СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию, 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа расчитана на 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию, 8 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;

  2. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);

  3. Примерной программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 42 с. – (Стандарты второго поколения);

  4. Рабочая программа по курсу обществознания составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений // Обществознание 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев. М.: «Просвещение», 2012.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов (и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014.

Цели изучения:

воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно­бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в 8-ом классе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Задачи:

  1. достижение учениками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;

  2. подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения обществознания в 8 классе ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА обществознание 8 класс:

Тема 1. Личность и общество (6ч)

Введение. Место обществознание в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество — особая часть реального мира. Организация содержания школьного учебника обществознания. Знакомство с содержанием учебника обществознания 8 класса.

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основ­ные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Обще­ственные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общест­ва. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современнос­ти.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гума­низм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Мораль­ные знания и практическое поведение. Критический ана­лиз собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Са­мообразование .

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание ро­ли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные ор­ганизации и объединения, их роль в жизни современно­го общества. Свобода совести.

Тема 3. Экономика (13 ч)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого про­изводить. Функции экономической системы. Модели эко­номических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собствен­ности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономи­ки. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производ­ства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные орга­низационно-правовые формы. Малое предприниматель­ство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределе­ние доходов. Экономические меры социальной поддерж­ки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услу­ги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банков­ские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбере­жения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Тема 4. Социальная сфера (5 ч)

Социальная структура общества. Социальная мобиль­ность. Большие и малые социальные группы. Формаль­ные и неформальные группы. Социальный конфликт, пу­ти его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. От­ношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. От­ношение к историческому прошлому, традициям, обыча­ям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значи­мость здорового образа жизни.

Резервный урок – (2 ч.)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Рабочая программа рассчитана в соответствии с базисным планом ОУ на 1 час в неделю, 34 часа в год.

темы

Название темы

Кол-во часов

Повторительно-обобщающие уроки

Тема I.

Личность и общество

6


Тема II.

Сфера духовной культуры

7

1

Тема III.

Экономика

12

1

Тема IV.

Социальная сфера

4

1


Резервный урок

2



Итого 34


Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание»

для 8-В класса 2016/2017 уч. год


п/п

Наименование раздела и тем

Часы

Дата

Примечания

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

План

Факт

План


Факт




Раздел 1. Личность и общество - (6 час)


1


Введение

1




Объяснять: общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования. Определять отличие общественных наук от других видов наук; отличие школьного предмета от науки.

2


Что делает человека человеком?

1




Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы, давать определения, характеризуя качества человека и личности.  

Понятия: мышление, речь, творчество, человек, самореализация, социальное, биологическое

3


Человек, общество, природа

1




Различать основные процессы становления общества и его влияние на жизнедеятельность человека.

4


Общество как форма жизнедеятельности людей

1




Различать основные процессы становления общества и его влияние на жизнедеятельность человека.

Понятия: общество, потребность, ценностные ориентации, материальное, духовное.

5


Развитие общества.

Типы общества

1




Характеризовать многообразие современного мира. Выделять глобальные проблемы современности и пути их решения. Приводить примеры мировой глобализации и находить причин и источники их возникновения.

Понятия: глобальные проблемы, демографический кризис, техногенная катастрофа, революция, реформы

6


Как стать личностью?

1




Отвечать на поставленные вопросы, давать определения.



Раздел 2. Сфера духовной культуры (8 час.)


7


Сфера духовной жизни

1




Характеризовать основные понятия культуры и духовной жизни, определять проблемы духовной жизни человека и общества.

Понятия: ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение, истина, самоанализ, самооценка.

8


Мораль

1




Высказывать своё мнение, работать с материалом параграфа, отвечать на поставленные вопросы, давать определения по теме урока. 

 Понятия: мораль, нормы морали, нравы, человечность, патриотизм, гуманизм

9


Долг и совесть

1




Объяснять смысл выражения «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть».

Понятия: совесть, долг, честь.

10


Моральный выбор – это ответственность

1




Определять проблемы: оценки и самооценки; быть или казаться.

Понятия: моральные нормы, моральный долг, моральный выбор

11


Образование

1




Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию из юридических источников. Характеризовать образовательную политику российского государства и систему образования в РФ, используя конкретные примеры. Обосновывать свое отношение к образованию. Понятия: сфера культуры, непрерывность образования, конкурентоспособность.

12


Наука в современном обществе

1




Объяснять роль науки в современном обществе, в чём проявляется рост влияния науки на современное общество и определять проблему последствий работы людей науки.

Понятия: наука, индустриальное общество, система знаний,

13


Религия как одна из форм культуры






1




Определять сущностные характеристики религии.

Объяснять сущность и значение веротерпимости. Оценивать свое отношение к религии и атеизму.

Понятия: религий, церковь, конфессии, атеизм, вера, свобода совести, свобода вероисповедания.

14


Повторительно-обобщающий урок по теме  «Сфера духовной культуры»

1




Отвечать на поставленные вопросы, давать определения




Раздел 3. Экономика (13 час.)


15


Экономика и ее роль в жизни общества



1




Раскрывать общее представление об экономике на примерах изученных теоретических положений

Понятия: потребности, ресурсы, экономические блага, экономический выбор, альтернативная стоимость

16


Главные вопросы экономики

1




Называть и характеризовать основные виды экономической деятельности, факторы производства.

Объяснять ограниченность факторов производства, суть проблемы экономического выбора.

Приводить примеры различных видов экономической деятельности, факторов производства. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем.

Понятия: экономическая система, рыночная экономика, традиционная экономика, командная экономика.

17


Собственность

1




Раскрывать понятия собственность как экономической категории. Различать имущественные и неимущественные отношения.

Понятия: право собственности, юридическое лицо, физическое лицо, формы собственности.

18


Рыночная экономика

1




Сформировать умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества.    

Понятия: рынок, конкуренция, спрос и предложения.

19


Производство – основа экономики

1




Характеризовать  современное производство.

Понятия: производство, товары, услуги, продукт, труд, капитал.

20


Предпринимательская деятельность.

1




Определять сущность и свойства предпринимательства на основе законодательной базы РФ

Понятия: акции, малое предприятие, частное предприятие, товарищества.

21


Роль государства в экономике

1




Объяснять роль государства в регулирование экономики. Налоговая система, государственный бюджет.

Понятия: налог, облигация, госбюджет


22


Распределение доходов

1




Высказывать и отстаивать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы, давать определения.

Понятия: доход, расход, бюджет.

23


Потребление

1




Определять характеристику потребностям и ресурсам, проблемам выбора.анализировать основные документы о правах потребителя.

Понятия: потребитель.

24


Инфляция и семейная экономика

1




Определять виды, причины и последствия инфляции

Понятия: инфляция, реальны доход, номинальный доход, сбережения, процент, банковский кредит.

25


Безработица, ее причины и последствия

1




Различать формы безработицы, анализировать документы (Трудовой кодекс РФ, Конституция РФ)

Понятия: безработица, трудовой кодекс, труд, трудоспособный гражданин, трудовые отношения

26


Мировое хозяйство и международная торговля.

1




Анализировать причины возникновения международной торговли.

Понятия: МВФ, ВТО, международная торговля, импорт, экспорт, фритрейдерство.


27


Повторительно-обобщающий урок  по теме

«Экономика»


1




Отвечать на поставленные вопросы, давать определения



Глава 4. Социальная сфера (5 час.)


28


Социальная структура общества

1




Описывать социальную структуру общества.

Выявлять и различать различные социальные общности и группы. Приводить примеры различных социальных общностей и групп. Исследовать практические ситуации, связанные с функционированием различных социальных общностей и групп.

Понятия: Социальная структура, социальное неравенство, социальные группы, социальное взаимодействие и общественные отношения.

 

29


Социальные статусы и роли

1




Раскрывать значение понятия «социальное неравенство».Описывать причины социального неравенства.Выражать свое отношение к проблеме социального неравенства.Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества из адаптированных источников различного типа и знаковых систем.

Понятия: социальные статус и  роль, социальный конфликт

30


Нации и межнациональные отношения




1




Различать этнические общности. Характеризовать понятие нация и межнациональные отношения.

Понятия: племя, народность, этнос, нация, национальность, культура межнациональных отношений. 

31


Отклоняющееся поведение.

1




Анализировать причины отклоняющееся поведения его форм и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

Понятия: преступность, алкоголизм, наркомания как проявления отклоняющегося поведения.

32


Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера»


1




Отвечать на поставленные вопросы, давать определения.


33


Резервный урок

1






34


Резервный урок

1