| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Хабаровска «Средняя школа №49 имени героев-даманцев» | «УТВЕРЖДЕНО» Руководитель МБОУ « СШ № 49имени героев-даманцев» ----------/В.И.Абросимова/ Приказ № от « » 20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Обществознание
(название учебного предмета)
8 класс
Брылева Т. А. учитель истории и обществознание
Высшая квалификационная категория
(классы, Ф.И.О. учителя, категория)
«ПРИНЯТО»
на заседании
педагогического совета
протокол №
от « » 20 г.
«СОГЛАСОВАНО» Руководитель МО ___ /______________ / ФИО Протокол № от « » 20 г. | | «СОГЛАСОВАНО»\ Заместитель руководителя по УВР _____ /___________ ФИО « » 20 г. |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию, программы курса «Обществознание» 6 – 9 классы. Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и другие. М.: «Просвещение», 2009.
Курс рассчитан на 35 часов учебного времени, из расчета 1 час в неделю. Один час отводится на введение, один часа отводится для повторения и итоговой проверки знаний учащихся.
Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Цели курса:
создание условий для социализации личности;
формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Курс рассчитан на 35 часов. Состоит из 4 тем, после каждой темы повторение и обобщение материала.
В ходе изучения курса учащиеся 8 класса должны знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения.
Учебно-методическмй комплекс:
- Боголюбов Л.Н. Обществознание 8 – 9 кл. – М.: «Просвещение», 2008 – 2009.
- Дыдко С.Н. Контрольные и проверочные работы по обществознанию: 8 класс: К учебнику Л.Н. Боголюбова «введение в обществознание. – 8 – 9классы» - М.: Изд. «Экзамен», 2004.
- Поздеев А.В. Универсальные поурочные разработки по обществознанию 8 класс. – М.: ВАКО, 2008.
Содержание учебного курса Обществознание
Личность и общество
Личность. Мировоззрение.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.
Социальные изменения и их формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Социальные ценности и нормы. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло.
Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.
Моральный выбор. Свобода и ответственность.
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Экономика
Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Главные вопросы экономики. Модели экономических систем.
Собственность. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.
Производство. Товары и услуги. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль.
Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Роль государства в экономике. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение доходов. Неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации.
Потребление.
Семейный бюджет.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция.
Безработица как социальное явление.
Мировое хозяйство. Международная торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.
Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.
Социальная роль и социальный статус.
Социальные роли подростка. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.
Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.
Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Календарно – тематическое планирование 8 класс – 35 часов
№ урока | Дата проведения | Тема урока (раздела) | Формы текущего контроля | Часы |
Дата | Факт |
1. | | | Введение | | 1 |
Глава 1. Личность и общество – 4 часа |
2. | | | Быть личностью | | 1 |
3. | | | Общество как форма жизнедеятельности людей | | 1 |
4. | | | Развитие общества | | 1 |
5. | | | Повторительно-обобщающий урок по теме: Личность и общество | Контрольный срез, работа с тестами | 1 |
Глава 2. Сфера духовной культуры – 10 часов |
6 -7. | | | Сфера духовной жизни | | 2 |
8. | | | Мораль | | 1 |
9 -10. | | | Долг и совесть | | 2 |
11. | | | Моральный выбор – это ответственность | | 1 |
12. | | | Образование | | 1 |
13. | | | Наука в современном обществе | | 1 |
14. | | | Религия как одна из форм культуры | | 1 |
15. | | | Повторительно – обобщающий урок по теме: Сфера духовной культуры | Контрольный срез, работа с тестами | 1 |
Глава 3. Экономика – 14 часов |
16. | | | Экономика и ее роль в жизни общества | | 1 |
17. | | | Главные вопросы экономики | | 1 |
18. | | | Собственность | | 1 |
19. | | | Рыночная экономика | | 1 |
20. | | | Производство – основа экономики | | 1 |
21. | | | Психологический климат в семье | | 1 |
22. | | | Предпринимательская деятельность. | | 1 |
23. | | | Роль государства в экономике | | 1 |
24. | | | Распределение доходов | | 1 |
25. | | | Потребление | | 1 |
26. | | | Инфляция и семейная экономика | | 1 |
27. | | | Безработица, ее причины и последствия | | 1 |
28. | | | Мировое хозяйство и международная торговля | | 1 |
29. | | | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Экономика» | Контрольный срез, работа с тестами | 1 |
Глава 4. Социальная сфера – 6 часов |
30. | | | Социальная структура общества. | | 1 |
31. | | | Социальные статусы и роли | | 1 |
32. | | | Нации и межнациональные отношения | | 1 |
33. | | | Отклоняющееся поведение | | 1 |
34. | | | Повторительно-обобщающий урок по теме: Социальная сфера. | | 1 |
35. | | | Итоговое повторение | Контрольный срез знаний: «Человек в обществе» | 1 |
8