муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37»
Рассмотрено на заседании МО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
протокол № ________________ Зам.директора по УВР директор МОБУ «СОШ № 37» «______»___________2017 г. ____________/ Канищева О.Н./ ______________/Кабанова Л.В../
_________/Урбан Ю.В./ «____»____________2017 г. «____»___________ 2017 г.
Рабочая программа
по обществознанию
в 9 классе
Составитель:
Кулушева Л.К.,
учитель истории и обществознания
Рабочая программа по обществознанию в 9 классе составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ министерства образования РФ от 5 марта 2004 года N 1089, с дополнениями и изменениями).
Требования к уровню достижений обучающихся
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен: знать/понимать:
-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
-содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
способность выявлять признаки коррупционного поведения;
осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений (преступлений);
осознание неотвратимости наказания за совершение правонарушений (в т.ч. коррупционного характера);
способность характеризовать значение коррупции для состояния общественных отношений;
способность определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям коррупционным поведением граждан, должностных лиц;
способность определять и использовать социальные институты, обеспечивающие противодействие коррупции;
способность выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально коррупциогенных ситуациях;
способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения;
понимание значимости правовых явлений для личности;
способность к развитию правосознания на основе полученных знаний;
приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой культуры в рамках образовательной и иной деятельности;
способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение коррупциогенных факторов;
приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям;
способность выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических отношений;
приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной политики;
приобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных признаках;
способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции;
приобретение знаний о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения;
способность разграничения коррупционных и схожих некоррупционных явлений в различных сферах жизни общества;
способность определять роль политических институтов в системе противодействия коррупции;
уметь:
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально
-деятельное существо; основные социальные роли;
-сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
-объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
-приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
-оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
-осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ,
учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
-самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-первичного анализа и использования социальной информации;
-сознательного неприятия антиобщественного поведения
Содержание учебного предмета
Сфера духовной культуры и ее особенности. Мировоззрение. Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами. Безработица. Профсоюз.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества. Политический режим.
Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства.
Демократия, ее развитие в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.
Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.
Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства.
Понятие коррупции. Противодействие коррупции.
Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений.
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.
Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.
Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права.
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Тема урока | | Дата |
план | факт |
| 1 четверть (8 часов) | | | |
1 | Политическая сфера жизни общества Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность | 1 | 06.09 | |
2 | Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. | 1 | 13.09 | |
3 | Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. | 1 | 20.09 |
4 | Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. | 1 | 27.09 |
5 | Выборы и референдумы. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. | 1 | 04.10 | |
6 | Разделение властей. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. | 1 | 11.10 | |
7 | Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Опасность политического экстремизма. | 1 | 18.10 | |
8 | Социальные нормы. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. | 1 | 25.10 | |
| II четверть (8 часов) | | 08.11 | |
9 | Социализация личности. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение. | 1 | 15.11 | |
10 | Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. | 1 | 22.11 | |
11 | Основы российского законодательства Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. | 1 | 29.11 | |
12 | Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. | 1 | 06.12 | |
13 | Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. | 1 | 13.12 | |
14 | Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. | 1 | 20.12 | |
15 | Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. | 1 | 27.12 | |
16 | Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. | 1 | 17.01 | |
| III четверть (11 часов) | | 24.01 | |
17 | Гражданин и государство. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. | 1 | 31.01 | |
18 | Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. | 1 | 07.02 | |
19 | Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. | 1 | 14.02 | |
20 | Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. | 1 | 21.02 | |
21 | Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. | 1 | 28.02 | |
22 | Социальная сфера жизни общества Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. | 1 | 07.03 | |
23 | Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. | 1 | 14.03 | |
24 | Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. | 1 | 21.03 | |
25 | Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | 04.04 | |
26 | Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. | 1 | 11.04 | |
27 | Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. | 1 | 18.04 | |
| IV четверть (7 часов) | | 25.04 | |
28 | Сфера духовной культуры Культура, ее многообразие и основные формы. | 1 | 02.05 | |
29 | Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. | 1 | 16.05 | |
30 | Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Правовое регулирование в сфере образования. | 1 | 23.05 | |
31 | Религия как форма культуры. Мировые религии. | 1 | 30.05 | |
32 | Роль религии в жизни общества. Свобода совести. | 1 | | |
33 | Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. | 1 | | |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по обществознанию.
Работа оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок.
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта.
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос, за ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов обучающихся по обществознанию
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя терминологию, в определенной логической последовательности;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий,
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.
Оценочные материалы
№ | Наименование работы | Дата |
1 | Итоговая контрольная работа по обществознанию за курс 9 класса | май |
Итоговая контрольная работа по обществознанию за курс 9 класса
А 1.Сфера деятельности, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью власти, называется
1) правом 2) экономикой 3) политикой 4) суверенитетом
А 2.Верны ли следующие суждения о суверенитете
А. Суверенитет государства означает его способность выполнять свои функции без вмешательства выполнять свои функции без вмешательства других государств
Б. Суверенитет государства означает его право выступать в качестве независимого и самостоятельного участника международных отношений
1) верно А. 2) верно Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны.
А3.Способ территориальной организации государства называется формой
1) правления 2) режима 3) суверенитета 4) устройства
А 4.Что характеризует тоталитарный режим?
1) наличие гражданского общества 2) обеспечение прав и свобод граждан
3) отсутствие обязательной государственной идеологии 4) всесторонний контроль государства за жизнью общества
А5.Верны ли суждения о референдуме?
А. референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным вопросам всего общества
Б. Референдум, как и выборы, предполагают голосование за кандидатуры или партии
1) верно А. 2) верно Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны
А 6.Что относится к политическим правам граждан?
1) право на жизнь 2) право избирать и быть избранным 3) право на образование 4) право на труд
А 7.Кто является главой государства в РФ?
1) Председатель Правительства 2) Президент РФ 3) спикер Государственной Думы РФ
4) Председатель Конституционного суда РФ.
А8.Законодательная власть в РФ осуществляется
1)Федеральным собранием РФ 2) Верховным судом РФ 3)Президентом РФ 4)Правительством
А 9.Верны ли суждения?
А. Президент РФ избирается всенародным голосованием
Б. Президент РФ - Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил РФ
1) верно А. 2) верно Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны
А10.Что является частью гражданского общества?
1) государство 2) союз предпринимателей 3) Совет Федерации 4) армия
А11.Полная дееспособность физических лиц наступает
1) в 14 лет 2)с 16 лет 3) с 18лет 4) с 21года
А12.Субъектом правоотношений является
1) гражданин, сдающий квартиру в аренду 2) арендная плата за квартиру
3)право гражданина сдавать квартиру в аренду 4) сосед, живущий в квартире напротив
А13.Равенство сторон в гражданском праве означает
1) принятие свободных решений сторонами 2) добровольность принимаемых решений
3) имущественные отношения между сторонами 4) отсутствие между сторонами властного подчинения
А14.Верны ли суждения об отраслях права?
А. Уголовное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для общества
Б. Конституционное право регулирует отношения в сфере экономической деятельности граждан и фирм
1) верно А. 2) верно Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны
А15.Что из перечисленного ниже является административным проступком?
1) незаконное лишение свободы 3) нарушение правил пользования газом в быту
3) нарушение порядка проезда в общественном транспорте 4) незаконная продажа наркотических средств
В 1.В приведенном списке указаны черты сходства и отличия понятий государство и правовое государство. Выберите и запишите в первую колонку черты сходства, во вторую черты отличия
1) верховенство закона 2) наличие органов и структуры управления 3) государственный суверенитет 4) система разделения властей
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
В 2.Гражданин Иванов продал квартиру знакомому, зарегистрировал сделку у нотариуса. Какими признаками будет обладать данная сделка?
1) формальная 2) устная 3) купля - продажа 4) дарение 5) законная 6) безвозмездная
В3. Установите соответствие
Понятия | Отрасли права |
А) наследование | 1) трудовое право |
Б) авторство | 2) гражданское право |
В) время отдыха | |
Г) сделка | |
Д) коллективный договор работников с фирмой | |
В 4.Определите, какие положения текста отражают 1) факты 2) отражают мнения
(А) Главой государства в РФ является Президент РФ (Б) Главой правительства является Председатель Правительства РФ (В) Однако многие СМИ называют главу Правительства премьер- министром.
В5.В тексте представлены политические права граждан, какое право выпадает из общего ряда
Право на участие в митингах, право на участие в выборах, право на участие в управлении своей страной, право на свободу совести.
Часть 3.
Прочитайте текст и выполните задания.
В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.
В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.
В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.
В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это — штраф.
По кн. К.С.Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245-247.
С 1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С 2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.
С3. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?