- Федерального Закона № 273 от 29.11.12 г. «Об образовании в Российской Федерации»,
- федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 года,
- авторской программы «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, Н.И. Городецкой, «Просвещение» 2010г.
Программа ориентирована на УМК: «Обществознание. 8 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова.
Концепция программы: формирование гуманистических, правовых и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.
1. Создание условий для социализации личности
2. Формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования
3. Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры
4. Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, ценностям национальной культуры
Самостоятельная работа, проверочная работа, контрольная работа, тестирование, зачёт.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии, по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ.
Для закрепления новых знаний используются такие формы работы: толкование новых терминов и понятий, дифференцированное домашнее задание.
При повторении материала используется разноуровневая индивидуальная работа и групповая работа по интересам.
Тестирование (дифференцированные задания).
Творческие задания.
Текущая аттестация (устный опрос, самооценка и взаимооценка, самостоятельные, проверочные, контрольные работы), почетвертная аттестация, административный контроль (административная контрольная работа).
Рабочая программа составлена с учетом изучения обществознания в объеме 1 часа в неделю (34 недели, 34 часа)
Учебник «Обществознание» под ред. Боголюбова Л.Г., Ивановой Л.Ф., и др. полностью отвечает содержанию Примерной основной образовательной программы по предмету ОУ.
Курс «Обществознание» рассчитан на 34 часа(1 час в неделю), 4 обязательных контрольных работы. Входящий тест в начале года, итоговый тест в конце года, итого 6 контрольных работ.
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
№ | Кол-во час. | Тема урока | Элементы содержания урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Домашнее задание | Дата |
Тема 1. Личность и общество (4 часа) |
Личностные: формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие самооценки личности;. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; Регулятивные принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки Коммуникативные уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы; уметь контролировать действия партнера; |
1 | 1 | Быть личностью | Человек, индивид, личность, мировоззрение, интеграция, адаптация, индивидуализация Признаки индивидуальности, человека, личности. Мировоззрение и жизненные ценности. Факторы, влияющие на выбор профессии. Этапы становления личности | Узнают признаки индивидуальности, индивида и личности, типы мировоззрения, этапы социализации личности Научатся описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов . | § 1, задания, | |
2 | 1 | Общество как форма жизнедеятельности людей Урок характеристика | Общество, общественные отношения, основные сферы жизни общества, традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество Значение научного понятия «общество». Общественные отношения. Сферы жизнедеятельности людей: экономическая, политическая, социальная, духовная. Роль социальных норм в жизни человека. Ступени развития общества. | Узнают сущность общечеловеческих ценностей, сферы жизнедеятельности общества и государства, роль социальных норм в жизни общества. Научатся описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, работать с текстом учебника, с презентацией, выделять главное. | § 2, задания и вопросы, | |
3 | 1 | Развитие общества | Социальная революция, реформа, глобализация, информационная революция, глобальные проблемы современности Эволюционное развитие человечества. Марксизм о роли социальных революций в жизни человечества. Закономерности общественных изменений. Противоречия и перспективы в развитии человечества в ХХI веке. Глобальные проблемы человечества. | Поймут суть эволюционного развития общества, закономерности общественных изменений, противоречия и перспективы в развитии человечества. Научатся описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы | § 3, вопросы, задания | |
| | Повторение и систематизация знаний по теме «Личность и общество» (контроль знаний - тестирование) | Урок повторения и систематизации знаний: Человек, биосоциальное существо, личность, общество Понятия «человек» и «общество», «личность». Влияние современного общества на индивида. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни | Поймут влияние современного общества на индивида. Научатся сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия | тест | |
Тема 2. Сфера духовной культуры (9 часов) |
Личностные: развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; формирование границ собственного знания и «незнания»; знание основных моральных норм; ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрализации; оценка своих поступков. Познавательные осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные: различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
5 | 1 | Сфера духовной жизни | Духовная сфера жизни общества, культура, культура личности Понятие «культура» как достижение человека в преобразовании мира. Отличительные черты духовной сферы от других сфер общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России | Уяснить сущность понятия «культура», взгляды древних ученых о духовной сфере. Научатся объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Усовершенствуют умения анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания . | § 4, вопросы и задания к § Эссе «Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше ее быть не может» | |
6-7 | 2 | Мораль | Мораль, нравственность, добро, зло, ценности, моральные нормы, моральный идеал, гражданственность и патриотизм Что такое мораль, зачем она нужна людям. Признаки морали. Мораль - общечеловеческая ценность. Взаимосвязь патриотизма и гражданственности. Добро и зло. | Научатся сравнивать мораль и нравственность, решать познавательные и проблемные задачи. Проявят умения анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы, участвовать в дискуссии | § 5, вопросы и задания к §5 | |
8 | 1 | Долг и совесть | Долг, объективные обязанности, общественный долг, моральный долг, совесть Что такое долг. Объективные обязанности. Научный подход к сущности понятия «долг». Что такое моральный долг. Кто контролирует и оценивает исполнение долга. Что такое совесть и ее роль в жизни человека | Поймут сущность понятий долг и совесть, их роль в жизни человека. Научатся работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. | §6, практикум, проблема | |
9 | | Моральный выбор – это ответственность | Моральный выбор, моральная ответственность, оценка и самооценка Выбор поведения человека и животного. Свобода выбора. Что такое моральный выбор. Взаимосвязь свободы и ответственности. Гарантии выполнения моральных норм. | Узнают факторы, определяющие выбор человека и животного, Поймут взаимосвязь свободы и ответственности. Научатся объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. | § 7, тест | |
10 | 1 | Образование | Информационное общество, конкурентоспособность, самообразование Что такое образование. Возрастание значимости образования в информационном обществе. Связь конкурентоспособности страны и образования. Основные элементы образовательной системы РФ. | Узнают сущность структуры и роль образования в современном обществе. Выделят элементы образовательной системы РФ Применят приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации Научатся сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать | § 8, вопросы и задания Эссе «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству» | |
11 | 1 | Наука в современном обществе | Наука, естествознание, технознание, обществознание, человековедение, нравственные принципы ученого Наука как особая система знаний. Отличительные черты науки как системы государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания. Роль науки в современном обществе. | Узнают отличительные черты науки, ее возрастающую роль в жизни общества. Научатся объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Усовершенствуют умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные | § 9, вопросы и задания тест | |
12 | 1 | Религия как одна из форм культуры | Религия, вера, религиозная вера, обряды, молитва догматы, секта свобода совести, атеизм Что такое религия. Характерные черты религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Основные виды религиозных организаций. Сущность принципа свободы совести. | Изучат сущность религиозных представлений о мире и обществе, характерные черты религиозной веры. Усовершенствуют навыки работы с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии | § 10, вопросы и задания, подготовиться к тесту | |
13 | 1 | Обобщение и систематизация по теме «Сфера духовной культуры» (контроль знаний - тестирование) | Урок повторения и обобщения с опорой на следующие понятия. Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Образование. Наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры | Понимать и называть сущность основных сфер жизни и деятельности людей. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Усовершенствуют умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии. | Повторить выводы к главе2 | |
Тема 3. Экономика (14 часов) |
Личностные: формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека, самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; Познавательные структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; доказательство; Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
14 | 1 | Экономика и ее роль в жизни общества | Потребности, ограниченность ресурсов, экономические блага, предметы потребления, средства производства, альтернативный выбор, альтернативная стоимость. Потребности и ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов. Свободные и экономические блага. Экономический выбор. Альтернативная стоимость | Научатся называть и объяснять главные вопросы экономики, сущность экономики как науки. Научатся использовать приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Усовершенствуют умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии | § 11, подготовиться к тесту | |
15 | 1 | Главные вопросы экономики | Экономическая эффективность, экономическая система, традиционная, рыночная, командная экономика Главные вопросы экономики: что производить, как производить, для кого производить. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная. Смешанная экономика. | Поймут сущность экономической эффективности общества, типы экономических систем Научатся сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. Усовершенствуют умения работы с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии | § 12, вопросы и задания | |
16 | | Собственность | Имущественные отношения, собственность, владение, использование, распоряжение, физические и юридические лица, формы собственности Имущественные отношения. Сущность понятия собственности как экономической и юридической категории. Формы собственности: частная, коллективная, общественная, муниципальная, государственная. Защита права собственности. | Познакомятся с сущностью имущественных отношений в обществе, типы формы собственности, способы защиты права собственности Используют приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах. Усовершенствуют умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии | § 13., вопросы и задания | |
17-18 | 2 | Рыночная экономика | Рынок, конкуренция, спрос и предложение, диктатура цен, предложение, рыночное равновесие Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. Механизм установления рыночной цены. Принцип «невидимой руки» рынка. Основные функции цен | Узнают что такое рынок, познакомятся с условиями успешного функционирования рыночной экономики. Усовершенствуют умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы | § 14, вопросы и задания | |
19 | 1 | Производство – основа экономики | Продукт, товар, потребительная стоимость, меновая стоимость, услуги, факторы производства, специализация, капитал Роль производства в экономике. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Распределение труда и специализация. | Выучат основы производства, источники экономических благ Научатся решать познавательные и практические задачи с применением изученного материала. Усовершенствую умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу. | § 15, вопросы и задания | |
20 | 1 | Предпринимательская деятельность. | Предпринимательство, фирма. малое предпринимательство Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные рабочие. Экономическая сущность малого бизнеса, его роль в экономике. | Поймут и запомнят основы и сущность предпринимательской деятельности. Научатся использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах Усовершенствуют умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы | § 16, вопросы и задания тест | |
21 | | Роль государства в экономике | Налог, прямые налоги, бюджет, государственный долг, дефицит бюджета, облигация. Экономическая роль государства. Поддержание государственных институтов. Налоги как источник доходов. Виды налогов Бюджет как финансовый документ | Познакомятся с ролью государства в экономике страны, со способами влияния на экономику. Используют приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей. | § 17, вопросы и задания к § 15 | |
22 | 1 | Распределение доходов | Прожиточный минимум, поляризация доходов, минимальный размер оплаты труда Доходы граждан и прожиточный минимум. Проблема неравенства доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. | Узнают основные принципы распределения доходов в обществе, экономические меры социальной поддержки населения Научатся применять полученные знания для первичного сбора и анализа информации. Усовершенствуют умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы | § 18, планирование модели бюджета своей будущей семьи | |
23 | 1 | Потребление | Потребление, семейное потребление, социальное страхование, потребитель Факторы влияния на объем и структуру потребительских расходов. Структура расходов потребителей и степень благосостояния граждан той или иной страны. Виды страховых услуг. Защита прав потребителей в России. | Понять и запомнить структуру расходов потребителей и факторы влияния на структуру расходов. Применять полученные знания для решения познавательных и практических задачи. Усовершенствовать умение составлять таблицы, работать с текстом учебника. | § 19, вопросы и задания | |
24 | 1 | Инфляция и семейная экономика | Инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, банковский кредит, потребительский кредит Влияние инфляции на доходы населения. Реальный и номинальный доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Семейные сбережения. | Понять и воспроизводить устно сущность инфляции и ее влияние на жизнь общества. Научатся объяснять взаимосвязи изученных экономических объектов Усовершенствуют умения анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы | § 20, практические задания к параграфу | |
25 | 1 | Безработица, ее причины и последствия | Безработица, занятость, сезонная безработица Безработица - спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. | Изучить, пользуясь материалом учебника виды, причины и последствия безработицы. Усовершенствовать умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. Проявить своё умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии | § 21, практические задания к параграфу Эссе «В пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ней по личному опыту» | |
26 | 1 | Мировое хозяйство и международная торговля | Мировое хозяйство, внешнеторговый оборот, фритрейдерство, курс валюты Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют. Условия влияния на обменный курс валюты. | Понять механизм действия и основы мирового хозяйства и международной торговли. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Проявить умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные | § 21, практические задания к параграфу | |
27 | 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера» (контроль знаний – контрольная работа) | Повторительно-обобщающий урок по теме Экономическая сфера» с опорой на основные понятия темы. Становление рыночного общества в России | Узнать основы экономической деятельности человека Научиться решать познавательные и практические задачи на изученный материал | нет | |
Тема 4. Социальная сфера (7 часов) |
Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности; формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие «Я-концепции» и самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; формирование границ собственного знания и «незнания»; знание основных моральных норм; ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрализации; оценка своих поступков. Познавательные осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы; уметь контролировать действия партнера; уметь использовать речь для регуляции своего действия; |
28 | 1 | Социальная структура общества | Социальная структура, социальная группа, социальная мобильность, Социальная структура как общества. Социальная мобильность: горизонтальная и вертикальная. Многообразие социальных групп. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Социальные конфликты и пути их разрешения. | Понять принцип устройства социальной структур общества, Отличать социальные группы: сословия, классы, касты, страты. Понять причины социальных конфликтов. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Проявить умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. | &23 Записи в тетради. | |
29 | 1 | Социальные статусы и роли | Социальный статус, предписанный и достигаемый статусы, социальная роль, санкции, гендерные роли Социальная позиция человека в обществе. Социальный статус: приписанный, достигаемый, прирожденный и приписываемый. Социальная роль. Санкции. Гендерные роли. | Знать и понимать сущность социального статуса человека, особенности социального статуса подростков, основные социальные роли. | &24 К тесту. | |
30-31 | 2 | Нации и межнациональные отношения | Этническая группа, нации, народности, этнос, национальная гордость Нация. Соотношение понятий «нация» и «этнос». Национальные традиции. Причины межнациональных конфликтов и их последствия. Способы предотвращения межнациональных конфликтов. | Знать и понимать особенности межнациональных отношений, их сложности Получить навыки умения объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов; Проявить умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ | &25 тест | |
32 | 1 | Отклоняющееся поведение | Отклоняющееся поведение. Алкоголизм. Наркомания. Разновидности отклоняющегося поведения. Основные причины распространения алкоголизма и наркомании. Влияние негативного отклоняющегося поведения на личность. | Понимать сущность и причины отклоняющегося поведения, факторы, влияющие на поведение человека. Использовать приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы | &26 тест | |
33 | 1 | Обобщение по теме «Социальная сфера | Понятия по теме Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. | Знать основы социальной жизни общества. Уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов; составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ | К тесту | |
34 | 1 | Урок обобщения за курс Обществознания за 8 класс (контроль знаний – контрольная работа) | Основные понятия за курс 8 класса Личность и общество. Сфера духовной культуры. Экономика. Социальная сфера. | Актуализировать свои теоретические и практические знания по курсу Уметь работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ | нет | |