Пояснительная записка
Цель изучения курса:
Помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Задачи :
развитие личности в ответственный период социального взросления (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности , межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповедовании, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273; «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089.
4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
5.Приказа.Минобрнауки Амурской области от 3.09.2013 года № 1062
6. Учебный план МОКУ Малиновской СОШ на 2016-2017 учебный год;
7. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
8. Образовательная программа МОКУ Малиновской СОШ;
Примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень) и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.Л. Городецкой, Л.Ф.Ивановой «Обществознание. 6-9 классы, базовый уровень. - М.: Просвещение, 2010г.
Обоснование выбора программы
За основу написания Рабочей программы взята авторская программа Л.Н.Боголюбова, Н.Л. Городецкой, Л.Ф.Ивановой «Обществознание. 6-9 классы, базовый уровень. - М.: Просвещение, 2010г., которая рассчитана на 1 учебный час в неделю и и 34 учебных часа в год.
Цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, остаются теми, что и у автора. Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний,
важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного
поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу
№п/п | Тема | Кол-во часов в авторской программе | Кол-во часов в рабочей программе | Цель изменения |
всего | Практи ческие | Обоб щающие | всего | Практи ческие | Обоб щающие | |
1 | Политика и социальное управление | 8 | - | - | 11 | - | 1 | выяснить признаки и отличительные особенности демократии, как политического режима; построение демократии в России;анализ деятельности современных партий и движений в России («Единая Россия», ЛДПР, КП РФ и т.д.);выяснить роль СМИ в жизни человека и общества; СМИ – «новая» ветвь власти |
2 | Право | 16 | - | - | 22 | 3 | 1 | изучить более подробно Конституцию РФ,анализ статей Конституции РФ;выяснить права обязанности несовершеннолетних по трудовому праву; выяснить причины совершения преступлений несовершеннолетними |
3 | Резерв | 10 | - | - | - | | |
4 | Итоговое повторение | - | - | - | 1 | | 1 |
Итого | 34 | - | - | 34 | 3 | 3 |
Место и роль учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществоведения в 9 классе - это четвертый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Особенности региона, образовательной организации
Дальний Восток. Амурская область. Малокомплектная сельская школа
Программа рассчитана на 34 часа , 34 учебных недели (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком
Возрастные особенности особенности старшего подростка.
9-тый класс (13,14 лет):
Познавательные процессы:
В 9-ом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов:
· внимания,
· памяти,
· воображения,
· мышления,
· речи.
При переходе из 8-го в 9-тый класс у подростков наблюдается скачок в овладении такими операциями, как классификация, аналогия, обобщение и др. устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач. Эти умения развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми в математике, физике и химии.
ъВедущий вид деятельности:
В 9-ом классе, как и в 7 – 8-х классах, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение. Оно пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на учебные занятия, и на отношения с родителями. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания.
Социальная ситуация развития:
В 9-ом классе детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе. Иногда значительное влияние на личность оказывают подростковые группы, образующиеся в летних лагерях. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.
Мотивация:
Главная мотивационная линия 9-х классов, как и 7 – 8-х, связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. Подростки продолжают систематически заниматься самовоспитанием. Они задумываются над возможностями интеллектуального и личностного общения, самосовершенствования и предпринимают для этой цели сознательные, целенаправленные усилия. Типичной целью девятиклассника является волевое и физическое самосовершенствование, а задачами – улучшение волевых качеств личности, таких, как уверенность в себе и др., через применение специальных средств и упражнений, физическое развитие.
Новообразование:
В 14 лет начинается переходный период между подростковым и юношеским возрастом. В 9-том классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать – продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Это сама по себе сложная задача. Еще более она усложняется в наше время – переломный исторический период. Девятиклассникам не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения, страхи и повышенный уровень тревожности.
Общение:
Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей.
В 14 лет (переходный период к ранней юности) у подростка притупляется острота восприятия сверстников. Больший интерес начинают вызывать взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.
Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в 6, 7, 8 и 9 классах по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 41 учебного часа (или 29%) для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических
технологий. В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика и социальное управление» дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества.
Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.
На заключительных уроках с опорой на знания по истории характеризуются социальные изменения и их фор мы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплина ми.
Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования.
Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Существует множество педагогических технологий (это совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы), которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания:
Творческая работа (исследовательская работа, реферат, сочинение, эссе, доклад, составление тестов и кроссвордов, рисование, изготовление наглядного пособия и т.д.)
Урок-лекция. Урок защиты проектов. Урок-зачёт. Урок-размышление. Деловая игра. Работа с учебником. Работа с историческим источником. Работа с картой (в т.ч. контурной). Защита устных заданий, выполненных в группе. Выполнение письменных самостоятельных заданий. Защита письменных работ, выполненных индивидуально. Участие в компьютерном тестировании. Взаимопроверка. Работа над проектом. Работа в роли консультанта Разработка разноуровневых заданий. Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями.
Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов. Отработка образовательных стандартов. Предупреждение неуспеваемости. Развитие исследовательских навыков.
Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков с последующей презентацией результатов работы в виде: реферата, доклада и т.д.
Проектные методы обучения
Достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов.
Технология «Дебаты». Развитие навыков публичных выступлений
Технология модульного и блочно-модульного обучения
Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. Лекционно-семинарско-зачетная система.
Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.
Коллективная система обучения (КСО). Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала.
Информационно-коммуникационные технологии. Использование обучающих программ
Вариативность использования образовательных технологий дает положительную динамику участия обучающихся школы в различных мероприятиях.
При безусловных достоинствах других развивающих методов особое внимание следует уделить интерактивным методам обучения, в основе которых лежит познавательная совместная деятельность учителя и учащегося. Методы группового взаимодействия принято назвать интерактивными. В их основе лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интреакции ( в переводе с англ. означает «взаимодействие, воздействие»).
Формы контроля знаний и умений обучающихся
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся:
индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные работы , тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины и др.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 3 темы. В конце каждой темы предусмотрены повторительно-обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или зачетных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: зачетные работы, тестирование, обобщающие уроки
критерии оценки знаний учащихся
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, невладение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)
Предполагаемые результаты.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
– знания и представления о нормах российского законодательства;
– знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
– коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2010.
2. Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2010.
3. Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М. : Просвещение, 2010.
Основное содержание.
Глава 1. Политика.(11часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Знать, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества.
Уметь называть главные особенности политической власти; осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
Знать признаки и формы государства.
Уметь называть различные точки зрения причин появления государства; сравнивать конституцию и абсолютную монархию
Знать, что означает понятие «политический режим», основные виды политических режимов.
Уметь сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы; характеризовать развитие демократии в современном обществе.
Знать принципы правового государства.
Уметь характеризовать ветви власти; объяснять смысл, понятия «право выше власти»; осуществлять поиск социальной информации; работать со схемой
Знать основные признаки гражданского общества.
Уметь объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением; работать с документом по заданному алгоритму
Знать, при каких условиях человек может сознательно участвовать в политической жизни.
Уметь оценивать значение принципов конституционного строя; формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач
Знать, что такое политические партии и общественные движения.
Уметь анализировать текст, объяснять смыл понятий; объяснять, почему в обществе возникают общественно-политические движения; анализировать роль политических партий .и общественных движений в современном мире.
Знать основные положения главы.
Уметь характеризовать политические режимы и партии; делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать
собственную точку зрения или обосновывать известные; решать практические задачи.
Знать основные положения главы «Политика».
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные
Глава 2. Право.(22 часа)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно – правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско – правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Знать основное назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы.
Уметь объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права
Знать, что такое правоотношения, чем правоотношение отличается от других социальных отношений.
Уметь характеризовать субъекты правоотношений; работать с правовыми документами по заданному алгоритму
Знать признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности.
Уметь решать практические
задачи; определять виды юридической ответственности; работать с документами; на основе ранее изученного материала; решать проблемные задачи
Знать, какие органы называются правоохранительными.
Уметь определять принцип правосудия; анализировать действия правоохранительных органов; решать проблемные задачи
Знать, почему конституция является законом высшей юридической силы; принципы правового государства.
Уметь характеризовать исторические этапы развития конституции в России; анализировать основные принципы правового государства; на основе ранее изученного материала решать проблемные задачи
Знать особенности юридических норм (прав человека).
Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму
Знать суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений.
Уметь объяснять, в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних; характеризовать виды гражданско-правовых договоров; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; приводить примеры поведенческих ситуаций
Знать, какие права и обязанности включаются в трудовой договор, в чем значение дисциплины труда.
Уметь анализировать документы, делать выводы; характеризовать трудовые правоотношения
Знать, каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению, что такое брачный договор; что понимается под родительскими правами; какими правами и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность,
цели и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов.
Уметь анализировать права и обязанности супругов, родителей и детей, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, нужна ли человеку семья; объяснять, почему семья является приоритетной формой воспитания детей; работать со схемой и правоведческими документами
Знать, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений.
Уметь работать с документами; анализировать схему «Административное право»; делать выводы, высказывать собственные суждения
Знать особенности уголовно-правовых отношений.
Уметь определять, какие виды наказаний и ответственности несут несовершеннолетние правонарушители; работать с документами; анализировать схемы по теме правовых отношений
Знать роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей; что означает понятие «социальное государство»; каковы основные направления социальной политики нашего государства; что предусматривает право по охране здоровья; кто имеет право на социальное обеспечение.
Уметь объяснять, почему
социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе; анализировать
Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах; выполнять творческие задания в рамках изученного материала
Знать, что называют международным гуманитарным правом, кем и когда было принято МГП. Уметь называть особенности и значение международного гуманитарного права; работать с документами
Знать, правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни; что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей.
Уметь анализировать модернизацию современного образования; характеризовать основные принципы Конвенции о правах ребенка; работать с документами
Знать основные понятия главы «Право».
Уметь анализировать, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; выполнять творческие задания, отражающие типичные ситуации в сфере образования
Итоговое повторение 1 час
Знать основные понятия главы «Политика».
Уметь находить и анализировать информацию, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; работать с документами, схемами, таблицами; выполнять творческие задания
Знать основные понятия главы «Право».
Уметь находить и анализировать информацию, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; работать с документами, схемами, таблицами
Знать основные понятия курса «Обществознание. 9 класс».
Уметь находить и анализировать информацию, объяснять значение понятий; работать с документами; характеризовать
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
всего | практические | обобщение |
1 | Политика | 11 | | 1 |
2 | Право | 22 | 3 | 1 |
3 | Итоговое повторение | 1 | | 1 |
| Итого | 34 | 3 | 3 |
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Литература, рекомендуемая в процессе реализации
рабочей программы:
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М. : Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М. : Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников : 5–9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. – Волгоград : Учитель, 2006.
Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля : элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. – Волгоград. : Учитель, 2007.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. – Волгоград : Учитель, 2006. – 123 с.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для
Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. – Волгоград : Учитель, 2008.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М.
Информационно-коммуникативные средства.
Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Календарно - тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Вид контроля. измерители | Домашнее задание | Дата
|
план | факт |
Раздел 1 Политика |
1 | Политика и власть | 1 | Что такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политическая жизнь и средства массовой информации | Устный опрос | § 1, задание, с. 10–11 | | |
2 | Государство | 1 | Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Что такое гражданство | Опрос. Письменные задания | § 2, задания, с. 19–20 | | |
3 | Политические режимы | 1 | Политические режимы. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия. | Опрос. Письменные задания | § 3, вопросы, с. 27–28 | | |
4 | Демократия-политический режим в России | 1 | развитие демократии в современном мире | сообшение | § 3, | | |
5 | Правовое государство | 1 | Понятие правового государства. Власть в правовом государстве. Принципы правового государства | Опрос. Составление схемы | § 4, задания, с. 36–37 | | |
6 | Гражданское общество и государство | 1 | Что такое гражданское общество. Местное самоуправ- ление. Общественная палата | Опрос. Письменные задания. Работа с доку- ментом | § 5, задания, с. 46–47 | | |
7 | Участие граждан в политической жизни | 1 | Выборы, референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращение в органы власти. Пути влияния на власть. Значение свободы слова. Опасность политического экстремизма. Политика – дело каждого | Опрос. Письменные задания | § 6, задания, с. 57–58 | | |
8 | Политические партии и движения | 1 | Общественно-политические движения. Политические партии. Роль политических партий и общественных движений в современном мире | Опрос. Письменные задания | § 7, задания, с. 64–65 | | |
9 | Политические партии и движения в современной России | 1 | . Роль политических партий и общественных движений в россии | Устный опрос | Поисковая работа | | |
10 | Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. | 1 | Средства массовой информации. | Письменный опрос | Подготовиться к к/р | | |
11 | Повторительно-обобщающие урок по теме «Политика» | 1 | Политика и власть. Политические режимы. Правовое государство. Политические партии и движения | тест | | | |
Глава 2 Право |
12 | Право, его роль в жизни общества и государства | 1 | Что такое право. Право и его роль в жизни общества и государства. Мера свободы, справедливости, ответственности. Система законодательства. Право и закон | Опрос. Письменные задания | § 8, задание, с. 77–78 | | |
13 | Правоотношения и субъекты права | 1 | Сущность и особен-ности правоотношения. Субъекты правоотношения. Система права. Понятие нормы и права | Опрос. Работа с документом | § 9, задания, с. 83–84 | | |
14 | Правонарушения и юридическая ответственность | 2 | Правонарушения и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности | Опрос. Работа с документом. Проблемные задания | § 10, задания, с. 92–93 | | |
15 | Правоохранитель ные органы | 1 | Правоохранительные органы. Суд. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат | Опрос. Письменные задания. Проблемные задания | § 11, задания, с. 101–102 | | |
16 | Конституция Российской Федерации. | 1 | Этапы развития конституции. Закон высшей юридической силы. Конституционный строй. Основы государства | Опрос. Письменные задания. | § 12 задания, с. 118–119 | | |
17 | Основы конституционного строя РФ | 1 | . Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы правового государства | Проблемные задания | § 13 | | |
18 | Практическая работа № 1 по теме «Конституция Российской Федерации» | 1 | | | | | |
19 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | Что такое права человека. Юридические нормы. Правовые и юридические документы. Права и свободы человека и гражданина. Система защиты прав. | Опрос. Письменные задания.
| § 14–15, задания, с. 134–135 | | |
20 | Практическая работа № 2 по теме «Права и свободы человека и гражданина» | 1 | Права ребенка | Работа с доку- ментом | | | |
21 | Гражданские правоотношения | 1 | Сущность граждан- ского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя | Опрос. Моделирование поведенческих ситуаций | § 16, задания, с. 144–145 | | |
22 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 1 | Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовая дисциплина | Опрос. Работа с доку- ментами | § 17, задания, с. 152–153 | | |
23-24 | Семейные правоотношения | 2 | Юридические понятия семьи и брака. Потребность человека в семье. Правовые основы семейно- брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов. Правоотношения родителей и детей | Опрос. Работа с доку- ментами. Работа со схемой | § 18, задания, с. 163–164 | | |
25 | Административные правоотношения | 1 | Административное право. Понятия и черты административного правоотношения. Административные правонарушения | Опрос. Работа с доку- ментом и схемой | § 19, задания, с. 171–172 | | |
26-27 | Уголовно-правовые отношения | 2 | Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. Основания для привлечения и освобождения | Опрос. Работа с доку- ментом и схемой | § 20, задания, с. 181–182 | | |
28 | Социальные права | 1 | Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах | Опрос. Письменные задания. Творческое задание | § 21, задания, с. 190–191 | | |
29 | Международно-правовая за щита жертв вооруженных конфликтов | 1 | Международное гуманитарное право. Значение междуна- родного права | Опрос. Работа с доку- ментами | § 22, задания, с. 198–199 Опереж.чт.§ 23, задания, с. 205–207 | | |
30 | Правовое регулирование отношений в сфере образо- вания | 1 | Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование. Дополнительное образование детей | Устный опрос. Работа с документами | | | |
31 | Право в жизни человека | 1 | Как стать личностью? Личность, мораль, ценности, моральная ответственность, моральный выбор, моральный контроль | Письменные задания. Творческое задание | Выводы к главе, с. 208–213, задание, с. 213–215 | | |
32 | Практическая работа № 3 по теме «Право» | 1 | Право и его роль в жизни общества и государства. Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения. Отрасли права | Опрос. Письменные задания. Работа с доку- ментами | Повторение, подготовка к тестированию | | |
33 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Право» | 1 | Право и его роль в жизни общества и государства. Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения. Отрасли права | тест | Повторение, подготовка к тестированию | | |
34 | Итоговое повторение по теме «Политика. Право» | 1 | Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни. Право и его роль в жизни общества и государства. | Проблемные задания. Модели- рование ситуаций | | | |
.
9 | Контрольная работа | 1 | Проверка знаний и умений | Политика и власть. Политические режимы. Правовое государство. Политические партии и движения | тест | | |
Глава II. Право |
10 | Право, его роль в жизни общества и государства | 1 | Изучение нового материала | Что такое право. Право и его роль в жизни общества и государства. Мера свободы, справедливости, ответственности. Система законодательства. Право и закон | Опрос. Письменные задания | § 8, задание, с. 77–78 | |
2 триместр 1модуль |
11 | Правоотношения и субъекты права | 1 | Комбинированный | Сущность и особен-ности правоотношения. Субъекты правоотношения. Система права. | Опрос. Работа с документом | § 9, задания, с. 83–84 | |
.
| | | | Понятие нормы и права | | | |
12–13 | Правонарушения и юридическая ответственность | 2 | Изучение нового материала. Комбинированный | Правонарушения и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности | Опрос. Работа с документом. Проблемные задания | § 10, задания, с. 92–93 | |
14 | Правоохрани-тельные органы | 1 | Комбинированный | Правоохранительные органы. Суд. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат | Опрос. Письменные задания. Проблемные задания | § 11, задания, с. 101–102 | |
15 | Конституция Российской Федерации | 1 | Изучение нового мате- риала. | | | | |
2 триместр 2 модуль |
16 | Конституция Российской Федерации. | 1 | Изучение нового мате- риала. Комби- | Этапы развития конституции. Закон высшей юридической силы. Конституционный строй. Основы государства. Основы | Опрос. Письменные задания. Проблем-ные | § 12–13, задания, с. 118–119 | |
| Основы конституционного строя РФ | | ниро-ванный | статуса человека и гражданина. Основные принципы правового государства | задания | | |
17–18 | Права и свободы человека и гражданина | 2 | Изучение нового материала. Комбинированный | Что такое права человека. Юридические нормы. Правовые и юридические документы. Права и свободы человека и гражданина. Система защиты прав. Права ребенка | Опрос. Письменные задания. Работа с доку- ментом | § 14–15, задания, с. 134–135 | |
19 | Гражданские правоотношения | 1 | Практикум | Сущность граждан- ского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя | Опрос. Моделирование поведенческих ситуаций | § 16, задания, с. 144–145 | |
20–21 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 2 | Изучение нового материала. Комбинированный | Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовая дисциплина | Опрос. Работа с доку- ментами | § 17, задания, с. 152–153 | |
3 триместр 1 модуль |
22-23 | Семейные правоотношения | 2 | Изучение нового материала. Комбинированный | Юридические понятия семьи и брака. Потребность человека в семье. Правовые основы семейно- брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов. Правоотношения родителей и детей | Опрос. Работа с доку- ментами. Работа со схемой | § 18, задания, с. 163–164 | |
24 | Административные правоотношения | 1 | Комбинированный | Административное право. Понятия и черты административного правоотношения. Административные правонарушения | Опрос. Работа с доку- ментом и схемой | § 19, задания, с. 171–172 | |
25–26 | Уголовно-правовые отношения | 2 | Изучение нового материала. Комбинированный | Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. Основания для привлечения и освобождения | Опрос. Работа с доку- ментом и схемой | § 20, задания, с. 181–182 | |
| | | | от уголовной ответственности | | | |
27 | Социальные права | 1 | Комбинированный | Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах | Опрос. Письменные задания. Творческое задание | § 21, задания, с. 190–191 | |
3 триместр 2 модуль |
28 | Международно-правовая за- | 1 | Изучение нового материала | Международное гуманитарное право. Значение междуна- родного гуманитар- | Опрос. Работа с доку- ментами | § 22, задания, с. 198–199 Опереж.чт.§ 23, задания, с. 205–207 | |
| щита жертв вооруженных конфликтов | | | ного права | | | |
29 | Правовое регулирование отношений в сфере образо- вания | 1 | Изучение нового материала | Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование. Дополнительное образование детей | Устный опрос. Работа с документами | | |
30 | Право в жизни человека | 1 | обобщение и систе-матизация знаний | Как стать личностью? Личность, мораль, ценности, моральная ответственность, моральный выбор, моральный контроль | Письменные задания. Творческое задание | Выводы к главе, с. 208–213, задание, с. 213–215 | |
Итоговое повторение (4 часа) |
31 | Правовое государство и его граждане | 1 | обобщение и систематизация знаний | Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни. Правовые основы гражданских правоотношений | Опрос. Письменные задания. Творческое задание | Повторение, подготовка к тестированию | |
32 | Право в жизни человека | 1 | обобщение и систематизация знаний | Право и его роль в жизни общества и государства. Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения. Отрасли права | Опрос. Письменные задания. Работа с доку- ментами | Повторение, подготовка к тестированию | |
33 | Политика и право | 1 | обобщение и систематизация знаний | Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни. Право и его роль в жизни общества и государства. | Проблемные задания. Модели- рование ситуаций | Повторение, подготовка к тестированию | |
| | | | Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения. Отрасли права | | | |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контроль знаний и умений | Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни. Право и его роль в жизни общества и государства. Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения. Отрасли права | тест | | |
.
.