г. Морозовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5 г.Морозовска»
Рабочая программа
По обществознанию
Уровень образования -основное общее образование, 8класс
Количество часов 34
Учитель Усачева Анна Афанасьевна
Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 класс. Москва «Просвещение» 2004., в соответствии с ФГОС Москва. «Просвещение» 2011г.
Структура документа
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Место учебного предмета в учебном плане.
Содержание учебного предмета.
Тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Результаты освоения предмета и система их оценки.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Законы:
1.ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ
2.Областной закон от 14.11.2013г. №26-3С «Об образовании в Ростовской области»
Концепции:
1.Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
Программы:
1.Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11.10.2012г. на заседании Правительства РФ»)
2.Основная образовательная программа МБОУ «Гимназия №5 г.Морозовска» основного общего образования в рамках реализации ФГОС.
Постановления:
1.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»
2. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189)
3.Постановление Правительства РО от 25.09.2013г. «596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства РО от 6.03.2014г №158 «О внесении изменений в постановление Правительства РО от 25.09.2013г. 596»
Приказы:
1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
3. Приказ МО РФ от 08.06.2015г №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
4.Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»
5.Приказ МО Ростовской области от 09.06.2015 №405 «Об утверждении примерных региональных базисных учебных планов на 2015-2016 учебный год».
6.Приказ Минобрнауки России от 14.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями)».
7.Приказ Минобрнауки от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Распоряжения:
1.Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 №2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»
Письма:
1.Письмо МО РФ от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»
2. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Уставом МБОУ «Гимназия №5 г.Морозовска»
Цели и задачи изучения обществознания
—создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
● развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
● воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
● освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
● овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
● формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
● Развитие гражданского обществознания, экономического мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к самоопределению и самореализации
● Освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических дисциплин
● информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения. Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую ситуацию
2.Общая характеристика учебного предмета.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в 8 классе – начинается не с абстрактной картины общества, разбитого на сферы, а с того, что более близко ученику - личности. Первые понятия, которые вводятся в курсе 8 класса (деятельность/активность, взаимодействие, самостоятельность, зависимость, потребности социальное взаимовлияние, ожидания и др.) связаны непосредственно с человеком и его повседневной жизнью. Эти понятия образуют смысловое ядро, которое в каждой теме связано с другим кругом понятий, выводящих на общество (социальные роли, взаимопонимание, конфликты и пр.). Акцент на повседневной жизни ученика и его окружения позволяет сделать изучение предмета интересным и опираться на имеющиеся у ребенка знания и жизненный опыт.
Таким образом, вместо того, чтобы раскладывать, сортировать социальные факты по четырем основным сферам общества (экономической, политической и т.п.), мы побуждаем к анализу феномена и процесса социального действия, почему оно происходит (или не происходит). Ученик сразу начинает работать как исследователь. Жизнь исполнена противоречивых смыслов. Именно обществознание – тот предмет, который напрямую нацелен на то, чтобы научить ориентироваться в этом пространстве. Программа предполагает на протяжении всего курса изучения обществознания развивать способность учеников и учителя видеть процесс модификации (а также порождения!) смысла, умение контролировать осмысление и влиять на него. Такой подход соответствует установке современного образования на развитие информационной культуры обучающихся. Согласно письму Минобрнауки России от7.08.14г. в программу включены уроки « Государственный бюджет РФ», «Бюджет государства и семьи», в рамках реализации курса « Бюджетные деньги».
3.Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 учебных часа для обязательного изучения обществознания на этапе полного среднего образования из расчета 1 учебный час в неделю в 8 классе. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ
Всего 34 часов; в неделю 1 час.
4. Содержание тем учебного курса.
Личность и общество.
Личность. Социализация индивида.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Человечество в XXI веке, вызовы, угрозы. Глобальные проблемы.
Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и её особенности.
Мораль. Гуманизм. Долг и совесть. Моральный выбор.
Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования.
Наука, её значение в жизни современного общества.
Религия как одна из форм культуры.
Экономика.
Потребности и ресурсы. Основные вопросы экономики. Модели экономических систем.
Собственность. Рынок. Производство. Предпринимательство.
Роль государства в экономике.
Распределение, потребление, доходы, безработица, обмен.
Социальная сфера.
Социальная структура общества.
Социальный статус и социальная роль.
Этнические группы. Межнациональные отношения.
Отклоняющееся поведение.
5. Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Сроки | Контроль |
1 | Личность и общество | 6 | I четверть | Практикум |
2 | Сфера духовной культуры | 8 | I–II четверти | Практикум |
4 | Социальная сфера | 5 | III-IV четверть | Практикум |
3 | Экономика | 13 | II-III четверти | Контрольная работа |
5 | Повторение | 2 | IV четверть | Итоговый тест по курсу |
6.Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел | Тема урока Кол-во часов | Дата | Требования к уровню подготовки |
Раздел I. Личность и общество (6ч) |
1. | | Что делает человека человеком. | 1ч. | 2.09 | Характеристика основных понятий урока. Формирование умения высказывать собственную точку зрения. |
2. | | Человек ,общество, природа. | 1ч. | 9.09 | Умеют высказывать собственную точку зрения, анализировать тексты и высказывания. |
3. | | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1ч. | 16.09 | Умеют высказывать собственную точку зрения, анализировать тексты и высказывания. |
4. | | Развитие общества | 1ч. | 23.09 | Работают с текстом, отвечают на вопросы, |
5. | | Как стать личностью | 1ч. | 30.09 | Умеют высказывать собственную точку зрения |
6. | | Урок-практикум | 1ч. | 7.10 | Выступают с сообщениями. |
Раздел II.Сфера духовной жизни (8ч) |
7. | | Сфера духовной жизни | 1ч. | 14.10 | Характеристика основных понятий урока. Формирование умения высказывать собственную точку зрения. |
8. | | Мораль | 1ч. | 21.10 | Работают с текстом, отвечают на вопросы, составляют рассказ, работаютс толковым словарём. |
9. | | Долг и совесть | 1ч. | 28.10 | Работают с текстом, отвечают на вопросы, составляют рассказ, работают с толковым словарём. |
10. | | Моральный выбор – это ответственность | 1ч. | 11.11 | Умеют высказывать собственную точку зрения, анализировать тексты и высказывания. |
11. | | Образование | 1ч. | 18.11 | Умеют высказывать собственную точку зрения, анализировать тексты и высказывания. |
12. | | Наука в современном обществе | 1ч. | 25.11 | Анализируют документы, высказывают собственную точку зрения. |
14. | | Религия как одна из форм культуры | 1ч. | 2.12 | Анализируют факты, делают обобщающие выводы. Готовят и |
15. | | Урок-практикум | 1ч. | 9.12 | Выступают с сообщениями. |
Раздел III. Социальная сфера(5ч) |
16. | | Социальная структура общества | 1ч. | 16.12 | Работают с основными понятиями урока, высказывают собственную точку зрения, анализируют тексты и высказывания |
17. | | Социальные статусы и роли | 1ч. | 23.12 | Работают с основными понятиями урока, высказывают собственную точку зрения, анализируют тексты и высказывания |
18. | | Нации и межнациональные отношения | 1ч. | 13.01 | Анализируют факты, делают обобщающие выводы. Готовят и выступают с сообщениями. |
19. | | Отклоняющееся поведение | 1ч. | 20.01 | Анализируют факты, делают обобщающие выводы. Готовят и выступают с сообщениями. |
20. | | Урок-практикум | 1ч. | 27.01 | Выступают с сообщениями. |
Раздел IV. Экономика(13)ч |
21. | | Экономика и ее роль в жизни общества | 1ч. | 3.02 | Характеристика основных понятий урока. Формирование умения высказывать собственную точку зрения. |
22. | | Главные вопросы экономики | 1ч. | 10.02 | Характеристика основных понятий урока. Формирование умения высказывать собственную точку зрения. |
23. | | Собственность | 1ч. | 17.02 | Анализируют документы, высказывают собственную точку зрения. |
24. | | Рыночная экономика | 1ч. | 24.02 | Анализируют документы, высказывают собственную точку зрения. |
25. | | Производство – основа экономики | 1ч. | 2.03 | Работают с текстом, отвечают на вопросы, составляют рассказ, работают с толковым словарём |
26. | | Предпринимательская деятельность | 1ч. | 9.03 | Работают с текстом, отвечают на вопросы, составляют рассказ, работают с толковым словарём |
27. | | Роль государства в экономике | 1ч. | 16.03 | Анализируют документы, высказывают собственную точку зрения. |
28. | | Распределение доходов. Государственный бюджет РФ | 1ч. | 30.03 | Анализируют документы, высказывают собственную точку зрения. |
29. | | Потребление | 1ч. | 6.04 | Характеристика основных понятий урока. Формирование умения высказывать собственную точку зрения. |
30. | | Инфляция и семейная экономика. Бюджет семьи. | 1ч. | 13.04 | Характеристика основных понятий урока. Формирование умения высказывать собственную точку зрения. |
31. | | Безработица, ее причины и последствия | 1ч. | 20.04 | Работают с текстом, отвечают на вопросы, составляют рассказ, работают с толковым словарём |
32. | | Мировое хозяйство и международная торговля. | 1ч. | 27.04 | Анализируют факты, делают обобщающие выводы. Готовят и выступают с сообщениями. |
33. | | Урок-практикум | 1ч. | 4.05 | Обобщают и систематизируют изученный материал. |
34. | | Итоговый контрольный тест | 2ч. | 11-18.05 | Обобщают и систематизируют изученный материал. |
7. Материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса.
-Учебник для общеобразовательных учреждений « Обществознание» 8класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой. Москва «Просвещение»,2010.
- "Обществознание". Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под.ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С. Н. Степанько. "Учитель".Волгоград.2010 г.
- Схема «Роль политики в жизни общества»
- Схемы: «Основные сферы жизни общества», Таблица «Ступени развития общества»
- Схема «Политические режимы», «Формы правления»
- Схемы «Государственная власть», «Федеральное Собрание РФ»
- Схемы «Система законодательства», «Иерархическая лестница»
- Таблица «Дееспособность»
- Схема «Виды юридической ответственности»
- Схема «Классификация прав человека»
- Таблица «Гражданская дееспособность несовершеннолетних»
- Схема «Виды административных наказаний»
8. Результаты освоения предмета и система их оценивания
Требования к уровню подготовки учащихся по обществознанию.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
Формирование УУД в рамках изучения предмета
Личностные универсальные учебные действия
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
• овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• эстетические потребности, ценности и чувства;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы
Регулятивные универсальные учебные действия:
• использовать знаково-символические средства;
• осуществлять поиск необходимой информации;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• выделять необходимую информацию из текстов разных видов;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• обобщать;
• устанавливать аналогии;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать и уважать разные мнения;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению;
• строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
● определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
● использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
● исследование реальных связей и зависимостей;
● умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
● объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
● поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
● отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
● передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
● перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
● выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
● уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
● владение навыками редактирования текста;
● самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
● участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
● формулирование полученных результатов;
● создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
● пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
● владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Формы организации учебного процесса:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
- содержания;
- обучающих средств;
- методов обучения.
Виды учебных занятий: урок , лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий
и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Система оценивания достижений учащихся.
Виды контроля
Текущий контроль:
Аудиторные занятия;
Домашняя работа.
Тематический контроль:
Выполнение и защита практических работ
Контроль усвоения знаний проводится в форме тестирования и контрольных работ
Опрос по индивидуальным заданиям
Презентация
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы со схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении обществоведческого материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Понимание основных взаимосвязей жизни общества.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по обществознанию.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата
Использованы указанные учителем источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с источниками дополнительной информации.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Критерии оценки презентации
Критерии | Баллы | Оценка группы | Оценка класса | Оценка учителя |
СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ | | | | |
Титульный слайд с заголовком | 3 | | | |
Минимальное количество – 10 слайдов | 3 | | | |
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 3 | | | |
Библиография | 3 | | | |
СОДЕРЖАНИЕ | | | | |
Сформулированы цель, гипотеза | 3 | | | |
Понятны задачи и ход исследования | 3 | | | |
Использование эффектов анимации | 3 | | | |
Вставка графиков и таблиц | 3 | | | |
Правильность изложения текста | 3 | | | |
Результаты и выводы соответствуют цели | 3 | | | |
ДИЗАЙН, ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ | | | | |
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 3 | | | |
Слайды представлены в логической последовательности | 3 | | | |
Красивое оформление презентации | 3 | | | |
Единый стиль | 3 | | | |
ОРГАНИЗАЦИЯ | | | | |
Чёткое планирование работы группы и каждого учащегося. | 3 | | | |
Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией | 3 | | | |
СОБЛЮДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ | 3 | | | |
Общее количество баллов | | | | |
Принципы подведения итогов:
Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 3 (среднее арифметическое).
Итоговый балл классифицируется следующим образом:
25 – 34 баллов – оценка «3»
35 - 44 баллов – оценка «4»
45 – 51 баллов – оценка «5