плана ответа; работа с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание — выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью | Самоопределение — демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; осознают ценность здорового и безопасного образа жизни Самоопределение — демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; осознают ценность здорового и безопасного образа жизни Самоопределение — демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; осознают ценность здорового и безопасного образа жизни | |
Регулирование поведения людей в обществе (11 ч) | |
2 | Что значит жить по правилам Комбинированный | 1 | | | Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни | |
3-4 | Права и обязанности граждан. Комбинированный | 2 | | | Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации. связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Называть права ребёнка и характеризовать способы их зашиты. Приводить примеры зашиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних | |
5-6 | Почему важно соблюдать законы Комбинированный | 2 | | | Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости | |
7-8 | Защита Отечества Комбинированный | 2 | | | Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга | |
9 | Для чего нужна дисциплина. Комбинированный | 1 | | | Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины | |
10 | Виновен – отвечай Комбинированный | 1 | | | Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконною поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних | |
11 | Кто стоит на страже закона Комбинированный | 1 | | | Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу деятельности полиции, правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов | |
12 | Практикум по теме «Регулирование повеления людей в обществе» | 1 | | | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | |
Человек в экономических отношениях (13 ч) | |
13-14 | Экономика и её основные участники Комбинированный | 2 | | | Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. Приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя | |
15 | Мастерство работника Комбинированный | 1 | | | Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда | |
16-17 | Производство, затраты, выручка, прибыль. Комбинированный | 2 | | | Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства | |
18-19 | Виды и формы бизнеса. Комбинированный | 2 | | | Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций | |
20 | Обмен, торговля, реклама. Комбинированный | 1 | | | Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю и сё формы как особый вид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать своё поведение с точки зрения рационального покупателя | |
21 | Деньги, их функции Комбинированный | 1 | | | Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег | |
22-23 | Экономика семьи Комбинированный | 2 | | | Раскрывать понятие «семейный бюджет». Приводить примеры различных источников доходов семьи. Различать обязательные и произвольные расходы. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов | |
24-25 | Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» | 2 | | | Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | |
Человек и природа (5 ч) | |
26-27 | Человек — часть природы Комбинированный | 2 | | | Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчер- паемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к природе | Общеучебные организация своей учебной деятельности; формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью | | |
28-29 | Охранять природу — значит охранять жизнь Комбинированный | 2 | | | Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали | |
30-31 | Закон на страже природы Комбинированный | 2 | | | Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы | |
32-33. | Практикум по теме «Человек и природа» | 2 | | | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | |
34-35. | Итоговое повторение | 2 | | | Провести диагностику результатов обучения в 7 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 8 классе | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |